Разрешил ли дуэль спор в пользу павла
11
1 ответ:
0
0
Во-первых это был не спор. Дуель произошла из-за того что Базаров поцеловал Фенечку, но истинной целью Павла Петровича Кирсанова, была месть за унижение и обиду, т.к у него была “Сатанинская гордость”. Дуель Кирсановым была проиграна и со своим поражением он решил уехать за границу.
Читайте также
Гришка,старший сын Мерцаловых,стал Григорием Емельяновичем,после встречи с чудесным доктором,они с братом поступили в гимназию,за казённый счёт.Затем Григорий стал банкиром,занимая ответственный пост в банке,он всегда помнил о бедных людях и занимался благотворительностью,жертвовал деньги беднякам.Помня чудесного доктора,Григорий был честен со всеми и никогда не отказывал в помощи нуждающимся.
это произведение, изображающее какие-н. крупные события в жизни человечества, народа или большой социальной группы на фоне продолжительного периода времени. Причем показаны параллельно сюжетной линии героев произведения характерные значительные события, явления, процессы в природе, обществе, науке, искусстве, определяющими своеобразие этого периода.
В рассказе Бунина “Кавказ” нет имён и фамилий,автору не важно, кто герои,а важна сама ситуация и её моральная сторона. Муж ,со слов жены, “жёсток и самолюбив”,ревнивый и печётся о чести. Офицер, высокий и статный,худощавого телосложения.Хозяин в любой ситуации,элегантен и чистолюбив.Перед смертью бреется,одевает белоснежный китель,перчатки.Хладнокровен,решителен-искупался в море,привёл себя в порядок,позавтракал,выкурил сигару и застрелился.
Чувства героев не описаны,их состояние Бунин передаёт через описание природы. В рассказе Ивана Бунина “Кавказ” пейзаж построен на антитезе,передавая состояние героев.Холодная Москва, сырость,дождь олицетворяет остывшие отношения между людьми, потерю взаимопонимания между мужем и женой.Она бежит от неустроенности в жизни ,”грязи и слякоти”,лето не вернётся уже-это символизирует об ушедших чувствах.Из дождя герои попадают в знойное лето,характеризующее страсть чувств.
Ласковое море,солнце,тепло-дорога к счастью,буйство красок. Окружающий пейзаж особенно дорог,так как придётся вернуться назад,в постылые серые будни.Но ласковое тепло сменят жара,изнуряющий зной,который мутит рассудок.Зной Кавказа-это состояние обманутого мужа,теряющего рассудок от ревности. Невыносимая жара,накал страстей и он застрелил себя,спасая поруганную честь.Кавсказкий пейзаж-это характеристика мужа,сила его чувств,утомлённых зноем и истощённых нескончаемой жарой-ревностью.
Звук выстрела является истоком рассказа “Кавказ”.Именно выстрел,а точнее два,переворачивают смысл рассказа.Из истории любви рассказ превращается в драму,где любит только один и он погибает.
Поэмы Твардовского запечатлели
все важнейшие события середины XX века: коллективизацию, Великую Отечественную
войну, стремительную индустриализацию Урала, Зауралья и Сибири после войны.
Каждое из эпических полотен поэта – это особый мир и особый миг в жизни страны
и её людей. Но при всём разнообразии тем и художественных средств есть в них
нечто общее – образы дороги и движения.
Через всю Россию в поисках
счастливой для крестьянина судьбы идёт герой поэмы «Страна Муравия» Никита
Моргунок. Идёт он по деревенскому бездорожью, и оно, это бездорожье, – не
только реальность, но и символ крестьянской доли во все века и времена. Никита
Моргунок не странник, он мечтатель и искатель.
Через войну от западной границы
и от столицы до Берлина С боями проходит солдат Василий Теркин. Это уже другой
герой страны – боец-победитель. Он защищает Отечество: в атаке в полный рост с
автоматом или вдавливаясь брюхом в безымянное болото, в неистовой схватке
рукопашной или под бронёй танка. Он идёт на Запад в рядах победителей.
Мимо дома проходят бойцы к
победе в поэме «Дом у дороги». Он станет символом России в тяжёлые годы борьбы
за освобождение. «Дом» и «война» – несовместимые понятия. Все войны рано или
поздно заканчиваются. Дом вечен. Проходят мимо дома солдаты, и дом зовёт их к миру.
Через всю страну едет
лирический герой поэмы «За далью – даль», с радостью и гордостью наблюдая и
оценивая трудовой подвиг народа-созидателя. Кто этот герой? Пассажир?
Созерцатель? Пассажир – да. Все мы пассажиры в поезде времени. Только не каждый
хочет осознавать, кула и зачем он едет. Созерцатель? Скорее, нет; он – живой
участник дел живых. Радостно и гордо ему сознавать: в том, что создаётся, –
результат и его жизни, и жизни его отца, и жизни Никиты Моргунка, и Василия
Тёркина, и тех ребят в солдатской форме, что прошли мимо дома у дороги и ушли к
победе и в бессмертие.
Мальчик девочка мальчик
Цель урока: подвести учащихся к ответу на вопрос: почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя?
Ход урока
I. Вступительная беседа
Мы проанализировали взаимоотношения Базарова со всеми основными героями: Кирсановыми, Одинцовой, своими родителями и отчасти с народом. Каждый раз выяснялось объективное превосходство Базарова над остальными героями. Казалось бы, тема романа исчерпана. Тем не менее, с 22 главы сюжетно и композиционно начинает повторяться второй цикл странствий героя: Базаров попадает сначала к Кирсановым, потом к Одинцовой и еще раз к своим родителям.
— Как вы думаете, для чего это делает автор?
(Второй круг Базаров совершает изменившимся: жизнь заставила принять его романтику. Это новый Базаров, познавший сомнения, мучительно старающийся сохранить свою теорию. Базаров поставлен перед необходимостью познать самого себя и мир. Тургеневу важно показать, заставит ли это измениться Базарова в своих отношениях с людьми, изменились ли люди, обстановка.)
— Изменилось ли что-нибудь в Марьине, одумались ли Кирсановы после споров с Базаровым? (глава 22-23).
(В имении Кирсановых царит тот же беспорядок. Не уменьшилась неприязнь Павла Петровича к Базарову. Базаров же возвращается к Кирсановым потому, что ему там удобнее работать. Но даже без идеологических споров пребывание их вместе невозможно. Павел Петрович приходит к рыцарскому разрешению конфликта — к дуэли.)
— Разрешила ли дуэль спор в пользу Павла Петровича? Каким мы его видим после дуэли? (гл. 24)
(Павел Петрович не только ранен, но и нравственно убит на этой дуэли. Павел Петрович показан комически, подчеркивается пустота элегантно-дворянского рыцарства. После дуэли перед Базаровым оказывается не заносчивый аристократ, не идиот-дядюшка а страдающий физически и морально пожилой человек).
— Как, в связи с чем происходит разрыв Базарова а Аркадием? Что изменилось в их отношениях? (гл. 21, 22, 25)
(Базаров и Аркадий второй раз в Марьино, раскол начинается, когда Базаров нервничает, раздражен отношениями с Одинцовой. Аркадием овладело желание испытать свои силы в одиночку, без покровительства. Вот почему Аркадий едет в Никольское: «прежде бы он только плечами пожал, если бы кто-нибудь ему сказал, что он может соскучиться под одним кровом с Базаровым…» Раньше Аркадий дорожил дружбой с Базаровым, заботился о том, чтобы его хорошо приняли в Марьине, превозносил знания и простоту Базарова. Молодость всегда выбирает себе кумиров. Аркадию лестно быть приятелем такого человека. Он с удовольствием повторяет его высказывания. Притом Аркадий далеко не во всем согласен со своим другом. Он стесняется при Базарове говорить о красоте природы. Он не чувствует себя равным в дружбе, он только подчиняется влиянию Базарова, подражает ему в манере поведения, и в идеях. Поэтому не удивляет его возвращение в «лоно отцов». Стоило ему встретиться с Катей, как чувство любви вытеснило у него все следы нигилизма. Недаром Катя называет его ручным».)
— Почему Базаров уверен, что они прощаются навсегда? (гл. 25)
(Еще раньше Базаров чувствовал разницу в их взглядах с Аркадием. Сцена под стогом завершается ссорой. Еще тогда он сказал ему, что он «нежная душа». Увидев Аркадия по приезде в Никольское, Базаров сразу все понял. Зачитать: «ты уже расстался со мною… либеральный барич». Этими словами Базаров подвел итог кратковременному увлечению Аркадия нигилизмом. Базарову нелегко потерять Аркадия, вот почему он с горечью произносит прощальные слова: «я ждал от тебя совсем иной дирекции». Так завершаются отношения с Аркадием и Кирсановыми вообще, так как если ручной Аркадий покидает Базарова, то с остальными у него тем более не может быть сближения.)
Задание.
Почему именно этих представителей дворянства противопоставил Базарову Тургенев? Это лучшие представители дворянства, сравните их с губернским обществом: «если сливки плохи, что же молоко?»
II. Анализ сцены смерти Базарова
— Обратимся к последним страницам романа. Какое чувство вызывают последние страницы романа?
(Чувство жалости, что гибнет такой человек. А. П. Чехов писал: «Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хотя караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? Это черт знает, как сделано (Зачитать отрывки главы 27).
— Как вы думаете, что имел в виду Писарев, написав: «Умереть так, как умер Базаров — это все равно, что сделать великий подвиг»?
(В этот момент проявились сила воли и мужество Базарова. Чувствуя неотвратимость конца, он не струсил, не попытался обмануть себя, и главное, остался верен себе и своим убеждениям. Смерть Базарова героична, но привлекает не только героизм Базарова, но и человечность его поведения).
— Почему Базаров становится ближе нам перед смертью?
(В нем ярко раскрылась романтика, он произнес наконец слова, которых раньше боялся: «Я люблю вас! Прощайте… ведь я вас не поцеловал тогда… Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…» Базаров становится человечнее.)
— Почему же все-таки Тургенев заканчивает роман сценой смерти героя, несмотря на его превосходство над другими героями?
(Базаров умирает от случайного пореза пальца, но смерть его, с авторской точки зрения, закономерна. Тургенев определят фигуру Базарова как трагическую и «обреченную на гибель». Вот почему он «умертвил» героя. Две причины: одиночество и внутренний конфликт героя.
Автор показывает, как Базаров остается одиноким. Первыми отпадают Кирсановы, потом Одинцова, потом родители, Фенечка, Аркадий и последнее отсечение Базарова — от народа. Новые люди выглядят одинокими по сравнению с огромной массой остального общества. Базаров — представитель раннего революционера-разночинца, он один из первых в этом деле, а первым всегда трудно. Они одиноки в мелкопоместной и городской дворянской среде.
Но Базаров погибает, но остаются единомышленники, которые продолжат общее дело. Тургенев не показал единомышленников Базарова и тем самым лишил его дело перспективы. У Базарова нет положительной программы, он только отрицает, так как Базаров не может ответить на вопрос: «А что дальше?» Что делать после того, как разрушил? В этом заключается бесперспективность романа. Это главная причина гибели Базарова в романе, главная причина того, что автор не смог наметить будущее.
Вторая причина — внутренний конфликт героя. Тургенев считает, что Базаров погиб потому, что он стал романтиком, так как он не верил в возможность гармонического соединения в новых людях романтики и силы гражданского духа. Вот почему Базаров у Тургенева побеждает как боец, пока в нем нет романтики, нет возвышенного чувства к природе, женской красоте.)
— Как автор относился к своему герою?
(Тургенев очень любил Базарова и многократно повторял, что Базаров — «умница» и «герой». Тургенев хотел, чтобы читатель полюбил Базарова (но отнюдь не базаровщину) со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью.)
III. Слово учителя
Литературные критики не раз называли отсутствие твердой почвы под ногами как основную причину смерти Базарова. В подтверждение этому приводился его разговор с мужиком, в котором Базаров оказывается «чем-то вроде шута горохового». Однако то, в чем Тургенев видит обреченность своего героя, не сводится к базаровскому неумению найти общий язык с мужиком. Разве трагическая предсмертная фраза Базарова: «…Я нужен России… Нет, видно, не нужен…» — может быть объяснима вышеназванной причиной? А главное, «история героя включается в общую для писателя тему гибели человека в горниле неподвластных ему природных сил», «стихийных сил — страсти и смерти».
Тургенев не мирился с метафизическим ничтожеством человека. Это была его неутихающая боль, вырастающая из осознания трагичности человеческой судьбы. Но он ищет опору для человека и находит ее в «достоинстве сознания своего ничтожества». Вот почему его Базаров убежден, что перед лицом слепой силы, уничтожающей все, важно оставаться сильным, каким он был в жизни.
Умирающему Базарову больно сознавать себя «полураздавленным червяком», являть собою «безобразное зрелище». Однако то, что он сумел многого достичь на своем пути, успел прикоснуться к абсолютным ценностям человеческого бытия, дает ему силы достойно посмотреть в глаза смерти, достойно дожить до минуты беспамятства.
С Анной Сергеевной разговаривает поэт, который, завершая свой земной путь, нашел для себя самый точный образ — «умирающей лампады», чей свет символизировал жизнь Базарова. Всегда презирающий красивую фразу, сейчас он может себе ее позволить: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…»
На пороге смерти тургеневский герой как бы подводит черту и под своими спорами с Павлом Петровичем о том, нужны ли такие, как иронично заметил Кирсанов, «избавители, герои» России. «Я нужен России?» — спрашивает самого себя Базаров, один из «избавителей», и не стесняется ответить: «Нет, видно, не нужен». Может быть, он это сознавал, еще споря с Павлом Кирсановым?
Таким образом, смерть дала Базарову право быть таким, каким, возможно, он был всегда — сомневающимся, не боящимся быть слабым, возвышенным, умеющим любить… Неповторимость Базарова заключается в том, что через весь роман он пройдет во многом не таким человеком и тем обречет себя на единственно возможную, роковую, трагическую — базаровскую — судьбу.
Однако Тургенев завершил свой роман просветленной картиной тихого сельского кладбища, где упокоилось «страстное, грешное, бунтующее сердце» Базарова и куда «из недалекой деревушки часто приходят два уже дряхлые старичка — муж с женою» — родители Базарова.
IV. Подготовка к написанию сочинения. Выбор темы
Примерные темы для написания домашнего сочинения по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»:
Е. Базаров и П. П. Кирсанов;
— «Барчуки проклятые» (Н. П., П. П., Аркадий, Кирсановы, Одинцова);
— «Бунтующее сердце» (образ Е. Базарова);
— Почему Базаровы нужны России?
— Базаров и русский народ;
— «Умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать великий подвиг» (Писарев);
— Смысл заглавия романа И. С Тургенева «Отцы и дети»;
— Проблема «отцов» и «детей» в изображении Тургенева;
— Устарела ли проблема «отцов» и «детей» сегодня?
— Что критикует Тургенев в «отцах» и в чем расходиться с «детьми»?
— Что делает Базарова героем своего времени?
Домашнее задание
1. Написать сочинение по одной из предложенных тем.
2. Подготовиться к проверке знаний по творчеству И. С. Тургенева.
Цель урока: подвести учащихся к ответу на вопрос: почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя?
Ход урока
I. Вступительная беседа
Мы проанализировали взаимоотношения Базарова со всеми основными героями: Кирсановыми, Одинцовой, своими родителями и отчасти с народом. Каждый раз выяснялось объективное превосходство Базарова над остальными героями. Казалось бы, тема романа исчерпана. Тем не менее, с 22 главы сюжетно и композиционно начинает повторяться второй цикл странствий героя: Базаров попадает сначала к Кирсановым, потом к Одинцовой и еще раз к своим родителям.
— Как вы думаете, для чего это делает автор?
(Второй круг Базаров совершает изменившимся: жизнь заставила принять его романтику. Это новый Базаров, познавший сомнения, мучительно старающийся сохранить свою теорию. Базаров поставлен перед необходимостью познать самого себя и мир. Тургеневу важно показать, заставит ли это измениться Базарова в своих отношениях с людьми, изменились ли люди, обстановка.)
— Изменилось ли что-нибудь в Марьине, одумались ли Кирсановы после споров с Базаровым? (глава 22-23).
(В имении Кирсановых царит тот же беспорядок. Не уменьшилась неприязнь Павла Петровича к Базарову. Базаров же возвращается к Кирсановым потому, что ему там удобнее работать. Но даже без идеологических споров пребывание их вместе невозможно. Павел Петрович приходит к рыцарскому разрешению конфликта — к дуэли.)
— Разрешила ли дуэль спор в пользу Павла Петровича? Каким мы его видим после дуэли? (гл. 24)
(Павел Петрович не только ранен, но и нравственно убит на этой дуэли. Павел Петрович показан комически, подчеркивается пустота элегантно-дворянского рыцарства. После дуэли перед Базаровым оказывается не заносчивый аристократ, не идиот-дядюшка а страдающий физически и морально пожилой человек).
— Как, в связи с чем происходит разрыв Базарова а Аркадием? Что изменилось в их отношениях? (гл. 21, 22, 25)
(Базаров и Аркадий второй раз в Марьино, раскол начинается, когда Базаров нервничает, раздражен отношениями с Одинцовой. Аркадием овладело желание испытать свои силы в одиночку, без покровительства. Вот почему Аркадий едет в Никольское: «прежде бы он только плечами пожал, если бы кто-нибудь ему сказал, что он может соскучиться под одним кровом с Базаровым…» Раньше Аркадий дорожил дружбой с Базаровым, заботился о том, чтобы его хорошо приняли в Марьине, превозносил знания и простоту Базарова. Молодость всегда выбирает себе кумиров. Аркадию лестно быть приятелем такого человека. Он с удовольствием повторяет его высказывания. Притом Аркадий далеко не во всем согласен со своим другом. Он стесняется при Базарове говорить о красоте природы. Он не чувствует себя равным в дружбе, он только подчиняется влиянию Базарова, подражает ему в манере поведения, и в идеях. Поэтому не удивляет его возвращение в «лоно отцов». Стоило ему встретиться с Катей, как чувство любви вытеснило у него все следы нигилизма. Недаром Катя называет его ручным».)
— Почему Базаров уверен, что они прощаются навсегда? (гл. 25)
(Еще раньше Базаров чувствовал разницу в их взглядах с Аркадием. Сцена под стогом завершается ссорой. Еще тогда он сказал ему, что он «нежная душа». Увидев Аркадия по приезде в Никольское, Базаров сразу все понял. Зачитать: «ты уже расстался со мною… либеральный барич». Этими словами Базаров подвел итог кратковременному увлечению Аркадия нигилизмом. Базарову нелегко потерять Аркадия, вот почему он с горечью произносит прощальные слова: «я ждал от тебя совсем иной дирекции». Так завершаются отношения с Аркадием и Кирсановыми вообще, так как если ручной Аркадий покидает Базарова, то с остальными у него тем более не может быть сближения.)
Задание.
Почему именно этих представителей дворянства противопоставил Базарову Тургенев? Это лучшие представители дворянства, сравните их с губернским обществом: «если сливки плохи, что же молоко?»
II. Анализ сцены смерти Базарова
— Обратимся к последним страницам романа. Какое чувство вызывают последние страницы романа?
(Чувство жалости, что гибнет такой человек. А. П. Чехов писал: «Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хотя караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? Это черт знает, как сделано (Зачитать отрывки главы 27).
— Как вы думаете, что имел в виду Писарев, написав: «Умереть так, как умер Базаров — это все равно, что сделать великий подвиг»?
(В этот момент проявились сила воли и мужество Базарова. Чувствуя неотвратимость конца, он не струсил, не попытался обмануть себя, и главное, остался верен себе и своим убеждениям. Смерть Базарова героична, но привлекает не только героизм Базарова, но и человечность его поведения).
— Почему Базаров становится ближе нам перед смертью?
(В нем ярко раскрылась романтика, он произнес наконец слова, которых раньше боялся: «Я люблю вас! Прощайте… ведь я вас не поцеловал тогда… Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…» Базаров становится человечнее.)
— Почему же все-таки Тургенев заканчивает роман сценой смерти героя, несмотря на его превосходство над другими героями?
(Базаров умирает от случайного пореза пальца, но смерть его, с авторской точки зрения, закономерна. Тургенев определят фигуру Базарова как трагическую и «обреченную на гибель». Вот почему он «умертвил» героя. Две причины: одиночество и внутренний конфликт героя.
Автор показывает, как Базаров остается одиноким. Первыми отпадают Кирсановы, потом Одинцова, потом родители, Фенечка, Аркадий и последнее отсечение Базарова — от народа. Новые люди выглядят одинокими по сравнению с огромной массой остального общества. Базаров — представитель раннего революционера-разночинца, он один из первых в этом деле, а первым всегда трудно. Они одиноки в мелкопоместной и городской дворянской среде.
Но Базаров погибает, но остаются единомышленники, которые продолжат общее дело. Тургенев не показал единомышленников Базарова и тем самым лишил его дело перспективы. У Базарова нет положительной программы, он только отрицает, так как Базаров не может ответить на вопрос: «А что дальше?» Что делать после того, как разрушил? В этом заключается бесперспективность романа. Это главная причина гибели Базарова в романе, главная причина того, что автор не смог наметить будущее.
Вторая причина — внутренний конфликт героя. Тургенев считает, что Базаров погиб потому, что он стал романтиком, так как он не верил в возможность гармонического соединения в новых людях романтики и силы гражданского духа. Вот почему Базаров у Тургенева побеждает как боец, пока в нем нет романтики, нет возвышенного чувства к природе, женской красоте.)
— Как автор относился к своему герою?
(Тургенев очень любил Базарова и многократно повторял, что Базаров — «умница» и «герой». Тургенев хотел, чтобы читатель полюбил Базарова (но отнюдь не базаровщину) со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью.)
III. Слово учителя
Литературные критики не раз называли отсутствие твердой почвы под ногами как основную причину смерти Базарова. В подтверждение этому приводился его разговор с мужиком, в котором Базаров оказывается «чем-то вроде шута горохового». Однако то, в чем Тургенев видит обреченность своего героя, не сводится к базаровскому неумению найти общий язык с мужиком. Разве трагическая предсмертная фраза Базарова: «…Я нужен России… Нет, видно, не нужен…» — может быть объяснима вышеназванной причиной? А главное, «история героя включается в общую для писателя тему гибели человека в горниле неподвластных ему природных сил», «стихийных сил — страсти и смерти».
Тургенев не мирился с метафизическим ничтожеством человека. Это была его неутихающая боль, вырастающая из осознания трагичности человеческой судьбы. Но он ищет опору для человека и находит ее в «достоинстве сознания своего ничтожества». Вот почему его Базаров убежден, что перед лицом слепой силы, уничтожающей все, важно оставаться сильным, каким он был в жизни.
Умирающему Базарову больно сознавать себя «полураздавленным червяком», являть собою «безобразное зрелище». Однако то, что он сумел многого достичь на своем пути, успел прикоснуться к абсолютным ценностям человеческого бытия, дает ему силы достойно посмотреть в глаза смерти, достойно дожить до минуты беспамятства.
С Анной Сергеевной разговаривает поэт, который, завершая свой земной путь, нашел для себя самый точный образ — «умирающей лампады», чей свет символизировал жизнь Базарова. Всегда презирающий красивую фразу, сейчас он может себе ее позволить: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…»
На пороге смерти тургеневский герой как бы подводит черту и под своими спорами с Павлом Петровичем о том, нужны ли такие, как иронично заметил Кирсанов, «избавители, герои» России. «Я нужен России?» — спрашивает самого себя Базаров, один из «избавителей», и не стесняется ответить: «Нет, видно, не нужен». Может быть, он это сознавал, еще споря с Павлом Кирсановым?
Таким образом, смерть дала Базарову право быть таким, каким, возможно, он был всегда — сомневающимся, не боящимся быть слабым, возвышенным, умеющим любить… Неповторимость Базарова заключается в том, что через весь роман он пройдет во многом не таким человеком и тем обречет себя на единственно возможную, роковую, трагическую — базаровскую — судьбу.
Однако Тургенев завершил свой роман просветленной картиной тихого сельского кладбища, где упокоилось «страстное, грешное, бунтующее сердце» Базарова и куда «из недалекой деревушки часто приходят два уже дряхлые старичка — муж с женою» — родители Базарова.
IV. Подготовка к написанию сочинения. Выбор темы
Примерные темы для написания домашнего сочинения по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»:
Е. Базаров и П. П. Кирсанов;
— «Барчуки проклятые» (Н. П., П. П., Аркадий, Кирсановы, Одинцова);
— «Бунтующее сердце» (образ Е. Базарова);
— Почему Базаровы нужны России?
— Базаров и русский народ;
— «Умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать великий подвиг» (Писарев);
— Смысл заглавия романа И. С Тургенева «Отцы и дети»;
— Проблема «отцов» и «детей» в изображении Тургенева;
— Устарела ли проблема «отцов» и «детей» сегодня?
— Что критикует Тургенев в «отцах» и в чем расходиться с «детьми»?
— Что делает Базарова героем своего времени?
Домашнее задание
1. Написать сочинение по одной из предложенных тем.
2. Подготовиться к проверке знаний по творчеству И. С. Тургенева.