Рис длинный польза и вред

Вареный рис любят многие. Он отлично подходит в качестве гарнира к любым мясным, овощным и рыбным блюдам. Долгое время, это злаковое растение считалось основным продуктом питания в восточных странах. Но теперь его выращивают и употребляют практически везде. Существует несколько разновидностей этого злака. Например, выделяют красный, бурый, дикий, коричневый, черный и белый рис. Последний вид считается наиболее распространенным. Поэтому в этой статье мы узнаем о вреде и пользе белого риса для организма человека.
Что такое белый рис? Это самая обычная крупа, которую мы часто покупаем в магазине. Ее зерна проходят тщательную очистку и шлифовку. В результате мы имеем рис без отрубной оболочки. Поверхность каждого зернышка ровная и гладкая. Такая обработка делается для того, чтобы улучшить вкусовые свойства, увеличить срок годности и ускорить процесс приготовления. В зависимости от формы рис бывает:
- Длиннозерный (из-за того, что он практически не слипается, его используют в плове, салатах и гарнирах);
- Среднезерный (после варки он становится мягким, поэтому его применяют в супах и ризотто);
- Круглый (быстро слипается, поэтому годится для суши, запеканок и пирогов).
Так как белый рис проходит многоэтапную обработку, он утрачивает некоторые полезные свойства. Однако в нем все равно остается много хорошо, ведь состав этого зерна богат необходимыми минералами и витаминами.
Какие полезные вещества содержаться в белом рисе? Его состав и калорийность
Примерно 80% в составе занимают сложные углеводы. В 100 граммах этого продукта находится почти 79 г углеводов. Они помогают организму набраться необходимой энергии. А калорийность этого злака в сухом виде составляет 280-370 ккал.
Что же касается химического состава риса, то в нем, согласно некоторым данным, находятся такие микроэлементы:
- Фосфор (328 мг на 100 г);
- Калий (314 мг);
- Хлор (133 мг);
- Магний (116 мг).
А также в состав входит кальций, натрий, железо, йод, селен и т.д., но уже в меньших количествах.
Польза риса для организма также видна в том, сколько витаминов в нем находится. Большое внимание уделяется витаминам группы В. Сюда включаются В1, В2, В3, В5, В6. Этот комплекс полезных веществ благотворно влияет на нервную систему. Кстати, что касается витамина В3, то в рисе он представлен в качестве никотиновой кислоты. Чтобы улучшить ее усвоение, рекомендуется замачивать рис в воде, прежде чем его приготовить. К витаминам, содержащимся в этом злаке можно отнести Е, Н и РР.
В составе риса также есть лецитин, который улучшает мозговую активность. Глютена же в зернах нет, поэтому этот продукт подходит тем, кто страдает аллергией.
Чем полезен рис для организма и какая польза от его употребления
Для похудения
Чем полезен рис для тех, кто хочет похудеть? В первую очередь в том, что в нем содержится небольшое количество калорий. Особенность этой крупы состоит в следующем: когда рис варится, он теряет калорийность в несколько раз, в результате чего готовая каша будет иметь примерно 140 ккал в 100 г, вместо 370 ккал (как в сухом злаке). Поэтому рисовая диета отлично подойдет для тех, кто устраивает разгрузочные дни. Однако стоит помнить, если вы желаете почувствовать пользу риса при похудении, то исключите из своего рациона способ приготовления с помощью жарки на любом растительном масле, так как при этом калорийность продукта сразу же возрастает.
Для сердца, почек и суставов
Как уже говорилось ранее, в рисе много калия, а значит, он полезен для сердечнососудистой системы. Кроме того, этот продукт помогает избавиться от отеков и отложения солей, которые приводят к заболеваниям суставов. Когда он попадает внутрь, то вступает в реакцию с солями и выводит их из организма. Это способствует лучшей работе почек и мочевыводящей системы.
Для пищеварительной системы
А чем полезен рис тем, у кого проблемы с желудком? В вареном виде он приобретает свойство мягко обволакивать стенки пищевода, защищая их от раздражения. Поэтому, если у вас повышенная кислотность, страдаете гастритом или язвой, то белый клейкий рис именно для вас.
Молодым мамочкам полезно знать, что педиатры рекомендуют использовать рис в качестве прикорма к грудному молоку. Давать рисовую кашу малышу можно уже в полугодичном возрасте.
Чем может быть вреден рис для здоровья человека?
Диабетики
Хотя полезных свойств риса очень много, с его употреблением стоит быть осторожным некоторым группам людей. В первую очередь это касается тех, кто страдает сахарным диабетом.
Углеводы в рисе — это, в основном, крахмал. Он состоит из амилозы и амилопектина (цепи глюкозы). Рис басмати, например, имеет большое содержание амилозы, поэтому во время приготовления он не клейкий.
Если же в крупе больше амилопектина, то при варке она склеится. Клейкий рис обладает высоким уровнем перевариваемости, а это может сыграть злую шутку с теми, у кого диабет. Так как хорошая усвояемость может повлечь за собой сильный скачок сахара в крови, это очень опасно для диабетиков.
Те, кто страдает запорами
Известно, что рисовая крупа может замедлять перистальтику кишечника. Поэтому стоит ограничить ее употреблением тем, то страдает частыми запорами.
Итак, подведем итог: польза риса для организма велика. Поэтому, если вы любите этот гарнир, то это очень хорошо, продолжайте его употреблять и дальше. Он поможет похудеть и улучшить работу организма. Однако, как и с другими продуктами, с рисом важно не переборщить, иначе он может причинить вред.
Источник: сайт
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ:
1. Чем полезен фундук (лесной орех, лещина)
2. Как избавиться от боли в горле: 7 способов
3. 10 продуктов для естественной белизны зубов
4. Как справиться с детской истерикой
5. Травмы на даче: как оказать первую помощь
6. Июнь: что покупать на рынке
7. Высыпания на лице: главные причины появления прыщей на разных участках кожи
8. Правила сбора лекарственных трав
9. Чем полезна спаржа для здоровья женщин и мужчин
10. 3 упражнения, которые следует делать ежедневно
Вам понравилась статья? Подписывайтесь на канал и ставьте лайк. ッ
Всегда оставайтесь красивыми и любимым
Рис – очень популярная крупа во всем мире. Всем известны названия таких блюд как плов, суши, рисовая каша, ризотто.
Для жителей Юго-Восточной Азии рис и вовсе является основным продуктом питания. В этих странах на душу населения в год приходится до 150 кг риса.
Да и в России рис можно без преувеличения назвать самой популярной крупой. Каждый из нас в среднем съедает 5 кг риса за год. А хорошо это, или плохо? Какой рис полезнее: белый или бурый, круглый или длинный? В чем отличие пропаренного риса? В чем может быть опасность риса? Есть ли в рисе мышьяк и как с этим бороться? Ответы на вопросы вы получите в этой статье.
Польза риса
Всем известно, что рис полезен.
Во-первых, рис богат сложными углеводами, благодаря чему он питателен, но при этом низкокалориен. Поэтому рис часто используется при похудении.
В рисе содержатся сразу несколько витаминов из группы В: тиамин (В1), рибофлавин (В2), ниацин (В3), а также витамин В6. Эти витамины укрепляют нашу нервную систему. Кроме этого, в рисе есть витамин РР, каротин и витамин Е.
Богат рис и микроэлементами, особенно калием, есть в нем также фосфор, цинк, жеелезо, кальций, йод и селен.
Важной особенностью риса является отсутствие глютена (растительного белка, вызывающего аллергическую реакцию).
В состав риса входят восемь важнейших аминокислот, которые необходимы нашему организму для создания новых клеток.
Лецитин, содержащийся в рисе, является активатором мозговой деятельности. Олигосахарид помогает восстанавливать кишечник.
Гамма-аминомасляная кислота способствует стабилизации кровяного давления.
Существует множество сортов риса, а также он различается по способу обработки. И все это влияет на свойства и полезность продукта.
Бурый и пропаренный рис
Наверняка все вы встречали на прилавках магазинов бурый (коричневый) рис. Чем он отличается от белого? Разберем, как он получается.
У собранного зерна убирают желтую шелуху. Она очень жесткая, и есть ее нельзя. В результате крупа получается коричневой или бурой. Обнажается оболочка зерна. Такой бурый рис с оболочкой более полезный, чем белый. Он содержит больше витаминов и минеральных веществ. Но варится бурый рис в 2 раза дольше.
Всем нам больше привычен белый рис, очищенный от этой коричневой отрубевой оболочки. Для этого рис шлифуют или полируют.
А, между тем, в этой коричневой оболочке содержится 80% всех полезных питательных веществ, особенно микроэлементов, витаминов и пищевых волокон.
Существует, правда, способ обработки, в результате которого получается пропаренный рис. Заключается он в следующем.
Рис перед очисткой пропаривают: замачивают, обдают горячим паром и высушивают. И только после этого подвергают шлифовке. Такой пропаренный рис и готовить легче, и он получается гораздо полезнее, поскольку полезные вещества, находящиеся в оболочке при пропаривании попадают внутрь зерна. Поэтому пропаренный рис имеет более высокую пищевую ценность.
Вывод: бурый (коричневый) рис и пропаренный рис более полезны, чем белый рис.
Чтобы сделать пропаренный рис еще более полезным, его надо 4 часа вымочить в холодной воде, а затем промыть. Тогда гликемический индекс, влияющий на уровень сахара в крови, снизится.
Круглый и длинный рис
По форме зерно риса бывает округлым и продолговатым. И они тоже отличаются друг от друга и по вкусу, и по свойствам.
В круглых сортах риса содержится гораздо больше крахмала, чем в длинных. А крахмал в нашем организме быстро превращается в сахар. Поэтому длинные сорта риса считаются более полезными для здоровья, а при приготовлении они лучше сохраняют рассыпчатость и твердость.
При диабете круглый рис лучше не употреблять.
Опасные свойства риса
Итак, мы выяснили, что рис обладает полезными свойствами благодаря содержащимся в нем веществам. Однако Союз потребителей США рекомендует сократить дозу потребления риса до 2-х чашек в неделю. В чем же причина?
А причина в том, что в рисе часто стали находить опасный для здоровья человека мышьяк.
Происходит это из-за того, что при выращивании риса часто используются мышьяксодержащие пестициды и удобрения. Больше всего мышьяка содержится в рисе, выращенном в Азии.
Во Всероссийском НИИ риса в Краснодаре пытаются вывести сорта риса, устойчивые к болезням, чтобы исключить применение химических средств защиты, содержащих мышьяк. Но это пока дело будущего.
На данный момент времени проблема существует. Актуальна ли она и для России?
В одном из выпусков программы “Еда живая и мертвая” были сданы в лабораторию для проверки на содержание мышьяка 5 упаковок с рисом: “То, что надо!”, “Шебекинский пропаренный”, “Мистраль”(рис КУБАНЬ для плова), “Maltagliati” и “Рис для суши” (Sen Soy).
Результаты исследования таковы:
По результатам проверки был сделан вывод: проблема присутствия мышьяка в рисе есть и в России, однако поводов дня паники нет.
Лишь в одном из проверенных образцов выявлено превышение предельно допустимой нормы. Аутсайдером оказался рис КУБАНЬ для плова (Мистраль). Правда, погрешность исследования 0,09. Поэтому, возможно, превышения нет и в данном образце, но также возможно, что превышение и еще больше.
Если вы всерьез озабочены проблемой повышенного содержания мышьяка в рисе, то способ ее решения существует.
Если рис вымачивать в воде (в соотношении 1:6) в течение 10 часов, то содержание мышьяка снижается примерно в 40 раз.
Таким образом, вымачиванием можно “убить сразу двух зайцев” – и гликемический индекс уменьшить, и содержание мышьяка снизить.
Вот и все, что я хотела вам рассказать о пользе и вреде столь популярного в нашей стране риса. Теперь вы знаете, какой рис более полезный, и что можете сделать лично вы, чтобы сделать его еще более полезным.
Можете почитать рецепт, как приготовить в духовке рис с курицей в горшочке>>
В этой статье>> помимо многих других рецептов есть рецепт приготовления плова в мультиварке-скороварке Мулинекс Cook4me. 12 минут – и все готово!
Предложу еще оригинальный салат из риса с перцем и помидорами>> под интересным соусом.
<< ВСЕ СТАТЬИ САЙТА >>
О пользе и вреде риса вам рассказывала Ксения Дружкова, автор блога “Семье на заметку”
×åì îäèí ðèñ îòëè÷àåòñÿ îò äðóãîãî?
Îëüãà Ïîëèòóõà, âåäóùèé èíæåíåð ëàáîðàòîðèè òåõíèêè è òåõíîëîãèè êðóïÿíîãî ïðîèçâîäñòâà Âñåðîññèéñêîãî íàó÷íî-èññëåäîâàòåëüñêèé èíñòèòóò çåðíà è ïðîäóêòîâ åãî ïåðåðàáîòêè (ÂÍÈÈÇ) ôèëèàëà ÔÃÁÍÓ «ÔÍÖ ïèùåâûõ ñèñòåì èì. Â.Ì.Ãîðáàòîâà» ÐÀÍ:
«Â ìèðå ñóùåñòâóåò òûñÿ÷è ñîðòîâ ðèñà, ïîýòîìó åãî ïðèíÿòî ðàçëè÷àòü ïî ðàçìåðó, öâåòó è òèïó îáðàáîòêè.
Íà÷íó ñ ðàçìåðà. Ðèñ áûâàåò êðóãëîçåðíûì, ñðåäíåçåðíûì è äëèííîçåðíûì. Êðóãëîçåðíûé ýòî êîãäà îòíîøåíèå äëèíû ê øèðèíå (L/b) ðàâíî 2,2 è ìåíüøå, à äëèíà çåðíîâêè (òî åñòü çåðíà) íå ïðåâûøàåò 5,2 ìì. Ñðåäíåçåðíûé ó êîòîðîãî îòíîøåíèå äëèíû ê øèðèíå ñîñòàâëÿåò îò 2,3 äî 3,1, à äëèíà çåðíîâêè îò 5,2 äî 6 ìì. Äëèííîçåðíûé ýòî êîãäà ñîîòíîøåíèå äëèíû ê øèðèíå çåðíà ñîñòàâëÿåò áîëåå 3,2, à äëèíà çåðíîâêè ñâûøå 6 ìì.
Òàêæå ðèñ ðàçëè÷àåòñÿ ïî öâåòó: îí áûâàåò ÷åðíûì, ôèîëåòîâûì, êîðè÷íåâûì, êðàñíûì, æåëòûì è áåëûì.
Êðîìå òîãî, ðèñ îòëè÷àåòñÿ ïî âèäó îáðàáîòêè. Ðèñ ìîæåò áûòü øåëóøåíûì, øëèôîâàííûì, ïîëèðîâàííûì è ïðîïàðåííûì.  ðåçóëüòàòå äîïîëíèòåëüíîé îáðàáîòêè åùå ïîëó÷àåòñÿ äðîáëåíûé ðèñ.
À åùå ðèñ îòëè÷àåòñÿ ïî ñòðóêòóðå. Îí áûâàåò ñòåêëîâèäíûì ýòî êîãäà çåðíîâêà ïî÷òè ïðîçðà÷íàÿ, ÷àùå âñåãî ñòåêëîâèäíûå ñîðòà îêàçûâàþòñÿ ñàìûìè öåííûìè; ïîëóñòåêëîâèäíûì êîãäà ïîëóïðîçðà÷íîñòü çàòóìàíåíà ìó÷íèñòûìè ïÿòíàìè; è ìó÷íèñòûì ýòî ðèñ, ëèøåííûé íàìåêà íà ïðîçðà÷íîñòü».
×òî òàêîå øåëóøåíûé ðèñ?
Îëüãà Ïîëèòóõà:
«Øåëóøåíèå ýòî ìèíèìàëüíàÿ îáðàáîòêà ðèñà ñ ñîõðàíåíèåì áîëüøåé ÷àñòè ïèòàòåëüíûõ âåùåñòâ çåðíà, òî åñòü îñâîáîæäåíèå çåðíà îò òâåðäîé îáîëî÷êè. Ñ îáîëî÷êîé ðèñ åñòü çàòðóäíèòåëüíî, îíà íå ñëèøêîì-òî ïðèãîäíà äëÿ åäû. Òàê æå êàê, íàïðèìåð, ñëîæíî åñòü îáîëî÷êó îâñà, êîãäà îíà ïîïàäàåòñÿ â êàøå. Èíîãäà íà ýòîì ïðîöåññå îáðàáîòêà ðèñà çàêàí÷èâàåòñÿ è òîãäà íà óïàêîâêå ïðîñòî áóäåò íàïèñàíî «Ðèñ øåëóøåíûé».
×òî òàêîå øëèôîâàííûé ðèñ?
Îëüãà Ïîëèòóõà:
«Ýòî ðèñ, îñâîáîæäåííûé îò îñòàòêîâ îáîëî÷êè, çàñòðÿâøåé íà åãî ïîâåðõíîñòè ïîñëå øåëóøåíèÿ. Òàêîé ðèñ äîëüøå õðàíèòñÿ è ãîðàçäî áûñòðåå ðàçâàðèâàåòñÿ, îäíàêî ïîëåçåí îí íåñêîëüêî ìåíüøå.
Âî âðåìÿ øëèôîâêè ðèñ òåðÿåò íå áîëåå 20% ïîëåçíûõ âåùåñòâ, ñîäåðæàùèõñÿ íà ïîâåðõíîñòè çåðíà. È âñå æå çåðíî, îáðàáîòàííîå òàêèì îáðàçîì, îñòàåòñÿ ñàìûì ïîïóëÿðíûì âèäîì ðèñà âî âñåì ìèðå.
Øëèôóþò â îñíîâíîì êðóãëûé ðèñ êîðè÷íåâûé è áåëûé. Ýòî ñâÿçàíî ñ óñòðîéñòâîì ñîâðåìåííûõ øëèôîâàëüíûõ ìàøèí. ×åðíûé ðèñ íå øåëóøàò è íå øëèôóþò, ïîòîìó ÷òî ýòî òåõíè÷åñêè òðóäíî, è åãî èñïîëüçóþò äëÿ ïèòàíèÿ â íàòèâíîì âèäå».
Çà÷åì è êàê ðèñ ïîëèðóþò?
Îëüãà Ïîëèòóõà:
«Ïîñëå øëèôîâêè ðèñ ïîëèðóþò. Ïîëèðîâêà ýòî íå ñíÿòèå âåðõíåãî ñëîÿ ðèñà, êàê ìíîãèå îøèáî÷íî äóìàþò. Ýòî èçáàâëåíèå ðèñà îò íàëåòà, êîòîðûé ñîñòîèò èç öâåòî÷íûõ ïëåíîê, çàðîäûøåâûõ ÷àñòè÷åê, àéëåðîíîâîãî ñëîÿ (÷àñòü îáîëî÷åê. Ïðèì. ðåä.) è ìó÷êè (ïîáî÷íûé ïðîäóêò ïåðåðàáîòêè êðóï. Ïðèì. ðåä.). Âñå îíè ñïîñîáñòâóþò ðàçâèòèþ ïàòîãåííûõ ìèêðîîðãàíèçìîâ.
Ïîëèðîâêà íèêàê íå âëèÿåò íà îðãàíîëåïòèêó, îíà ïðîñòî ïîìîãàåò ðèñó äîëüøå õðàíèòüñÿ. Íî íå âåñü ðèñ ëåãêî ïîääàåòñÿ ïîëèðîâêå, â îñíîâíîì ýòî ïðîäåëûâàþò ñî ñòåêëîâèäíûìè ñîðòàìè.
Åñòü íåäîáðîñîâåñòíûå ïðîèçâîäèòåëè, êîòîðûå âî âðåìÿ ïîëèðîâêè äîïîëíèòåëüíî îáðàáàòûâàþò ðèñ òàëüêîì, ÷òîáû ðèñ ñòàë åùå áåëåå è íàðÿäíåé. È ïîýòîìó ìíîãèå îøèáî÷íî äóìàþò, ÷òî ïîëèðîâàííûé ðèñ ýòî ðèñ, âñåãäà îáðàáîòàííûé òàëüêîì. Ýòî çàáëóæäåíèå. Ðèñ, çàùèùåííûé ÃÎÑÒîì, òàëüêîì íå îáðàáàòûâàþò».
×òî òàêîå ïðîïàðåííûé ðèñ?
Îëüãà Ïîëèòóõà:
«Ïðîïàðèâàíèå ýòî ïðîöåññ, ïðè êîòîðîì åùå íå øëèôîâàííîå çåðíî ïîäâåðãàåòñÿ îáðàáîòêå ïàðîì.  îñíîâíîì ýòî ïðîäåëûâàþò ñ áåëûì ðèñîì. Âî âðåìÿ ýòîãî ïðîöåññà ïèòàòåëüíûå âåùåñòâà ñ íàðóæíûõ ñëîåâ ýìèãðèðóþò âíóòðü çåðíà. Ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî òàêèì îáðàçîì, ïðîïàðåííîå çåðíî ñîõðàíÿåò äî 80% ïîëåçíûõ âåùåñòâ, íå ñëèïàåòñÿ è îñòàåòñÿ íåìíîãî æåñòêèì.
À åùå ïðîïàðåííûé ðèñ ëó÷øå õðàíèòñÿ. Ýòó òåõíîëîãèþ ïðèäóìàëè êàê ðàç â Àçèè, ãäå èç-çà ïîâûøåííîé âëàæíîñòè ðèñ áûñòðî ïðèõîäèë â íåãîäíîñòü.
Ïðî ïðîïàðåííûé ðèñ íàäî çíàòü âîò ÷òî: ïðîïàðèâàþò â îñíîâíîì áåëûé ðèñ è ïîñëå ïðîïàðêè îí äîëæåí áûòü íåæíîãî çîëîòèñòîãî îòòåíêà. Ïîñëå âàðêè åãî çîëîòèñòûé îòòåíîê èñ÷åçàåò, è ðèñ ñòàíîâèòñÿ áåëîñíåæíûì.
Åñëè æå òåõíîëîãèÿ ïðîïàðèâàíèÿ áûëà íàðóøåíà, òî ðèñ ïðèîáðåòàåò òåìíî-æåëòûé öâåò, è ïðè âàðêå ýòîò öâåò íå èñ÷åçíåò. Êðîìå òîãî, ïîñëå âàðêè ðèñ ïðèîáðåòåò íåïðèÿòíûé çàïàõ ïàðà».
Èç ÷åãî ñîñòîèò ðèñ?
Åêàòåðèíà Áóðëÿåâà, äèåòîëîã ÔÃÁÓÍ «ÔÈÖ ïèòàíèÿ è áèîòåõíîëîãèè»:
«Íåîáðàáîòàííûé ñóõîé ðèñ-çåðíî ñîñòîèò èç óãëåâîäîâ (62,3 ã íà 100 ã ïðîäóêòà), èç áåëêîâ (7,5 ã), èç æèðîâ (2,6 ã) è èç ïèùåâûõ âîëîêîí (9,7 ã).  íåì ñîäåðæèòñÿ ìíîãî âèòàìèíîâ ãðóïïû Â, âèòàìèí PP. Òàêæå ðèñ áîãàò êàëèåì, õîëèíîì, êðåìíèåì, ìàãíèåì, ôîñôîðîì, ìåäüþ, ñåëåíîì, ìàðãàíöåì, ìîëèáäåíîì è êîáàëüòîì. Âàæíî ïîíèìàòü, ÷òî âñå âûøåïåðå÷èñëåííîå â áîëüøîì êîëè÷åñòâå ñîäåðæèòñÿ èìåííî â ñóõîì, íåïðèãîòîâëåííîì öåëüíîì çåðíå. Ïî ìåðå îáðàáîòêè çåðíà è ñíÿòèÿ îáîëî÷åê êîëè÷åñòâî âèòàìèíîâ è ìèíåðàëüíûõ âåùåñòâ â ðèñå óìåíüøàåòñÿ.
Âî âðåìÿ ãîòîâêè íå âàæíî, ÷òî ìû ãîòîâèì, ðèçîòòî èëè ìîëî÷íóþ êàøó, îòíîñèòåëüíîå êîëè÷åñòâî âèòàìèíîâ è ìèíåðàëüíûõ âåùåñòâ, ñîäåðæàùèåñÿ â ðèñå, ñíèæàåòñÿ, òàê êàê êðóïà ðàçâîäèòñÿ äîïîëíèòåëüíî âîäîé èëè ìîëîêîì. Äàæå åñëè èñêëþ÷èòü ïîòåðè âèòàìèíîâ è ìèíåðàëüíûõ âåùåñòâ ïðè ïðèãîòîâëåíèè, òî èõ êîíöåíòðàöèÿ òàê èëè èíà÷å óìåíüøàåòñÿ â 23 ðàçà è áóäåò çàâèñåòü åùå è îò òîãî, íàñêîëüêî êàøà ãóñòàÿ.
Íàïðèìåð, äàâàéòå ñðàâíèì êîëè÷åñòâî ìèêðîýëåìåíòîâ â íåïðèãîòîâëåííîì äèêîì ðèñå, ó êîòîðîãî ñîõðàíåíû çåðíîâûå è öâåòî÷íûå îáîëî÷êè ñ êîëè÷åñòâîì ìèêðîýëåìåíòîâ â òàêîì æå íåîáðàáîòàííîì, íî ïðèãîòîâëåííîì äèêîì ðèñå.  íåïðèãîòîâëåííîì ðèñå ìàðãàíöà áûëî 1,329 ìã íà 100 ã ïðîäóêòà, â ïðèãîòîâëåííîì óæå 0,282 ìã. Öèíêà áûëî 5,96 ìã íà 100 ã ñóõîãî ïðîäóêòà, à îñòàëîñü 1,34 ìã. Æåëåçà áûëî 1,96 ìã íà 100 ã, à ñòàëî 0,6 ìã. Ìåäè áûëî 524 ìêã, à ñòàëî 121 ìêã».
×åì ïîëåçåí ðèñ?
Åêàòåðèíà Áóðëÿåâà:
«Ïîñëå òåðìè÷åñêîé îáðàáîòêè ðèñ ïåðåñòàåò áûòü ïðîäóêòîì, áîãàòûì âèòàìèíàìè è ìèíåðàëüíûìè âåùåñòâàìè. Íî ïðè ýòîì êàê èñòî÷íèê ýòèõ ìèíåðàëüíûõ âåùåñòâ è âèòàìèíîâ ìû åãî ðàññìàòðèâàòü âñå ðàâíî ìîæåì.
Ïîòîìó, ÷òî ðèñ íå äåëèêàòåñ, êîòîðûé åäÿò ðåäêî è ïîíåìíîãó. Ðèñ ýòî ïîïóëÿðíûé â áûòó ïðîäóêò, êîòîðûé ìû åäèì ÷àñòî è â äîâîëüíî áîëüøèõ êîëè÷åñòâàõ. Âåäü ÷àùå âñåãî ñòàíäàðòíàÿ ïîðöèÿ ðèñà ýòî 150250 ãðàìì. Ñ ýòîé òî÷êè çðåíèÿ ðèñ âïîëíå ìîæåò ðàññìàòðèâàòüñÿ êàê èñòî÷íèê âèòàìèíîâ è ïèùåâûõ âîëîêîí».
Ïðàâäà ëè, ÷òî äèêèé ðèñ ïîëåçíåé áåëîãî?
Åêàòåðèíà Áóðëÿåâà:
«Äèêèé ðèñ öåíÿò èç-çà ïèùåâûõ âîëîêîí. Åñëè â 100 ãðàììàõ áåëîãî ðèñà ñîäåðæèòñÿ 0,4 ãðàììà ïèùåâûõ âîëîêîí, òî â äèêîì öåëûõ 1,8 ãðàìì. Ñ îäíîé ñòîðîíû, â ÷åòûðå ðàçà áîëüøå ýòî æå î-ãî-ãî, êàê ìíîãî! À ñ äðóãîé ñòîðîíû, åñëè ìû âîçüìåì õëåáöû, òî â íèõ ñîäåðæèòñÿ 10 ãðàìì ïèùåâûõ âîëîêîí íà 100 ãðàìì ïðîäóêòà.  ãðå÷êå ïèùåâûõ âîëîêîí â äâà ðàçà áîëüøå, ÷åì â äèêîì ðèñå. Òî åñòü ðàçíèöà îùóòèìà. È çíà÷èò èñïîëüçîâàòü ðèñ êàê ìîùíûé èñòî÷íèê ïèùåâûõ âîëîêîí íå ñàìûé ïðîäóêòèâíûé âàðèàíò. Ðåêîìåíäîâàòü ÷åëîâåêó äèêèé ðèñ ñ öåëüþ óâåëè÷åíèÿ êîëè÷åñòâà ïèùåâûõ âîëîêîí â ðàöèîíå íå ñîâñåì ïðàâèëüíî.
Ïèùåâûå âîëîêíà íóæíû îðãàíèçìó ÷åëîâåêà äëÿ òîãî, ÷òîáû çàñòàâëÿòü ïðàâèëüíî ðàáîòàòü æåëóäî÷íî-êèøå÷íûé òðàêò, äëÿ òîãî, ÷òîáû â íåêîòîðîé ñòåïåíè àáñîðáèðîâàòü íà ñåáÿ è âûâîäèòü èç îðãàíèçìà íåíóæíûå îðãàíèçìó âåùåñòâà. Ïðè ýòîì ïèùåâûå âîëîêíà ìîãóò ñïîñîáñòâîâàòü âûâåäåíèþ è íåîáõîäèìûõ íàì ìèíåðàëüíûõ âåùåñòâ, ñâÿçûâàÿ èõ. Ýòî ðàçãîâîð ïðî òî, ÷òî ÷åëîâåê â ïðèíöèïå íå äîëæåí åñòü íåîãðàíè÷åííîå êîëè÷åñòâî ëþáîãî ïðîäóêòà íå âàæíî, ðèñ ýòî èëè ÷òî-òî åùå».
Êàêîé ðèñ ïîëåçíåé?
Åêàòåðèíà Áóðëÿåâà:
«Åñëè ðèñ ïîäâåðãàëñÿ òåðìè÷åñêîé îáðàáîòêå, òî ñóùåñòâåííîãî îòëè÷èÿ ìåæäó âèäàìè è ñîðòàìè ðèñà íå áóäåò. Èñòîðèÿ ñ äèêèì ðèñîì îò÷àñòè ìàðêåòèíãîâûé õîä. Ýòè îòëè÷èÿ â îáðàáîòêå çåðíà ñêîðåå âëèÿþò íà îðãàíîëåïòèêó.
Çàòî ïðîïàðåííûé ðèñ â öåëîì ïîëåçíåå îáû÷íîãî. Âîò äàâàéòå ñðàâíèì óæå ïðèãîòîâëåííûé îáû÷íûé äëèííîçåðíûé áåëûé ðèñ è ïðèãîòîâëåííûé äëèííîçåðíûé ïðîïàðåííûé. Åñëè â îáû÷íîì ðèñå âèòàìèíà Â1 áóäåò 0,02 ìã íà 100 ã ïðîäóêòà, òî â ïðîïàðåííîì áóäåò 0,074 ìã. Ðàçíèöà çàìåòíà. À âîò âèòàìèí Â5: ó îáû÷íîãî 0,39 ìã íà 100 ã ðèñà, à ó ïðîïàðåííîãî 0,323 ìã. Ó îáû÷íîãî äàæå áîëüøå. Èëè âîò âîçüìåì ìàðãàíåö, òà æå êàðòèíà: 0,472 ìã íà 100 ã ó îáû÷íîãî áåëîãî ðèñà è 0,354 ìã ó ïðîïàðåííîãî. À âîò â âèòàìèíå ÐÐ ðàçíèöà î÷åíü çàìåòíà: 0,4 ìã íà 100 ã ó îáû÷íîãî ðèñà è 2,309 ìã ó ïðîïàðåííîãî. Õîðîøî, êîãäà âñå ýòè ïðîöåíòû îòëè÷àþòñÿ â ðàçû, êàê ñ âèòàìèíîì Ðл.
Ñïîñîáñòâóåò ëè ðèñ îæèðåíèþ?
Åêàòåðèíà Áóðëÿåâà:
«Íå ñïîñîáñòâóåò. Òàê âîîáùå íåëüçÿ ðàññóæäàòü. Ìû æå íå åäèì ñåìü äíåé â íåäåëþ òîëüêî ðèñ. Ìû åäèì ìíîãî äðóãèõ ïðîäóêòîâ, íóæíî ñìîòðåòü íà ðàöèîí â öåëîì. Åñëè ÷åëîâåê òðè ðàçà â äåíü áóäåò ñúåäàòü ïî 300 ãðàìì ðèñà, ïðè ýòîì åùå áóäåòå åñòü ñàõàð, âàðåíüå è ìîðîæåíîå, òî, åñòåñòâåííî, êîãäà ìû ïðîñ÷èòàåì òàêîé ðàöèîí, îí áóäåò èçáûòî÷åí ïî ïðîñòûì óãëåâîäàì. Ýòî áóäåò íåñáàëàíñèðîâàííûé ðàöèîí, è äà, ýòî ïóòü ê îæèðåíèþ. Íî ýòî íå âèíà ðèñà. Ýòî âèíà ÷åëîâåêà, êîòîðûé òàê åñò. Ëþáîé ðàöèîí, áëàãîäàðÿ ñïåöèàëüíûì îáñëåäîâàíèÿì, ìîæíî ðàññ÷èòàòü ìàòåìàòè÷åñêè âåðíî, ïîñëå ÷åãî ñòàíåò ïîíÿòíî, ñêîëüêî êîíêðåòíîìó ÷åëîâåêó ìîæíî äàòü ðèñà. Ïàöèåíòû ñ îæèðåíèåì åäÿò ðèñ, è ïðè ýòîì èõ âåñ ñíèæàåòñÿ».
 ðèñå ìíîãî êðàõìàëà. Îí âðåäåí?
Åêàòåðèíà Áóðëÿåâà:
«Åñëè ñðàâíèâàòü ðèñ ñ äðóãèìè êðóïàìè, òî äà, â íåì ìíîãî êðàõìàëà. Íî ãîâîðèòü î âðåäå èëè ïîëüçå òóò íå ñîâñåì óìåñòíî.
Êðàõìàë ýòî óãëåâîä.  îðãàíèçìå áëàãîäàðÿ ðàáîòå ôåðìåíòîâ èç êðàõìàëà ïîëó÷àåòñÿ ãëþêîçà. À îíà íóæíà âñåì îðãàíàì. Êðàõìàë äàåò ÷åëîâåêó áûñòðóþ ýíåðãèþ. À äàëüøå íàäî ñìîòðåòü íà ðàöèîí è íà öåëè, ïîñòàâëåííûå ïåðåä ÷åëîâåêîì. Íè îäèí ïðîäóêò íåëüçÿ ðàññìàòðèâàòü ñ òî÷êè çðåíèÿ ïëîõîãî èëè õîðîøåãî».
Ïî÷åìó ðèñ äàþò ïðè îòðàâëåíèÿõ?
Åêàòåðèíà Áóðëÿåâà:
«Ðèñ îáëàäàåò çàêðåïëÿþùèì äåéñòâèåì, è îí ìàêñèìàëüíî íåéòðàëåí.  ñëó÷àÿõ îòðàâëåíèé ðèñ ïðîñòî íàäî âàðèòü äîëüøå, äëÿ óìåíüøåíèÿ ïîâðåæäàþùåãî äåéñòâèÿ íà ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó. Ïðè òàêîì ñïîñîáå ïðèãîòîâëåíèÿ è óñâàèâàíèå ðèñà óëó÷øàåòñÿ. Ðèñ íå îêàçûâàåò ïîâðåæäàþùåãî äåéñòâèÿ íà ñëèçèñòóþ æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà. Ïîýòîìó åãî ðåêîìåíäóþò äàâàòü ëþäÿì ñ ðàçëè÷íûìè ïèùåâûìè îòðàâëåíèÿìè.
Íî ïðè ýòîì åñëè ðèñ ñîåäèíèòü ñ áîëüøèì êîëè÷åñòâîì æèðà, òî ýòî åãî çàêðåïëÿþùåå äåéñòâèå íåéòðàëèçóåòñÿ. Æèòåëè Àçèè åäÿò ðèñ êàæäûé äåíü è íå îùóùàþò íà ñåáå åãî çàêðåïëÿþùèõ ñâîéñòâ, ïîòîìó ÷òî ó íèõ äîâîëüíî æèðíàÿ åäà è îíè ÷àñòî äîáàâëÿþò ê ðèñó ïî-ðàçíîìó ïðèãîòîâëåííûå îâîùè».
Êàê âûáèðàòü ðèñ?
Îëüãà Ïîëèòóõà:
«Ïðî ðèñ èçâåñòíî, ÷òî îí ìîæåò ñîäåðæàòü ïåñòèöèäû. ×òîáû èçáåæàòü ýòîãî, ñòàðàéòåñü ïîêóïàòü ðèñ â çàâîäñêîé óïàêîâêå, è íà êîòîðîì íàïèñàíî íå òîëüêî êòî çà íåãî îòâå÷àåò, à åùå è ÃÎÑÒ èëè ÒÓ. Êàê ïðàâèëî, òàêîé ðèñ ïðîõîäèò âñå íåîáõîäèìûå ïðîâåðêè: ãàðàíòèðîâàííûé êîíòðîëü íàä ïî÷âîé, êîíòðîëü õðàíèëèù è íàáëþäåíèå çà âñåìè öèêëàìè îáðàáîòêè îò øåëóøåíèÿ äî ïîëèðîâêè. Ëó÷øå âñåãî, åñëè ýòî áóäåò ðèñ, êîòîðûé îò ïîëÿ äî ïðèëàâêà ìàãàçèíà êóðèðóåò îäíà è òà æå êîìïàíèÿ. ×àùå âñåãî ýòî ïðîäóêöèÿ áîëüøèõ ïðåäïðèÿòèé, êîòîðàÿ ïðîäàåòñÿ âî âñåõ ñóïåðìàðêåòàõ.
Õîðîøî, åñëè ïåðåä ïîêóïêîé ó âàñ åñòü âîçìîæíîñòü ïîñìîòðåòü íà êðóïó.  ðèñå íå äîëæíî áûòü ìó÷êè, îí äîëæåí áûòü ÷èñòûì. Åñëè íà äíå ïà÷êè îáíàðóæåíî áîëüøîå êîëè÷åñòâî ìó÷êè, òî ýòî ìîæåò ãîâîðèòü î òîì, ÷òî ëèáî íàðóøåí ïðîöåññ îòáîðà ìó÷êè, ëèáî ïëîõî ðàáîòàåò óïàêîâî÷íûé àïïàðàò, êîòîðûé äðîáèò êðóïó, à åùå õóæå ìîæåò íàáëþäàòüñÿ çàðàæåííîñòü êðóïû, ïðè êîòîðîé ñîäåðæàùèåñÿ æó÷êè â êðóïå îáðàçóþò ìó÷êó. Ñîäåðæàíèå áîëüøîãî êîëè÷åñòâà ìó÷êè óìåíüøàåò ñðîê õðàíåíèÿ òàêîé êðóïû, òàê êàê ìóêà áûñòðî ïðîãîðêàåò.
Êðîìå òîãî, ñòàðàéòåñü ïîêóïàòü ðèñ, óïàêîâàííûé â áóìàãó èëè öåëëîôàí, ýòî äûøàùèå ìàòåðèàëû. À âîò â ðèñå, óïàêîâàííîì â ïîëèýòèëåí, ïðè íåïðàâèëüíîì õðàíåíèè ìîæåò îáðàçîâûâàòüñÿ êîíäåíñàò, â êîòîðîì áûñòðî ðàçâèâàþòñÿ ìèêðîîðãàíèçìû, è òàêàÿ êðóïà íåïðèãîäíà ê óïîòðåáëåíèþ».
Êàê ãîòîâèòü ðèñ?
Åêàòåðèíà Áóðëÿåâà:
«Åñëè çà ýòàëîí ïîëåçíûõ ñâîéñòâ ìû áåðåì íàëè÷èå âèòàìèíîâ, ìèíåðàëüíûõ âåùåñòâ è ïèùåâûõ âîëîêîí, òî òîãäà òàê: ÷åì ìåíüøå âàðèòü, òåì ëó÷øå. Íî åñëè ìû õîòèì ïðèãîòîâèòü ýòîò ðèñ äëÿ ÷åëîâåêà ñ ïèùåâîé òîêñèêîèíôåêöèåé, òî òîãäà ïîëåçíåé áóäåò âàðèòü ðèñ äîëüøå. Ïîòîìó ÷òî òîãäà ìû ñòðåìèìñÿ ïîëó÷èòü äðóãîé ýôôåêò. Òåðìè÷åñêàÿ îáðàáîòêà ñèëüíî óìåíüøàåò êîëè÷åñòâî ýòèõ âèòàìèíîâ. ×òî êàñàåòñÿ ñïîñîáà ãîòîâêè, òî ðàçíèöû íåò, ãîòîâèòü ðèñ íà ïàðó èëè â âîäå.
Åñòü ñïîñîáû, êîãäà ðèñ çàëèâàþò õîëîäíîé âîäîé, ÿ áû íå ðåêîìåíäîâàëà òàêîé âàðèàíò, ïîòîìó ÷òî â ýòîì ñëó÷àå ðèñ äîëæåí áóäåò ïðîñòîÿòü â âîäå ïðè êîìíàòíîé òåìïåðàòóðå äîëãîå âðåìÿ, à ýòî ñïîñîáñòâóåò ðàçâèòèþ ïàòîãåííûõ ìèêðîîðãàíèçìîâ, ÷òî ìîæåò ïðèâåñòè ê ðàçâèòèþ ïèùåâûõ òîêñèêîèíôåêöèé. Îñîáåííî â æàðêîå âðåìÿ».
https://eda.ru/media/vopros/15-voprosov-pro-ris
(ñ.) Æóðíàë «ÅÄÀ» ¹49 (111)