Проект польза растений 1 класс

Материалы для работы над проектом

Загадки о растениях

Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не голова.
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист – ладошкой,
С длинной ножкой. 
Любят зайчатки
Листья-тройчатки
От травки-полёвки,
Красной головки.
Только тронь –
Отдернешь ладонь:
Обжигает трава
Как огонь. 
На реке у бора –
Чашка из фарфора.
Как день – она всплывает,
Как ночь – она ныряет.
Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят.
Это дерево цветет,
Аромат и мед дает.
И спасает нас от гриппа,
От простуд царевна – …
Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок.
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок –
Остался стебелёк.
Что за дерево стоит?
Ветра нет, а лист дрожит.
Шел я лугом по тропинке.
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи.
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют,
И, галдя, его клюют.
Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот.
Осторожнее с
кустом,
С тем, что с пильчатым листом,
Нежно-розовым цветет,
Но обидчиком слывет.

Не
смотри, что так он дивен,
Он обычно агрессивен,
Вмиг колючий нрав покажет,
Правоту свою докажет.

Знаете ли вы эти растения?

По страницам энциклопедий

Берёза

Красавицей русских лесов называют люди
березу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она
привлекательна во все времена года. О березе сложено много песен, былин,
преданий, создано много живописных картин. Прекрасна белая береза и в чистом
поле, и на светлой лесной поляне. А белые стволы березовой рощи на фоне летней
травы и ярких цветов — такая картина запоминается на всю жизнь! В березовых
перелесках много света, воздух прозрачен и чист. 

Дуб

Дуб имеет мощный, стержневой корень и огромную
шаровидную крону. Размножаются дубы семенами-желудями, длина которых 20-40 см.
Они продолговатые с блестящей коричневой или зеленой оболочкой. На макушке их
имеются бурые шапочки. Жёлуди служат хорошим кормом для животных. Дубы – это
великаны-долгожители. Они живут около 400 лет. Встречаются и более древние
экземпляры.

Клевер

Он растет и на лужайках, и на опушках, и на обочинах
дорог, и на берегах рек, в канавах, по окраинам полей. Его тройчатые листья и
красная головка — маленькое сокровище. Домашних животных нужно кормить, а
клевер дает много зеленой массы, что очень важно в условиях непродолжительного,
часто прохладного и дождливого лета. Красная головка клевера — соцветие из многочисленных,
любопытно устроенных цветков. В цветках много нектара и вокруг них всегда
кружат пчелы. Клевер — лекарственное растение.

Клён

Клен получил своё название из латинского языка и
обозначает “острый”, так как его листья имеют острые лопасти от 3 до 5.  Плоды клёна имеют лёгкие своеобразные крылья,
с помощью которых семена
разносятся ветром по округе. Осенью эти растения окрашиваются в яркие цвета:
лимонные, жёлтые, красные, оранжевые или бордовые. Окраска их зависит от вида
клёнов. Клён – это постоянный обитатель городов и посёлков.

Крапива

Все мы знаем, как неприятны ее ожоги: нам больно,
потом появляется небольшой волдырь, который начинает чесаться. Почему возникает
это неприятное ощущение? Листья и стебли крапивы покрыты множеством жгучих
волосков. В них находятся стрекательные клетки, содержащие едкую жидкость.
Когда мы касаемся листа, волосок прокалывает кожу, верхняя часть волоска
отламывается, и в ранку попадает содержимое стрекательной клетки. Ераписа – это
еще и лекарственное растение. Ее листья и молодые побеги съедобны, они богаты
витаминами. Из корней крапивы делают желтую, а из листьев — зеленую краску.

Кувшинка

Кувшинка латинское название получила по имени одной из
водяных нимф. В славянских сказках представление о кувшинках связывается с
загадочным образом русалки. Скандинавские легенды говорят, что у каждой
кувшинки есть свой друг – эльф, который вместе с ней рождается, вместе с ней и
умирает. Согласно древнегреческим мифам, кувшинка была когда-то белой нимфой,
но потом она погибла от любви к остававшемуся к ней равнодушным Геркулесу и
превратилась в прекрасный цветок. Кувшинку-нимфею также называют “дитя солнца”:
ее прекрасные цветки раскрываются утром и закрываются с наступлением сумерек.

Ландыш

Существует немало легенд о происхождении ландыша. В
Англии рассказывали, что ландыши растут в лесу на тех местах, где сказочный
богатырь Леонард победил страшного дракона. В других легендах говорится, что
ландыши выросли из бусинок рассыпавшегося ожерелья Белоснежки или что это –
фонарики гномов. На Руси цветок связан с именами Садко, Любавы и Волховы.
Морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал свое сердце любимице
полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И
там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистоты, девичьей
любви и грусти.

Липа

Липа живет очень долго: в среднем до 300—400 лет, а
отдельные особи доживают до 1 200 лет. В течение всей своей жизни липа не
только радует глаз своей необыкновенной красотой, но и служит источником
лекарственного сырья, с давних пор используемого в народной медицине.

Лиственница

Хороша лиственница весной и летом, но вот в зимнюю
пору, рядом со своими вечнозелеными родственниками — соснами и елями, одетыми в
густую хвою, выглядит она невзрачно. Весной лиственница вместе с лиственными
деревьями пробуждается от зимней спячки. И из каждой почки-узелка появляется на
свет светло-зеленая кисточка из длинных и тонких хвоинок. И может показаться,
что весна невидимой рукой накинула на ветви дерева тончайшую сеть из зеленого
шелка.

Одуванчик

Одуванчик в народе называют “коровий цветок”,
“мартовский куст”, “млечный цвет” или “воздушный цветок”. Растёт он везде и на
любой почве. Его можно увидеть растущим даже между булыжниками и в
расщелинах асфальта. Спелые семена одуванчика имеют воздушные парашюты, с
помощью которых они разлетаются на большие расстояния. Все части растения на
изломах выделяют белый горький сок.

Осина

Название дерева переводится с латинского как
«трепетать». Это имя осина получила за игру листьев при порывах ветра. Осенью
крона осины приобретает ярко- жёлтую или оранжево-красную окраску, а весной
появляются коричнево-бурые серёжки.

Ромашка

Кто из нас не знает желтоглазую ромашку. С
незапамятных времён на ней гадают влюблённые. Этот простой, на вид невзрачный
цветок встречается почти везде. В нашей стране он растёт в Сибири, в Средней
Азии и на Кавказе.  Ромашек существует
великое множество (более 350 видов). В старых летописях 16Iвека они упоминаются
как “пупавки”. Потом “пупавки” стали называться
“романовой травой”. Свое нынешнее название ромашка обрела в конце 18 века.

Рябина

Название у рябины кельтское и переводится, как
“терпкий”, “горький”, что указывает на вкус её плодов. В любое время года
рябина является украшением улиц, садов и парков. В России существовал обычай
при закладке нового дома сажать рядом молодую рябинку. Рябинка должна была
оберегать дом от всяческих козней злых духов.

Черника

Черника распространена довольно широко: в Северной
Америке, в Европе, в Азии, в Монголии, захватывая Западную и Восточную Сибирь.
Растёт она в хвойных и смешанных влажных лесах и на торфяных болотах. Ягода
шарообразная. Окраска синевато-чёрная с сизым налётом. Мякоть красноватая,
сладкая и ароматная.  Чернику едят в
свежем и сушёном виде. Из неё делают сок, компот, желе, мармелад, кисель и
варенье. Черника широко используется в медицине.

Шиповник

Если вы когда-нибудь были в осеннем лесу, то,
наверняка, видели кусты с необычными ягодами. Это шиповник. В народе его
называют “дикой розой”. Плоды шиповника богаты витаминами.

Поэтические странички

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках.
Снежною каймой.
Распустились кисти
Белой бахромой.
(С. Есенин)
У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том;
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
(А. Пушкин)
Клевер в разнотравье
Розовый цветет,
В воздухе мельканье –
Бабочек полет.
В вихре кружит весело
Красок карусель,
Слух ласкает песенкой
Мне жужжащий шмель. 
(Л. Громова)
Облетели листья с клена,
Клен от холода дрожит.
На дорожке у балкона
Золотой ковер лежит.
(Е. Авдеенко)
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
(С. Есенин)
Все цветы на первый слух
молчат: 
Там, в лесу, и дальше, за ручьем… 
Все цветы – на первый слух – молчат, 
Если их не спросишь ни о чем. 
Да, но ветер, пчелы и роса, 
Чуть касаясь их раскрытых ртов, 
Кажется, любые голоса 
Могут сделать голосом цветов. 
Но кувшинка молчаливей всех. 
Сколько ни стою на берегу, – 
Но кувшинка молчаливей всех, – 
Я ее расслышать не могу.
(Н. Матвеева)
Родился ландыш в майский
день,
И лес его хранит;
Мне кажется, его задень —
Он тихо зазвонит.
И этот звон услышат луг,
И птицы, и цветы…
Давай послушаем, а вдруг
Услышим, — я и ты?
(Е. Серова)
Посмотрите дети-
Это липы цвет,
Ароматы лета,
Нам принёс в привет,
Чай его душистый,
Любит стар и мал,
Очень многим людям
Он здоровье дал: 
Сбил температуру,
Горло подлечил,
Горькую микстуру
Детям заменил,
И от кашля средства
Просто лучше нет- 
Вот какой кудесник
Этот липов цвет!
(И. Козленко)
Ты – моя лиственница дивная,
Зелёной дымкой окружённая.
Зимой стоишь на холоде,
раздета,
Лишь снег тебя от холода спасает.
Ну, а когда опять придёт тепло, – 
Ты снова, как с иголочки одета,
И сердце моё  радость наполняет.
(И. Чеботникова)
Из шариков пушистых
Над пестрым летним лугом
Летят парашютисты
Вдогонку друг за другом.
Едва земли коснутся —
Уснут, как на диванчике.
А по весне проснутся…
и будут – одуванчики!
(И. Токмакова)
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару…
Дайте осинке
Пальто и ботинки,
Надо согреться
Бедной осинке.
(И. Токмакова)
На лугу у той дорожки,
Что бежит к нам прямо в дом,
Рос цветок на длинной ножке –
Белый с желтеньким глазком.
Я цветок сорвать хотела,
Поднесла к нему ладонь,
А пчела с цветка слетела
И жужжит, жужжит: “Не
тронь!”
(М. Познанская)
Стройную рябину вижу во
дворе, 
Изумруд на ветках утром на заре. 
Много ягод красных, 
Спелых и прекрасных 
Гроздьями висят, 
Их красив наряд. 
 Собери на нитку ягод – для души, 
Из рябины бусы очень хороши! 
(С. Шишкина)
Мы едим кисель черничный,
Аппетит у нас отличный,
А усы черничные
Очень симпатичные.
(П. Синявский)
Что за куст растет , друзья?
Подойти к нему нельзя:
Весь в иголках и шипах –
Укололись дети: «Ах!»
Вот лекарственный полковник-
А зовут его – шиповник!
И плоды его, ребята, 
Витаминами богаты,
Кто настой из них попьёт-
Очень долго проживёт!
(И. Козленко)

Продукт проекта

Презентации учащихся 1 класса (2013 год)

Источник

Слайд 1

Проект по теме «Растения» Программа «Планета знаний» 1 – В класс ГБОУ гимназия № 426 Учитель: Галецкая В.А.

Слайд 2

Введение: Одним из приоритетных направлений развития науки, технологии и техники Российской Федерации является рациональное природопользование. В концепции модернизации образования отмечается, что школа пока не учит вести поиск и отбор информации. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения определенную роль отводит предмету «Окружающий мир», который может подвести детей к пониманию основного закона экологии : «все связано со всем», а вслед за этим к осознанию целостности природы и элементарных правил нравственного поведения в ней, как составляющих гражданской позиции и мировоззрения обучающихся; ориентируют учителя на системно – деятельностный подход в обучении, на формирование универсальных учебных действий. Большое значение придаётся учёту возрастных и индивидуальных особенностей и реализации дифференцированного подхода в обучении. Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально – культурной ситуации начала XXI века. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогают ребенку по-новому взглянуть на природу. Ребенок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, все воспринимает с любовью, испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребенка развиваются самостоятельность, наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

Слайд 3

Актуальность: В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Сотрудничество педагога и детей в их творческом общении и взаимодействии становится универсальной формой обновления образования. Современными сравнительными исследованиями доказано, что репродукционные методики обучения делают значительную часть школьников неспособными к анализу, обобщению, и самостоятельным выводам, не умеющими применять полученные знания в проблемных ситуациях, что значительно снижает уровень образования. В связи с этим возникает необходимость компетентностного подхода в образовании, когда целью школы должны быть не знания, а способность учиться и действовать самостоятельно. Действовать самостоятельно, значит, важны такие качества и ученика, и педагога, как инициатива, самоопределение, выбор, заинтересованность, творческая самореализация. Кардинальное решение проблемы видится в полном, системном переходе образования к разнообразным творческим работам по выбору и проектам. Поэтому актуальность проектного метода в образовании очевидна. Предлагаемый проект «Растения» актуален ещё и потому, что сегодня одним из главных условий успешности образования является здоровье. А успешное использование здоровьесберегающих программ является одним из критериев инновации. Именно проектная деятельность должна доминировать в образовательных процессах, а все остальные формы занятий стать интерактивными и обеспечивать творческие работы и проекты.

Слайд 4

Педагогическая цель: обеспечить условия для участия учеников в проектной деятельности по теме «Растения», предложенной в учебнике по программе «Планета знаний» «Окружающий мир» 1 класс. Авторы: Г.Г. Ивченкова , И.В. Потапов.

Слайд 5

Цели: Создание условий для развития новых образовательных качеств учащихся, условий для формирования творческой личности через проектную деятельность, в котором педагоги могли бы обеспечить: богатый выбор тем для творческих работ учащихся как основного продукта погружений, самостоятельную проектную деятельность учащихся как основного продукта самообразования; Обобщить знания о многообразии растений, формировать растениеводческие умения, навыки совместной работы и делового общения в коллективе. Развивать умение передавать и презентовать полученные знания. Развивать нравственные и эстетические чувства, повышать познавательную активность детей. Воспитывать бережное отношение не только к растениям, но и к природе в целом, а так же чувство ответственности.

Слайд 6

Задачи: показать школьникам связь живой и неживой природы; способствовать формированию умений анализировать, наблюдать, сравнивать, делать выводы; обучать применению полученных знаний; развивать зрительную память, логическое мышление, устную речь; коммуникативные способности; умение работать с интерактивными средствами обучения; воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, бережное отношение к природе.

Слайд 7

проект «Растения» направлен на изучение разнообразия растений, а так же пользы растений для человека. Целью является формирование интереса первоклассников к изучению окружающего мира, экологической культуры, развитие умений находить информацию и работать с ней, формирование навыков межличностного взаимодействия и сотрудничества, навыков работы в группе В последующем возможно возвращение к проекту и его расширение. Преимущества учебного проекта: Нетрадиционная форма проведения урока позволяет разнообразить учебный процесс, что вызывает положительные эмоции учащихся. Данный вид деятельности заставляет воспользоваться дополнительной литературой, связать тему с жизненным опытом первоклассников, развить интерес к окружающей среде.

Слайд 8

Планируемые результаты: Предметные: освоение способов изучения жизни растений (наблюдение, запись, опыт, сравнение) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; Универсальные учебные действия (метапредметные): определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. – регулятивные: формирование умения ставить цель, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, выполнять задания в соответствии с поставленной целью. – познавательные: общеучебные – отбирают информацию, полученную из различных источников; логические – владеют основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов; умеют выделять существенную информацию из текстов разных видов; строят рассуждения в форме связи простых суждений. – коммуникативные: умеют работать в группе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; составляют рассказ.

Слайд 9

1 этап: предпроектный. Обозначение темы проекта: «Растения» . Пробуждение у учащихся интереса к теме проекта и формулировка проблемы с использованием стартовой презентации и экскурсии по теме. Деление класса на группы согласно теме проекта: «Что мы сажаем, сажая леса…» «Комнатные растения в нашей жизни» «Искусство составления букетов» «Охрана растений» «Растения в жизни животных» Этап погружения в проект: выделение проблемы, цели, задачи. Организация и проведение работы для поиска способов решения проблемы проекта.

Слайд 10

2 этап: Создание продукта проектной деятельности. организация деятельности детей, определение целей и задачи каждой группы; планирование работы по решению задачи проекта; самостоятельная работа учащихся с заданиями, поиск информации учащимися; возможный запрос информации учащимися, консультация учителя.

Слайд 11

3 этап: Презентация продукта. Защита работ по готовому плану. Рефлексия. Обозначение новых проблем для дальнейшего развития.

Слайд 12

Презентация по теме «Охрана растений» Состав группы : Амплеева Анна Гришина Анастасия Крауклис Елизавета Нестерова Арина Осипов Максим

Слайд 13

Презентация по теме «Комнатные растения » Состав группы : Кондрацкий Артём Племянников Максим Сверчков Сергей

Слайд 14

Презентация по теме «Комнатные растения» Состав группы : Лысков Никита Платов Иван Соколенко Ксения Юрченко Виолетта

Слайд 15

Презентация по теме «Удивительные растения» Состав группы : Васильева Анастасия Клетная Анастасия Козлов Андрей

Слайд 16

Презентация по теме «Комнатные растения» Состав группы : Голиков Владислав Гелета Александр Леонова Валерия Ненова Анастасия

Слайд 17

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ «Поступай по отношению к природе так, как ты хотел бы, чтобы окружающие поступали по отношению к тебе»!

Слайд 18

Литература: Ивченкова Г.Г., Потапова И.В. «Окружающий мир» 1 класс, ООО Издательство “ Астрель ”, М., 2011. Гулуева Т.С. Система уроков по учебнику Ивченковой Г.Г., Потапова И.В. «Окружающий мир» 1 класс, издательство «Учитель», Волгоград, 2012. Конышева Н.М., «Проектная деятельность школьников», Начальная школа. – 2006, №1. Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование. – 2005, №2. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения./ Под редакцией А.Г.Каспржака , Л.Ф.Ивановой. – М.: Просвещение, 2004. Панскова Г.В. Все дело в мыслях. Материалы олимпиад для учащихся начальных классов инновационных школ. – Чебоксары: Изд-во Л.А.Наумова. 2007.

Источник

Читайте также:  Польза овощных салатов с оливковым маслом