Проект польза растений 1 класс
Материалы для работы над проектом
Загадки о растениях
| Зелена, а не луг, Бела, а не снег, Кудрява, а не голова. | Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. | Сучки рогатые, Плоды крылатые, А лист – ладошкой, С длинной ножкой. |
| Любят зайчатки Листья-тройчатки От травки-полёвки, Красной головки. | Только тронь – Отдернешь ладонь: Обжигает трава Как огонь. | На реке у бора – Чашка из фарфора. Как день – она всплывает, Как ночь – она ныряет. |
| Цветёт он майскою порой, Его найдёшь в тени лесной: На стебельке, как бусы в ряд, Цветы душистые висят. | Это дерево цветет, Аромат и мед дает. И спасает нас от гриппа, От простуд царевна – … | Вроде сосен, вроде ёлок, А зимою без иголок. |
| Я шариком пушистым Белею в поле чистом, А дунул ветерок – Остался стебелёк. | Что за дерево стоит? Ветра нет, а лист дрожит. | Шел я лугом по тропинке. Видел солнце на травинке. Но совсем не горячи Солнца белые лучи. |
| Осень в сад к нам пришла, Красный факел зажгла. Здесь дрозды, скворцы снуют, И, галдя, его клюют. | Под листом на каждой ветке Сидят маленькие детки. Тот, кто деток соберет, Руки вымажет и рот. | Осторожнее с кустом, С тем, что с пильчатым листом, Нежно-розовым цветет, Но обидчиком слывет. Не |
Знаете ли вы эти растения?
По страницам энциклопедий
Берёза
Красавицей русских лесов называют люди
березу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она
привлекательна во все времена года. О березе сложено много песен, былин,
преданий, создано много живописных картин. Прекрасна белая береза и в чистом
поле, и на светлой лесной поляне. А белые стволы березовой рощи на фоне летней
травы и ярких цветов — такая картина запоминается на всю жизнь! В березовых
перелесках много света, воздух прозрачен и чист.
Дуб
Дуб имеет мощный, стержневой корень и огромную
шаровидную крону. Размножаются дубы семенами-желудями, длина которых 20-40 см.
Они продолговатые с блестящей коричневой или зеленой оболочкой. На макушке их
имеются бурые шапочки. Жёлуди служат хорошим кормом для животных. Дубы – это
великаны-долгожители. Они живут около 400 лет. Встречаются и более древние
экземпляры.
Клевер
Он растет и на лужайках, и на опушках, и на обочинах
дорог, и на берегах рек, в канавах, по окраинам полей. Его тройчатые листья и
красная головка — маленькое сокровище. Домашних животных нужно кормить, а
клевер дает много зеленой массы, что очень важно в условиях непродолжительного,
часто прохладного и дождливого лета. Красная головка клевера — соцветие из многочисленных,
любопытно устроенных цветков. В цветках много нектара и вокруг них всегда
кружат пчелы. Клевер — лекарственное растение.
Клён
Клен получил своё название из латинского языка и
обозначает “острый”, так как его листья имеют острые лопасти от 3 до 5. Плоды клёна имеют лёгкие своеобразные крылья,
с помощью которых семена
разносятся ветром по округе. Осенью эти растения окрашиваются в яркие цвета:
лимонные, жёлтые, красные, оранжевые или бордовые. Окраска их зависит от вида
клёнов. Клён – это постоянный обитатель городов и посёлков.
Крапива
Все мы знаем, как неприятны ее ожоги: нам больно,
потом появляется небольшой волдырь, который начинает чесаться. Почему возникает
это неприятное ощущение? Листья и стебли крапивы покрыты множеством жгучих
волосков. В них находятся стрекательные клетки, содержащие едкую жидкость.
Когда мы касаемся листа, волосок прокалывает кожу, верхняя часть волоска
отламывается, и в ранку попадает содержимое стрекательной клетки. Ераписа – это
еще и лекарственное растение. Ее листья и молодые побеги съедобны, они богаты
витаминами. Из корней крапивы делают желтую, а из листьев — зеленую краску.
Кувшинка
Кувшинка латинское название получила по имени одной из
водяных нимф. В славянских сказках представление о кувшинках связывается с
загадочным образом русалки. Скандинавские легенды говорят, что у каждой
кувшинки есть свой друг – эльф, который вместе с ней рождается, вместе с ней и
умирает. Согласно древнегреческим мифам, кувшинка была когда-то белой нимфой,
но потом она погибла от любви к остававшемуся к ней равнодушным Геркулесу и
превратилась в прекрасный цветок. Кувшинку-нимфею также называют “дитя солнца”:
ее прекрасные цветки раскрываются утром и закрываются с наступлением сумерек.
Ландыш
Существует немало легенд о происхождении ландыша. В
Англии рассказывали, что ландыши растут в лесу на тех местах, где сказочный
богатырь Леонард победил страшного дракона. В других легендах говорится, что
ландыши выросли из бусинок рассыпавшегося ожерелья Белоснежки или что это –
фонарики гномов. На Руси цветок связан с именами Садко, Любавы и Волховы.
Морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал свое сердце любимице
полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И
там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистоты, девичьей
любви и грусти.
Липа
Липа живет очень долго: в среднем до 300—400 лет, а
отдельные особи доживают до 1 200 лет. В течение всей своей жизни липа не
только радует глаз своей необыкновенной красотой, но и служит источником
лекарственного сырья, с давних пор используемого в народной медицине.
Лиственница
Хороша лиственница весной и летом, но вот в зимнюю
пору, рядом со своими вечнозелеными родственниками — соснами и елями, одетыми в
густую хвою, выглядит она невзрачно. Весной лиственница вместе с лиственными
деревьями пробуждается от зимней спячки. И из каждой почки-узелка появляется на
свет светло-зеленая кисточка из длинных и тонких хвоинок. И может показаться,
что весна невидимой рукой накинула на ветви дерева тончайшую сеть из зеленого
шелка.
Одуванчик
Одуванчик в народе называют “коровий цветок”,
“мартовский куст”, “млечный цвет” или “воздушный цветок”. Растёт он везде и на
любой почве. Его можно увидеть растущим даже между булыжниками и в
расщелинах асфальта. Спелые семена одуванчика имеют воздушные парашюты, с
помощью которых они разлетаются на большие расстояния. Все части растения на
изломах выделяют белый горький сок.
Осина
Название дерева переводится с латинского как
«трепетать». Это имя осина получила за игру листьев при порывах ветра. Осенью
крона осины приобретает ярко- жёлтую или оранжево-красную окраску, а весной
появляются коричнево-бурые серёжки.
Ромашка
Кто из нас не знает желтоглазую ромашку. С
незапамятных времён на ней гадают влюблённые. Этот простой, на вид невзрачный
цветок встречается почти везде. В нашей стране он растёт в Сибири, в Средней
Азии и на Кавказе. Ромашек существует
великое множество (более 350 видов). В старых летописях 16Iвека они упоминаются
как “пупавки”. Потом “пупавки” стали называться
“романовой травой”. Свое нынешнее название ромашка обрела в конце 18 века.
Рябина
Название у рябины кельтское и переводится, как
“терпкий”, “горький”, что указывает на вкус её плодов. В любое время года
рябина является украшением улиц, садов и парков. В России существовал обычай
при закладке нового дома сажать рядом молодую рябинку. Рябинка должна была
оберегать дом от всяческих козней злых духов.
Черника
Черника распространена довольно широко: в Северной
Америке, в Европе, в Азии, в Монголии, захватывая Западную и Восточную Сибирь.
Растёт она в хвойных и смешанных влажных лесах и на торфяных болотах. Ягода
шарообразная. Окраска синевато-чёрная с сизым налётом. Мякоть красноватая,
сладкая и ароматная. Чернику едят в
свежем и сушёном виде. Из неё делают сок, компот, желе, мармелад, кисель и
варенье. Черника широко используется в медицине.
Шиповник
Если вы когда-нибудь были в осеннем лесу, то,
наверняка, видели кусты с необычными ягодами. Это шиповник. В народе его
называют “дикой розой”. Плоды шиповника богаты витаминами.
Поэтические странички
| Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках. Снежною каймой. Распустились кисти Белой бахромой. (С. Есенин) | У лукоморья дуб зелёный, Златая цепь на дубе том; И днём, и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом. (А. Пушкин) | Клевер в разнотравье Розовый цветет, В воздухе мельканье – Бабочек полет. В вихре кружит весело Красок карусель, Слух ласкает песенкой Мне жужжащий шмель. (Л. Громова) |
| Облетели листья с клена, Клен от холода дрожит. На дорожке у балкона Золотой ковер лежит. (Е. Авдеенко) | У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!» (С. Есенин) | Все цветы на первый слух молчат: Там, в лесу, и дальше, за ручьем… Все цветы – на первый слух – молчат, Если их не спросишь ни о чем. Да, но ветер, пчелы и роса, Чуть касаясь их раскрытых ртов, Кажется, любые голоса Могут сделать голосом цветов. Но кувшинка молчаливей всех. Сколько ни стою на берегу, – Но кувшинка молчаливей всех, – Я ее расслышать не могу. (Н. Матвеева) |
| Родился ландыш в майский день, И лес его хранит; Мне кажется, его задень — Он тихо зазвонит. И этот звон услышат луг, И птицы, и цветы… Давай послушаем, а вдруг Услышим, — я и ты? (Е. Серова) | Посмотрите дети- Это липы цвет, Ароматы лета, Нам принёс в привет, Чай его душистый, Любит стар и мал, Очень многим людям Он здоровье дал: Сбил температуру, Горло подлечил, Горькую микстуру Детям заменил, И от кашля средства Просто лучше нет- Вот какой кудесник Этот липов цвет! (И. Козленко) | Ты – моя лиственница дивная, Зелёной дымкой окружённая. Зимой стоишь на холоде, раздета, Лишь снег тебя от холода спасает. Ну, а когда опять придёт тепло, – Ты снова, как с иголочки одета, И сердце моё радость наполняет. (И. Чеботникова) |
| Из шариков пушистых Над пестрым летним лугом Летят парашютисты Вдогонку друг за другом. Едва земли коснутся — Уснут, как на диванчике. А по весне проснутся… и будут – одуванчики! (И. Токмакова) | Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мёрзнет в жару… Дайте осинке Пальто и ботинки, Надо согреться Бедной осинке. (И. Токмакова) | На лугу у той дорожки, Что бежит к нам прямо в дом, Рос цветок на длинной ножке – Белый с желтеньким глазком. Я цветок сорвать хотела, Поднесла к нему ладонь, А пчела с цветка слетела И жужжит, жужжит: “Не тронь!” (М. Познанская) |
| Стройную рябину вижу во дворе, Изумруд на ветках утром на заре. Много ягод красных, Спелых и прекрасных Гроздьями висят, Их красив наряд. Собери на нитку ягод – для души, Из рябины бусы очень хороши! (С. Шишкина) | Мы едим кисель черничный, Аппетит у нас отличный, А усы черничные Очень симпатичные. (П. Синявский) | Что за куст растет , друзья? Подойти к нему нельзя: Весь в иголках и шипах – Укололись дети: «Ах!» Вот лекарственный полковник- А зовут его – шиповник! И плоды его, ребята, Витаминами богаты, Кто настой из них попьёт- Очень долго проживёт! (И. Козленко) |
Продукт проекта
Презентации учащихся 1 класса (2013 год)
Слайд 1
Проект по теме «Растения» Программа «Планета знаний» 1 – В класс ГБОУ гимназия № 426 Учитель: Галецкая В.А.
Слайд 2
Введение: Одним из приоритетных направлений развития науки, технологии и техники Российской Федерации является рациональное природопользование. В концепции модернизации образования отмечается, что школа пока не учит вести поиск и отбор информации. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения определенную роль отводит предмету «Окружающий мир», который может подвести детей к пониманию основного закона экологии : «все связано со всем», а вслед за этим к осознанию целостности природы и элементарных правил нравственного поведения в ней, как составляющих гражданской позиции и мировоззрения обучающихся; ориентируют учителя на системно – деятельностный подход в обучении, на формирование универсальных учебных действий. Большое значение придаётся учёту возрастных и индивидуальных особенностей и реализации дифференцированного подхода в обучении. Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально – культурной ситуации начала XXI века. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогают ребенку по-новому взглянуть на природу. Ребенок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, все воспринимает с любовью, испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребенка развиваются самостоятельность, наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Слайд 3
Актуальность: В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Сотрудничество педагога и детей в их творческом общении и взаимодействии становится универсальной формой обновления образования. Современными сравнительными исследованиями доказано, что репродукционные методики обучения делают значительную часть школьников неспособными к анализу, обобщению, и самостоятельным выводам, не умеющими применять полученные знания в проблемных ситуациях, что значительно снижает уровень образования. В связи с этим возникает необходимость компетентностного подхода в образовании, когда целью школы должны быть не знания, а способность учиться и действовать самостоятельно. Действовать самостоятельно, значит, важны такие качества и ученика, и педагога, как инициатива, самоопределение, выбор, заинтересованность, творческая самореализация. Кардинальное решение проблемы видится в полном, системном переходе образования к разнообразным творческим работам по выбору и проектам. Поэтому актуальность проектного метода в образовании очевидна. Предлагаемый проект «Растения» актуален ещё и потому, что сегодня одним из главных условий успешности образования является здоровье. А успешное использование здоровьесберегающих программ является одним из критериев инновации. Именно проектная деятельность должна доминировать в образовательных процессах, а все остальные формы занятий стать интерактивными и обеспечивать творческие работы и проекты.
Слайд 4
Педагогическая цель: обеспечить условия для участия учеников в проектной деятельности по теме «Растения», предложенной в учебнике по программе «Планета знаний» «Окружающий мир» 1 класс. Авторы: Г.Г. Ивченкова , И.В. Потапов.
Слайд 5
Цели: Создание условий для развития новых образовательных качеств учащихся, условий для формирования творческой личности через проектную деятельность, в котором педагоги могли бы обеспечить: богатый выбор тем для творческих работ учащихся как основного продукта погружений, самостоятельную проектную деятельность учащихся как основного продукта самообразования; Обобщить знания о многообразии растений, формировать растениеводческие умения, навыки совместной работы и делового общения в коллективе. Развивать умение передавать и презентовать полученные знания. Развивать нравственные и эстетические чувства, повышать познавательную активность детей. Воспитывать бережное отношение не только к растениям, но и к природе в целом, а так же чувство ответственности.
Слайд 6
Задачи: показать школьникам связь живой и неживой природы; способствовать формированию умений анализировать, наблюдать, сравнивать, делать выводы; обучать применению полученных знаний; развивать зрительную память, логическое мышление, устную речь; коммуникативные способности; умение работать с интерактивными средствами обучения; воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, бережное отношение к природе.
Слайд 7
проект «Растения» направлен на изучение разнообразия растений, а так же пользы растений для человека. Целью является формирование интереса первоклассников к изучению окружающего мира, экологической культуры, развитие умений находить информацию и работать с ней, формирование навыков межличностного взаимодействия и сотрудничества, навыков работы в группе В последующем возможно возвращение к проекту и его расширение. Преимущества учебного проекта: Нетрадиционная форма проведения урока позволяет разнообразить учебный процесс, что вызывает положительные эмоции учащихся. Данный вид деятельности заставляет воспользоваться дополнительной литературой, связать тему с жизненным опытом первоклассников, развить интерес к окружающей среде.
Слайд 8
Планируемые результаты: Предметные: освоение способов изучения жизни растений (наблюдение, запись, опыт, сравнение) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; Универсальные учебные действия (метапредметные): определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. – регулятивные: формирование умения ставить цель, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, выполнять задания в соответствии с поставленной целью. – познавательные: общеучебные – отбирают информацию, полученную из различных источников; логические – владеют основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов; умеют выделять существенную информацию из текстов разных видов; строят рассуждения в форме связи простых суждений. – коммуникативные: умеют работать в группе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; составляют рассказ.
Слайд 9
1 этап: предпроектный. Обозначение темы проекта: «Растения» . Пробуждение у учащихся интереса к теме проекта и формулировка проблемы с использованием стартовой презентации и экскурсии по теме. Деление класса на группы согласно теме проекта: «Что мы сажаем, сажая леса…» «Комнатные растения в нашей жизни» «Искусство составления букетов» «Охрана растений» «Растения в жизни животных» Этап погружения в проект: выделение проблемы, цели, задачи. Организация и проведение работы для поиска способов решения проблемы проекта.
Слайд 10
2 этап: Создание продукта проектной деятельности. организация деятельности детей, определение целей и задачи каждой группы; планирование работы по решению задачи проекта; самостоятельная работа учащихся с заданиями, поиск информации учащимися; возможный запрос информации учащимися, консультация учителя.
Слайд 11
3 этап: Презентация продукта. Защита работ по готовому плану. Рефлексия. Обозначение новых проблем для дальнейшего развития.
Слайд 12
Презентация по теме «Охрана растений» Состав группы : Амплеева Анна Гришина Анастасия Крауклис Елизавета Нестерова Арина Осипов Максим
Слайд 13
Презентация по теме «Комнатные растения » Состав группы : Кондрацкий Артём Племянников Максим Сверчков Сергей
Слайд 14
Презентация по теме «Комнатные растения» Состав группы : Лысков Никита Платов Иван Соколенко Ксения Юрченко Виолетта
Слайд 15
Презентация по теме «Удивительные растения» Состав группы : Васильева Анастасия Клетная Анастасия Козлов Андрей
Слайд 16
Презентация по теме «Комнатные растения» Состав группы : Голиков Владислав Гелета Александр Леонова Валерия Ненова Анастасия
Слайд 17
ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ «Поступай по отношению к природе так, как ты хотел бы, чтобы окружающие поступали по отношению к тебе»!
Слайд 18
Литература: Ивченкова Г.Г., Потапова И.В. «Окружающий мир» 1 класс, ООО Издательство “ Астрель ”, М., 2011. Гулуева Т.С. Система уроков по учебнику Ивченковой Г.Г., Потапова И.В. «Окружающий мир» 1 класс, издательство «Учитель», Волгоград, 2012. Конышева Н.М., «Проектная деятельность школьников», Начальная школа. – 2006, №1. Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование. – 2005, №2. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения./ Под редакцией А.Г.Каспржака , Л.Ф.Ивановой. – М.: Просвещение, 2004. Панскова Г.В. Все дело в мыслях. Материалы олимпиад для учащихся начальных классов инновационных школ. – Чебоксары: Изд-во Л.А.Наумова. 2007.