Реформа 1861 года была в пользу помещиков

19 февраля 1861 года Александром II был подписан Манифест и “Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”. Крестьянская реформа 1861 года была претворена в жизнь.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Опыт работы учителем истории и обществознания – 11 лет.
Крестьянский вопрос. Причины реформы.
Ещё прабабушка Александра, Екатерина II знала, что крепостное право лучше отменить. Но она не отменила, потому что “лучшее-враг хорошего”. Александр II понимал выгоду отмены крепостного права в плане экономическом, но тревожился, понимая, что ущерб будет нанесен в плане политическом.
Основные причины крестьянской реформы 1861 года:
- Одной из причин отмены крепостного права можно назвать Крымскую войну. Эта война открыла глаза многим людям на “прогнившую” систему самодержавия. Из-за крепостничества стала очевидна военно-техническая отсталость России от ведущих держав Западной Европы.
- Крепостное право не обнаруживало признаков своего распада, неизвестно сколько оно могло существовать и дальше. Аграрное хозяйство продолжало стоять на месте.
- Труд крепостного крестьянина, как и труд приписного рабочего в разы отличался от труда свободного наёмного рабочего, работающего за сдельную оплату. Крепостные крестьяне работали из рук вон плохо, так как их труд был принудительным.
- Правительство Александра II опасалось крестьянских волнений. После окончания Крымской войны в южных губерниях прокатились стихийные восстания крестьян.
- Крепостное право было пережитком средневековья и напоминало рабство, что было само по себе безнравственно.
Александр II, зная причины крепостного права и способ их устранения, не знал как к ним приступить.
Особое значение имела “Записка об освобождении крестьян” К. Д. Кавелина. Именно эта “Записка” послужила первоначальным планом реформ, когда попала в руки царя. Кавелин в своём проекте настаивал, что освобождать крестьянина следует только вместе с землёй, которую следует дать ему за небольшой выкуп. “Записка” вызвала ярую ненависть дворян. Они настроили против Кавелина Александра II. В итоге Кавелин был уволен из Петербургского университета и потерял место цесаревича.
Рис. 1. Фотография К. Д. Кавелина.
Подготовка Манифеста. Начало преобразований
Подготовка реформ велась поначалу очень скрытно. В 1858 году от всех российских губерний были выдвинуты дворянские комитеты для составления общего проекта реформ. Борьба между дворянами развернулась главным образом из-за вопроса о предоставлении крестьянам наделов земли после их освобождения от крепостной зависимости.
ТОП-5 статейкоторые читают вместе с этой
- Негласный комитет был преобразован в Главный комитет. К лету 1858 года были созданы губернские дворянские комитеты. Их первоначально возглавил Я. И. Ростовцев.
- В августе 1859 года. правительство стало поочередно вызывать дворян в Санкт-Петербург. Сначала приглашались дворяне нечернозёмных губерний.
- Председателем редакционной комиссии стал граф В. Н. Панин, известный консерватор. Из-за него проекты реформ стали сдвигаться в пользу дворянства.
- Главные разработчики проекта-Н. А. Милютин и Ю. Ф. Самарин, благодаря созыву стали лучше понимать, что осуществление реформ не может осуществляться одинаково по всей стране. Так, если в черноземье главную ценность всегда представляет земля, то в нечерноземье-труд самих крестьян. Главные разработчики проекта понимали, что без какой-либо подготовки нельзя проводить преобразование, нужен длительный переходный период для проведения реформ.
Говоря кратко о крестьянской реформе 1861 года, следует подчеркнуть, что и Милютин и Самарин поняли, что крестьяне должны быть освобождены обязательно с землёй. Помещикам за это давался выкуп, который гарантировался царским правительством. Это и стало сутью реформы.
19 февраля 1861 года царь Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права.
Рис. 2. “Чтение Манифеста Александра II на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.” Художник А. Д. Кривошеенко
Основные законоположения Крестьянской реформы 1861 года
Со дня подписания Манифеста крестьяне перестали считаться собственностью помещиков. Крестьяне каждого помещичьего имения были объединены в сельские общества.
- В законопроекте была проведена грань между нечернозёмными и чернозёмными губерниями. В нечернозёмных губерниях крестьянину оставалось почти столько же земли, сколько было у него в пользовании, когда он был крепостным.
- В чернозёмных же губерниях, помещики шли на всевозможные ухищрения-крестьянам давались урезанные наделы, причём лучшие земли оставались у помещика, а болотистые и каменистые почвы доставались крестьянам.
- Опасаясь, что крестьяне попросту разбегутся, чтобы не платить выкуп за урезанные участки, правительство обязало каждого крестьянина заплатить выкуп. Покинуть постоянный район своего проживания крестьянин мог только с разрешения сельского общества. Общий сход обычно противился стремлению крестьян уехать, так как приходилось обычно все трудовые повинности разбивались поровну на каждого крестьянина. Таким образом, крестьяне были связаны круговой порукой.
- Землевладелец мог ” подарить” крестьянам четверть их надела, который давало государство. Однако при этом все лучшие земли помещик забирал себе. Клюнувшие на такие “подарки” крестьяне стремительно разорялись, так как “дарованные” земли обычно были непригодными для выращивания урожая.
Рис. 3. Крестьянин на одной ноге. Карикатура на реформу 1861 года.
Стоит ли говорить, что крестьяне ждали совсем другой реформы…
Последствия крестьянской реформы 1861 года и её значение
Из расположенной ниже таблицы можно увидеть основные плюсы и минусы, а также результаты проведения реформы 1861 года:
Положительные последствия реформы 1861 года | Отрицательные последствия реформы 1861 года |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Значение Крестьянской реформы 1861 года прежде всего, заключалось в выходе Российской империи на международный рынок капиталистических отношений. Страна постепенно стала превращаться в мощную державу с развитой промышленностью. Вместе с тем, последствия реформы негативно сказались в-первую очередь на крестьянстве.
После “освобождения” крестьяне стали разоряться куда больше. Общая стоимость земли, которую крестьянам предстояло выкупить, составляла 551 млн. рублей. Крестьяне же должны были заплатить государству 891 млн. рублей.
Что мы узнали?
Реформа 1861 года, изучаемая в 9 классе, имела огромное значение для страны и прогрессивного общества. Обо всех отрицательных и положительных итогах этой реформы, а также об основных её законопроектах и положениях, рассказывает эта статья.
Тест по теме
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.4. Всего получено оценок: 667.
3 (15) марта 1861 года были опубликованы законы императора Александра II, отменявшие власть помещиков над личностью крестьян. Они же устанавливали условия, по которым крестьяне должны были постепенно выкупать землю у помещиков.
Советские историки вслед за Лениным единодушно доказывали, что реформа 1861 года была грабительской для крестьян и была проведена исключительно в интересах помещиков. Такая оценка по сей день повторяется во многих школьных учебниках истории. Но правда ли, то о чём они говорят?
Тяжело с непривычки было всем
Крепостных крестьян в России накануне реформы было 52% от всех крестьян. Почти половина крестьян была лично свободной. Однако выкупать свои земли и повинности пришлось тем и другим. Это было связано с тем, что земля, которой по факту владели крестьяне, была помещичьей либо государственной. В ходе реформы 1861 года правительство решило сделать эту землю коллективной собственностью крестьянских обществ.
Выкуп крестьяне платили государству в рассрочку в течение 49 лет, а государство выдавало помещикам сразу определённую сумму. Но не деньгами, а облигациями государственного долга, по которым помещики имели право на ежегодные дивиденды. По общим оценкам тогдашних экономистов, большинство помещичьих хозяйств пережили упадок и не смогли компенсировать потерь от утраты прав на обязательный крестьянский труд.
Для крестьян реформа также оказалась тяжела своими финансовыми условиями. Выкупные платежи были отменены только с 1907 года – всего на три года раньше определённого срока. Опять же, по оценкам экономистов тех времён, крестьяне выплатили государству в общей сложности примерно втрое больше того, что стоила полученная ими земля. Все современники отмечали заметный упадок уровня жизни крестьян после отмены крепостного права. В конце 19 века в России начались периодические голодовки в случае неурожая, охватывавшие сразу несколько губерний. В период крепостного права таких массовых явлений не отмечалось.
В общем, справедливы слова поэта Н.А. Некрасова:
«Распалась цепь великая, распалась и ударила:
Одним концом по барину, другим – по мужику»
В интересах всего государства
Но что было делать? Оставлять страну в таком состоянии было нельзя. Крепостное право тормозило развитие экономики, что сказывалось и на статусе России. Это показала проигранная только что (1856 г.) Крымская война. Чтобы оставаться великой, России требовалось отменить крепостничество и пополнить финансы. Реформа 1861 года имела в виду, прежде всего, фискальные интересы казны.
И тут уж пришлось жертвовать всем сословиям. Говорить, что от отмены крепостного права крестьяне только пострадали, причём пострадали только они одни – совершенно неверно. Это миф. Пострадали все, кто медленно приспосабливался к новым капиталистическим отношениям.
С другой стороны, без отмены крепостного права не было бы бурного развития русской промышленности в конце 19 – начале 20 века, не было бы строительства железных дорог, не было бы столько предпринимателей (в том числе и из крестьян). И не было бы бурного роста жизненного уровня всего населения, в том числе массы крестьян, в начале 20 века, перед революцией. Отмена крепостного права была проведена в общенациональных интересах.
Можно ли было её провести лучше, удачнее? Возможно. Однако совершенно точно, что её можно было провести и хуже – например, освободить крестьян без земли (как хотели, например, ещё в 1825 году многие «прогрессивные» декабристы). Заслугой Александра II и его сотрудников в деле реформы стало то, что отмена крепостного права не повлекла за собой революцию. Во всяком случае, далеко не сразу.
КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА 1861 года – система законодательных актов, в результате которых в Российской империи отменено крепостное право и введено крестьянское самоуправление.
Кестьянская реформа – ключевое звено т. н. Великих реформ 1860-1870-х годов. Социально-экономические и общественно-политические предпосылки реформы, а также осознание необходимости её проведения складывались постепенно (в историографии принято считать, что непосредственным поводом к проведению Кестьянской реформы стало поражение России в Крымской войне 1853-1856 годов). Идея отмены крепостного права разрабатывалась в Секретных комитетах (первый учреждён в 1826 году), два из которых (в 1846 и 1848 годах) возглавлял наследник престола великий князь Александр Николаевич (будущий император Александр II).
Подготовка реформы.
Впервые о необходимости аграрных преобразований император Александр II открыто заявил в своей речи перед представителями дворянства Московской губернии 30.3(11.4).1856 года. По его словам, «лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели ожидать времени, когда оно начнёт само уничтожаться снизу». В 1857 году Александр II возглавил последний Секретный к-т по крестьянскому делу [образован 3(15) января; преобразован императорским указом от 21.2(5.3).1858 года в Главный комитет по крестьянскому делу; в отсутствие императора возглавлялся А.Ф. Орловым, с 25.9(7.10).1860 года – великим князем Константином Николаевичем]. При подготовке и проведении Кестьянской реформы император Александр II опирался на группу «либеральных бюрократов», которым покровительствовали великий князь Константин Николаевич и великая княжна Елена Павловна, предоставившая императору в октябре 1856 года проект освобождения крестьян в её имении Карловка в Полтавской губернии, специально разработанный Н.А. Милютиным.
В октябре 1857 года императором был получен всеподданнейший адрес от дворянства 3 северо-западных губерний (Виленской, Гродненской и Ковенской) с просьбой отменить крепостное право при условии сохранения всей земельной собственности за помещиками. В ответ был направлен Высочайший рескрипт от 20.11(2.12).1857года на имя виленского, ковенского и гродненского генерал-губернатора В.И. Назимова (активного сторонника Кестьянской реформы), в котором излагалась первая правительственная программа реформы – личное освобождение крестьян, их право пользоваться землёй за повинности. Рескрипт носил локальный характер, однако его содержание сразу же было официально предано гласности: текст разослан всем губернаторам и губернским предводителям дворянства для ознакомления и опубликован в газете «Le Nord» (Брюссель), специально созданной по инициативе МВД, и в «Журнале Министерства внутренних дел». Аналогичный рескрипт направлен санкт-петербургскому генерал-губернатору П.Н. Игнатьеву [5(17).12.1857 года]. После этого правительством инициированы адреса от дворянства остальных европейских губерний России, в ответ на них даны рескрипты губернаторам (по образцу рескриптов Назимову и Игнатьеву). К обсуждению вопросов правительственной политики впервые были привлечены широкие круги дворянства: открыты 46 губернских комитетов по крестьянскому делу (1858-1859 годы) и две Общие комиссии для северо-западных и юго-западных губерний, которые должны были разработать свои проекты реформы. В губернских комитетах сложились два противостоявших лагеря помещиков: консервативное большинство (И.В. Гагарин, Д.Н. Шидловский, П.П. Шувалов и др.; отстаивало право помещиков на землю и вотчинную власть) и либеральное меньшинство (А.И. Кошелёв, А.М. Унковский, В.А. Черкасский, А Г. Шретер и др.; выступало за упразднение вотчинной власти и выкуп крестьянами надельной земли в собственность).
Разработка реформы.
Императором Александром II 18(30).10.1858 года были даны «руководящие основы» для разработки реформы – защита интересов помещиков при безусловном «улучшении быта крестьян» и сохранении незыблемости власти. Это помогло либеральному меньшинству в губернских комитетах одержать верх. Главным комитетом 4(16).12.1858 года была принята новая правительственная программа отмены крепостного права, которая предусматривала выкуп надельной земли крестьянами в собственность, ликвидацию вотчинной власти помещиков и создание органов крестьянского общественного самоуправления. Для рассмотрения проектов губернских комитетов 4(16).3.1859 года было создано новое вневедомственное учреждение – Редакционные комиссии из представителей бюрократии и общественных деятелей (председатель – Я.И. Ростовцев, с 1860 года – В.Н. Панин), большинство которых являлись сторонниками либеральных проектов реформы. Их общепризнанным лидером был Н.А. Милютин, именно его проект освобождения крестьян с землёй за выкуп выдвинут в качестве единого предложения представителями либеральной бюрократии. Он послужил основой официальной модели для общероссийского законодательства. В обсуждении проекта реформы в Редакционных комиссиях участвовали представители губернских комитетов (по 2 от каждого комитета). Они подвергли критике разработанный Редакционными комиссиями проект, но его основные начала остались без изменений. К сентябрю 1859 года подготовлен окончательный проект Редакционных комиссий. Он был принят Главным комитетом по крестьянскому делу и 28.1(9.2).1861 года передан в Государственный совет, где он утверждён под нажимом императора Александра II и великого князя Константина Николаевича.
Проведение реформы.
Император Александр II 19.2(3.3).1861 года, в день 6-й годовщины своего пребывания на престоле, подписал Манифест об отмене крепостного права [«О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей»; обнародован 5(17).3.1861 года], «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» и 17 дополнительных документов. Согласно им, помещичьи крестьяне (около половины всего российского крестьянства) получали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Помещики сохраняли собственность на всю принадлежавшую им землю, но были обязаны предоставить крестьянам усадьбу за выкуп (смотри Выкупная операция), а также полевой надел в постоянное пользование (отказаться от него крестьяне не имели права в течение 9 лет). За пользование землёй крестьяне отбывали барщину или платили оброк. Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, для составления которых отводился двухлетний срок. Составление уставных грамот поручалось помещикам, их проверка – мировым посредникам. Крестьяне имели право выкупить полевой надел по требованию помещика или по соглашению с ним. Крестьяне, выкупившие свои земли, назывались крестьянами-собственниками, не перешедшие на выкуп, – временнообязанными крестьянами. Крестьяне могли перейти на дарственный надел (1/4 от положенного, но без выкупа), в этом случае они назывались крестьянами-дарственниками. Многие крестьяне так и поступали, т. к. стоимость земли по выкупу фактически превышала её действительную цену. Крестьянская община сохранялась. Надельная земля передавалась крестьянам на правах общинного пользования, а после выкупа – общинной собственности.
В 4 «Местных положениях» определялись размеры земельных наделов и повинностей за пользование ими в 44 губерниях Европейской России. «Местное положение о поземельном устройстве крестьян… в губерниях: Великороссийских, Новороссийских и Белорусских» распространялось на 29 великорусских губерний, 3 новороссийские (Екатеринославскую, Таврическую, Херсонскую), 2 белорусские (Могилёвскую, часть Витебской) губернии и на часть Харьковской губернии. Размеры душевого надела определялись в зависимости от полос (нечернозёмной, чернозёмной, степной). В нечернозёмной полосе высший размер душевого надела составлял от 3 до 7 десятин (от 3,3 до 7,6 га), низший – 1/3 высшего. В чернозёмной полосе: высший – от 23/4 до 6 десятин (от 2,5 до 6,5 га), низший – менее 1 десятины (1,1 га). В степной полосе: в великорусских губерниях – от 6 до 12 десятин (от 6,5 до 13,1 га), в украинских – от 3 до 6,5 десятин (от 3,3 до 7,1 га). Если надел был больше высшего, излишек мог быть отрезан, если же меньше низшей нормы, то помещик обязан был прирезать недостающее количество земли. Оброк устанавливался от 3 до 12 рублей в год за душевой надел. Барщина за высший душевой надел составляла 40 мужских и 30 женских рабочих дней в год. Остальные «Местные положения» в основном повторяли «Местное положение о поземельном устройстве крестьян … в губерниях: Великороссийских, Новороссийских и Белорусских», но с учётом специфики каждого района. Так, «Местное положение» для Черниговской, Полтавской и части Харьковской губерний, в которых отсутствовало общинное землевладение, предусматривало наделение крестьян землёй на основе наследственно-семейного принципа. Каждая губерния подразделялась на несколько местностей, для которых устанавливалась высшая норма душевого надела: от 23/4 до 41/2 десятин (от 2,5 до 4,9 га). Низшая норма составляла 1/2 высшей. Повинности на Левобережной Украине были меньше, чем в великорусских губерниях (оброк – от 1 рубля 40 копеек до 2 рублей 80 копеек за 1 десятину; барщина – от 12 до 21 мужского рабочего дня за 1 десятину). «Местное положение» для 3 губерний Правобережной Украины (Киевской, Волынской, Подольской) закрепляло за крестьянами всю землю, которой они пользовались по Инвентарным правилам 1847-1848 годов. Повинности здесь были несколько ниже, чем на Левобережной Украине. По «Местному положению» для Виленской, Гродненской, Ровенской, Минской и части Витебской губерний за крестьянами закреплялась вся земля, которой они пользовались до Кестьянской реформы. Повинности определялись в несколько уменьшенном размере по сравнению с теми, которые были зафиксированы в инвентариях имений. Под влиянием Польского восстания 1863-1864 годов произошли изменения в условиях Кестьянской реформы в западных губерниях и на Правобережной Украине. Здесь вводился обязательный выкуп, выкупные платежи уменьшались на 20%, был пересмотрен размер крестьянского надела (крестьяне, утратившие часть своего землевладения в 1857-1861 годах, получили свои наделы обратно полностью, обезземеленные раньше – частично). Наделы крестьян по сравнению с количеством земли, зафиксированным в уставных грамотах, значительно увеличились.
Реализация Кестьянской реформы началась с составления уставных грамот. Этот процесс в основном завершился к середине 1863 года. Всего было составлено около 113 тысяч грамот (в целом от крепостной зависимости освобождено 22,5 миллионов помещичьих крестьян обоего пола).
«Положение об устройстве дворовых людей» от 19.2(3.3).1861 года предусматривало освобождение без земли, но в течение 2 лет дворовые люди оставались в полной зависимости от владельцев. Особенности Кестьянской реформы для отдельных категорий крестьян и специфических районов определялись 8 дополнительными правилами от 19.2(3.3).1861 года («Об устройстве крестьян, водворённых в имениях мелкопоместных владельцев, и о пособии сим владельцам», «О приписанных к частным горным заводам людях ведомства Министерства финансов» и др.).
Кестьянская реформа коснулась также удельных крестьян, которые по указу от 26.6(8.7).1863 года переводились в разряд крестьян-собственников путём обязательного выкупа на условиях «Общего положения…». Законом от 24.11(6.12).1866 года началась реформа государственных крестьян (составляли 45% российского крестьянства, были лично свободны). За ними сохранялись земли, находившиеся в их пользовании. По закону от 12(24).6.1886 года государственные крестьяне были переведены на выкуп.
Крепостное право было отменено также на национальных окраинах Российской империи: на Кавказе, в Закавказье, в Бессарабии. Условия реформ в этих местах были более тяжёлыми (вся земля оставалась за помещиками, выкуп не только полевого надела, но и усадьбы зависел от их воли).
Кестьянская реформа 1861 года положила начало серии реформ – судебной реформе 1864 года, земской реформе 1864 года, военным реформам 1860-1870-х годов, получившим название «Великие реформы». Они означали перестройку государственной системы в целом, способствовали развитию капитализма и процессов модернизации в России, создание предпосылок для перехода от сословного к гражданскому обществу. Воспринимались большинством современников как поворотный пункт российской истории, а император Александр II вошёл в историю как «царь-освободитель». Вместе с тем Кестьянская реформа 1861 года была подвергнута критике революционными демократами за недостаточный, по их мнению, размер земельных наделов, полученных крестьянами.
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)