Публичное выступление о пользе чтения
МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» г.Мичуринска
Выступление
на общешкольном родительском собрании на тему:
«О пользе чтения»
Учитель русского языка и литературы
Попова Татьяна Борисовна
2011
Умными словами недаром сказано:
Всем лучшим книге мы обязаны.
Книги читают и стар и млад,
Книге хорошей каждый рад
Книги читаю, значит, мыслю,
Мыслю – значит, живу, а не кисну.
В книжке – мудрость, слезы и смех!
Книжек хороших хватит на всех.
Чтение книги являются действенным средством нравственного, эстетического и экологического воспитания. Именно на этих занятиях дети начинают осознавать красоту родной природы, знакомятся с историей России, с различными поступками взрослых и детей. Учатся давать им оценку. Во время чтения значительно повышается и общее развитие учащихся, расширяются их представления о мире. Дети узнают много интересного о людях, их труде, о природе. Происходит знакомство с новыми словами, значения которых объясняются, закрепляются в процессе неоднократного употребления. В школе этому способствуют уроки чтения. Навык связного изложение прочитанного текста из года в год совершенствуется: от простых ответов на вопросы до творческого пересказа. Главная задача уроков чтения – выработка у детей навыков правильного и сознательного чтения. Но не только в школе, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Посмотрите, пожалуйста, на стенд, где написаны высказывания великих писателей: В. Бокова, М.Горького. Трудно переоценить значение литературы для развития ребенка. Она способствует горизонта детского знания о мире, помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях, формируют начальные представления о прекрасном.
Сегодня, когда наши дети ещё учатся в школе, необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие. Пока ребенок мал, взрослые с удовольствием читают ему книжки. Когда же он идет в школу, то многие из вас, облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь-то отдохнут. А ведь это неверно. В этот период особенно важно обсуждать прочитанное с ребенком, совместно решать проблемные ситуации. А как нужна ребенку ваша помощь при выборе книги и дома, и в библиотеке
Мы совместно с Е.Н.Каменской в 5-10 классах проели анкетирование на тему: «Папа, мама, я – читающая семья». Детям было задано 5 вопросов:
1. Что ты больше любишь?
а) читать сам;
б) слушать чтение взрослых.
2. Как ведут себя взрослые во время твоего чтения?
а) хвалят тебя;
б) не обращают внимания.
3.Читают ли в вашей семье книги вслух?
а) да;
б) нет.
4. Назови книгу, которую ты недавно прочитал.
5. Какие книги тебе больше нравится читать:
а) сказки;
б) детективы;
в) романы;
г) газеты и журналы.
Посмотрев анкеты, мы увидели, что только треть семей практикуют чтение вслух (это отметили дети 5-6 классов). А вот назвать книгу, которую они прочитали, смогли только 7 человек. 50% детей написали, что больше любят, когда взрослые читают им вслух. Это свойственно для детей. Во время чтения вслух взрослыми дети лучше понимают прочитанное. Поэтому, независимо от возраста, все они любят уроки внеклассного чтения, когда читает учитель. Но надо приучать детей и к самостоятельному чтению. Надо поддерживать этот огонек похвалой. Уважаемые родители, читайте книги с детьми по очереди, находите смешные несовпадения, задавайте вопросы. Это интересно и вовлекает ребят в чтение. Помните. Что чтение является основой всего обучения в школе. А, сейчас, я хочу дать вам несколько советов:
- Читайте вслух с ребенком не менее 15 минут вдень.
- Перед чтением уберите все лишние предметы, настройтесь на чтение.
- Если ребенок устал, проведите физкультминутку.
- Во время чтения объясните ребенку значение трудных слов, рассмотрите иллюстрации.
- Беседуйте о прочитанном, о том чему учит книга, что нового он узнал.
- Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.
- Хотя бы иногда посещайте с детьми библиотеку, помогите ему в выборе книги.
- Старайтесь обязательно, ежедневно, читать газеты и журналы и беседовать с детьми о прочитанном.
Человек, любящий и умеющий читать, счастливый человек. Он окружен множеством умных и верных друзей. Друзья эти – книги. Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочитали хотя бы одной страницы из книги.
Г. Ладонщиков.
Если купишь книгу,
Не бросай на полку-
От нее не будет
Ни какого толку.
Всем полезно чтение
Про себя и вслух.
Книга самый верный
Самый лучший друг!
В ней стихи и сказки…
Все к твоим услугам!
Береги же книгу.
Стань большим ее другом!
Ученые давно выяснили как сохранить ясность ума на протяжении всей жизни: нужно постоянно развивать свой мозг. Один из лучших способов делать это — регулярно и вдумчиво читать. Сегодня люди слишком заняты и все реже находят время для чтения. Ведь намного проще отдыхать, взяв в руки пульт от телевизора или открыв ноутбук, погрузившись в виртуальную реальность компьютерных игр. Однако у людей читающих выше шанс построить успешную карьеру, лучшие отношения в семье, они выглядят моложе и дольше живут. Вот еще 10 причин, почему читать книги полезно:
1. Чтение книг увеличивает словарный запас Когда вы читаете произведения разных жанров, то сталкиваетесь со словами, которые обычно не используются в повседневной речи. Если какое-то слово вам незнакомо, совсем не обязательно искать в словаре его определение. Иногда о значении термина можно понять по содержанию. Чтение помогает не только в увеличении словарного запаса, но и повышает вашу общую грамотность.
2. Чтение помогает общаться с людьми За счет чтения повышается не только грамотность, но и ваши речевые навыки — способность четко, ясно и красиво формулировать свои мысли. Уже после прочтения нескольких классических произведений в вас повысится талант рассказчика. Вы станете более интересным собеседником, производя особенно большое впечатление на тех людей, которые не читают вообще.
3.Чтение добавляет уверенности Чтение книг делает нас более уверенными. Когда в разговоре мы демонстрируем высокую эрудицию и глубокое знание того или иного предмета, то невольно ведем себя более уверенно и собранно. А признание окружающими ваших познаний положительно сказывается на самооценке.
4.Чтение снижает стресс В современном мире избавления от стресса — основная забота многих людей. Богатство и ритмика книжного текста имеет свойство успокаивать психику и освобождать организм от стресса. Особенно помогает в этом регулярное чтение перед сном.
5.Чтение развивает память и мышление Одно из важных преимуществ чтения книг — это тот положительный эффект, который оно оказывает на наше мышление. При чтении мы больше рассуждаем, чтобы понять ту или иную идею произведения. Мы обычно представляем много деталей: персонажей, их одежду, окружающие предметы. Также необходимо помнить множество вещей, которые нужны для понимания произведения. Это тренирует память и логику.
Одно из важных преимуществ чтения книг — это тот положительный эффект, который оно оказывает на наше мышление. При чтении мы больше рассуждаем, чтобы понять ту или иную идею произведения. Мы обычно представляем много деталей: персонажей, их одежду, окружающие предметы. Также необходимо помнить множество вещей, которые нужны для понимания произведения. Это тренирует память и логику.
6. Чтение защищает от болезни Альцгеймера По данным научных исследований, чтение действительно защищает от заболеваний мозга. Когда вы читаете, активность мозга увеличивается и постоянно находится в тонусе, что улучшает его состояние.
7. Чтение делает моложе Давно доказано, что организм человека стареет быстрее, когда стареет мозг. Чтение заставляет ваш мозг постоянно работать, в результате ваша старость отодвигается.
8. Чтение делает нас более творческими Креативные люди могут генерировать сразу несколько отличных идей. Откуда их можно взять? Из книг. Читая произведение, вы можете почерпнуть оттуда массу идей, которые впоследствии воплотить в жизнь.
9. Чтение улучшает сон Если вы систематически будете читать перед сном, то вскоре организм привыкнет к этому, и тогда чтение станет своеобразным сигналом для организма, который говорит о скором отходе ко сну. Таким образом вы не только улучшите свой сон, но и утром будете чувствовать себя бодрее.
10. Чтение улучшает концентрацию При чтении необходимо сконцентрироваться на содержании произведения, не отвлекаясь на посторонние предметы. Этот навык очень полезен при любой другой деятельности. Также чтение книг развивает объективность и способность принимать взвешенные решения.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ СТАВЬТЕ ЛАЙКИ БУДЕТ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО
Зачем читать книги
Всем привет! Сегодня хочу поделиться некоторыми мыслями о пользе чтения.
Причина, почему чтение книг так важно, в том, что читая, мы умнеем, растем эмоционально и психологически, узнаем новое и расширяем наш кругозор.
Итак, 10 причин в пользу чтения.
Читая мы становимся умнее
Благодаря чтению книг мы приобретаем жизненный опыт, мысли и переживания других людей, до которых, возможно, никогда бы не додумались сами. Мы узнаем что-то новое, пополняем словарный запас, переживаем эмоции и чувства, которые переживали другие люди.
Чтение расширяет кругозор
Читая, мы познаем окружающий мир вокруг себя и расширяем границы. За нашу короткую жизнь мы не в состоянии познать и пережить все на собственном опыте. Чтение книг — одно из величайших вещей, которое ускоряет процесс познания мира, и дает возможность приобрести знания и умения всех предыдущих поколений живших до нас.
Чтение развивает воображение
Читая, мы развиваем воображение и фантазию. Погружаясь в процесс чтения, наш мозг концентрируется на описываемых событиях, генерирует образы и картинки, создает собственную вселенную. Чтение приучает мозг удерживать внимание на одном предмете и жить в настоящем.
Чтение улучшает память
Следуя за повествованием наш мозг невольно запоминает сюжетную линию, имена, события и диалоги, для того чтобы не потерять мысленную нить происходящего. По мере усваивания информации, мозг начинает лучше запоминать вещи и в обычной жизни. Иначе говоря — читая, мы тренируем и развиваем память. А если мы читаем художественное произведение, то эмоции, переживаемые во время чтения, усиливают запоминание в десятки раз.
Если верить профессионалам мнемотехники, то запоминание информации связанное с визуальными образами и переживаниями, дает ошеломительный результат. Обычно, дольше всего остаются в памяти моменты, которые эмоционально нас задели, заставили прочувствовать происходящее, не так ли?
Чтение снимает стресс
Чтение книги — один из лучших способов расслабить мозг и снять напряжение. Согласно исследованию, проведенному Университетом Сассекса (Англия), чтение в течении всего 6 минут уменьшает уровень стресса на 68%! Психологи уверены что это происходит потому что мозг «погружаясь» в книгу, забывает о стрессовых ситуациях и проблемах, таким образом снимая напряжение в мышцах организма.
Чтение доставляет удовольствие
Одна из основных причин почему мы читаем — просто потому, что это приносит радость и удовольствие! Лично для меня, по глубине переживаний и вовлеченности в процесс, никакой фильм не сравнится с чтением книги. Только читая книгу, можно в полной мере, осознать, прочувствовать и осмыслить сюжет и происходящие события.
Книга помогает лучше узнать себя
Хорошая книга наводит нас на определенные размышления и чувства. Во время чтения, мы вольно или невольно, примеряем на себя события, эмоции и переживания героев книги. Это не только удерживает нас в напряжении, но и помогает увидеть со стороны, как бы мы реагировали, и что бы мы чувствовали в описанных ситуациях, хотя они и не произошли с нами в реальной жизни.
С каждой прочитанной книгой, мы можем открывать новые грани нашей личности, лучше понимать себя, свои желания и чувства.
Книга мотивирует
Жизнь изменчива. Бывают моменты когда мы чувствуем себя подавленными и разочарованными. Часто, мы теряем надежду и интерес к жизни и просто хотим сдаться. В такие моменты, иногда все что нам нужно — небольшая поддержка, мотивация, небольшой толчок в правильном направлении. Чтение хорошей вдохновляющей книги помогает отвлечься, сменить образ мышления, вселяет надежду и становится источником вдохновения.
Книга делает нас скромнее
Книги не только обогащают нас новыми знаниями но и дают понять как много мы еще не знаем. С каждой прочитанной книгой мы осознаем насколько ограничены и несовершенны наши познания о мире. Конечно же, это не значит что мы глупы или не образованы, просто этот факт помогает нам смириться с мыслью, что наши познания несовершенны и мы не можем знать всего на свете. И это здорово, потому что понимая это, мы также поймем сколько всего интересного и нового мы еще можем узнать!
Читайте, прокачивайте мозги, познавайте новое и совершенствуйтесь!
Хороших выходных, до новых встреч.
Лекция для школьников.
«О пользе чтения».
Подготовила: Тугушева М.А.
Цель – убедить в пользе чтения.
Оформление и оборудование – выставка книг, рисунки по теме “Напрасен ум, если нет пищи мудрости, какую доставляют добрые книги, полные благих наставлений, примеров, наставленных заветов, законов и благочестивых правил. Словно задушевные друзья, они охотно беседуют с нами…. Учат нас, ободряют, утешают и как зримо являют далекие от наших глаз вещи…..”- сказал Ян Амос Коменский.
С чего все начиналось, вы знаете?
Давайте заглянем в историю. Первая книга….
Она была двуногой, двурукой, ни за что не желающей лежать на полке. Умела говорить, петь. Потому что первой книгой, если это так можно назвать, был человек. Ведь в те времена, когда еще не было бумаги и чернил, уже существовали сказочники и сочинители. Их произведения хранились не в книжных шкафах, а в человеческой памяти.
Человек, способный накрепко запомнить и вдохновенно пересказать то или иное произведение, как бы становился книгой. Многие знают о великом писателе Гомере, кто не знает, тот обязательно познакомится с его произведениями. Его “Илиаду” и, “Одиссею” издают сейчас ежегодно во всех странах мира. Ведь записали его книги через несколько веков после того, как их назвали греки, рассказывали фантастическую повесть о странствиях Одиссея.
Один человек завел у себя библиотеку из этих людей-книг. Это произошло в Риме. Богатый торговец Ицел приказал собрать самых способных рабов. Каждый должен был стать какой-нибудь книгой. Ицел добился своего. Вскоре в Риме только и говорили, что о его библиотеке. Вот однажды после пышного обеда речь зашла о всяких учебных предметах. Заговорил о том, как люди пировали в старину.
-Об этом есть славное местечко в “Илиаде”- сказал Ицел.- Приведите ко мне “Илиаду, “- приказал он управляющему.
Тут управитель упал на колени и дрожащим голосом доложил:
– Прости, господин! У “Илиады” заболел живот! Он не может подняться!
С появлением письменности книги стали записывать.
Появились первые рукописные книги. До изобретения бумаги каких только книг не придумывали. На них писали иглой. Подравняв края, листы сшивали ниткой, предварительно обрезав края. Обрез золотили, так что получалось очень красиво.
Писали книги на глине. Высушенная на солнце и обожженная в печи глина становилась прочной, как камень. Каждую плитку нумеровали и на каждой проставляли название.
А вы что скажите о книгах, которые можно растопить? Речь пойдет именно о восковых книгах. Это изобретение, как и множество других, принадлежат древним грекам. Восковые книги представляли собой несколько табличек – дощечек размером с наши записные книжки. Каждая дощечка была в середине выстругана.
Получившаяся квадратная выемка заливалась воском – желтым или окрашенным в черный цвет. В углах прокалывались дырочки. Через них продевались шнурки , которые скрепляли дощечки в одну книжечку. Писали на восковых страничках острым концом палочки, а тупым можно было, словно ластиком, тот час стереть ошибку. До конца 18 века восковые книги можно было встретить во Франции и в некоторых других европейских странах.
Представьте себе, вы взяли себе почитать длинную – предлинную шагов в 100. Именно такими были книги древних египтян. Тогда и придумали располагать текст в столбцы. Захлопнуть такую книгу то же нельзя было. Она написана на папирусе, который нельзя было разрезать и сшить. Египтяне сообразили, что такую книгу можно свернуть в трубочку. Конец палочки украшали затейливыми разными фигурками – это чтобы книга выглядела красиво.
Читали эту книгу так: левой рукой держали палочку за фигурный конец, а правой разворачивали свиток. Если опустить руку, свиток сразу свернется. Начинай сначала, потом появились книги кожаные, т. е. написанные на пергаменте. Для пергамента придумывали особые чернила. Выглядела пергаментная книга так: эта, как правило, огромный, тяжеловесный том в прозрачном переплете из двух досок, обтянутых кожей. Чтобы защитить переплет от царапин, на нем укрепляли медные бляшки и наугольники. Такая окованная медью книга походила на сундук, Тем более, что она запиралась замочками и застежками. Дорогие книжные переплеты обтягивали сафьяном или бархатом, оковывали серебром и золотом, украшали драгоценными камнями.
С появлением бумаги, самого дешевого материала для письма, все остальные материалы ушли в прошлое. Но книги по-прежнему переписывались в ручную.
На греческом острове Крит археологи нашли небольшой диск, покрытый крохотными изображениями. Это алфавит древнего языка. Ученые определили, что диску 4000 лет. Вот вам пред история книгопечатания.
А теперь интересные факты.
Когда-то владельцы книг считались обладателями сокровищ. В европейских библиотеках книги приковывались цепями к столам. Это делалось для того, чтобы книга оставалась целой.
Думаю, ребята, вы поняли, как книги всегда ценились и какими сокровищами считались.
С большим уважением говорили о книгах многие классики. Вот одно из них, послушайте.
О пользе, которую принесет труд, выложенный в чтение:
“Во – первых, это будет ослепительный свет разума, во-вторых, ты будешь богат своими собственным, законно полученными достоянием, в- третьих, сокровища твои смогут сослужить тебе большую службу…..”
Сейчас проведем маленький тест. Каждый из вас получит листочек на котором нужно написать свою любимую книгу. Потом мы проведем итоги и выясним, какой жанр литературы самый популярный в нашем классе.
Повторяются ли произведения, и если повторяются то какие.
Снова в печке огонь шевелится, С Доброй помощью карт секстанта
Кот клубочком свернулся в тепле, С полустертой запиской в руке
И от лампы по книгам ложится Капитана, несчастного гранта,
Мирный круг на вечернем столе. Но безвестном найдем островке.
Вот и кончены наши заботы: Ты увидишь леса Ориноко,
Спит задачник, уснула тетрадь. Города обезьян и слонят
Руки тянутся к книге. Ну что ты? Шар воздушный, плывя невысоко,
Будешь, мальчик, сегодня читать? Ляжет тенью на озеро Чад.
Сжаты льдом без огня и компаса, А в коралловых рифах, где рыщет
В полумраке арктических стран “Наутилус”, скиталец морей,
Мы спасем чудака Гаттераса, Всколыхнется глухое кладбище
Перейдя ледяной океан. Затонувших в бою кораблей.
По ущельям, подземными озерами Что прекрасней нет таких приключений
По пещерам во тьме и пыли, Веселее открытий, побед,
Совершим с непреклонным задором Мудрых странствий, счастливых крушений,
Путешествие к центру земли. Перелетов мез звезд и комет.
И прочитанный том закрывая,
Благодарно сходя с корабля,
Ты подумай, мой мальчик, какая,
Тайны полная ждет нас земля.
Послушайте, что сказал Борис Пастернак:
“Книга есть кубический кусок горячей, дымящейся – и больше ничего.”
Токование – забота природы о сохранения пернатых, ее внешний звон в ушах. Книга как глухарь на току. Она никого и ничего не слышит, оглушенная собой, заслушавшаяся…
Без нее духовный род не имел бы продолжения. Он перевелся бы. Ее не было у обезьян.
Ее писали. Она росла, набиралась ума, видала виды,- и вот она выросла и – такова. В том, что ее видно насквозь, виновата не она. Таков уклад духовной вселенной.
А недавно думали, что сцены в книге – инсценировки, это – заблуждение. Зачем они ей? Забыли, что единственное, что в нашей власти, это суметь не исказить голоса жизни, звучащий в нас.”
Не умение найти и сказать правду – недостаток, которою никакими умением говорить неправду не покрыть. Книга – живое существо. Она в памяти и в полном рассудке: картины и сцены – это то, что она вынесла из прошлого, запомнила и не согласна забыть.
Сейчас я прочитаю строки из статьи: “ Вещи и книги А. И. Лиходеева. Мне кажется, что именно напрасно про книги так, что начинаешь осознавать всю их ценность. Хочется поделиться с вами тем, что я узнала. Я выписала эти строки и хочу их вам прочесть.
“Овеществленные мысли ждут нас, когда мы еще не появились на свет и сопровождают нас всю жизнь.
Но всех нетерпеливее нас ожидают книги.
Вещи не требуют собеседника. В вещах есть что – то безразличное, даже высокомерное. Они созданы для того, чтобы служить и они служат – не бойко, не лениво, а в пределах своего назначения. Им неважно, кому они служат. Они появляются на свет без радости и исчезают без печали. Они живы, пока живут, живут, пока служат.
Книги без собеседника мертвы.
Они могут молчать многие годы. Но когда приходит собеседник – они оживают. У них особая судьба. В отличие от вещей, они умеют печалиться и радоваться, потому что кроме ума и догадливости, в них вложены страсти.
Еще нас не было на свете, а в книгах уже жили страсти, те самые, которые охватили нас, когда мы появились на свет.
Мы размышляем о своем бытие, а в книгах уже давно были проложены троны наших размышлений. Мы изобретали велосипеды, а в книгах томилось указание на то, что велосипед в данной области уже давно изобрели.
Книги ждут собеседника. И в отличие от вещей или вовсе не все равно, кто к ним явится в этом качестве. Потому что они бывают скрытны и болтливы, лукавы и простодушны, застенчивы.
Люди одинаково пользуются вещами. Для того, чтобы напиться, каждый открывает кран в одну и ту же сторону. Но каждый обращается с книгой по своему. Один читает в ней то что написано , другой не то, что написано, а то что хочет прочесть, третий не видит написанного потому, что не желает видеть. Вещи живут во времени. Время живет в книгах.
Время умещается в них на бесконечно малых пространствах, размеренное, не численное, предопределенное.
Время мудрее вещей. Книги мудрее времени.
Потому что время, попавшее в книгу застывает в ней таким, каким оно было на самом деле.
Книги мудрее времени. Они оставляют в себе время, которое ушло. В них мы находим опавшие листья, которые никогда не истлеют, и свежие цветы, которые никогда не увянут.
Время покорно книгам. Иногда оно жжет их и топчет в отчаянии и злобе.
Но и пепел, и грязь остаются на страницах. Время уходит, а книги шелестят (листьями) крыльями…..
Время покорно книгам. Потому что в них встречаются те, кто не совпал во времени. В них встретится тот, кто еще не родился, с тем кто ушел навсегда. Встретятся, чтобы найти друг друга для беседы…..”
Вероятно, книги тоже собираются на новогодний пир.
Им это легко сделать – для этого не нужно сходить с полок.
Они собираются на пир самый беззвучный, который можно себе представить, и поднимают молчаливые тосты.
Они поднимают тосты за своих собратьев, которые радуются и должны родиться, чтобы сказать о нас.
И веселятся весельем мудрости….
Воистину золотые слова. Но мне хотелось бы завершить наш разговор египетским прославлением писцов; которое перевела на русский язык Анна Ахматова
Человек угасает, тело его становится прахом,
Все близкие его исчезают с земли,
Но писание заставляют вспоминать его
Устами тех, кто передает это в уста других.
Книга нужнее построенного дома,
Лучше гробниц на Западе,
Лучше роскошного дворца,
Лучше памятника в храме.
Да, действительно: человек умирает, а за него после смерти правительствует Книга. Книга в литературе – то же, что ноты в музыке. Книга, по существу говоря, всего лишь нотная тетрадь духа. В ней изначально заложено нечто живое, некая животрепещущая сила, даже…. власть.
Цените книги, берегите книги, читайте книги и вы станете обладателем несметных богатств.