Режим уничтожения и отказа в пользу государства

Уничтожение. Уничтожение — таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также бег применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Таможенный режим уничтожения регулируется § 3 главы 20 ТК РФ. Порядок заполнения грузовой таможенной декларации на товары, заявляемые к таможенному режиму уничтожения, определен приказом ГТК России от 21 августа 2003 г. № 915 “Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации”.
Правительством РФ может быть установлен перечень товаров, помещение которых под таможенный режим уничтожения не допускается.
Условия помещения товаров под таможенный режим уничтожения.
1. Под режим уничтожения могут быть помещены только иностранные товары, как ввозимые на таможенную территорию РФ, так и ранее ввезенные (например, помещенные под режимы таможенного склада, магазина беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, международного таможенного транзита, временного ввоза).
Исключения составляют иностранные товары, относящиеся к:
— культурным ценностям;
— видам животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их части и дериваты1 (за исключением случаев, когда требуется их уничтожение в целях пресечения эпидемий и эпизоотии);
— товарам, принятым таможенными органами в качестве предмета залога (до прекращения отношений залога);
— товарам, изъятым или арестованным в соответствии с законодательством РФ.
2. Уничтожение товаров не должно:
— причинить существенный вред окружающей среде или представлять непосредственную либо потенциальную опасность для жизни и здоровья людей;
— производиться путем потребления товаров в соответствии с их обычным предназначением;
— оставлять возможности восстановления уничтоженных товаров в первоначальном состоянии экономически выгодным способом.
Место и операции по уничтожению товаров определяются декларантом. Срок уничтожения товаров избранным способом устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта, с учетом времени перевозки товаров из места их нахождения в место уничтожения.
Место уничтожения товаров определяется декларантом с учетом требований законодательства РФ об охране окружающей среды.
Отходы, образовавшиеся в результате уничтожения товаров и не вывезенные за пределы РФ или не переработанные в состояние, непригодное для их коммерческого использования, рассматриваются как ввозимые иностранные товары и подлежат таможенному декларированию с уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов (как если бы они были ввезены на таможенную территорию РФ в таком состоянии).
Отказ в пользу государства.Отказ в пользу государства — таможенный режим, при котором товары безвозмездно передаются в федеральную собственность без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Применение режима отказа в пользу государства регулируется § 4 главы 20 ТК РФ.
Порядок заполнения грузовой таможенной декларации определен приказом ГТК России от 21 августа 2003 г. № 915 “Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации”.
Правительством РФ может устанавливаться перечень товаров, помещение которых под режим отказа в пользу государства не допускается.
Условия помещения товаров под таможенный режим отказа в пользу государства.
1. Применение режима не должно повлечь для государственных органов РФ каких-либо расходов, которые не могут быть возмещены за счет средств, вырученных от реализации товаров.
2. Под режим отказа в пользу государства не могут помещаться товары, оборот которых запрещен на таможенной территории РФ.
Товары, помещенные под таможенный режим отказа в пользу государства, обращаются в федеральную собственность и приобретают статус российских товаров.
В соответствии со ст. 251 ТК РФ ответственность за правомерность распоряжения товарами путем их помещения под таможенный режим отказа в пользу государства несет декларант.
Таможенные органы не возмещают каких-либо имущественных претензий лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, от которых декларант отказался в пользу государства.
Отказ в пользу государства – таможенная процедура, встречающаяся в таможенном законодательстве многих стран, в том числе в законодательстве стран-участниц ЕАЭС. В 1973 году была принята Международная (или по месту принятия – Киотская) конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Один из пунктов договора определяет условия, которые необходимо соблюдать сторонам при отчуждении права собственности на товары в пользу государства. В 1999 году Всемирной таможенной организацией была принята обновленная редакция международного договора. Наша страна подписала Киотскую конвенцию в 2010 году, и тем самым вывела свое законодательство в таможенной сфере на новый уровень. Оно стало более прозрачным и понятым для представителей отечественного и иностранного бизнеса.
Передача имущества в пользу государства
При отказе от собственности в пользу государства на таможне участвуют государство и собственник груза (предприниматель, осуществляющий внешнеэкономическую деятельность). Владелец товара вправе отказаться от личного участия в процедуре таможенного оформления товара, для этого он может прибегнуть к услугам таможенного брокера.
От лица государства в процедуре участвуют представители таких ведомств как ФТС, ФССП, Росимущества. Напомним, что передача предпринимателем своих прав на товар происходит добровольно. Только владелец груза дает старт данной таможенной процедуре путем подачи на таможню заявления. Документ составляется декларантом и имеет произвольную форму. В заявлении на передачу товара в пользу государства обязательно должны указываться следующие сведения:
- Характеристики товара (название, количество, таможенная стоимость, код ТН ВЭД);
- Место хранения груза;
- Причины, по которым владелец вынужден отказаться от товара в пользу государства.
Все сведения должны быть подкреплены документально. Вместе с заявлением предоставляются товаросопроводительные документы и разрешение, полученное в Росимуществе. Последний документ содержит оценку экономической целесообразности отчуждения декларируемого имущества для бюджета, а именно какой объем затрат понесет государство, как новый собственник, при хранении и последующей продаже полученных товаров и будут ли при этом возмещены понесенные им расходы.
Проанализировав полученные данные, таможня должна в письменной форме уведомит владельца груза о том, будет ли принят товар, либо государство от него откажется.
Если предоставленных сведений оказалось недостаточно для принятия решения, то таможня может инициировать досмотр товаров. Декларант сможет приступить к оформлению товаров только после получения письменного разрешения таможни! В таможенной декларации в данном случае необходимо указать код 94, именно он присвоен процедуре отказа в пользу государства.
После выпуска таможенными органами товары утрачивают свой статус зарубежных товаров и получают статус товаров Союза. Затем они направляются в Росимущество. На усмотрение экспертов государственного органа товары могут быть направлены на перепродажу, либо уничтожены, или переработаны (утилизированы).
На товары, выпущенные под данной таможенной процедурой, распространяется принцип иммунитета, который защищает государство как нового собственника товаров от возможных претензий со стороны третьих лиц. Вся юридическая ответственность за возможные негативные последствия использования товаров третьими лицами переносится на декларанта.
Особенности таможенной процедуры отказа в пользу государства
Особенности процедуры отказа в пользу государства заключаются в следующем:
- В рамках процедуры можно задекларировать только товары, произведенные за рубежом;
- Не декларируются запрещенные к ввозу товары (наркотики (прекурсоры), оружие, донорские органы, кровь и ее компоненты, специальные технические средства, товары с истекающим сроком годности, товары, не соответствующие действующим регламентам и госстандартам, отходы производства, опасные химические соединения, способные нанести экологии, здоровью людей, озоноразрушающие вещества);
- При процедуре действует принцип материальной выгоды – таможенные органы не выпустят товары, хранение и реализация которых будет стоить государству дороже возможной выгоды.
Процедура отказа в пользу государства является одной из 17 применяющихся сегодня таможенных процедур, но на практике встречается не часто. По статистике, предоставленной ФТС РФ, общий объем поданных под данной процедурой таможенных деклараций (ДТ) занимает менее 0,1% от всей массы выпущенных ДТ.
Суть данной процедуры заключается в том, что участник ВЭД отказывается от прав на товары, ввезенные им ранее из-за рубежа и передает их в собственность государства. Право собственности передается по личной инициативе собственника безвозмездно, при этом на таможне не выплачиваются пошлины и сборы.
Что побуждает компании добровольно передавать свои товары в пользу государства? Некоторые компании переоценивают свои возможности, или недооценивают сформировавшуюся на рынке конъюнктуру. Например, повышение ставок ввозных таможенных пошлин, приводит к повышению розничной цены ввезенных товаров, они становятся менее конкурентоспособными и привлекательными в глазах покупателей. Желая переждать неблагоприятные рыночные условия, предприниматели вынуждены оплачивать складские услуги СВХ, что требует определенных денежных вливаний. Не оплатив услуги СВХ, можно получить штраф. В конце концов встает дилемма, когда отказ от товаров с полным освобождением от таможенных платежей выглядит более выгодным, нежели их декларирование под любыми другими таможенными процедурами для последующей переработки или вывоза за рубеж.
Оформление процедуры отказа в пользу государства
Наша компания «Универсальные Грузовые Решения» является официальным таможенным представителем. В качестве таможенного брокера мы выполняем оформление товаров под процедурой отказ в пользу государства на всех таможнях и таможенных постах страны: в аэропортах, на железнодорожных станциях, автомобильных СВХ, морских портах. Работаем со всеми участниками ВЭД:
- Физическими лицами
- Юридическими лицами
- Индивидуальными предпринимателями
Сроки и стоимость оформления процедуры отказ в пользу государства
Срок оформления процедуры отказ в пользу государства в течение нескольких часов!
Стоимость таможенного оформления товаров под таможенной процедурой отказ в пользу государства в нашей компании является одной из минимальных на рынке. Цена таможенного оформления данной процедуры зависит от поставленных клиентом задач.
Мы уверены, что станем надежным партнером на таможне!
Узнать стоимость оформления таможенной процедуры
Уничтожение. Согласно норме ст. 243 ТК уничтожение – это таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Порядок заполнения грузовой таможенной декларации на товары, заявляемые к таможенному режиму уничтожения, определен приказом ФТС России от 11 августа 2006 г. № 762 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации».
Под таможенный режим уничтожения помещаются только иностранные товары, как ввозимые на таможенную территорию РФ, так и ранее ввезенные. Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 246 ТК таможенный режим уничтожения может применяться в отношении товаров, которые оказались:
- уничтожены;
- безвозвратно утеряны;
- повреждены вследствие аварии или действия непреодолимой силы.
При наличии соответствующих доказательств, подтверждающих перечисленные выше факты, возможно переоформление товара с целью снятия данного товара с таможенного контроля (п. 1 ст. 360 ТК).
Не могут быть помещены под указанный таможенный режим иностранные товары, относящиеся:
- к культурным ценностям;
- видам животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частям и дериватам (за исключением случаев, когда требуется их уничтожение в целях пресечения эпидемий и эпизоотии);
- товарам, принятым таможенными органами в качестве предмета залога (до прекращения отношений залога);
- товарам, изъятым или арестованным в соответствии с законодательством РФ.
Избираемый заинтересованным лицом (декларантом) способ уничтожения товаров не должен, во-первых, причинять существенный вред окружающей среде или представлять непосредственную либо потенциальную опасность для жизни и здоровья людей; во-вторых, сводиться к потреблению товаров в соответствии с их обычным предназначением (например, ввоз в Российскую Федерацию кормов и скармливание их животным); в-третьих, оставлять возможности восстановления уничтоженных товаров в первоначальном состоянии экономически выгодным способом.
Место уничтожения товаров также определяется декларантом с учетом требований законодательства РФ об охране окружающей среды.
Срок уничтожения товаров избранным декларантом способом устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта с учетом:
- времени перевозки товаров из места их нахождения в место уничтожения;
- времени, необходимого для проведения операций по уничтожению товаров заявленным способом.
Отходы, образовавшиеся в результате уничтожения товаров и не вывезенные за пределы Российской Федерации или не переработанные в состояние, непригодное для их коммерческого использования, рассматриваются как ввозимые иностранные товары и подлежат таможенному декларированию с уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов (как если бы они были ввезены на таможенную территорию РФ в таком состоянии).
Отказ в пользу государства. Согласно ст. 248 ТК отказ в пользу государства – это таможенный режим, при котором товары безвозмездно передаются в федеральную собственность без уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов за таможенное оформление, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Применение режима отказа в пользу государства регулируется § 4 гл. 20 ТК, а также приказом ГТК России от 27 ноября 2003 г. № 1342 «Об утверждении Инструкции о совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима отказа в пользу государства».
Таможенный режим отказа в пользу государства может быть заявлен любым заинтересованным лицом, имеющим право выступать в качестве декларанта. Таможенные органы не возмещают каких-либо имущественных претензий лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, от которых декларант отказался в пользу государства.
Декларирование товаров в соответствии с таможенным режимом отказа в пользу государства осуществляется путем представления декларантом в таможенный орган грузовой таможенной декларации. Порядок заполнения ГДТ определен приказом ФТС России от 11 августа 2006 г. № 762 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации».
Для декларирования товаров в соответствии с рассматриваемым таможенным режимом необходимо получить разрешение начальника таможни, в регионе деятельности которой находятся товары. Разрешение оформляется путем наложения резолюции на заявлении «Отказ в пользу государства разрешается» с указанием места, определенного для размещения товаров, от которых лицо отказывается в пользу государства. Резолюция заверяется подписью начальника таможни либо лица, его замещающего, и оттиском печати таможни.
Решение об обращении в федеральную собственность товаров, заявленных к таможенному режиму отказа в пользу государства, оформляется путем проставления в ГТД (в графе «Д») оттиска штампа «Товар поступил». Одновременно составляется акт приема-передачи товаров, помещенных под таможенный режим отказа в пользу государства и обращаемых в федеральную собственность. Акт приема-передачи оформляется на основании акта таможенного досмотра товаров, проведение которого является обязательным. Акт приема-передачи оформляется в трех экземплярах. Со дня передачи таможенному органу товаров по акту приема-передачи товары считаются обращенными в федеральную собственность и имеют для таможенных целей статус российских, т. е. находящихся в свободном обращении на территории РФ.
Применение режима отказа от товара в пользу государства возможно, если это не влечет для государственных органов РФ каких-либо расходов, которые не могут быть возмещены за счет средств, вырученных от реализации товаров.
Дальнейшее распоряжение товарами, от которых лицо отказалось в пользу государства, осуществляется одним из следующих способов:
- Направление на реализацию: реализация товаров производится по ценам, определяемым в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности (п. 3 ст. 431 ТК).
- Безвозмездная передача товаров. На основании ст. 433 ТК ФТС России вправе безвозмездно передавать обращенные в федеральную собственность:
- лекарственные средства;
- продукты питания (в том числе детского питания), подвергающиеся быстрой порче;
- одежду, обувь и другие предметы первой необходимости учреждениям сферы социального обеспечения, здравоохранения, образования, детским учреждениям, органам социальной защиты населения и т. д.
Похожие статьи
Детально порядок применения данных процедур разъясняется в национальном законодательстве и в нормативно-правовых актах, выпускаемых таможенными администрациями.
Отказ в пользу государства – таможенная процедура, при которой иностранные товары безвозмездно передаются в собственность государства – члена таможенного союза без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования. Товары, помещенные под таможенную процедуру отказа в пользу государства, приобретают статус товаров таможенного союза.
На первый взгляд данные таможенные процедуры могут показаться лишенными какого-либо практического смысла для участников ВЭД. Однако при ближайшем рассмотрении возможно отыскать ситуации при которых бизнесмен когда владельцу будет выгодно отказаться от своего товара, либо передавая его в государственную собственность, либо вообще – уничтожив его. В практической деятельности эти режимы используются достаточно часто и могут оказать неоценимую помощь в ведении финансово-хозяйственной деятельности.
Наиболее часто таможенная процедура уничтожения применяется в том случае, если товар, перемещенный через таможенную границу в ходе транспортировки потерял свои потребительские качества или срок его хранения истек. Такая печальная ситуация может произойти из-за чрезмерных задержек при транспортировки или продолжительном размещении товаров на складах временного хранения.
Встречаются и случаи когда привезенный товар по тем или иным причинам не может быть выпущен в свободное обращение для реализации и использовании на территории страны. В таких случаях уничтожение товара, проводимое под контролем сотрудников таможенных органов позволяет избежать затрат на транспортировку товара обратно из страны. Кроме того, поскольку товар не выпускается для внутреннего потребления исчезает необходимость оплачивать таможенные пошлины и налоги.
Зачастую таможенная процедура уничтожения товаров может применяться и при проведении разнообразных выставок. В таких случаях цена транспортировка товаров (рекламного оборудования, информационных стендов, определенных экспонатов) в страну отправления может оказаться выше их себестоимости. Наиболее разумным выходом при этом может являться их уничтожение или передача в собственность государства. Участник ВЭД, ввозивший такие товары на территорию Таможенного союза не имеет возможность просто оставить их на таможенной территории, так как они ввозятся с обязательством обратного вывоза. Отсутствие факта вывоза может привести к возникновению обязанности оплатить таможенные пошлины и налоги. Легальной возможностью избежать таких затрат может стать предоставление таможенным органам надлежащим образом оформленного документа, свидетельствующим об уничтожении товаров под контролем сотрудников таможни, либо отказом от них в государственную пользу. таможенный уничтожение внешнеэкономический
Также использование таможенных режимов уничтожения или отказа в пользу государства может применяться, если собственник товара не имеет возможность или коммерческую целесообразность реализации товара на национальном внутреннем рынке. Такая ситуация может сложиться и в случае, если представитель бизнеса не имеет возможность оплатить начисленные ему таможенные платежи. В ряде случаем процесс перемещения товаров может занимать длительное время, и в ходе транспортировки ставки таможенных пошлин могут существенно увеличится. Значительное повышение уровня платежей делает товары неконкурентоспособными по сравнению с местными товарами.
Необходимость использования отказа в пользу государства или уничтожения товаров может обуславливаться и длительными задержками при транспортировке а также штрафными санкциями, применяемыми перевозчиками. Рассчитанная с учетом таких затрат стоимость товаров может оказаться выше, чем сложившаяся на рынке. Суммирование уже понесенных расходом с планируемыми затратами по обратной транспортировке товаров может показать целесообразность принятия решения об уничтожении или отказе, фиксируя понесенные убытки на минимальном уровне и отказываясь от дополнительных расходов.
По суммарной стоимости планируемых затрат наиболее выгодной является процедура отказа в пользу государства. К тому же передача товаров в государственную собственность может благоприятно сказаться на выстраивании деловой репутации импортера. В данном случае (при условии применимости к ввезенным товарам всех ограничений по качеству продукции) реализация товаров ложится на плечи государственных органов посредством передачи в торговые предприятия, либо организации аукциона. Часть товаров, перешедших в пользу государства может использоваться и для благотворительных целей, передаваться в различные учреждения социальной поддержки, такие как дома престарелых или детские дома.
Кроме того таможенная процедура уничтожения может быть применена к товарам, которые были утрачены вследствие действия непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств) или аварий.
Условия помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства
1. Под таможенную процедуру отказа в пользу государства могут помещаться иностранные товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию таможенного союза, а также запрещенных к обороту на территориях государств – членов таможенного союза.
Решением Комиссии таможенного союза может быть установлен перечень иных товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру отказа в пользу государства.
2. Порядок отказа от товаров в пользу государства определяется законодательством государств – членов таможенного союза.
Порядок помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства.
- 1. Помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства допускается с разрешения таможенного органа.
- 2. Для получения разрешения лицо, которое в соответствии со статьей 186 Таможенного кодекса Таможенного союза может быть декларантом товаров, подает письменное заявление, в котором указываются наименование и код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, их количество, стоимость, место нахождения, а также краткое изложение причин, по которым декларант отказывается от товаров в пользу государства.
- 3. Таможенный орган рассматривает заявление на помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства и приложенные к нему документы и принимает решение о выдаче разрешения или об отказе в такой выдаче в течение 10 дней со дня принятия заявления.
Распоряжение товарами, помещенными под таможенную процедуру отказа в пользу государства
- 1. Отказ от товаров в пользу государства не должен повлечь для государственных органов Российской Федерации какие-либо расходы, которые не могут быть возмещены за счет средств, вырученных от реализации товаров.
- 2. Товары, помещенные под таможенную процедуру отказа в пользу государства, передаются федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному Правительством Российской Федерации на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) имущества, обращенного в собственность государства, в соответствии со статьей 187 Федерального закона «О таможенном регулировании РФ».
Ответственность за применение таможенной процедуры отказа в пользу государства.
Ответственность за правомерность распоряжения товарами путем их помещения под таможенную процедуру отказа в пользу государства несет декларант. Таможенные органы не возмещают каких-либо имущественных претензий лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, от которых декларант отказался в пользу государства.