Раннее изучение английского языка польза

Сложно переоценить важность изучения иностранного языка в современном мире. Поэтому одни родители стараются ввести английский ребенку еще до школы, а другие сомневаются, имея на это свои причины.
Преимущества раннего изучения иностранного языка
Американские лингвисты регулярно проводят научные исследования на заданную тему. И вот, к каким выводам приходят.
Чем младше ребенок, тем проще он усваивает второй язык. В детстве мозг растет и развивается с огромной скоростью, достигая своего пика в возрасте от 2 до 4 лет, а затем уменьшаясь и приходя к определенной устойчивости в 10-15 лет. Выучить английский язык в более позднем возрасте, безусловно, можно, но процесс будет идти медленней и сложнее. Помимо этого, дошкольники не боятся допустить ошибку, в отличие от старших детей и взрослых, поэтому для них не существует языковых и психологических преград.
Изучение иностранного языка повышает познавательные способности, академические и интеллектуальные. Так дети, которые рано начали учить второй язык, имеют высокие результаты в разных дисциплинах, в том числе чтении и математике. «Чем больше дети узнают об иностранном языке, тем лучше понимают родной, расширяя лексический словарь», — говорит Нэнси Роудс, директор по изучению иностранного языка в Центре прикладной лингвистики в Вашингтоне, округ Колумбия.
Помимо менее ощутимых преимуществ лучшей памяти, навыков решения проблем, познавательных способностей и культурного взаимопонимания, изучение иностранного языка приводит к реальным результатам, когда речь заходит о высшем образовании и последующем устройстве на высокооплачиваемую работу.
Родительские тревоги и сомнения
- Задержка в развитии речи. Многие родители боятся, что при введении второго языка до того, как нормально сформируется родная речь, малыш запутается и перестанет говорить вовсе. Американские специалисты утверждают, что не существует научных доказательств этого утверждения. Речь в норме приобретается ребенком в возрасте от 8 до 16 месяцев, независимо оттого, одноязычен он или двуязычен.
- Бедный словарный запас, потому что пространство памяти занято вторым языком. Исследователи утверждают, что маленький словарный запас, как правило, преодолевается к 4-5-летнему возрасту. Когда приходит школьный возраст, лексика билингвов не хуже, а иногда даже лучше, чем у одноязычных детей.
- Чередование между словами разных языков в одном разговоре. Родители полагают, что такие переключения означают, что дети запутались, имеют определенные когнитивные нарушения. Лингвисты уверяют, что это лишь указывает на хорошее владение обоими языками.
- Билингвизм приводит к дислалии, или картавости. Действительно, нередко картавость без других каких-либо нарушений речи может являться следствием двуязычия в семье. Однако если вовремя обратиться к логопеду, то к школьному возрасту ребенок будет не только четко говорить, но и владеть иностранным языком.
Что говорят наши специалисты?
Инна Шмитке, логопед-дефектолог: «Если ребенок полностью здоров, не имеет каких-либо нарушений речи, то ранее введение иностранного языка пойдет на пользу общего развития. Но стоит помнить, что есть много различий в звуковой речи английского и русского языков. Например, звук [р] в русском языке звонкий, вибрирующий, а в английском он гортанный, и обычно его легче произносить, поэтому именно он закрепляется у ребенка. То есть может потребоваться дополнительная работа с логопедом».
Кроме того, существует еще общее недоразвитие речи (ОНР), оно характеризуется сложными речевыми расстройствами, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы: фонетической и лексико-грамматической — при нормальном слухе и интеллекте у ребенка. Подобный диагноз ставится логопедом-дефектологом в детском саду или поликлинике детям в возрасте 4-5 лет. Тогда введение второго языка зависит от степени тяжести нарушения.
«Вводить язык ребенку, развивающемуся в соответствии с нормами, надо до 3 лет в связи с формированием навыков речи и речевого аппарата, — говорит педагог Анастасия Михайлова. – Даже если позднее, в 5, появится небольшой дефект, как картавость, то зачастую он проходит к 7-8 годам (с помощью, а иногда и без помощи логопеда), а навык остается. Поэтому здорово воспользоваться этой возможностью и дать ребенку преимущество! Также, если мы говорим не об обучении билингвов, а о привитии языка детям, рожденным в одноязычной среде, то информация подается исключительно в игровой форме без акцента на повторение или изучение. Это важный фактор для формирования и закрепления интереса к языку. Также важны правильная речь и произношение педагога, иначе может закрепиться некорректный вариант. В связи с этим, прекрасным методом введения языка детям до 3 лет является пение, чтение простых книжек и стишков на английском языке. Правильное произношение и слова отложатся в голове, и дальнейшее обучение будет проходить намного легче».
Если хотите регулярно получать наши статьи — присоединяйтесь к сообществам в социальных сетях ВКонтакте и Facebook
я журналист, переводчик, сертифицированный инструктор йоги. Но, пожалуй, в большей степени — мама двух горячо любимых детей. Проект «Неидеальные родители» — это моя попытка найти ответы на свои материнские вопросы. В силу профессий, имею возможность общаться со специалистами, мастерами своего дела. Результаты нашего сотрудничества — на страницах этого сайта. Надеюсь, мы отвечаем и на Ваши вопросы…
Преимущества владения двумя и больше языками очевидны — это возможность общаться с большим кругом людей, путешествовать и обучаться за границей, получить интересную работу и многое другое. А если изучать иностранный язык с детства, то можно освоить его не хуже родного.
Дети, обучающиеся в Школе Helen Doron развиваются как билингвы, с раннего детства воспринимая английский язык как второй родной. Для этой статьи мы собрали материалы о том, как ранее изучение английского языка помогает нашим студентам.
1 Лучшее понимание родного языка,
расширение и обогащение словарного запаса. Большую часть времени мы пользуемся родным языком, не задумываясь о правилах и грамматических конструкциях. Это совершенно естественно, но опыт изучения нового языка может привести нас к лучшему пониманию родного и даже сделать нашу речь правильнее. Знание принципов устройства иностранного языка вдохновляет нас изучать механику собственного. Сравнивая два языка, мы узнаем гораздо больше, чем могли бы, оставаясь монолингвами.
2 Создание и укрепление культурных связей
Некоторым из нас посчастливилось иметь родственника из другой страны, который по-прежнему часто говорит на своем родном языке. Возможность общаться с этим человеком на этом «иностранном» языке своего рода мост, соединяющий вас не только с ним, но и с культурным и историческим наследием его страны. Поддерживая эту связь, вы сохраняете старые воспоминания, истории и традиции — и даете жизнь новым.
3 Занятие для всей семьи
В сумасшедшем ритме современной жизни от нас зачастую требуется совмещать несовместимое. Изучая язык всей семьей, вы объединяете ее с помощью занятия, которое не требует возить детей туда-сюда и быть в десяти местах одновременно. Начиная этот процесс, пока ваш ребенок или дети еще маленькие, ваша семья получает общее дело и опыт, к которым можно возвращаться, совершенствуясь вместе.
4 Повышение успеваемости
Статистика доказывает, что студенты, изучавшие иностранный язык, набирают гораздо более высокие баллы по многим стандартизированным тестам, чем их сверстники-монолингвы. Фактически, результаты аттестации абитуриентов, проведенной в 2007 году американским Университетским советом, администрирующим тесты SAT, наглядно демонстрирует значительные преимущества изучения иностранного языка. По данным аттестации студенты, изучавшие иностранный язык не менее четырех лет, получают результат в среднем на 140 баллов выше (из 800), чем студенты, изучавшие язык полгода или меньше, за раздел «Критическое чтение»; еще почти на 140 баллов выше за раздел «Математика» и более чем на 150 баллов выше за «Письмо».
5 Более продвинутые навыки чтения
Исследование, проведенное Йоркским университетом в Канаде, предполагает, что знание второго языка дает детям-билингвам преимущество при обучении чтению. Способность применять знания и навыки обращения с одним языком к другому и более богатый опыт работы с речью в целом дают им большую фору. С возрастом это преимущество не теряется, а только растет. Да и само по себе умение читать на двух языках уже впечатляет!
6 Укрепление уверенности в себе
Дети постоянно учатся чему-то новому, но изучение нового языка — опыт, который приносит наибольшее удовлетворение, в любом возрасте. Радость от первых достижений на пути к знанию иностранного языка может пробудить в детях большую страсть к учебе в принципе. А поскольку перед ними открыто так называемое окно возможностей, когда язык усваивается интуитивно и естественно, легкость и удовольствие, сопровождающие этот процесс, могут повысить в детях уверенность и стремление к новым открытиям.
7 Полезная тренировка для мозга
[squote person=»Профессор Джеймс Р. Флинн» img=»//arch.helendoron.ru/wp-content/uploads/2015/10/James-Robert-Flynn.jpg»]Мозг гораздо больше похож на мышцу, чем нам всегда казалось… Ему необходима когнитивная тренировка. Это не глиняная табличка, на которую мы наносим нестираемые знаки[/squote]
Исследования влияния билингвизма на детей показывают, что воздействие двух и более языков — отличная зарядка для ума, которая помогает размять и укрепить его. По результатам исследования, опубликованного в журнале Nature, плотность «серого вещества» в головном мозге детей-билингвов значительно выше, а самый высокий объем серого вещества у тех, кто подвергался воздействию второго языка с раннего возраста. Серое вещество отвечает за обработку информации, в том числе памяти, речи и сенсорного восприятия. А раз второй язык помогает увеличить его объем, то заниматься языком — все равно что водить мозг в спортзал!
8 Приятное произношение, почти как у носителя
Дети всегда подражают тому, что слышат, и у них удивительно хорошо получается! Они способны воспринимать мельчайшие различия звуков и интонаций. Их чуткие уши помогают им улавливать и повторять сложные звуки, которые часто тяжело даются взрослым и даже подросткам. Взявшись за учебу рано, ваши дети смогут с самого начала говорить плавно и уверенно.
9 Больше возможностей для поступления и карьеры
В последнее время вузы придают все большее значение знанию иностранных языков. Поскольку конкурс на места повсеместно становится все выше, знание одного или двух дополнительных языков повышает ценность резюме абитуриента. А в условиях роста глобализации экономики мало кто может себе позволить знать только родной язык.
10 Более широкая картина мира
Поездки за границу — опыт, который любому пойдет на пользу: ведь они открывают нам не только новые места, но и новые образы мышления, новые точки зрения. Ну а если вы чувствуете себя комфортно, общаясь с местными на их языке, то это не просто поездки из дома в чужую страну и обратно. Вы можете ощутить себя частью культуры и жизни этого нового мира, а не посторонним, заехавшим ненадолго погостить — так же, как читая стихотворение на знакомом вам иностранном языке, вы услышите не просто слова: вы услышите, что они живые, и что в них звучит музыка.
Учить или не учить?
Первое, что важно понимать, — если у ребенка есть нарушения в развитии речевого аппарата (доказанные специалистами), то лучше сначала справиться с проблемами и только потом подключить второй язык.
Если же проблем нет, некоторые исследователи, например, лингвисты из Корнеллского университета в США, согласны с тем, что чем раньше ребенок начнет изучать второй язык, тем лучше. Более тридцати лет они изучали языковые навыки у детей, говорящих на двадцати языках. И пришли к выводу, что раннее изучение иностранного языка хорошо сказывается на когнитивном развитии и может способствовать успехам в учебе по другим предметам. Российский психолог Лариса Суркова в книге «Все о детях в одной книге» утверждает, что начинать изучать второй язык можно с двух лет при отсутствии нарушений.
Считается, что дети способнее всего к обучению в первые три-четыре года жизни. И, согласно исследованиям, учить второй язык в этот период так же просто, как и первый. Мозг дошкольника не перегружен информацией, которую необходимо хранить взрослым (например, датами дней рождения всех родственников), что помогает осваивать новый материал гораздо эффективнее.
Но есть и другая точка зрения. Израильские ученые, например, считают, что молодые люди после 20 лет могут быть успешнее в изучении второго языка, чем дети, по той причине, что у них уже лучше развиты память, навыки самодисциплины, выше мотивация. Поэтому если вашему ребенку уже год, а он еще не здоровается на английском, — не переживайте, у вас впереди еще 19 лет.
Какие бы исследования и данные вы ни изучали, в первую очередь важно, чтобы самому ребенку (и родителю) было комфортно. Если ребенку нравится процесс и он занимается с удовольствием, а у вас есть возможность и желание изучать с ребенком английский или китайский — let’s go! Нет — отложите учебники, сходите поиграйте в песочнице.
В чем плюсы изучения иностранного языка в раннем возрасте?
Еще знаменитый советский психолог Лев Выготский считал, что среди детей одного культурного уровня лучшие результаты в развитии покажут те, кто знает два и более языка.
В сборнике Ларисы Сурковой «Все о детях в одной книге» утверждается, что раннее изучение второго языка детьми:
- тренирует память,
- развивает речевой аппарат,
- повышает концентрацию внимания,
- делает мышление ребенка более гибким,
- улучшает скорость реакции,
- улучшает навыки общения и решения конфликтов.
Существует научная гипотеза о том, что язык во многом определяет поведение человека и его отношение к жизни. И когда дети узнают новые языки, это помогает им видеть вокруг больше хорошего, примерно как взрослым в день получения зарплаты.
Ребенок, который владеет вторым языком, получает возможность общаться с большим количеством людей, доступ к огромному количеству новой информации (например, рынок англоязычной литературы в несколько раз больше русскоязычного) для образования и развлечений. Знание второго языка дает ребенку понимание, что границ для его развития не существует.
С какими сложностями может столкнуться ребенок при изучении второго языка?
Помните, что ребенок только начинает узнавать окружающий его мир, и слишком большие нагрузки могут не только отбить желание учиться, но и сильно навредить здоровью: задержать развитие речи, вызвать стресс и повысить уровень усталости.
Чтобы этого не произошло, соблюдайте правила:
- Перед началом изучения второго языка обязательно проконсультируйтесь с логопедом;
- Давайте информацию в том виде, в котором ребенок может ее усвоить: игры, сказки, песенки, считалки;
- Не занимайтесь слишком долго. Время зависит от особенностей ребенка, но терзать его новой информацией несколько часов в день точно не стоит;
- Не будьте слишком требовательны. Даже если ребенок делает много ошибок, ваша похвала послужит мотивацией и покажет, что он двигается в правильном направлении.
В каких случаях учить ребенка иностранному языку должны профессионалы?
Если вы в совершенстве владеете английским языком, то можете использовать методику погружения в языковую среду самостоятельно — разговаривать с ребенком только на английском.
Но представим, что вы не учитель и не носитель языка, и все равно решили обучать ребенка сами. Вам потребуется:
- составить простой, но эффективный учебный план (да, такие бывают);
- быть в курсе правил грамматики, ведь язык постоянно меняется (прямо как настроение у тоддлера);
- правильно поставить произношение (чтобы «чилдрен» не превращалось в «чундра»);
- создать комфортную обстановку, чтобы ребенок практиковался и не боялся ошибок (и не применять при этом шантаж и подкуп).
Эти и многие другие трудности возникнут, когда вы начнете учить ребенка самостоятельно. Уверены ли вы в качестве своих знаний и методов, в том, что не навредите желанию ребенка узнать новый язык? Сделать обучение эффективным в таком случае смогут только профессионалы.
Но как выбрать правильную школу изучения английского языка среди многих других? Мы исследовали рынок и советуем вам выбрать Skyeng.
Почему Skyeng?
Потому что здесь знают, как заинтересовать ребенка обучением: не через страх получить двойку или не выучить урок, а через игру и веселье. Для этого в школе даже придумали инопланетянина Эла — персонажа, который никогда не унывает и всегда поддерживает ребенка в стремлении к знаниям. Он учит детей лексике через чанты (от chant — петь), рифмованные считалочки на английском, помогает развить навыки чтения, говорения, аудирования, письма. Эл есть в обучающих видео, играх и рассказах, он показывает, когда надо слушать учителя, смотреть, говорить или трогать предметы (например, стол, если ребенок учит слово table).
А вот еще несколько преимуществ Skyeng:
- Не нужны учебники и тетради — все занятия проходят на единой платформе, которая работает в любом браузере компьютера или телефона. Это настоящий симулятор языковой среды: здесь есть задания на внимательность, письмо, речь, визуальные и видео задания. В личном кабинете собрана вся статистика о прогрессе ребенка: сколько уроков он прошел, какие проблемы возникли во время обучения, и каких результатов он добился.
- Заниматься можно из школы, дома, дачи, из любого места на планете (а у родителей пока будет долгожданный отдых).
- Индивидуальное расписание. График занятий составляется персонализированно для каждого ученика — можно отменять и переносить занятия, а если вы сделаете это не позднее, чем за восемь часов до начала урока, то ничего не потеряете в деньгах.
- Высокий уровень профессионализма преподавателей. Компания проводит тщательный отбор учителей в три этапа и постоянно следит за их уровнем, мотивирует развиваться и расти вместе с учениками. А если вдруг что-то пошло не так, вам найдут другого преподавателя.
- Первый урок бесплатный — ребенок сможет понять, как устроена платформа и как проходят занятия, а родители ничего не теряют в деньгах. Записаться можно здесь. А по промокоду SKYNEN вы получите два бесплатных урока по английскому при первой оплате новым ученикам.
Чему и когда учиться — личный выбор родителя и ребенка. Ни одно исследование или школа не могут сказать вам, как вы должны поступить. Но если вы все-таки решили учить английскому ребенка до школы — делайте это в максимально удобной для него форме, выбирайте платформы, которые ему действительно нравятся, не ставьте результат во главу угла, а обеспечьте комфортную среду.