Проект о пользе мытья рук

VIII ОКРУЖНЫЕ ЗАОЧНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ
ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
«СТУПЕНЬ В БУДУЩЕЕ. ЮНИОР»
МЕДИЦИНА И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Почему так важно мыть руки…
Автор: Рагулин Александр Сергеевич, ученик 5 кадетского класса
Научный руководитель: Кандюшина Наталья Николаевна, учитель биологии и химии
Место выполнения работы: МАОУ СОШ №8, ЯНАО, г.Лабытнанги
2014 г.
2
Содержание:
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава I.
Основная часть:
1.1.Историческая справка…………………………………………………………………………………3-4
1.2. Кто такие бактерии……………………………………………………………………………………………………………..4-5
1.3Форма тела……………..…………………………………………………………………………………………………………..5
1.4. Способы передвижения ………………………………………………………………………………………………………..5
1.5. Размножение…………….……………………………………………………………………………5-6
1.6. Место обитания…………………………………………………………………………………………..6
Глава II.
Исследовательская часть:
2.1. Анкетирование учащихся 3к и 6а классов…………………………………………………………7
Опыт ….…………………………………………………………………………………………… 7-8
2.3.Заключение……………………………………………………………………………………………8
Список литературы…..………………………………………………………………………………………9
Приложения…………….………………………………………………………………………………10-20
3
Почему так важно мыть руки…
Рагулин Александр Сергеевич
Ямало-Ненецкий автономный округ
город Лабытнанги
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8», 5-к класс
Введение
Актуальность
То, что нужно мыть руки перед едой, знают все. Об этом нам рассказывают наши родители, бабушки и дедушки. Это то правило, которое приходится напоминать ежедневно, ведь вряд ли мы сами задумываемся, почему это так важно.
От того и забываем об опасности грязных рук, увидев на столе изумительнейший бабушкин пирог, кусочек которого так и просится в рот. А это отличнейший способ помочь различным микробам попасть в организм. Так же опасно и употребление в пищу немытых овощей и фруктов.
Привычка мыть руки в течение дня должна вырабатываться с детства, только представьте, сколько бактерий живет на наших руках после прогулки во дворе, а говорить об опасности возникновения различных заболеваний после игр с животными вообще не стоит. Помимо этого, микробы могут попадать в организм тысячами путей, после контакта с практически любыми поверхностями, предметами.
Малышу достаточно потереть глазки, облизать пальчик, потереть носик…
Объект исследования: руки
Предмет исследования: грязные руки; руки, вымытые без мыла; руки, вымытые с мылом.
Цель работы: узнать, правда ли так важно мыть руки в течение дня, особенно перед едой, и о последствиях попадания микробов в организм.
Гипотеза: качественное мытьё рук – первая защита от многих болезней.
Задачи исследования:
Изучить историю мытья рук;
Выяснить, кто такие бактерии;
Исследовать, как часто моют руки учащиеся 3 и 6 классов;
Методы исследования: изучение литературы, анкетирование, беседа, исследования.
Срок проведения исследования: исследование проводилось в течение 2 дней.
Основная часть:
1.1.Историческая справка
Первые документальные упоминания о мытье рук относятся к 3 веку до нашей эры. Иудейский раввин Хийя, живший в Палестине, ввел в свой обиход практику мытья рук. Правда, нововведение он мотивировал не гигиенической необходимостью, а тем, что чистые руки…улучшают зрение! Чтобы понять суть «открытия» священнослужителя, нужно знать, что по окончании трапезы раввины погружали пальцы в соль, а чуть позже возносили благодарственную молитву, во время которой для повышения концентрации внимания прикрывали глаза пальцами или ладонями. Соль разъедала
4
слизистую оболочку глаза и через некоторое время человек погружался во мрак слепоты. Так что раввин Хийя спас не только себя, но и многих своих современников и последователей от проблем со зрением!
Столетия спустя, неряшливость дорого обошлась одному известному государственному деятелю. По одной из легенд, наши не в меру чистоплотные предки смогли разоблачить самозванца Лжедмитрия по тому, что он… не ходил в баню и редко мылся! Для русских людей это было первым признаком «немца», «ляха» и т.д.
В древности и в средние века обычай, мыть руки после приема пищи, был широко распространен, потому что столовые приборы в обиходе отсутствовали. В высшем английском обществе до 19 века считалось хорошим тоном подавать после еды одновременно с десертом «вазы для ополаскивания пальцев».
Казалось бы, вопрос о том, мыть ли собственные руки – это личное дело человека, и каждый может решать его в силу своей чистоплотности и воспитания, но, как отмечают эксперты ООН и Всемирной организации здравоохранения, проблема немытых рук имеет катастрофические последствия, если рассматривать ее в мировом масштабе.
Через немытые руки в организм человека попадают возбудители таких страшных заболеваний, как холера, вирусная пневмония, гепатит, грипп и ОРВИ.
По данным представителя ЮНИСЕФ, ежегодно от диареи, заболевание, которое еще называют «болезнью грязных рук», умирают 5 тысяч детей. Половины этих смертей можно было избежать. «Грязные руки» являются одной из главных причин детской смертности в Азии и Африке.
В 2008 15 октября впервые был проведен день мытья рук. Детский фонд ООН официально объявил 15 октября Всемирным днем мытья рук.
1.2.Кто такие бактерии?
Бактерии – самая древняя группа организмов из ныне существующих на Земле. Первые бактерии появились, вероятно, более 3,5 млрд лет назад и на протяжении почти миллиарда лет были единственными живыми существами на нашей планете. Поскольку это были первые представители живой природы, их тело имело примитивное строение.
Со временем их строение усложнилось, но и поныне бактерии считаются наиболее примитивными одноклеточными организмами. Интересно, что некоторые бактерии и сейчас ещё сохранили примитивные черты своих древних предков. Это наблюдается у бактерий, обитающих в горячих серных источниках и бескислородных илах на дне водоёмов.
5
Большинство бактерий бесцветно. Только немногие окрашены в пурпурный или в зелёный цвет. Но колонии многих бактерий имеют яркую окраску, которая обусловливается выделением окрашенного вещества в окружающую среду или пигментированием клеток.
Первооткрывателем мира бактерий был Антоний Левенгук – голландский естествоиспытатель 17 века, впервые создавший совершенную лупу-микроскоп, увеличивающую предметы в 160-270 раз.
Бактерии относят к прокариотам и выделяют в отдельное царство – Бактерии.
1.3. Форма тела
Бактерии – многочисленные и разнообразные организмы. Они различаются по форме.
Различают:
шарообразные кокки (например, стрептококки, стафилококки),
палочковидные бациллы (например, кишечная палочка),
изогнутые в виде запятой вибрионы (например, холерный вибрион),
спиралевидные спириллы. (Приложение №1)
Очень часто бактерии образуют скопления в виде длинных изогнутых цепочек, групп и пленок.
1.4.Способы передвижения
Среди бактерий есть подвижные и неподвижные формы. Подвижные – передвигаются за счёт волнообразных сокращений или при помощи жгутиков. Их может быть один или несколько – до 1000. (Приложение №2) Располагаются они у одних бактерий на одном конце клетки, у других – на двух или по всей поверхности. Но движение присуще и многим иным бактериям, у которых жгутики отсутствуют. Так, бактерии, покрытые снаружи слизью, способны к скользящему движению.
1.5. Размножение
Размножаются бактерии делением одной клетки на две. Достигнув определённого размера, бактерия делится на две одинаковые бактерии. Затем каждая из них начинает питаться, расти, делиться и так далее. (Приложение №3)
После удлинения клетки постепенно образуется поперечная перегородка, а затем дочерние клетки расходятся; у многих бактерий в определённых условиях клетки после деления остаются связанными в характерные группы. При этом в зависимости от направления плоскости деления и числа делений возникают разные формы. Размножение почкованием встречается у бактерий как исключение.
6
При благоприятных условиях деление клеток у многих бактерий происходит через каждые 20-30 минут. При таком быстром размножении потомство одной бактерии за 5 суток способно образовать массу, которой можно заполнить все моря и океаны. Простой подсчёт показывает, что за сутки может образоваться 72 поколения (720 000 000 000 000 000 000 клеток). Если перевести в вес – 4720 тонн. Однако в природе этого не происходит, так как большинство бактерий быстро погибают под действием солнечного света, при высушивании, недостатке пищи, нагревании до 65-100ºС, в результате борьбы между видами и т.д.
1.6.Место обитания
В силу простоты организации и неприхотливости бактерии широко распространены в природе. Бактерии обнаружены везде: в капле даже самой чистой родниковой воды, в крупинках почвы, в воздухе, на скалах, в полярных снегах, песках пустынь, на дне океана, в добытой с огромной глубины нефти и даже в воде горячих источников с температурой около 80ºС. Обитают они на растениях, плодах, у различных животных и у человека в кишечнике, ротовой полости, на конечностях, на поверхности тела.Трудно даже представить, как малы бактерии, обитающие на поверхности нашего тела и внутри его. На маленьком кусочке кожи величиной с ноготь на мизинце живет пять миллионов бактерий. Понятно, что их можно увидеть только под сильным микроскопом. Большинство бактерий безопасны для организма человека и даже необходимы для его функционирования. Но некоторые виды опасны — они могут вызывать заболевания. Поэтому важно перед едой мыть руки с мылом. Очень может быть, что как раз перед этим мы трогали какие-то вещи, к которым прикасались многие люди, например, дверные ручки или деньги. И очень может быть, что при этом нам на руки попали опасные болезнетворные бактерии. При мытье мы смываем большую часть бактерий. Это уменьшает опасность попадания бактерий в рот во время еды.
На наших руках постоянно находятся миллионы микроорганизмов, которые при контакте передаются другому человеку – особенно восприимчивы к болезнетворным инфекциям дети, люди, перенесшие заболевание или хирургическое вмешательство. А ведь дизентерия, гепатит («желтуха»), сальмонеллез – это далеко не полный список тяжелых заболеваний, передающихся посредством соприкосновения с продуктами питания, предметами гигиены и даже простого рукопожатия. Не забывайте об этом, придя с улицы, из магазина или садясь за стол.
7
Глава II
Исследовательская часть
Для того чтобы провести наше исследование, нами было проведено анкетирование среди учащихся 3 прокадетского класса (20)и 6 а класса (25). В анкетировании приняли участие – 45 человек. Они ответили на вопросы анкеты (приложение 4) и я выяснил, что:
20 человек – 3 прокадетского класса знают, что в течение дня необходимо мыть руки;
25 человек – 6а класса, также знают, что в течение дня необходимо мыть руки;
19 человек – 3 прокадетского класса всегда моют руки перед едой;
1 человек – 3 прокадетского класса не всегда моет руки перед едой;
24 человека – 6а класса всегда моют руки перед едой;
1 человек – 6а класса не всегда моет руки перед едой;
18 человек – 3 прокадетского класса всегда моют руки перед едой в школьной столовой;
2 человека – 3 прокадетского класса никогда не моют руки перед едой в школьной столовой;
2 человека – 3 прокадетского класса иногда не моют руки перед едой в школьной столовой;
24 человека – 6а класса всегда моют руки перед едой в школьной столовой;
1 человек – 6а класса всегда моет руки перед едой в школьной столовой только после спорт.зала;
20 человек – 3 прокадетский класс моют руки после прогулки;
1 человек – 6а класс моют руки после больницы;
24 человека – 6а класс моют руки после уборки, туалета, спорт.зала, прогулки;
19 человек – 3 прокадетский класс не знают, чем могут быть опасны грязные руки;
1 человек – 3 прокадетский класс знают, чем могут быть опасны грязные руки;
25 человек – 6а класс знают, чем могут быть опасны грязные руки.
Диаграммы результатов анкетирования (приложение 5).
Так же чтобы убедиться в необходимости мыть руки перед едой, мы провели следующий опыт.
Опыт 1:
Для проведения опыта приготовил питательную смесь для бактерий. Взял клубень картофеля, помыл его и почистил. Разрезал пополам и вымочил в течение 2-3 часов в 1% – м растворе соды. Затем сварил его и разрезал на ломтики. Ломтики выложил на фильтровальную бумагу в 3 чашки Петри. (Чашки Петри предварительно тщательно вымыл, высушил и подписал: «грязные», «с водой», «с мылом»). Это и была питательная среда для выращивания бактерий. Затем:
Пальцами немытой руки прикоснулся к питательному растворучашки – «грязные»;
Вымыв руки без мыла, пальцами прикоснулся к питательному раствору чашки – «с водой»;
Тщательно вымыв руки с мылом, пальцами прикоснулся к питательному раствору чашки – «с мылом».
8
Накрыл, чашки Петри крышками поставил в несильно освещённое тёплое место (Приложение 6). Через 2 дня сравнил результаты.(приложение 7)
Вывод:.
1.Мы узнали, что
можно заразить кого-то вирусами или бактериями, лишь дотронувшись до него грязными руками, а также подцепить самим инфекцию.
2.Мы доказали, что
мытье рук водой без мыла не приводит к уменьшению бактерий;
мытье мылом приводит к уменьшению количества колоний микроорганизмов,
3.Мы поняли, что
гигиена рук должна стать полезной привычкой или даже навыком;
для того чтобы добиться наибольшего эффекта, необходимо мыть руки правильно.
Заключение:
Мы узнали, что можно заразить кого-то вирусами или бактериями, лишь дотронувшись до него грязными руками, а также подцепить самим инфекцию.
Мы доказали, что
мытье рук водой без мыла не приводит к уменьшению бактерий;
мытье мылом приводит к уменьшению количества колоний микроорганизмов,
Мы поняли, что
гигиена рук должна стать полезной привычкой или даже навыком;
для того чтобы добиться наибольшего эффекта, необходимо мыть руки правильно.
Гипотеза исследования подтверждается: качественное мытьё рук – первая защита от многих болезней.
9
Список литературы и интернет – источников
В.В. Пасечник. Биология 6кл. Бактерии, грибы, растения: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Дрофа,2012
Козлова С.А. Тематический словарь в картинках: Я и мое тело: Внутренние органы. – (Программа «Я – человек»). – М.: Школьная пресса, 2005. – 16 с.: цв. ил. – (журнал «Воспитание школьников»)
Пименова Н. Мыть или не мыть руки. /Н.Пименова // Вечерняя Москва. – 2009.- №68
Хилтунен Е. Искусство вымыть руки/ Е.Хилтунен//Школьное образование. – 2001. – № 2.
Шерстнева Е., Поддубный М. Грязные руки грозят бедой./ Е.Шерстнева, М. Поддубный // Родина.- 2003. – №3.
Шельмина Л. Умеем ли мы правильно мыть руки? /Л.Шельмина //Школа жизни.ру. – 2010.
Использованная литература В. Бетин «Путешествие в страну микробов».
https://pochemu.su/
https://www.inmoment.ru/
https://qalib.ru/a
https://dgb15.ru/
https://dgb15.ru
10
Приложение №1
Название бактерии
Форма бактерии
Изображение бактерии
Кокки
Шарообразная
Бацилла
Палочковидная
Вибрион
Изогнутая в виде запятой
Спирилла
Спиралевидная
Стрептококки
Цепочка из кокков
Стафилококки
Грозди кокков
Диплококки
Две круглые бактерии, заключённые в одной слизистой капсуле
Приложение №2
12
Приложение № 3
Приложение № 4
Анкета для учеников 3 – 6х классов.
1.Знаете ли вы, что в течение дня необходимо мыть руки?
2.Всегда ли вы моете руки перед едой ?
3.Всегда ли вы моете руки перед едой в столовой?
4.В каких ещё случаях вы моете руки?
5. Вы знаете, чем могут быть опасны грязные руки?
13
Приложение № 5
Результат анкетирования
14
15
16
Приложение № 6
Чтобы убедиться в необходимости мыть руки перед едой, мы провели следующие опыты:
17
Приложение №7
18
19
20
Эльвира Румянцева
Проект «Зачем мыть руки с мылом?» во второй младшей группе
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Для детей: узнать о вреде грязных рук, о микробах, узнать для чего используют мыло, о его видах и полезных свойствах.
Для воспитателей: познакомить детей со свойствами мыла, совершенствовать представления детей о значении гигиенических процедур (мытье рук, развивать умение самостоятельно замечать необходимость мытья рук, прививать потребность вести здоровый образ жизни, воспитывать привычку следить за своим внешним видом, мыть руки с мылом перед едой, после туалета, по мере загрязнения.
Для родителей: помочь детям узнать о назначении и свойствах мыла, о важности соблюдения гигиенических процедур, найти информацию по данной теме, принести фотографии, как дети моют руки дома, организовать работу по решению данной проблемы.
Актуальность проекта
Нет задачи важнее, чем вырастить здорового человека. Необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитании к личной гигиене, формировать у малышей навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.
Известно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого. И от того, каковы эти воздействия — благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье. Именно в дошкольном возрасте необходимо воспитать у ребенка привычку к чистоте и аккуратности.
Этапы работы над проектом
Этап 1 Подготовительный
В течение дня детям твердят и родители, и воспитатели: «Мойте руки с мылом». Дети спросили меня: “Но зачем? Что опасного есть на руках? Зачем нужно мыть руки и что будет, если их не мыть?”. Нам захотелось найти ответы на эти вопросы. Так возник проект ” Зачем мыть руки с мылом?”.
Тип проекта – информационный
Вид проекта – краткосрочный (2 недели)
Продукт – фотовыставка “Я умею умываться!”
Участниками проекта стали дети трех лет, педагоги группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель, старшая медсестра.
Этап 2 Проектировочный
На данном этапе обсудили с детьми, с чего нужно начать работу, определили, кто поможет нам ответить на поставленные вопросы.
В ходе собрания познакомили родителей с темой проекта, актуализировали роль проектной деятельности для формирования у детей ключевых компетентностей, подчеркнули роль родителей в актуализации знаний у детей по данной теме. Большинство родителей проявили искренний интерес к данному вопросу и выразили желание оказать посильную помощь педагогам и детям в реализации проекта.
Завершением данного этапа стала разработка плана мероприятий для реализации проекта.
План мероприятий по реализации проекта
«Зачем нужно мыть руки с мылом?»
1. Беседа «Почему руки должны быть чистыми?»
2. Просмотр мультипликационного фильма «Азбука здоровья – руки»
3. Экскурсия в старшую группу «Как дети старшего возраста моют руки»
4. Чтение художественной литературы
К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», Р. Куликова «Каждый день я мыло мою…», Л. Корчагина «Умылся», М. Яснов «Я мою руки», Г. Лагздынь «Аккуратные зайчата»
5. Беседа о пользе мытья рук
6. Разучивание стихотворений о мыле
7. Разучивание песен о воде, о пользе умывания
8. Художественное творчество. Рисование мыльными пузырями.
9. Экскурсия в первую младшую группу
«Научим малышей мыть руки»
10. Дидактическая игра «Чем мы моемся?»
11. Просмотр альбома «Какие
они – микробы?»
12. Рассматривание коллекции мыла
13. Сказка о микробах «Ох, Ах и Чих»
Этап 3 Практический
Исходя из намеченного плана, мы приступили к поиску ответа на вопрос «Зачем мыть руки с мылом?». В процессе работы на данном этапе нами собирался материал о мыле (каким оно бывает и какими свойствами обладает, о микробах (об их вреде для человека). Родители воспитанников приносили в группу рисунки с изображением микробов, которые они нарисовали вместе с детьми. Когда рисунков накопилось много, мы собрали их в альбом.
Дети приносили в группу разные виды мыла, чтоб показать другим детям каким разным оно бывает. Так как мыла накопилось достаточно много, то мы решили сделать коллекцию мыла в нашей группе.
Иллюстративного материала и информации о пользе мытья рук было собрано в достаточном количестве. Так же родители воспитанников предложили принести фотографии из дома, на которых дети моют руки с мылом. Так нами была сделана выставка «Я УМЕЮ УМЫВАТЬСЯ!».
Этап 4 Аналитический
На данном этапе мы соотнесли полученные результаты с поставленными целями и задачами. Дети высоко оценили продукт нашего проекта – выставку «Я УМЕЮ УМЫВАТЬСЯ!». Ребята бурно и эмоционально обсуждали выставку, делились своими впечатлениями и полученными знаниями о необходимости мытья рук.
Все родители нашей группы были заинтересованы проектом, так как понимали, насколько он важен для их детей. И благодаря тому, что все родители включились в работу, дети получили удовлетворение от проектной деятельности. Каждый ребенок мог похвастаться тем, какой он внес вклад в реализацию проекта. И если в начале проекта дети мыли руки с мылом, только потому, что их просят об этом взрослые, то уже к концу проекта дети осознавали всю важность мытья рук с мылом и что может произойти, если их не мыть.
Этап 5 Контрольно – коррекционный
К концу проектной деятельности дети осознали насколько важно мыть руки с мылом и если до проектной деятельности некоторые дети неохотно шли мыть руки, не понимая зачем это нужно, то к концу проекта дети научились не только замечать необходимость мытья рук, но и осознанно понимали, почему это так необходимо. Дети познакомились с понятием «микробы», что для них было ново и вначале не понятно, но после наших мероприятий ребята узнали кто такие микробы и чем они опасны для человека. Знакомясь со свойствами мыла, дети с удовольствием нарисовали «волшебные» рисунки, которые мы оформили в альбом.
На заключительном этапе нашего проекта «Зачем мыть руки с мылом?» мы провели развлечение. На защиту пригласили педагогов нашего детского сада.
Результаты: благодаря участию в проектной деятельности у детей за короткий срок сформированы достаточно устойчивые представления о значимости мытья рук с мылом, а родители стали активными участниками педагогического процесса группы.
Вывод: реализация проекта способствовала информационной компетентности детей.