Процесс учения и его польза

Процесс учения и его польза thumbnail

Современный урок представляет собой сложную организационно-педагогическую систему, все компоненты которой взаимосвязаны и взаимообусловлены. Обсудим организацию эффективного учебного процесса на уроке с позиций педагогической психологии. За основу возьмем работы Б. В. Такмана (Такман Б. В. Педагогическая психология: от теории к практике. — М.: «Прогресс», 2002) и Г. Лефрансуа (Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология. — С-Пб.: Прайм-Еврознак, 2007).

Основными компонентами урока являются взаимосвязанные процессы учения и процедуры обучения. Психологи выделяют следующие последовательные фазы (процессы) учения: внимание и мотивация; выборочное восприятие характеристик предъявляемого стимула; кратковременное запоминание; повторение; семантическое (смысловое) кодирование; хранение в долговременной памяти; поиск и воспроизведение информации; практическое применение; обратная связь.

Для успешного обучения учащихся урок должен быть организован так, чтобы перечисленным процессам учения соответствовали строго определенные процедуры, осуществляемые в процессе преподавания. Знание того, как ученики учатся (т. е. знание процессов в составе учения), дает учителю основу для решения вопроса о том, как их обучать (т. е. знание процедур обучения). Соотношение между процессами учения и процедурами обучения показано в табл. 1.

Таблица 1

ПроцессПроцедура
ВниманиеОвладение вниманием учеников
МотивацияИнформирование учеников о цели учения
Выборочное восприятие характеристик стимулов

Стимулирование припоминания усвоенного ранее материала
Представление стимула

Семантическое кодирование
Хранение в долговременной памяти
Обеспечение руководства учением 
Поиск и воспроизведение информации
Практическое применение
Обеспечение практического применения
Обратная связьОбеспечение обратной связи
Оценка практического применения
Закрепление информации в памяти и ее перенос

Рассмотрим отдельно каждую процедуру обучения.
Процедура 1. Овладение вниманием учеников. Первое, что необходимо сделать учителю при объяснении урока, — овладеть вниманием учеников. В этом состоит первое условие обучения. Как правило, это делается посредством словесного указания, например: «это важно»; «я хочу, чтобы вы обратили на это особое внимание»; «этот материал будет в контрольной работе». Однако учителям следует подумать и о других приемах, позволяющих овладеть вниманием учеников, например демонстрации чего-то, шутке, имеющей отношение к последующему материалу и др.

Процедура 2. Информирование учеников о цели учения. Второе условие обучения — это наличие у учеников знания (ожидания) того, что будет достигнуто в конце учения. Вызвать у учеников такое ожидание помогает сообщение им учителем цели или задачи данного занятия: «Вот что вы сможете делать, когда мы закончим эту тему». Например, ученики смогут перечислить названия столиц регионов России, измерить объем газа или разобрать стихотворение. Какова бы ни былa эта цель, ученики достигнут ее с большей вероятностью, если им заранее скажут, в чем она состоит.

Важнейший мотив учения — получение удовлетворения от успешно выполненного задания, правильно решенной задачи или примера и т. п. Ученики не смогут сказать, закончили ли они выполнение учебного задания, и не смогут испытать чувства удовлетворения от достигнутого ими, если они не знают, что от них ожидают в конечном итоге. И именно знание цели позволяет ученикам узнать, что от них ожидают после завершения темы. Кстати, такая постановка цели обеспечивает и учителю возможность вместе с учениками обсудить в конце урока, на сколько результативной оказалась проделанная работа.

Процедура 3. Стимулирование припоминания усвоенного ранее материала. Третье условие обучения сводится к тому, что обучающийся должен владеть теми существенными навыками, на основе которых строится новый материал. Все новое, что мы узнаем, неизменно покоится на том, что мы выучили раньше. Следовательно, успешное усвоение нового материала будет зависеть, во-первых, от того, (1) имело ли место ранее необходимое научение; (2) знает ли ученик, какой выученный ранее материал нужно применить, и (3) может ли ученик вспомнить ранее выученный материал. Чтобы успешно провести эту учебную процедуру, учитель должен вначале определить, какой ранее выученный материал имеет отношение к новому материалу, а затем должен либо указать на него («Вспомните, что вы уже научились превращать смешанные числа в неправильные дроби»), либо вновь повторить его («Вам надо вспомнить, как превратить смешанное число в неправильную дробь, поэтому я хочу, чтобы мы снова все это быстро повторили»). Затем учитель может еще раз объяснить старый материал или дать задание сделать самостоятельную работу по этой теме.

Задания, которые необходимо выполнить, прежде чем перейти к изучению нового материала, называются необходимыми предварительными условиями. Нельзя выучить новый материал без заучивания и запоминания того, что составляет необходимое предварительное условие. А поэтому многие предметы нужно преподавать последовательно, и учитель должен при этом обеспечить, чтобы ранее выученные задания, составляющие необходимые предварительные условия дальнейшего обучения, извлекались учениками из памяти до того, как будут предложены новые знания и умения, включающие их. Учитель не должен зависеть от ученика при определении того, какие ранее выученные знания и умения имеют отношение к новым. Учитель должен просто указать их.

Читайте также:  Овсяной кисель из толокна польза

Процедура 4. Представление стимула. Четвертое условие обучения заключается в следующем: то, что должно быть выучено, нужно каким-то образом донести до ученика. Обучение требует представления новой информации. Именно старая информация в сочетании с новой позволяет внимательному и надеющемуся на успех ученику овладеть новыми знаниями и умениями. Сообщить ученикам новую информацию означает снабдить их новым стимулом. Последнее может быть сделано в форме указания ученикам отличительных особенностей нового стимула. («У этих дробей один и тот же знаменатель, поэтому их можно складывать или вычитать».) Стимул может принять вид определения или правила. Это может быть какое-то утверждение (часть знания об объектах и процессах) или какое-то правило действия (инструкция о том, как что-то делать). В любом случае это будет какой-то стимул, что-то новое, и задача учителя — представить отличительные особенности нового материала таким образом, чтобы он мог попасть в кратковременную память ученика. Учитель должен определить, (1) какую новую информацию-стимул требуется представить для достижения цели и (2) как представить эту новую информацию-стимул, чтобы ученики могли воспринять и сохранить ее.

Процедура 5. Обеспечение руководства учением. Пятое условие обучения сводится к тому, что все составляющие элементы знаний и умений, которые необходимо выучить, должны быть объединены определенным образом. Для того чтобы правильно объединить старую и новую информацию и обеспечить поступление результата этого объединения в долговременную память, учитель обязан помогать ученикам и руководить ими.

Эта помощь должна фокусироваться на тех способах, которыми можно семантически закодировать объединенную информацию. Можно назвать это интегрирующими инструкциями, которые дают ученику правило, или модель, для использования всей относящейся к делу информации с тем, чтобы овладеть выполнением действия надлежащим образом. Примеры, демонстрации, диаграммы и поэтапные инструкции (например, кулинарные рецепты) — все это, а также наглядные средства призваны помочь учащимся объединять, хранить и извлекать из памяти информацию соответствующим достижению цели образом. Учителям необходимо планировать, какие методы следует использовать для руководства учениками при овладении выполнением данного задания и как они представят эти методы. Иногда лучше дать ученикам возможность попытаться самостоятельно разобраться в том, как надо использовать информацию, полученную на уроке, для овладения выполнением задания. В других случаях могут потребоваться подсказка или наводящий вопрос, а иногда только поэтапная инструкция поможет делу. Возможно, вы захотите использовать несколько подходов.

Процедура 6. Обеспечение практического применения. Шестое условие обучения таково: обучающийся должен выполнить все составные элементы учебного задания. Предшествующие этапы обеспечили научение и кодирование информации или новых навыков в долговременной памяти. Шестой этап предоставляет учащимся возможность продемонстрировать (себе и учителям), что это новое научение действительно произошло. Теперь наступило время, когда учащиеся могут действительно закончить выполнение задания, которое их только что научили делать.

Практическое применение знаний происходит в то время, когда ученики выполняют письменную работу в классе, делают домашнее задание, отвечают на вопросы учителя, заканчивают эксперимент или используют любую другую форму практической деятельности, которая дает им возможность проверить, как они усвоили материал.

Процедура 7. Обеспечение обратной связи. Седьмое условие обучения — это возможность узнать, насколько успешным или точным было практическое применение полученных знаний. Поэтому за практическим применением должна следовать обратная связь — информация о результате деятельности учеников: хорошо ли выполнена работа и как можно сделать ее лучше. Успешное практическое использование знаний дает положительную обратную связь, которая служит в качестве подкрепляющего стимула для выполнения задания, так как ученики теперь знают, что им удалось выработать способность, являвшуюся первоначальной целью обучения. Те же ученики, чья практическая работа нуждается в улучшении и кто понимает (благодаря обратной связи от учителя), что надо сделать, чтобы улучшить ее, должны получить возможность попрактиковаться еще и после этого вновь получить обратную связь от учителя. В конце концов они добьются успеха и получат подкрепление за свои усилия.

Процедура 8. Оценка практического применения. Восьмое условие состоит в том, что усвоение знаний необходимо оценить для принятия решения о дальнейшем обучении. Теперь, когда практическое использование полученных знаний проведено и подкреплено, настало время проверки. На этот раз ученикам придется продемонстрировать свои знания так, чтобы учитель остался доволен, прежде чем сочтут их готовыми к выполнению новой работы. Кроме того, в этой ситуации проведения проверки ученики столкнутся с обстоятельствами и деталями, которые будут не вполне такими же, как те, что встречались им раньше; это позволит убедиться, что они поняли, а не просто запомнили выученный материал.

Процедура 9. Закрепление информации в памяти и ее перенос. Девятое и последнее условие учения заключается в том, что ученики должны получить опыт, который позволит обобщить новые знания и неоднократно применять их к другим ситуациям. Поэтому последний этап включает в себя повторение и применение полученных знаний. Повторение выученного материала дает уверенность в том, что его запомнят. А применение этого материала в целом ряде контекстов и ситуаций помогает убедиться в том, что эта информация будет перенесена на другие ситуации и окажется полезной не только в той конкретной ситуации, в которой она была усвоена. Например, сложение дробей и смешанных чисел было, возможно, выучено абстрактно, но было бы полезно, чтобы это знание было перенесено или применено к реальным ситуациям, таким, как измерение досок при постройке собачьей будки или кукольного домика. Чтобы облегчить подобный перенос, учитель должен показать ученикам, как и когда нужно применять вновь приобретенные ими навыки.

Читайте также:  Хула хуп и его польза

Таким образом, мы получили последовательность обучения — учения. Эта последовательность образует весьма полезную модель для планирования учебного процесса. Ее применение в планировании фактического урока показано в табл. 2 на примере обучения первоклассников чтению календаря.

Таблица 2

Учебная процедураДеятельность в классе
1. Овладейте вниманием учениковПопросите учеников поднять руки, если они знают свой день рождения.
2. Сообщите ученикам о цели занятияОбъясните им, что они научатся читать календарь.
3. Попросите учеников вспомнить то, что они узнали раньшеСпросите учеников, помнят ли они названия дней недели, всех двенадцати месяцев в году. Попросите каждого ученика посчитать до 31.
4. Представьте отличительные особенности стимулаПокажите ученикам большой календарь. Поговорите о том, как он составлен. Поговорите о первом и последнем днях календаря. Затем сосчитайте все числа в календаре.
5. Обеспечьте руководство обучениемПокажите название текущего месяца, а также названия других месяцев. Кроме того, спросите учеников даты их дней рождения. Спросите также, даты каких праздников они могут назвать. Затем обсудите с ними, как отметить эти даты в календаре подходящими символами. Например, торт может символизировать день рождения ребенка. Попросите детей следить за календарем каждый день и определять праздники или дни рождения детей.
6. Обеспечьте практическое применение полученных знанийПопросите каждого ученика сделать свой собственный календарь. Попросите учеников ежедневно делать отметки в календаре, используя подходящие символы. Дайте им письменные задания и попросите ответить устно на вопросы, касающиеся их календарей.
7. Обеспечьте обратную связьПроверьте календари, которые сделали ученики, и внесите необходимые поправки. Скажите им, верны ли их ответы на вопросы в письменном упражнении.
8. Дайте оценку практического применения знанийПредставьте ученикам новый календарь и попросите их ответить на вопросы, чтобы увидеть, могут ли они правильно его прочесть.
9. Закрепите информацию в
памяти и усильте передачу информации.
Попросите учеников помочь вам сделать календарь для вашего класса. В нем можно пометить даты важных событий, например визит важных гостей, поездки за город и специальные школьные мероприятия. 

Итак, мы представили описание психологических основ современного учения и преподавания. Использование этого знания при подготовке уроков позволяет обеспечить оптимальное соотношение между процессами учения и процедурами обучения, а значит, значительно повысить эффективность педагогической деятельности.


  • Автор —

    Савченко Игорь Анатольевич

  • 15.12.2014

  •  
    Все консультации автора

Источник

photo.sibnet.ru/alb11137/ft196729/ - О пользе учения и воспитания

Любое образование и учение полноценно лишь тогда, когда главным образом учит быть человеком в данной сфере. Бесчеловечное образование формирует бессознательных функционеров, преступно опасных для окружения своими интеллектуальными продуктами.

– Учение практически полезно, когда дает опыт человеческой жизни и восхождения на вершины познания. Вредно любое профессиональное образование, если в нем нет этого человеческого компонента, как наиважнейшего.

– Во всех обществах цивилизация насаждает школы не для того, чтобы научить думать. За этим фасадом желаемого везде и всюду кроется суровая необходимость приобщения людей с детства к нуждам цивилизации, а не конкретного человека. (Понятие “человек” – в нашу информационную эпоху – это пустая абстракция или формально-количественная единица.)

– Школа стала бы действительно школой, если бы в ней царил культ преклонения перед человеческой мыслью, культ познания. Сегодня идеал школы – прививать и восполнять умение трудиться, учиться и общаться – остается лишь идеалом во всех обществах, хотя этот идеал практически необходим каждому в качестве жизненного навыка, чтобы выжить в этом сумасшедшем мире.

– Опасен тот, кто не научился трудиться, учиться и общаться. Он совершит много невидимых, никем не наказуемых, преступлений против людей, хотя более всего пострадает от этого сам.

– Ни одна школа, ни один суд и ни одна тюрьма никого не перевоспитает, пока человек сам практически не убедится в пользе учения и воспитания. Опасна и преступна любая общественная система, неспособная с детства оберегать жажду познания, человечности и стремления к вершинам духовности и познания.

– Бессознательные не могут учиться и не умеют мыслить. Их до чего-либо “натаскивают”. Жизнь многих из них не удается единственно по этой причине. Чтобы у тебя не осталось иллюзий по поводу общественного воспитания, знай: в истории не было такого общества и такой власти, где бы обучали сознательности (в смысле развития личностного сознания) на государственном уровне. Все достижения человеческой мысли порождены вопреки образованию. Следовательно, тебе придется учиться думать самостоятельно.

– Уважай человеческий ум: как самое совершенное достижение природы, он никогда не ошибается и всегда делает наилучший выбор. Так называемая “ошибка” в результатах показывает лишь то, что в задачу или программу ее решения введена неполная информация.

– Любая мысль бесполезна до тех пор, пока ты не решишь воспользоваться ею. О твоей мудрости говорят результаты твоих деяний, твоей жизни. Практически не освоенная мысль бесполезна так же, как бессмысленна деятельность, если в ней отсутствует мысль.

– Из ложных взаимосвязей, когда мысль не соответствует действию, сооружаются преграды подлинному познанию. Завалы ложных связей практически полезны для тренировки ума и практики самостоятельного мышления, практики работы с любой информацией.

– Начиная самостоятельно мыслить, будь осторожен: в мысли таится невероятная сила, способная потрясти весь мир. Сила отсутствует лишь в бессознательно потребляемых фразах общения.

– Практика признается важнейшим элементом обучения во всех системах образования, от официальных до оккультных наук. Только практика дает реальный опыт установления взаимосвязей в сознании и мире.

* * *

КОММЕНТАРИИ К РАЗМЫШЛЕНИЮ:

Человек ответствен за то, что он есть… Он отвечает за всех людей… Выбирая себя, мы выбираем всех людей. (Ж.П.Сартр)

Быть мудрым – это значит, прежде всего, быть внимательным к душе близкого человека. На вопрос же: кто этот близкий, – ответ такой: в каждом человеке родственное внимание стремится открыть близкого, – кого оно откроет, тот и есть близкий. (М.М.Пришвин)

Внимание – это та единственная дверь нашей души, через которую все, что есть в сознании, непременно проходит. (К.Д.Ушинский)

Творить можно, только приняв богозданный мир, войдя в него, вросши в его чудесный строй и слившись с его таинственными путями и закономерностями. А для этого нужны вся сила любви, весь дар художественного перевоплощения, отпущенный человеку. (И.Ильин)

Учись ваянию, ваятель, ценя классический пример. Ты понимаешь, как создатель, что нужен вкус и глазомер. Но опасайся! Слишком ведом, оберегая твой резец, ведет к обманчивым победам неповторимый образец. (В.Соколов)

Суеверия и тому подобное не следует исключать из сферы научного изучения. (Фр.Бэкон)

К добру и миру тянется мудрец, К войне и распрям тянется глупец. (Рудаки)

Культура без любви есть мертвое, обреченное и безнадежное дело. И все великое и гениальное, что было создано человеком, – было создано из созерцающего и поющего сердца. (И.Ильин)

Культура – это тонкий слой, вклиненный между организмами и окружающей средой; ее можно создать лишь благодаря тому, что действия, необходимые для выживания организмов, диктуются средой не однозначно и остается зазор для свободного выбора. А этот зазор достаточно просторен, чтобы разместить в нем тысячи возможных типов культур. (С.Лем)

Чем ниже уровень культуры, тем сильнее сказывается прагматическая узость каждого словесного понятия, дробящегося на мелкие оттенки, вместо всеобщего понимания. (И.А.Ефремов)

Культура непостижима для волевого рывка. Ей нельзя просто обучить. Ее надо впитать в себя. (Б.М.Неменский)

(Публикуется по тексту 1996г. Волжанин А.П. Психология счастья (Психодрама Нового Времени. Часть 3). – с компакт-диска «Возрождение Человека». РИТМ. 2003.)

P.S. Всю книгу в формате PDF можно заказать https://zovu.ru/index.php?dn=info&pa=forma_zakaz

Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», июнь 2013 (скачать здесь)

Источник