Проекты польза молока и молочных продуктов

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 имени В.Хомяковой»
г. Энгельс, Саратовской области
Исследовательский проект
«Молоко: польза или вред?»
Предметы: окружающий мир
Представляют проект
обучающиеся 5 «а» класса
Смирнова Милена
Щербачёва Екатерина
Руководитель:
Школьникова Т. Ю.
2018 г.
Содержание
1.Введение ………………………………………………………………………..… 3 стр.
2.Основная часть…………………………………………………………………..…5 стр.
2.1. Какое молоко употребляет человек в пищу?
2.2.Состав молока
2.3.Полезные свойства молока
2.4.Вред молока
3. Практическая часть. ………………………………………………………………9 стр.
3.1.Анкетирование учащихся
3.2.Практические опыты с молоком
4.Заключение …………………………………………….…………………………. 12 стр.
5.Список источников ………………………………………………………………. 13 стр.
1.Введение
История молока столь же древняя, как и история самого человечества. Только появившись на земле, человек сразу же познал вкус молочных продуктов. Молоко употреблялось в пищу более 6000 лет назад, оно на протяжении веков являлось одним из самых распространённых и доступных для человека продуктов питания.
Известно, что молоко – чрезвычайно полезный продукт. В нем содержатся легкоусвояемые микроэлементы, аминокислоты, кальций, фосфор, а кисломолочные продукты являются источником необходимых для пищеварения бактерий. Но будут ли такими полезными молочные продукты, которые продаются в наших магазинах?
В Древнем Египте, Греции, Риме молоко называли «источником здоровья», «соком жизни», «белой кровью».
Современные врачи-диетологи также считают молоко важнейшим продуктом питания.
Знаменитый врач Гиппократ называл молоко лекарством, Авиценна утверждал, что молоко – это лучшая пища для людей, академик Павлов называл молоко пищей, приготовленной самой природой.
Актуальность исследования:
Укрепление здоровья подрастающего поколения и формирование у школьников осознанного отношения к здоровому питанию – одна из важнейших задач нашего общества. В настоящее время 58% жителей нашей области испытывают витаминную недостаточность, и школьники не являются исключением. По данным ученых, лишь менее 5% детей, оканчивающих сегодня школу, можно считать здоровыми. При этом каждый второй школьник имеет те или иные проблемы с пищеварительной системой организма. Среди причин – несовершенство питания и дефицит молока в рационе питания учащихся, но нашему району не грозит дефицит молока, потому что дети наших детских учреждений обеспечены молоком.
Обязательным и незаменимым продуктом детского питания является молоко. Оно по своему химическому составу и биологическим свойствам занимает исключительное место среди продуктов животного происхождения, используемых в питании детей всех возрастных групп. Но не все дети с удовольствием пьют молоко и едят блюда, приготовленные на основе молока и молочных продуктов (каши, молочные супы, творожные запеканки, сыр, бутерброды с маслом).
В последнее время появились мнения о том, что молоко не только полезно, но и может быть вредно для организма человека. В данной работе мы попробуем разобраться с этим важным вопросом.
Цель: обогатить знания детей о молоке, как о ценном и полезном продукте для роста детского организма.
Задачи: Расширять кругозор детей о молоке и молочных продуктах.
· Формировать у детей исследовательские навыки (поиск информации в различных источниках) .
· Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое.
· Развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.
· Выявить вред и пользу молока и молочных продуктов.
· Формировать осознанное отношение к здоровому питанию.
Методы исследования:
· Наблюдение.
· Поисковая работа (из различных источников информации).
. Тестирование
· Экспериментирование.
«Проблемная ситуация»
В последнее время появились мнения о том, что молоко не только полезно, но и может быть вредно для организма человека. В данной работе мы попробуем разобраться с этим важным вопросом.
Гипотеза: Молоко может быть полезно не всем и не всегда. Выявить вред и пользу молока и молочных продуктов.
2.Основная часть.
2.1.Молоко, каких животных употребляет человек в пищу?
Самое известное в мире животное, которое дает молоко – это корова. Работая над проектом, мы выяснили что, молоко, других животных тоже употребляет в пищу человек.
В Индии она считается священным животным.
В Испании употребляют овечье молоко.
В Аравийских пустынях молоко берут от верблюдов.
В Египте молоко дает буйвол.
В Перу молочным животным является лама.
В Тибете люди получают молоко от яка.
На севере – от северного оленя.
Во многих странах молоко людям дает коза.
В Казахстане молоко берут от верблюдов и лошадей.
Молоко сельскохозяйственных животных – ценный пищевой продукт. Молочные продукты просто необходимы для питания человека во все периоды его жизни, особенно для питания детей, пожилых людей и больных. Молоко содержит более двухсот компонентов!
2.2.Состав молока
В молоке есть все, что нужно малышу: в нем есть вода, жир, сахар, белок, соли и витамины.
Молоко богато кальцием, который усваивается из него почти на 100 %, чем не могут похвастаться другие продукты.
Молочный белок усваивается из молока очень легко, не в пример мясу!
Коровье молоко содержит более 20 витаминов и много микроэлементов. А без них человек просто не может жить.
Из питательных веществ, которые есть в молоке, строятся кожа, мускулы, кости, зубы.
Белок – необходим для укрепления мышц, восстановления их для тяжелой работы.
Жир (молочный) – обеспечивает организм энергией.
Сахар – углерод (лактоза) – еще один источник энергии.
Лактоза необходима для работы сердца, печени, почек, питания головного мозга, деятельности нервной системы. Лактоза играет важную роль в формировании кишечной микрофлоры.
Минеральные соли – требуются для укрепления и формирования костей, хрящей, волос, ногтей и производства новой крови.
В молоке содержатся: фосфор, кальций, железо, медь, марганец, магний, хлор, йод и другие элементы.
Витамины (около 30): В2, А, С, Д.
Вода.
2.3. Полезные свойства молока
Первой пищей, которую человек получает с момента своего рождения, является материнское молоко. Благодаря материнскому молоку младенцы в первые месяцы жизни нормально растут и развиваются, не потребляя ничего другого. Этот факт служит прекрасным доказательством того, что молоко является полноценным и незаменимым продуктом питания.
Ценность молока заключается не только в том, что в нем содержатся все необходимые человеку вещества, но и в том, что все компоненты молока идеально сбалансированы и находятся в легкоусвояемой и доступной форме.
Задолго да нашего времени врачи назначали молоко для лечения различных болезней: туберкулеза легких, бронхита, плеврита, желудочно-кишечных заболеваний, цинги, холеры, нервных болезней. Применялось оно для очищения организма от вредных веществ. Правда, нужно отметить, что полезные свойства молока заметно снижаются при пастеризации (нагревании до 60 °С): в нем начинается разложение некоторых полезных веществ. Кипячение также изменяет химический состав. Поэтому в лечебных целях следует употреблять сырое, желательно парное молоко.
Белок молока является полноценным по содержанию аминокислот, в нем много такой важнейшей и незаменимой аминокислоты, как лизин.
Молочный жир является ценным источником энергии для человека.
Углеводы в молоке представлены в основном лактозой, менее сладкой, чем сахароза. Этот углевод является стимулятором нервной системы, служит профилактическим и лечебным средством при сердечно-сосудистых заболеваниях. Кроме того, в процессе всасывания в кишечнике лактоза образует молочную кислоту, которая подавляет гнилостную микрофлору и способствует лучшему перевариванию кальция и фосфора.
Биологическую ценность молока дополняют витамины, разнообразные ферменты, гормоны, антитела, антибиотики и другие биологически активные вещества, участвующие в работе различных систем организма (кроветворной, костной, двигательной, гормональной и др.).
Поэтому молоко используется для детского питания, как диетический и лечебный продукт, а также как защитный фактор для работающих на предприятиях с вредными для здоровья условиями труда.
2.4.Вред молока
Изучив имеющуюся информацию, мы пришли к выводу, что молоко может быть не только полезно, но в некоторых случаях и вредно для организма человека.
1) Молоко может принести вред здоровью человека, если его организм не переносит лактозу. Дело в том, что фермент, который расщепляет лактозу, у большинства млекопитающих вырабатывается только в младенческом возрасте, а затем его действие резко падает. Однако у человека есть особая способность, позволяющая вырабатывать этот фермент и, следовательно, переваривать молоко даже взрослым.
У некоторых людей этой способности нет. Лактоза вместо того, чтобы давать человеку энергию, накапливается в кишечнике и перерабатывается кишечной микрофлорой – «бродит». Появляется метеоризм, несварение желудка, тошнота, часто – боли в животе.
Таким людям нужно всего лишь перейти на кисломолочные продукты, в которых лактоза практически отсутствует.
2) Ещё одна причина, по которой молоко может нанести вред – это качество молочной продукции. Большинству горожан доступно только молоко с больших молокозаводов, подвергшееся многократной обработке. О каких-либо биологически активных полезных веществах в таком молоке говорить трудно, и даже содержание витаминов в нем снижено настолько, что иногда витаминные препараты добавляют искусственно. С другой стороны, деревенское парное молоко часто не отвечает элементарным санитарным нормам. Однако такое молоко нужно обязательно кипятить перед употреблением.
3) Чтобы молоко не нанесло вред организму, его нужно правильно употреблять. Молоко не стоит совмещать с другими продуктами в виде напитка. Молоко – это отдельная еда, и его нельзя употреблять с хлебом, сладкой выпечкой, а тем более запивать им еду. В таких случаях можно спровоцировать нарушения и сбои во многих органах и системах организма, так как молоко в сочетании с другими продуктами очень сильно затрудняет пищеварение.
Когда молоко попадает в желудок, под воздействием кислых соков оно сворачивается. Однако, в случае если в желудке на тот момент находится другая пища, частицы молока обволакивают ее и изолируют от желудочного сока. Тем самым, пока не переварится свернувшееся молоко, пища остается необработанной и начнет загнивать, а процесс пищеварения затягивается.
3.Практическая часть
3.1. Анкетирование. В нём приняли участие ученики 4-х классов. Опросом было охвачено 75 человек. Ознакомимся с результатами.
Анкета включала следующие вопросы:
1. Какие напитки Вы любите?
1. | Молоко | 19 чел. |
2. | Компот | 10 чел |
3. | Чай | 15 чел |
4. | Газированные напитки | 31чел. |
2. Какие молочные продукты Вы предпочитаете?
1. | Йогурт, снежок | 35 чел |
2. | Творог | 6 чел. |
3. | Кефир | 8 чел. |
4. | Сметана | 11 чел. |
5. | Молоко | 15чел |
3. Молоко – продукт полезный?
4. Надо детям в школе выдавать молоко?
Выводы: Результаты нашей работы таковы:
Большинство четвероклассников, которые не любили молоко, изменили своё мнение о нём. В анкете все указали, что молоко – продукт полезный и все высказались, что молоко обязательно надо выдавать в школе как дополнительное питание!
В результате работы над проектом, мы расширили свои знания о молоке и значении его в жизни человека.
Вызывает тревогу тот факт, что дети не до конца осознают важность значения молока и молочнокислых продуктов для растущего организма. В списке любимых продуктов молока у многих ребят нет.
С вопросом «Чем полезно молоко?» мы обратилась к интернету. Мы узнали, что полезно не только молоко, а все молочные продукты. Они помогают вырасти здоровыми. Молоко полезно для укрепления костей и зубов. Оно оказывает положительное влияние на память, укрепляет иммунитет. В лечебных целях следует употреблять парное молоко! Стакан молока в день – это проверенный веками рецепт долголетия!
3.2.Практические опыты с молоком
Опыт 1. Чтобы определить качество покупного молока, мы провели следующий опыт.
Для придания молоку густоты в него могут добавить крахмал или муку. Для выявления наличия в молоке «посторонней» примеси проще всего добавить в него несколько капель йода. Молоко с примесью должно посинеть, а чистое молоко – пожелтеть.
Опыт с молоком с примесями. Результат опыта – молоко сине-серого цвета. Опыт с качественным молоком. Результат опыта – молоко желтого цвета
Чтобы выяснить, как нужно правильно хранить молоко, чтоб не нанести вред своему здоровью, мы провели ещё опыты.
Опыт 2. Свежее молоко поместили в чистые банки, одну из которых плотно закупорили, а вторую оставили открытой. Быстро испортилось молоко, которое находилось в открытой банке.
Вывод: молоко киснет под воздействием воздуха, а точнее – микробов, содержащихся в воздухе.
Опыт 3. Чтобы определить, в каких условиях молоко лучше сохраняется, мы поставили молоко на хранение в следующих условиях: некипячёное при комнатной температуре, некипячёное в холодильнике, кипячёное при комнатной температуре, кипяченое в холодильнике.
Вот в каком порядке молоко скисало:
1.Некипячёное при комнатной температуре – на 2 день
2. Кипячёное при комнатной температуре – на 3 день
3. Некипячёное в холодильнике – на 5 день
4. Кипяченое в холодильнике – на 7 день
Делаем выводы:
1) Меньше всего хранится некипяченое молоко в комнате, так как микробы, способствующие его скисанию, не были уничтожены при термообработке (кипячении), а комнатная температура – наиболее благоприятные условия для их размножения.
2) Дольше всего хранится кипяченое молоко в холодильнике, так как большая часть микробов была уничтожена при кипячении, а температура воздуха в холодильнике способствует замедлению процессов скисания.
Опыт 4. Чтобы определить, в какой посуде лучше хранить молочные продукты, мы налили одинаковое количество молока в пластмассовую чашку, стеклянный стакан, алюминиевую кружку, глиняный горшок и оставили при комнатной температуре. Уже на следующий день молоко скисло в пластмассовой чашке, в кружке и стакане молоко скисло на вторые сутки, а в глиняном горшке – только на третьи.
Мы сделали выводы:
1) В пластмассовой посуде молоко хранить нельзя, т.к. оно быстро скисает, возможно потому, что пластмасса может выделять вредные вещества.
2) В глиняном горшке молоко хранится дольше, потому что глина – это наиболее экологически чистый материал.
4.Заключение
В результате работы над проектом мы расширили свои знания о молоке и молочных продуктах.
1.Узнали, что молоко полезно для организма человека, однако для того, чтобы оно приносило пользу, необходимо перед приобретением обращать внимание на его качество, соблюдать условия хранения и употреблять отдельно, не смешивая с другими продуктами.
Молоко очень полезно и во всех детских учреждениях. Дети обеспечены молоком, но не все дети с удовольствием пьют молоко и едят блюда, приготовленные на основе молока и молочных продуктов.
2. Чтобы определить, подходит ли молоко Вам или нет, следует просто прислушиваться к своему организму, быть внимательнее. Если вы, выпив стакан молока, чувствуете себя прекрасно – то пейте его, и будьте здоровы! Если же употребление молока вызывает у вас дискомфорт, то переходите на кисломолочные продукты (кефир, творог), они не менее полезны.
Итоги нашего проекта: Молоко – продукт полезный. Молоко может и жажду утолить, и от голода спасёт. Молоко – это пища, и природное лекарство, проверенное веками!
Для тех ребят, которые не любят молоко, хотим сделать рекламу :
С детства пьём мы молоко,
В нем и сила и тепло!
Ведь оно волшебное,
Доброе, полезное!
С ним расту я по часам
И совет хороший дам –
Вместо пепси, лимонада
Молоко пить чаще надо!
Употреблять молоко или нет, решать только Вам!
Список источников.
- Большая детская энциклопедия «Всё обо всём», изд. Москва АСТ, 2000г
Ресурсы Интернета
- https://stgetman.narod.ru (о вреде “пищевых” Е-добавок)
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Исследовательский проект на тему: “Польза молока и молочных продуктов”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Тема проекта: Польза молока и молочных продуктов.
2 слайд
3 слайд
Описание слайда:
Молоко- полезный и питательный продукт, который восполняет необходимое организму суточное количество витаминов
4 слайд
Описание слайда:
Стакан молока ежедневно –это кладезь кальция, белков и витаминов.
5 слайд
Описание слайда:
Ожидаемый результат: Моё мнение и мнение учеников, а возможно и ваше мнение о молоке и молочных продуктов изменится, и мы решим постоянно употреблять молочные продукты в пищу.
6 слайд
Описание слайда:
Цель нашей работы: Раскрыть значение молока и молочных продуктов для правильного питания школьника. Для достижения поставленной цели мы определили следующие задачи: Изучить литературу и материалы информационных сайтов о молоке и молочных продуктах. Познакомиться с целебными свойствами молока. Уточнить, молоко каких животных человек употребляет в пищу. Провести эксперимент « Можно ли в домашних условиях получить из молока молочные продукты». Узнать у своих одноклассников и у взрослых, как они относятся к молоку.
7 слайд
Описание слайда:
Гипотеза: Возможно, если человек пьёт молоко и ест молочные продукты, то его организм развивается лучше. Теоретические методы исследования: метод беседы со взрослыми, в частности с мамой, учителем, а также со своими сверстниками; метод изучения литературы: чтение книг, журналов, просмотр материалов на сайтах в Интернете; Практические методы исследования: совместно с мамой я проводила эксперимент, анкетирование учеников и взрослых. Объект исследования: молоко
8 слайд
Описание слайда:
Молоко коров – это ценный пищевой продукт, в нем много витаминов и кальция, который необходим для здорового роста костей.
9 слайд
Описание слайда:
Самое известное в мире животное, которое дает молоко – это корова. В Индии она считается священным животным.
10 слайд
Описание слайда:
В Испании употребляют овечье молоко. В Аравийских пустынях молоко берут от верблюдов.
11 слайд
Описание слайда:
В Египте молоко дает буйвол. В Перу молочным животным является лама.
12 слайд
Описание слайда:
В Тибете люди получают молоко от яка. На севере – от северного оленя. Во многих странах молоко людям дает коза.
13 слайд
Описание слайда:
Из молока делают много продуктов. Творог, творожные изделия – творожные массы, сырки, кремы, торты и пасты. Кисло-молочные продукты – простокваша, ряженка, варенец, йогурт, кефир. Сыры, сметана, сливки, масло.
14 слайд
15 слайд
Описание слайда:
Сыр – диетический продукт, высокопитательный, вкусный, легкоперевариваемый; белки, жиры, минеральные соли находятся в этом продукте почти в тех же пропорциях, что и в молоке.
16 слайд
Описание слайда:
Сметана легче воспринимается желудком, чем сливки, и полезнее, чем молоко. В ней много органических кислот, макро– и микроэлементов (в частности – кальция), витаминов, в частности A, E, B2, B12, C, PP.
17 слайд
Описание слайда:
В состав творога входит: фосфор, кальций, необходимых для свертываемости крови, для роста волос, для здоровья костей. В твороге много белка и жиров, творог очень полезен для головного мозга.
18 слайд
Описание слайда:
Кефир содержит витамин А, нужный человеку для остроты зрения и здоровья кожи; благотворно влияет на состав микроорганизмов кишечника, предотвращает развитие инфекций ,частое потребление кефира нормализует вес; стимулирует иммунитет, помогает победить хроническую усталость, снимет напряжение, расслабляет нервы и мышцы;способствует хорошему усвоению кальция, железа и витамина D, улучшает усвоение всех питательных веществ; кефир легко усваивается, облегчая работу уставшего «мотора» – сердца.
19 слайд
Описание слайда:
Йогурт -улучшает пищеварение и помогает организму справиться с инфекциями содержит больше витамина B12, витамина B3 и витамина A, чем молоко!
20 слайд
Описание слайда:
Эксперимент: «Можно ли в домашних условиях получить из молока молочные продукты?»
21 слайд
Описание слайда:
1 этап: Купили парное коровье молоко. 2 этап: Поставили молоко в холодильник, чтобы получить сливки. На следующий день сверху в банке с молоком отстоялись сливки. Я ложкой счерпала их в чашку.
22 слайд
Описание слайда:
3 этап: На следующий день сливки превратились в сметану, а обезжиренное молоко превратилось в простоквашу.
23 слайд
Описание слайда:
4 этап: На следующий день сварили творог. Поставили банку с простоквашей в кастрюлю с водой. Варили на медленном огне более 2 часов.
24 слайд
Описание слайда:
У нас получился творог и сыворотка. Мы слили сыворотку и выложили творог в тарелку.
25 слайд
Описание слайда:
Анкетирование учащихся. Было опрошено: 26 учеников 1Б класса 18 родителей.
26 слайд
Описание слайда:
1 вопрос: Любите ли вы молоко? Ученики Родители да 22 17 нет 7 1
27 слайд
Описание слайда:
Вопрос 2:Какие молочные продукты вы предпочитаете? ученики родители каша 12 10 Молочный суп 13 9 запеканка 16 10 йогурт 21 15 кефир 6 13 сгущёнка 23 11 творог 19 14 мороженое 24 14 сметана 17 16
28 слайд
Описание слайда:
Вопрос 3: Считаете ли вы молоко и молочные продукты полезными? ученики Родители да 25 18 нет 1 0
29 слайд
Описание слайда:
По рекомендации Института питания, рацион ребёнка должен 1/2 состоять из молока и молочных продуктов, а у взрослого человека – на ¼.
30 слайд
Описание слайда:
Как правильно пить молоко: 1) Пить молоко лучше отдельно от всего, медленно, маленькими глотками. 2) Молоко нельзя пить с рыбой, яйцами, мясом и сыром, потому что эти продукты несовместимы.
31 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-1258498
Вам будут интересны эти курсы: