Решить исход в свою пользу
Или колдовство…
Обычно исход сражения решает численность воинов, их стойкость и доблесть, организация армии или же талант полководца. Однако в древней и средневековой истории случались битвы, выигранные или проигранные (смотря с какой стороны смотреть) благодаря “божественному вмешательству”. Во всяком случае хронисты, написавшие об этом, не сомневались, что к граду, дождю, ветру или чему-то более удивительному, повлиявшему на ход боя, причастны высшие силы – светлые в случае победы и темные, когда родная армия терпела крах.
Битва у Мульвиева моста: таинственные знаки в небе
Начать этот небольшой обзор, пожалуй, стоит с битвы у Мульвиева моста в 312 году, в которой скрестили мечи два претендента на трон Римской империи – Константин и Максенций. Последний перед боем обратился за помощью к Юпитеру и прочим языческим богам (древние Книги сивилл предрекали ему победу), а Константину явилось в закатном небе очень странное знамение: две пламенеющие буквы – “Р” и “Х” – и надпись “сим победиши”, то есть “этим побеждай”.
“Это зрелище объяло ужасом как его самого, так и все войско, которое, само не зная куда, следовало за ним и продолжало созерцать явившееся чудо, – пишет историк церкви Евсевий Кесарийский. – Константин находился, однако же, в недоумении и говорил сам себе: что бы значило такое явление? Но между тем как он думал и долго размышлял о нем, наступила ночь. Тогда во сне явился ему Христос Божий с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов”.
Битву на мосту Константин выиграл и в конце-концов стал единоличным правителем Римской империи. Не забыл он и про небесное знамение: у римских легионов появились новые штандарты – лабарумы, представлявшие собой древко, увенчанное монограммой Иисуса Христа – буквами “Р” и “Х”. А христианство во времена Константина вышло из катакомб, где пряталось на протяжении трех столетий, и стало вскоре государственной религией империи.
Питер Ластман. Битва на Мульвийском мосту.
Битва на реке Фригид: неистовый ветер
Восточная и Западная Римские империи в основном были верными союзниками, но иногда воевали. Один из конфликтов случился в самом конце IV века, когда императором Запада провозгласил себя Евгений. Феодосий, правивший в это время в Константинополе, такому повороту был совсем не рад, а потому двинулся на покорение Италии с крупной армией.
Два войска встретились в предгорьях Альп на реке Фригид. Численный перевес был на стороне Феодосия, но вот по боевым качествам италийские и галльские легионы, которых привели с собой Евгений и его полководец франк Арбогаст, пожалуй, превосходили своих восточных оппонентов. И действительно, западное войско сражалось более умело и стойко, выдержав все атаки Феодосия в первый день битвы и разгромив его многочисленную конницу. Однако стоило Феодосию обратиться к богу, как случился перелом. Иначе и быть не могло – уж больно страстно и искренне молился император.
“Пожалуй, едва ли нечестивцы поверят тому, что произошло, – пишет церковный писатель Руфин Аквилейский. – Ведь известно, что после той молитвы императора, которую он обратил к Богу, поднялся такой сильный ветер, что стрелы врагов летели обратно в тех, кто их пускал. И поскольку ветер все больше упорствовал, все копья, посылаемые врагами, были бессильны. Когда дух противников был сломлен или, лучше сказать, чудесным образом сокрушен, когда полководец Арбогаст тщетно, ибо ему противостоял Бог, упорно продолжал сражаться, Евгений со связанными за спиной руками был приведен к ногам Феодосия. И там был положен конец его жизни и сражению”.
Сегодня “божественное вмешательство” на реке Фригид оценивают несколько иначе. Скорее всего, с гор подул ветер бора, характерный для этих мест, и именно он помешал воинам Евгения и Арбогаста выстоять в этом сражении.
Позднеримские разборки в представлении современного художника.
Битва Феодора с Шахином: смертельный град
Последняя в истории война Византии с Сасанидским Ираном протекала с переменным успехом. Вначале фортуна улыбалась персам: за два десятилетия они оставили Константинополь практически без азиатских владений – отобрали Сирию, Палестину, Армению, Египет, часть Малой Азии. Но затем императору Ираклию удалось фактически с нуля создать новую армию и серией походов в Армению и Месопотамию, переломить ход войны в свою пользу.
Ключевым моментом в этой многолетней схватке стала осада Константинополя в 626 году аварами и славянами, которая осуществлялась ими в полной координации с персидским царем Хосровом II Парвезом. Шаханшах надеялся, что Ираклий вернется с востока, где он тогда находился со своей армией, на защиту своей столицы. Но Ираклий не вернулся, а послал на подмогу осажденному городу своего брата Феодора с крупным отрядом. Где-то в Вифинии, на северо-западе Малой Азии, войско Феодора столкнулось с армией персидского полководца Шахина (Саина), и исход этого, судя по всему, кровопролитного боя решили, если верить Феофану Исповеднику, божественные силы:
“Между тем Саин с новобранным войском сошелся с Феодором братом царя и вооружался к сражению. Но с помощью Божьею молитвами воспетой Богородицы, при начале сражения, вдруг град посыпался в лицо неприятелям и многих из них убил; между тем как на стороне римлян была совершенная тишина; они обратили персов в бегство, и великое множество их побили”.
Вернувшись к своему царю, как побитая собака, с остатками еще недавно грозной армии, Шахин попытался оправдаться: говорил, что Заратуштра от него отвернулся, а грекам, мол, помог их бог. Но шаханшах не поверил – материалистом, был, вероятно – и обошелся со своим военачальником весьма сурово.
“Хозрой (Хосров) прогневался на Саина, который из отчаяния заболел и умер, – сообщает Феофан. – Хозрой приказал привесть к себе труп Саина, набальзамированный солью, и мертвого подвергнул великим ругательствам”.
Битва при Кадисии: черный песок
Если битва Феодора с Шахином была в общем-то рядовым эпизодом, то следующее сражение, в котором персы вновь пострадали от “божественной воли”, имела судьбоносное значение. Речь идет о битве при Кадисии осенью 636 года. В ней персидский полководец Рустам Фарухзад потерпел сокрушительное положение от арабов. После Кадисии персы уже не смогли оправиться и через полтора десятилетия некогда великая Сасанидская держава полностью покорилась арабам.
Сражение у Кадисии продолжалось четыре дня. Самыми кровавыми получились третьи сутки, когда персы предприняли массированную атаку слонами и тяжелой конницей по всему фронту. Бой был столь ожесточенным, что не закончился и с заходом солнца. “В полной тьме как будто раздавались удары молотов по наковальням”, – описывает происходившее один из арабских хронистов. Арабы атаку выдержали, а на следующее утро предприняли контрудар – также пошли вперед всеми силами. Персы упорно сопротивлялись и, возможно, отразили бы этот натиск, но неожиданно, не иначе, как по воле Аллаха, поднялся сильный западный ветер, который погнал тучи обжигающего черного песка прямо в глаза персидским воинам. Арабский автор Абу Джафар ат-Табари рассказывает, что ураган даже снес помост, на котором находился трон Рустама. В соседнем овраге оказался и сам персидский командир. После этого этого он угодил в руки арабов и был убит. А его армия бросилась в бегство:
“На четвертый день боя Аллах послал сильный ветер, который разметал лагерь огнепоклонников, после чего они обратились в бегство, а их предводитель погиб”.
Арабы при Кадисии. Рисунок А. Каращука.
Колдовство аварских жрецов
И при Кадисии, и на реке Фригид “божественное вмешательство” несложно объяснить природными явлениями, а вот история, в которую в 657 году попали франки, научному объяснению совершенно не поддается. В рассказе о нашествии на франкское королевство Австразию в 657 году авар, хронист Григорий Турский объясняет поражение короля Сигиберта I вмешательством потусторонних сил.
“Гунны (на самом деле авары – Авт.) пытались вновь вторгнуться в Галлию, – пишет Григорий Турский. – Против них с войском выступил Сигиберт (король франков – Авт.), взяв с собой великое множество храбрых воинов. Когда они должны были вступить в сражение, гунны, сведущие в искусстве волшебства, явили им различные наваждения и разбили их наголову. А когда войско Сигиберта обратилось в бегство, сам он был задержан гуннами и содержался у них под охраной до тех пор, пока позднее, будучи ловким и проворным, он не подкупил дарами тех, кого он не смог одолеть храбростью в сражении”.
Трудно сказать, что под волшебством и наваждениями понимал хронист. Возможно, франков внезапно скрутила какая-нибудь эпидемия, например, дизентерии, и нормально сражаться они не могли. А, может, авары устроили перед боем красочные и яркие обряды – с огнем, с татуированными сверху донизу жрецами, с принесением в жертву девственниц и т.д. – и этим так напугали франков, что напрочь лишили их боевого духа. Нельзя исключать и самое простое объяснение: франки просто проиграли битву и этому нужно было найти какое-то оправдание. Григорий Турский нашел.
P.S.
Друзья, уверен, что сражений, на исход которых повлияли “божественные” или потусторонние силы, гораздо больше. Буду признателен, если в комментариях вы о них напишите. Может, в будущем получится сделать более масштабный и серьезный обзор.
Алексей Денисенков
Подписывайтесь на канал История и истории!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Мечи, кресты и магия: бойня у Мульвийского моста
Измена, буря и молитва. Как на реке Фригид христиане разгромили язычников
Главный тренер «Челси» Жозе Моуриньопрокомментировал ничью с «Вест Бромвичем» (1:1) в матче 26-го тура чемпионатаАнглии.
«В течение часа на поле была только одна команда,но мы не смогли убить интригу, хотя имели для этого все шансы, особенно впервые 15 минут второго тайма& После 10 минут плохой игры с нашей стороны взаключительной двадцатиминутке на поле уже были только хозяева, которые сделаливсе, чтобы забить и заработать очки. В конце встречи их усилия окупились. Голстал заслуженной наградой за то, как они отреагировали на ход матча».
Мы были недостаточно сильны, чтобы решить исходигры в свою пользу. Они здорово среагировали на гол, и мы ничего им не смоглипротивопоставить. Мы слишком сильно прижались к своим воротам. В этот момент японимал, что, даже выпустив свежих игроков атаки, я не смогу помочь. Команданаходилась под слишком серьезным давлением. Такое впечатление, что моизащитники физически не могли выйти со своей трети поля. Соперник сражался зарезультат и заслужил его», – приводит слова наставника официальный сайт«Челси».
Исход боя
Исход ни одного боя не решается в один момент, хотя в каждом бою наступает момент кризиса, от которого зависит результат. Поэтому поражение в бою — процесс постепенный. Но в каждом бою наступает момент, когда можно сказать, что его исход решен и что возобновление борьбы будет новым боем, а не продолжением прежнего. Иметь ясное представление об этом моменте очень важно, чтобы решить, можно ли возобновить бой, если вовремя прибудет пополнение.
Часто в боях, течение которых исправить уже нельзя, напрасно жертвуют новыми силами, а часто из-за небрежности упускают случай вырвать победу там, где это еще возможно. Вот два примера, которые приходятся как нельзя кстати.
Принц Гогенлоэ в 1806 году при Йене, с 35 000 (38 тыс. — Ред.) человек принял бой против сил Наполеона численностью от 60 000 до 70 000 человек (90 тыс. — Ред.) и проиграл его — но проиграл так, что 35 000 пруссаков можно было считать разгромленными; после чего генерал Рюхель возобновил бой с силами примерно в 15 000 человек. В результате и эти силы были тоже быстро разгромлены.
В тот же самый день под Ауэрштедтом пруссаки, имея 25 000 человек (всего здесь у пруссаков было 50 тыс., но значительные силы так и не были введены в бой. — Ред.), до полудня вели бой против Даву, у которого было 28 000 человек (27 тыс. — Ред.). Бой до полудня складывался для пруссаков неудачно, но они упустили момент и не использовали резерв численностью в 18 000 человек под командованием генерала Калькрейта. При введении в бой свежего резерва его было бы невозможно проиграть.
Каждый бой — это целое, в котором исходы частных боев сливаются в один общий результат. В этом общем результате и заключается исход боя.
Зададимся вопросом: когда обычно наступает момент решения, тот момент, когда свежие, эффективные и, конечно, соразмерные силы уже не могут изменить ход неудачной битвы?
Если отбросить ложные атаки, которые согласно их природе не имеют никакого исхода, тогда такими моментами будут:
1. Если целью боя было обладание движущейся целью, ее потеря и есть этот момент.
2. Если целью боя было обладание территорией, тогда момент наступает с ее потерей.
3. Но во всех остальных случаях, когда эти два обстоятельства еще не решают исход боя, следовательно, когда основной целью боя является уничтожение сил противника, такой момент настает, когда победитель перестает чувствовать себя в состоянии расстройства, то есть до известной степени бессилия.
Поэтому битву, в которой нападающий не потерял состояния порядка и дееспособности или, по крайней мере, потерял только небольшую часть своих сил, тогда как силы противника в большей или меньшей степени дезорганизованы, повернуть уже нельзя; особенно в том случае, если противник восстановил свою эффективность.
Следовательно, чем меньше часть войска, которая непосредственно участвует в бою, и больше та часть, которая в качестве резерва вносит свой вклад в результат боя одним своим присутствием, тем меньше шансов будет у свежих сил противника снова вырвать победу из наших рук. Тот полководец и та армия, которые ведут бои с максимальной экономией сил и используют моральный эффект наличия сильного резерва, более уверенно идут к победе.
Момент, когда у победителя проходит кризисная стадия боя и восстанавливается дееспособность, наступает тем скорее, чем меньше конкретное войсковое формирование. Конный разъезд, преследующий противника, в несколько минут восстановит свой порядок, и кризис для него продолжается только эти минуты. Целому кавалерийскому полку на это потребуется больше времени; еще больше для пехоты, рассыпанной в стрелковые цепи, и, наконец, еще больше времени потребуется для большого отряда из всех родов войск, когда одна часть развернулась в одном направлении, другая — в другом. Нарушение порядка, вызванное боем, усиливается еще и тем, что ни одна часть не знает, где находятся остальные. Тут и наступает момент, когда победитель собирает свою потрепанную «боевую машину», как-то обустраивает ее, размещает в определенном месте, словом, приводит в порядок свои боевые силы и средства. Такой момент наступает тем позже, чем больше войсковое формирование.
Этот момент наступает еще позже, если ночь застает победителя в состоянии кризиса, и, наконец, он наступает еще позже, если местность пересеченная и заросшая густым лесом.
До сих пор мы рассматривали помощь, приходящую к проигрывающей стороне, просто как увеличение численности, а следовательно, как пополнение, поступающее непосредственно из тыла, и это вполне распространенный случай. Но совсем иначе обстоит дело, если эти свежие силы движутся во фланги или в тыл противника.
Направляя силы на фланги и в тыл противника, можно добиться гораздо большего эффекта, но это не обязательно; в некоторых случаях можно получить и обратный результат. Все зависит от конкретных условий, в которых протекает бой, и массы других обстоятельств. Здесь же для нас важны два момента: во-первых, атаки с фланга и тыла, как правило, больше влияют на размеры успеха после исхода боя, чем на сам исход. А ведь при возобновлении боя самое важное добиться благоприятного исхода, а не размеров успеха. С этой точки зрения надо бы считать, что подоспевшее подкрепление для возобновления нашего боя будет для нас менее выгодным, если оно направлено на неприятеля с фланга и с тыла, так как действует отдельно от нас, чем если бы оно присоединилось к нам непосредственно. Разумеется, хватает случаев, где так оно и бывает, однако нужно сказать, что в большинстве случаев происходит обратное, и причиной этого является второй важный момент — моральное воздействие неожиданности, которая возникает при появлении подкрепления. Ясно, что атака с фланга и с тыла, которая в начале боя, когда силы сосредоточены и готовы к такому событию, не так важна, приобретает другой вес в последний момент боя!
Поэтому приходится признать, что в большинстве случаев подкрепление, ударившее во фланг и в тыл противника, будет эффективным. Здесь результаты не поддаются никаким расчетам, потому что доминирующее влияние приобретают моральные силы, создавая широкое поле для проявления храбрости и отваги.
Если бой еще нельзя считать законченным, тогда новый бой, открывающийся с прибытием подкрепления, сливается с первым в общем результате. Но если исход боя уже решен, тогда получаются два отдельных результата. Если подоспевшее подкрепление по силам уступает противнику, тогда от второго боя вряд ли можно ожидать благоприятного результата; но если пополнение настолько сильно, что может предпринять второй бой, невзирая на результаты первого, тогда благоприятный исход второго боя компенсирует или даже перевесит результат первого боя.
Если удается повернуть в свою пользу неудачный ход боя до его завершения, то его отрицательный результат не только перестает иметь значение, но даже становится основанием большей победы. Если конечный результат будет в нашу пользу, если мы вырвем у врага поле битвы и возвратим захваченные им трофеи, тогда все силы, затраченные им, становятся для нас абсолютной добычей, а наше былое поражение станет ступенью к большему триумфу. Так магия победы и проклятие поражения влияют на специфический вес одних и тех же элементов.
И все же, даже если мы имеем значительный перевес над силами противника и способны отплатить ему за наше поражение еще большим, всегда лучше предотвратить завершение неудачного боя и постараться обратить его в свою пользу, если он представляет для нас какую-то важность, чем давать второй бой.
Надо рассмотреть еще одно заключение.
Если в обычном, хорошо подготовленном сражении исход неудачен, это еще не является мотивом для начала нового. Такое решение может быть принято на основании всесторонней оценки конкретных обстоятельств. Однако этому противятся моральные силы. От старейшего фельдмаршала до самого юного барабанщика войска никогда не бывают больше настроены на борьбу, чем когда речь идет о том, чтобы смыть позор поражения. Правда, это справедливо лишь в том случае, когда разбитое войсковое формирование сравнительно невелико по сравнению с целым войском, потому что иначе более высокие чувства теряются в сознании своего бессилия.
Поэтому вполне естественна тенденция использовать моральную силу, чтобы тотчас же восстановить ущерб. Тогда вполне естественно, что эта вторая битва должна быть наступательной.
В ряде битв второстепенной важности имеется множество примеров таких отмщающих боев, но крупные битвы обычно имеют слишком много других причин, определяющих их возникновение, чтобы их вызвал такой относительно слабый мотив.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
89. Исход
Обладание половиной Тьмутаракани после потери гегемонии на половине континента было отнюдь не заманчиво. Евреи не пытались наладить дружественные отношения с греками и степняками — куманами, ясами, касогами, а связи с некоторыми русскими князьями-изгоями
Исход
Необходима была страна, в которой возможно было бы торговать, то есть заниматься традиционным для мусульман видом деятельности, и в то же время не было язычества, которое бы было, как уже понял Мухаммед, для членов его общины постоянным соблазном. Тщательно все
V. ИСХОД.
1Свидетельства, представленные на предыдущих страницах, говорят о том, что вопреки традиционным взглядам, господствовавшим среди историков XIX в., после разгрома русами в 965 г. хазары утратили империю, но сохраняли до XIII в., хоть и в более тесных рубежах,
Исход боя
Исход ни одного боя не решается в один момент, хотя в каждом бою наступает момент кризиса, от которого зависит результат. Поэтому поражение в бою — процесс постепенный. Но в каждом бою наступает момент, когда можно сказать, что его исход решен и что возобновление
Исход
Если бы Египет не был бы отделен от страны обетованной пустыней, её нужно было бы создать, чтобы обратить избранный народ в истинную веру.
Самуил Франц
Книга «Исход» (вторая книга Пятикнижия) посвящена событиям, которые играют в истории иудаизма решающую роль, —
Глава девятая
МОИСЕЙ, ЦАРЕВИЧ ЕГИПТА
(Исход., 1:1 — Исход., 4:18]
Годы рабства — Убийство невинных — Царевич Египта — Война с Кушем — Бегство в Синай — Жизнь с мадианитянами — Откровение и тайное имя Бога.ИсторияВскоре после смерти Иосифа в 1617 г. до н. э. политическая
Глава десятая
МОИСЕЙ И ИСХОД
(Исход, 4:18 — Второзаконие, 34: 12)
Фараон эпохи Исхода — Десять казней — Отбытие из Египта — Путь к Горе Скрижалей — Годы скитаний — Вторжение в Трансиорданию — Смерть МоисеяИстория«И пошел Моисей, и возвратился к Иофору, и сказал ему: пойду я, и
Исход
Дело становилось окончательно ясным: Одессу сдадут. Я, кстати, заболел и, лежа в постели, подписывал бесконечное количество “удостоверений” на английские пароходы. На этих удостоверениях английские власти ставили визу, и это служило пропуском на пароход. Но
Исход
Кажется, я не видел ничего горше этого исхода. Народ согнан со своей земли. Идут по дорогам из Фигераса, из Риполя, из Сео-де-Уржеля. Фашисты бомбят дороги. Идут без дорог, через горы. Женщины с детьми, с узлами. Идут по скользким, обледеневшим скалам, вязнут в снегу.
Исход
Сталинградский разгром оказал громадное влияние на все войска противника. В первых числах января 1943 года вместе со всей германской группировкой на Кавказе началось отступление частей 49-го горнопехотного корпуса, которые покидали перевалы Главного Кавказского
Исход
В ночь на 29 (16) марта 1920 г. Дутов, узнав о прекращении связи во все стороны, был вынужден покинуть Лепсинск вместе с отрядом, причем половина его казаков передвигалась пешком – лошади конвоя паслись в горах и нужно было их собрать. В Тополевке он разогнал митинг,
12.4. Плавание Невия-Ноя как исход одного из колен Израилевых — это исход израильтян из Испании при крестоносце Колоне
Как мы видели, Библия мормонов говорит, что плавание Невия-Ноя и Иареда-Орды являлось плаванием одного из колен Израилевых, покинувших землю Египетскую
I. ИСХОД
События весны 1920 г. заставляли генерала Врангеля уходить из Крыма. Тогда остатки белых войск, разгромленных на Кубани, были морем переправлены на Крымский полуостров, а несколько кораблей с войсками, не заходя в Крым, сразу направились к турецким берегам. Да и сам
Исход
А дела его были такие.Он поехал в аптеку. Там он спросил:– Таблетки для улучшения памяти… И воды дай запить.Выпив пять таблеток, Комаров вспомнил, зачем он приезжал в университет.– Теперь давай таблетки для омоложения организма.– Вот таблетки, вот бальзам,