Раздельное обучение девочек и мальчиков польза

Раздельное обучение девочек и мальчиков польза thumbnail

25 марта 2016, 00:00 | Катя Кожевникова

Раздельное обучение: За и против

Казалось бы, раздельное обучение – это дело давно минувших дней, когда дворянских детей обучали в закрытых гимназиях и институтах благородных девиц. Но педагоги и психологи постоянно возвращаются к обсуждению вопроса, как мальчикам и девочкам все-таки лучше учиться: вместе или по отдельности. Более того, в России, да и других странах, появляются экспериментальные школы и классы, практикующие раздельное обучение. В институтах принцип “раздельного обучения” часто складывается стихийно: девушки в основном поступают на гуманитарные факультеты, молодые люди – на технические. То есть формально разделения нет, но на практике оно порой складывается. Давайте попытаемся разобраться, есть ли у этой идеи практический смысл.

История вопроса

До Революции в городских школах девушек и юношей обучали раздельно. Но надо понимать, что это было обусловлено в первую очередь неравноправным положением мужчин и женщин в обществе. Если мальчиков готовили к продолжению учебы и службе, то барышень воспитывали как будущих мам, хозяек, светских львиц – в общем, дам, приятных во всех отношениях. Естественно, набор дисциплин, качество и количество информации в мужских гимназиях и институтах благородных девиц был совершенно разным. Понятно, что сегодня такое разделение невозможно, да и совершенно не нужно.

После Революции мужчины и женщины получили равный доступ к образованию, вот обучение и стало совместным. Хотя во время войны мальчишек и девчонок снова разделили. Это было связано с тем, что ребят готовили к роли защитников Отечества: в их обучении физкультура и начальная военная подготовка занимали важное место. Впрочем, спустя десять лет этот эксперимент свернули, и мальчишки с девчонками снова сели за одни парты.

Раздельное обучение девочек и мальчиков пользаЗа

И все же у идеи раздельного обучения и сегодня находится много сторонников. Они говорят о том, что мальчики и девочки усваивают знания несколько по-разному, и, следовательно, при разном подходе способны учиться более эффективно.

К примеру, девочки быстрее развиваются, к тому же они прилежней, поэтому в начальных классах учатся лучше. Их чаще хвалят и спрашивают на уроках. В такой ситуации мальчишки, оказавшиеся в категории отстающих, теряют интерес к учебе.

При раздельном обучении можно выстроить работу таким образом, чтобы заинтересовать всех учеников. Например, в “мальчуковых” классах делать упор на соревнование и исследовательскую деятельность, а в “девчачьих” – спокойно и последовательно переходить от теории к практике. Мужчинам в обучении важна новизна, а женщинам – повторение материала. Кроме того, у девочек в массе своей лучше развит слух, так что громкий голос учителя они воспринимают, как крик. А мальчишки, когда учитель говорит тихо, теряют интерес и отвлекаются.

В старших классах часто складывается, что одни предметы больше интересны ребятам, а другие девчонкам. Так на уроках литературы в основном отвечают барышни, пока одноклассники-парни отсиживаются на задних партах. На физике и информатике – обратная ситуация. В раздельных классах и тем и другим не за кем прятаться.

Еще один аспект – социальный. Учителя, преподающие в “однополых” классах, уверяют, что при такой системе ученики не стесняются отвечать у доски или задавать вопросы, когда чего-то не поняли. Мол, при совместном обучении многие слишком бояться опозориться перед противоположным полом.

Сторонники раздельного обучения приводят доказательства своей правоты. Согласно исследованиям, в России ученики таких классов имеют более высокие оценки, выпускники в среднем выше своих сверстников и чаще поступают в вузы. К подобным выводам пришли и в Америке. В Англии исследование показало, что у женщин, закончивших школы с раздельным обучением, карьера сложилась успешнее, чем у их сверстниц из смешанных школ. А вот для мужчин, согласно тому же исследованию, в раздельном обучении плюсов никаких – зарабатывать больше сверстников они не стали, зато количество разводов в их семьях значительно выше.

Раздельное обучение девочек и мальчиков пользаПротив

Но противников у такой системы значительно больше, чем сторонников. Результаты исследований они подвергают сомнению. И вот почему: сегодня раздельное обучение практикуется только в некоторых частных и специализированных школах. А успехи детей в спецшколах всегда в среднем выше, чем в общеобразовательных учреждениях. Так что дело тут, возможно, вовсе не в раздельном обучении.

Кроме того, гендерные различия в образовании не так уж сильны. У каждого ребенка свои психологические особенности, и не все дети подходят под стереотипные характеристики “мальчишек” и “девчонок”.

При совместном обучении мальчики и девочки учат друг друга разному подходу к материалу, помогают друг другу подтягивать свои слабые стороны. Ведь эффективность обучения человека зависит и от того, кто его окружает. Скажем, если девочки всем классом не понимают математику, а мальчики спят на уроках литературы, эффективным такое обучение не будет, ведь низкий уровень знаний всеми принимается за норму. Такую ситуацию часто можно наблюдать в математических и гуманитарных классах.

Психологи говорят еще и о том, что совместное обучение важно для социальной адаптации детей. Если с ранних лет девочек отделять от мальчиков, в будущем у них могут возникнуть проблемы в общении друг с другом.

На практике получается, что раздельное обучение в одних школах способствует укреплению гендерных стереотипов, а в других – их разрушению. В первом случае мальчиков идеологически воспитывают как богатырей и защитников, а девочек – как будущих жен и матерей. При этом в каждом из классов делается упор на те предметы, которые больше соответствуют способностям тех и других. Во втором – в “однополых” классах детям пытаются помочь как раз с теми предметами, которые у них не так хорошо получаются. Скажем, девочки при отсутствии конкуренции с мальчиками лучше успевают в технических науках и в результате чаще поступают в соответствующие вузы.

Читайте также:  Бальзам белебей польза и вред

А как, по-вашему, раздельное обучение в современном мире имеет смысл? Во время обучения вы замечали, что девушки и молодые люди усваивают материал несколько по-разному?

Кстати…

Сторонники раздельного обучения жалуются, что с определенного возраста девушки начинают уделять больше внимания своей внешности, чем учебе. А, по-моему, желание понравиться однокурсникам только мотивирует на учебные успехи.

Раздельное обучение девочек и мальчиков польза

Раздельное обучение девочек и мальчиков польза

Раздельное обучение девочек и мальчиков польза

Le Teint Touche Eclat Тональная основа с эффектом сияния, Yves Saint Laurent

Ercin 6 Couleurs Fall 2015 Тени для век, Guerlain

High Impact Lip Colour Помада интенсивного цвета, Clinique

Раздельное обучение девочек и мальчиков польза

Раздельное обучение девочек и мальчиков польза

Раздельное обучение девочек и мальчиков польза

Катя Кожевникова, iledebeaute.ru

Релевантные товары в Online-магазине:

Источник

Раз появились разговоры о раздельном обучении в школах мальчиков и девочек, то весьма высока вероятность воплощения в жизнь этой идеи. А нужно ли это ученикам, учителям и родителям? Переходы на раздельное обучение в России уже были. Давайте вспомним историю и попробуем сложить плюсы и минусы раздельного обучения.

Раздельное обучение: плюсы и минусы

Говорят, что новое — хорошо забытое старое. Раздельное обучение мальчиков и девочек в школах уже практиковалось в нашей стране. 

Совместное и раздельное обучение в дореволюционной России

В дореволюционной России школы назывались начальными училищами и делились на две большие группы: городские и сельские. В городских школах мальчики и девочки учились раздельно. А вот в сельских ситуация была иная. Основное население сёл — бедные крестьяне, которые не могли платить за обучение своих детей. Поэтому школы были церковно-приходскими и бесплатными. В школах одновременно обучались и мальчики и девочки. Принимались на обучение дети от 8 до 12 лет. При этом крестьяне считали, что чем раньше ребёнок пойдёт в школу, тем лучше, а педагоги считали, что обучение эффективно лишь с 11-12 лет. Однако победило практичное крестьянское мнение. Мало того, крестьянские дети с самого раннего возраста были помощниками в труде, а потому могли посещать школу только с октября по май. При этом мальчики старше 12 лет были практически полноценными работниками и их даже зимой родители на учёбу не отпускали. Девочки же старше 12 лет часто становились невестами — их старались быстрее выдать замуж, чтобы не кормить «лишний рот», а потому в школу они уже не ходили. 
В 1874 году было принято положение о начальных народных училищах, которое узаконила два момента:

  • девочки старше 12 лет не допускались в группы совместного обучения;
  • преподавание велось только на русском языке.

На деле учителей и помещений не хватало, поэтому все классы были смешанными и девочки, достигшие 12 лет, прекращали посещать школы.

Городские школы, где материальная сторона вопроса была решена, практиковали раздельное обучение мальчиков и девочек, однако лишь потому, что считалось: детям разного пола требуются разные знания. Мальчики изучали больше предметов и готовились к продолжению обучения. Девочки готовились стать мамами, хозяйками, поэтому они изучали словесность, иностранные языки, домоводство, рукоделие, танцы и этикет.

Совместное и раздельное обучение при советской власти

Советская власть провозгласила всеобщее равенство, в том числе и равенство полов, поэтому образование стало единым для мальчиков и девочек и проводилось в одних и тех же классах, то есть, стало совместным. Девочки получили право поступать во все учебные заведения. Ведущие педагоги того времени подчёркивали, что именно смешанное обучение формирует чувство товарищества между мальчиками и девочками. Эксперимент был успешным, однако в 1943 году, во времена Великой Отечественной войны вновь восстанавливается раздельное обучение мальчиков и девочек. Это было связано с вполне реальными и практичными причинами. Мальчиков обучали быть воинами — защитниками Отечества, а девочек учили совмещать материнство и труд на благо Отечества, быть такой универсальной «матерью-труженицей». Поэтому «профильные» предметы в школах вновь разделились: у мальчиков преобладала физкультура и начальная военная подготовка, у девочек домоводство, рукоделие, стенография, педагогика дошкольного воспитания.

Если в дореволюционный период были сильны традиции отношений полов и семей в целом, а потому обучение не играло первостепенной роли именно в воспитании людей, то в советский период родители детей полностью отдавали себя труду, а воспитанием занималась школа, и, конечно, не справлялась. Мальчики и девочки, разделённые на период уроков, воссоединялись после школы и стремительно навёрстывали упущенные возможности, но уже «за глазами» учителей и родителей. Поэтому уже в 1954 году правительство принимает решение о возвращении совместного обучения в школах, где развитие взаимоотношений полов будет под происходить приглядом педагогических работников. В это же время вводится практика задавать много заданий на дом, только с единственной целью — минимизировать свободное время у школьников, сделать так, чтобы практически всё его они проводили за уроками. В летний период создаются трудовые лагеря и пионерские лагеря. 

Современные тенденции раздельного обучения

Большинство родителей недовольны сложившейся системой школьного образования в России. Родители утверждают, что девочки страдают от агрессивного поведения детей противоположного пола. Поэтому с конца прошлого столетия в некоторых школах проводятся эксперименты по созданию классов раздельного обучения для мальчиков и девочек. При этом уроки у них проходят раздельно, а внеклассные мероприятия и праздники вместе. То есть, полного разделения нет, лишь на период уроков. Масштаб введения раздельного обучения поражает — в 60 регионах России есть такие «экспериментальные» классы.

Плюсы или что говорят сторонники раздельного обучения

  1. Головной мозг у мужчин и женщин отличается. У девочек больше развито правое полушарие, поэтому они воспринимают знания через эмоции. У мальчиков — левое, поэтому им нужны доказательства и эксперименты.
  2. Половое созревание — сложный процесс, который лучше проходит в гомогенном классе. Это позволяет избежать насмешек одноклассников и неловких моментов, например, на уроках физкультуры.
  3. Дети на совместном обучении перенимают общие черты, девочки становятся мужеподобными, а мальчики — женоподобными. 
  4. Теряется романтика сексуальных отношений в будущем. Ещё в школе девочки перестают уважать мальчиков (и наоборот) и несут эти стереотипы во взрослую жизнь.
Читайте также:  Польза сырых семечек для организма

Минусы или что говорят противники раздельного обучения

  1. Дети различаются не только по половому признаку, но и по психотипу. Среди мальчиков есть тихони и забияки, среди девочек тоже. Будет ли комфортно спокойному мальчику, у которого превалирует правое полушарие, в классе, где всё обучение построено на то, что основное полушарие — левое? Ребёнок будет ощущать себя так же некомфортно, а, возможно, ещё хуже, так как он становится необычным, другим, то есть — изгоем.
  2. Раздельное образование подразумевает разный набор предметов. Но в нашем обществе нет чёткого разделения профессий на мужские и женские, так зачем искусственно обделять детей в школах?
  3. Результаты школьного воспитания в большей степени зависят от личностей окружающих детей учителей. Плохой учитель не даст ничего хорошего ребёнку ни при совместном, ни при раздельном обучении.
  4. В нашем обществе утерян «институт семьи». Родители десятилетиями отлучены от своих детей, зарабатывая деньги на пропитание, поэтому школа становится важным «институтом жизни». При совместном обучении дети вырабатывают стереотипы межполовых отношений в школе, при раздельном обучении это практически невозможно.

Совет

Какой бы тип обучения вы, как родители ребёнка, ни выбрали, помните — семья основной воспитатель. Не возлагайте ответственность за детей полностью на школу. Контролируйте процесс обучения и воспитания, будьте в курсе и вовремя принимайте меры — делайте всё для того, чтобы ребёнок был физически, психически и умственно полноценной личностью.

Источник

В дореволюционной России обучение в гимназиях было раздельным: мальчики проходили стандартную программу, а девочки — «женскую», с уклоном в домоводство. Стремление к всеобщему равенству свело учеников обоего пола в одну школу и так юные россияне учатся уже сто лет. И столько же времени ученые всего мира, занимающиеся образовательной наукой, ищут доказательства и опровержения того, что школьное обучение должно быть раздельным.

Мальчики могут сохранить типично мужские качества

Ни для кого не секрет, что с младенчества и вплоть до начала полового созревания мальчики в своем биологическом развитии отстают от девочек на 1,5 — 2 года. И это, по мнению Владимира Базарного, руководителя Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации Московской области, одно из важных доказательств преимущества раздельного обучения. В силу того, что девочки биологически старше своих одноклассников — мальчиков, одну и ту же задачу они понимают и усваивают лучше. Школьницы быстрее адаптируются в коллективе и, стараясь завоевать лидерские позиции, на фоне более отсталых мальчишек быстро достигают задуманной цели. Все это приводит к тому, что юные представители сильного пола, уверяясь в своей беспомощности, часто начинают копировать поведение более успешных одноклассниц. Они подражают им в отношении с учителями, перенимают стремление понравиться, быть прилежным, и в результате теряют свои типично мужские качества: рискованность, смелость. Они уже не пытаются искать другие, альтернативные пути решения задачи или проблемы, не желают доказывать свою правоту и проявлять настойчивость и решительность. В результате вырастают целые поколения мужчин, которым ничего не надо, кроме как получить похвалу, за то, что он — хороший. Совершать открытия, героические поступки, иметь мужество брать на себя ответственность таким юношам просто несвойственно.

Девочки могут освоить традиционно «мужские» предметы

За рубежом тоже преобладает совместное обучение мальчиков и девочек. Но, например, в Великобритании все самые престижные, элитные частные школы поделены на мужские и женские. Это именно их выпускники — граждане Соединенного Королевства, составляют львиную долю студентов физико-математических факультетов Оксфордского, Кембриджского и Бирмингемского университетов. Остальные — китайцы, арабы, русские. Несколько лет назад ученые из Лондонского института образования провели широкомасштабное социологическое исследование среди граждан Великобритании. Они опросили более 13 тысяч мужчин и женщин, чьи школьные годы пришлись на 1970-е, когда идея раздельного обучения в Англии была особенно популярной. Тогда четверть всех школ Соединенного Королевства, как частных, так и муниципальных, были «мужские» и «женские». Проанализировав ответы всех респондентов и, получив информацию о том, как сложилась их дальнейшая судьба, исследователи обнаружили странную закономерность. Женщины, окончившие школы с раздельным образованием, ныне в среднем зарабатывают на 10% больше, чем их сверстницы, учившиеся в смешанных классах. Причем эти дамы в прошлом имели как хорошую, так и среднюю успеваемость, но в дальнейшем связали свою профессию с точными науками или политикой, то есть, с дисциплинами, при изучении которых школьные учителя традиционно делают упор на мальчиков. А вот представители сильного пола, окончившие как раздельные, так и смешанные школы, никак не отличались по уровню своего дохода. Исследователи сделали вывод, что для женщин раздельное обучение эффективнее, поскольку отсутствие в классе мальчиков позволяет девочкам активнее осваивать традиционно «мужские» предметы. И юные дамы достигают отличных результатов в тех областях, в которых в смешанной старшей среднестатистической школе привычно лидируют мальчики. В дальнейшем такие женщины весьма успешно делают карьеру в обществе, где царит реальное равноправие полов.

Видео дня. «Сними трусы, сожги диван»: главные тренды на самоизоляции

Источник

Вместе или порознь? Плюсы и минусы раздельного образования подростков

Удивительную цифру озвучил Фонд общественного мнения (ФОМ): 100% выпускников школ, которые учились в раздельных классах, поступили в вузы. Что это значит? Разделять старшеклассников – мальчики отдельно, девочки отдельно – и успех гарантирован? Конечно, нет, ответ не столь однозначен. Во-первых, эти 100% лишь капля в море: в России всего около 500 школ, где имеются разнополые классы. Во-вторых, при лучшей успеваемости подростки из таких классов не всегда могут похвастаться хорошей социальной адаптацией. И, в-третьих, не является ли раздельное обучение отсылкой к прежним временам, когда в женских гимназиях воспитывали хранительницу домашнего очага, а в мужских властителей мира? Давайте рассмотрим картину детально.

Плюсы

Большинство россиян, по данным ФОМ, против раздельного обучения подростков. Из полутора тысяч респондентов 76% сказали, что гомогендерная система не позволяет развить необходимые навыки общения. Даже признавая плюсы разных программ для мальчиков и девочек, родители отметили, что им важнее социальная адаптация ребёнка, а не отличные отметки в школе. И лишь 9% опрошенных твёрдо уверены, что раздельное обучение имеет куда больше преимуществ перед преобладающим сегодня совместным. Мнение этих девяти процентов поддерживают некоторые психологи, медики и педагоги. Отмечу, речь идёт об учащихся старших классов.

Читайте также:  Какая польза от банок при простуде

Вместе или порознь? Плюсы и минусы раздельного образования подростков

Куда же без первой школьной любви…Источник фото

Первый и главный аргумент в пользу раздельного образования – половое созревание подростков. Как правило, с девятого класса молодые люди начинают проявлять интерес к вопросам, далёким от математики и литературы. Эмоциональный фон в этом возрасте зашкаливает, и какие уж тут научные предметы, если за соседней партой сидит из крови и плоти предмет обожания. Никой нет возможности сосредоточиться. А вот если подростка окружают исключительно лица одного с ним пола, шансы на усвоение материала резко возрастают.

Из-за бушующих гормонов настроение подростка меняется чаще и круче, чем курсы валют в нестабильный экономический период. Юноши и девушки становятся очень уязвимыми, восприимчивыми к чужому мнению. Выходя к доске, они думают не о результате, а о эффекте: «хорошо ли я выгляжу», «не покажусь ли я тупым, не решив квадратное уравнение». А уж урок физкультуры так и вовсе превращается в выставку достижений «как я изменился этим летом». Причём демонстрация красоты и ума направлена перекрёстно: мальчики – девочкам, девочки – мальчикам. В гомогенных же классах попросту нет смысла сильно напрягаться, чтобы произвести должное впечатление. Здесь вступает в силу закон «своих не бросаем» или мужская и женская солидарность.

Вместе или порознь? Плюсы и минусы раздельного образования подростков

Девчонки всегда серьезнее мальчишек. Источник фото

Второй огромный аргумент «за» несмешанную форму обучения – разница в строение головного мозга. Точнее, в восприятии информации. У мальчиков на первом месте – логика, у девочек – эмоциональная составляющая. Первые менее усидчивые, тогда как вторые с легкостью справятся с большим объёмом монотонной работы. При раздельной системе обучения можно прописать разные программы. Например, сократить время урока для юношей, при этом максимально насытить лекцию фактами или практическими занятиями. А девушки лучше усвоят материал, если живописать историю вензельками. Допустим, урок географии: преподаватель рассказывает о Республике Конго. Политическое устройство, административное деление, полезные ископаемые, население. Мальчики запомнят цифры и данные. Девочки тоже, но через призму историй о высокой детской смертности, об ущемлении прав женщин, о тысячах бездомных, лишившихся крова из-за постоянных войн.

 Минусы

Противники раздельного обучения называют куда больше причин, по которым не нужно разлучать юношей и девушек. Суть всех аргументов сводится к одному – снижение социальной активности в целом и отсутствие навыков общения с противоположным полом в частности.

Вместе или порознь? Плюсы и минусы раздельного образования подростков

Институт благородных девиц. Математики не знали, зато пели страсть как хорошо. Источник фото

В современном мире, когда понятия «мужские» и «женские профессии» во многом утратили свою актуальность, гомогенное обучение так же выглядит устаревшим. Благо, мы переросли многие предрассудки прошлых веков, когда главенствовала теория «разделения сфер»: мальчиков готовили к общественному управлению, а девочкам отводилась скромная роль «ангела домашнего очага». Естественно, программы женских школ и гимназий существенно отличались от мужских. Согласитесь, невозможно сравнить необходимый объём знаний будущего политика и будущей жены и матери. Да что там, ещё в середине XIX века считалось, будто по умственному развитию женщина не в состоянии превзойти 14-15-летнего подростка мужского пола. С тех пор феминизация случилась, миф развенчали, права уравнялись. Более того, сейчас считается, что мозг женщины работает намного активнее мужского, следовательно, при совместном обучении девочки помогут мальчикам справиться со школьной программой.

И, самое главное, в смешанных классах подростки учатся совместно решать задачи, понимать и уважать особенности мышления и мировосприятия друг друга, что пригодится им во взрослой жизни, когда они начнут работать в смешанном коллективе. Много ли в нынешнем мире осталось профессий, где важнее физическая сила, а не мозги? Нет, совсем немного, и возможностей для женской карьеры становится всё больше. Это нормальный процесс развития общества. А регресс – это как раз возврат к раздельному обучению, считают противники такового.

Нейтральной позиции в данном случае нет. Нас, человеческих особей, всего двое: мужчина и женщина. А Личность (именно так – с большой буквы) во всём своём соку развивается в комфортных условиях. Так что это самостоятельный выбор каждого – в какой среде ему комфортно расти.

 Источник заглавной картинки — marinews.su

Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:

    

  

Раздельное обучение девочек и мальчиков польза

Мудрая сова
27 ноября 2014

Раздельное обучение девочек и мальчиков польза

Дистанционное обучение в школах

Ситуация в мире развивается достаточно стремительно. Уже со второй недели апреля школы и ВУЗы перешли на режим дистанционного обучения.
Что именно это значит для учеников школ? Как выглядит учебный процесс? Чем это обернётся для преподавателей? Выясняем с помощью педагога Ассоциации репетиторов.

30 апреля

1 033

Раздельное обучение девочек и мальчиков польза

Учимся на дистанции

Кажется, что для эффективного обучения по интернету требуется не так много – хорошая связь и пособие, по которому преподаватель работает с учеником. Но всё не так просто: помимо учебника вы пользуетесь массой дополнительных материалов, ссылки на которые разлетаются по разным документам, ученик долго ищет названную страницу в PDF-файле, а формат «прочитай и ответь на вопросы по тексту» внезапно оказывается если и не скучным, то как минимум недостаточным.
Как сделать занятие более динамичным и структурированным?
Делимся излюбленными инструментами преподавателей Ассоциации репетиторов.

17 апреля

1 758

Раздельное обучение девочек и мальчиков польза

Карточки Ассоциации репетиторов: тот самый вирус

184 страны закрыли школы из-за пандемии коронавируса. 87,6% учеников, посещавших их, теперь учатся дистанционно (в цифрах это 1 534 227 915 детей). В России приостановлен набор в первый класс.
Вопросов о вирусе и карантине возникает много. Мы собрали самые важные и ответили на них для вас.

02 апреля

1 808

Источник