Равнодушный к своей действительной пользе
Часть статьи философа В.С.Соловьева, написанной 127 лет назад в связи с катастрофическими засухами и их последствиями в южных регионах России в конце позапрошлого века, впервые опубликованной в ноябрьском выпуске “Вестника Европы” за 1892 год.
IV
Если я скажу, что мы страдаем от бескультурности, и что наше спасение только в культурном прогрессе, то это будет лишь верное теоретическое указание, но не практическое решение задачи. Понятие культуры слишком сложно и в целом неопределенно, а предаваться культурному прогрессу по частям, не зная взаимной связи и отношения этих частей, – дело в лучшем случае бесплодное.
Стихийные беды, подрывающие наше земледелие, имеют общее значение. Они грозят благосостоянию не того или другого края, а всей России, и противодействовать им должна Россия как целое. Есть простые и общие условия, одинаково обязательные для исторической жизни народов, как и для личной жизни отдельных людей, и не менее непреложные, чем физические законы. Только при соблюдении этих условий или жизненных норм какая-нибудь мера или предприятие могут быть действительными и благотворными; без них же всякая мера, по-видимому, и самая практичная и целесообразная, будет лишь мнимою мерою. Представим себе человека, от природы здорового, сильного, умного, способного и незлого – а именно таким и считают все, и весьма справедливо, наш русский народ. Мы узнаём, что этот человек или народ находится в крайне печальном состоянии: он болен, разорен, деморализован. Если мы хотим ему помочь, то, конечно, прежде всего постараемся узнать, в чем дело, отчего он попал в такое жалкое положение. И вот мы узнаём, что он, в лице значительной части своей интеллигенции, хотя и не может считаться формально умалишенным, однако одержим ложными идеями, граничащими с манией величия и манией вражды к нему всех и каждого. Равнодушный к своей действительной пользе и действительному вреду, он воображает несуществующие опасности и основывает на них самые нелепые предположения. Ему кажется, что все соседи его обижают, недостаточно преклоняются перед его величием и всячески против него злоумышляют. Всякого и из своих домашних он обвиняет в стремлении ему повредить, отделиться от него и перейти к врагам – а врагами своими он считает всех соседей. И вот вместо того, чтобы жить своим честным трудом на пользу себе и ближним, он готов тратить все свое состояние и время на борьбу против мнимых козней. Воображая, что соседи хотят подкопать его дом и даже напасть на него вооруженною рукой, он предлагает тратить огромные деньги на покупку пистолетов и ружей, на железные заборы и затворы. Остающееся от этих забот время он считает своим долгом снова употреблять на борьбу – со своими же домашними…
Узнав все это и желая спасти несчастного, мы не станем, конечно, ни снабжать его деньгами, ни лечить от лихорадки или чего-нибудь другого. Мы постараемся убедить его, что мысли его ложны и несправедливы. Если он не убедится и останется при своей мании, то ни деньги, ни лекарства – не помогут. Если же убедится и образумится, откажется от нелепых идей и обидных действий, то будучи человеком умным, способным и крепким, легко найдет в самом себе средства восстановить свое здоровье и поправить свои дела.
Всем этим я хотел пока только сказать по адресу некоторой части нашей печати, что и целые народы, погибающие от ложных мыслей и неправильной жизни, одною агрономией и экономией, без внутренней правды, спасены быть не могут.
Целые народы, погибающие от ложных мыслей и неправильной жизни, одною агрономией и экономией, без внутренней правды, спасены быть не могут.
Впервые напечатана в “Вестнике Европы”. 1892. No 11. С. 353–361.
Статья примечательна стремлением автора связать вопросы историко-культурные и нравственно-этические с вопросом экономическим, который рассматривается с четких антинароднических позиций. Еще в молодости Соловьев выступил противником народнических теорий, которые до середины 1890-х гг. господствовали в умах передовой русской интеллигенции. В обличении “народопоклонников”, будь то ортодоксальные народники или последователи Льва Толстого, он был беспощаден, неустанно преследовал “цветущий оазис народничества” в русской литературе. В заметке “Кто прозрел?” (1892), саркастически высмеивая “социологические формулы” видного народника В. В. (В. П. Воронцова), к которым тот пришел в годину народного бедствия, Соловьев писал: “Насущная необходимость общественной самодеятельности и умственного воздействия культурного класса на народ — вот поистине Средиземное море, ныне только не без усилий открытое народниками, но давно известное другим смертным, между прочим, и мне. За такою живою водой ходить в народнический оазис нам нет основания, мы ею и так всегда пользовались, но только считали ее не живою водой, а просто здравым смыслом. Искренно радуемся, что этот скромный, но все-таки необходимый элемент человеческого существования приобрел новых адептов. Лучше поздно, чем никогда”. Объективно Соловьев — сторонник буржуазного развития, “культурного хозяйства”, едва ли не предшественник “легальных марксистов”. Но такое понимание его позиции было бы односторонним, ибо для Соловьева “прогресс по частям”, без внутренней правды, невозможен.
Цитаты из книги Владимир Соловьев –
Мнимые и действительные меры к подъему народного благосостояния.
Если я скажу, что мы страдаем от бескультурности и что наше спасение только в культурном прогрессе, то это будет лишь верное теоретическое указание, но практическое решение задачи. Понятие культуры слишком сложно и в целом неопределенно, а предаваться культурному прогрессу по частям, не зная взаимной связи и отношения этих частей,– дело в лучшем случае бесплодное.
Представим себе человека, от природы здорового сильного, умного, способного и незлого,– а именно таким и считают все, и весьма справедливо, наш русский народ. Мы узнаём, что этот человек или народ находится в крайне печальном состоянии: он болен, разорен, деморализован. Если мы хотим ему помочь, то, конечно, прежде всего постараемся узнать, в чем дело, отчего он попал в такое жалкое положение. И вот мы узнаём, что он, в лице значительной части своей интеллигенции, хотя и не может считаться формально умалишенным, однако одержим ложными идеями, граничащими с манией величия и манией вражды к нему всех и каждого. Равнодушный к своей действительной пользе и действительному вреду, он воображает несуществующие опасности и основывает на них самые нелепые предположения. Ему кажется, что все соседи его обижают, недостаточно преклоняются перед его величием и всячески против него злоумышляют. Всякого и из своих домашних он обвиняет в стремлении ему повредить, отделиться от него и перейти к врагам — а врагами своими он считает всех соседей. И вот, вместо того, чтобы жить своим честным трудом на пользу себе и ближним, он готов тратить все свое состояние и время на борьбу против мнимых козней. Воображая, что соседи хотят подкопать его дом и даже напасть на него вооруженною рукой, он предлагает тратить огромные деньги на покупку пистолетов и ружей, на железные заборы и затворы. Остающееся от этих забот время он считает своим долгом снова употреблять на борьбу — с своими же домашними…
Узнав все это и желая спасти несчастного, мы не станем, конечно, ни снабжать его деньгами, ни лечить от лихорадки или чего-нибудь другого. Мы постараемся убедить его, что мысли его ложны и несправедливы. Если он не убедится и останется при своей мании, то ни деньги, ни лекарства — не помогут. Если же убедится и образумится, откажется от нелепых идей и обидных действий, то будучи человеком умным, способным и крепким, легко найдет в самом себе средства восстановить свое здоровье и поправить свои дела.
Всем этим я хотел пока только сказать по адресу некоторой части нашей печати, что и целые народы, погибающие от ложных мыслей и неправильной жизни, одною агрономией и экономией, без внутренней правды, спасены быть не могут.
Сентябрь, 1892 г.
Источник:
Соловьев В. С. Смысл любви: Избранные произведения. М.: Современник, 1991. – 525 с. С.183-191.
ISBN 5-270-01370-3
██ ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ (1853-1900). ██ Русский философ, писатель, религиозный мыслитель, мистик, поэт, публицист, литературный критик.
Народ, который населяет современную территорию России, претерпел за свою историю множество испытаний и невзгод. Это понятно, но всё дело в том что с историей этой не всё так однозначно. Нас называют русскими, но все таки национальностей великое множество, а есть основное количество людей, имеющих не просто территориальную принадлежность, но и генетическую идентичность. Именно о них рассуждали писатели, политики, жившие в прошлом.
Читая их высказывания другие национальности, имеющие другие генетические признаки, да и даже те которые имеют те же генетические отличия, говорят “я русский”, или если им не нравится такая характеристика, мы слышим “ну а вот я не русский, я вот белорус”, например. Нельзя забывать и о том что какие то высказывания сделаны от личной обиды, личных невзгод автора, или наоборот были восторгом заласканной звезды. Всем хочется быть потомком великого народа, и не кто не хочет быть ответственным за ошибки предков. В этой стать я хотел бы что бы каждый, кто называет себя русским, увидел свои черты, а может не свои, в высказывании русских писателей. Начнем с писателей-хейтеров…
Михаил Булгаков
«Тяжелый русский дух, нечем дышать и нельзя лететь». – А. Блок
«Московия — русь тайги, монгольская, дикая, звериная». (Muscovy — the Russia of taiga, Mongolic, wild, bestial.) – Алексей Толстой
“Не народ, а скотина, хам, дикая орда, душегубов и злодеев.” (They are not people, they are boors, villains, wild hordes of murderers and miscreants.) – Михаил Булгаков
“Наиважнейшею приметою удачи русского народа есть его садистская жестокость”. (The most important trait of the success of the Russian people is their sadistic brutality.) – Максим Горький
«Русский есть наибольший и наинаглейший лгун во всем свете». (A Russian is the greatest and the cheekiest of all liars in the world.) – Иван Тургенев.
Иван Тургенев.
«Народ, который блуждает по Европе и ищет, что можно разрушить, уничтожить только ради развлечения». (People who roam across Europe in search of what to destroy and obliterate, only for the sake of gratification.) – Федор Достоевский
«Русские – народ, который ненавидит волю, обожествляет рабство, любит оковы на своих руках и ногах, любит своих кровавых деспотов, не чувствует никакой красоты, грязный физически и морально, столетиями живёт в темноте, мракобесии, и пальцем не пошевелил к чему-то человеческому, но готовый всегда неволить, угнетать всех и вся, весь мир. Это не народ, а историческое проклятие человечества» – И.С. Шмелёв.
“Ах, как тяжело, как невыносимо тяжело порою жить в России, в этой вонючей среде грязи, пошлости, лжи, обманов, злоупотреблений, добрых малых мерзавцев, хлебосолов-взяточников, гостеприимных плутов — отцов и благодетелей взяточников!” – Иван Аксаков, из письма к родным.
«Должен высказать свой печальный взгляд на русского человека — он имеет такую слабую мозговую систему, что не способен воспринимать действительность как таковую. Для него существуют только слова. Его условные рефлексы координированы не с действиями, а со словами». – Aкaдeмик Павлов. О русском уме. 1932 год.
«Народ равнодушный до наименьшей обязанности, до наименьшей справедливости, до наименьшей правды, народ, что не признает человеческое достоинство, что целиком не признает ни свободного человека, ни свободной мысли». (The people who are indifferent to the least of obligations, to the least of fairness, to the least of truth… the people who do not recognise human dignity, who entirely defy a free man and a free thought.) – Александр Пушкин
«Россия – самая паскудная, до блевоты мерзкая страна во всей мировой истории. Методом селекции там вывели чудовищных моральных уродов, у которых само понятие Добра и Зла вывернуто на изнанку. Всю свою историю эта нация барахтается в дерьме и при этом желает потопить в нем весь мир…» – И.А.Ильин (1882-1954) , русский философ
(Путин лично занимался переносом праха Ильина в РФ и участвовал в церемонии перезахоронения)
«Не народ, а адский урод». – В.Розанов – русский философ, публицист и критик.
“Русский народ находится в крайне печальном состоянии: он болен, разорен, деморализован”. “И вот мы узнаем, что он в лице значительной части своей интеллигенции, хотя и не может считаться формально умалишенным, однако одержим ложными идеями, граничащими с манией величия и манией вражды к нему всех и каждого. Равнодушный к своей действительной пользе и действительному вреду, он воображает несуществующие опасности и основывает на них самые нелепые предположения. Ему кажется, что все соседи его обижают, недостаточно преклоняются перед его величием и всячески против него злоумышляют…. – Философ Владимир Соловьев
Бог голодных, Бог холодных,
Нищих вдоль и поперек,
Бог имений недоходных
Вот он, вот он, русский бог.
Бог грудей и ж… отвислых
Бог лаптей и пухлых ног,
Горьких лиц и сливок кислых,
Вот он, вот он, русский бог.
П.А. Вяземский
«Главной чертой российского национального характера является жестокость, и то жестокость садистическая. Говорю не об отдельных взрывах жестокости, а о психике, о душе народной. Я просмотрел архив одного суда за 1901-1910 гг. и меня охватил ужас от огромного количества невероятно жестокого обращения с людьми. Вообще у нас в России каждый с наслаждением бьет кого-то. И народ считает биения за полезное, так как же составил поговорку «за битого двух небитых дают». За 1917-1919 гг. крестьяне закапывали пленных красногвардейцев вниз головой так глубоко, что из земли торчали ноги. Потом смеялись, как те ноги дёргались. Или высоко на дереве прибивали гвоздями одну руку и одну ногу и наслаждались мучениями жертвы. Красногвардейцы же сдирали из живых пленных деникинцев-контрреволюционеров кожу, забивали гвозди в голову, вырезали кожу на плечах, как офицерские погоны.” – Горький Максим. О русском крестьянстве (1922)
Если бы провалилась Россия, то не было бы никакого ни убытка, ни волнения в человечестве. — Иван Тургенев
“Нет в этом мире мельче, сволочнее и хамовитее особи, чем кацап. Рождённый в нацистской стране, вскормленный пропагандой нацизма, – этот ублюдок никогда не станет Человеком. У его страны нет друзей – либо холуи, либо враги. Его страна способна только угрожать, унижать и убивать. И за сохранение этого статуса Рассеей рядовой кацап готов пожертвовать собственной жизнью, жизнями своих родителей и детей, качеством жизни собственного народа. Воистину: кацапы – звери. Лютые, кровожадные, но… смертные”. – А. Солженицин
В России нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров. Первые бесполезны, потому что их слишком мало; вторые беспомощны, потому что их слишком много. – Василий Ключевский
Русский простолюдин — православный — отбывает свою веру как церковную повинность, наложенную на него для спасения чьей то души, только не его собственной, которую спасать он не научился, да и не желает. Как ни молись, а все чертям достанется. Это все его богословие. – Василий Ключевский
Можно благоговеть перед людьми, веровавшими в Россию, но не перед предметом их верования. – Василий Ключевский
Русское правительство, как обратное провидение, устраивает к лучшему не будущее, а прошлое. – Александр Герцен
(Про Путина сквозь века сказал)
Русская История до Петра Великого – одна панихида, а после Петра Великого – одно уголовное дело. – Ф. Тютчев
“Русскому соврать, что высморкаться. Их ложь исходит из их рабской сущности. Народ никогда не знавший и не говоривший правды-народ рабов духовных и физических. Убогие люди.” – Н.М. Карамзин
«Русский человек большая свинья. Если спросить, почему он не ест мяса и рыбы, то он оправдывается отсутствием привоза, путей сообщения и т.п., а водка между тем есть даже в самых глухих деревнях и в количестве, каком угодно».
«Русский человек норовит натрескаться ветчины именно тогда, когда в ней сидят трихины, и пройти через реку, когда на ней трещит лед.»
«Природа вложила в русского человека необыкновенную способность веровать, испытующий ум и дар мыслительства, но всё это разбивается в прах о беспечность, лень и мечтательное легкомыслие…»
«Русский человек любит вспоминать, но не любит жить».
«Русскому человеку не хватает желания желать».
– А.П.Чехов
«Вся Россия – страна каких-то жадных и ленивых людей: они ужасно много едят, пьют, любят спать днем и во сне храпят. Женятся они для порядка в доме, а любовниц заводят для престижа в обществе. Психология у них – собачья: бьют их – они тихонько повизгивают и прячутся по своим конурам, ласкают – они ложатся на спину, лапки кверху и виляют хвостиками…» – Антон Павлович Чехов в беседе с Максимом Горьким.
«В нашем национальном характере преобладает холуйство и холопство, похабство и кровожадность, изуверство и пьянство». – Митрополит Илларион
«Национальное самосознание — национальное самодовольство — национальное самообожание — национальное самоуничтожение».
«Русские даже не способны иметь ум и совесть, а всегда имели одну подлость». – В.Соловьев
“Русский человек умеет быть святым, но не может быть честным”. – Константин Леонтьев, российский философ (1831 – 1891)
«Мы, московиты, споили киргизов, чемерис, бурят и других. Ограбили Армению и Грузию, запретили даже Богослужение на грузинском языке, обокрали богатейшую Украину. Европе мы дали анархистов П. Кропоткина, М.Бунина, апостолов руины и палачества Шигалёва, Нечаева, Ленина и т.п. Моральная грязь, Московия – это чудовище, которым даже ад побрезговал бы и изрыгнул бы на землю». – В. Розанов, российский философ (1856-1919)
Среди русских мало умных. Если найдешь какого-нибудь годного человека, то непременно или еврей, или с примесью еврейской крови…» – В. И. Ленин, самый почитаемый в России политический деятель (1870 – 1924 гг.)
Жалкая нация, нация рабов, сверху донизу — все рабы. – Н. Чернышевский
“И знать не хочу звереподобную пародию на людей, и считаю для себя большим несчастьем, что родился в России. Ведь вся Европа смотрит на Россию, почти как на людоеда. Я не раз испытывал стыд, что принадлежу к дикой нации.” – В. М. Боткин
во время спора с Некрасовым. Авдотья Панаева. «Воспоминания»
Выдающийся композитор М. Глинка, окончательно покидая 27 апреля 1856 года Россию, на границе вылез из рыдвана, плюнул на землю и сказал: “Дай Бог мне никогда больше не видеть этой мерзкой страны и ее людей!”
Русский народ слишком живет в национально-стихийном коллективизме, и в нем не окрепло еще сознание личности, ее достоинства и ее прав. Этим объясняется то, что русская государственность была так пропитана неметчиной и часто представлялась инородным владычеством.» — Николай Александрович Бердяев.
Россия не содержит в себе никакого здорового и ценного зерна. России собственно – нет, она – только кажется. Это – ужасный фантом, ужасный кошмар, который давит душу всех просвещенных людей. От этого кошмара мы бежим за границу, эмигрируем; и если соглашаемся оставить себя в России, то ради того единственно, что находимся в полной уверенности, что скоро этого фантома не будет; и его рассеем мы, и для этого рассеяния остаемся на этом проклятом месте Восточной Европы. Народ наш есть только “среда”, “материал”, “вещество” для принятия в себя единой и универсальной и окончательной истины, каковая обобщенно именуется “Европейскою цивилизациею”. Никакой “русской цивилизации”, никакой “русской культуры”. – В.В. Розанов.
Ничего доброго, ничего достойного уважения или подражания не было в России. Везде и всегда были безграмотность, неправосудие, разбой, крамолы, личности угнетение, бедность, неустройство, непросвещение и разврат. Взгляд не останавливается ни на одной светлой минуте в жизни народной, ни на одной эпохе утешительной. – А. Хомяков
«Мы жестокое зверье, в наших жилах все еще течет темная и злая рабья кровь – ядовитое наследие татарского и крепостного ига. Нет слов, которыми нельзя было бы обругать русского человека… В русской жестокости чувствуется дьявольская изощрённость, в ней есть нечто тонкое, изысканное… Можно допустить, что на развитие жестокости влияло чтение житий святых великомученников… Кто более жесток: белые или красные? Вероятно — одинаково, ведь и те и другие — русские». – М. Горький, «пролетарский» писатель (1868 – 1936 гг.)
Никакой особой миссии у России не было и нет! Не надо искать никакой национальной идеи для России-это мираж. Жизнь с национальной идеей приведёт сначала к ограничениям, а потом возникнет нетерпимость к другой расе, к другому народу и к другой религии. Нетерпимость же обьязательно приведёт к террору. Нельзя добиваться возвращения России к какой-либо единой идеологии, потому-что единая идеология рано или поздно приведёт Россию к фашизму. – Академик Д. С. Лихачёв .
Фёдор Тютчев
Ну что ж, это мнения людей которые жили в прошлые времена, нравятся они нам или нет, они всё равно интересны, хотя и требуют понимания причин такой позиции, какие отношения у писателя были с правительством, можно ли вообще мнение этого человека расценивать как объективное. В любом случае, всегда интересно что думали люди 50, 10 или 200 лет назад. С другой стороны, это интересно еще и потому, что русские тех лет это был чуть ли не другой народ, из которого горнило 20-го века выжгло наилучших представителей. Наверное, именно о них и писали авторы ниже.
Николай Васильевич Гоголь
«Подымутся русские движения и увидят, как глубоко заронилось в славянскую природу то, что скользнуло только по природе других народов»,
«Никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому перед малороссиянином. Обе природы слишком щедро одарены богом и как нарочно каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой – явный знак, что они должны пополнить одна другую. Для этого самые истории их прошедшего быта даны им непохожие одна на другую, дабы порознь воспитались различные силы их характеров, чтобы потом, слившись воедино, составить собой нечто совершеннейшее в человечестве»,
«А как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, — видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, — любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе — Нет, так любить никто не может!»(Тарас Бульба),
«Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»,
«Пусть же славится до конца века Русская земля!»(Тарас Бульба),
«Нет, поднялась вся нация, ибо переполнилось терпение народа, — поднялась отмстить за посмеянье прав своих, за позорное унижение своих нравов, за оскорбление веры предков и святого обычая, за посрамление церквей, за бесчинства чужеземных панов, за угнетенье, за унию, за позорное владычество жидовства на христианской земле — за все, что копило и сугубило с давних времен суровую ненависть козаков»(Тарас Бульба),
«Если русских останется только один хутор, то и тогда Россия возродится».
И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: “чёрт побери всё!” – его ли душе не любить её? Её ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное?” Николай Васильевич Гоголь.
“Есть соответствие между необъятностью, безгранностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физическою и географией душевной. В душе русского народа есть такая же необъятность, безгранность, устремленность в бесконечность, как и в русской равнине” Николай Александрович Бердяев.
“Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!” Иван Сергеевич Тургенев.
“Русские люди никогда не будут счастливы, зная, что где-то творится несправедливость”, – Шарль де Голль, французский государственный деятель, президент Франции.
“Русским людям не нужны материалистические «ценности» Запада, не нужны сомнительные достижения Востока в сфере абстрактной духовности, не имеющей ничего общего с реальностью”, – Альберт Швейцер, немецко-французский мыслитель.
“Русским людям нужна Правда, и они ищут её, прежде всего в жизни”, – Франсуа де Ларошфуко, французский писатель-моралист.
“Жить по Правде – это по-русски!”, – Уильям Томсон, английский физик.
“Русские люди добросовестно и безвозмездно трудятся, если в обществе есть нравственная идея, праведная цель”, – Фридрих Гегель, немецкий философ.
“Концепция добронравия – жить по совести — это по-русски”, – Уинстон Черчилль, премьер-министр Великобритании.
“Русскость – это мировоззрение справедливого жизнестроя”, – Станислав Лем, польский писатель.
“Общинность – в крови у Русских людей”, – Имре Лакатос, английский математик.
Имре Лакатос.
“Ради праведной идеи Русские люди с радостью трудятся, даже находясь в заключении, и тогда они не чувствуют себя узниками, – они обретают свободу”, – Адам Смит, шотландский экономист и философ.
“Русская душа – это щедрость, не знающая границ”, – Далай-Лама, духовный лидер тибетского народа.
“Абсолютная трезвость – это по-русски! Русские люди не нуждаются ни в чём сверх меры”, – Бичер Генри Уорд, американский религиозный и общественный деятель.
“Мера – есть суть Русской цивилизации”, – Клод Гельвеций, французский философ.
“Русская культура не приемлет разврат”, – Иоганн Вольфганг Гёте, немецкий писатель.
“Русские люди не терпят всякой мерзости!”, – Генри Форд, американский инженер.
“Русские люди никогда не живут по принципу «моя хата с краю, ничего не знаю»”, – Томас Джефферсон, американский просветитель.
“«Жить для себя», «работать на себя», прожигать жизнь в различных удовольствиях – это не по-русски”, – мать Тереза, основательница и настоятельница католического Ордена милосердия.
“Русские люди неустанно работают на преображение себя и окружающих от человекообразия к Человечности!”, – Дюма Александр, французский писатель.
“Даже самый благоприятный исход войны никогда не приведет к разложению основной силы России, которая зиждется на миллионах русских… Эти последние, даже если их расчленить международными трактатами, так же быстро вновь соединяются друг с другом, как частицы разрезанного кусочка ртути…” Отто фон Бисмарк
«Мы — Русские! Какой восторг!»,
«Горжусь, что я русский»,
«Мы русские и потому победим»,
«Бей врага, не щадя ни его, ни себя самого, побеждает тот, кто меньше себя жалеет» Александр Васильевич Суворов, Великий русский полководец
«Величие, могущество и богатство всего государства состоит в сохранении и размножении русского народа» Михаил Васильевич Ломоносов
М. В. Ломоносов
Конечно же, это не все высказывания о нашем многострадальном народе. Можно, много еще, найти хвалебных цитат или гневных характеристик, важно на минутку задержаться в потоке информации, оценить, осмыслить прочитанное, так как это необходимо для того чтобы понимать – а какой русский я? Ведь если кто-то описывает лень и невежество твоего этноса, правда это или нет, возможно понять только примерив на себя этот ярлык, и честно самому себе ответить на вопрос “а про меня ли это?
Что думаете вы, по этому поводу?