Расширение избирательных прав граждан в пользу всеобщих выборов примеры

Расширение избирательных прав граждан в пользу всеобщих выборов примеры thumbnail

Всео́бщее избира́тельное пра́во — принцип избирательного права, в соответствии с которым все граждане страны независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, но достигшие совершеннолетия, вправе избирать органы государственной власти и местного самоуправления[1]. В отдельных случаях подразумевает предоставление избирательного права детям и негражданам. Хотя избирательное право как таковое имеет два компонента — право избирать и право быть избранным — термин «всеобщее избирательное право» имеет отношение только к праву голосовать.

История[править | править код]

Исторически «всеобщность» подразумевала право всех мужчин голосовать. Первая французская республика стала первой страной, гарантировавшей всем мужчинам избирательное право в 1792 году; она же первой уничтожила все имущественные требования к голосующим. Греция дала всем работающим мужчинам старше 25 лет право голосовать в 1829 году; безработные получили право голосовать в 1877 году. Франция и Швейцария дали всем совершеннолетним мужчинам право голоса после революций 1848 годов; в Германской империи это произошло в 1871; 15-я поправка к конституции США, принятая в 1870 году, де-юре провозглашала всеобщее избирательное право, однако на юге страны фактически ограничения были сняты только в 1965 году Законом о голосовании[en].

Первой страной, предоставившей всем совершеннолетним гражданам и гражданкам право голоса, стала в 1893 году Новая Зеландия[2]. Россия стала второй страной со всеобщим избирательным правом, которое появилось в ней в результате Февральской революции 1917 года. В большинстве стран всеобщее избирательное право появилось примерно через поколение после аналогичного закона, не разрешающего голосовать женщинам. Известные исключения в Европе — Франция (женщины смогли голосовать в 1945), Италия (1945), Бельгия (1948), Греция (1952), Швейцария (1971). Многие страны, поздно давшие право голоса женщинам, были одними из первых, давших всеобщее право на голосование мужчинам.

В первых современных демократиях голосовать можно было только подтвердив наличие определённого имущества или суммы денег, в результате чего голосовать могли лишь немногие богатые мужчины. Кроме того, встречались ограничения религиозного и расового характера. Колониальные правительства зачастую запрещали голосовать жителям колоний.

В XIX веке в Европе и Северной Америке существовали движения за всеобщее избирательное право (для мужчин), в них вступали сторонники классического либерализма и социал-демократии. Буквальное толкование «всеобщего избирательного права» означает, что все жители государства имеют право голосовать. Однако во всех странах имеется ограничение на право голоса: необходимо достижение возраста голосования (обычно это совершеннолетие). Иногда голосовать запрещено также заключённым и лицам, признанным психически больными. Кроме того, в нескольких странах, включая Саудовскую Аравию, избирательное право предоставлено всем мужчинам, но женщины им не обладают.

Первые шаги к всеобщему избирательному праву начались в первой половине XIX века, в основном они касались искоренения имущественного ценза. После Гражданской войны в США освобождённым совершеннолетним рабам мужского пола было позволено участвовать в выборах (хотя несколько штатов затем наложили на голосующих ограничения). В конце XIX — начале XX века движение за всеобщее избирательное право сфокусировалось на предоставлении права голосовать женщинам.

Юридический процесс принятия всеобщего избирательного права в нескольких странах был прерван или отсрочен из-за Первой мировой войны.

Поражение в правах[править | править код]

Во всех штатах США, кроме Мэна и Вермонта, имеются ограничения для голосования заключённых и прошедших заключение[3]. Многие штаты ранее отстраняли от голосования нищих[4].

Некоторые страны ограничивают возможность голосования граждан, проживающих за границей: не голосуют датчане, прожившие за пределами страны два года[5], британские граждане могут голосовать на выборах в парламент только если они последние 15 лет проживают внутри страны[6]. Несколько государств ограничивают в голосовании военных и полицию, примером может служить Кувейт[7].

Критика всеобщего избирательного права[править | править код]

Вопрос о всеобщем избирательном праве без имущественного ценза был поднят ещё левеллерами во время Английской революции. Обсуждению этого вопроса была посвящена армейская конференция в Патни осенью 1647 года, в ходе которой вождями революции было высказано опасение, что не имеющее собственности большинство населения примет законы, разоряющие собственников, в результате предложение об отмене имущественного ценза в то время было отвергнуто.

В XX и XXI веке вновь возникла критика всеобщего права голоса. Причиной отрицательного отношения ко всеобщему избирательному праву может являться «демократический пессимизм», то есть вера в то, что избиратели из-за глупости, невежества или по причине индифферентности не способны выбрать лучших кандидатов[8]. Вернулась так же критика всеобщего избирательного права из опасений его угрозы предпринимательским свободам и правам собственности[9]. Существует также религиозная критика всеобщего права голоса[10].

См.также[править | править код]

  • Активное избирательное право
  • Пассивное избирательное право

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь. — Юридическая литература, 2002. — 432 с.
Читайте также:  Шафран польза и вред для организма

Статьи Всеобщей декларации прав человека

Общие принципы

  • Статья 1: Свобода, Эгалитаризм, Достоинство и Братство
  • Статья 2: Универсальность прав

Международный пакт о гражданских и политических правах

  • Статья 1 и 2: Право на свободу от дискриминации
  • Статья 3: Право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность
  • Статья 4: Свобода от рабства
  • Статья 5: Свобода от пыток и жестокого и необычного наказания
  • Статья 6: Право на индивидуальность
  • Статья 7: Равенство перед законом
  • Статья 8: Право на эффективное средство правовой защиты от закона
  • Статья 9: Свобода от произвольного ареста, задержания и изгнания
  • Статья 10: Право на судебную защиту
  • Статья 11.1: Презумпция невиновности
  • Статья 11.2: Запрет на обратную силу закона
  • Статья 12: Право на неприкосновенность частной жизни неприкосновенность частной жизни
  • Статья 13: Свобода передвижения
  • Статья 14: Право убежища
  • Статья 15: Право на гражданство
  • Статья 16: Право на брак и семейную жизнь
  • Статья 17: Право на имущество
  • Статья 18: Свобода мысли, совести и вероисповедания
  • Статья 19: Свобода мнений и их выражения
  • Статья 20.1: Свобода собраний
  • Статья 20.2: Свобода ассоциаций
  • Статья 21.1: Право на участие в управлении государством
  • Статья 21.2: Право на равный доступ к государственной службе
  • Статья 21.3: Право на всеобщее избирательное право

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

  • Статья 1 и 2: Право на свободу от дискриминации
  • Статья 22: Право на социальное обеспечение
  • Статья 23.1: Право на труд
  • Статья 23.2: Право на равную оплату за равный труд
  • Статья 23.3: Право на справедливое вознаграждение
  • Статья 23.4: Право на вступление в профсоюз
  • Статья 24: Право на отдых и досуг
  • Статья 25.1: Право на достаточный уровень жизни
  • Статья 25.2: Право на особое попечение и помощь матерям и детям
  • Статья 26.1: Право на образование
  • Статья 26.2: Обучение правам человека
  • Статья 26.3: Право на выбор образования
  • Статья 27.1: Право на участие в культурной жизни
  • Статья 27.2: Право на интеллектуальную собственность

Контекст, ограничения и обязанности

  • Статья 28: Социальный и международный порядок
  • Статья 29.1: Социальная ответственность
  • Статья 29.2: Ограничения прав человека
  • Статья 29.3: Верховенство целей и принципов ООН
  • Статья 30: Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано, как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации.
  • Категория:Права человека
  • Портал:Права человека

Источник

Учебник для 9 класса

Всеобщая история

   
   

  • В чём главное отличие монархии от республики?
  • Что такое демократизация и в каких формах она проходила в разных странах на рубеже XIX-XX вв.?

Демократизация

Усиление роли государства в регулировании экономических и социальных отношений затрагивало различные слои общества, которые требовали расширения представительства своих интересов на разных уровнях государственной власти. За демократизацию выступали различные политические силы: либеральные, социалистические, рабочие партии, женские организации и др.

Под влиянием широкого общественного движения демократизация стала общемировой тенденцией на рубеже веков и в начале XX в. Демократизация развивалась по трём главным направлениям: расширение полномочий представительных органов власти — парламентов, расширение избирательных прав граждан в пользу всеобщих выборов, снятие ограничений на деятельность различных политических и общественных организаций.

В XX в. вошли республики и вековые монархии. В отличие от республиканских демократий, сложившихся во Франции (парламентская республика) и в США (президентская республика), другие великие державы Европы, а также Япония были в начале века парламентскими монархиями, в рамках которых сосуществовали представительная власть и власть монарха. Но и парламентские монархии отличались друг от друга. Если в Великобритании полномочия королевы были серьёзно ограничены уже к началу века, то в Германии и Японии глава правительства назначался и отправлялся в отставку императором и не зависел непосредственно от парламентского большинства.

Пути и темпы демократизации политической жизни в различных странах в начале XX в. определяли исторические традиции и расстановка политических сил. Под давлением общественности в США была проведена конституционная реформа: сенат — верхняя палата конгресса — с 1913 г. стал избираться, как и палата представителей, всеобщим голосованием. В Великобритании либералы выступили за расширение полномочий представительного органа власти — палаты общин — и добились ограничения прав палаты лордов. По закону 1911 г. палата лордов отстранялась от участия в принятии финансовых законов, включая бюджет, а в случае несогласия с другими законопроектами могла только задержать их окончательное принятие. В то же время в Германии не удалось расширить полномочия парламента, его нижней палаты — рейхстага, которые были весьма ограниченны.

Общим для индустриальных стран и государств, вставших на этот путь, стало расширение избирательных прав граждан. В результате принятия конституций в последней трети XIX в. в Германии (1871), Франции (1875), Испании (1886) и избирательных законов в Великобритании (1884) и Бельгии (1893) было введено всеобщее избирательное право для мужчин с рядом ограничений. В начале века избирательная реформа была проведена в Австро-Венгрии (1907), Швеции (1907), России (1907), Португалии (1911), Италии (1912) и других странах.

Читайте также:  Камбала ею польза и вред

Расширение избирательных прав граждан в пользу всеобщих выборов примеры

Рис. Борьба за всеобщее избирательное право. Демонстрация в Вене 22 ноября 1905 г. под лозунгом «Даёшь всеобщее избирательное право!»

Эти реформы были определены современниками как введение всеобщего избирательного права, хотя его получили лишь мужчины. Собственники недвижимости, домов, владельцы предприятий, люди с высшим образованием имели во многих странах дополнительные голоса. Неграмотные и неимущие не могли голосовать. В результате право голоса приобрели примерно 30—40 % населения, что было огромным шагом по пути демократизации, учитывая, что до этих реформ, например, только несколько процентов итальянцев имели право участвовать в выборах. Женщины получили право голоса лишь после Первой мировой войны, во Франции в 1946 г.

Стремление ограничить круг избирателей отражало страх перед вовлечением широких народных масс в политику. Опасения вызывал рост влияния социалистов. Они подвергались преследованиям. В Германии в период канцлерства Бисмарка 12 лет действовал «Закон против общественно опасных стремлений социал-демократов». В Италии правительство Криспи также запрещало деятельность социалистов. Но в начале века остановить рост влияния социалистов запретами было уже нельзя.

В начале XX в. с введением всеобщего избирательного права и снятием ограничений для участия в политической деятельности открылась современная политическая эпоха. Начинается образование современных политических партий, характерная для XX в. политическая борьба, вовлечение широких народных масс в политику.

Политические партии и политическая борьба в начале XX в.

В XIX в. партии были скорее дискуссионными клубами или временными организациями для поддержки отдельных личностей на выборах. На рубеже веков и в начале XX в. партии становятся массовыми, централизованными, с сетью комитетов или секций на местах. Формируется партийный аппарат — слой оплачиваемых из партийной кассы функционеров. В прессе, в парламенте, в правительстве постоянно мелькают одни и те же лица, политика становится профессией. Изменяется и роль партии в общественной жизни в начале XX в. Партии начинают выпускать массовыми тиражами газеты, журналы, активно пропагандируют свои взгляды, формируют общественное мнение. Германские социал-демократы издавали 49 ежедневных газет, итальянские социалисты — около 200 изданий.

В начале века была характерна идеологизация партий и партийно-политической борьбы. Партии стремились не только выработать узкую программу сегодняшнего дня, но и представить свои мировоззренческие принципы, обрисовать перспективы мирового развития.

Партийная борьба в начале века развивалась в рамках нескольких главных идеологических направлений — консерватизма, либерализма, социализма и марксизма. Религия и национализм также являлись политико-идеологическими платформами отдельных партий, но и они были окрашены в главные цвета политического спектра. Националистические, протестантские, католические организации тяготели к консерваторам или либералам, а нередко и к социалистам.

С расширением влияния социалистических организаций и распространением идей социализма и марксизма начал изменяться главный вектор политической борьбы, который раньше проходил по линии консерваторы — либералы, монархисты — республиканцы. Консерваторы, опиравшиеся на земельную аристократию и крестьянство, выступали под лозунгом сохранения традиций и порядка, а либералы, отражавшие интересы буржуазии городов, отстаивали идеи свободы и равенства (равенства как демократии и снятия ограничений, но не как уравнительности). В конце XIX — начале XX в. политическая борьба между консерваторами и либералами постепенно отходит на второй план по мере реализации либеральной программы и развития парламентской демократии.

В конце XIX в. появляется, а в начале XX в. вырастает новая мощная политическая сила, которая с самого начала находится в оппозиции к существующему режиму, как к консервативным, так и к либеральным ценностям, идеологическим установкам, представлениям о мире. Марксизм и массовые социалистические и рабочие партии выдвигают альтернативу капитализму — социализм, достижение социальной справедливости. Претендуя на представительство интересов рабочего класса, социалистические партии делают всё, чтобы основная линия политической борьбы в обществе развивалась по линии буржуазные партии — социалистические партии, капитализм — социализм.

Социалистическое движение

Образованный в 1889 г. II Интернационал в начале века объединил свыше двух десятков социалистических, социал-демократических и рабочих партий почти всех европейских государств. Они придерживались идей марксизма или иных социалистических и кооперативных теорий. Но все они были едины в осуждении капитализма, отстаивании идеи социальной справедливости, замены капитализма социализмом, в борьбе против гонки вооружений и войн.

На рубеже веков и в начале XX в. среди социал-демократов возникли споры о путях и методах достижения социалистического идеала. Революция или постепенное реформирование капитализма — такова суть разногласий.

В конце XIX — начале XX в. началась серьёзная эволюция большинства крупнейших социалистических и социал-демократических партий Европы в сторону социал-реформизма, принятия парламентских методов борьбы и пути социальных реформ. Умеренное, реформистское крыло в социал-демократии стало преобладающим перед Первой мировой войной. Программы марксистского толка, принятые социалистами ещё в конце XIX в. (в частности, программа германских социал-демократов, принятая в Эрфурте в 1891 г.), уже серьёзно отличались от политических позиций и идеологических установок руководства партий начала XX в. В то же время начало формироваться как самостоятельное направление леворадикальное крыло в социал-демократии, которое отрицало значение реформ и делало ставку на социальную революцию. Лишь в ходе и после Первой мировой войны произошёл окончательный раскол в социалистическом движении и леворадикальное крыло стало инициатором создания коммунистических партий.

Читайте также:  Польза лимонной воды при беременности

В начале XX в. социалистические и рабочие партии большинства европейских государств стали массовыми парламентскими партиями.

Рабочее движение

В конце XIX в. во всех индустриальных странах начался подъём рабочего движения. Повсеместно создавались профсоюзы. Забастовочное движение с требованием улучшения условий труда и повышения заработной платы оказывало существенное воздействие на правящие круги. Профсоюзы освобождались от опеки либералов и сближались главным образом с социалистическими партиями.

Либералы у власти

Социалистические партии, требовавшие реформ, в предвоенный период находились в оппозиции, и реформы проводились либеральными политическими силами. В начале XX в. во многих европейских странах и в США произошёл решительный поворот. Консерваторы были вынуждены отступить, и к власти пришли либералы. Они или сами формировали правительства, или были решающей силой в правительственных коалициях. Эти перемены произошли почти одновременно в США, Великобритании, Франции, Италии и других странах.

В США на президентских выборах 1912 г. победил демократический кандидат В. Вильсон, который начал проводить политику расширения государственного регулирования и социальных реформ.

В Великобритании длительный период правления консерваторов закончился в начале XX в. Либеральная партия в результате победы на парламентских выборах пришла к власти в 1906 г. На выборах 1910 и 1911 гг. она также получила большинство голосов. Главным проводником реформистской политики стал Д. Ллойд Джордж.

В Германии главной политической силой оставались консерваторы. Правительственные коалиции формировались на основе союза консерваторов с либералами или католической партией. В Германии либералы были расколоты и опасались растущего влияния социал-демократов, что толкало их к объединению с консерваторами. Либералам не удалось в предвоенный период расширить своё влияние и провести последовательные либеральные реформы.

Во Франции в рамках многопартийной политической системы преобладающей партией, вокруг которой складывалось парламентское большинство, стала партия радикалов, образованная в 1901 г. (радикалами называли себя левые либералы во Франции). С 1902 г. формировались коалиционные правительства (премьеры Э. Комб, Ж. Клемансо) и проводились либеральные реформы. Коалиционные правительства были недолговечны, а реформы — половинчаты.

В Италии сложилась многопартийная система, включающая большое число мелких партий и групп. К власти в 1901 г. пришли реформисты с программой либерально-демократических реформ. Лидер итальянского реформизма Дж. Джоллити возглавлял с небольшими перерывами правительства Италии вплоть до Первой мировой войны и позднее. Основу парламентского большинства, на которое опирались реформистские правительства Италии в начале века, составляли различные либеральные партии.

Национализм

На рубеже веков и в начале XX в. стал заметен рост националистических настроений и усиление влияния националистических организаций. Но это был не национализм XIX в., связанный с идеями патриотизма, республиканизма и образованием национальных государств. Национализм стал воинственным, граничил с национальной неприязнью и ненавистью. В Германии действовали Пангерманский союз и ряд других организаций, которые пропагандировали идеологию пангерманизма — превосходства немецкой нации и необходимости установления господства немцев над другими народами, прежде всего славянами. Во Франции националистические организации выступали за восстановление монархии. Накануне войны национализм расцвёл во всех странах, готовых вступить в противоборство.

Проверьте себя

  1. Какие страны были республиками, а какие – парламентскими монархиями в начале XX в.?
  2. Чего опасались правящие круги в результате предоставления всеобщего избирательного права?
  3. Выделите основной вектор политической борьбы в начале XX в.
  4. Назовите два главных направления в развитии социал-демократии.
  5. Какие силы пришли к власти в начале XX в. во многих европейских странах и в США?
  6. Каковы были отличительные черты национализма в Европе в начале XX в.?

Подумайте

  1. Выделите главные направления демократизации политической и общественной жизни в начале XX в. Приведите примеры.
  2. Используя словарь в конце учебника и дополнительные источники, подготовьте сообщение от имени лидера партии (консерваторов, либералов, социал-демократов и др.) начала XX в. о преимуществах идеологии данной партии.
  3. Назовите главные идеологические направления, в рамках которых развивалась политическая борьба в начале XX в. Каковы их отличительные особенности?
  4. Чем отличаются современные политические партии от партий XIX в.?

Источник