Прочность польза красота на латыни

Когда-то, уже не помню, когда это произошло, я узнал об архитектурном каноне известного римского ученого Марка Витрувия Поллиона. Я был поражен его простой и полнотой одновременно. Конечно, его основной труд «Десять книг об архитектуре» говорит об очень многом, но три простых, казалось бы, пункта: польза, прочность и красота — ставят все необходимые вопросы, на которые необходимо ответить, прежде чем приступить к технологической стороне вопроса.

  • Польза – то есть какое назначение, для чего создается то или иное здание?
  • Прочность – что позволит ему простоять достаточно долго, для выполнения своего назначения?
  • И красота, как необходимый, на мой взгляд, элемент гармонии, эстетики, без которого творение потеряет нечто очень ценное, преображение того, кто соприкасается с ним.

Современное типовое строительство XX века, к сожалению, наполнило мир, однотипными, безликими городами, лишенными индивидуальности, где нет места прекрасному. А это, в свою очередь лишает жителей и внутреннего эстетического чувства. В таком городе не хочется смотреть вверх, вглядываясь в наследие, оставленное потомками в камне или дереве. Поэтому именно эти три пункта в совокупности полностью отражают все необходимые вопросы архитектуры. Еще раз уточню, что, конечно, именно в изначальном, идейном плане. Без которого любая создаваемая форма не будет иметь смысла.

Но поражает меня не только это! Как человека, влюбленного в античную культуру и философию, меня восхищает универсальность моделей, созданных антиками. Как пифагорейцы, обращаясь к законам математики, находили методы работы со своей душой и управлению государством, великие греческие драматурги посредством искусства помогали постичь законы мироздания. Так и Витрувий дает нам возможность на основе его правил в архитектуре увидеть некоторое модели, которые мы можем использовать в нашей повседневной жизни, чтобы сделать ее более наполненной и осмысленной.

Как, давайте посмотрим чуть позже. В первую очередь, мне кажется, важно сказать, почему! И здесь ответ находится на поверхности. Потому, что вопрос познания мира и самого себя был одним из самых актуальных для древних. А отсюда, какой бы деятельностью они не занимались, она всегда была прежде всего ответом и на этот главный вопрос познания.

Если заглянуть в начало «Десяти книг об архитектуре», то уже в самом вступлении книги, где вроде бы должно быть описано, только как проектировать и строить, Витрувий в очень объемном вступлении перечисляет огромное количество пунктов о качествах и знаниях, которыми должен обладать архитектор. Среди них понятные для профессии архитектора: геометр, оптик, математик. Но также и художник, историк, философ, музыкант, медик и др. Зачем? Давайте обратимся к автору и на примере посмотрим. Вот отрывок из вступления, о том, почему архитектору необходимо быть философом:

Что же касается философии, то она возвышает дух архитектора, искореняя в нем самонадеянность, делает его более обходительным, справедливым, честным и отнюдь не скаредным. Это чрезвычайно важно, потому что, в самом деле, никакая работа не может быть выполнена без честности и добросовестности. Архитектор не должен быть жаден и стремиться к наживе, а обязан серьезно поддерживать свое достоинство соблюдением своего доброго имени; это ведь именно и предписывает философия. Кроме того, философия объясняет природу вещей, что по гречески называется φυσιολογία, которую архитектору необходимо очень тщательно изучить…

Довольно необычный подход для современного человека, изучающего прикладную специальность, верно? Но, возможно, не менее от этого актуальный в наше время. И поэтому идеи, которые родились у римского архитектора, настолько универсальны, что применимы во многих сферах жизни. Теперь, давайте вернемся к вопросу «Как?», поднятому нами выше. Как использовать этот метод в нашей повседневной жизни? Для этого давайте увидим отражение этого тройственного канона, через три вопроса, которые необходимо себе задать, перед тем как совершить какой-либо поступок.

Польза

Здесь важно поднять два вопроса:

  1. В чем смысл того, что я собираюсь совершить? Зачем я хочу сделать что-то? Ведь пользу сможет принести лишь то, что имеет смысл.
  2. Кому это принесет пользу?

Важный момент: по-настоящему, полезно только то, что приносит пользу не только тебе, но и другим. И если ответ на этот вопрос таков, что это полезно только для тебя, то это, возможно, означает, что это не полезно совсем никому. Польза действия реальна только тогда, когда совершаемое полезно для всех. Дополнить сказанное, хочется словами еще одного великого римлянина Марка Аврелия: «Во-первых, не делай ничего без причины и цели. Во-вторых, не делай ничего, что бы не клонилось на пользу обществу». Мне кажется, что больше и не добавить.

Прочность

«Что является по-настоящему прочным в нас?» Прочным, является то, что мы можем назвать долговечным. То есть действие, которое дает нам возможность приобрести, что-то долговечное, будет правильным? А что тогда долговечно? Явно не что-то внешнее. Ведь все, что мы приобретаем вовне: материальные ценности, слава, почет — очень неустойчивы и могут растаять в миг. Долговечное — это то, что у нас невозможно отнять. Это не то, что мы получаем, а то, какими становимся. Приобретенные качества, добродетели, опыт, то есть то, что делает нас крепче, добрее, мудрее, терпимее, справедливее, выносливее. Или опыт настоящего, как любовь, например.

Это то, что действительно будет всегда нашим, и только это является тем, чего не лишиться, в нашей власти. Отсюда, второй важный вопрос, на который нужно ответить здесь, это «Каким я хочу стать?» И подходящая здесь завершающая пункт фраза: «Быть, а не казаться».

Красота

«Что есть красота в человеке?» Это гармония, соразмерность! Для эллинов, чьими преемниками были римляне, определяющим в жизни был один закон, сформулированный Солоном, законодателем Афин: «Мера во всем!» Золотая середина, без крайностей, а именно так понимал добродетель известный греческий философ Аристотель, — вот что будет красотой в человеке. Соразмерность, гармония, целостность.

И еще, если говорить о действиях, то гармоничными будут являться действия, которые едины и в мыслях, и чувствах, и в поступках, и в идеях. Ведь, к сожалению, как часто бывает так, что мечтаем мы об одном, думаем о другом, хотим третьего, а заняты проблемами совсем иными. Нужно найти то, что соберет весь наш внутренний мир в единое целое. Здесь мне хочется вспомнить картину «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи или «Совершенный человек». Почему так? В первую очередь потому, что он гармоничен. Но, помимо золотой пропорции, по которой выстроено тело человека, в этой картине есть еще два важных элемента. Человек вписан одновременно в окружность и в квадрат. В древней геометрической символике, которую мы встречаем еще у пифагорейцев окружность отражает духовное, а квадрат — материальное. Поэтому совершенный человек — это тот, в ком во всей полноте проявлено и то, и другое. И все находится на своем месте.

Леонардо да Винчи. “Витрувианский человек”

Завершая, хочется, как и антики, провести универсальную параллель. Внутренний мир человека —это здание, которое мы строим. Каким оно будет — неким хаотичным пространством чулана, в который снесли все ненужное, или величественным храмом, — решать нам. И то, что это целиком зависит от нас, не может не радовать. И спасибо Витрувию Марку Поллиону за универсальную модель, практичную и в наше время.

Алексей Выборнов

Источник

Витрувий, Vitruvio, история архитектуры, десять книг об архитектуре, античная архитектураВитрувий (Марк Витрувий Поллион) – самый известный античный архитектор, живший в Римской империи во второй половине I века до н.э. Его «Десять книг об архитектуре» – изложение самых важных принципов, которыми руководствовались основоположники архитектуры, других книг об этом периоде развития архитектуры не сохранилось.

Биография Витрувия известна в основном из его собственных трудов.  Точные годы его жизни не известны, родился он в Кампани, получил архитектурное образование. Так как архитектура в то время включала в себя построение как зданий, так и других сооружений, Витрувий принимал участие в построении военных машин во время гражданской войны при Юлии Цезаре, потом он самостоятельно разрабатывал осадные орудия. Нельзя сказать, что Витрувий был знаменитым и почитаемым архитектором античности. Из построенных им зданий можно отметить базилику в Фано, которую он приводил в своих произведениях в качестве примера. Также Витрувий принимал участие в разработке конструкции римского акведука. Сам он отмечал, что не добился большого признания на архитектурном поприще, поскольку не обладал алчностью и наглостью, свойственной – по его мнению – более успешным его коллегам. Витрувий проработал большую часть жизни гражданским инженером, а в конце жизни, добившись пенсии, он принялся за своё сочинение, которое и стало главным достижением его жизни. Именно труд «Десять книг об архитектуре» стал тем бесценным вкладом, который внёс Витрувий в архитектурное дело.

Читайте также:  Рапсовый жмых польза или вред

Трактат имел практическую ценность для современников и многократно переписывался, однако не считался особо ценным. Во времена Средневековья к нему обращались за некоторыми техническими подробностями, необходимыми для строительства и сооружения некоторых механизмов, однако основы эстетики архитектуры, описанные Витрувием, не пользовались особой популярностью. Всё изменилось во времена Возрождения. У правящей элиты появилось время и деньги для того, чтобы окружить себя прекрасными произведениями искусства, в том числе и возрос интерес к архитектуры, каноны красоты которой были известны в античности. И единственным сохранившимся произведением, ёмко и многостронне описывающим эти каноны, был трактат Витрувия. Ордерная система, описанная Витрувием, легла в основу новой эстетики, разрабатываемой архитекторами и художниками Ренессанса, и оказывала влияние на всю архитектуру многие века.

«Десять книг об архитектуре»

(лат. «De architectura libri decem»)

Трактат Витрувия  – это не изложение собственноличных открытий и разработок автора, это энциклопедической точности обзор всех имевшихся на момент написания знаний и техник, имевших отношение к профессии архитектора. Витрувий ссылается на многочисленные труды своих современников и предшественников, изучавших тот или иной вопрос, не забывая ссылаться на первоисточники, большинство из которых не сохранилось и осталось в истории только благодаря упоминаниям Витрувия.

Стоит отметить, что Витрувий включал в круг обязанностей архитектора не только строительство зданий, но и сооружение механизмов: грузоподъемных машин, осадных и метательных орудий, приборов для измерения времени. Поэтому важным для архитектора он считал не только знание эстетических закономерностей, но и технических основ, а также научных теорий, лежащих в их основе. Например, планирование строительства здания или целого города невозможно без учета физиологии человека и правил гигиены, а также без знаний о климате и природных особенностей места строительства; ориентироваться в строительных материалах невозможно без знаний ботаники, геологии и минералогии; строительство театров невозможно без знания законов музыкальной теории и акустики; и уж совсем невозможно строительство подъемных и метательных механизмов без знания теоретической механики.

Витрувианский человек, Леонардо да Винчи, рисунок человека в квадрате и круге, пропорции человеческого телаЭстетика архитектуры с точки зрения Витрувия также имеет свои корни в научных изысканиях, в частности – в распространенной в то время натурфилософской концепции об универсальности числовых значений и пропорциональных отношений, которыми можно описать как строение человека и вселенной, так и точно работающий механизм, и эстетически гармоничное здание. «Витрувианский человек» – приложение данной теории, доказывающие совершенство пропорций тела человека чисто геометрически: человека с раскинутыми перпендикулярно телу руками можно вписать в квадрат, стороны которого касаются головы, рук и ног, а с широко расставленными руками – в круг, центр которой совпадает с пупком. Иллюстрации «витрувианского человека» добавлялись в книгу каждым переписчиком самостоятельно, и неизвестно, каким был оригинальный рисунок Витрувия, но всем известна самая знаменитая иллюстрация авторства Леонардо да Винчи.

В своём трактате об архитектуре Витрувий также вывел формулу «Прочность-Польза-Красота» (лат. «Firmitas – Utilitas – Venustas») , ставшую золотым правилом архитектуры.  Гармоничная архитектура здания возможна только с учетом всех трех свойств, то есть при строительстве нужно добиваться и технической совершенности здания, и эстетической, и эргономичности, нельзя компенсировать одно свойство другим, например, если здание будет неудобно в использовании, это не компенсируется его красотой.

Эстетическую составляющую архитектуры Витрувий делит на шесть категорий:

1) Систематичность – Ordinatio – это общие принципы архитектуры, планирование основ объёма, пропорций и соотношений размеров здания.  Описаные Витрувием ионический, дорический, тосканский и коринфский ордеры стали классикой мировой архитектуры. Для измерения различных частей ордеров Витрувий применил условную единицу– модуль, равный нижнему диаметру колонны, с применением модуля легко  рассчитать пропорции ордера с использованием простых отношений чисел.

2) Расположение – Dispositio –  это проектирование конкретного здания, планирование его формы, организации пространства и отображение этого всего на чертежах: общем плане, фасаде и перспективе.

3) Соразмерность –  Eurythmia –  приведение всех частей здания к гармоничным пропорциям, то есть обеспечение красивой композиции строения.

4) Симметрия – Symmetria — так как для Витрувия гармония форм была тесно связана с пропорциями человека, он выделил этот антропоморфный критерий отдельно: части здания уподобляются частям тела.

5) Оформление – Decor — категория описывает, насколько форма и конструкция храма соответствует религиозным соображениям, то есть это исторически и логически предопределенная составляющая эстетики.

6) Дистрибуция – Distributio — насколько здания соответствуют их владельцам и предполагаемым функциям, то есть эта категория имеет дело уже не только с красотой, но и с пользой.

Трактат Витрувия переписывался многократно, был переведен на разные языки и трактовался его последователями по-разному, поэтому и категории трактуются по-разному, интерпретируются и получают новое развитие в теории архитектуры. Одно несомненно –  «Десять книг об архитектуре» Витрувия повлияли на развитие архитектуры более, чем какой-либо другой труд, сохранив знания и достижения античных архитекторов.

Дата публикации: 06.05.2014

© Регент Декор

Источник

Price Realized: $881 000

Прочность польза красота на латыниVITRUVIUS POLLIO, Marcus (ca 90-20 B.C.). De architectura. Edited by Johannes Sulpitius. [Rome: Eucharius Silber, ca 1487]. 2o (273×186 mm). [14 2-48 5-76 88 96 10-128 136 148.] (1/1r blank, 1/1v preface by Johannes Sulpitius, 1/2r index, 1/3r dedication to Raphaeli Riario, 2/1v text, 97v colophon, 98r list of errata, 98v blank). 96 (of 98 leaves., lacking 1/1 and 12/2 [supplied in manuscript facsimile]). 34 lines. Type: 3:112R. Three- and four-line initial spaces, most with guide letters, spaces for diagrams and Greek verses, woodcut diagram on 3/1r. (Lacks two leaves, 1/2 remargined affecting a few letters, 12/8 lower margin and upper right corner strengthened, 6/6 with small marginal repair, 12/4 with minor internal paper flaw, some light staining, a few leaves with ink marginalia.) 19th-century vellum (some light wear to edges of lower cover, some light staining). Provenance: George Aitchison (1825-1910), British Architect and president of the Royal Institute of British Architects (ownership inscription “Naples, 2 June 1877” and bibliographical note on paste down); Philip W. Johnson (owners name on front free endpaper). VERY RARE FIRST EDITION OF THE ONLY ARCHITECTURAL TREATISE TO SURVIVE FROM ANTIQUITY. Экземпляр, который продавали “дважды” с понижением цены на 60% – бизнес “по-американски”! PMM 26.

Уход: $881,000. Аукцион Christie’s. Fine Printed Books and Manuscripts including Americana. 3 December 2007. New York, Rockefeller Plaza. Лот № 342.

Уход: $389,000. Аукцион Christie’s. Fine Printed Books and Manuscripts including Americana. 12 June 2015. New York, Rockefeller Plaza. Лот № 34.

Приплёт: FRONTINUS, Sextus Iulius. De aquis urbis Romae. Edited by Julius Pomponius and Johannes Sulpitius. [Rome: Eucharius Silber, ca 1487-1490]. 2o. [1-28]. 16 leaves. 34 lines. Type: 3:112R. Three- to five-line initial spaces, spaces for Greek and roman letter. (Last leaf 2/8 remargined along sides, affecting a few letters, 2/1 strengthened along fore-margin.)

Прочность польза красота на латыни

Прочность польза красота на латыни

FIRST EDITION of Vitruvius’s Ten Books on Architecture on the principles of classical Greek architecture, the only such work of Antiquity to survive, considered the supreme authority by Italian Renaissance architects and the single most influential work for the later development of European architecture. Vitruvius, born into a prosperous and well-known family, was a contemporary of Julius Caesar, and Augustus. He participated in the Gaul campaign, and was involved in the repair of the aqueduct system in Rome. He was a “builder, engineer, and scholar” (Millard), who must have been familiar with Asian, Greek, and Italian architecture. The work by Frontinus De aquis urbis Romae, composed in A.D. 100 “constitutes the only ancient Roman confirmation of Vitruvius’ existence” (Millard). The present copy is bound with the Frontinus (see below). “By exemplifying the principles of classical architecture De architecture became the fundamental architectural textbook for centuries” (PMM). The Ten Books on Architecture comprise: elements of architecture, town planning including fortification; building materials; temples, columns, foundations etc.; civil and domestic buildings; plasterwork and the interior of buildings; and technical matters such as hydraulics, astronomy, sundials, machinery and military engineering. The first edition was edited by Johannes Sulpitius (b. ca 1430-40), “possibly with the collaboration of Pomponio Leto (1425-1498), one among the scholars who in 1480 began to study Vitruvius” (Millard). Although the text was known in the Middle Ages, it was not until the Renaissance that its rediscovery began to change architecture. Alberti, Bramante, Michelangelo, Vignola, Palladio and many others were influenced by Vitruvius, and numerous editions with commentaries (see the following lots) were subsequently printed. “The Vitruvian text became for Renaissance architecture what biblical studies had been for theology” (Millard). BMC IV, 124; BSB-Ink. V-270; Goff V-306; IGI 10346; Pr. 3951; PMM 26. Not in Fowler or Millard Italian.

Читайте также:  Какая польза от реки кубань

Прочность польза красота на латыниКороткая справка: Витрувий Поллион, Марк (Marcus Vitruvius Pollio; около 90-20 до н.э.)— римский архитектор и механик, учёный-энциклопедист. О самом Витрувии мы почти ничего не знаем, даже время его жизни (эпоха Цезаря и Августа) установлено предположительно. Возможно, родился как свободный римский гражданин в Кампании. Получил архитектурное образование. Во время гражданской войны под руководством Юлия Цезаря принимал участие в постройке военных машин. Позднее, будучи военным инженером, самостоятельно занимался разработкой и созданием баллист и других осадных орудий. Среди воплощённых проектов Витрувия наиболее значимыми являются базилика в Фано и конструкции римского акведука. Витрувий также является автором эргономической системы пропорционирования, позднее получившей распространение в изобразительном искусстве и архитектуре под названием «Витрувианский человек». В основе взглядов Витрувия лежало представление об универсальном объективном значении числовых закономерностей и пропорциональных отношений в строении Вселенной и человека, которыми надлежит руководствоваться и при сооружении зданий, и при построении машин. Дата смерти Витрувия неизвестна (что может свидетельствовать о том, что при жизни его работы не получили широкого признания).

В рукописях трактата и у античных авторов сохранилось только родовое имя— Витрувий. Семейное имя (cognomen) Витрувия — Поллион — встречается в античности дважды: 1) в краткой выдержке из трактата, составленной во II в. н.э. М. Цетием Фавентином, если только в данном случае «Поллион» не есть, как предполагает Шуази (Aug. Сhоisу, Vitruve, Paris 1909, III, 259), имя другого архитектора, которого Фавентин упоминает наряду с Витрувием; 2) предположительно в надписи I в. н.э., найденной в Мизенуме и гласящей: «арх(итектор) (В) итрувий (Полл)ион» (С. I. L. X). Личное имя (praenomen) с достоверностью установить нельзя. «Архитектор вольноотпущенник Луций Витрувий Кердон», упоминаемый в надписи на веронской арке (С. I. L. V), едва ли может быть отождествлен с нашим автором. Если даже этот Кердон был вольноотпущенником писателя, все же нет никаких оснований предполагать, как это делали некоторые, что Верона была родиной Витрувиев. Точно так же нахождение многочисленных надгробных надписей с упоминанием рода Витрувиев в кампанском городе Формиях (ныне Мола ди Гаэта) еще не доказывает, что Витрувий был уроженцем этого города. Имя Марк, принятое во всех старых изданиях, в том числе и в баженовском переводе, является не более, как догадкой первых итальянских издателей эпохи Возрождения. Эти автобиографические данные позволяют с уверенностью утверждать, что Витрувий жил в середине I в. до н.э. и что «император» и «цезарь», к которому он обращается, – не кто иной, как Октавиан Август, приемный сын Цезаря и «умиротворитель» империи после гражданских войн (I, вст. 1). К этому присоединяется целый ряд косвенных доказательств, не допускающих более поздней датировки, а именно в пределах нашей эры: Фронтин (40-103 н.э.) и Плиний Старший (23-79 н.э.) уже ссылаются на Витрувия как на авторитет; Витрувий говорит о Везувии, как о потухшем вулкане (II, 6,2), т.е. он не пережил извержения 79 г. н.э., он упоминает всего один каменный театр в Риме (III, 3, 2), а именно театр Помпея, в то время, как в 13 г. до н.э. их было уже три; он ничего не говорит ни об общественных термах, ни об амфитеатрах, сообщая, что гладиаторские игры происходили на форумах (V, 1, 1); из римских писателей он ссылается только на Энния, Акция, Лукреция и Цицерона (IX, 1, 16-17) и не упоминает ни одного автора эпохи Августа; наконец, и это самое важное, Витрувий мало говорит о кладке из обожженного кирпича и о сводах и вовсе не описывает кирпично-бетонной сводчатой техники, которая получила такое широкое распространение в императорскую эпоху, начиная уже с I в. н.э. Поэтому следует считать несостоятельными гипотезы всех тех, кто относил Витрувия к эпохе Флавиев, к IV в. и к средним векам или, что уже является чистой фантастикой, к эпохе Возрождения. С другой стороны, описывая базилику в Фано (V, 1, 7), он говорит о «портике храма Августа» . Далее Витрувий упоминает храм Цереры около Большого Цирка (III, 3, 5), сгоревший в 31 г. до н.э.; правда, Плиний утверждает, что он вскоре после этого был восстановлен. Дорийский храм Квирина (III, 2, 7) был посвящен только в 16 г. до н.э., так что если придерживаться 27 г., как крайнего срока, приходится допустить, что Витрувий говорит о неоконченной постройке. С другой стороны, упоминаемый Витрувием портик Метелла (III, 2, 5) вскоре после 33 г. был переименован в портик Октавии. Наконец, рассуждения Витрувия об истоках Нила (VIII, 2, 6-7), по всей вероятности, восходят к сочинению Юбы о Ливии, которое не могло быть написано раньше 26 г. н.э. Не вдаваясь в детали, можно, таким образом, отнести написание трактата к 40-м и 20-м гг. I в. до н. э., а если принять во внимание, что Витрувий его писал в преклонных летах, приходится предположить, что автор родился в 90-х или 80-х гг.

Витрувий известен своим трактатом “Об архитектуре” (De architectura), который не отличается красотами стиля, поскольку написан приземленным и сухим языком, но чрезвычайно ценен по содержанию, тем более что это единственное сохранившеся сочинение латинского автора по архитектуре. Книга посвящена императору Августу как знак благодарности за оказанную им помощь. Историк науки Н.Д. Моисеев утверждал, что временем написания трактата был 13 г. до н.э., но это маловероятно. Установление более точных хронологических границ написания трактата в пределах второй половины I в. н. э. крайне затруднительно на основании тех весьма шатких опорных точек, которые нам дает текст трактата. Так, Витрувий всюду называет Августа либо «императором» либо «цезарем», и это заставляет предполагать, что он еще не знает титула «август», принятого Октавианом в 27 г. до н. э. Архитектурный научный труд Витрувия – это не изложение собственноличных открытий и разработок автора, это энциклопедической точности обзор всех имевшихся на момент написания знаний и техник, имевших отношение к профессии архитектора. Витрувий ссылается на многочисленные труды своих современников и предшественников, изучавших тот или иной вопрос, не забывая ссылаться на первоисточники, большинство из которых не сохранилось и осталось в истории только благодаря упоминаниям Витрувия. Стоит отметить, что Витрувий включал в круг обязанностей архитектора не только строительство зданий, но и сооружение механизмов: грузоподъемных машин, осадных и метательных орудий, приборов для измерения времени. Поэтому важным для архитектора он считал не только знание эстетических закономерностей, но и технических основ, а также научных теорий, лежащих в их основе. Например, планирование строительства здания или целого города невозможно без учета физиологии человека и правил гигиены, а также без знаний о климате и природных особенностей места строительства; ориентироваться в строительных материалах невозможно без знаний ботаники, геологии и минералогии; строительство театров невозможно без знания законов музыкальной теории и акустики; и уж совсем невозможно строительство подъемных и метательных механизмов без знания теоретической механики. Автор обобщил в трактате опыт греческого и римского зодчества, рассмотрел комплекс сопутствующих градостроительных, инженерно-технических вопросов, практических правил строительного искусства и принципов художественного восприятия. В результате трактат представляет собой энциклопедию технических знаний своего времени. За исключением нескольких свидетельств (Фронтин, Фавентин, Плиний Старший) труд Витрувия нашёл только очень небольшой отклик среди современников. Этому наверняка способствовала ограниченность темы, интересной тогда узкому кругу специалистов. Здесь имеются исторические и теоретические рассуждения и конкретные практические советы; трактат свидетельствует о широкой образованности автора и его знании греческой философской и технической литературы; описаны его собственные научные эксперименты и опыт инженера.

Читайте также:  Имбирь молотый сушеный польза и вред

Прочность польза красота на латыни

Витрувианский человек Леонардо да Винчи.

Прочность польза красота на латыниЭстетика архитектуры с точки зрения Витрувия также имеет свои корни в научных изысканиях, в частности – в распространенной в то время натурфилософской концепции об универсальности числовых значений и пропорциональных отношений, которыми можно описать как строение человека и вселенной, так и точно работающий механизм, и эстетически гармоничное здание. «Витрувианский человек» – приложение данной теории, доказывающие совершенство пропорций тела человека чисто геометрически: человека с раскинутыми перпендикулярно телу руками можно вписать в квадрат, стороны которого касаются головы, рук и ног, а с широко расставленными руками – в круг, центр которой совпадает с пупком. Иллюстрации «витрувианского человека» добавлялись в книгу каждым переписчиком самостоятельно, и неизвестно, каким был оригинальный рисунок Витрувия, но всем известна самая знаменитая иллюстрация авторства Леонардо да Винчи. В своём трактате об архитектуре Витрувий также вывел формулу «Прочность-Польза-Красота» (лат. «Firmitas – Utilitas- Venustas»), ставшую золотым правилом архитектуры. Гармоничная архитектура здания возможна только с учетом всех трех свойств, то есть при строительстве нужно добиваться и технической совершенности здания, и эстетической, и эргономичности, нельзя компенсировать одно свойство другим, например, если здание будет неудобно в использовании, это не компенсируется его красотой. Архитектура у Витрувия начинается с личности архитектора.

«Он должен быть человеком грамотным, умелым рисовальщиком, изучить геометрию, всесторонне знать историю, внимательно слушать философов, быть знакомым с музыкой, иметь понятие о медицине, знать решения юристов и обладать сведениями в астрономии и в небесных законах».

И все эти знания нужны по причине их практической ценности, а не для того только, чтобы уметь вести беседы на любую тему. Впрочем, и последнее бывает полезно, пишет автор, например, когда архитектору приходится общаться с заказчиком. Ценность знаний и мудрости Витрувий иллюстрирует такой историей.

«Когда последователь Сократа, философ Аристипп, выброшенный после кораблекрушения на берег острова Родоса, заметил вычерченные там геометрические фигуры, он, говорят, воскликнул, обращаясь к своим спутникам: «Не отчаивайтесь! Я вижу следы людей». С этими словами он направился в город Родос и вошел прямо в гимнасий, где за свои философические рассуждения был награжден такими дарами, что не только себя самого обеспечил, но и тем, кто был вместе с ним, раздобыл и одежду и все прочее, необходимое для удовлетворения жизненных потребностей. Когда же его спутники захотели вернуться на родину и спросили его, не желает ли он что-нибудь передать домой, то он поручил им сказать следующее: «Надо снабжать детей таким имуществом и давать им на дорогу то, что может выплыть вместе с ними даже после кораблекрушения».

Витрувий описал шесть основополагающих принципов архитектуры:

1. Ordinatio (систематичность, порядок, ордер) — описаны общие принципы архитектуры, основы формирования объёма (quantitas), основы пропорций, основы соотношений размеров (modulus). Здесь приведена знаменитая триада Витрувия: три качества, которыми обязательно должна обладать архитектура: firmitas (прочность конструкции), utilitas (польза), venustas (красота);

2. Dispositio (расположение, основа) — описаны основы организации пространства, основы проекта и отображение их в трех основных чертежах: ichnografia (план этажа), ortografia (чертеж) и skenografia (перспективный вид);

3. Eurythmia — определяет красивые пропорции, изучается композиция;

4. Symetria — под этой категорией скрывается сильный антропоморфизм. Акцентируется модуль, основанный на частях человеческого тела (нос, голова);

5. Decor — эта категория не ограничивается только декорацией и описывает ордерную систематичность;

6. Distributio — категория описывает способ использования объекта экономически.

Поскольку большинство использованных Витрувием сочинений на эту тему не сохранилось, трактат «Об архитектуре» представляет собой огромную ценность для истории науки, инженерного дела и архитектуры. Витрувий придает огромное значение месту расположения постройки и ее ориентации по странам света, акустике и соразмерности как планов зданий, так и фасадов, что свидетельствует о его познаниях в естественнонаучных дисциплинах, математике, музыке, а также в философии. Витрувий указывает, что архитектор должен разбираться в географии, климате, людях, ему необходимы сведения из области медицины, оптики, перспективы, акустики, механики, геометрии и других разделов математики, знание гармонии и астрономии. Мы не знаем, какие из рекомендаций Витрувия – плод его собственных изысканий. Вероятно, он основывается на собственном опыте в рассуждениях о практической инженерии, особенно в гидравлике и баллистике. Возможно, рекомендации по улучшению акустики в закрытых помещениях и в театрах под открытым небом связаны с собственными экспериментами автора в этой области, находящейся на стыке математики, физики и музыки. I книга этой “законченной системы архитектуры” посвящена обучению архитекторов свободным искусствам, теории архитектуры и техническим навыкам, определению основных архитектурных принципов и понятий и выбору места для строительства городов и крепостей. Во II книге содержатся практические указания по строительству и описания свойств различных материалов и способов их употребления. В III книге идет речь о планах храмов и о компонентах ионического ордера; в IV книге – о происхождении ордеров, о деталях коринфской капители, о дорическом и тосканском ордерах, о внутреннем пространстве здания. В V книге описываются различные типы общественных построек: форум, базилика, сокровищница, тюрьма, здание сената, театр (имеется раздел по гармонии и акустике), термы, гимнасий, порт, верфи. В VI книге речь идет о частных домах, городских и загородных с садами, для провинций с разным климатом и для представителей различных социальных групп. VII книга посвящена оформлению интерьеров; главное внимание здесь уделяется техническим аспектам монументальной живописи и законам перспективы. В VIII книге идет речь о водных ресурсах, способах проведения воды и проверки ее качества. IX книга посвящена геометрии, астрономии, устройству гномона, солнечных и водяных часов, других приборов. X книга заключает трактат рассуждениями об общих принципах механики, об устройстве различных механизмов, используемых в строительстве, гидротехнике и на войне. Плиний Старший в своей энциклопедии Естественная история, написанной в конце I в. н.э. ссылается на Витрувия как на один из своих источников. Он оставался авторитетным автором на протяжении последующих четырех веков истории Римской империи. Особенно достойно упоминания огромное влияние, которое оказывал труд Витрувия на становление архитектурного стиля начиная с итальянских архитекторов раннего Возрождения и вплоть до наших дней. Принципы, установленные Витрувием, и его рекомендации воспринимались многими архитекторами как непреложные истины.

Источник