Приносишь пользу обществу способствует его стабильности и интеграции
Стр.78
Содержание сообщения
1. Из какой потребности возникает?
Социальный институт — исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил
Различают ряд сфер жизнедеятельности общества, в каждой из которых формируются специфические общественные институты и социальные отношения:
− Экономическая — отношения в процессе производства (производство, распределение, потребление материальных благ). Институты, относящиеся к экономической сфере: частная собственность, материальное производство, рынок и др.
− Социальная — отношения между различными социальными и возрастными группами; деятельность по обеспечению социальной гарантии. Институты, относящиеся к социальной сфере: воспитание, семья, здравоохранение, социальное обеспечение, досуг и др.
− Политическая — отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями, а также между государствами. Институты, относящиеся к политической сфере: государство, право, парламент, правительство, судебная система, политические партии, армия и др.
− Духовная — отношения, возникающие в процессе формирования духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления, а также передачи следующим поколениям. Институты, относящиеся к духовной сфере: религия, образование, наука, искусство и др.
− Институт родства (брак и семья) — связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи. Считается, что впервые употребил термин «институт» в социальных науках Джамбаттиста Вико (1668—1744) — итальянский философ и историк, предшественник современной социологии. В 1693 г. он написал несколько работ о гражданских институтах. В социологической литературе понятие «институт» стало использоваться со времени становления социологии как науки, а свою родословную институциональный подход ведет от основоположников социологии — Огюста Конта и Герберта Спенсера. Представляя в социальной статике общество как социальный организм, О. Конт в качестве её важнейших органов называет такие, как семья, кооперация, церковь, право, государство. Свое продолжение институциональный подход к исследованию общественных явлений получил в трудах Г. Спенсера. В своей работе «Основные начала» (1860—1863 гг.) он особо подчеркивает, что «в государстве, как и в живом теле, неизбежно возникает регулирующая система… При формировании более прочного сообщества появляются высшие центры регулирования и подчиненные центры.» [2] Хотя в их работах отсутствует определение социального института, они рассматривают жизнь общества сквозь призму особых форм социальной организации, которые в дальнейшем были названы социальными институтами. Все же введение термина «социальный институт» в научный оборот по праву принадлежит К. Марксу. В своем письме к русскому литератору Павлу Васильевичу Анненкову от 28 декабря 1846 года К. Маркс отмечал, что «общественные институты являются продуктами исторического развития.» [3] Но ещё раньше, в свей работе «К критике гегелевской философии права» (1844) он заявлял, что для него такие общественные институты, как семья, государство, гражданское общество не пустые абстракции, а «социальные формы существования человека.» [4] Рассмотрение социальных институтов в функциональном ключе также продолжил Э. Дюркгейм. [5] Одним из первых дал развернутое определение социального института американский социолог и экономист Т. Веблен
2. Краткая история становления.
Отличие от многих других наук демография имеет точную дату рождения. Она ведет свое начало с января 1662 г., когда в Лондоне вышла в свет книга английского купца и капитана, впоследствии майора городской милиции, ученого — самоучки Джона Граунта (1620—1674) имевшая длинное, как тогда было принято, и весьма красноречивое название: «Естественные и политические наблюдения, перечисленные в прилагаемом оглавлении и сделанные на основе бюллетеней о смертности. По отношению к управлению, религии, торговле, росту, воздуху, болезням и другим изменениям названного города. Сочинение Джона Граунта, гражданина Лондона»[1]. Уже из названия книги виден широкий социальный замысел ее автора. В те времена, когда она писалась, в Англии нередко свирепствовала чума и прочие заразные болезни, поэтому бюллетени о смертности имели практическое назначение и публиковались в Лондоне еженедельно. Их читали многие, с тем чтобы при первых же признаках угрозы для своей жизни быстро покинуть город. Граунт первым увидел в скорбных бюллетенях пользу для науки. Изучив ведомости о смертях и рождениях в Лондоне за 80 лет, он обратил внимание на существование в населении целого ряда закономерностей.
3. К какой сфере общественной жизни относится?
Соотнесите общественные институты и сферы жизни общества.
Институты
а) государство — Политическая
б) семья — Социальная
в) школа — Социальная
г) церковь — Духовная
д) финансовая система — Экономическая
е) средства массовой информации — Духовная (но я бы ко всем отнесла)
4. Как соотносится с другими институтами: подинститутом какого института является, какие подинституты в себя включает, с какими институтами конкурирует?
Институт права — это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Если юридическая норма — «исходный» элемент, «живая» клеточка правовой материи, то правовой институт представляет собой первичную правовую общность.
Подинститут права — это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих конкретную разновидность общественных
отношений, находящихся в рамках определенного института права
Институты права призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт — составная часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли их множество. Они
обладают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов.
Примерами институтов права, которые регулируют обособившиеся отношения, являются: в уголовном праве — институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, невменяемости; в гражданском праве — институт исковой давности, институт дарения, сделки, купли — продажи; в конституционном (государственном) праве — институт гражданства; в административном — институт должностного лица; в семейном праве — институт брака Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом — как внутри данной отрасли, так и вне ее.
5. Структура института: учреждения, нормы, роли, виды деятельности, символы.
элементы социальною института:
• цель и сфера деятельности института;
• функции, необходимые для достижения цели:
• нормативно обусловленные социальные роли и статусы, представленные в структуре института:
• средства и учреждения достижения цели и реализации функций, включая соответствующие санкции.
Общей и основной для всех социальных институтов функцией является удовлетворение социальных потребностей, ради чего он создается и существует. Но для осуществления этой функции каждый институт выполняет в отношении своих участников и другие функции, в том числе: 1) закрепления и воспроизводства общественных отношений; 2) регулятивная; 3) интегративная: 4) транслирующая; 5) коммуникативная.
Деятельность любого социального института считается функциональной, если она приносит пользу обществу, способствует его стабильности и интеграции. Если же социальный институт не выполняет своих основных функций, то говорят о его дисфункциональности. Она может выражаться в падении общественного престижа, авторитета социального института и, как следствие, привести к его вырождению.
Функции и дисфункции социальных институтов могут быть явными, если они очевидны и всеми осознаются, и неявными (латентными) в случае, когда они носят скрытый характер. Для социологии важно выявить скрытые функции, поскольку они могут привести не только к росту напряженности в обществе, но и к дезорганизации социальной системы в целом.
6. Функции в обществе (основные и неосновные).
В зависимости от целей и задач, а также выполняемых в обществе функций все многообразие социальных институтов принято делить на основные и неосновные (частные). В числе первых, удовлетворяющих фундаментальные потребности общества, выделяют:
• институты семьи и брака — потребность в воспроизводстве человеческого рода;
• политические институты — в безопасности и социальном порядке;
• экономические институты — в обеспечении средств существования;
• институты науки, образования, культуры — в получении и передаче знаний, социализации;
• институты религии, общественной интеграции — в решении духовных проблем, поиске смысла жизни.
7. Тенденции развития и особенности функционирования в современной России.
Социальные институты появляются в обществе как крупные непланируемые продукты социальной жизни. Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. Время от времени члены общества или социальной группы могут собирать, систематизировать и давать легальное подтверждение этим практическим навыкам и образцам, в результате чего институты изменяются и развиваются.
Исходя из этого социальные институты современной России представляют собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. В настоящее время в России происходит институционализация — это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется. Если раньше в прединституциональной фазе общественного движения в России были характерны спонтанные протесты и выступления, появлялись на короткий срок, а затем смещались лидеры движения. Каждый день была возможна новая авантюра, каждое собрание характеризуется непредсказуемой последовательностью эмоциональных событий, в условиях которых человек не может представить себе, что он будет делать дальше.
Итоговое обсуждение
1. Общие тенденции развития социальных институтов в развитии человечества.
Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится значительное место. Социальный институт определяется как единый компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни. Общество формируется из системы социальных институтов и представляет собой сложную совокупность экономических, политических, правовых, духовных отношений, обеспечивающих его целостность как социальной системы. Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле — это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.
2. Число социальных институтов в современном обществе и их взаимосвязь.
Общество формируется из системы социальных институтов и представляет собой сложную совокупность экономических, политических, правовых, духовных отношений, обеспечивающих его целостность как социальной системы. Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле — это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности. Социальные институты — ценностно — нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества. Все элементы общества связаны между собой общественными отношениями — связями, возникающими между социальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (политической, правовой, культурной) деятельности.
В процессе развития общества некоторые связи могут отмирать, некоторые — появляться. Связи, которые доказали свою пользу для общества, упорядочиваются, становятся общезначимыми образцами и в дальнейшем повторяются из поколения в поколение. Чем стабильнее эти полезные для общества связи, тем устойчивее само общество. Социальными институтами называются элементы общества, представляющие стабильные формы организации и регулировании общественной жизни. Такие институты общества, как государство, образование, семья, упорядочивают социальные отношения, регулируют деятельность людей и их поведение в обществе. Основная цель социальных институтов — достижение стабильности в ходе развития общества. В соответствии с этой целью выделяют функции институтов:
• удовлетворение потребностей общества;
• регуляция социальных процессов (в ходе которых обычно эти потребности удовлетворяются).
3. Особенности институциональной системы в современной России.
Важнейшим условием политической стабильности и эффективности политической системы является процесс институционализации. Под институционализацией В.Ачкасов и Б.Грызлов понимают «процесс образования, развития и усвоения индивидами и различными социальными общностями необходимых норм и ролей, ценностей и эталонов политического поведения, способов контроля за их поведением, а также результат процесса, в рамках которого политическое действие начинает регулироваться и приобретать стабильные черты политической структуры».В каждом обществе возникает специфическая конфигурация государственных и негосударственных политических институтов, которая носит название институциональный дизайн. Реймон Арон полагает, что в каждом обществе институты власти должны быть приспособлены к особенностям конкретной исторической обстановки
Характер взаимодействия общественных объединений граждан и государства определяет эффективность политической системы общества, через которую реализуется в полной мере политическая власть. Функциональной характеристикой политической системы выступает политический режим, под которым понимается «система правления, или администрирования».
На выполнение тестовых тематических заданий отводится 7-15 минут.
На выполнение заданий к обобщающему уроку отводится 40-45 минут.
Целесообразность проведения таких тестовых работ вызвана необходимостью подготовки учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ.
В зависимости от формы задания используется различная система оценок. Все правильно выполненные задания части А оцениваются в 1 балл.
Задания уровня В с выбором нескольких вариантов ответа оценивается в 1-2 балла: 2 за правильный ответ, 1 балл при наличии одной ошибки.
За ответы на задания уровня С может быть выставлена отдельная оценка по пятибалльной системе.
Рекомендуется использовать гибкую систему оценивания результатов тестирования, при которой ученик имеет право на ошибку:
80% от максимальной суммы баллов – оценка «5»
60-80% — оценка «4»
40-60%-оценка «3»
0-40% — оценка «2»
Для подготовки материала использована работа:
Контрольно-измерительные материалы. Обществознание:8 класс/сост. А.В.Поздеев.-М.: ВАКО, 2011./
Тест 31. Итоговое обобщение
Вариант 1
А1. Процесс становления личности:
1) адаптация 2) социализация 3) индивидуализация 4) интеграция
А2. Верны ли суждения о ступенях развития общества:
а) общество развивалось только эволюционным путем;
б) ученые выделяют аграрное общество как первую ступень его развития?
1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
A3. Признаком глобализации современного общества можно считать:
1) протекционизм во внешней торговле
2) образование международных транснациональных компаний
3) стремление к самоизоляции
4) образование движений, протестующих против мирового правительства
А4. Верны ли суждения о культуре:
а) культура внутренняя неразрывно связана с культурой внешней;
б) все люди в обществе одинаково культурны?
1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А5. Ожидаемое от человека поведение:
1) социальный статус 2) социальная роль 3) социальная позиция
4) социальное положение
А6. Верны ли суждения о морали:
а) моральные нормы меняются с развитием общества;
б) идеальными нормами морали являются гуманизм и человечность?
1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А7. Приобщение человека к знаниям, накопленным обществом:
1) образование 2) наука 3) социализация 4) совесть
А8. Верны ли суждения о свободе:
а) свобода является синонимом вседозволенности;
б) свобода — это возможность не нести ответственность за свои поступки?
1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А9. Что из перечисленного можно отнести к свободным благам?
1) почва 2) ветер 3) нефть 4) лес
А10. Верны ли суждения об экономической системе:
а) любая экономическая система контролируется государственными органами
планирования;
б) в современном обществе практически невозможно найти государство с чисто
рыночной экономикой?
1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А11. Главным источником экономических благ является:
1) потребление 2) обмен 3) распределение 4) производство
А12. Верны ли суждения о конкуренции:
а) конкуренция приводит к улучшению качества обслуживания;
б) конкуренция между потребителями осуществляется под контролем государства?
1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А 13. Какой форме организации фирмы принадлежит ведущая роль по объему производства
и численности занятых рабочих?
1) индивидуальное предприятие 2) товарищество 3) малое предприятие
4) акционерное общество
А14. Верны ли суждения о государстве:
а) в современном обществе увеличивается роль государства в экономике;
б) современные государства стремятся подчинить частную предпринимательскую
деятельность?
1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А15. Денежные вклады в банке:
1) процент 2) облигация 3) депозит 4) акция
А16. Верны ли суждения о безработице:
а) уровень безработицы изменяется в зависимости от развития экономики;
б) безработица в стране может зависеть от времени года?
1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
В1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием
«конкуренция». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
1) монополия 2)соперничество 3) борьба 4) состязание 5) соревнование 6) бизнес
Ответ:
В 2. Какие из перечисленных признаков характеризуют этническую группу?
1) культурные традиции 2) язык 3) экономика 4) национальное самосознание
5) наука 6) сословия
Ответ:
ВЗ. Установите соответствие между терминами и определениями.
Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
1)мораль 2) нравственность 3) совесть | А) совокупность людских нравов, сама жизнь, которая связана с делами, обычаями, практическим поведением людей дома, в семье, на работе Б) духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к себе, другим людям, к окружающей среде с позиции добра и зла |
В) глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний самоконтроль и самооценка человека |
Ответ:
Вариант 2
А1. К агентам первичной социализации относятся:
1) армия 2) церковь 3) средства массовой информации 4) друзья
А2. Верны ли суждения о социальных нормах:
а) к социальным нормам относятся обряды и традиции;
б) социальные нормы всегда контролируются государством?
1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
A3. Одним из отличий реформы от революции является:
1) стремление к прогрессивному развитию 2) постепенность преобразований
3) пропаганда новых идей 4) образование новых политических партий и движений
А4. Верны ли суждения о глобальных проблемах современности:
а) глобальные проблемы связаны между собой;
б) глобальные проблемы могут быть решены только усилиями большинства государств мира? 1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А5. Графической моделью традиционного общества может служить:
1) пирамида 2) ромб 3) квадрат 4) круг
А6. Верны ли суждения о патриотизме:
а) патриотизм — это высшее проявление гражданственности;
б) патриотизм — качество, свойственное каждому гражданину страны?
1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А 7. Внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека:
1) традиция 2) закон 3) правило 4) совесть
А8. Верны ли суждения об образовании:
а) роль образования в последнее время неуклонно возрастает;
б) только развивая систему образования, государство может сохранить свою
конкурентоспособность в современном мире?
1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А9. Экономика СССР в большей степени являлась:
1) рыночной 2) традиционной 3) плановой 4) аграрной
А10. Верны ли суждения о собственности:
а) владеть собственностью могут только частные лица;
б) в Российской Федерации все формы собственности равноправны?
1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Al 1. В условиях рыночной экономики одним из принципов функционирования рынка является:
1) свободное ценообразование 2) наличие монополий
3) присутствие продавцов и покупателей 4) внешняя торговля
А12. Верны ли суждения о производительности труда:
а) разделение труда способствует росту производительности труда;
б) конвейер был внедрен в производство с целью увеличения производительности труда?
1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
A13. Что является значимой для общества функцией предпринимательской деятельности?
1) предприниматели усиливают эксплуатацию рабочих
2) предпринимательство увеличивает нагрузку на окружающую среду
3) предприниматели вывозят капитал в другие страны
4) предприниматели являются крупными налогоплательщиками
А14. Верны ли суждения о бюджете:
а) в Российской Федерации бюджет страны разрабатывается парламентом и утверждается правительством;
б) бюджет состоит из доходной и расходной частей?
1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А15. Цена, уплачиваемая собственнику денег за использование заемных средств в течение определенного срока:
1) капитал 2) процент 3) депозит 4) рента
А16. Верны ли суждения о валюте:
а) валюта делится на конвертируемую и неконвертируемую;
б) Центральный банк страны способен повлиять на курс валют на биржевом рынке?
1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
В1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием
«банковская деятельность». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
1) Займ 2) кредит 3) депозит 4) реклама 5)процент 6) счет
Ответ:__________________
В2. Что из перечисленного соответствует методам получения научных знаний?
1) наблюдение 2)эксперимент 3) эстетика 4) расчеты 5) доказательство 6) эмоциональность
Ответ:________
ВЗ. Установите соответствие между терминами и определениями.
Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
1) патриотизм | А) форма национального сознания, провозглашающая идеи национальной исключительности, замкнутости, превосходства |
2) гражданственность | Б) моральная ценность, выражающая политическое и правовое положение человека, а также его моральную обязанность по отношению к Отечеству |
3) национализм | В) моральная ценность, в которой выражается любовь к Отечеству, забота о его интересах и готовность защищать его от врагов |
Ответ:
Ключи
Вариант 1 Вариант 2
А 1. 2 А 1. 4
А 2. 4 А 2. 1
А 3. 2 А 3. 2
А 4. 1 А 4. 3
А 5. 2 А 5. 2
А 6. 3 А 6. 1
А 7. 3 А 7. 4
А 8. 4 А 8. 3
А 9. 2 А 9. 3
А 10. 2 А 10. 2
А 11. 4 А 11. 1
А 12. 1 А 12. 3
А 13. 4 А 13. 4
А 14. 1 А 14. 2
А 15. 3 А 15. 2
А 16. 3 А 16. 3
В 1. 1 В 1. 4
В 2. 1 2 4 В 2. 1 2 4 5
В 3. 1Б 2А 3В В 3. 1В 2Б 3А