Птицы приносят пользу и радость
Сад – это не только грядки, цветы да ягоды. Как говорят специалисты, флора является неотъемлемой частью фауны, и трудно представить дачный участок без птиц, которые по праву считаются нашими союзниками в борьбе с насекомыми-вредителями. К тому же птицы, как неповторимый элемент экосистемы, являются своеобразным индикатором благоприятной обстановки. Так, если пернатые помощники решили свить гнездо и поселиться близ садово-огородных посадок, это хороший знак.
Какую пользу приносят птицы
Пернатые друзья в большом количестве истребляют вредителей и их личинки, защищают сад и огород от надоедливых мошек, блошек и гусениц. Очень большую пользу приносят садоводам и огородникам насекомоядные птицы: скворцы, синицы, дятлы, ласточки, трясогузки, мухоловки, горихвостки и множество других. Они в большом количестве уничтожают насекомых.
- Трясогузки – очень полезные птички, их основной корм мухи и комары, могут еще и муравьев поклевать. Трясогузки их ловят в течение всего лета, избавляя тем самым дачников от надоедливой мошкары.
Синички, неутомимые работники, с утра о вечера ищут разных насекомых. Только одна синица в период вскармливания птенцов может защитить до 20 плодовых деревьев.
Одна особь грача за день поедает до 500 личинок проволочника. Также полезными окажутся поползни, трясогузки, скворцы.
Один выводок скворцов за 2 недели может уничтожить несколько тысяч личинок майских жуков и самих жуков-вредителей, которые повреждают корни садовых посадок. Скворцы, грачи, аисты и даже чайки оказываются неоценимыми помощниками в годы нашествия саранчи.
- Птицы, питающиеся зерном – чижик, щегол, овсянка – как и насекомоядные, выкармливают насекомыми своих птенцов. Насекомых они собирают на ветвях, стволах деревьев, на земле, ловят их на лету.
Как привлечь птиц на участок
Понимая неоценимую помощь и неоспоримую пользу пернатых друзей, нужно стараться охранять их и привлекать на свой сад. Для того, чтобы птицы прилетели к вам на участок, необходимо обеспечить им одно из трех условий:
- дать жилье;
- обеспечить питание;
- создать благоприятную обстановку.
Подумайте над тем, как создать на своем участке место для птиц, где они могут свободно свить гнезда и просто жить рядом с нами.
Скворечники для птиц
Традиционным способом привлечения птиц на участок являются домики-скворечники. И гнездятся там не только скворцы, но и полевые воробьи, стрижи, вертишейка (только вход им нужен побольше). Каждый такой птичий домик – потенциальное место для жилья совершенно разных видов. В небольшие скворечники с маленькой дверцей будут залезать синицы, поползни, мухоловка-пеструшка и др.
- Специальные наблюдения показывают, что для некоторых птиц излишне причудливые формы и окраска скворечников будут неудобны и неинтересны. Для других же пернатых внешний вид домиков не имеют никакого значения – птицы могут заселиться и в новенький раскрашенный скворечник, и в старый чайник, который ненужным хламом давно валяется в дальнем углу огорода.
- Есть определенные параметры для птичьих жилищ, и внешний вид здесь не так важен, как конструкционная часть. Постарайтесь, чтобы не было щелей в скворечнике – многие птицы, например, синицы, не выносят попадания света внутрь домика. С другой стороны, белая трясогузка к этому относится совершенно спокойно.
- Внутренние стенки не стоит лакировать и заглаживать – птица будет лазать по этим стенкам вверх и вниз, цепляясь за естественные шероховатости и неровности своими коготками.
Фото: правильные скворечники
Кормушки для птиц в саду
Кормушки, несмотря на свою простоту, известность и распространенность, все же имеют некоторые нюансы организации. Например, в кормушки помимо пернатых друзей, могут наведываться и белки. И, если вам этого не хочется, лучше всего закрепить кормушку на тонкую веточку, чтобы кормушка покачивалась. Для белки такой вариант окажется непригодным, а птиц вполне устроит. Бывает, устанавливают кормушку на пеньке и ставят небольшие карнизы-заграждения.
- Если повесить кормушку высоко, вам будет неудобно подсыпать туда корм, поэтому выбирайте оптимальную высоту размещения. Всегда эстетически приятно выглядит кормушка прямо перед окном, особенно если вы довольно часто появляетесь на даче или живете в частном доме на приусадебном участке.
- Также кормушку могут делить между собой разные виды птиц. У синиц, например, которые всегда охотно слетаются в места кормления, весьма недружелюбный характер – делить кормушку с другими видами она не любит. Поэтому в этом случае лучше делать просторные кормушки с большой площадкой так, чтобы одновременно угощениями могли лакомиться несколько разных видов птиц.
Есть такой вариант кормушек, обычно в форме цилиндра, в которых корм высыпается постепенно (чаще всего это семечки). Такие кормушки нужно заряжать гораздо реже, и они идеально подойдут для садоводов, которые не балуют частыми посещениями свой участок в зимнее время. - Корм для птиц
Кормушки становятся довольно быстро известны птицам, и они начинают есть быстрее и прилетать чаще, поэтому вам придется запастись достаточно большим объемом корма. Обычно корм для птиц подсыпают в минимальном количестве, чтобы они продолжали его искать в естественной среде. Но во время неблагоприятной погоды нужно сыпать больше.
- Популярным и доступным кормом является, прежде всего, подсолнечник. Синицы и поползни разбираются с такими семечками довольно ловко. Для удобства же других птиц, семечки можно слегка подавить, чтобы их было легче расщелкивать.
- Хорошим кормом будут самые разные расколотые орехи – грецкие, миндаль арахис, лесной орех и др.
- Синицы, дятлы, сойки любят сало.
И не забывайте о том, что семена подсолнечника должны быть нежаренными, а сало – несоленым, без всяких пряностей.
Можно кормушки использовать и летом, потому что многие пернатые приводят туда своих птенцов и лакомятся приготовленными угощениями целыми семьями.
Фото: оригинальная кормушка
Простая кормушка своими руками
Можно сделать очень простую и в то же время декоративную кормушку из полностью натуральных компонентов. Для этого вам понадобятся:
- пустые шишки хвойных пород,
- растопленное сало без специй,
- семя подсолнечника.
Шишки нужно обмакнуть сначала в растопленное сало, а затем в чашу с семечками. Спустя некоторое время сало остынет, семечки будут крепко держаться, и можно будет подвесить такую кормушку за петельку на дерево в вашем саду. Кстати, такими шишками можно будет украсить новогоднюю уличную ель на вашем участке – оригинально и полезно.
Фото: кормушка из шишек, сала и семечек
Растения для птиц в саду
Для того чтобы создать благоприятные для птиц условия, необходимо позаботиться о растительности на даче.
- Птицы любят густые кустарники, обилие травы, разные породы деревьев. Чем разнообразнее в саду растительность, и чем большее среди нее пород с густой кроной, тем больше вероятность привлечения птиц на участок.
- Например, коноплянки, очень любят селится в плотной и густой кроне туи. Также и зеленушки предпочитают густую, плотную ратсительность.
- Для некоторых видов очень хорошо подходят разросшиеся кустарники, невысокие заросли травы.
- Ну а густая елка с высокой кроной может привлечь такие экзотические виды как пустельга (из рода Соколы), и даже ушастую сову. Это традиционные дачные жители, они не любят гнездиться в сплошном лесу, им нужны перелески, небольшие группы деревьев.
Для того чтобы обеспечить в своем саду питание для птиц, можно посадить особые виды плодово-ягодных культур, которые являются излюбленным лакомством многих пернатых:
- арония (черноплодная рябина),
- вишня,
- черешня,
- барбарис,
- ирга,
- облепиха
Водоем для птиц
Водоем – еще один плюс и дополнительный фактор привлекательности вашего участка для птиц.
- У воды всегда обитает мошкара, насекомые, а это дополнительный корм.
- К тому же, кто-то из пернатых захочет искупаться в вашем пруду, что особенно ценно в жаркий летний период.
- В целом же дефицита воды птицы не испытывают, получают его с кормом в достаточном количестве, в утренней росе.
Садовый пруд будет являться идеальным решением в том случае, когда птицы наносят урон вашим посадкам
Если же водоема нет, нужно разместить на участке несколько поилок или просто оставлять открытыми емкости с водой.
Как отпугнуть птиц с участка
Существуют и другие средства отпугивания и защиты от птиц, которые прилетают не только уничтожить очевидных садовых вредителей, но и полакомиться нашим урожаем.
- Дрозды-рябинники досаждают садоводам тем, что едят ценные ягоды, лишь только они поспеют – слетаются на жимолость, клюют землянику.
- Есть и сороки, которые так любят помогать собирать землянику, другие буквально выкапывают корневища молодой недавно высаженной рассады.
- Ну а по осени мы легко можем остаться без черноплодной рябины или вишни, потому что налетающие пернатые стаи в миг подчищают все без остатка.
В таких случаях можно попробовать отпугивающие средства, но помните, что птицы хоть и пугливые существа, но все же сообразительные. Поэтому способы отпугивания помогают лишь первое время.
- Поначалу птицы боятся компьютерных дисков, но немного попривыкнув и увидев, что опасности нет, пернатые начнут игнорировать все ваши ухищрения.
- Точно так же и к чучелу, сначала птицы его обходят стороной, а потом уже смело вьют гнезда прямо на голове незадачливого Страшилы.
Эффективные способы отпугивания птиц:
- применение хлопушек,
- чередование отпугивающих средств,
- проведение защитных мероприятий (использование сеток на плодово-ягодных деревьях и кустарниках).
Помимо традиционного чучела можно устанавливать имитации хищных птиц, совы, например. Занятие это увлекательное, и является отличным способом времяпрепровождения с детьми.
Еще больше статей читайте на нашем сайте “Антонов Сад.ру”
А так-же в нашей группе В контакте.
Птицы в саду – это наши помощники или вредители, которые уничтожают урожай? Дело в том, что не все птицы одинаково полезны и наша задача привлечь тех, что нужны для огорода и отпугнуть тех, которые не желательны.
Полезные птицы
Птицы, которые едят насекомых, особенно вредителей, как правило, из отряда воробьиных. Конечно, они едят не только вредных насекомых, но и полезных. Также они могут лакомиться ягодами. Но польза от них, все же превышает вред.
Щегол
К полезным птицам можно отнести воробьев, галок, синиц, дятлов, ласточек, трясогузок, щеглов.
Воробьи — самые частые гости в садах. Они кормят птенцов личинками, гусеницами и долгоносиками, выводя за лето по 2 и даже 3 потомства. При этом птенцов вылупляется по 5 штук и едят они исключительно насекомых. Специально приманивать воробьев нет необходимости.
Воробьи уничтожают тлю, причем, довольно необычным образом. Тля находится на зеленых побегах, а на них сложно сесть птице. Воробьи научились зависать над ветками, сильно махая крыльями. Таким образом они сдувают тлю и уже потом поедают ее с земли. Весной воробьи отлично справляются с яблоневым цветоедом.
Проблема в том, что кроме насекомых, которыми они кормят птенцов, сами воробьи едят еще и фрукты с ягодами. Но ущерб от них все же не такой значительный, как польза. Хотя, стаей они запросто могут уничтожить весь малинник или попортить вишню с черешней.
А еще воробьи отрывают лепестки у цветов, которые используют при строительстве гнезда. Чтобы избежать этого, можно рассыпать куриные перья, которые понравятся птицам больше, чем ваши розы.
Ласточки насекомых ловят на лету. Они избавляют сад от мух, комаров и мошек. Гнезда они строят под выступом карниза или балконом. Для этого им нужна глина, за которой они летают на водоем. Если водоема рядом нет, можно сделать его в саду, положив рядом глину. Еще можно сделать специальные полочки под крышей, чтобы птицам удобнее было делать гнезда. Поселившись в саду один раз, ласточки будут прилетать ежегодно. Если вам удастся привлечь этих замечательных птиц на свой участок, то вы будете все лето защищены от летающих насекомых.
Дятел – очень полезная птица для садовых деревьев. Никто из пернатых так глубоко не может проникать под кору, как дятел. Он питается короедами, личинками гусеницами. Любопытно, что после работы дятла до насекомых могут добраться и другие птицы.
В народе эту уникальную птицу не любили за то, что дятел долбил крышу. И совершенно зря. Птица указывала людям на то, что в постройках завелись древоточцы и их нужно срочно спасать.
Синица – еще одна, пожалуй, самая полезная для сада птица. Как и воробей, за сезон она выводит птенцов по 2 или 3 раза. Все это время она активно охотится. Птицы отлично уничтожают яблоневую плодожорку. Интересно, что истреблять вредителей синицы продолжают даже зимой. А вот культурным растениям они не наносят никакого вреда.
У синиц очень развито чувство «коллективизма». Если одна синичка обнаружит зимующую гусеницу, то прилетит вся стая. Дерево, таким образом, будет спасено.
Привлечь птиц на участок можно, разместив синичники. Их лучше установить осенью. Крышу у синичников лучше сделать односкатной с возможностью убирать ее. В отличие от скворцов, синицы сами свои домики не чистят. Расстояние между синичниками должно быть не менее 15-ти метров, чтобы птицы не конкурировали за еду.
Очень жаль, что такие полезные птицы зимой умирают в большом количестве. Причем, не от холода, как считается, а от голода. Поэтому так важно подкармливать синичек зимой.
Как привлечь на участок птиц?
Привлекать птиц на участок лучше всего заранее, еще до наступления зимы. Размещая кормушки с едой, вы не только спасете птиц от голода, но и приучите их к своему саду, где они захотят остаться.
Кроме еды птицы нуждаются в воде. Разместив поилки в саду, вы привлечете гораздо больше пернатых на свой участок.
Ну, и не нужно убирать весь урожай. Оставив немного ягод, вы поможете птицам перенести зиму.
Вредные для сада птицы
Самый большой вред для сада наносят, пожалуй, сороки. Они едят что попало: и ягоды, и цветы.
Также не разборчивы вороны. Они выкапывают даже лук, чеснок и картофель. Не брезгуют эти птицы горохом и бобами. Некоторые садоводы рассказывают, что вороны крадут у них мыло – вот настолько непритязательны эти пернатые.
По скворцам много споров относительно того вредные это или полезные птицы. С одной стороны, они поедают личинок, с другой – любят лакомиться клубникой, иргой и обожают черешню.
Скворец
Бороться с птицами-вредителями не так просто. Не очень помогают пугала и другие отпугивающие средства. Многие садоводы, по-настоящему, действенным считают пневматическое оружие. У птиц хорошая память и они не прилетают туда, где стреляли.
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал и заходите на сайт.
- Главная
биология
голодно. Помоги … прожить до весны! Дай … овес, просо, хлебне крошки. Не испугают тогда … морозы.
PWteam
23 авг. 2013 г., 5:21:40 (6 лет назад)
Milena200211
23 авг. 2013 г., 7:56:43 (6 лет назад)
Как вариант можно использовать местоимения
Им, им, им, их
Но так как тут нужны близкие по значению, то можешь написать птенцы, пташки, птички..)
Kosik192
23 авг. 2013 г., 8:52:08 (6 лет назад)
птичкам
Пташкам
пернатым
лютые
Ответить
Другие вопросы из категории
Читайте также
няшамур / 15 февр. 2014 г., 4:41:32
1. Отметь “х” слова, которые в предложении могут быть обстоятельствами.
1. бегает
2. в небе
3. громко
4. солнечный
5. вечерром
2. Отметь “х” слова, которыми можно продолжить предложение.
обстоятельство обозначает..
1. признак предмета
2. действие предмета
3. предмет
4. место действия
5. чей это предмет
3. Отметь “х”, каким членом предложения является слово весной.
Весной распускаются душистые ландыши.
1. подлежащее
2. сказуемое
3. дополнение
4. определение
5. обстоятельство
4. Отметь “х” предложение, которое соответствует схеме: –.–.–.– ==== ~~~~ ——- .
1. Качаются на ветру лиловые колокольчики.
2. У дороги растёт душистый иван-чай.
3. На лесных лужайках цветут ромашки.
4. Поляна похожа на пёстрый ковёр.
5. Весёлые бабочки кружатся над поляной.
5.Отметь “х” предложения, где есть ошибки в разборе по членам предложения.
1. В широких лугах зацвели одуванчики.
2. Одуванчики похожи на маленькие солнышки.
3. днём подставляют одуванчики головки солнцу.
4. вечером цветы свёртывают лепестки.
5. ночью одуванчики крепко спят.
6.Отметь “х” схему, к которой нельзя придумать предложение.
1. —-.—-.—-.—- ===== ~~~~~ ——-
2. ~~~~~ ——– ===== —-.—-.—-.—-
3. ——– =====
4. —-.—-.—-.—- — — — — ~~~~~ — — — —
5. ====== ———— —-.—-.—-.—–
7. Отметь х предложение, которое соответствует схеме:
——— ====== ~~~~~ —-.—-.—-.—-.
1. Качаются на ветру лиловые колокольчики.
2. Под деревьями цветёт душистый иван-чай.
3. На лесных лужайках цветут ромашки.
4. Мы вышли на большую поляну.
5. Весёлые бабочки кружатся над поляной.
8. Отметь х предложения, где есть ошибки в разборе по членам предложения.
а) На лугу пышно цветёт клевер.
б) У лесных птиц появились птенцы.
в) В июле лес пахнет ягодами и грибами.
г) В лесу густо разросся малинник.
д) Душистые ягоды облепили тонкие ветки
Fesi / 06 июня 2014 г., 16:24:10
1)Вставить пропущенные согласные .Записать проверочные слова: Когти – коготь Но_ти -______________________. Ло_ти
-______________________.
Сколь_кий -__________________.
Дер_кий -____________________.
2)К данным словам подобрать слова с противоположным значением.
Груб – вежлив
Лжив -_______________________.
Виновен -_____________________.
Стар -________________________.
Болен -_______________________.
Храбр -_______________________.
Дешев -_______________________.
3)Подобрать близкие по значению слова с парными согласным в корне:
Трусливый,пугливый,зверёк – робкий.
Ближний,недалёкий путь -______________________.
Невысокиё,маленький куст -_____________________.
Умелый спортсмен -____________________________.
Вы находитесь на странице вопроса “вставить пропущеные слова, которые связывают предложения (повторяющие слова, близкие по значению): Птицы приносят пользу и радость. Но зимой …“, категории “русский язык“. Данный вопрос относится к разделу “1-4” классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории “русский язык“. Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.
Наталья Потапенко
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Берегите птиц»
Автор: Потапенко Наталья Николаевна. Воспитатель высшей квалификационной категории ГБДОУ детский сад №44 Кировского района Санкт-Петербурга
Цель: продолжать формировать основы экологической культуры посредствам реализации образовательной области «Чтение художественной литературы».
Программное содержание:
– закреплять знания детей о жизни птиц и о пользе, которую они приносят природе и человеку;
– расширять представления о зимующих птицах;
– активизировать словарь детей посредствам прилагательных, глаголов и согласовании существительных с прилагательными;
– развивать интерес детей к чтению произведений художественной литературы экологической направленности;
– закрепить приемы лепки из целого куска пластилина;
– воспитывать доброжелательное отношение к птицам, вызвать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.
Основная образовательная область: «Познание».
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Труд», «Музыка».
Предварительная работа: чтение рассказа Е. И. Чарушина «Воробей», «Рассказы о птицах для детей» Г. Скребицкий, чтение стихотворения «Зимний разговор через форточку» (пер. с нем. К. Орешина, заучивание стихотворений, загадок о птицах, рассматривание репродукций картин с изображением птиц, рассматривание птиц на прогулке. Изготовление кормушек с родителями.
Методические приемы: проблемные ситуации, ситуативный разговор, презентация, Д/У, Д/И, беседа, психогимнастика, объяснение воспитателя, физкультминутки.
Материалы и оборудование: аудиозапись «Голоса птиц», магнитофон, доска, иллюстрации зимующих и перелетных птиц, дерево, картинки с изображением различных птиц, корм для птиц, тарелочки, кормушка, доски для лепки, пластилин, стеки, семена подсолнечника, гречка.
Воспитатель:
– Доброе утро, дети. Я очень рада видеть всех вас. Давайте поздороваемся и с нашими гостями. Надеюсь, что сегодня вы будете внимательными, дружными и активными.
– А пока, давайте не много расслабимся. (дети присаживаются на ковер)
Закройте, пожалуйста, глазки. Вспомните самый приятный момент вашей жизни (звучит музыка «Голоса птиц»)
Сейчас я вам расскажу историю про одного художника. Послушайте. «У этого художника нет – и не может быть счастливого соперника во все времена на всех континентах. Он искусно режет скалы, создавая из них причудливые каменные хороводы, он спускается в долины и одевает их в неповторимые наряды, проникает в глубь лесов и поднимает вверх стройные красавицы ели.Его палитра: и зеленное раздолье полей и лесов, и серое безмолвие пустынь, и степи, бегущие за горизонт», а теперь откройте глаза и скажите мне, как вы думаете, как имя этого гениального художника? Кто же может создавать эту нерукотворную красоту? (ответы детей)
– Да, природа создает, дарит нам этот удивительный мир. И среди этих даров –птицы.
Воспитатель:
– Миллионы лет назад появились первые пернатые.
Как вы думаете, дети, почему их так называют?
– А еще через миллион лет зашагал по земле человек, способный оценить всю эту красоту. Поднял человек голову вверх, посмотрел в голубое небо, и услышал удивительные звуки.
Что же доносилось с неба?
– Действительно, это были голоса птиц. Это – удивительная, неповторимая, живая музыка природы, которую никогда и не с чем не перепутаешь. (музыка смолкает)
Воспитатель:
– А представьте на минуту, что вдруг смолк их многоголосый хор, опустели ветви деревьев. (Голоса птиц смолкают)
Как вы думаете, каким тогда стал бы наш мир? (Ответы детей)
(унылым, безрадостным)
Да, но птицы дарят нам не только красоту, они еще и приносят огромную пользу. Какую же пользу приносят птицы? (ответы детей: уничтожают насекомых, вредителей, грызунов)
– Поэтому мы должны их беречь, заботиться о них. Давайте мы сегодня поговорим о наших пернатых друзьях, о том как им нелегко приходится зимой. (дети садятся на стульчики)
Скажите, вы любите зиму? Почему? А легко ли приходится птицам?
– Действительно, зима-красавица и щедра на искристые снежинки, обильные метели, она дарит нам много радости, но совершенно не хлебосольна. Поэтому птицы улетают в теплые края и прилетают только весной.
– Все ли птицы улетают?
– Как называют тех птиц, что улетают? А что остаются зимовать? (ответы детей)
– Каких перелетных птиц вы знаете? Зимующих?
Сейчас мы проверим, как вы их знаете.
Начало презентации.
(Дети загадывают загадки о птицах. Ребенок отгадывает и берет с дерева нужную птицу)
Загадки:
1. Умный мальчишка в сером армячишке
Бегает, шныряет, крошки собирает. (воробей)
2. Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки
Ведь это….(снегири)
3. В красной шапке расшитой, в черненьком кафтане
Знаменит в семье лесной песенкой смешной.
Что за песня красота?
Тук-тук-тук, да тра-та-та! (дятел)
4. Маленькая птичка, желтогрудая певичка
Звонко песенку поет, сало вкусное клюет. (синичка)
5. А это кто гладенький, аккуратненький.
Урчит, воркует, дружка целует? (голубь)
6. По лесу летит, громко трещит
Сама белобока, кто она (сорока)
7. Платье серое надела и к кормушке подлетела,
Стала каркать : «Кар-кар-кар! Что за птичий тут базар? (ворона)
Воспитатель:
Все загадки отгадали, но обратите внимание на оставшихся птиц. Что это за птицы? (перелетные) Давайте еще раз их назовем.
П/И: «Перелетные птицы».
Дети изображают перелетных птиц, если называются месяцы зимы, улетают в теплые края, дети должны подойти к картине с изображением летнего пейзажа. Если летние месяцы – они остаются на месте.
Воспитатель:
Мы с вами уже сказали о том, что под толстым слоем снега птицам нелегко добывать себе корм, а голодному и замерзнуть недолго. Вот и рассчитывают птицы на доброту и сострадание человека.
Дети читают стихотворение Елены Благининой «Мороз».
Морозы жестокие в этом году,
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за жучку: в её конуре
Такой же морозище, как во дворе,
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробушек, галок, синиц.
Ведь очень уж холодно в воздухе им,
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить, и тогда
Им будет легко пережить холода.
Воспитатель:
Мы их покормим в это время года
Они нас летом отблагодарят
Вредителей садов и огородов,
Всех червяков и гусениц съедят.
– Вот я и решила позаботиться о птицах и приготовила корм для них. (Показываю тарелочки с колбасой, огурцом, помидором, луком, мылом) Покормим птиц? (птицы это не едят) А что едят?
– Давайте с вами вместе вот на эту тарелочку сложим то, что любят птицы. (На столе разложен разный корм для птиц, ребенок кладет корм и поясняет какая птица что любит)
Семена подсолнечника – лучший корм для снегирей, воробьев, синиц.
Пшено и просо предпочитает воробей.
Ягоды рябины – снегири.
Хлебные крошки едят синицы, воробьи.
Сырое (несоленое) сало- синицы, дятлы.
Сырое мясо- синицы, вороны, дятлы, сороки.
– А куда надо сыпать корм, чтобы птицам было удобнее? (Ответы детей: в кормушки, которые делают люди)
Физкультминутка:
Скачет шустрая синица.
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево- вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири- тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель:
– Сегодня я хочу познакомить вас еще с одной красивой птицей- это клест. (показывает картинку). Посмотрите, какое красивое красно- коричневое оперение, а назвали его так, потому что клюв у этой птицы загнут крест на – крест. В январе посреди зимы рождаются у клеста клестята. Чтобы не замерзли птенчики, клесты строят двухслойные гнезда, сверху веточки и глина, внутри мох и птичий пух. Клесты своим удивительным клювом достают из еловых шишек – семена. Они кормят своих детенышей еловой кашей, перемалывая семена.
Кружат снежные метели,
По ночам трещит мороз,
На вершине пышной ели
Лущит шишку яркий клест.
Он мороза не боится,
Не страшна ему зима!
Сосны, ели, дарят птице
Золотые семена.
Воспитатель:
– Вот сколько птиц мы уже с вами знаем. Что общего в строении всех птиц? Ответы детей (использование моделей)
– Назовите части тела птиц? Для чего нужен клюв? Какой он у клеста?
Воспитатель (предлагаю детям слепить клеста, дети вспоминают приемы лепки птицы, клюв делают из шелухи от семечек)
Пальчиковая гимнастика:
Прилетайте, птички!
Сала дам синичке.
Приготовлю крошки
Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям,
Эти крошки – воробьям.
Галки да вороны,
Ешьте макароны!
«зовущие» движения пальцев
4 раза-«режущие» движения одной ладони по другой
пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга
вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью
то же – левой рукой
тереть ладонью о ладонь,
«катая из хлеба макароны».
Дети лепят птиц.
Итог:
Воспитатель: Посмотрите, какие замечательные птички у вас получились, а сейчас давайте послушаем стихотворение.
Дети:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой.
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их, не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Воспитатель предлагаю детям пойти на улицу повесить кормушки с кормом для птиц, сделанные дома с родителями.