Птицы приносят большую пользу птицы улетают в теплые края
Почему птицы улетают в теплые края, а потом возвращаются на север? Наверное, каждый пытливый ум задавался таким вопросом. Кроме очевидных причин, есть еще несколько факторов, заставляющих птиц возвращаться с юга. В этом материале мы разберем их и попробуем понять, зачем пернатым нужны дальние перелеты.
Нехватка пищи
В первую очередь, сезонные полеты птиц связаны с нехваткой пищи в холодные времена. С наступлением зимы в северном полушарии становится меньше насекомых и прочей пищи. Пережив непогоду на юге, птицы возвращаются оттуда и начинают жить привычной жизнью. Но почему бы не остаться навсегда в теплых краях?
Орнитолог Виктор Зубакин считает, что кроме корма в возвращении птиц с юга виновата конкуренция. В теплых краях имеются свои виды птиц, которые более приспособлены к таким условиям. Из-за чего северные «гости» испытывают жесткую конкуренцию в гнездовании и поиске еды.
Также не стоит отбрасывать фактор хищников, которые активизируются в летних тропиках. Северные птицы едва ли сталкиваются с ними в привычных условиях жизни, поэтому быстро пытаются вернуться в свой ареал обитания. К примеру, кулики отлично живут в Сибири, питаясь многочисленными беспозвоночными. Но вот зимой им становится трудно выживать, и они улетают в Австралию или Азию.
Эволюционные факторы
Другим фактором возвращения птиц с юга можно считать эволюционные процессы. Кажется странным, что пернатые, которые зимуют в тропиках, покидают свой дом и зачем-то летят на север. Однако идея здесь в том, что на протяжении многих поколений тропические предки расселялись по многим территориям, в том числе и в холодные места.
Сезонное изобилие пищи и большая продолжительность дня позволили им увеличить потомство. Если тропические птицы выращивали 2-3 птенца, то северные собратья — 4-6. При этом пернатые из холодных регионов продолжали возвращаться в тропики, когда в новом доме ухудшились условия жизни и поиска пропитания.
В поддержку данной мысли можно учесть происхождение многих североамериканских птиц. К примеру, виреоновое и танагровые семейства, а также некоторые ласточковые пернатые вышли с южных территорий.
Влияние электромагнитных процессов
Известно, что колебания электромагнитного поля особенно влияют на организм. Причем особенно сильно оно меняет зародыша птицы, в некоторых случаях даже убивая его. Примечательно, что тропики отличаются от северных широт наличием обильных гроз, которые являются источником электромагнитного излучения.
Вероятно, птицы, возвращаясь с юга, уберегают себя и своих детенышей от губительного влияния гроз. Пернатые не чураются даже огромных расстояний — все для сохранения вида. Птицы в этом плане схожи с лососевыми рыбами, которые сами погибают, но обеспечивают хорошие условия для своих икринок.
Крошечная северная птица, пролетающая тысячи километров во время миграции
Этой теории можно возразить тем, что есть же птицы, которые гнездятся в тропиках, как же они выживают? Дело в том, что у таких видов физиологические процессы заметно отличаются от северных пернатых. При этом тропические жители стараются развивать потомство в местах с меньшей грозовой активностью. К слову, перелетных птиц заметно больших оседлых на юге.
Конечно, есть примеры и тех пернатых, которые хорошо приспособилось к относительно сложным условиям и отлично себя чувствуют, образуя даже новые формы. Примером может служить утка-кряква. Она живет как в России, так и в Северной Америке. Ей почти без разницы, обитать в теплых тропиках или холодной тундре.
Другим примером можно считать серого буревестника. Эта птица настолько приспособилась к холоду, что летает не на юг, а на Северный полюс. Конкурентным преимуществом северного буревестника является способность нырять под воду на глубину нескольких метров. Поэтому поиск еды в сложных условиях для этой птицы — дело обычное.
Итак, получилось, что в возвращении птиц с юга может быть задействовано несколько факторов. Каждый из них мог внести вклад в общее становление пернатых и их перелетных привычек.
Наталья Потапенко
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Берегите птиц»
Автор: Потапенко Наталья Николаевна. Воспитатель высшей квалификационной категории ГБДОУ детский сад №44 Кировского района Санкт-Петербурга
Цель: продолжать формировать основы экологической культуры посредствам реализации образовательной области «Чтение художественной литературы».
Программное содержание:
– закреплять знания детей о жизни птиц и о пользе, которую они приносят природе и человеку;
– расширять представления о зимующих птицах;
– активизировать словарь детей посредствам прилагательных, глаголов и согласовании существительных с прилагательными;
– развивать интерес детей к чтению произведений художественной литературы экологической направленности;
– закрепить приемы лепки из целого куска пластилина;
– воспитывать доброжелательное отношение к птицам, вызвать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.
Основная образовательная область: «Познание».
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Труд», «Музыка».
Предварительная работа: чтение рассказа Е. И. Чарушина «Воробей», «Рассказы о птицах для детей» Г. Скребицкий, чтение стихотворения «Зимний разговор через форточку» (пер. с нем. К. Орешина, заучивание стихотворений, загадок о птицах, рассматривание репродукций картин с изображением птиц, рассматривание птиц на прогулке. Изготовление кормушек с родителями.
Методические приемы: проблемные ситуации, ситуативный разговор, презентация, Д/У, Д/И, беседа, психогимнастика, объяснение воспитателя, физкультминутки.
Материалы и оборудование: аудиозапись «Голоса птиц», магнитофон, доска, иллюстрации зимующих и перелетных птиц, дерево, картинки с изображением различных птиц, корм для птиц, тарелочки, кормушка, доски для лепки, пластилин, стеки, семена подсолнечника, гречка.
Воспитатель:
– Доброе утро, дети. Я очень рада видеть всех вас. Давайте поздороваемся и с нашими гостями. Надеюсь, что сегодня вы будете внимательными, дружными и активными.
– А пока, давайте не много расслабимся. (дети присаживаются на ковер)
Закройте, пожалуйста, глазки. Вспомните самый приятный момент вашей жизни (звучит музыка «Голоса птиц»)
Сейчас я вам расскажу историю про одного художника. Послушайте. «У этого художника нет – и не может быть счастливого соперника во все времена на всех континентах. Он искусно режет скалы, создавая из них причудливые каменные хороводы, он спускается в долины и одевает их в неповторимые наряды, проникает в глубь лесов и поднимает вверх стройные красавицы ели.Его палитра: и зеленное раздолье полей и лесов, и серое безмолвие пустынь, и степи, бегущие за горизонт», а теперь откройте глаза и скажите мне, как вы думаете, как имя этого гениального художника? Кто же может создавать эту нерукотворную красоту? (ответы детей)
– Да, природа создает, дарит нам этот удивительный мир. И среди этих даров –птицы.
Воспитатель:
– Миллионы лет назад появились первые пернатые.
Как вы думаете, дети, почему их так называют?
– А еще через миллион лет зашагал по земле человек, способный оценить всю эту красоту. Поднял человек голову вверх, посмотрел в голубое небо, и услышал удивительные звуки.
Что же доносилось с неба?
– Действительно, это были голоса птиц. Это – удивительная, неповторимая, живая музыка природы, которую никогда и не с чем не перепутаешь. (музыка смолкает)
Воспитатель:
– А представьте на минуту, что вдруг смолк их многоголосый хор, опустели ветви деревьев. (Голоса птиц смолкают)
Как вы думаете, каким тогда стал бы наш мир? (Ответы детей)
(унылым, безрадостным)
Да, но птицы дарят нам не только красоту, они еще и приносят огромную пользу. Какую же пользу приносят птицы? (ответы детей: уничтожают насекомых, вредителей, грызунов)
– Поэтому мы должны их беречь, заботиться о них. Давайте мы сегодня поговорим о наших пернатых друзьях, о том как им нелегко приходится зимой. (дети садятся на стульчики)
Скажите, вы любите зиму? Почему? А легко ли приходится птицам?
– Действительно, зима-красавица и щедра на искристые снежинки, обильные метели, она дарит нам много радости, но совершенно не хлебосольна. Поэтому птицы улетают в теплые края и прилетают только весной.
– Все ли птицы улетают?
– Как называют тех птиц, что улетают? А что остаются зимовать? (ответы детей)
– Каких перелетных птиц вы знаете? Зимующих?
Сейчас мы проверим, как вы их знаете.
Начало презентации.
(Дети загадывают загадки о птицах. Ребенок отгадывает и берет с дерева нужную птицу)
Загадки:
1. Умный мальчишка в сером армячишке
Бегает, шныряет, крошки собирает. (воробей)
2. Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки
Ведь это….(снегири)
3. В красной шапке расшитой, в черненьком кафтане
Знаменит в семье лесной песенкой смешной.
Что за песня красота?
Тук-тук-тук, да тра-та-та! (дятел)
4. Маленькая птичка, желтогрудая певичка
Звонко песенку поет, сало вкусное клюет. (синичка)
5. А это кто гладенький, аккуратненький.
Урчит, воркует, дружка целует? (голубь)
6. По лесу летит, громко трещит
Сама белобока, кто она (сорока)
7. Платье серое надела и к кормушке подлетела,
Стала каркать : «Кар-кар-кар! Что за птичий тут базар? (ворона)
Воспитатель:
Все загадки отгадали, но обратите внимание на оставшихся птиц. Что это за птицы? (перелетные) Давайте еще раз их назовем.
П/И: «Перелетные птицы».
Дети изображают перелетных птиц, если называются месяцы зимы, улетают в теплые края, дети должны подойти к картине с изображением летнего пейзажа. Если летние месяцы – они остаются на месте.
Воспитатель:
Мы с вами уже сказали о том, что под толстым слоем снега птицам нелегко добывать себе корм, а голодному и замерзнуть недолго. Вот и рассчитывают птицы на доброту и сострадание человека.
Дети читают стихотворение Елены Благининой «Мороз».
Морозы жестокие в этом году,
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за жучку: в её конуре
Такой же морозище, как во дворе,
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробушек, галок, синиц.
Ведь очень уж холодно в воздухе им,
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить, и тогда
Им будет легко пережить холода.
Воспитатель:
Мы их покормим в это время года
Они нас летом отблагодарят
Вредителей садов и огородов,
Всех червяков и гусениц съедят.
– Вот я и решила позаботиться о птицах и приготовила корм для них. (Показываю тарелочки с колбасой, огурцом, помидором, луком, мылом) Покормим птиц? (птицы это не едят) А что едят?
– Давайте с вами вместе вот на эту тарелочку сложим то, что любят птицы. (На столе разложен разный корм для птиц, ребенок кладет корм и поясняет какая птица что любит)
Семена подсолнечника – лучший корм для снегирей, воробьев, синиц.
Пшено и просо предпочитает воробей.
Ягоды рябины – снегири.
Хлебные крошки едят синицы, воробьи.
Сырое (несоленое) сало- синицы, дятлы.
Сырое мясо- синицы, вороны, дятлы, сороки.
– А куда надо сыпать корм, чтобы птицам было удобнее? (Ответы детей: в кормушки, которые делают люди)
Физкультминутка:
Скачет шустрая синица.
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево- вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири- тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель:
– Сегодня я хочу познакомить вас еще с одной красивой птицей- это клест. (показывает картинку). Посмотрите, какое красивое красно- коричневое оперение, а назвали его так, потому что клюв у этой птицы загнут крест на – крест. В январе посреди зимы рождаются у клеста клестята. Чтобы не замерзли птенчики, клесты строят двухслойные гнезда, сверху веточки и глина, внутри мох и птичий пух. Клесты своим удивительным клювом достают из еловых шишек – семена. Они кормят своих детенышей еловой кашей, перемалывая семена.
Кружат снежные метели,
По ночам трещит мороз,
На вершине пышной ели
Лущит шишку яркий клест.
Он мороза не боится,
Не страшна ему зима!
Сосны, ели, дарят птице
Золотые семена.
Воспитатель:
– Вот сколько птиц мы уже с вами знаем. Что общего в строении всех птиц? Ответы детей (использование моделей)
– Назовите части тела птиц? Для чего нужен клюв? Какой он у клеста?
Воспитатель (предлагаю детям слепить клеста, дети вспоминают приемы лепки птицы, клюв делают из шелухи от семечек)
Пальчиковая гимнастика:
Прилетайте, птички!
Сала дам синичке.
Приготовлю крошки
Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям,
Эти крошки – воробьям.
Галки да вороны,
Ешьте макароны!
«зовущие» движения пальцев
4 раза-«режущие» движения одной ладони по другой
пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга
вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью
то же – левой рукой
тереть ладонью о ладонь,
«катая из хлеба макароны».
Дети лепят птиц.
Итог:
Воспитатель: Посмотрите, какие замечательные птички у вас получились, а сейчас давайте послушаем стихотворение.
Дети:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой.
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их, не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Воспитатель предлагаю детям пойти на улицу повесить кормушки с кормом для птиц, сделанные дома с родителями.
Наши дети уже знают, что многие птицы с приходом осени улетают в теплые края. Но не лишним будет еще раз об этом вспомнить.
Почему одни птицы улетают,
а другие остаются зимовать с нами?
Не спешите отвечать за ребенка, дайте ему возможность немного порассуждать, помогите наводящими вопросами.
Где живут утки и гуси? Правильно, у речек и прудов. Река для них – и дом, и столовая. А что происходит с реками зимой? Верно, они замерзают. Значит, нужно водоплавающим птицам искать себе другой дом.
А что летом кушают ласточки, чем кормят своих птенцов? Летающими насекомыми. А зимой насекомые летают? Нет, они прячутся от холода до весны. Выходит, что зимой многим птицам нечего есть, вот и ищут они себе дом в других местах, теплых и сытных.
Почему же тогда не улетают воробьи и синички, вороны и галки, сойки и дятлы?
Просто все они могут зимой отыскать для себя пропитание: семена и плоды растений и даже насекомых с их личинками под корой деревьев. А если перебраться поближе к людям, можно поживиться остатками пищи, которые обязательно найдутся поблизости от жилья.
Поговорите с ребенком о тех птицах, которые остались зимовать. А еще лучше постарайтесь их увидеть и за ними понаблюдать. Прежде всего, это вездесущие воробьи.
Воробьиные стайки можно увидеть на облетевших кустах и деревьях практически всегда. Разучите стишок:
За что люблю я воробья?
За то, что он такой, как я:
Когда приходят холода,
Не улетает никуда.
(В. Левин)
Бойкие синички – тоже нередкие гости. Питаются они, в основном, насекомыми, которых вытаскивают из щелей в древесной коре. Посмотрите, как снуют синички вверх и вниз по стволам в поисках насекомых.
Понаблюдайте с ребенком за воронами и сороками. Эти птицы всеядны: и насекомых едят, и зерно, и всевозможные пищевые отходы.
Птичкам-невеличкам, которые остались зимовать вместе с нами, приходится не сладко. Все-таки добраться до корма непросто – он часто бывает, скрыт подо льдом и снегом. А зимой очень холодно, и птичке нужно больше еды, чем летом.
Наши дети уже знают о том, знает о той большой пользе, которую приносят птицы. Если они «подзабыли», расскажите им, как синички и другие маленькие пичужки спасают деревья от вредных насекомых. Чем больше птиц в лесу или в саду, тем целее деревья.
Объясните ребенку, что зимой птицы погибают не от холода, а от голода. Ведь сытая птичка не замерзнет даже в самый сильный мороз. И если вы вместе с ребенком смастерите и повесите в парке, на опушке леса или возле дома кормушку, то вы не только сможете понаблюдать за птицами, но и сделаете доброе и нужное дело.
Если папа согласится помочь, можно соорудить кормушку по всем правилам. Для этого понадобится небольшая дощечка или фанерка, к которой нужно приделать низенькие бортики. Ее за четыре угла можно подвесить на ветке, а еще лучше – укрепить на деревянной “ножке”, вбитой в землю. Тогда кормушка не будет раскачиваться от ветра. Не помешает и деревянная крыша.
Если кормушка висит в парке, и вы с ребенком не можете наведываться туда часто, удобно сделать“автоматическую” кормушку. Для этого наполните кормом бутылку, переверните ее горлышком вниз и закрепите над столиком на расстоянии нескольких миллиметров. По мере того, как птицы будут съедать корм, из бутылки будет высыпаться новый. Чтобы бутылка не пугала птиц, предварительно обмажьте ее клеем ПВА, обваляйте в песке и высушите. Вот теперь она выглядит более “природно” и естественно.
Если же сделать деревянную кормушку не получается, конструкцию можно значительно упростить. Например, прорезав большое окошко в пластиковой бутылке или картонном пакете из-под молока.
Чем же угостить птиц?
Лучшее лакомство – подсолнечные и тыквенные семечки.
Можно насыпать крошки белого хлеба. Такое угощение понравится любым птичкам.
Всевозможные крупы (пшено, овес, просо и др.) привлекут, скорее всего, только воробьев.
Снегири любят ягоды рябины и бузины.
Синичек можно побаловать кусочками несоленого сала или мяса. Только не кладите сало прямо на столик – утащат вороны. Подвесьте его на ниточках или проволочках к веткам деревьев. Так вороне схватить сало трудно, а синичка поклюет, уцепившись за кусочек лапками.
Кого можно встретить у кормушки?
Если она висит во дворе возле дома, то основными вашими гостями будут воробьи и синички. В лесную столовую могут пожаловать не только всевозможные синицы, но и дятел, и поползень.
Птицы очень быстро привыкают к кормушке и наведываются туда постоянно. Если вы каждый день гуляете с ребенком примерно в одно и то же время, попробуйте провести такой эксперимент. Каждый день в определенные часы насыпайте в кормушку корм. И очень скоро вы заметите, что птицы знают время обеда и собираются у кормушки “вовремя”, ожидая лакомства. Иногда прилетает сразу вся стайка, а бывает, несколько воробьев-разведчиков. Ребенку наверняка понравится возможность понаблюдать за пернатыми и их повадками во время обеда. Привыкнув к людям, птички будут подпускать вас достаточно близко. Только вести себя нужно очень-очень тихо.
«Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо…
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну».
Зима — суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Особенно во время снегопадов, метелей и морозов. Но даже в самый крепкий мороз пернатые могут выжить, при условии, что у них будет достаточно корма. Помочь птицам выжить могут только люди. Птицы несут нам радость. Они наши верные помощники и друзья, защитники наших лесов.