Рассказать детям о пользе муравьев

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 29 (МБДОУ д/с № 29)
143405, Московская область, г. Красногорск, Красногорский бульвар д. 15
Конспект открытого занятия по ФЦКМ
в подготовительной группе № 2
на тему «Муравьи и муравейники»
Подготовила:
Юсупова Х.Х.
воспитатель группы
г. Красногорск, Московская область
2016г.
Занятие по ФЦКМ для детей
подготовительной группы
“Муравьи и муравейники”
Интеграция образовательных областей:
- социально – коммуникативное развитие.
- познавательное развитие (экология).
- речевое развитие.
Цель:
- Познакомить с муравьями, как представителями насекомых,
- Дать знания о пользе приносимой муравьями, об их образе жизни: распределении обязанностей в муравьиной семье, постройке муравейника,
- Развивать познавательный интерес к насекомым, воспитывать бережное отношение к природе.
Педагогические задачи:
- Дать детям элементарные представления о полезной деятельности муравьев и о том, какой вред лесу причиняют те, кто разоряет их гнёзда.
- Объяснить, что строительство муравейника — это большой труд многих тысяч шестиногих созданий.
- Учить детей доброжелательному отношению к другим живым существам.
- Разъяснить им, почему муравейники разорять нельзя.
- Формировать связную речь.
- Развивать эмоциональность речи.
- Фантазию в процессе отгадывания загадок.
Материал к занятию:
- картина “В лесу”,
- картинки с изображением насекомых,
- рисунок пенька,
- природный материал (веточки, сухие листья, хвоя и др.)
- разрезная картинка «муравей»,
- игрушечный муравей,
- картинки муравьев – чёрных, рыжих,
- картинки муравейника в срезе,
- энциклопедия о жизни насекомых.
Методы и приемы:
Беседа о муравьях, дидактическая игра «Собери картинку муравья», загадки о насекомых, показ картинок, дидактическая игра «Угадай, кого не стало», подвижная игра «Собери муравейник», беседа о пользе насекомых.
Ход занятия
1. Введение игрового момента.
Воспитатель: Расскажу я вам, ребята, интересную историю.
Когда я была такой же, как вы, мы гуляли в лесу с моим папой и увидели странное зрелище. Около трех березок-сестричек стоял муравейник, по которому прыгал дрозд. Я хотела согнать его, но папа не разрешил. Дрозд вытянул в стороны крылья и сидел так минут десять. Оказывается, муравьи быстро «вычесывают» все, что накопилось под крыльями (разных паразитов, блошек) и попутно опрыскивают тело птиц остропахнущей кислотой. Многие лесные птицы принимают такие «муравьиные ванны».
Я стала наблюдать за муравьями. Очень мне понравился один муравьишка. Вдруг поднялся сильный ветер, он сорвал моего муравишку с листочка березы и куда-то унес. Я очень расстроилась. Хотите посмотреть, каким он был?
Дидактическая игра «Собери картинку из частей».
Группы детей собирают картинки «муравьёв» из отдельных частей.
Воспитатель: Хотелось бы вам вернуть муравья в его дом около трех березок и узнать о его жизни, о том, что он делает, где и как живёт? Давайте сложим ваши работы в волшебную коробочку и посмотрим, какой муравей у нас получится. Закройте глаза! (Воспитатель достает из коробочки игрушечного муравья).
Воспитатель: На Земле великое множество насекомых (один миллион пятьсот тысяч видов). На брюшке у них- поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые»- от слова «насекать». У насекомых три части тела и шесть ног. Насекомые –обжоры, они едят все: зелень, мелких насекомых… Насекомые бывают совсем маленькие и большие. Одни летают, другие ползают или прыгают, одни живут несколько лет, а другие- один день.
Воспитатель: Почему муравей – насекомое? Как вы думаете, муравьи полезные или вредные? Что бы вы хотели о них узнать?
Муравьи — надёжные помощники лесоводов. Лесные муравьи — хищники. Они во множестве истребляют различных насекомых, преимущественно вредителей леса. Особенно успешно это делают рыжие лесные муравьи. Там, где нет муравейников, можно встретить деревья, оголённые разными листогрызущими насекомыми.
Воспитатель: А хотите побывать в лесу? (ответы детей). Хорошо, а отнесёт вас туда волшебный ветерок. Закройте глаза.
Ветрено, ветрено,
Вся земля проветрена.
Ветер, деток подхвати–
В лесу прохладном опусти.
На экране картина “В лесу”.
Воспитатель: Откройте глаза. Что вы видите? Какие деревья растут в лесу? Что ещё растёт в лесу? А теперь давайте погуляем по лесу.
Воспитатель: Давайте ещё раз посмотрим на наш лес. Увидеть всё могут только внимательные и зоркие ребята. Возьмите бинокли (дети подносят кулачки к глазам). Кто там прячется за деревьями, кустами, камнями? (Дети называют животных, насекомых.) Некоторые насекомые спрятались под этим пеньком (рисунок пенька на доске). Угадайте, какие?
Загадки.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Что за девчонка: в поясе тонка,
Огромные очи, летит – стрекочет. (Стрекоза)
Чернокожий карапуз,
Не по росту носит груз. (Муравей)
Имя взял у кузнеца,
Цвет у огурца,
Крылья – у мошки,
Ножки – у блошки. (Кузнечик)
Сок из цветов она берёт
И в сотах копит сладкий мёд. (Пчела)
Летом в болоте
Вы её найдёте,
Зелёная квакушка
Кто это? (Лягушка)
Воспитатель: В отгадках наших загадок были только насекомые?
Дети: Нет, лягушка – это не насекомое.
Воспитатель: Где живут муравьи? Кто видел муравейник? Из чего он построен?
Муравьёв неслучайно называют неутомимыми тружениками. Целыми днями они добывают корм. Пищу, которую раздобыл и принёс муравей, он сам не ест. Он кормит этой пищей десятки других муравьев. Его тоже кормят своей добычей собратья. Кроме корма, муравьи без устали носят к гнезду строительный материал: хвоинки, соломки, веточки. Муравьи строят свой дом из веточек, соломинок, песка, хвои. Давайте и мы превратимся в муравьёв и построим себе муравейник. Не забывайте, каждый муравей очень маленький и не сможет тащить несколько веток. Носите по одной веточке, соломинке.
Подвижная игра «Собери муравейник».
Дети делятся на две команды и под музыку начинают собирать свои муравейники.
Воспитатель: Большая часть обитателей муравейника постоянно занята строительными работами. Муравьи в этом деле — великолепные мастера.
Купол муравейника покрыт гладким слоем мелкой хвои, под ним лежит более толстый слой мелких веточек. На одно гнездо идёт 4—5 миллионов хвоинок. Они плотно прилегают одна к одной в определённом порядке. Строительный материал муравьи не просто складывают на кучу, а скрепляют его землёй и своими выделениями. Муравьи постоянно перебирают хвоинки кровли, добавляют к ним вновь принесённые, уносят часть хвоинок вглубь, и наоборот. Весь пласт хвои и веточек на куполе устойчив к гнили и плесени. Муравейникам не страшны дождь и сильный ветер. В жару они хорошо проветриваются, а в мороз глубоко не промерзают.
Такие удивительные сооружения возводят крошечные муравьи. Мы должны с большим уважением относиться к их неустанному труду, к их жилищу. Муравейники разорять нельзя! Нужно всегда помнить, что лесные муравьи — верные помощники человека в защите лесов от вредителей.
На полянке возле ёлок Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион. (Муравейник)
2. Рассказ о жизни муравьёв:
Жилище муравьёв – это сложный многоэтажный дом, где много различных ходов и комнат. Этот дом очень прочный, спасает от ветра и холода. Как-то в солнечный день я гуляла по лесу и заметила, что все муравьишки бегут в одном направлении, спешат к себе в муравейник. Я удивилась, зачем? И вдруг пошёл дождь. После дождя все муравьишки выползли и разбежались по своим делам. Почему они так себя вели? (Дети строят предположения.) Муравьи очень трудолюбивы. Недаром о человеке, который хорошо работает, говорят: трудолюбивый, как муравей. Они трудятся с утра до вечера. У каждого свои обязанности, профессии
В семье муравьиной есть мамы и папы.
Не носят они украшенья и шляпы,
Немало в семье дочерей и сынишек,
Растут они в норах, средь хвои и шишек,
Их с раннего детства к труду приучают,
Нотации долго и нудно читают,
Что должен трудиться любой муравей.
О нас и пословицы есть у людей.
Кому не известна такая работа,
Когда, задыхаясь от горького пота,
Несёт муравей свою ношу домой,
Ногами толкая её за спиной.
Один муравьишка немногого стоит.
Все вместе – жилище огромное строят!
И каждому с детства дела поручают,
И каждый, конечно, за них отвечает.
Воспитатель показывает игрушечного муравья и продолжает рассказ:
Я – охранник-муравей.
От врагов, зверей, людей
Защищаю общий дом.
Открываю двери днём.
А как солнышко уйдёт
В дом никто уж не войдёт.
На посту мы не едим,
За порядком мы следим!
Будем входы сторожить,
Чтобы всем спокойно жить!
А есть муравьи, которые следят за личинками, яйцами муравьёв, т.е. детишками. Как бы вы их назвали? Это няньки.
Мы личинок бережём,
От врагов их стережём,
Им создать комфорт сумеем:
Если холодно – согреем,
Их на солнце выставляем,
С ними часто мы гуляем,
Если слишком жарко будет,
Наш подвал её остудит.
В муравьиных семьях есть «Рабочие» муравьи, они строят муравейник, таскают корм для всей огромной семьи – вредных насекомых.
Есть «папы» самцы муравьи, которые называются «Трутнями», они являются самыми крупными и крылатыми. Они не работают как рабочие муравьи.
Есть в семье и «мамы» самки – муравьи, их называют «маткой». Она так же как и самец –Трутень крупнее всех остальных муравьёв, у неё тоже имеются крылья, но только до тех пор, пока она не станет откладывать яйца. Матка является единственной и самой главной «Королевой» в муравьиной семье. Все муравьи слушают её, кормят и охраняют.
Больше всего в муравейнике рабочих муравьёв. Их может быть сотни, тысячи. Трутней – десятки, а матка, чаще всего, только одна.
Муравьи – защитники леса. Они сохраняют лес от опасных насекомых, которые питаются листвой, корой деревьев. Поэтому муравьёв и их муравейники надо оберегать, не разорять.
Дидактическая игра «Угадай, кого не стало»
(Работа с картинками насекомых на доске. Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает любую картинку. Дети, открыв глаза, должны угадать, какая картинка убрана).
Воспитатель: погода испортилась, набежала туча. Видно, будет дождик. А вот и первая капля, вторая, третья. (Дети ударяют большим пальцем правой руки по левой ладошке – одна, указательным и большим- две и т.д.) Все насекомые пропали. Кого не стало?
Дети: не стало бабочки, стрекозы, кузнечика, муравья…
6. Подведение итога:
Воспитатель:
– Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей)
После занятия, в совместной деятельности, слепить или нарисовать муравьёв.
Надежда Вострецова
Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста на тему «Лесные муравьи»
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 12» г. Курска
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию, в группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет
«Лесные муравьи.»
Составила:
Воспитатель МБДОУ № 12 г. Курска
Н. С. Вострецова
2015 год.
Задачи: познакомить детей с муравьями, как представителями насекомых;
• дать знания о пользе приносимой муравьями, об их образе жизни: распределении обязанностей в муравьиной семье, постройке муравейника;
• формировать представление о роли муравьёв в жизни леса.
• развивать речевую активность детей: монологическую и диалогическую речь;
• развивать познавательный интерес к насекомым, умение владеть обобщающим понятием «насекомые»;
• воспитывать бережное отношение к природе;
• развивать эмоциональную отзывчивость;
• развивать координацию речи с движением, общую моторику, дыхание, внимание, память, через игры и упражнения.
Словарная работа: насечки, фуражиры, вредители, хищники, солярий, амбар, улей, скворечник, раковина моллюска, осиное гнездо, тля.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развития», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Оборудование:
• игрушка – муравей;
• цветные иллюстрации для дидактической игры «Найди насекомое»;
• муляжи: муравейник, гнёзда ласточки, воробья, ; улей, скворечник, паутина, осиное гнездо деревянный дом, раковина улитки. аквариум.
• плакат «Муравейник в разрезе»
• экран, проектор, ноутбук.
Предварительная работа:
• работа с иллюстрированным материалом по теме «Насекомые»;
• знакомство с литературными произведениями: К. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Тараканище»; В. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Хвосты», «Паучок пилот»; В. Д. Берестова «Честное гусеничное»; И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»; М. Пляцковского «Дневник кузнечика Кузи»; Н. Романова «У меня дома пчела»; Ю. Дмитриева «Сказки о Мушонке»; М. Шкурина «Сказка о ленивой пчёлке»; К. Ушинского «Пчёлки на разведках»; Л. Толстого «О муравьях».
• загадывание загадок о насекомых
• упражнение на развитие мелкой моторики рук «Муравейник». Подвижная игра «Муравьиная тропа», «Муравьи и дождик», «Мурьишка и слон», «Муравьи».
• Наблюдения за насекомыми на прогулке.
• Рассматривание энтомологической коллекции.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Добрый лес, старый лес.
Полон сказочных чудес!
Я иду гулять сейчас
И зову с собою вас!
Согласны пойти со мной на прогулку?
ДЕТИ: Да.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А как вы думаете, кого же мы можем встретить в лесу? (Ответы детей)
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Ждут нас на лесной опушке (широко разводим руки в стороны)
Птички, бабочки, зверюшки, (повороты вправо-влево)
Паучок на паутинке, (сжаться в комок, «сименить» назад)
И кузнечик на травинке! (Пальцами правой руки выполняем от плеча левой руки перебирающие движения вниз.)
Мышка, мышка, (Мягкий пружинистый шаг,
Серое пальтишко. спинка слегка прогнута вперёд,
Мышка тихо идёт,
В норку зёрнышко несёт. «лапки» перед грудью)
А за мышкой шёл медведь, (Руки полусогнуты в локтях,
Да как начал он реветь: Ноги на ширине плеч.
«У-у! У-у!
Я вразвалочку иду!» Переступание туловищем из стороны в сторону)
В воздухе над лужицей (Бег чередуется с остановками.
Стрекозы быстро кружатся.
Взлетают и садятся, Во время остановок – присесть)
На солнышке резвятся.
Вот ползёт сороконожка (Дети двигаются друг за другом,
По тропинке на дорожку. держа руки на плечах впереди стоящего)
Спинка изгибается,
Ползёт-переливается.
Нёс однажды муравей (Пружинистый шаг,
Две травинки для дверей: руки сложены «топориком» на плече)
На полянке, под кустом,
Муравьишка строит дом. (Соединить руки над головой)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, а вот и муравьишка который строит дом. Посмотрите какое тяжёлое брёвнышко он несёт. А как вы думаете: муравей сильный? (ответы детей)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Самый сильный на земле – это муравей. Ведь он может перенести на себе груз в 10 раз тяжелее собственного веса. Если представить, что Денис – муравей… Как вы считаете сможет ли он унести на себе 10 детей? (Нет). А муравей может поднять груз в 10 раз тяжелей себя и нести. Он хоть и маленький, а настоящий силач.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, а вы бы хотели узнать больше о муравьях? (ответы детей)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Давайте попросим муравьишку рассказать о своей жизни. (Дети обращаются к муравью.)
Муравей соглашается.
МУРАВЕЙ: Кто мы такие? Птицы? Животные? А может быть мы рыбки?
ДЕТИ: Муравьи – это насекомые.
МУРАВЕЙ: Ребята, а как вы думаете почему насекомых называют насекомыми? (Ответы детей) Насекомые – животные с насечками. Насечки разделяют тело насекомых на три части.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Муравей, встань по удобнее. Мы на тебе посмотрим.
На какие части насечки разделяют тело муравья?
ДЕТИ: Голова, грудь, брюшко.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Что на голове у муравьёв?
ДЕТИ: Глаза, усики.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Усиками муравьи разговаривают. Чувствуют запахи. Если муравью убрать усики муравей погибнет. Кто скажет сколько лапок у муравья? (Ответы детей) У муравья как и у всех насекомых шесть лапок.
ПРОВОДИТСЯ ИГРА «Узнай насекомое»
Задачи: Закрепить общие признаки насекомых: шесть лапок, тело делится на три части, на голове усики.
Ход игры: На столе разложены иллюстрации: муравей, бабочка, кузнечик, божья коровка, богомол, жужелица, долгоносик, майский жук, клоп пожарник, муха, оса, стрекоза, водомерка, гусеница-землемер, капустница, многоножка, улитка, скорпион, паук, рыба, лягушка, змея, лошадь, птица.
Дети из предложенных иллюстраций должны выбрать насекомых, объяснить свой выбор.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Муравей, расскажи нам по подробнее о жизни муравьёв.
МУРАВЕЙ: Мы – муравьи живём семьёй. Мы очень дружные, все заняты делом. У каждого муравья есть своя профессия:
Муравьи – няньки (как вы думаете что они делают,
Муравьи – строители (что делают)
Муравьи – уборщики (что делают)
Муравьи – солдаты (что делают)
Рабочие (фуражиры) – муравьи. Они добывают пищу. Как вы думаете чем питаются муравьи? (Ответы детей) Муравьи очень любят сладкое. А ещё они хищники, они питаются другими насекомыми, в основном вредными – гусеницами – которые объедают листву; пилильщиками и короедами – жуками, которые портят деревья.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, кто знает как называют лесных муравьёв? (Ответы детей) Муравьи – санитары леса. Почему их так называют? (Ответы детей) Они защищают деревья леса от насекомых-вредителей.
– Муравьишка, может быть ещё как-то вы помогаете лесу?
МУРАВЕЙ: Некоторые птицы специально прилетают к нам за помощью, мы очищаем птицу от мелких паразитов, смазываем ей перья муравьиной кислотой. А ещё мы рыхлим почву, перемешивают землю с перегнившими листочками, травинками. Поэтому растения около муравейников растут очень быстро.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, давайте немного отдохнём, и поиграем с муравьишкой.
ПРОВОДИТСЯ ФИЗМИНУТКА:
Муравей нашел былинку
Много было с ней хлопот.
Как бревно, взвалив на спинку,
Он домой ее несет…
Ай-ай-ай, ай-ай-ай – от друзей муравьишка отстал (ладошки к щекам, качаем головой)
Ой-ой-ой, ой-ой-ой – ножку тонкую он поломал (наклон, руки положить на ноги)
Травкой быстро её обмотал (обхватить колени руками)
В муравейник скорей побежал (Бег на месте)
Ну а солнце за лес уж зашло (поднять руки вверх и медленно опустить через
стороны)
Стало сразу так страшно, темно (присесть на корточки, руки сжать в локтях,
закрыть ладонями лицо)
Хорошо, что друзья помогли (Взяться за руки, сделать круг)
Муравьишку домой довели.
МО-ЛОД-ЦЫ! (Ритмичные хлопки)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Интересно, а в каком доме живут муравьи?
ПРОВОДИТСЯ ИГРА «Где чей дом?»
Задачи: Расширять знания детей о жилищах некоторых животных, правильно называть его; развивать познавательный интерес, слуховое восприятие, фразовую речь, внимание, память.
Ход игры: Перед детьми расставлены муляжи некоторых «домиков». Воспитатель показывает на «домик» дети называют его и кто в нём живёт. Последним воспитатель показывает на муравейник.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно муравьи живут в муравейнике.
– Муравьишка расскажи нам как устроен муравейник.
МУРАВЕЙ: мы живём в большом многокомнатном доме. У нас в доме есть «Солярий» Как вы думаете, что такое салярий? (Ответы детей)- комната, нагреваемая лучами солнца. Весной мы забегаем сюда погреться.
«Зимовальная комната». Для чего зимовальная комната? (Ответы детей) Собираемся здесь, чтобы пережить холода.
«Царская комната». Как вы думаете кто может жить в царской комнате? (Ответы детей) здесь живет матка, она откладывает яйца.
«Детская комната» Кто в ней живёт? (Ответы детей) давайте вспомним кто ухаживает за личинками и куколками? (муравьи – няньки)
«Хлебный амбар». Для чего нам хлебный амбар? (ответы детей) Здесь мы храним зерно.
«Мясная кладовка» Что здесь хранится? (сюда мы приносим гусениц и другую добычу)
«Коровник» Кто живёт в коровнике?
МУРАВЕЙ: У нас есть коровки, мы за ними ухаживаем, мы их пасём и доим Давайте посмотрим как мы это делаем.
ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА «КОГО ПАСУТ И ДОЯТ МУРАВЬИ»
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, мы находимся в волшебном лесу давайте превратимся в муравьишек.
Ритуал «входа» в образ. Упражнение «ладошки». Дети стоят в кругу, прикасаются своими ладошками к ладошкам рядом стоящих детей. Идут по кругу с закрытыми глазами и произносят шёпотом волшебные слова: «Вот я, вот я превращаюсь в муравья».
А вот теперь открывайте глаза. Сколько вокруг меня муравьишек! Мы стали такими маленькими… А где же мы будем жить? Давайте построим себе муравейник. (дети все вместе из большого конструктора строят муравейник) мы все вместе строим наш домик – муравейник. Мы его строим его долго… мы стараемся. Все наши братья-муравьи участвуют в его постройке. Мы хотим чтобы он был крепкий, тёплый, надёжный. Сколько палочек, веточек, камушек нам пришлось принести. Муравьишки, вы рады что мы наконец-то построили муравейник! Ура! Но вот однажды (воспитатель говорит грубым голосом) кто-то палкой разрушил наш муравейник, да ещё и громко смеётся над разбегающимися муравьями. (воспитатель палкой рушит постройку)
– Муравьишки, что вы почувствовали по отношению к этому разрушителю? Что вы ему хотите сказать? (Ответы детей)
ВЫВОД: Как нужно относиться к муравьям и муравейникам?
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, наше время пребывания в волшебном лесу заканчивается, нам пора обратно превращаться в детей. Давайте попрощаемся с нашим знакомым муравьём и поблагодарим его за интересный рассказ.
Ритуал «выхода» из образа. Упражнение «ладошки». Дети стоят в кругу, прикасаются своими ладошками к ладошкам радом стоящих детей. Идут по кругу с закрытыми глазами и произносят шёпотом волшебные слова: «Я хочу на веки стать человеком»
ВОСПИТАТЕЛЬ: А теперь открываем глаза. Ребята. А вы помните где мы с вами были? (Ответы детей) Мы сегодня с вами были в волшебном лесу, много узнали о жизни муравьёв. Какие они муравьи?
ПРОВОДИТСЯ ИГРА «Скажи одним словом»
Дети по очереди подбирают слова характеризующие муравьёв: трудолюбивые, дружные, хищники, …
Ребята, муравьи хоть и маленькие но очень нужны природе. Давайте все вместе, дружно скажем, что обижать их нельзя.
ПЕСНЯ: «НЕ ОБИЖАЙТЕ МУРАВЬЯ»
Сюрпризный момент: «подарок от муравья»