Разве не является сильнейшим аргументом в пользу

Разве не является сильнейшим аргументом в пользу thumbnail

11 класс

Контроль темы№3 «Рыночные отношения в экономике»

1. Словарная работа.

Найдите соответствующие определения к экономическим понятиям.


п/п

Понятие

Буквен. обозн.

Определение понятия

1

2

3

4

1

Экономическая система

А

переход права собственности на средства производства от государства к частным лицам

2

Облигация

Б

все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вложенные в объекты разных отраслей экономики с целью получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта

3

Инвестиции

В

ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации

4

Приватизация

Г

совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих как производственную, так и непроизводственную сферы экономики (транспорт, связь, коммунальное хозяйство, общее и профессиональное образование, охрана здоровья и др.)

5

Спрос

Д

действующая в стране совокупность принципов, правил, законодательно закрепленных норм, которые определяют форму и содержание основных экономических отношений, которые возникают в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта

6

Национализация

Е

формирование и изменение рыночных цен под влиянием столкновения интересов покупателей и продавцов, принимающих свои решения без принуждения извне

7

Конкуренция

Ж

система экономических отношений, которая сложилась в процессе производства, вращения и распределения товара, а также движения денежных средств; для него характерно свободное определение цен, формирование и использование ресурсных источников и т. п.

8

Ценообразование

З

желание и возможность потребителей купить конкретный товар или услугу в конкретное время, в конкретном месте по конкретной цене

9

Акция

И

противоборство, соперничество между производителями товаров и услуг за возможность получения прибыли

10

Предложение

К

ценная бумага, закрепляющая права ее владельца на получение от эмитента (выпускающего облигации) в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента

11

Рынок

Л

желание и возможность производителя произвести и предложить к продаже на рынке свои товары или услуги по конкретным ценам в конкретное время

М

исключение из частной собственности лиц в собственность государства земли, промышленных и транспортных предприятий или целых отраслей народного хозяйства

2. Тест.

1. Организационные способы и механизмы распределения ограниченных ресурсов для потребления людьми определяются:

1) экономической системой;

2) экономическим выбором;

3) хозяйственным потенциалом;

4) необходимым потреблением.

2. Проблема выбора способа использования ограниченных ресурсов в свободной рыночной экономике в отличие от экономики других типов решается:

1) с помощью государственного плана;

2) путем введения запретов и ограничений;

3) на основе личных интересов свободных производителей;

4) воздействием как государства, так и рыночных механизмов.

3. Вопросы «что, как и для кого производить?» решаются:

1) в традиционной экономике;

2) в рыночной экономике;

3) в смешанной экономике;

4) в любой экономической системе.

4. Экономические отношения производителей и потребителей, основанные на взаимовыгодном обмене, – это:

1) разделение труда;

2) конкуренция;

3) рынок;

4) биржа.

5. В развитых странах действуют национальные системы социального обеспечения населения, содействующие росту жизненного уровня, развитию образования и здравоохранения. Это вид экономической деятельности в сфере:

1) производства;

2) обмена;

3) распределения;

4) потребления.

6. Государство финансирует большинство убыточных предприятий. Это явление типично только для экономики:

1) смешанной;

2) рыночной;

3) командной;

4) традиционной.

7. Конкуренция производителей в рыночной экономике:

1) приводит к снижению производительности труда;

2) уравновешивает спрос и предложение;

3) усиливает вмешательство государства в экономику;

4) стимулирует увеличение затрат на производство.

8. Регулируя объемы производства, государство принимает планы, обязательные для производителей. Для какой экономической системы это характерно?

1) смешанной;

2) рыночной;

3) командной;

4) традиционной.

9. Дивиденд – это:

1) доход владельца акции;

2) процент по вкладу в банке;

3) доход от сдачи в аренду недвижимости;

4) ставка ипотечного кредита.

10. Рыночная экономика характеризуется:

1) полной занятостью;

2) слабым интересом к фундаментальным исследованиям;

3) непрерывным экономическим подъемом;

4) бережным отношением к природным ресурсам.

3. Да или нет?

1) Экономические законы рынка определяют соотношение товарных и денежных потоков в экономике.

2) Биржевая торговля – это торговля вслепую.

3) Рынок регулирует производство, «сигнализирует» через цены производителю, что, как и для кого производить.

4) Экономические законы рынка стимулируют снижение производственных затрат.

5) Суть монополии – это спасение от разорения мелких производителей.

4. Какие ответы правильные?

1. Найдите в приведенном ниже списке характерные признаки рыночной экономики.

1) контроль со стороны государства над производством;

2) свободное ценообразование;

3) экономическая свобода производителей;

4) преобладание государственной собственности;

5) централизованное планирование экономики;

6) разорение убыточных предприятий.

2. Найдите в приведенном ниже списке условия, необходимые для развития конкуренции производителей.

1) снижение налогообложения;

2) экономическая свобода;

3) повышение требований к квалификации;

4) устранение чрезмерной монополизации экономики;

5) снижение затрат производства;

6) свободное ценообразование.

5. Дополните схему

. Разве не является сильнейшим аргументом в пользу

6. Какое слово (словосочетание) пропущено?

________________________________– количество товаров и услуг, которое производитель желает и имеет возможность произвести и предложить к продаже на рынке по конкретным ценам в конкретное время.

Читайте также:  Яйцо перепелки польза и вред

7. Исключите лишнее.

Ниже приведен перечень понятий, все из которых, за исключением одного, относятся к одному понятию. Найдите и исключите термин, выпадающий из этого ряда. Назовите общее понятие, к которому относятся оставшиеся термины.

А. Картель, синдикат, трест, концерн, акционерное общество.

Б. Транспорт, связь, коммунальное хозяйство, армия, общее и профессиональное образование, охрана здоровья.

8. Сформулируйте линии сопоставления различных экономических систем и заполните соответствующую графу таблицы:

Линии
сравнения

Рыночная экономическая
система

Командно-административная
экономическая система

1

Частная собственность

Государственная собственность

2

Личный интерес свободных производителей

Государственный план

3

Цены устанавливаются в результате взаимодействия спроса и предложения

Государство устанавливает цены на товары и услуги

Опираясь на данные таблицы, дайте развернутую характеристику различных систем хозяйствования.

9. Факт или мнение?

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. Определите, какие положения носят:

а) фактический характер;

б) характер оценочных суждений.

(1) С 1992-го в России заметно вырос в экономике частный сектор. (2) По мнению аналитиков, этому исключительно способствовал процесс приватизации. (3) Около 70 % валового внутреннего продукта производится в негосударственном секторе. (4) В конце 1990-х годов в сфере мелкого и среднего предпринимательства действовало более 860 тысяч предприятий.
(5) Многие специалисты считают, что благодаря этому был ликвидирован дефицит потребительских товаров.

10. Установите соответствие между экономическими системами и их характеристиками:

1) госплан;        А. Рыночная.

2) свободная конкуренция;        Б. Традиционная.

3) традиции и обычаи;        В. Командная.

4) государственное ценообразование;

5) частная собственность;

6) цеховое ремесло.

11. Назовите три фактора, влияющих на величину предложения, и проиллюстрируйте каждый из них.

12. Подумайте и ответьте, как рынок регулирует производство?

13. Работа с текстом.  О конкуренции

Разве не является сильнейшим аргументом в пользу конкуренции то, что она позволяет обойтись без «сознательного общественного контроля» и дает индивиду шанс самому принимать решения, взвешивая успех и неудачу того или иного предприятия?

Эффективное применение конкуренции исключает одни виды принудительного вмешательства в экономическую жизнь, но допускает другие, способствующие развитию конкуренции и требующие иногда определенных действий со стороны правительства. Но надо обратить особое внимание, что существуют ситуации, полностью исключающие возможность насильственного вмешательства. Прежде всего необходимо, чтобы все присутствующие на рынке стороны имели полную свободу покупать и продавать товары по любой цене, на которую найдутся желающие, и чтобы каждый был волен производить, продавать и покупать все, что в принципе может быть произведено и продано. Существенно также, чтобы доступ к любым отраслям был открыт всем на равных основаниях и чтобы закон пресекал всякие попытки индивидов или групп ограничить этот доступ открыто или тайно. Кроме того, всякие попытки контролировать цены или количество товаров отнимают у конкуренции способность координировать усилия индивидов, поскольку колебания цен в этих случаях перестают отражать изменения конъюнктуры и не могут служить надежным ориентиром для индивидуальной деятельности.

Действие конкуренции требует не только правильной организации таких институтов, как деньги, рынок и каналы информации, но и прежде всего соответствующей правовой системы. Законодательство должно быть специально сконструировано для охраны и развития конкуренции.

Вопросы к тексту:

1)        Опираясь на текст документа, укажите характерные черты поведения производителя в условиях конкуренции.

2) Автор считает недопустимым насильственное вмешательство в экономическую жизнь и ограничение конкуренции. Какие он приводит аргументы в обоснование своей позиции? (Приведите любые два аргумента.)

3) Используя авторский текст и знания обществоведческого курса, объясните, о чем говорит производителю рыночная цена товара. Укажите три аспекта.

4) Назовите три возможных направления деятельности государства по охране и развитию конкуренции.

14. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «экономическая система»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об экономической системе.

11 класс(экземпляр учителя)

Контроль темы№3 « Рыночные отношения в экономике»

Задание №1 Словарная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Д

К

Б

А

З

М

И

Е

В

Л

Ж

Задание №2 Тестирование

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1)

3)

4)

3)

3)

3)

2)

3)

1)

2)

ЗАдание №3 –Да или нет

1)

2)

3)

4)

5)

Да

Нет

Да

Да

Нет

4. Какие ответы правильные?

А. Ответ: 2); 3); 6).  Б. Ответ: 2); 4); 6).

5. Дополните схему

1. экономические системы.

2. традиционная.

3. смешанная.

6.Какое слово (словосочетание) пропущено?

Ответ: величина предложения.

7. Исключите лишнее.

А.

1) акционерное общество;

2) монополия.

Б.

1) армия;

2) инфраструктура.

8. Сформулируйте линии сопоставления различных экономических систем и заполните соответствующую графу таблицы:

Линии сравнения

Рыночная экономическая
система

Командно-административная
экономическая система

1. Доминирующая форма собственности

Частная собственность

Государственная собственность

2. Выбор способа использования ограниченных ресурсов

Личный интерес свободных производителей

Государственный план

3. Механизм ценообразования

Цены устанавливаются в результате взаимодействия спроса и предложения

Государство устанавливает цены на товары и услуги

Читайте также:  Манная каша польза и противопоказания

9. Факт или мнение?

10. Установите соответствие между экономическими системами и их характеристиками:

1)

2)

3)

4)

5)

6)

В

А

Б

В

А

Б

11. Назовите три фактора, влияющих на величину предложения, и проиллюстрируйте каждый из них.

Ответ:

1) издержки производства.

2) используемая технология.

3) ожидание повышения или снижения цены товара.

12. Подумайте и ответьте, как рынок регулирует производство?

Ответ:

1) через  цены  отвечает  на  вопросы «что, как и для кого производить?».

2) побуждает к снижению производственных издержек.

3) побуждает к повышению эффективности производства (технологии, производительность труда, квалификация работников).4) регулирует распределение ресурсов.

13. Работа с текстом.

  О конкуренции

1) Производитель в условиях конкуренции самостоятельно принимает решения по основным экономическим вопросам, рискует, взвешивая условия успешности своего дела, несет ответственность за неудачу своего предприятия.

2) Насильственное вмешательство в экономику и ограничение конкуренции недопустимо, так как конкуренция обеспечивает и поддерживает:

– экономическую свободу производителя;

– независимость экономического выбора потребителя;

– свободу рыночного ценообразования.

3) Рыночная цена товара «сигнализирует» производителю о том, что производить, как производить, для кого производить.

4) Задачи государства по поддержанию конкурентной среды:

– правовое регулирование рыночных отношений;

– способствовать ослаблению монополистических тенденций в экономике;

– оказывать поддержку свободному предпринимательству.

14. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «экономическая система»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об экономической системе.

Ответ: экономическая система – это организационные способы, механизмы и принципы распределения экономических ресурсов для удовлетворения потребностей людей.

1) Экономические системы различаются способами регулирования деятельности производителей.

2) В любой экономической системе решаются основные вопросы «что, как и для кого производить?».

3) Различают четыре экономические системы: традиционная, командная, рыночная, смешанная.

Источник

Выбрать главу

Многие люди, называющие себя социалистами, имеют в виду только первое значение термина, то есть они искренно верят в необходимость достижения конечных целей, но им все равно, или они не понимают, каким образом цели эти могут быть достигнуты. Но для тех, для кого социализм — это не только надежда, но и область политической деятельности, современные методы, характерные для этой доктрины, столь же важны, как и цели. С другой стороны, существуют люди, которые верят в цели социализма не меньше, чем сами социалисты, но тем не менее отказываются их поддерживать, поскольку усматривают в социалистических методах угрозу другим человеческим ценностям. Таким образом, спор идет скорее о средствах, чем о целях, хотя вопрос о том, могут ли быть одновременно достигнуты различные цели социализма, тоже иногда становится нредметом дискуссий.

Этого уже достаточно, чтобы возникло недоразумение, но оно усугубляется еще и тем, что людей, отвергающих средства, часто обвиняют в пренебрежении к целям. А если мы вспомним, что одни и те же средства, например “экономическое планирование”, являющееся ключевым инструментом социалистических реформ, могут использоваться для достижения различных целей, то поймем, насколько в действительности запутана ситуация. Конечно, мы должны направлять экономическую деятельность, если хотим, чтобы распределение доходов шло в соответствии с современными представлениями о социальной справедливости. Следовательно, все, кто мечтает, чтобы производство развивалось не “во имя прибыли”, а “на благо человека”, должны начертать на своем знамени лозунг “планирование”. Однако то же самое планирование может быть использовано и для несправедливого, по нашим теперешним представлениям, распределения доходов. Хотим ли мы, чтобы основные блага в этом мире доставались представителям расовой элиты или людям нордического типа, членам партии или аристократии, — мы должны будем использовать те же методы, что и при уравнительном распределении.

Быть может, ошибка заключается в том, чтобы использовать термин “социализм” для описания конкретных методов, в то время как для многих людей он обозначает прежде всего цель, идеал. Наверное, лучше обозначить методы, которые можно использовать для достижения различных целей, термином “коллективизм”, и рассматривать социализм как одну из его многочисленных разновидностей. И хотя для большинства социалистов только один тип коллективизма является подлинным социализмом, мы будем помнить, что социализм — это частный случай коллективизма и поэтому все, что верно для коллективизма, будет также применимо к социализму. Практически все пункты, по которым расходятся социалисты и либералы, касаются коллективизма вообще, а не конкретных целей, во имя которых социалисты предполагают этот коллективизм использовать. И все вопросы, которые мы будем поднимать в этой книге, связаны с последствиями применения коллективистических методов безотносительно к целям. Не следует также забывать, что социализм — самая влиятельная на сегодняшний день форма коллективизма или “планирования”, под воздействием которой многие либерально настроенные люди вновь обратились к идее регламентации экономической жизни, отброшенной в свое время, ибо, если воспользоваться словами Адама Смита, она ставит правительство в положение, в котором, “чтобы удержаться, оно должно прибегать к произволу и угнетению”[16].

Однако, даже если мы согласимся использовать для обозначения всей совокупности типов “плановой экономики”, независимо от их целей, термин “коллективизм”, мы еще не преодолеем всех затруднений, связанных с употреблением расхожих, но не очень внятных политических понятий. Можно внести уточнение, сказав, что речь идет о планировании, необходимом для осуществления того или иного (в принципе любого) идеала распределения. Но поскольку идея централизованного экономического планирования привлекательна в основном благодаря своей расплывчатости, то, чтобы двигаться дальше, надо вполне прояснить ее смысл.

Читайте также:  Таблетки для потенции вред и польза и вред

Популярность идеи “планирования” связана прежде всего с совершенно понятным стремлением решать наши общие проблемы по возможности рационально, чтобы удавалось предвидеть последствия наших действий. В этом смысле каждый, кто не является полным фаталистом, мыслит “планово”. И всякое политическое действие–это акт планирования (по крайней мере должно быть таковым), хорошего или плохого, умного или неумного, прозорливого или недальновидного, но планирования. Экономист, который по долгу своей профессии призван изучать человеческую деятельность, неразрывно связанную с планированием, не может иметь ничего против этого понятия. Но дело заключается в том, что наши энтузиасты планового общества используют этот термин совсем в другом смысле. Они не ограничиваются утверждением, что, если мы хотим распределять доходы или блага в соответствии с определенными стандартами, мы должны прибегать к планированию. Как следует из современных теорий планирования, недостаточно однажды создать рациональную систему, в рамках которой будут протекать различные процессы деятельности, направляемые индивидуальными планами ее участников. Такое либеральное планирование авторы подобных теорий вовсе не считают планированием, и действительно здесь нет никакого плана, который бы в точности предусматривал, кто и что получит. Но наши адепты планирования требуют централизованного управления всей экономической деятельностью, осуществляемой по такому единому плану, где однозначно расписано, как будут “сознательно” использоваться общественные ресурсы, чтобы определенные цели достигались определенным образом.

Этот спор между сторонниками планирования и их оппонентами не сводится, следовательно, ни к тому, должны ли мы разумно выбирать тип организации общества, ни к вопросу о необходимости применения прогнозирования и систематического мышления в планировании наших общих дел. Речь идет только о том, как осуществлять все это наилучшим образом: должен ли субъект, наделенный огромной властью, заботиться о создании условий, мобилизующих знания и инициативу индивидов, которые сами осуществляют планирование своей деятельности, или же рациональное использование наших ресурсов невозможно без централизованной организации и управления всеми процессами деятельности в соответствии с некоторой сознательно сконструированной программой. Социалисты всех партий считают планированием только планирование второго типа, и это значение термина является сегодня доминирующим. Разумеется, это вовсе не означает, что такой способ рационального управления экономической жизнью является единственным. Но в этом пункте сторонники планирования резко расходятся с либералами.

Несогласие с таким пониманием планирования не следует путать с догматической приверженностью принципу “laissez–faire”. Либералы говорят о необходимости максимального использования потенциала конкуренции для координации деятельности, а не призывают пускать вещи на самотек. Их доводы основаны на убеждении, что конкуренция, если ее удается создать, — лучший способ управления деятельностью индивидов. И они вовсе не отрицают, а наоборот, всячески подчеркивают, что для создания эффективной конкуренции нужна хорошо продуманная система законов, но как нынешнее законодательство, так и законодательство прошлого в этом отношении далеки от совершенства. Не отрицают они и ’того, что там, где не удается создать условий для эффективной конкуренции, надо использовать другие методы управления экономической деятельностью. Но либералы решительно возражают против замены конкуренции координацией сверху. Они предпочитают конкуренцию не только потому, что она обычно оказывается более эффективной, но прежде всего по той причине, что она позволяет координировать деятельность внутренним образом, избегая насильственного вмешательства. В самом деле, разве не является сильнейшим аргументом в пользу конкуренции то, что она позволяет обойтись без “сознательного общественного контроля” и дает индивиду шанс самому принимать решения, взвешивая успех и неудачу того или иного предприятия?

Эффективное применение конкуренции исключает одни виды принудительного вмешательства в экономическую жизнь, но допускает другие, способствующие развитию конкуренции и требующие иногда определенных действий со стороны правительства. Но надо обратить особое внимание, что существуют ситуации, полностью исключающие возможность насильственного вмешательства. Прежде всего необходимо, чтобы все присутствующие на рынке стороны имели полную свободу покупать и продавать товар по любой цене, на которую найдутся желающие, и чтобы каждый был волен производить, продавать и покупать все, что в принципе может быть произведено и продано. Существенно также, чтобы доступ к любым отраслям был открыт всем на равных основаниях и чтобы закон пресекал всякие попытки индивидов или групп ограничить этот доступ открыто или тайно. Кроме того, всякие попытки контролировать цены или количество товаров отнимают у конкуренции способность координировать усилия индивидов, поскольку колебания цеп в этих случаях перестают отражать изменения конъюнктуры и не могут служить надежным ориентиром для индивидуальной деятельности.

вернуться

16

Из заметок Адама Смита 1755 г., цитируемых Дугаллом Стюартом в его “Краткой биографии Адама Смита”.

Источник