Развивающие мультики вред или польза
Все мы слышали, что долго смотреть телевизор не стоит, что надо как-то ограничивать время, проведённое малышом у экрана, но всё это зачастую забывается, когда очередная серия развивающего мультфильма даёт папе и маме несколько минут покоя или помогает накормить или одеть сопротивляющегося ребёнка. Но чего может стоить минутная «победа» в борьбе за тишину для неокрепшего организма и психики?
Начнём с того, что зрительный аппарат новорождённого устроен совсем не так, как у взрослого. После рождения зрение малыша непрерывно развивается: устанавливаются прочные связи с мозгом, глаза «обучаются» восприятию цветов, геометрических форм, глубины и отдалённости предметов, и только к четырём годам достигается максимальная острота зрения. Мерцание экрана и быстро сменяющие друг друга картинки вызывают повышенную нагрузку на неокрепший зрительный аппарат малыша, что впоследствии может привести к снижению остроты зрения и цветоощущения, а также к дискоординации глазных яблок.
«Последняя проведённая мной диспансеризация детей в возрасте десяти лет показала, что примерно 30% детей, заканчивающих начальную школу, поставлен диагноз «миопия начальной стадии», который ещё несколько десятилетий назад ставился лишь двум-трём ученикам из класса, – говорит врач-педиатр первой квалификационной категории Анна Николаевна Тренина. – Решающую роль в ухудшении здоровья ребят, несомненно, играет неумеренное увлечение телевизором, планшетом, компьютером и играми на телефоне, которыми мамы и папы зачастую занимают детей даже самого раннего возраста».
Действительно, ухудшение зрения – это одна из проблем современного общества, в котором глаза являются важнейшим и самым доступным инструментом для учёбы, работы и развлечений. Всемирная организация здравоохранения также не обошла стороной эту проблему и дала чёткие рекомендации о том, в каком возрасте и сколько можно смотреть телевизор:
· в возрасте до трёх лет телевизор и другие средства мультимедиа должны быть полностью исключены из жизни ребёнка;
· дети дошкольного возраста могут смотреть подходящие по возрасту мультфильмы около 30 минут в день;
· дети в возрасте 7-11 лет могут провести у экрана не более 1 часа в день.
«Для этого есть веские причины, – объясняет психолог и сооснователь проекта «Дом на дереве» Екатерина Аксёнова. – В возрасте до трёх лет у ребёнка активно формируется восприятие и внимание – те функции, которые станут основой для развития более сложных навыков в дальнейшем. Каждый этап развития малыша характеризуется какой-либо ведущей деятельностью. Так, в период до года ведущая деятельность – эмоциональное общение с близкими людьми, прежде всего, с мамой. С года до трёх кроха начинает познавать мир через активное взаимодействие с предметами вокруг себя, и в это время малыш ещё не может самостоятельно направлять своё внимание. Для ребёнка 1-2 лет, к примеру, характерна следующая ситуация: увидел муравья, смотрит за его передвижениями, вдруг встретилась кошка, он забыл про муравья и пошёл за кошкой, споткнулся о камень, забыл о кошке и т.д. Если же в раннем возрасте ребёнку предлагаются мультфильмы и прочие видеоматериалы, в том числе якобы развивающие и предназначенные для детей «0+», они полностью завладевают им. При этом деятельность в виде просмотра не является ни ведущей, ни активной, а, значит, не способствует нормальному образованию необходимых нейронных связей».
Помимо очевидных проблем, возникающих у детей при просмотре телевизора, отмечаются также тесно связанные негативные последствия такого поведения. «Если говорить о том, как изменилось детское здоровье за последние десятилетия, то нельзя не отметить возросшее количество детей, которым поставлен диагноз «эпилепсия». Если ещё двадцать лет назад данное заболевание было обусловлено перенесённой черепно-мозговой травмой или органическим поражением головного мозга, то в настоящее время бывает очень сложно установить причинно-следственную связь, приведшую к развитию эпилепсии. В 2016 году на курируемом мной участке проживает уже три малыша от трёх до пяти лет, которым поставлен диагноз «идеопатическая эпилепсия», то есть эпилепсия, не обусловленная каким-либо очевидными факторами. Было бы неправильно утверждать, что именно неумеренное увлечение средствами мультимедия привело к развитию заболевания, но исключить такого варианта всё же нельзя. К счастью, не все дети, смотрящие мультфильмы, подвержены развитию этого тяжелого заболевания, но приведённые факты говорят о том, что неограниченный просмотр видеоматериалов детьми младшего возраста вызывает огромную нагрузку как на зрительный аппарат, так и на центральную нервную систему», – отмечает врач-педиатр Анна Николаевна Тренина.
Самая актуальная и полезная информация для современных родителей – в нашей рассылке.
С нами уже более 30 000 подписчиков!
Но почему же при наличии подтверждённых и вероятных неблагоприятных последствий просмотра мультфильмов детьми в возрасте до трёх лет существует целый сегмент видеопродукции, предназначенной для детей от трёх месяцев или даже с самого рождения?
Ответ прост – спрос рождает предложение. Многие родители убеждены, что для того, чтобы их ребёнок стал успешным человеком, необходимо с младенчества начинать учиться. Цвета, буквы, цифры и все остальные знания должны быть освоены ещё до того, как малыш начнёт уверенно бегать. Именно поэтому появилась целая индустрия «развивающих» мультфильмов, которые выполняют сразу же две функции: транслируют какую-либо обучающую информацию и на определённое время занимают детское внимание. Таким образом, совесть родителей остается чиста: ребёнок не просто смотрит в монитор, оставляя при этом родителя на некоторое время в покое, но и получает какую-то обучающую информацию.
Но так ли это на самом деле, можно ли обучаться посредством мультиков и чего здесь больше: вреда или пользы? Психолог Екатерина Аксёнова категорична: «Обучение посредством мультиков до достижения ребёнком трёх лет несёт скорее разрушительный характер для развития. Какие-либо навыки или умения невозможно получить из пассивной деятельности. Своевременный показ качественного и соответствующего возрасту мультфильма может быть хорошим дополнением тому, что малыш узнал из своей активной деятельности. Например, с 3 до 7 лет ведущей деятельностью ребёнка является игра. И здесь уже определённые персонажи и их действия могут служить для этой игры материалом, когда идёт не просто копирование, а творческая переработка полученной информации».
Бывает так, что родители осознают всю мнимую пользу и реальный вред раннего демонстрирования мультфильмов, но, сталкиваясь с некоторыми проблемами в поведении своих детей, к примеру, нежеланием есть или одеваться, часто слышат такой совет: «Включи мультик, и всё станет проще!».
Юлия Карпова, мама Ивана (1,5 года), поделилась своей проблемой: «У нас никогда не было проблем с одеванием. Сын терпеливо относился к одеванию рубашек, кофт, куртки, но в последнее время, как только речь заходит о прогулке, Ваня начинает вырываться, убегать и всеми силами мешать его одеть. Одна моя подруга посоветовала на время одевания включать мультфильм. Но я сама практически не смотрю телевизор, а тем более не хочу включать что-то такому маленькому ребёнку. Я бы хотела понять, насколько обоснованным может быть такой метод?».
Вот, что по этому поводу говорит психолог проекта «Дом на дереве» Екатерина Аксенова: «Если даже не затрагивать тему возрастного ограничения, стоит отметить, что кормление и одевание являются не просто механическими действиями, а важными социальными актами родителя по отношению к ребёнку. Через эти процессы выражается любовь и забота. При этом здорово, когда это происходит при полном эмоциональном контакте и сопровождается положительными эмоциями. И если эти процессы не сложились, то сопровождение мультфильмами лишь очень временно облегчит жизнь родителю, а далее повлечёт за собой серьезные последствия, такие, как нарушение пищевого поведения и уменьшение ресурса самостоятельности. Ребёнок в этих процессах стимулируется внешним средством – мультфильмом. Мотивация из внешней во внутреннюю почти не переходит. Значит, эти процессы с большой долей вероятности будут затруднительны и неприятны для ребёнка и впоследствии. В таких случаях родителям нужно искать другие альтернативные способы, которые смогут улучшить процесс изнутри, а не снаружи».
Нарушения пищевого поведения и их последствия волнуют также и врачебное сообщество: «Ко мне на приём стали всё чаще приходить родители с детьми, страдающими в той или иной степени избытком массы тела. Конечно же, длительное нахождение перед монитором или телевизором не может считаться основным фактором, способствующим излишнему набору веса, но, несомненно, практически в 90% случаев, лишний вес является следствием гиподинамии, неизбежно сопровождающей чрезмерное увлечение различными гаджетами», –говорит Анна Николаевна Тренина.
Но что делать родителям, дети которых уже настолько прочно связали свою маленькую жизнь с телевизором или компьютером, что ограничение в их использовании вызывает бурю протеста, а нередко и настоящую истерику? На этот счёт Екатерина Аксёнова советует следующее: «Если уже наблюдается истерика, это означает, что образовалась зависимость. Первое, что должны сделать родители – чётко и строго до начала просмотра договориться, сколько мультиков будет сейчас смотреть ребёнок. Здесь главное, чтобы малышу был понятен смысл «сколько», чтобы он смог посчитать или как-то ещё понять, когда просмотр будет закончен. Если малыш ещё не пользуется часами, то не стоит ему называть время в минутах, лучше в количестве мультиков. Очень важно, чтоб помимо телевизора, у ребёнка были какие-то увлекающие его альтернативные игры или дела. Если у него не сформирован самостоятельный навык занять себя, невозможно просто сказать ему: “Иди и займись чем-то”. В такой ситуации нужна активная помощь родителя, который организует игру или другую активную деятельность. При уже случающихся истериках не стоит надеяться на мягкое решение проблемы, всё равно первое время ребёнок не будет принимать новый распорядок. Это важно понять, чтобы помочь ему пережить этот переход к более независимой жизни, к более свободному вниманию и собственной активной деятельности. Потребуется терпение со стороны родителей. И, несомненно, принесёт значимые плоды в будущем».
Однако по достижению ребёнком возраста трёх лет, перед нами возникает ещё одна проблема: как из всего многообразия мультипликационной продукции, выбрать то, что подходит именно вашему малышу? Екатерина Аксёнова поясняет: «При выборе мультипликационного фильма родители должны, прежде всего, сами быть в курсе содержания мультфильма. Простые мультфильмы для ребят от трёх лет построены на эмоциях, в них почти нет слов, а смысл происходящего понятен по бессловесным выражениям эмоций: жестами, междометиями, восклицаниями. Героями таких мультфильмов чаще всего выступают животные, образы которых наиболее понятны для ребёнка младшего дошкольного возраста. Отличный пример – мультфильмы, снятые по сказкам Сутеева. Взрослея, малыш учится понимать всё более сложные обороты речи и более глубокий смысл происходящего на экране, может увидеть подтекст и оценить юмор. Очень важно смотреть мультфильмы вместе с ребёнком, тогда будет гораздо понятнее, как и что он воспринимает, в какой мере и как понимает. Родитель сможет снять лишнее напряжение, обсудив что-то после просмотра мультфильма, будет понимать степень чувствительности или особые темы напряжения ребёнка».
Получается, что включить мультфильм – это не такая уж простая задача для осознанного родителя. И чтобы начать приобщать своего ребёнка к чудесам мультипликации, нужно хорошенько поразмыслить над тем, когда и что показывать, в каком объёме и какого качества. Ведь в огромном мультяшном мире живут не только нарисованные, но и вполне реальные монстры, способные нанести непоправимый вред малышу
Быстрая регистрация
Получите 5% скидку на первый заказ!
Можно ли показывать малышу мультфильмы? Молодые родители не прекращают дебаты вокруг этого вопроса. Мультики помогают быстрее выучить алфавит и цифры, помогают найти общий язык со сверстниками, дают представление о моральных ценностях, помогают отрабатывать спорные ситуации, в которые может попасть малыш, да и просто развязывают маме руки. В то же время, они портят зрение и осанку, способствуют малоподвижности и лишнему весу, делают детей гиперактивными и агрессивными, и могут научить малыша тому, на что родители не рассчитывали. Отдельная тема – иностранные мультики. Вокруг них витает множество пугающих мифов. Так ли они оправданы?
Мультфильмы в раннем возрасте: вред для детей и их здоровья
В поликлинике, салоне автомобиля, супермаркете или салоне красоты часто можно встретить маму с грудничком, который смотрит мультики на планшете. Все довольны: мама успевает сделать покупки или пообщаться с врачом, малыш – развлечься и повеселиться, да и окружающим не будут докучать детские капризы или плач. Но есть одно но. Врачи в один голос утверждают, что до двух лет ребенок не должен смотреть на экран. Не имеет значения, телевизор это, смартфон или планшет. Просмотр мультфильмов в этом возрасте особенно губителен. На это есть несколько причин.
Плохое влияние на зрение
Глаза привыкают смотреть на плоское изображение, и мышцы не тренируются перестраивать фокус. Захваченный круговертью сюжета, малыш забывает моргать, и нежная роговица пересыхает.
Замедление двигательного развития
В то время, когда ребенок должен ползать, крутиться, бегать и играть, он неподвижно сидит перед экраном. Он меньше тренируется, мышцы не получают должной нагрузки, и двигательное развитие замедляется.
Набор лишнего веса
В этом возрасте природа закладывает у малыша привычку много кушать. Часть пищи используется как «строительный материал», а часть идет на калории. Кроха, который учится ползать и ходить, тратит очень много энергии. Но если он, вместо этого сидит на диване перед планшетом, обильная еда станет причиной лишнего веса, диатеза и плохого пищеварения.
Что рекомендуют специалисты?
Врачи разрешают малышу смотреть мультфильмы, начиная с трех лет. Перед экраном можно проводить один час в день. Для школьника это время можно увеличить до двух часов. Однако это не значит, что можно включить ребенку двухчасовое кино и уйти спать. Каждый сеанс должен длиться около 20 минут. Потом обязательно нужно сделать перерыв. Лучше всего, чтобы в это время детские глаза тренировались переключаться с ближних предметов на дальние. Можно выйти на балкон и обсудить погоду, можно покатать мяч из одного угла комнаты в другой, а можно просто отправиться на улицу и поиграть там.
Вред современных мультфильмов для детской психики
Злоупотребление мультфильмами влияет не только на физическое здоровье малышей. Они оказывают серьезное воздействие на психическое развитие. Врачи выделяют несколько отрицательных аспектов.
Формирование плохой привычки. Зависимость от мультиков – одна из самых серьезных детских зависимостей. Привыкший к мультикам малыш без телевизора становится капризным, апатичным, нервным. Его сложно заинтересовать книгой, рисованием или лепкой. Ведь на экране все происходит гораздо динамичнее, громче, ярче, эмоциональнее.
Заторможенность некоторых реакций. Знаменитый детский врач Евгений Комаровский описывает следующий пример: в мультфильме мяч летит прямо на ребенка. Вдруг смена кадра, и мяч исчезает. Ребенок усваивает правило: можно не бояться летящего на тебя предмета, ведь он тебя не достанет. В результате у малыша нет реакции увернуться. Это часто становится причиной повышенного травматизма.
Гиперактивность, повышенная возбудимость. Чтобы ребенок не мог оторваться от экрана, мультики делают динамичными, с быстрым ритмом и сметной кадров. Дети усваивают такой ритм жизни как нормальный.
Вялость, апатия, малоподвижность. Другие дети, перегруженные мультиками, реагируют с точностью до наоборот. Оторвавшись от просмотра, они не в состоянии сами себя занять. В ожидании очередного сеанса они ведут себя равнодушно, не интересуются обычными детскими формами досуга.
Многие родители поддаются на провокации об особенном вреде американских мультфильмов. Якобы, отважное и боевое поведение диснеевских принцесс может отбить у девочек желание становиться хранительницами очага. А женственные фигуры героинь западных мультиков внушают мальчикам искаженный идеал спутницы жизни. Обычно в противовес ставят работы студии «Союзмультфильм», на которых выросло нынешнее поколение.
Но большой разницы тут нет. Вспомните, что говорят родители Дяди Федора в мультфильме о Простоквашино. Они постоянно разговаривают на повышенных тонах, скандалят и, фактически, выживают сына из дома. «Если тебе этот кот так важен – выбирай: или кот, или я!», – восклицает мама. «Был бы у меня такой кот, я бы, может, и не женился бы никогда», – рассуждает папа.
Не так страшен черт: неоспоримая польза мультиков
Да, бесконтрольный просмотр мультиков может нанести ребенку большой ущерб. Но столь же велика может быть и польза, если применять их с умом. Какие же полезные аспекты есть у хороших мультфильмов?
Образовательный
Современные дети быстро учатся чтению и счету. Они осваивают это, подпевая любимым героям на экране, повторяя за ними, запоминая динамичные цветные силуэты букв и цифр. Есть очень много мультфильмов по истории, географии, иностранным языкам.
Коммуникативный
Малышу легче найти общий язык со сверстниками на детской площадке, если они смотрят одни и те же мультики. Дети постарше затевают веселые игры по мотивам «Ну, погоди!», «Смешариков», «Маши и медведя». Если кто-то из них не смотрел такой мультфильм – ему придется остаться в стороне.
Речевой
Ребенок усваивает только те слова, которые звучат вокруг него. Но повседневный словарный запас родителей ограничен. Из мультфильмов он может почерпнуть много новой интересной лексики. Отдельная тема – мультики, которые в форме песенок и скороговорок помогают улучшать дикцию.
Сюжетно-ролевой
Сопереживая героям, дети примеряют на себя их роль. Чебурашка учит, что без дружбы жить нельзя. Рыжий-конопатый призывает принимать окружающих такими, какие они есть. А Умка привьет пресловутые семейные ценности.
Творческий
Посмотрев «Пластилиновую ворону», малыш волей-неволей захочет вылепить какую-нибудь фигурку из мультика. А посмотрев «Петух и краски», возьмет в руки кисточку. Есть целые сериалы, которые рассказывают, как делать поделки. Один из них – необычайно популярный мультик «Бумажки».
Польза мультфильмов неоспорима. Обидно было бы лишать своего ребенка всего этого. Но стоит понимать, что экран – это не способ занять малыша, а инструмент, с помощью которого родители могут дать своему чаду что-то полезное. Родители занимают здесь активную позицию. Они всегда должны стоять между малышом и телевизором. Поэтому вредный миф о том, что мультики развязывают родителям руки, стоит как можно быстрее развеять. Домашний киносеанс – это совместное времяпрепровождение ребенка, мамы или папы.
Как сделать просмотр мультфильмов приятным и полезным? Советы родителям
Главная задача родителя – сформировать у малыша правильное отношение к телевизору. Над этим нужно трудиться с двух лет – того возраста, когда ребенок начинает приобщаться к первым киносеансам. Есть несколько простых правил и хитростей, которые помогут сделать их полезными.
- Сеансы должны быть совместными. Маленькие дети часто нуждаются в комментариях к происходящему на экране. Иначе многое может быть понято превратно. Волк в «Ну, погоди!» курит сигарету потому, что он хулиган и забияка, а не потому, что это круто. Дядя Федор в «Трое из Простоквашино» сбежал от родителей, но вообще-то так делать не надо. На крайний случай, можно загодя просмотреть мультфильм-кандидат, составить о нем свое мнение и решить, стоит ли вашему малышу смотреть это.
- Мультфильм должен быть всего лишь темой для обсуждения или сюжетом для игр. Тогда, побыв у экрана пятнадцать минут, вы сможете организовать полчаса интересных воспитательных бесед или увлекательных ролевых игр. Именно родители, а не мультипликаторы должны формировать у ребенка представление о морали. Даже если вы посмотрели «Том и Джерри», где есть сцены, граничащие с агрессией и жестокостью, вы сможете объяснить малышу, что это художественное преувеличение. И не стоит таскать домашнего кота за хвост.
- Взрослый должен подавать ребенку положительный пример отношения к телевизору. Если мама чистит картошку под сериалы, а папа не может заснуть без вечернего выпуска новостей, трудно ожидать, что ребенок не будет требовать мультиков. Он должен понимать, что семейный досуг – это прогулки, игры, совместные развивающие занятия. А не полудремотное состояние на диване у телевизора.
- Обязательно учитывайте возраст, для которого предназначен мультфильм. Не стоит трехлетнему малышу показывать «Симпсонов» или «Шрека», а потом возмущаться тем, как растлился западный кинематограф. Эти ленты сняты для подростков и взрослых людей. Посмотрите «Бемби» или «Грибок-теремок». Эти мультфильмы доступны для понимания практически в любом возрасте.
- Малыш требует один и тот же мультик изо дня в день? Не отказывайте. Возможно, что-то в сюжете вызывает у него вопросы. Ему нужно разобраться с этой темой. А на пятый раз по его просьбе можно включить этот мультик на английском языке. Это один из самых действенных способов изучать иностранные слова.
Дебаты на тему «Мультфильмы: вред или польза?» не закончатся никогда. Потому что они могут стать причиной как первого, так и второго. Вся ответственность за результат лежит на родителях. Поэтому не стоит обвинять зарубежных мультипликаторов, разращенное общество, агрессивное телевидение и другие инстанции. Пульт всегда должен быть в ваших руках. Если вы будете с вниманием, заботой и любовью контролировать этот процесс, ваш ребенок не получит от мультфильмов ничего, кроме пользы.
Похожие посты
Оставить комментарий