Принятие русью христианства почему выбор был сделан в пользу православия
Выбор веры князем Владимиром
Как известно, в древности именно религия играла важнейшую роль в формировании культуры той или иной страны, была одним из рычагов государственной власти и влияла на все сферы жизни. Для Древней Руси такой религией стало православное христианство, принятое в 988 году. В этой статье я попытаюсь ответить на данный вопрос.
Почему языческой Руси понадобилось принимать монотеистическую (с единым Богом) веру? Дело в том, что князь Владимир Святославич продолжал дело своих предшественников по объединению Древней Руси. Однако было важное препятствие к этому – каждое племя, поклоняющееся языческим богам, имело разные социальные нормы и идеологию, а жрецы-язычники практически не подчинялись князю.
Так выглядело языческое капище
Нужна была единая религия для всего государства, которая стала бы мощным объединяющим фактором и сделала бы церковь опорой княжеской власти.
Согласно «Повести Временных лет», в 986 году князь Владимир провёл «испытание вер». Прибыли послы, предлагающие Киевской Руси принять разные религии:
1) Послы из Волжской Булгарии предлагали принять ислам. Владимир отказался, поскольку его не устраивали отказ от алкоголя и церемония обрезания.
2) Хазарские иудеи убеждали князя перейти в иудаизм. Поскольку хазары в тот момент не имели собственной земли, князь счёл, что их оставил Бог и отверг предложенную ими религию.
3) Посланники Папы Римского хотели, чтобы Русь приняла католицизм. Однако князь Владимир был против, сославшись на то, что его предки отказались от этой религии (имеется в виду безуспешный визит католического миссионера Адальберта на Русь в 961 году).
4) Византийский посол выступал за переход древнерусских племён в православное христианство.
Почему же из всех вариантов Владимир Святославич выбрал именно православную веру? Можно назвать следующие причины:
- Военный, политический и экономический союз с Византией был выгоден для Киевской Руси. Поскольку при Святославе русско-византийские отношения ухудшились и были неравноправными, нужно было их восстанавливать. В 987 году сложилась удачная ситуация – Константинополь просил у Киева о помощи в подавлении восстания Варды Фоки. Взамен Владимир попросил руки царевны Анны, но получил встречное условие – он должен был принять христианство.
Крещение князя Владимира (картина В.Васнецова)
- В 957 году первой из русских правителей приняла крещение княгиня Ольга (она приходилась Владимиру бабушкой). Более того, в то время в Киеве уже существовала небольшая христианская община. Принимали православие многие русские торговцы (купцам-христианам византийцы предоставляли более выгодные условия), а также русские дружинники, служившие у византийского императора. Соответственно, христианство к 988 году было уже не чуждой для Руси религией.
- Православные обычаи и культурные нормы были ближе Киевской Руси, чем нормы других предложенных религий. К тому же, католиков, мусульман и иудеев среди русских в тот момент практически не было.
Крещение Руси
На мой взгляд, все дороги вели Древнюю Русь к принятию христианства, а другие варианты фактически не являлись достойной альтернативой. Не все были довольны свержением языческих богов с их пьедестала – неслучайно у нас сохранились некоторые языческие праздники и обычаи (к примеру, Масленица). Тем не менее, дальнейшая история России показала, что Владимир Святославич сделал правильный выбор, который благотворно сказался на развитии русской государственности и культуры.
Анонимный вопрос · 7 декабря 2018
5,1 K
Специалист по истории России и Ближнего Востока. Путешественник.
Русское христианство появилось в 988 году, когда князь Владимир сделал выбор веры в пользу именно христианства греческого обряда,поскольку ему было необходимо укрепить княжескую власть, а также закрепить его союз с Византийской империей.
Какое место православная религия занимала в жизни России рубежа XIX — начала ХХ веков?
Студент-историк, редактор сайта “Прожито” (prozhito.org)
Однозначно, православная церковь в интересующий Вас период имела главенствующее положение в Российской империи, хотя бы потому, что православных было большинство. До 1905 года активно поощрялось обращение в православие иноверцев и язычников, но обратный процесс был незаконен. В 1905 году было объявлено о веротерпимости, т.е. разрешалось иноверцам вернуться в старую веру, государство признавало официальными новые религии (как, например, старообрядчество, так и разные секты). Но несмотря на это, православие оставалось сращенным с государственной машиной (посредством Синода). Пожалуй, только после революции 1917 года Временное правительство объявило о свободе совести, а вместе с этим об отделении церкви от государства.
Прочитать ещё 1 ответ
Ветвь какой христианской церкви ближе всего к тому,что было во времена Иисуса?см.комментарий
мои ответы не являются “глубокомысленными” статьями для ЯДзен
Но меня интересует взгляд не верующего,точнее,не столько верующего,сколько историка и культуролога.
Кроме историков и культурологов есть ещё религиоведы.
А касательно христианства — без прикосновения и даже принятия веры невозможно решить какая ближе.
Потому что ближе та, согласно евангелиям, в которой присутствует Бог.
Как бы она внешне не отличалась, именно она будет ближе.
В этом отличие христианской религии. В ней сразу заявлено, если Иисус не воскрес, то наша вера тщетна. Это очень важно. Если убрать из христианской церкви Иисуса, то можно считать ближней церковью вообще какую угодно конфессию или группу. Потому что суть христианской церкви не заповеди или какие-то премудрости жизни, а Иисус. Заповеди и мудрости следуют именно из присутствия Иисуса Христа. Иначе “не убий” — любой кодекс права содержит осуждение за убийство. Эта часть заповедей общая для большинства людей. А христианское “не смотри на женщину с вожделением” невозможно для выполнения. Чудо произойдет, тогда человек одновременно останется человеком и перестанет иметь обыкновенные физиологические реакции. Вот где чудеса чаще случаются, там и настоящая церковь. Чаще, а не сплошь. Требовать от церкви быть целиком чудесной нельзя, так как чудо это процесс, а не механический автомат, дернул и закрутилось.
А если чисто внешне, то менее всего изменились древние восточные церкви, которые называют дохалкидонские, т.е. принявшие учения только трех первых Вселенских соборов. Это Ассирийская, Армянская, Коптская, Эфиопская, Эритрейская, Сирийская, Маланкарская церкви. Они самоизолировались после первых Вселенских соборов и внешнее культурное влияние на них оказалось меньше чем на другие.
Когда заходишь в этот храм вырубленный в скале, бывший пещерой, когда видишь эти фрески всё ещё яркие в темноте, простая понятная на слух и бесконечно красивая молитва, то, чувствуешь, да, так это и было две тысячи лет назад.
!https://www.hikers.am/images/Monasteries/Geghard/G3.jpg
Что было бы сейчас, если Русь вместо восточного Христианства приняла бы западное Христианство?
Религиовед, эколог, биолог
Если вспомнить, Русь крестилась в 988 году, а Великая схизма (раскол Христианства на западное Католическое и восточное Православное) произошел лишь в 1054 году. Таким образом, Русь приняла Христианство, когда еще Запад и Восток находились в евхаристическом единстве.
Римские папы нередко посылали в Русь легатов с буллами, призывая принять католицизм. Однако такие призывы сразу же отвергались и народом, и властью. Но в 1439 году русский митрополит Исидор подписал Флорентийскую унию, за что был низложен Великим князем Московским Василием II. На Руси был сразу же избран новый митрополит – Иона.
Прочитать ещё 1 ответ
Устарели ли исторические труды Василия Ивановича Кузищина (“История Древнего Востока “, “История Древнего Рима “, “История Древней Греции”) ?
редактор паблика «Римский взгляд», кандидат исторических наук, преподаю историю · vk.com/dies_civilis
Перечисленные Вами книги не являются авторскими монографиями В.И. Кузищина, это учебники под его редакцией (хотя немало разделов в них написано им самим). Учебник по истории Древнего Востока вышел в 1979 году, по истории Древней Греции в 1986 году, по истории Древнего Рима в 1971 году, однако с тех пор они неоднократно переиздавались, причем издания перерабатывались и дополнялись, чтобы соответствовать уровню научных представлений об истории этих областей Древнего мира. Таким образом, эти учебники соответствуют требованиям, которые необходимы при изучении указанных исторических дисциплин. Во всяком случае, в 2010/2011 учебном году на I курсе исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова я учился по этим учебникам. Другое дело, что некоторым преподавателям могут нравится какие-то другие учебные материалы. Например, по истории Древнего Рима очень полезно почитать учебник Н.А. Машкина (последнее издание: М., 2006), который вышел, кстати, еще в конце 40-ых. Однако еще раз повторюсь, это учебники, и в них Вы не найдете каких-то спорных гипотез и глубокого анализа источников, так как эти работы нужны для общего ознакомления учащегося с соответствующей дисциплиной; и с этой задачей данные издания вполне успешно справляются.
В 988 году Владимир Святославич, правивший с 980 по 1015 годы, крестил Русь. Это событие стало важным шагом к развитию государства как на международной арене, так и во внутренней структуре, культурной жизни.
Причины принятия христианства
Принятие христианства, как и любое важное политическое решение, имело свои причины:
·Прежде всего, стоит отметить, что Русь уже была знакома с Христианством до Владимира. Княгиня Ольга принимала крещение в 957 году, и многие торговцы, чтобы облегчить отношения с иностранными государствами, принимали христианскую веру. Даже среди дружинников на момент крещения уже присутствовали христиане.
·Молодому государству был необходим единый пантеон, который бы символизировал единую власть правителя. Первоначально задачу унификации верований Владимир попытался решить, установив идол Перуна в качестве главного божества, но Перун — лишь покровитель войны и, соответственно, дружинников. Люди, всю жизнь работавшие ша земле, не приняли этого нововведения и по-прежнему поклонялись своим богам.
·На международной арене языческое государство не воспринималось серьезно. Для укрепления авторитета Руси среди европейских государств было необходимо принятие одной из мировых религий.
·Наконец, тесный контакт Руси с Византией стал одним из факторов, повлиявших на выбор в пользу христианства.
Процесс принятия христианства
Крещению Руси в 988 году предшествовал долгий процесс выбора веры. В летописях говорится, что Владимир беседовал с представителями иудаизма, христианства и ислама, а также отправил десять доверенных людей в разные страны, чтобы они изучили обычаи, соответствующие разным религиозным конфессиям.
Принятие христианства сопровождалось следующими внешнеполитическими обстоятельствами: Владимир, оказавший Византии помощь в борьбе с мятежниками, просил руки принцессы Анны, а когда ему отказали, захватил Корсунь и обещал освободить ее только после того, как Анна будет обещана ему в жены. Условием их брака стало принятие христианства Владимиром, на что князь охотно согласился.
После возвращения на Русь Владимир велел пустить идол Перуна вниз по реке, а русский народ был крещен в Днепре.
Новая вера не «торжественно шествовала по стране», а с трудом усваивалась местным населением. На окраинах государства она укрепилась только спустя десятилетия.
Последствия крещения Руси
Разумеется, такой важный шаг как принятие христианство, сильно отразился как на ситуации во внешней политике, так и на внутреннем развитии государства.
·Укрепление международного авторитета Руси. Русь вошла в число наиболее культурных на тот момент стран и значительно повысила свой авторитет.
·Упрочнение власти князя. Наличие единого бога соответствовало представлениям о едином правителе Руси и укрепляло его авторитет.
·Появление письменности и развитие грамотности на Руси. Вместе с религией на Русь пришли и богослужебные тексты, и письменность.
·Развитие культуры (зодчества, иконописи и т. д.). Необходимость строить и украшать христианские церкви дала возможность для развития многим ремеслам. Появились иконы, фрески, развивалось деревянное зодчество.
* * *
Таким образом, как бы мы не относились к религии, факт есть факт: христианская вера, будучи принятой 1000 лет назад, надолго определила социально-экономическое, политическое и духовное развитие России.
Смотрите также:
1. Возникновение и развитие Древней Руси
2. Расцвет Древней Руси при Ярославе Мудром
3. Было ли татаро-монгольское иго на Руси?
4. Каким на самом деле был Иван Грозный?
5. Когда Россия была на пике своего могущества?
Князь Владимир Святославич утвердился в Киеве как победитель после кровавой междоусобной войны летом 978-го, но тогда он еще не помышлял о христианстве…
В ту пору киевский правитель был мало того, что язычник, так еще и сторонник самых жестоких древних обычаев язычества. Нерастраченная сила бурно играла в нем. Владимир Святославич одновременно владел пятью женами. К ним впридачу он расселил по трем княжеским городкам несколько сотен наложниц… Под рукою великого князя распростерлась вся языческая Русь. В ней не существовало единства: одни области почитали своих «божеств», другие — своих. На первом же году правления Владимир Святославич задумал большую религиозную реформу. Он решил свести всех главных языческих «божеств» в единый пантеон, желая тем самым избавить Русь от вероисповедного раздробления.
Летопись сообщает: «Постави [Владимир] кумиры на холму вне двора теремного. Перуна древяна, а главу его сребрену, а ус злат, и Хорса Даждьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И жряху им нарицающе их «боги». И привожаху сыны своя и дщери и жряху (приносили в жертву) бесом. И осквернаху землю требами своими, и осквернися кровьми земля Русская…» Киевским кумирам приносили, среди прочих, и человеческие жертвы. Если жребий падал на отрока или девицу из христианской семьи (а на Руси уже были к тому времени христиане), и члены семьи противились языческому обычаю, то их убивали вместе с потомством.
На протяжении 980-х годов Владимир одерживает несколько больших побед. Он отбивает у поляков города Перемышль и Червен, дважды разбивает вятичей, не пожелавших платить дань, а затем завоевывает землю балтского племени ятвягов. Воевода его Волчий Хвост нанес поражение радимичам. Война с волжскими болгарами далась тяжелее, но закончилась почетным миром. Счастливый в военных предприятиях, великий князь терпит поражение в любимой своей затее — религиозной реформе. Механическое соединение разных языческих «божеств» выглядит как попытка сделать салат из селедки, сливы и сметаны. Киевский пантеон никого не объединяет.
Тогда Владимир Святославич задумывается о том, чтобы заимствовать для своих подданных веру, которая уже стала великим объединителем иных народов и в наибольшей степени подходила бы для жизни и быта Киевской Руси. Киев — перекресток торговых путей. Здесь сильна иудейская община. Здесь знают ислам по восточным соседям, принявшим его относительно недавно. Тут живут, пусть и в невеликом количестве, христиане. Летопись отразила искания князя в религиозной сфере: что избрать ему для Руси? От кого принять учителей? И, конечно, кого напрочь не отвергнет дружина, бояре, приближенные, семья…
Почему его выбор остановился на восточном христианстве? Некоторые причины совершенно очевидны. Во-первых, в семье князя уже имелся удачный опыт крещения. Бабка Владимира Святославича, княгиня Ольга, приняла его, а примеру госпожи, очевидно, последовала и ее свита. В отсутствии отца, вечно занятого войнами, походами, битвами, мальчик, надо полагать, испытал влияние бабки, учившей его азам Христовой веры.
Во-вторых, князя Владимира интересовал стратегический союз с Византией. Добрые отношения с греческой державой обеспечивали гарантию самых благоприятных условий для русской торговли, связанной с Крымом, Константинополем, Балканами. Кроме того, византийцы умело направляли своим серебром боевую активность печенегов, и уже одно это давало очень серьезный повод ладить с Империей. Иными словами, выбор веры был накрепко связан с выбором важного направления внешней политики.
Очевидно, у Владимира Святославича имелась и другая, не столь очевидная причина остановить выбор на христианстве. Ислам приняли поздняя Хазария и Волжская Болгария — его противники, и, главное, государства, построенные на совершенно чужой этнической основе. А в Европе того времени продолжалось триумфальное шествие христианства. Южные и западные славяне давно приняли его. В Скандинавии оно исподволь набирало силу, что не могло быть совсем уж безразличным делом для потомка Рюрика. Изо всех соседей-христиан самые впечатляющие культурные достижения могла продемонстрировать Византия и связанный с нею мир южных славян. Ни поляки, ни чехи, ни моравы, ни иные западнославянские народы, ни хорошо знакомые венгры столь высокой, столь сложной культурой ко второй половине X века не располагали. Особое неудобство представляло западно — христианское богослужение, которое велось на непонятной латыни. В восточном же христианстве к тому времени огромная часть церковной литературы получила перевод на язык, который сейчас называют церковно-славянским; это делало более легкими и приобщение к новой вере, и богослужебную практику. Проще говоря, у Византии было что взять в духовном плане, а связанные с нею славянские народы уже создали инструменты, с помощью которых нетрудно было передать Руси новые культурные навыки. Можно сделать вывод: восточное христианство оказалось для Руси ближе прочих вариантов этнически и по языку.
Договорившись о союзничестве с Империей, Владимир отправил на помощь Константину VIII и Василию II многотысячное войско. С его помощью законные правители подавили мятеж полководца Варды Фоки. Ради укрепления союза великий князь изъявил желание взять в жены византийскую «принцессу» — сестру императоров-соправителей Анну. А брак с христианкой мог быть заключен лишь в одном случае: если сам Владимир Святославич примет христианство. Как оказалось, среди бояр и воевод Владимира, хватало сторонников христианства. От них князь получил поддержку, когда по долгом размышлении решил креститься. Если нужно продать квартиру быстро, то важно качественно и профессионально её оценить. Есть такое агентство, которое и оценивает по рыночной цене и потом быстро по ней продаёт. Достаточно позвонить или оставить заявку на сайте квартет-м.рф и оценщик приедет в течении часа. Агенты очень профессиональные, арботают на клиента и только на результат, зарание никаких денег не берут и договор подписывать не надо. Если найдёте покупателя на квартиру сами, то никто не помешает вам её продать самим. А то есть агентства требующие эксклюзив.
Из Константинополя прибыл в Киев священник по имени Павел, совершивший обряд крещения. Новообращенный получил христианское имя Василий. Вместе с ним приняли новую веру дети, жены, слуги, часть бояр и дружинников. Вот только… невесту не спешили отправлять из Константинополя. Владимир Святославич начал было переговоры с правителем Корсуня-Херсонеса — богатого византийского города в Крыму, располагавшегося на территории нынешнего Севастополя. Демонстративно пренебрегая «принцессой» Анной, он предложил отдать ему в жены дочь корсунского «князя». Ведь церковное устроение на Руси могло быть налажено и через Корсунь, а не через далекий Константинополь. Но ответом на предложение киевского правителя стал издевательский отказ.
При всей благожелательности Владимира Святославича, у него оставался лишь один вариант, как получить своё по соглашению, оплаченному воинской помощью. Он осадил Корсунь. Долгая блокада города сделала свое дело: среди горожан нашлись те, кто счел сдачу более приемлемой, нежели мучительные условия осады. Владимиру помогли. По одной из версий, это сделал некий священник Анастас. По другой — варяг на греческой службе Жадьберн. Возможно, в лагере осажденных сложилась целая «партия» сторонников русского князя.
В итоге Владимир Святославич вошел в город. Не сдержав гнева, он казнил тамошнего стратига с женой, а дочь его отдал замуж за одного из своих сторонников. Печально, что мир между христианскими правителями удалось заключить лишь после того, как одна сторона пошла на обман, а другая добилось своего силой… Византия вернула себе Корсунь, а Владимир получил Анну в жены. Остальным женам Владимира пришлось его покинуть, ибо многоженство для христианина непозволительно. Некоторые из них вышли замуж вновь — за представителей киевской знати, другие приняли монашеский постриг. Он не сразу покинул Корсунь, но лишь получив сначала уроки христианского «закона». В исторической литературе бытует легенда, согласно которой именно здесь великий князь принял новую веру. Это не соответствует действительности: крещение совершилось еще в Киеве. Но именно корсунское духовенство обучало Владимира Святославича как новообращенного.
Вернувшись в Киев, князь с позором ниспроверг языческих идолов, а потом крестил свой народ в реке Почайне, у впадения в Днепр. Сейчас же началось строительство нескольких небольших церквей. На Руси утвердилась церковная иерархия, возглавленная с архиереем в сане митрополита. Вероятнее всего, первый из митрополитов Киевских имел имя Леон. Архиепископ оправился к Новгороду Великому, епископы — к другим крупным городам. Там произошло то же самое, что и в Киеве — ниспровержение «кумиров» и крещение горожан.
Огромный шаг в судьбах Руси совершался с необыкновенной быстротой. На первых порах распространение христианства не вызвало сопротивления. Какое-то недовольство проявили новгородцы, но оно, судя по всему, оказалось незначительным. Его подавление обошлось малыми жертвами. В Ростове епископа не приняли, и там новая вера распространялась гораздо дольше, чем где бы то ни было, и с большим трудом. В целом, христианство по всей стране принимали добровольно. Его не пришлось навязывать «огнем и мечом» — это поздний миф. Слабость и пестрота язычества, уверенная поддержка Церкви правителем, давнее знакомство с христианством в больших городских центрах сделали свое дело: Христова вера утвердилась на Руси скоро и почти бескровно.
На протяжении нескольких веков рядом с ней, то тайно, то явно, продолжало существовать язычество. Оно уходило медленно, борясь и прекословя, но в конечном итоге исчезло. По словам историка и религиоведа С. В. Алексеева, «справедливо считать Владимира отцом Русской цивилизации. Введя христианство вместо разноголосицы племенных культов, он дал русской культуре сердцевину, ту высшую ценность, без которой цивилизации нет».
Большинство историков считают, что Крещение произошло в интервале между 987 и 992 годами. Летописный текст и свидетельства иных источников позволяют разные толкования. Историческая традиция называет 988 год, и это весьма вероятная дата. Процесс массовой христианизации страны, начавшийся при Владимире Святом, главные свои вехи отсчитывает от нее.
Дмитрий Володихин