Работа для подростков польза и вред
Не секрет, что сегодня достаточное количество подростков мечтают о подработке в период летних каникул. И тогда перед родителями встает вопрос: стоит ли разрешать подростку работать? При решении этого вопроса стоит учесть, как положительные, так и отрицательные моменты.
Первое, что стоит учесть – это возраст ребенка. В соответствии с трудовым кодексом Российской Федерации, заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет. При соблюдении определенных условий подросток может трудоустроиться и раньше – с письменного согласия родителей и органа опеки и попечительства или в результате успешного освоения программы основного общего образования. В любом случае очень важно, чтобы заключение трудового договора и соблюдение трудовых отношений между подростком и работодателем контролировалось родителями, поскольку ребенок зачастую не может самостоятельно разобраться в возникающих вопросах правового характера.
Здесь мы видим важный положительный момент – в ходе трудоустройства подросток повышает свою правовую культуру, учится сознательному отношению к своим правам и обязанностям перед обществом и государством, что расширяет возможности дальнейшей самореализации его личности. Отрицательным моментом может стать вовлечение ребенка в финансовые пирамиды или незаконные виды деятельности, а также различные виды мошенничества в отношении несовершеннолетнего, что может негативно сказаться на развитии личности подростка, его мировоззрении и социальной активности.
Второе, на что стоит обратить внимание – это состояние здоровья ребенка. При официальном трудоустройстве подросток должен пройти обязательный предварительный медицинский осмотр, а продолжительность рабочего времени его ограничена 24 (для работников в возрасте до 16 лет) или 35 (для работников в возрасте от 16 до 18 лет) часами в неделю. Эти ограничения связаны с тем, что развитие несовершеннолетних до 18 лет не завершено, а их организм отличается повышенной чувствительностью к высоким нагрузкам и неблагоприятным факторам.
Основными особенностями подросткового возраста являются: повышение активности всех жизненных функций, энергичный рост и физическое развитие. Тело подростка быстро меняется, происходит перестройка эндокринно-вегетативной, сердечно-сосудистой, дыхательной, желудочно-кишечной систем. Соответственно, изменения затрагивают и нервно-психическую сферу. В результате, у подростков часто повышена утомляемость, наблюдается неуклюжесть, связанная с быстрым ростом костей скелета и мускулатуры и, особенно, конечностей, в речи проявляется «косноязычие». Эмоциональная сфера подростков очень лабильна, они бывают подвержены как некоторой заторможенности, так и аффективным реакциям, перепадам настроения [1].
Все вышеуказанные изменения требуют повышенного внимания родителей к подростку, так как в результате всех этих кардинальных физиологических изменений у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, а нагрузки, связанные с работой, могут способствовать повышенной утомляемости, снижению внимательности и отсутствию концентрации, нарушениям сна, сложностей с аппетитом, нестабильному артериальному давлению [10].
С другой стороны, подросткам необходима физическая активность, поскольку чем меньше двигается подросток, тем хуже у него работает опорно-двигательный аппарат, эндокринная система, желудочно-кишечный тракт, сердце и сосуды, а также мочевыделительная система. Малоподвижный образ жизни опасен для психологического здоровья. Большая же подвижность подростков оказывает благоприятное воздействие на головной мозг подростка, способствуя развитию умственной деятельности. Поэтому включение подростка в активные виды деятельности, в том числе и на работе, положительно сказывается на его здоровье, физическом и интеллектуальном развитии.
Третий и наиболее значимый момент – это выбор ребенком вида трудовой деятельности. Не секрет, что современные старшеклассники либо вообще не знают кем стать в будущем, либо не могут сделать окончательный выбор из уже существующих вариантов. Особенно ярко эта проблема проявляется в период выбора девятиклассниками своих первых экзаменов. Зачастую ребенок, который так и не смог профессионально самоопределиться к началу 9 класса, пытается оттянуть момент принятия решения и нацеливается на переход в 10 класс. Такой старшеклассник надеется, что за время обучения в 10-11 классе, он сможет решить вопросы, касающиеся его дальнейшего профессионального и жизненного пути.
В большинстве случаев эти надежды оказываются не оправданными. Именно поэтому, в современном понимании, суть деятельности психолога, связанной с профориентацией, заключается в постепенном формировании у подростка внутренней готовности к осознанному выбору, самостоятельному планированию, своевременному изменению и активной реализации своих профессиональных планов и интересов [8]. Выбор подработки или работы подростком является первым шагом на пути к осознанному выбору будущей профессии, особенно если ребенок при выборе ориентируется на свои знания, умения, навыки, задатки и способности. Поэтому важно, чтобы подросток выбирал себе занятие «по душе», а не ориентируясь на денежную сторону вопроса. Безусловно то, что с позиции дальнейшего жизненного самоопределения, устройство подростка на работу является значимым событием, а в психологическом плане – толчком к развитию осознанности, ответственности и целеустремленности [7].
Четвертый немаловажный аспект – это внутренняя мотивация подростка, толкающая его к поиску работы.
Известно, что центральными и специфическими новообразованиями в личности подростка считаются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция». Чувство взрослости – возникновение у подростка представления о том, что он уже не ребенок, он стремится быть и считаться взрослым. «Я-концепция» – система внутренне согласованных представлений о себе [6]. Подростковый период характеризуется все более активными попытками самосовершенствования. Подросток стремится познать новое, реализовать свой интеллектуальный и личностный потенциал, проявить самостоятельность в выборе и планировании своих занятий. Интенсивно развивается способность осознания и произвольного управления своим мышлением и его операциями. Детские мечты уходят в прошлое, появляются более или менее рациональные и реалистичные размышления о собственных возможностях, обстоятельствах жизни и собственном будущем [3].
И эта мотивация, как мы упоминали выше, является двигающей силой развития ребенка, что конечно же является положительным моментом в желании подростка трудоустроиться.
Но наряду с чувством взрослости Д.Б.Элькониным рассматривается подростковая тенденция к взрослости — стремление быть, казаться и считаться взрослым. Если потребность подростка выглядеть в чужих глазах взрослым не удовлетворяется, то она начинает активно влиять на его поведение [4]. Таким образом, подросток может испытывать желание устроиться на работу или найти подработку только лишь потому, что родители и другие окружающие его люди обращаются с ним, как с маленьким.
В наше время подросток может иметь еще одну мотивацию для участия в трудовой деятельности – это возможность заработать деньги. И он стремится использовать их как средство купли и продажи. У подростков появляются гордость и ощущение свободы благодаря обладанию деньгами. Но если для подростков 13-14 лет финансы становятся в первую очередь символом независимости, то с возрастом в представлениях подростков о деньгах заметна большая ориентация на будущее.
В исследовании Мироновой Т.Ю. отмечена такая закономерность: чем в большей степени подросток склонен к зависимости от группы, ориентируется на социальное одобрение и следует общественному мнению, тем сильнее развивается тревожность из-за денег и негативное отношение к ним. Положительному и спокойному отношению к деньгам, что говорит и о более высоком уровне адаптированности в экономической сфере, способствует не высокий интеллект, а повышенная мотивация и наличие не удовлетворенных стремлений [5].
Другим немаловажным фактором, по всей видимости, служит относительно низкий уровень жизни семей подростков, актуализирующий высокую потребность в деньгах. В таком случае мотивом будет помощь родителям, находящихся в стесненных материальных условиях. Такие дети напоминают маленьких взрослых, которые отличаются самостоятельностью и рассудительностью, ответственностью и склонностью к сбережениям, что отличает их от сверстников [9].
Труд воспринимается подростками как инструмент, необходимость которого определяется только возможностью удовлетворения потребности в деньгах. Получается, что в сравнении с ценностью денег ценность труда ниже.
Исследования Голубевой Е.В. и Гришачевой Е.А. показали, что отношение к деньгам подростков, имеющих опыт оплачиваемой трудовой деятельности, в меньшей степени характеризуется конфликтностью, чем отношение к деньгам подростков, не имеющих подобного опыта. Адекватная возрасту оплачиваемая трудовая деятельность способствует разрешению противоречия между ценностью и доступностью денег, выступает фактором преодоления рисков формирования деформаций в экономическом сознании подрастающего поколения [2].
Таким образом, деньги, которые подросток заработает могут служить удовлетворению различных потребностей ребенка – как экономического плана, так и внеэкономических, таких как потребность в социальной активности, значимости, развитии и самосовершенствовании. Соприкосновение с материальной стороной жизни взрослого вызывает у подростка огромный интерес, позволяет ему реально оценить свои возможности и сформировать соответствующую действительности «Я-концепцию», а также приводит к переоценке ценности образования.
Нередко бывает, что у родителей подростка возникают опасения по поводу трудоустройства их чада. Вдруг подросток решит, что ему совершенно не нужно учиться, ведь можно уже зарабатывать деньги? Может ли ребенок в таком случае принять решение бросить школу и что с этим делать? На все эти вопросы можно смело ответить отрицательно, так как подростки, имеющие опыт работы, зачастую начинают ценить знания и навыки, которыми они не владеют, и сам процесс образования, поскольку видят вокруг более опытных и компетентных взрослых, заработок которых существенно выше. Работа для подростков зачастую не требует специальных умений и достаточно мало оплачивается для того, чтобы подросток мог почувствовать себя полностью независимым. Поэтому в трудоустройстве ребенка можно найти гораздо больше преимуществ, чем недостатков.
В заключение всего вышеизложенного материала можно сказать, что положительными моментами летней подработки подростка является: повышение правовой и экономической грамотности, физическая, благоприятно сказывающаяся на здоровье, и социальная активность, повышение собственной значимости, развитие и самосовершенствование личности, а также первые шаги по дороге осознанного профессионального и жизненного самоопределения. Отрицательных же моментов, таких как – вовлечение ребенка в финансовые пирамиды или незаконные виды деятельности, различные виды мошенничества в отношении несовершеннолетнего, переутомление и вред для здоровья – возможно избежать при соответствующем контроле этих аспектов трудовой деятельности подростка родителями.
- Алексеев С.В., Усенко В.Р. Гигиена труда. – М.: Медицина, 1988. — 576 с.
- Голубева Е.В., Гришачёва Е.А. Конфликтное отношение к деньгам как деформация в экономическом сознании подростков, не имеющих опыта оплачиваемой трудовой деятельности // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8-4. – С. 985-988
- Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 350 с.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с.
- Миронова Т.Ю. Некоторые факторы отношения подростков и юношей к деньгам // Известия Саратовского университета, 2012. – Т.2. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып.3.
- Мухина В. С. Психология детства и отрочества. М., 1998. – 488 с.
- Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: «Академия», 2007.
- Резапкина Г.В. Уроки выбора профессии // Журнал «Школьный психолог», №14, 2006.
- Филинкова Е.Б. Отношение старшеклассников к деньгам и способам их зарабатывания // Журнал «Социальная психология и общество», №1, 2010.
- Ярцева Д. Ю., Дергунова Г. Е. Влияние малоподвижного образа жизни на состояние здоровья подростков // Молодой ученый. — 2017. — №18. — С. 126-129.
Доброго времени суток, уважаемый читатель, сегодня я расскажу о работе… Но!
Не просто о работе, а такой деятельности в юном возрасте, будь то 14 летний паренек или же уже 17-18 молодой человек. А может быть молодой человек и постарше…
Так, я объясню, на своём опыте, почему родителям стоит приучать работать или же подрабатывать, своих сыновей, начиная с малых лет.
Мой опыт.
С чего же следует начать….
Ах да, свои первые деньги я заработал только в 16 лет, да и то это были 150 рублей за перенос стола из подъезда бабуле…
Причем в этот момент (когда стала нужна помощь пожилой женщине), я просто проходил мимо, удачное стечение обстоятельств!)
Ну а настоящие собственноручно заработанные деньги (как я тогда думал) мне довелось подержать в руках только в 17 лет, летом.
Потому что как то раз я понял, что как в летнее время, так и вообще в учебном году, нет смысла выходить гулять, не имея собственных денег.
Так как я трачу деньги, заработанные моими родителями и от этого становилось некомфортно и неловко перед папой.
Как вы думаете, что это была за работа, на которую я устроился?)
Подсобный рабочий в школе?
Грузчик?
Разнорабочий?
Подрядчик?
Нет, нет) Это была работа промоутером, всем так известная и любимая. В это время я работал как расклейщиком листовок, так и непосредственно раздавал их)
Я заработал приличные деньги, как мне казалось на тот момент, около 20 тыс. за месяц, ну и трудов было вложено соответственно.
Весь этот рассказ можно объяснить, это этакая предыстория, я устроился работать самостоятельно, так как был вынужден из-за объективных жизненных обстоятельств, и потому что сам решил, что уже пора зарабатывать самостоятельно.
И если бы у меня в том возрасте не возникло такого желания, я не представляю как я бы сейчас относился в целом к работе.
Что я хотел этим сказать?
Необходимо подталкивать вашего сына к работе в юном возрасте , даже самой легкой, пусть это будут и небольшие деньги. Но зато, Вашего сына это:
Замотивирует к действиям, а именно к зарабатыванию своих денег.
Научит ценить деньги, и бережно к ним относиться, потому что он будет понимать каким трудом они добыты.
Также это поможет осознать, какими трудами добыты ресурсы на его воспитание Вами.
Работать в возрасте от 14-ти лет, это хорошо?
На этот вопрос, я могу с уверенностью ответить, да!
Фото очевидца, в ходе работы)
Почему это не только хорошо, но и важно?
Потому что, это внесет в жизнь Вашего сына:
- Мотивацию;
- Дисциплину;
- Разовьет чувство ответственности;
В частности, ответственности перед, непосредственно работодателем, а также перед самим собой.
- Трудолюбие;
- Как уже отмечалось выше, понимание ваших трудов и усилий;
- Он сможет понимать, на что стоит тратиться, а на что нет;
- Ваш сын сможет понять какова же “цена деньгам”;
- Также, ему будет очень приятно тратить собственные деньги, а не родительские, а если ещё и вы его похвалите, то он будет очень горд собой и у вашего сына возникнет желание зарабатывать больше.
- и др.
Стоит сказать, что для ребенка в таком возрасте важно иметь “свою копеечку”, потому как он с удовольствием сможет потратить эти деньги на то, что ему правда нужно. А не то, что просто захотелось
Многие родители боятся, что их сына и его труд будут эксплуатировать и перегружать “ребенка”.
Но следует понимать, что с 14 лет большинство пацанов уже достаточно окрепшие и им подойдет такая работа как промоутер или расклеивание листовок.
Это то же самое, что гулять, только под музыку, и с пользой на перспективу, это же просто чудесно!
Ещё хотелось бы отметить, напоследок, что не стоит проявлять к своим сыновьям гипер-опеку, так как это не дает развивать все вышеперечисленные качества.
Про гипер-опеку (в отношении работы), так было со мной до определенного возраста (16 лет), и я считаю что это большой минус, в котором возможно виноват отчасти я.
Родители не пытались привлечь мой интерес к какой-либо трудовой деятельности, никак не намекали на это, и я считаю, что это было в определенной степени упущение в моем воспитании.
Так как в любом случае, мне пришлось обеспечивать не только себя, но и свою девушку, а в будущем жену и семью.
И вот как раз, чем раньше ваш сын познакомится с такой частью жизни, тем лучше будет и для него, и для вас.
Ведь, я думаю, никто не хочет содержать до 30 лет своего сыночка и его жёнушку, не правда ли?
По-моему мнению и опыту, родителям просто необходимо прививать интерес своим детям к трудовой деятельности с малого возраста, то есть с момента, когда они уже могут её осуществлять – 14 лет.
В этой статье я максимально коротко описал эту тему. Если вы нашли её хоть немного полезной или интересной, подписывайтесь, это станет для меня мотивацией, освещать больше подобных тем в воспитании сыновей.
А Ваш сын уже работает? Или пока думает над этим? Если вы не знаете об этом или даже не задумывались о таких вопросах, самое время начать подогревать этот интерес в Вашем сыне!
Предложения работы для подростков можно найти в Центрах занятости, но многие подростки зарабатывают самостоятельно. Например, пишут статьи на продажу или продают свои изделия. Они хотят перестать зависеть от родителей не только в эмоциональном плане, но и в материальном. Это совершено нормально, когда у вас возникают мысли о поиске работы. Однако, родители часто озабочены тем, не будет ли это мешать учебе да и нормально ли это, когда ребенок работает? Эти вопросы со стороны родителей тоже нормальны и требуют ответа.
Сегодня мы с вами поговорим о поиске работы подросткам. Однако помните, что все зависит от характера подростка. Если он ответственный, всегда поступает рационально, хорошо учится, то проблем, связанных с работой у него не будет. Но как быть, если ваш подросток плохо учиться и хочет найти работу? Поговорите с ним об этом вопросе, предложите ему повысить отметку до определенного бала и тогда уже начать подрабатывать.
Как влияет работа на подростков? Почему они хотят найти работу?
Вопрос № 1: Будет ли мешать работа учебе?
Большинство подростков не рассматривают работу в виде постоянного занятия. Они хотят работать на каникулах, когда много свободного времени и можно чему-то научиться, успеть и поработать, и отдохнуть. Если у вас есть некоторые обстоятельства, которые заставляют работать на постоянной основе, обязательно обговорите это с родителями. В том числе следует поговорить и о том, как будет организована ваша учеба. Совмещать работу и учебу тяжело, но можно.
Вопрос № 2: Почему подростки хотят найти работу?
Подростки хотят найти работу, чтобы перестать материально зависеть от родителей, хотя бы на чуть-чуть. В этом возрасте людям хочется быть самостоятельными и свободными, однако это получается не всегда в силу обстоятельств. Подростки хотят показать, что они могут жить самостоятельно без чей-то помощи.
Как влияет работа на подростков?
1. Самооценка. Когда они получат свою первую зарплату уровень их самооценки поднимется до небес! Они будут так годы собой, так счастливы и довольны! Проблемы с самооценкой уйдут, но они могут появиться, когда возникнут проблемы на работе или придется уволиться.
2. Чувство свободы и самостоятельности. Заработав свои первые деньги, подросток начнет думать, что в силах обеспечить себя самостоятельно, но в глубине души будет понимать, что это не так.
3. Цели. После первой работы подросток может полностью пересмотреть свои цели и взгляды на жизнь. Возможно, он углубиться в учебу или подростку захочется открыть свой бизнес в будущем. Он начнет копить деньги.
4. Труд. Он начнет ценить чужой труд или уважать его еще сильнее, когда сам поработает. Многие родители отправляют своих детей на работы специально для того, чтобы они начали ценить чужой труд. Однако, зачастую это имеет обратный эффект. Подросток начинает ненавидеть труд и не хочет работать.
Какие недостатки у работы для подростков?
- Обман. Подростков могут легко обмануть, при приеме на работу. Особенно, если они придут одни и необразованны в этом вопросе. Это самый главный минус, почему многие родители бояться, чтобы их дети-подростки работали.
- Меньше свободного времени. Времени на встречи с друзьями, походы в кино, чтение станет меньше. Многие подростки принимают это очень болезненно. Ведь мнение сверстников и времяпровождение с ними очень важно для них!
- Мнение ровесников. Ровесники могут не понять вас в вашем стремлении найти работу. Они могут перестать вас общаться или даже начать смеяться над вами. Однако, если вы действительно хотите заработать и у вас есть весомые причины, вам будет все равно на их мнение.
- Очередь. Если вы обратитесь в Центр занятости, то поиск работы может потребовать времени. Потому что существуют подростки, которые имеют льготы в поиске работы. Им источник дохода находят в первую очередь.
Работать в подростковом возрасте может быть очень интересно. Это незабываемый опыт, который должен получить каждый! Но выбор делаете только вы сами, анализируя все достоинства и недостатки работы в вашем случае. Вы можете попробовать работать одновременно разными способами, так, как вам удобно.