Работа хороша если в ней польза и душа

1
2
«Работа хороша, если в ней польза и душа. Не то золото, что дорого и блестит, А то дорого, что руками мастера создано».
3
4
Богат Подмосковный край народными традициями, разнообразными народными промыслами. Известнейший среди них – Жостово –славу которому создали расписные лаковые подносы.. В России первые лакированные подносы из металла изготовили на Урале в начале XVIIIв.. В 1830г. в Жостове было основано производство подносов из железа, которые имели повышенный спрос. Выкованные металлические изделия грунтуют, шлифуют, лакируют, затем расписывают масляными красками и покрывают лаком. Жостовские кисти На жостовском подносе В зеркальной глади лака Ржаная медь колосьев, Степной румянец мака. Багрянец поздних листьев. Лесной подснежник первый… А жостовские кисти Нежнее легкой вербы.
5
Палехская роспись – лаковая миниатюра отражающая жизнь народа, русские былины, природу. В своих работах мастера создают красоту своего края. В конце 19 века была распространена иконопись. На ее основе возникла чернолаковая миниатюра – это лаковые шкатулки, мебель, предметы посуды.
6
Чудо с синими цветами, Голубыми лепестками, Синими цветочками, Нежными виточками. На белом фарфоре, Как на заснеженном поле, Из – под белого снежочка. Растут синие цветочки. Неужели, неужели, вы не слышали о Гжели? К юго-востоку от Москвы разместилось село Гжель. Происхождение этого названия краеведы связывают со словом жечь, которое имеет прямое отношение к промыслу – изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. При изготовлении предметов принимают участие люди 40 профессий. Почти все операции выполняются вручную. Мастерицы расписывают изделия с большой любовью, вкладывают в них частичку своего сердца, доброту души.
7
Разновидность гжели, дивная по красоте роспись по эмали, зародившаяся в конце XVIII в. в Ростове. В переводе финифть (греч.) – светлый, блестящий камень. И действительно, белоснежные пластинки из стекловидных сплавов, обожженные при высокой температуре, тверды, как камень, а роспись на них драгоценно сияет. В экспозиции ростовского архитектурного музея-заповедника представлены работы старых мастеров: нагрудные иконки, образки, как называемые дробницы – эмалевые вставки, которыми украшали церковную утварь, здесь же и лучшие изделия современных умельцев промысла – женские украшения с цветочной росписью, миниатюрные портреты и пейзажи на крохотных шкатулках.
8
Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных, в разноцветных сарафанах в гости к нам они идут. Угадайте, как зовут? Их знают во всех городах и селах – это исконно русский сувенир для иностранцев. Первая матрешка появилась почти 100 лет назад. Игрушечных дел мастер (В. Звездочкин) из Сергиева Посада сделал разбирающуюся игрушку и раскрасил ее. Получилась русская матрешка прообраз Матрены (имя, которое было очень распространено в то время). Все матрешки отличаются друг от друга, сегодня на них переносят образы знаменитых людей.
9
10
Издавна делали и расписывали деревянные изделия в лесных заволжских деревеньках Новопокровское, Куличино, Семеново, Хрящи. И зовут ее хохломской. Везут деревянный товар в большое торговое село Хохлома. Оттуда разлеталась жар-птицами чашки да ложки по земле. Хохломской росписью расписывали различную домашнюю утварь: посуду, прялки, шкатулки. Кисть хохломская! Большое спасибо! Сказывай сказку для радости жизни! Ты как душа у народа, красива, Ты, как и люди, служишь Отчизне!
11
Зародившись в 30 км от Хохломы, городецкая роспись сразу нашла свое русло. Там, где у хохломы дела вершили 4 цвета, городецкие краски пылали всей палитрой. Хохломские краски калили, подвергали термической обработке. Городецкая же роспись – холодная. А сам рисунок? Сюжеты «мещанского быта. Так с прялочных донец и покатилась слава приузольских резчиков и живописцев по России. После возрождения промыслов роспись перенесли с прялок на новые формы: солонки, разделочные доски, игрушки, детскую мебель и т.д.
12
Особое место в художественных промыслах Центральной России занимает изготовление игрушек. Еще в XVII в. изготовлением игрушек занимались художественные мастерские при Троицко- Сергиевской лавре, где работали резчики, лепщики, столяры. Позже в этом районе возник кустарный промысел по изготовлению игрушек (коней. Троек, барынь). Центр этот и сейчас сохраняет за собой ведущее место по производству таких игрушек. Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей. В ней нету света дымного, А есть любовь людей…
13
Керамическая игрушка – традиционное искусство народных промыслов. До сих пор фигурные сосуды, игрушки, керамическую посуду делают во многих городах и селах (Филимоново, Торжок, Сергиев Посад и др.).
14
15
16
Назовите какие виды искусства можно выполнить из этих материалов: Глина Дерево Металл
17
Глина – керамика, гжельская керамика; фарфор, глиняная дымковская, филимоновская, каргопольская игрушки. Дерево – резьба по дереву, росписи – хохломская, городецкая. Металл – жостовское производство,(роспись подносов), плетение из проволоки, чеканка, гравировка, художественная ковка(шлемы, ограды)
18
1 Н 2 А 3 Р 4 О 5 Д 6 Н 7 Ы 8 Е 9 П 10 Р 11 О 12 М 13 Ы 14 С 15 Л 16 Ы
19
1к у д р и Н а 2 к р А с о т а 3 ка Р го п о л ьс к а я 4 за м а л е в О к 5 пр и р о Д а 6 ф и ли мо Н о в с ка я 7 д Ы м к а 8 гж Е л ь 9р о с П и с ь 10т Р а в к а 11 го р О д е ц 12 хо х л о М а 13 кр а с н Ы й 14 кв а С н и к 15 Л ак 16 ба р Ы н я
МОУ ЖСОШ №22
Конспект урока
изобразительного искусства в 5 классе.
Тема урока: «Народные промыслы России».
Учитель : Апалькова Р.М.
Тема урока: «Народные промыслы России».
Эпиграф: «Работа хороша, если в ней польза и душа».
Задача урока: выполнение росписи тарелки.
Задачи:
- Образовательная – систематизация и обобщение материалов предыдущих уроков по знакомству с народными художественными промыслами, гжель и хохлома.
- Развивающая – развитие умения выполнять орнаментальные композиций на основе народных росписей России гжели и хохломы
- Воспитательная – формирование уважения к творчеству народных мастеров и интереса к народным художественным промыслам России; осознанного видения связи прошлого и настоящего времени, а также эстетического вкуса и аккуратности в работе.
Класс оформлен детскими рисунками с предыдущих уроков, изделиями народных промыслов, на доске гжельская и хохломская росписи.
На столах эскизы росписей произведений художественных промыслов Хохломы, Гжели, таблички-вывески с названиями “творческих групп” народных промыслов.
Литературный ряд: стихи на тему народных промыслов.
Музыкальный ряд: русские народные песни в исполнении ансамблей русских народных инструментов.
Материалы и оборудование: компьютер, магнитофон, гуашь, кисти художественные, тарелки (папье – маше) сделанные учащимися для росписи на предыдущих занятиях.
План урока:
- Организационный момент.
- Подготовка учащихся к усвоению и применению знаний.
- Самостоятельная работа по комплексному применению знаний.
- Защита работ.
- Анализ работ учащихся.
- Подведение итогов урока.
Содержание урока
- Мотивация учащихся. Актуализация знаний.
(звучит музыка «Посвящение земле русской»).
Учитель: Ремёсел очень много на земле на русской есть.
И всех ремёсел нам сейчас не перечесть!
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах,
На весь мир молва идет
Ученик: Очень часто за событиями,
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны,
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
2.Подготовка учащихся к усвоению и применению знаний.
Учитель:
Не случайно выставлены в классе произведения народного творчества. На сегодняшнем занятии мы закрепим знания о народных ремеслах и обобщим наши представления о народных традициях украшать свой быт и дарить радость другим людям.
Просмотр слайд-шоу напомнит вам виды и особенности народных промыслов, с которыми мы познакомились на предыдущих занятиях.
Учитель: Что общее в росписях?
Ученик: Изображены птицы, растения.
Учитель: Краски гжели с каким временем года можем сравнить?
Ученик: Зимой.
Учитель: А краски хохломы с каким временем года можем сравнить?
Ученик: Осенью.
(В классе работают две творческие группы: “Гжель”, “Хохлома”.)
Учитель: Ваша задача выполнить роспись на тарелке.
3. Самостоятельная работа.
Задание мастерам творческих групп:
- выполнить эскизы изделий по мотивам промыслов;
- подготовить их к выставке.
- прорекламировать свои работы. На доске и столах.( на доске и каждой группе)
4. Защита работ.
Ученики-мастера творческой группы “Гжель”.
Вот уже более 200лет завораживает своей красотой необыкновенная бело – голубая керамика, которую делают в городе Гжель под Москвой. А сначала был простой горшок. Глиняный дутый, как говорят сторожилы Гжели – «пузатенький».
Есть в Подмосковье такое местечко:
Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлее вода родниковая
И дыхание ветра свежей –
Расцветает гжель васильковая,
Незабудковая гжель.
Рядом с осинками в синих рябинках,
Синие гроздья на синих рябинках,
Синие зори и синие птицы
С этой красой нечто не сравнится.
Звонкими волнами кружатся краски,
Чтобы блистали анютины глазки.
Льётся узор под рукой мастерицы,
Чтобы нигде он не смог повториться.
Ученики – мастера творческой группы «Хохлома».
Хохломская роспись –
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд?
(Выступление заранее подготовленных учеников с сообщением.)
Ученик: Разное, рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшено не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица, прикоснулась своим крылом к чашке, и чаша стала золотой. Не из сказки ли появилась эта удивительная рукотворная красота, которая зовется хохломой, золотой хохломой?!
Кисть хохломская, большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа красива!
Ты, как и люди служишь России!
Хохлома, хохлома!
Весь народ с ума свела!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!
Сколько сказочных мест у России.
Городов у России не счесть.
Может, где – то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь!
Где бы, нас не ждали, перекрёстки судеб,
Никакие дали память не осудят. (Дети дарят тарелочки гостям)
5. Анализ работ учащихся.
Замечательно выполнили работы.
6. Заключение.
Учитель. Благодарю всех участников сегодняшнего занятия.
Вы все хорошо потрудились, показали хорошие знания и умения, узнали кое-что новое о народных промыслах, которыми мы гордимся.
И сегодня увидели внуки.
То, что дедам не снилось вчера.
Золотые российские руки.
В каждом доме живут мастера.
( В каждой творческой группе 1 девочка в фартуке и в кокошнике в стиле гжели и хохломы. Уровень выполнения работ слабо рисующие – цветочек, средне – птичка, творчески – цветочек и птичка)
Русские народные песни без слов
- тонкая рябина.
- Уральская рябинушка.
- Бывали дни весёлые
- С ярмарки ехал ухарь купец.
- Калина красная.
- Калинка.
- Коробейники.
- Ой, при лужку, при лужке.
- Под окном черёмуха.
- Тонкая рябина.
- Во поле берёза стояла.
Адрес142620, Российская Федерация, Московская область, Орехово-Зуевский городской округ, г.Куровское, ул.Октябрьская, д.25
- Главная
- О нас
- Новости
- Работа хороша, если в ней польза и душа.
Не то золото, что дорого и блестит,
А то дорого, что руками мастера создано
Приобщение учащихся начальных классов к народному искусству, знакомство детей с народными промыслами, ремеслами России, родного края, традициями и обычаями своего народа на уроках и во внеурочной деятельности – одно из средств эстетического, трудового и патриотического воспитания подрастающего поколения.
Дата публикации — 19.09.2018
В России 2020 год объявлен Годом памяти и славы в ознаменование 75-летней годовщины победы в Великой Отечественной войне.
Общероссийский
рейтинг
школьных сайтов
Отличный сайт. Лето 2019
90 баллов из 100
2. КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
7
4. ИНФОРМАЦИЯ ОБ АДМИНИСТРАЦИИ
10
3. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ СЕРВИСЫ
12
5. ИНФОРМАЦИЯ О ПЕДАГОГАХ
5
6. УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ И ДОКУМЕНТЫ
13
7. УЧАЩИЕСЯ И ВЫПУСКНИКИ
9
8. КАЧЕСТВО ТЕКСТА, ЮЗАБИЛИТИ/КАЧЕСТВО ИСПОЛНЕНИЯ САЙТА/УДОБСТВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
25