Проекты на тему польза вулканов

Проекты на тему польза вулканов thumbnail

Научно – исследовательская работа

Вулкан: вред или польза

Выполнила:

Зиангирова Эльвина Ильгизовна

учащаяся 2А класса

Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

Школа № 56 городского округа

город Уфа Республики Башкортостан

Руководитель:

Цуцкарева Елена Павловна,

учитель начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения Школа № 56 городского округа

город Уфа Республики Башкортостан

Оглавление

1. Введение

2. Основная часть

2.1. Теоретическая часть

2.1.1. Что такое вулкан

2.1.2. Как образуются вулканы

2.1.3. Типы и виды вулканов

2.1.4. Последствия извержения вулканов

2.2. Практическая часть

2.2.1. Анкетирование одноклассников

2.2.2. Опыты

2.2.3. Извержение вулкана в домашних условиях

3. Выводы

4. Список использованной литературы

5. Приложение

1. Введение

Мы жители планеты Земля зачастую распоряжаемся природными ресурсами, не замечая, как губительно относимся к природе: вырубаем леса, строим новые заводы, загрязняем окружающую среду и т.д. Всё это способствует экологическому кризису, который существует многие годы. Природа не оставляет без внимания то, как мы внедряемся в её жизнь. Она отвечает нам на данное внедрение природными катастрофами: землетрясениями, наводнениями, извержениями вулканов, ураганами.

На уроке окружающего мира мы защищали свои проекты на тему «Природные опасности». Ребята перечисляли различные опасности и в том числе назвали – вулканы. Мне  стало интересно узнать более подробно, что они из себя представляют.

Во все времена, вулканы не только пугали жителей нашей планеты, но и привлекали внимание своей силой и мощью, люди стали предсказывать извержения, а также использовать продукты извержения.

Гипотеза:  Я думаю, не смотря на разрушающую силу вулканов, от них есть польза.

Цель исследования: узнать происхождение вулканов на Земле, какой вред и пользу приносят вулканы.

Для достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи:

1. Изучить информацию о вулканах.

2. Сделать модель вулкана и смоделировать процесс извержения.

3. Выявить последствия извержений.

4. Сделать выводы. 

В работе использовались как теоретические исследования, так и практическая работа.

Предмет исследования: моделирование процесса извержения вулкана.

Объект исследования: вулканы.

Методы и приемы исследования:

1.Изучение и анализ научно – популярной литературы, Интернет.

2. Просмотр детских познавательных программ.

3. Эксперименты.

4. Наблюдение и сравнение.

4. Анкетирование одноклассников.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы на уроках окружающего мира.

2. Теоретическая часть

2.1.1. Что такое вулкан

Слово «вулкан» происходит от имени древнеримского бога огня Вулкана. Наука, изучающая вулканы, – вулканология.

2.1.2. Как образуются вулканы 

Чтобы разобраться в природе вулканов, нужно знать строение Земли. Земля состоит из нескольких слоев, образованных разными горными породами. Мы живем на наружном, самом тонком слое, который называется земной корой. Кора такая тоненькая, как если бы на мячик (представьте, что это Земной шар) прилепили наклейку, вернее много наклеек рядом друг с другом. Ведь кора состоит примерно из 20 больших и малых плит, которые называются тектоническими. Плиты как бы плавают на поверхности вязкого, пастообразного расплавленного вещества, которое называется магма. Слово магма и переводится с греческого как тесто или паста. 

Места, где самые большие плиты соприкасаются друг с другом, называются разломами. Большинство действующих вулканов сосредоточено на границах этих плит. Самая активная зона на Земле называется Огненным кольцом и находится она по краям Тихого океана. В этих местах много гор и островов, которые образовались на месте древних вулканов.

2.1.3. Что происходит при извержении 

Иногда раскаленная магма просачивается сквозь разломы наружу. Если мощному потоку магмы путь наверх преграждают породы земной коры, давление стремящейся наружу магмы возрастает. Когда оно становится слишком большим, магма прорывается сквозь кору. Тогда происходит вулканическое извержение, сопровождающееся мощным выбросом магмы, пепла, газов и кусков горных пород. 

Магма, вырвавшаяся из вулкана, называется лавой. Она вытекает из жерла вулкана в виде горячего потока. Но на воздухе лава остывает и затвердевает, образуя вокруг отверстия в земной коре вулканическую гору. Кусочки застывшей лавы — пемза. Внутри этого камешка пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла.

Вулканический пепел похож на обыкновенный, но если посмотреть на него под микроскопом, то станет хорошо видно, что это осколки вулканического стекла. Извержение выбрасывает пепел на очень большую высоту, иногда даже на несколько километров.

Вулканические газы – это горячие газы. Во время извержения их температура достигает 800-1000 градусов. Раскаленные тяжелые газы несутся вниз по склону вулкана со скоростью свыше 300 километров в час, уничтожая деревья, дома и людей. В состав вулканических газов входит водяной пар, углекислый газ и газы, содержащие серу, аммиак и хлор. 

Причины извержений вулкана: землетрясение, лавовая пробка, проникновение воды, направление движения плит.

2.1.4 Типы и виды вулканов

Извержения вулканов происходит по-разному. Характер извержения зависит от многих причин — в основном это вязкость магмы и количество вулканических газов. 

Есть вулканы — их называют Щитовыми — они предсказуемы, редко сопровождающиеся взрывами (образуются в результате многократных излияний высокотемпературной жидкой лавы и имеют форму пологого выпуклого щита). Лава постоянно извергается на поверхность.
Другие вулканы — Стратовулканы – самые высокие (или слоистые – имеющие коническую форму). При извержении образуется много пепла, камней, лавы.

Самые страшные вулканы Кальдеры — эти вулканы взрываются так сильно, что разрушают сами себя, и на их месте остается лишь большая воронка.

По активности вулканы делятся на действующие, спящие и потухшие. Период активности вулкана может продолжаться от нескольких месяцев до нескольких миллионов лет. По местонахождению – на наземные, подводные и подледниковые.

Читайте также:  Массаж в 1 месяц польза

Самый высокий вулкан на Земле Охос-дель-Саладо (6893 м) находится в Южной Америке в горах Андах.

В России больше всего вулканов на Камчатке (более 300). Самый высокий из них – Ключевская сопка высотой 4835 м.

Вулканы имеются не только на Земле, но и на других планетах и их спутниках. Самым высоким вулканом Солнечной системы является марсианский вулкан Олимп, высотой 21 км 200 м.


2.1.5 Последствия извержения вулканов

Какой вред приносят вулканы?

На нашей планете более 1000 вулканов. Большая часть из них потухла, казалось бы навсегда, но они только спят и каждую минуту могут проснуться. Одни вулканы просыпаются очень редко: один раз в 100 или даже в 1000 лет. Есть вулканы, которые и не думают притворяться спящими, они дымят не переставая. Каждые десять минут из них вылетают камни, пепел, пар и вытекает лава.  Под пеплом и лавой погибают города, острова и даже страны. 

В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предугадать извержение заранее и жители могут покинуть города и спастись. Но вот когда проснулся дремавший на протяжении многих веков вулкан Везувий, сейсмологов еще не было, и беда застала людей врасплох. Жители пытались убежать, но спастись никому не удалось. Когда извержение закончилось, то оказалось, что цветущие города полностью исчезли с лица земли. Прошло почти семнадцать столетий, когда под слоем спрессовавшегося вулканического пепла были случайно обнаружены остатки погибших городов. Начались раскопки. От пепла очистили почти весь город Помпеи. Перед изумленными археологами предстали дома с предметами быта, храмы, памятники. Все осталось так, как было в день, когда проснулся Везувий.

Страшная трагедия, случившаяся в далеком прошлом, произвело огромное впечатление на русского художника Карла Брюллова, который изобразил ее на своем полотне Последний день Помпеи.

Вывод:

1. при извержении вулканов погибает много людей;

2. огромные города превращаются в груды пепла;

3. происходит загрязнение питьевой воды, водоемов, рек;

4. из-за загрязнения окружающего воздуха люди начинают болеть;

5. затрудняются авиасообщения между городами, странами;

6. происходит похолодание климата;

7. большинство мощных извержений сопровождается землетрясениями. 

Есть ли польза от вулканов? Извержение вулкана — это катастрофа для людей. Однако польза от вулканов для людей тоже есть. Благодаря им образуются горные породы, из которых состоит земная кора.В вулканических породах есть элементы ценные для человека: сера, медь, олово, золото, серебро.  Многие крестьяне селятся на вулканах, потому что почва очень плодородна. 

Продукты извержений: пемза, обсидиан, базальт – используются в строительстве. Из затвердевшей лавы строят дома. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения, очистители для воды. Внутреннее тепло Земли используют для выработки электроэнергии. Термальные источники и грязи богаты минеральными веществами. Они используются для лечения людей. А еще вулканы доставляют нам из земных недр углерод, азот и другие газы, без которых жизнь на Земле невозможна.

Вывод: польза от вулканов для людей тоже есть.

Практическая часть

Опыт № 1

Движение тектонических плит

Я погрузила плитки шоколада, которые заменили тектонические плиты в окрашенное тесто «магму». При помощи палочек создала движение и увидела, что магма просачивается в трещины.

Вывод: под воздействием движения тектонических плит, магма может подниматься к поверхности земли.

Опыт № 2

Я надула и слегка сжала в кулаке шарик, но продолжала надувать. Шарик раздулся между пальцев.

Опыт № 3

Взрыв

Такой же эффект происходит, если открыть газированный теплый напиток (лимонад, квас). Раздается хлопок, из бутылки вырывается мощная струя напитка. А если бутылка неплотно закрыта, то эта струя может сама вышибить пробку из бутылки. Вот вам и домашний вулкан!

Вывод: то же самое происходит и с магмой, когда горы придавливают сверху, а магма с газами поднимается вверх. В итоге происходит некий взрыв.

Опыт № 4

Извержение вулкана в домашних условиях

Прочитав одну из статей в интернете, я узнала, что можно смоделировать извержение вулкана и в домашних условиях. Мне потребовались следующие материалы для опыта:пищевая сода (2 столовые ложки); уксус (70 мл);стеклянная (150 мл);пластилин разных цветов; средство для мытья посуды; гуашь красного цвета.

Алгоритм действий:

1) Облепляем банку пластилином, используя разные цвета

2) Разводим гуашь красного цвета в воде

3) Насыпаем в «кратер» 2 ст. л. соды

4) Наливаем 2 ст. л. жидкости для мытья посуды

5) Вливаем 50-70 мл уксуса

6) Наблюдаю «извержение вулкана»

Из проведенного эксперимента можно сделать следующий вывод: при соединении соды и уксуса происходит химическая реакция с выделением углекислого газа, который пузырится, заставляя массу переливаться через края «кратера», а средство для мытья посуды заставляет «лаву» пузыриться сильнее. Данная химическая реакция имеет не только внешний эффект, но и практический: она очень востребована в кулинарии. Хозяйки «гасят» соду уксусом и добавляют в тесто, выделяемый углекислый газ делает тесто пышным, образуя в нем пузырьки и воздушные дорожки.

Вот так, в игровой форме, я показала и объяснила ребятам природу возникновения вулканов на Земле.

Опыт № 4

Исследование камней вулканического происхождения.
Материал: миска с водой, камни и кусочек пемзы.
Рассмотрела внимательно камни и пемзу и сравнила их друг с другом: в пемзе очень много дырочек. Опустила камни и кусочек пемзы в миску с водой. Есть ли пузырьки? Плавает или тонет пемза?

Вывод: пемза – камень, имеет пористую структуру. Поры заполнены воздухом, поэтому камень не тонет (поры в пемзе образуются в момент застывания лавы, когда газы ещё выходят наружу).

Читайте также:  Ацидофилин польза и вред при похудении

Заключение

Моя гипотеза подтвердилась. Не смотря на разрушающую силу вулканов, от них есть польза.

Список литературы

1. Бомон Э., Годен К.  Вулканы. – М.: Махаон, 2011. 123с.                                                                                                                           2. Энциклопедия для детей. Геология (ред. Исмаилова С.). – М.: Аванта+, 1995 – 621с. 

3. Большая детская энциклопедия (ред. Рыльникова Н.). – М.: Махаон, 2007. –   335с.

4. ВикипедияЖурнал «ГЕО» № 86, май 2005 г.

5. Большая энциклопедия знаний, изд-во «Эксмо», 2010г., 343 стр.5.

6. Полная энциклопедия: Земля, изд-во «Эксмо», 2010г., 255 стр

Интернет – ресурсы:

1)   https://www.kscnet.ru/ivs/ – сайт Института Вулканологии и сейсмологии.

https://bse.sci-lib.com/ – Большая Советская Энциклопедия онлайн-версия https://www.kabanik.ru/page/volcanoes-of-the-world-the-most-dangerous-and-most-beautiful,

https://dic.academic.ru,

https://www.stepandstep.ru/catalog/your-tape/115206/vulkany-mira.html, https://www.geoglobus.ru/earth/geo3/earth18.php

https://children.claw.ru/3_earth_universe/content/006/31.htm Claw.ru: Детская энциклопедия

https://allforchildren.ru/why/why44.php Почемучка

Источник

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

Улан-Баторский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова

«Вулканы – польза или вред»

(исследовательская работа).

Автор: Халиунбат Тэнгис,

ученик 4Б класса

Руководитель:

Чашина Т.М.,

учитель начальных классов

2017 год.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Что такое вулкан? 3

1.1. Как образуются вулканы. 3

1.2. Типы и виды вулканов. 4

1.3. Вулканы в Монголии.

1.4. Последствия извержения вулканов. 5

1.5. Вред и польза вулканов. 5

Глава 2. Извержение вулкана в домашних условиях 6

Заключение. 7

Список литературы. 8

Приложения. 9

Введение

Вот вулкан – это гора,
А внутри горы – дыра.
Из горы идет дымок,
Летят камни, серый смог.
Гул раздался тут и там:
Просыпается вулкан.
Вот гора вся задрожала,
Магма лавой побежала,
Камни, пепел полетели,
Небо видно еле-еле.
Не ходи ты, милый там,
Где проснувшийся вулкан.
Андреева-Доглядная М.

Актуальность: вулканы – это красивое природное явление, характеризующееся нарушением жизнедеятельности, различными разрушениями, травмами и жертвами. И меня заинтересовал вопрос: возможно, что от вулканов бывает только вред, могут ли они приносить пользу. Именно этот вопрос стал темой моей исследовательской работы.

В старших классах изучают тему «Вулканы» на уроках естествознания, поэтому я считаю свою тему актуальной. Так как в 5-м и 6-м классах я смогу самостоятельно рассказать тему своим одноклассникам.

Цель – изучить извержение вулканов и их последствий, а также сформировать представления о вулканах, о вреде и пользе вулканических извержений.

Объект исследования: вулканы.

Предмет исследования: значение вулканов в природе.

Гипотеза: несмотря на великую разрушительную силу вулканов, узнать о их пользе.

Задачи работы:

  • Изучить материал по данной теме: книги, энциклопедии, научную литературу.

  • Познакомиться с видами и типами вулканов.

  • Выяснить значение вулканов.

  • Создать модель вулкана.

Теоретическая значимость: познакомиться с видами и типами вулканов.

Практическая значимость: изготовить модель вулкана, использовать результаты исследования на уроках окружающего мира и естествознания.

Глава 1. Что такое вулкан?

Жил-был бог Вулкан, который занимался кузнечным делом.

В одной горе, стоящей посреди моря, он построил он кузнецу. Гора дрожала от верхушки до основания, когда бог Вулкан работал молотом. Из отверстия на вершине горы с ревом летели огромные раскаленные камни, огонь и пепел.

«Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами. https://danilova.ru 

Из учебника по естествознанию 5-го класса я узнал, что вулканы образно называют огнедышащими горами. Название таких гор происходит от имени древнегреческого бога огня Вулкана. Вулкан представляет собой гору. В верхней части – углубление – вулканический кратер. А в толще – канал – жерло, который ведёт в особую камеру – очаг магмы. Магма – это расплавленное вещество мантии. 2

1.1. Как образуются вулканы.

Земля так устроена, что под земной корой находится слой расплавленных горных пород (магма). Когда в Земле появляются трещины, то магма, которая находится под давлением, устремляется вверх и выходит на поверхность, превращаясь в раскалённую лаву (излившаяся на поверхность магма), газы и пепел. Лава застывает, увеличивая в размерах гору. 2

1.2. Типы и виды вулканов.

Густая, вязкая лава застывает достаточно быстро и образует высокую гору с крутыми склонами, имеющую форму конуса – это конический вулкан.

Жидкая лава остывает медленнее, склоны таких вулканов пологие – это щитовые вулканы.

От степени вулканической активности различают: действующие, потухшие, спящие вулканы.

1.Действующие вулканы – это вулканы, которые иногда извергаются (Ключевская сопка, Камчатка, Россия).

2.Потухшие вулканы – это вулканы, которые не извергаются более 10000 лет. (Фудзияма, Япония).

3.Спящие вулканы – это вулканы, которые не проявляют активности уже долгое время, но есть выходы вулканических газов. (Эльбрус, Кавказ; Камчатский вулкан, Россия). 2

Из вулкана может извергаться:

– лава – это излившаяся на поверхность магма;

– вулканическая пыль и пепел;

– вулканические газы;

– вулканические бомбы – выбросы каменных глыб в воздух.

1.3 Вулканы в Монголии.

Очень много лет назад на территории Монголии было огромное количество действующих вулканов, которое сейчас состарились и потухли. Древний вулкан Уран-Тогоо Тулга-Уул, расположенный в северной Монголии – это памятник природы, который очень похож на обычный холм, поросший растительностью, но при поднятии на холм, можно оказаться на краю огромной воронки – кратера. Древний вулкан Хорго, расположенный в области Архангай, извержение вулкана изменило берега озера Терхиина Тсагаана. Поверхность горы покрыта базальтом, поэтому она не пригодна для жизни. На южном склоне есть огромный пузырь лавы, образованный во время извержения вулкана.

1.4. Последствия извержения вулканов.

Вулканы изменяют историю человечества. Более 700 лет назад извержение вулкана в Юго-Восточной Азии привело к малому ледниковому периоду. Были и другие мощные извержения: взрыв вулкана Тамбора, унёсший в 1815 году 82000 жизней; взрыв Кракатау в 1883 году принёс 36000 жертв; вулкан Везувий в 1979 году унёс 2000 жизней.

Читайте также:  Притча о пользе учения в школе

Крупнейшие извержения вулканов.

Вулкан

Число жертв

Год

Везувий

(Италия)

Около 2000

1979

Тамбора

(Индонезия)

82000

1815

Кракатау

(Индонезия)

36000

1883

Мон-Пеле

(Вест-Индия)

30000

1902

Невадо-дель-Руис

(Колумбия)

20000

1985

Невозможно представить, если бы эти катастрофы случились в наше время. Какой они могли бы нанести ущерб. 2

1.5. Вред и польза вулканов.

Лава уничтожает всё на своём пути. Газ, исходящий из вулкана, вызывает удушье у людей и животных. Пепел, обрушившийся на крыши домов, вызывает их разрушения. Невозможно укрыться от раскалённых облаков из газа и камней.

На планете огромное количество вулканов. Большинство из нх потухло, но это только кажется. Вулканы спят и готовы проснуться каждую минуту. Некоторые вулканы просыпаются очень редко. Есть вулканы, которые дымят, не переставая, из них вылетают пар, камни и пепел, расплавленная лава. Под слоем пепла и лавы всё живое погибает, уничтожая всё на своём пути. Газ, исходящий из вулкана, вызывает удушье у людей и животных. Пепел, обрушившийся на крыши домов, вызывает их разрушения. Невозможно укрыться от раскалённых облаков из газа и камней. 1

На планете огромное количество вулканов. Большинство из нх потухло, но это только кажется. Вулканы спят и готовы проснуться каждую минуту. Некоторые вулканы просыпаются очень редко. Есть вулканы, которые дымят, не переставая, из них вылетают пар, камни и пепел, расплавленная лава. Под слоем пепла и лавы погибает всё живое.

В наше время ученым иногда удаётся предугадать извержение заранее.

Но когда проснулся дремавший на протяжении многих веков вулкан Везувий, беда застала людей врасплох. Жители пытались убежать, но спастись никому не удалось. Когда извержение закончилось, то оказалось, что цветущие города полностью исчезли с лица земли.

Под слоем спрессованного пепла через 17 столетий были обнаружены остатки городов Помпеи, храмы, памятники. Все сохранилось так, как было до пробуждения вулкана. https://naukaveselo.ru/opyit-vulkan-i-drugie-prostyie-opyityi-s-sodoy.html

Карл Брюллов изобразил эту трагедию на своём полотне «Последний день Помпеи».

Вывод: вулканы – это красивое природное явление, приносящее человеку огромный вред: гибнут люди; рушатся города; происходит загрязнение питьевой воды, водоемов, рек, воздуха; затрудняется авиасообщения между городами, странами; происходит похолодание климата; начинаются землетрясения.

Польза, исходящая от вулканов.

Но вулканы несут не только вред, но и могут приносить пользу: извержения порождают газы и горные породы, дарят человеку горячую воду, энергию, различные металлы и даже драгоценные камни, крепкие строительные материалы, медь, железо цинк. Вулканы – это источники энергии, лечебная вода. Так что, вулканы приносят не только разрушения, но и пользу.

Глава 2. Извержение вулкана в домашних условиях.

Я решил сделать модель вулкана, чтобы наглядно показать извержение вулкана. Сначала я взял небольшую ёмкость, облепил её пластилином, используя разные цвета. Взял 2 ст. ложки соды, уксус (70 мл), 2 ст. ложки жидкости для мытья посуды.

Итак, насыпаем в «кратер» оду, затем жидкость для мытья посуды, потом уксус – и наблюдаем «извержение вулкана».

Вывод: когда сода соединяется с уксусом, происходит реакция, при которой выделяется углекислый газ, заставляя массу переливаться через края «кратера», а жидкость для мытья посуды заставляет массу пузыриться ещё сильнее, переливаясь через края.

Эта химическая реакция очень востребована в кулинарии. Женщины добавляют в тесто соду, гашенную уксусом, выделяется углекислый газ, который делает тесто пышным.

Опыт 1.

Следующий опыт я немного изменил.

В стакан с водой и уксусом я опустил ложку с содой. Здесь наблюдается более бурная реакция, потому что здесь столкнулось большее количество молекул уксуса и соды.

Опыт 3.

Готовим два раствора: первый раствор с содой, второй раствор с уксусом, подкрасим их разными цветами. Из этих растворов делаем небольшие лужицы, спичкой делаем канал. Только через некоторое время мы сможем наблюдать реакцию с выделением углекислого газа, потому что в этом опыте мы помешали молекулам встретиться сразу.

Так я показал и объяснил природу возникновения вулканов на Земле. Claw.ru: Детская энциклопедия

Заключение

В своей работе я изучил извержение вулкана и его последствия, узнал виды и типы вулканов, узнал о пользе и вреде вулканов, создал модель вулкана.

Я понял, что вулканы – это красивое природное явление, приносящее человеку огромный вред: гибнут люди; рушатся города; происходит загрязнение питьевой воды, водоемов, рек, воздуха; затрудняется авиасообщения между городами, странами; происходит похолодание климата; начинаются землетрясения.

Но вулканы несут не только вред, но и могут приносить пользу: извержения порождают газы и горные породы, дарят человеку горячую воду, энергию, различные металлы и даже драгоценные камни, крепкие строительные материалы, медь, железо цинк. Вулканы – это источники энергии, лечебная вода.

Так что вулканы приносят не только разрушения, но и пользу.

Мы не можем влиять на вулканы, потому что это признак неуправляемой природы. Опыты, проделанные мной, вызвали интерес, удивление, любопытство.

Список литературы.

  1. А.А. Перминов. Большая энциклопедия природы. Горы и вулканы. Том 13 Издательство М.: ООО “Мир книги”, 2003г. 192 стр. ISBN: 5-8405-0402-5

  2. А. А. Плешаков, Н.И. Сонин. Естествознание. Учебник 5 класса. Издательство М.: Дрофа, 2013. -174с.

Интернет ресурсы.

1. «Вулканы. Каталог вулканов Земли». https://vulcanism.ru/tipy-vulkanov.html

2. Элементы большой науки. https://elementy.ru/email/2130490

3. Claw.ru: Детская энциклопедия.

4. https://naukaveselo.ru/opyit-vulkan-i-drugie-prostyie-opyityi-s-sodoy.html.

Приложения.

hello_html_m3640dcbd.jpg

hello_html_m35edee81.jpg

hello_html_m1ef8fa4a.jpg

hello_html_m56ec91eb.jpg

hello_html_m109d8731.jpg

Источник