Развивающие занятия виды занятий и польза детям

Лето пролетело, стартовал новый учебный год. Уже сейчас многие родители задумываются о дополнительных внешкольных занятиях (кружках) для своих детей. О том, как разумно подобрать занятия, чтобы ребенок развивался гармонично, поговорим сегодня.

Спорт или творчество?

Ученые, проводившие исследования в медицинской школе Гарварда, выяснили, что хобби делает людей счастливыми. Любимые занятия помогают снизить уровень стресса, развивают творческое мышление и повышают чувство уверенности в своих силах.
Для того, чтобы ребенок развивался гармонично, необходимо, чтобы в занятиях были задействованы психические и физические механизмы. Например, очень часто бывает, что родители выбирают для ребенка либо только спорт, либо только занятия музыкой или рисованием. Это неправильно. Ребенок должен не только сидя перед инструментом научиться играть гаммы, но и уметь бегать, прыгать, кататься на лыжах и велосипеде. Переключение с одного вида деятельности на другой дает возможность ребенку отдохнуть, развиваться и искать себя.

Спорт необходим ребенку не только для здоровья, но и для формирования характера и высокой самооценки. Тренировки в любом виде спорта помогают развивать терпение и выносливость, закаляют характер. Занятия в спортивных секциях по командным видам спорта (баскетбол, футбол, волейбол, хоккей и др.) физически укрепляют ребенка, развивают навыки общения, воспитывают силу воли, лидерские качества, дисциплину, командный дух. Занятия индивидуальными видами спорта позволяют добиться личной цели, что воспитывает амбициозность и силу воли.

Творчество развивает воображение, художественные навыки и эстетический вкус, игра на музыкальных инструментах — терпение и аккуратность, занятие в театральной студии раскрывает способности и стимулирует двигательные, речевые, социальные и коммуникативные навыки школьников. Нейробиологи утверждают, что общение с искусством, особенно с тем, которое связано с выступлениями на сцене, развивает мозг и готовят его к занятиям точными науками. Дело в том, что “зона прекрасного” находится в префронтальной коре, отвечающей за развитие аналитического мышления. В истории достаточно примеров, говорящих нам, что развитие научной карьеры идёт параллельно с занятиями искусством. Например, Леонардо да Винчи был художником, архитектором, музыкантом, математиком, философом и геологом. Альберт Эйнштейн с четырех лет играл на скрипке.

Несколько простых советов, которые помогут определиться с выбором кружка:

  • 1. Выбирая кружок, выслушайте мнение ребенка. Занятия должны нравиться не только родителям, но и ребенку. Если ребенок занимается с удовольствием, то и нагрузка будет переноситься легче.
  • 2. Не бойтесь выбирать кружок методом подбора. Сейчас многие центры предлагают пробные бесплатные занятия. Это поможет определиться с выбором.
  • 3. Будьте готовы к тому, что через некоторое время ребенок откажется посещать занятия. Обязательно поинтересуйтесь причиной: быть может возникли сложности, которые малыш сможет преодолеть с вашей помощью. Здесь важен баланс: в одной стороны нужно увлечь ребенка, с другой – в некоторых ситуациях можно использовать уговоры и убеждения, с третьей – возможно, придется отказаться от кружка и поискать новый.
  • 4. У ребенка изменились интересы – еще одна причина нежелания посещать занятия. Такое тоже может случиться, ведь ребенок растет и взрослеет, меняются и интересы.
  • 5. Если же ребенку скучно на любых занятиях, то здесь кроются более глубокие причины. Причиной может быть неуверенность в себе, боязнь проявить себя, тревога. В этом случае может потребовать консультация психолога.
  • 6. Занятия в кружках будут приносить пользу, если не будут мешать физическому развитию детей.
  • 7. Для гармоничного развития соблюдайте режим дня, у ребенка должен быть полноценный ночной сон. Во сне происходит “переработка” полученной за день информации, стресса.
  • 8. Чтобы мозг развивался, ему необходимо получать достаточное количество кислорода. Ежедневные прогулки необходимы.
  • 10. Не перегружайте ребенка. Чрезмерная занятость может привести к эмоциональному перенапряжению ребенка, и, как следствие, ухудшить его психическое и физическое состояние. Признаки перегрузки: ребенок стал невнимательным, раздражительным, снизилась успеваемость в школе, появились головные боли, нарушился аппетит/сон.

Будьте здоровы! Успешного всем учебного года и интересных внешкольных занятий по душе!

Если у вас возникнут какие-либо вопросы по развитию ребенка, обращайтесь к нам, в Центр логопедии и нейропсихологии по тел. 8-917-732-23-13.

Другие статьи блога “Ясный взгляд” на Уфамаме:

Дети и чтение.
Кухонная психотерапия.
Оценка или профанация?
Как пережить учебный год?
Как избавиться от токсичных мыслей?

Источник

Начиная с 2 лет для развития навыков мышления, грамотной речи, внимания, усидчивости потребуются комплексные занятия и упражнения.

Посмотреть на примере…

Пока бабушка хватается за голову от количества занятий, на которые еще до школы ей приходится «таскать» внучка или внученьку, родители ищут возможности оптимизации расходов на дошкольное образование. А так ли на самом деле нужны в таком нежном возрасте развивающие занятия, детский центр и самые разные методики развития детей дошкольного возраста? Давайте попробуем разобраться.

Раннее развитие ребенка дошкольного возраста

Все детские психологи в один голос твердят: самое важное для развития ребенка младшего дошкольного возраста – это ролевая игра. Особенность ролевой игры в этом возрасте заключается в том, что дети очень подробно и старательно воссоздают быт и модели поведения взрослых членов семьи. Малыши в этом возрасте открывают для себя человеческие отношения, разные виды деятельности и общественные функции людей.

Еще характерные особенности развития детей младшего дошкольного возраста заключаются в том, что мышление ребенка становится «отвлеченным» от непосредственно увиденного или услышанного им. Ребенок развивается таким образом, что примерно в четыре года он совершает переход от наглядно-действенному к наглядно-образному мышлению. Эта метаморфоза обычно происходит к концу младшего дошкольного возраста, то есть примерно года в 4.

Читайте также:  Польза плавания для детей консультация для родителей

Ребенок задает вопросы, рассказывает версии событий, произошедших с ним или с кем-то из близких, рассуждает, фантазирует, пересказывает – все это устное творчество очень полезно для речевого развития детей дошкольного возраста, поэтому наш вам совет: больше общайтесь с собственным ребенком.

Начиная с четырех лет дети могут произвольно запоминать. Однако большая масса фактов и понятий запоминается непроизвольно.

К пяти годам появляется «сознательное запоминание» – ребенок может выучить по просьбе взрослого стихотворение к празднику, при этом обязательно нужно, чтобы ребенок хорошо понимал, что он заучивает, то есть развивалась еще и смысловая память.

Однако, развитие способностей детей дошкольного возраста заключается вовсе не в том, что они получают готовые решения, знания, умения, а в том, что у ребенка вырабатывается потребность в новых знаниях, самостоятельного определения путей их получения, обучение думать, размышлять, делать выводы.

Познавательный опыт ребенок приобретает, прежде всего, в предметной деятельности – от того, насколько она будет разнообразной зависит творческое развитие детей. Часто дети приносят с улицы «посторонние» нежелательные, с точки зрения взрослого, предметы – палки, металлические детали и прочие находки. Не спешите их выкидывать, лучше спросите ребенка, зачем ему все эти «богатства».

Дело в том, что овладение предметной деятельностью – первый шаг в освоении материальной культуры. Для начала ребенок просто оперирует предметами, подражая реальным действиям, затем он оторвется от предмета подражания, научится действовать самостоятельно, разыгрывать сюжеты. Основная цель таких «сценок» – отражение отношений между другими людьми так, как их видит ребенок. Дальнейшее развитие игры получают, когда действия становятся символическими, реальные предметы заменяются другими (чаще всего внешне похожими на настоящие: например, градусник становится палочкой, кусок мыла – кубиком). Только пройдя весь этот эволюционный путь, игра способствует развитию мышления и воображения.

Родителям на заметку:
Сын катает машинку. Спросите его: «Куда машинка едет?» – «На стройку? А что на этой стройке строят?». Если ребенок совсем маленький и еще не разговаривает, то специалисты по речевому развитию советуют все равно поговорить с ребенком о том, чем он в данный момент занимается.

Занятия с детьми

Правильно организованные занятия с детьми могут принести как ребенку, так и родителю массу удовольствия. Первые виды продуктивной деятельности (это та деятельность, в которой создается что-то новое) ребенка дошкольного возраста – это изобразительная и конструктивная. Изобразительная деятельность, – это при которой ребенок что-то рисует.

Интересная возрастная особенность прослеживается у большинства детей: в младшем дошкольном возрасте их собственный рисунок для них не представляет ценности, и только с взрослением, в старшем дошкольном возрасте – то есть в последний год перед школой, дети начинают ценить свои «шедевры» (хранят их и не разрешают выбросить).

Следите, чтобы раскрашивание не было «произвольным». Произвольное раскрашивание – это такой тип раскрашивания ребенком своей «картины», при котором у человечка могут оказаться зеленые губы и красные глаза. В противоположность произвольному психологи выделяют целенаправленный тип раскрашивания, при котором такие неправильности не допустимы. Однако, не стоит подсказывать ребенку, какой именно цвет выбрать для раскрашивания того или другого предмета в изображении. В выборе подходящего цвета ребенок пытается самовыразиться.

Родителям на заметку:
Дочка нарисовала девочку. Попросите рассказать об этой девочке: «Как ее зовут?», «Где и с кем она живет?». А впоследствии можно попробовать вместе с ребенком придумать рассказ об этой девочке.

Под конструктивной деятельностью понимают лепку из пластилина или глины, постройки из кубиков или строительных блоков, сбор конструктора по инструкции.

Музыкальное восприятие ребенка дошкольного возраста часто бывает недооценено родителями при домашнем воспитании. Особенно, если родители не музыкальны от природы, то им бывает сложно подобрать для ребенка программу музыкальных занятий, не говоря уже о том, что заниматься с ребенком родитель без музыкального слуха не сможет.

Родителям на заметку:
Можно отбирать подходящие фрагменты музыкальных произведений и слушать вместе с ребенком. Потом можно обсудить прослушанное, однако настолько образное мышление доступно только детям после 5-6 лет и раньше не стоит задавать вопросы типа: «А помнишь, там сначала как будто птичка пела, а потом медведь прошел, да?» – ребенок вас просто не сможет понять.

У детей старшего дошкольного возраста стремительно развивается практическое мышление: они стремятся занять себя не только интересно, но и полезно. Мальчики учатся пилить, пользоваться молотком, шуруповертом и прочими «мужскими» инструментами, девочки – мыть посуду или полоть грядки на приусадебном участке.

Развитие ребенка в домашних условиях

Понимая всю сложность устройства ребенка в муниципальный (бесплатный) детский сад, многие мамы откладывают выход на работу, жертвуют карьерой ради воспитания детей. Но их жертва не всегда бывает оценена по достоинству: имея минимальный опыт воспитания ребенка мамы делают ошибки, исправить которые бывает непросто.

Сейчас редко встретишь родителей, которые считают, что любовь и душевное тепло – это все, что нужно ребенку до школы. Большинство считает, что ребенок не может расти, как сорная трава, ему нужно чем-то заниматься помимо прогулок и хорошего 4-5 разового питания. Но часто мама, запертая в четырех стенах с ребенком, может «сорваться» на ребенке, особенно, если он не подчиняется ее требованиям. Что, вообще говоря, никаких целей, кроме эмоциональной разрядки для мамы, не преследует и преследовать не может. А ребенком дошкольного возраста грубость со стороны близкого человека воспринимается как телесное наказание! И даже если этого не происходит, то мамы совершают другие педагогические ошибки, которые могут привести даже к деформации личности ребенка.

Читайте также:  Хурма какая польза и вред

К таким ошибкам относятся:

  • запугивание,
  • подавление самостоятельности,
  • злоупотребление наказаниями.

Знайте, что лучшие взаимоотношения между родителями и детьми складываются тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. В этом случае поведение ребенка направляется последовательно, но вместе с тем гибко:

  • всегда объяснять мотивы своих требований к ребенку;
  • в ребенке ценится как самостоятельность, так и послушание;
  • прислушиваться к мнению ребенка, однако не ориентироваться исключительно на его желания.

Однако, специалисты: профессиональные воспитатели, детские психологи и педагоги считают, что успех в семейном воспитании гарантирован, если конкретно знаешь, что надо воспитывать у детей, и умеешь применять это знание.

Иными словами, важно относится к воспитанию как к своего рода профессиональной, а не любительской деятельности, и овладевать соответствующей квалификацией.

Если вы лично не готовы снова садиться на ученическую скамью (из-за недостатка времени или нежелания), то есть и другой вариант, как не упустить ничего важного в воспитании собственного чада, не навредить ему своим усердием: центр раннего развития.

Дошкольные центры развития ребенка

Сегодня существует очень большое количество развивающих центров дошкольного развития ребенка. Как из всего многообразия выбрать тот самый, которому доверишь самое дорогое – своего ребенка? Надо знать основные принципы различных развивающих методик, которые используют подобные центры.

Например, если вы выберете Монтессори-центр, то ребенок по всей видимости там сможет получить следующие качества и навыки:

  • мотивацию к обучению,
  • способность концентрироваться,
  • самостоятельность,
  • ответственность,
  • организованность,
  • дисциплинированность.

Все это достигается правильной организацией среды, где в свободном доступе лежат материалы, рассортированные по зонам:

  • зона развития двигательной активности;
  • зона развития мелкой и крупной моторики;
  • зона сенсорных ощущений;
  • зона речевого развития;
  • творческая зона;
  • зона приобретения практических навыков самостоятельности.

Все это стимулирует ребенка к саморазвитию. Исключается какое-либо авторитарное давление на формирующуюся личность, приветствуется свободное, самостоятельное, активное самовыражение.

А если вы отдадите предпочтение Вальдорфской системе воспитания подрастающего поколения, то от ребенка можно будет ожидать, что он будет в себе сочетать как интерес к академическим предметам, так и получит художественно-практические навыки.

Методика Никитиных – классика отечественной системы воспитания. Если вы сумеете найти детский сад, работающий по этой методике, то от ребенка вы сможете ожидать:

  • решительности,
  • логике выводов (в программе много логических игр и головоломок),
  • закалки (в программу включены физические упражнения на подготовку организма к экстремальному холоду).

Источник

Татьяна Шамина
Структура обучающих и развивающих занятий с дошкольниками. Консультация для воспитателей

Специально организованная форма работы с детьми – это целенаправленное, организованное с помощью специальных методов и разнообразных форм активное обучающее взаимодействие педагогов и детей, т. е. занятия.

Современные дошкольные образовательные программы предусматривают занятия, гибкие по целям и задачам, вариативные по формам и методам проведения. Главное условие для этого — творчество и профессионализм педагога.

Содержание конкретного занятия с детьми в ДОУ разрабатывается на основе требований реализуемой образовательной программы по данному разделу с учетом уровня сформированности учебно-познавательной деятельности детей и освоенности предыдущих разделов программы, а также общих задач воспитания и развития и направлено на достижение основных целей обучения:

– образовательных, включающих усвоение ребенком определенного объема знаний, умений и навыков;

развивающих, ориентированных на познавательную сферу дошкольника и включающих развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, речи, способностей;

воспитательных,связанных с формированием личности ребенка: потребностей и мотивов, ценностей, нравственных установок, норм поведения, черт характера.

Современный педагог должен не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но и развивать их возможности, воспитывать личность.

Развивающие и воспитательные цели достигаются в ходе решения задач развития качеств психической деятельности и познавательных процессов (сосредоточенность и произвольность внимания, дифференцированного восприятия, развитие умений сравнивать, классифицировать и т. д.); формирования отношения детей к явлениям и событиям, к знаниям, которые сообщаются (усваиваются) на данном занятии, к собственной деятельности; установления отношений и взаимодействия со сверстниками, а также освоения

правил и норм поведения в условиях обучающих занятий.

Организуя занятие с дошкольниками, необходимо, прежде всего, определить его главную цель, зависящую от того, будет ли это занятие носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель.

Так, на обучающем занятиинакапливается необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а на развивающем дети, используя приобретенный опыт, самостоятельно добывают знания.

Соответственно, в образовательном процессе должны использоваться различные виды занятий.

Интегрированное занятие включает в себя разнообразные виды детской деятельности, объединенные каким-либо тематическим содержанием. Интегрированное занятие может состоять из двух-трех классических занятий, реализующих раздел образовательной программы, объединенных одной темой или взаимосвязанных и взаимопроникающих видов детской деятельности, где тематическое содержание выступает в роли главного.

Весьма эффективными оказываются интегрированные блоки. Они могут состоять из классических и/или интегрированных занятий, объединенных общей темой и проводимых на протяжении определенного отрезка времени. Интеграция содержания различных областей знания позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и более эффективным.

Читайте также:  О пользе субботников в школе

Тематическое занятие. Обобщающее занятие, построенное по лексическому принципу. Каждое занятиепосвящено отдельной теме: времена года, явления общественной жизни, творчество композиторов и т. д. На протяжении всего занятия сохраняется элемент непредсказуемости, новизны, удивления и восхищения от соприкосновения с прекрасным.

Доминантное занятие. Занятие, на котором доминирует один из видов деятельности. Оно, с одной стороны, позволяет выявить уровень развития каждого ребенка, его творческий потенциал, с другой – способствует коррекции отставания детей в тех или иных видах деятельности.

По целям и задачам различают занятия:

обучающие,

развивающие,

• закрепляющие,

• диагностические,

• обобщающие.

По сюжетно-тематическому оформлению:

занятие-путешествие (например, сказочное путешествие в страну «Времена года», на Северный полюс, в жаркие страны и т. д.);

занятие-экспериментирование (дети знакомятся со свойствами разных веществ и экспериментируют с воздухом, водой, бумагой, тканью и т. д.);

занятие-проектирование решения проблемы, т. е. занятие – научное исследование (дети совместно с взрослым проводят исследования для получения новых знаний (например, знакомятся с органами вкуса и обоняния, исследуют различные запахи и вкусы и т. д.);

занятие-экскурсия (организованное целевое посещение театра, музея, библиотеки и других объектов социальной инфраструктуры вашего населенного пункта; природных объектов и т. д.);

занятие, воспроизводящее прогулки на природу в тот или иной сезон;

занятие – дидактическая игра (использование в содержании занятия нескольких дидактических игр, связанных общим сюжетом);

занятие-развлечение (театрализованное занятие, совмещающее, например, психомоторное и музыкальное развитие);

занятие-посиделки (ознакомление дошкольников с народными праздниками (например, «Масленица») и приобщение к ним);

занятие – посещение гостей;

занятие-сказка (развитие детей посредством различных видов деятельности, объединенных сюжетом хорошо знакомой сказки или мультфильма);

занятие-прослушивание сказки;

занятие-беседа (познавательная беседа: в ходе занятия, опираясь на свой жизненный опыт и имеющиеся представления, дети получают новые знания.

Основным содержанием является рассказ педагога. Для занятия отбирается наиболее сложный материал, при освоении которого дети получают новые способы деятельности, материал, наиболее значимый с точки зрения умственного и нравственного воспитания. Занятиетребует привлечения разнообразных наглядных пособий: реальных предметов, фотографий, иллюстраций, видеоматериалов.Обобщающая беседа: целью данного занятия является повторение и закрепление полученных знаний и представлений. Оно направлено на формирование у детей способностей к обобщению и систематизации накопленных впечатлений. Беседа может быть построена на коротких рассказах детей о своем личном опыте. Ее можно провести в виде викторины);

занятие с эмоциональным погружением (проводится в таких областях, как приобщение детей к физической культуре, формирование психомоторных умений и способностей);

занятие-конкурс (дети участвуют в конкурсах,проводимых по аналогии с популярными телевизионными конкурсами: КВН, «Поле чудес», «Что? Где? Когда и др.);

занятие-викторина (все задания на занятии-викторине, как правило, объединены одной общей темой (например, «В гостях у сказки»).

Следует помнить, что для того, чтобы ребенок мог быть успешен в собственной исследовательской деятельности, ему необходимы определенные знания и навыки.

Навыки самостоятельной исследовательской деятельности дети начинают приобретать на обучающих занятиях. С этой целью в них вводятся элементы проблемного изложения учебного материала, эвристической беседы, организуется коллективный или индивидуальный самостоятельный поиск, экспериментальная деятельность. Нередко в практике такие занятия называют развивающими. Однако они – лишь подход к настоящим развивающим занятиям, суть которых в развитии категориальной структуры сознания и способности к самостоятельной поисковой деятельности по СОБСТВЕННОЙ ИНИЦИАТИВЕ РЕБЕНКА, УМЕНИИ БООПРЕДЕЛЯТЬ И ПЕРЕОПРЕДЕЛЯТЬ ЗАДАНИЯ, ИДУЩИЕ ОТ ВЗРОСЛОГО.

Обучающие и развивающие занятия строятся по различным схемам.

Модель построения обучающего (традиционного) занятия

Деятельность воспитателя Деятельность ребенка

Мотивация деятельности Возникновение интереса к новой деятельности, готовность к восприятию

Изложение учебного материала Восприятие

Закрепление учебного материала Осмысление

Подведение итогов занятия, индивидуальная оценка детей Возникновение чувства удовлетворения познавательной деятельностью

Определение новых целей Возникновение интереса к предстоящей новой деятельности, ожидание ее

Подобная модель построения обучающего занятия оставляет педагогу достаточно большой простор для использования различных методик и обучающих технологий,поскольку не разрушается психологическая цепочка деятельности: «мотивация-восприятие-осмысление», и, как правило, образовательной цели удается достичь в подавляющем большинстве случаев.

Модель построения развивающего занятия

Воспитатель Ребенок

Создание проблемной ситуации Возникновение состояния «Хочу знать»

Совместное определение значимых проблем, выдвижение гипотез, дополнительная мотивация

Управление самостоятельным поиском Самостоятельный поиск

Совместное подведение итогов, выдвижение гипотез

Развивающее занятие обеспечивает творческое усвоение знаний. Технология такого занятия включает проблемные методы введения знаний, продуктивные задания на их воспроизведение, что помогает детям самостоятельно сформулировать тему занятия или вопрос для исследования, обеспечивает мотивацию к усвоению нового материала.

Поиск решения проблемы организуется побуждающим к гипотезам диалогом, который представляет собой отдельные вопросы, стимулирующие мысль ребенка. Продуктивные задания на воспроизведение обеспечивают выражение знания в разной форме, углубляют понимание нового материала. Каждый ребенок должен сам и по-своему выразить полученное на занятии знание и представить на суд педагогу и сверстникам собственный продукт. (Отсюда и название – «продуктивные задания»).

Отличие развивающего занятия в том, что оно обеспечивает более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей детей, воспитание активной личности.

Источник