Раннее развитие детей в чем польза
Раннему развитию ребенка сегодня уделяется все больше и больше внимания и со стороны родителей, и, конечно же, самих организаций, которые готовы развивать ваше чадо. Мы часто слышим сам термин «раннее развитие», но что же стоит за этим названием? Что нужно знать родителям, чтобы принести действительно пользу своему ребенку, а не навредить? Как сделать естественное взросление ребенка гармоничным и не упустить самого важного? Как за идеей вырастить успешного и развитого ребенка, не потерять близость с малышом, не перестать чувствовать и понимать его истинные потребности?
В настоящее время идет много споров о пользе или вреде раннего развития детей. Давайте попробуем разобраться в данной теме. Интернет пестрит информацией об открытии новых детских клубов. Родителям предлагается огромный выбор интеллектуальных и развивающих занятий для малышей от 8 месяцев. Конечно, каждый родителей мечтает вырастить свое чадо успешным и состоявшимся человеком. И все-таки, раннее развитие – это польза или вред для наших детей?
Что же подразумевается под термином «раннее развитие»? Это, конечно же, развитие памяти, речи и мышления ребенка, но обязательно в игровой форме, так как дети развиваются играя. А также развитие эмоционального интеллекта, социализация ребенка и т.д. Другой вопрос, – с каким подходом к этому относятся сами родители, занимаясь этим развитием.
Опираюсь на свой прошлый опыт ведения развивающих занятий как педагог-психолог для детей от 1 года до 6 лет: я наблюдала разное поведение и разную мотивацию мам. Если мама знает, что ее ребенок лучший просто потому, что он есть, и ей не нужно никому ничего доказывать, то это одна история. Тогда ребенок получит максимальную пользу от этих занятий, так как рядом будет принимающая мама, которая поддержит в любую минуту и просто будет рядом, чтобы ребенку было безопасно. Но если мама настороженно следит за процессом, контролируя поведение ребенка, преследуя цель «Мой ребенок должен быть лучшим в группе!», начиная подталкивать ребенка к достижению результата, или, еще хуже, одергивая за любую неточность выполненного задания, то тут мы уже сталкиваемся с проблемой. «Почему ты раскрашиваешь зайчика зеленой краской??? Возьми белую, как у всех!» В данном случае весь фокус внимания сосредоточен не на ребенке, и тем более не на его развитии, а на тревожности мамы. На ее собственном мироощущении: «Кто я в этом мире?», «Как меня оценят со стороны?».
Конечно, все мамы хотят, чтобы их ребенок был лучшим. И, стремясь к этому, зачастую мы действуем неосознанно. Но если не давать ребенку проявлять себя так, как чувствует и видит он сам, можно принести только вред, а не пользу.
Есть еще одна крайность, когда родители стараются занять максимальное количество времени ребенка развивающими занятиями. С одного клуба бегут уже на занятие в другой. Дома стопка книг по раннему развитию, с разными заданиями. И придя домой с развивающих занятий, мама спешит опять развивать своего ребенка. Но детям, помимо развития, необходимо оставаться иногда в одиночестве. ДА! Именно в одиночестве. Играя сам с собой, ребенок невероятно развивает фантазию и воображение. Занимаясь наедине, он прилагает усилия, пробует что-то новое, познает окружающий мир. Не мешайте ему в этом. Пусть сам залезет на стульчик, пусть сам расстегнет и застегнет пуговицу на кофте. Не подталкивайте и не критикуйте в это время ребенка, иначе у него пропадет желание что-то делать и в дальнейшем. Проявляйте уважение к тем усилиям, которые прилагает ваше чадо. И дайте ему эту возможность – позаниматься и поиграть самому.
И, конечно же, не забывайте про формирование детско-родительских отношений. Ведь это основа дальнейшей жизни вашего ребенка, то, на что он будет опираться всю свою жизнь. Если мама все время бегает по Детским Клубам или сидит с пособиями по раннему развитию, то, когда ей найти время просто общаться с ребенком. Еще нужно и прибраться, и приготовить ужин, да и себе не мешало бы налить в суете чашечку ароматного кофе. А вечером придет папа, который, конечно же, любит свою семью и без борща, но вот как-то проявить это на голодный желудок бывает сложно. Да и готовить этот ужин можно, помогая развиваться своему ребенку. Например, дав малышу детский пластмассовый ножик, доску и лист капусты. Тем самым вы сможете проявить ваше доверие к ребенку, что так важно детям. И ребенок с удовольствием примет участие в этом процессе, а заодно и будет развиваться, приобретая бытовые навыки.
Как ни странно, но в самом термине «Раннее Развитие» уже есть некое противоречие. Ребенок должен развиваться не рано, а гармонично, проходя все этапы детского развития, в том порядке, как это задумано самой природой. Ранее развитие – это не только группы по развитию и стопки пособий дома. Это здоровая эмоциональная атмосфера дома, это правильно расставленные границы взрослыми, это любовь и принятие вашего ребенка, таким, какой он есть! И, конечно же, развитие когнитивных навыков, соответствующих возрастным особенностям ребенка. Опираясь на эти простые рекомендации, вы позволите развиваться своему ребенку в гармонии с его естественными потребностями, а значит, раннее развитие в таком подходе принесет вашему малышу только пользу.
Статьи канала на тему:
Ребенок и развод родителей
Быть единственным ребенком – это как?
Домашние обязанности наших детей
Ссоры между детьми в семье
Как правильно общаться с ребенком?
Начало школьной жизни вашего ребенка: что важно сделать в самом начале
Как мы оцениваем себя как родителей
Мир компьютерных игр: зависимость или еще одна возможность саморазвития и самоисследования?
Токсичные родители
Когда дети покидают семью
Когда в семью приходят дети
Источник – https://in-family.ru
Тема раннего развития ребенка является крайне популярной, и многие родители, еще недавно скептически относившиеся к такой идее, сегодня готовы приобщать малыша к занятиям с раннего возраста.
Одной из причин заинтересованности в раннем развитии можно назвать постоянное повышение требований к обучению в школе. Например, сегодня читающий и умеющий писать 5-ти летний ребенок совсем не редкость, хотя до недавнего времени такие дети вызывали удивление. Интерес подогревается и программами на телевидении, и роликами в интернете, в которых дети показывают уникальные результаты раннего развития.
В раннем развитии нет ничего плохого, и стремление родителей вложить в малыша новые и полезные знания вызывает уважение. Но чрезмерный объем и неправильная подача информации могут нанести вред дальнейшему развитию ребенка. Давайте посмотрим внимательнее на эту модную тенденцию.
Что такое ранее развитие?
Парадоксально, но ответа на этот вопрос родители часто не знают, и под ранним развитием подразумевают получение ребенком большого объема знаний с рождения до 3-4 лет.
Достаточно знакомая картина, когда чадо посещает пару-тройку секций, пишет и читает, декламирует стихи Пушкина, занимается изучением иностранных языков, знает все марки спорткаров, да еще и картины пишет. Можно ли называть этот «коктейль» ранним развитием? Бесспорным является факт занятий с ребенком, но вот насколько гармонично его развитие и что он выносит из этих занятий – спорный вопрос.
Часто дети умеют читать, не понимая смысла прочитанного текста, знают столицы всех стран, просто заучив их на автомате. Но печально, что при этом ребенок не умеет самостоятельно одеваться и убирать за собой игрушки. И тут возникает вопрос: кто более развитый – ваш ребенок «зубрилка», или соседский мальчишка такого же возраста, который не срывает звезд с неба в учебе, но зато адаптирован к реальной жизни?
«Ранним развитием» педагоги и психологи называют активное развитие способностей малыша от рождения до 3-4 лет: в этот период формируются интеллектуальные способности. Для развития необходима соответствующая среда:
- физическая активность — без ограничений: она напрямую связана с интеллектуальным развитием;
- увлекательные предметы для изучения;
- игрушки для познания разнообразных ощущений: зрительных, звуковых, тактильных;
- творческая среда: рисование, лепка, пальчиковые игры, потешки, музыка.
Родителям важно понимать, что кроме чтения книжек, заучивания слов и запоминания картинок необходимо развивать координацию движений, организовывать активный досуг и заниматься спортом.
Развитие и обучение: в чем разница?
Обучение – целенаправленный процесс, в ходе которого с помощью упражнений приобретаются определенные умения и навыки, возникают новые формы поведения либо изменяются ранее приобретенные.
Развитие — это стимуляция интереса к познанию, к самостоятельной игровой деятельности, к общению. Это — общий личностный рост, эмоциональное развитие наряду с интеллектуальными успехами.
По сути, обучение — часть развития. Своевременные программы обучения с успехом развивают ребенка.
Нужно понимать, что желание сделать из малыша «ходячую энциклопедию» как можно раньше — «после трех уже поздно!» — может обернуться негативными последствиями — известно довольно много примеров, когда юные «всезнайки» не могли найти места в жизни, замыкались в себе и изолировались от общества.
Специалисты отмечают, что примерно до пяти лет обучение чтению и письму без активного познавательного интереса может затруднить в дальнейшем социально-психологическую адаптацию ребенка. С пяти лет исследование мира малышом становится более сознательным, и вот тогда можно переходить к серьезным познавательным занятиям.
Итак, малышей до трех-четырех лет учить «наукам» рано. Вот завязывать шнурки, надевать носочки, класть вещи на место или выбрасывать мусор в ведро – да, а наукам – нет. В этот период — от рождения до 3-4 лет — малыш развивается со скоростью ракеты: осваивает навыки самообслуживания, речь, умение общаться, при этом активно познает окружающий мир — и это главные его задачи. Чтобы помочь ему, надо предоставлять возможности для саморазвития.
Сторонникам раннего развития стоит помнить о том, что чрезмерная умственная нагрузка может стать причиной физических недомоганий и нарушения гармоничного развития.
Nota bene
Сегодня многие мамы не только обращаются к специалистам, но и пробуют самостоятельно заниматься ранним развитием своих малышей, активно скачивая из интернета разные методики от Монтессори, Никитиных, Сесиль и других. При выборе методики следует учитывать способности ребенка и его индивидуальные особенности.
При выборе развивающего центра или занятий стоит обратить внимание на преимущество творческих и эстетических упражнений (рисование, лепка, танцы, музыка и пение) перед интеллектуальными заданиями.
Любому ребенку нужно, чтобы родители баловались с ним, дурачились, читали книжки, общались на свободные темы — это крайне важно для становления личности. В этом случае будут формироваться доверительные отношения между родителями и ребенком, исходя из которых он будет строить модель своего взаимодействия с внешним миром.
Когда говорят о раннем развитии детей, то чаще всего имеют в виду развитие интеллекта. Но ранним, относительно большинства детей, может быть как интеллектуальное развитие, так и физическое.
Давайте рассмотрим некоторые важные особенности развития детей и методики формирования знаний и умений.
Под ранним развитием могут подразумевать 2 ситуации:
- когда ребёнок развивается (преимущественно наследственные факторы);
- когда ребёнка развивают (обучение и воспитание).
Один ребёнок может начать самостоятельно сидеть в 4 месяца, а другой – в 9 месяцев. И тот, и другой укладываются в норму, но первый ребёнок по развитию мышц спины и шеи заметно опережает второго.
Половое созревание девочек обычно начинается в 11 лет, но может начаться раньше – в 9 лет или позже – в 13 лет.
Половое созревание мальчиков обычно начинается на 2 года позже, чем у девочек – в 13 лет, но может начаться уже в 11 лет или задержаться до 15 лет.
В период полового созревания набухают молочные железы, начинается оволосение сначала лобка, а затем подмышек, у мальчиков ломается голос (становится низким) у девочек примерно через 2 года от начала роста молочных желёз появляются менструации.
Нормой начала полового созревания для девочек считается период в 8-13 лет. Нормой начала полового созревания для мальчиков считается период в 10-15 лет.
Преждевременное половое развитие (в 7, а то и в 6 или 5 лет) может быть следствием патологических процессов в органах эндокринной системы, а также опухолей гонад или нарушением работы коры надпочечников. Нужно обязательно обратиться к доктору.
После окончания периода полового созревания, который длится 4-5 лет, рост тела в длину прекращается. Поэтому при преждевременном половом развитии, например, если оно началось в 7 лет, имеется высокая вероятность того, что рост остановится в 11 лет. Медицинская наука имеет возможность притормозить выработку половых гормонов.
Поэтому обязательно обращайтесь за помощью к врачу.
Методики развития ребёнка.
Любая методика обучения должна соответствовать следующим условиям:
1. Формировать знания и умения, которые востребованы, применимы и реально пригодятся в жизни.
Ребёнок может выучить всех президентов Франции или все столицы мира. Но будет ли эта информация полезной для него? Ребёнка можно научить косить серпом или плести лапти. Но будут ли применимы эти умения в жизни?
Ребёнку в первую очередь нужно дать жизненно важные знания и умения: что нельзя трогать, куда нельзя ходить, что нужно делать в различных жизненных ситуациях. Ребёнку следует учить названия объектов, с которыми он может встретиться в жизни, цвета, числа, формы, запахи. Например, не так важно знать баобаб или суриката, как берёзу, клён, дуб, лисицу, зайца, ежа, гадюку и т.п. Изучать нужно в первую очередь названия предметов, животных, растений, вообще любых объектов, которые распространены в месте проживания, а также модельные объекты, которые часто используют в качестве образа чего-то, примера, в иллюстрациях, рассказах, показах по ТВ и т.п. (например, акула, верблюд, лев и др.).
Обучение желательно проводить в игровой форме. Желательно по возможности на свежем воздухе.
При изучении отдельных свойств объектов (цвета, формы, размера, количества и т.п.) нужно, чтобы эти объекты отличались только по изучаемому свойству. Например, если вы изучаете цвета, то предметы должны быть одинаковой формы и размера и отличаться только цветом (разноцветные кубики одинакового размера). Если вы изучаете форму, то предметы должны быть одного цвета и размера (зелёные кубики, шарики, пирамидки одного размера). Если вы изучаете числа (количественное значение), то предметы должны быть одного цвета, размера и формы.
Следует выявлять наклонности ребёнка и делать акцент на их развитие. Нужно замечать, что у ребёнка лучше получается, к чему он проявляет больший интерес: гуманитарная, естественнонаучная, техническая область и т.п.
2. Процесс обучения не должен быть в ущерб здоровью ребёнка.
Если ребёнок учит английский и французский по 5 часов в день, сидя за столом в закрытом помещении, то знаний, вероятно, у него прибавится, но вот здоровье ребёнка явно убавится.
Если уж учить иностранный язык, то так, чтобы он не уставал ни физически, ни умственно. Помещение должно обязательно проветриваться, а лучше заниматься на свежем воздухе.
Двигательные формы обучения намного лучше, чем постоянное сидение за столом или партой. Обязательны перерывы и смена видов деятельности: немного изучили названия предметов на картинках, переходим к складыванию слов из букв на кубиках, затем – небольшой диалог с формированием правильного произношения, дальше послушаем песенку на иностранном языке, немного поиграем, походим по дому и по улице, называя встречающиеся объекты на иностранном и т.п. Главное – чтобы ребёнок не уставал, чтобы ему было интересно заниматься.
Следите за вашим здоровьем и вовремя обращайтесь к врачу.
Не занимайтесь самолечением – это может быть опасно!
Желаю всем здоровья и долголетия! 🙂 Понравилась статья?Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь публикацией
в социальных сетях (кнопки соц. сетей снизу).
Приглашаю вас в сообщества: Facebook | Вконтакте | Одноклассники
Каждая мама мечтает, чтобы ее малыш рос самым умным и стал успешным человеком. Вот только успех все понимают по-разному. Для одних — это хорошее образование и большая должность, а для других – самостоятельная самодостаточная личность с интересами в жизни. Задаваясь вопросом, что дает раннее развитие ребенка, родители дают ответ в зависимости от собственного целеполагания. В связи с этим возникает ряд вопросов, связанных с занятиями малыша с самого раннего возраста.
Что включает понятие?
Под этим термином понимается отнюдь не обучение чтению и счету с года. Развитие – это гармоничное поэтапное формирование таких качеств как:
- стремление к познанию;
- умение получать информацию разными способами: визуально, на слух, тактильно;
- способность анализировать полученные сведения;
- умение рассказать о сделанных выводах.
Звучит «по-взрослому», но на самом деле это не так. Развитый малыш не только смотрит вокруг – он стремится потрогать вещь, которая его заинтересовала, задать вопрос. Помните вечные жалобы на «почемучек» и «он везде лезет»? Не отвечайте, не пускайте, запрещайте – и через пару лет ваше чадо станет послушным и равнодушным. Развитие остановится.
К этому же термину относится и спорт. Гимнастика, массаж, подвижные игры необходимы растущему организму как воздух. Без физической активности не будет развиваться и интеллект, испортится осанка, мышцы станут слабыми, а дитя вялым.
Итак, раннее развитие – это комплекс, включающий направляющее к жажде познаний влияние взрослого и гармоничное спортивное воспитание.
Польза или вред?
Зависит от поведения родителей. Амбициозные мамочки, чьи действия направлены исключительно на создание образа «самого-самого-самого», несомненно «перегнут палку» и достигнут обратного эффекта. Заставляя и принуждая, вы ничего не достигнете. У ребенка появится отвращение к процессу обучения, инертность и отторжение самого процесса получения знаний. Дети растут играя, поэтому обучение должно быть непринужденным. То есть превратиться в развитие.
Известно, что если родители не обращают внимания на малыша, не читают и не разговаривают с ним, то процесс интеллектуального роста останавливается в самом раннем возрасте. Это пагубно влияет на формирование нейронных связей в мозгу – для них просто нет питательной среды в виде новой информации. Ведь мозг еще не способен самостоятельно осознать полученные образы.
Где же золотая середина? В общении. Коммуникации в семье, на детской площадке, с друзьями – все это является частью естественного развития. Если вы хотите идти дальше – занимайтесь. Главное, расширить познавательный круг. Мы живем в статичной однообразной среде – одна и та же квартира/дом, площадка, дорога до магазина, редкие путешествия. Как раз на этот случай и были разработаны лучшие методики и развивающие игры. Разноцветные карточки, яркие книжки, настольные игры для самых маленьких – все это раздвигает рамки и рождает познавательный интерес. В том, чтобы учить читать с младенчества нет ничего плохого. Просто нужно знать меру и не упираться, если буквы никак не складываются в слова. Помните, что рождается личность со своими индивидуальными способностями. У одних и тех же родителей старший сын склонен к иностранным языкам и уже в три года знает наизусть массу английских песен и способен сочинить целую повесть, а младшая дочка никак не научится читать, зато с легкостью считает, а закон всемирного притяжения для нее является чем-то естественным, как зеленые листья и синее небо.
Находите в детях то, что дается им легче и развивайте это направление. Не забывайте понемногу внедрять и то, что дается с трудом. Но без агрессии и принуждения.
Как реализовать?
Пока младенец совсем маленький, мама постоянно с ним разговаривает. Можно читать книжки, показывать игрушки. Важен тактильный контакт. По мере роста ребенок вырастает из круга семьи и стремится выбраться во вне. Наступает момент, когда родители затрудняются дать ответы на все многочисленные «почему». Это значит, что пора выводить малыша в большой мир – в детские развивающие центры. Что в них хорошего?
- Программа, рассчитанная определенный возраст. Интеллектуальное развитие напрямую связано с физиологическими особенностями роста мозга, поэтому начав обучение не вовремя вы рискуете навредить: не сформируются лобные отделы, снизится «пластичность», произойдет перегрузка ЦНС.
- Профессиональные педагоги сумеют организовать индивидуальное и групповое занятие с любым непоседой. Вам могут дать корректную рекомендацию о занятиях, которые будут полезны именно вашему чаду.
- Дети проходят мягкую адаптивную социализацию. Это не стресс, который они получают, оставаясь в детском саду. В развивающих центрах происходит именно общение между воспитанниками. Их учат коммуникации, пониманию, показывают, как разрешать конфликты мирным путем.
- Занятия проводятся согласно нормам развития – интеллектуальная деятельность сопровождается физическими упражнениями. Никаких «пока не допишешь – не встанешь».
- Педагоги не учат, они играют вместе с детьми – это очень важно. Большинство родителей утрачивают этот навык и им тяжело погрузиться в мир детства.
- Разнообразие занятий, которые предлагает детский центр может удовлетворить даже самых придирчивых взрослых. При этом, даже посещая три или четыре группы, ваше чадо не переутомится и не «переучится», так как собственно процесса школьного обучения еще нет. Но постепенно, с взрослением ребят, вводятся его элементы.
- Еще один плюс – наличие психолога. Он поможет разобраться во внутреннем мире ребенка и подскажет лучшие пути развития. Кому-то нужен лишний урок творчества, чтобы сформировать усидчивость и терпеливость, а другому лучше сделать упор на спортивные занятия. Не бойтесь обращаться за советами, специалисты для того и существуют.
Заключение
Чем раньше вы начинаете развивать своего ребенка, тем лучше. После 6-ти лет сформировать стремление к познанию уже сложно. А именно оно лежит в основе желания учиться. Получать пятерки и быть отличником – это неправильные установки для современного мира. Здесь выше ценится тот, кто способен искать информацию, моментально ее воспринимать, анализировать и использовать. Для этого нужны не пятерки, а гибкость мышления и желание «напрягаться».
Современная система образования с ОГЭ и ЕГЭ не рассчитана на зубрил. В основе успеха лежит умение учиться. Ведь подготовиться к этим экзаменам за три дня, как 30 лет назад, нельзя. Это занимает годы. Поэтому если в базе мировоззрения вашего ребенка лежит установка «учиться – естественно, как дышать», то проблем в средней и старшей школе у него не будет. А формируется это именно в раннем возрасте.