Примеры произведений искусства которые принесли пользу миру и людям
Но не все теории о смысле произведений явно настолько бредовые. Некоторые умудряются быть одновременно и весьма убедительными, и совершенно умопомрачительными.
1. «Сатир, оплакивающий нимфу» на самом деле показывает жестокое убийство
Картина написана Пьеро ди Козимо в 1495 году, и на ней якобы изображена сцена из «Метаморфоз» Овидия. В этой истории Прокрида была случайно убита в лесу её мужем, охотником Цефалом, который по ошибке принял жену за дикого зверя и пронзил её копьем.
Это типичный выбор сцены для художника эпохи Возрождения, но есть одна проблема. Внимательное изучение показывает, что изображенная на картине Козимо Прокрида не могла быть убита случайно.
По словам британского профессора Майкла Баума, все признаки указывают на то, что полотно изображает зверское убийство. У Прокриды имеются глубокие рваные раны на руке, как если бы она пыталась отражать ножевые атаки. Наконец, на шее также имеется рана.
Вместо изображения сцены романа картина Козимо показывает нам последствия яростной атаки ножом. Вероятно, это не было сделано преднамеренно. Профессор Баум подозревает, что Козимо попросил местный морг одолжить ему труп, для того чтобы зарисовать жертву убийства.
2. Диего Ривера показал, что у Дж. Д. Рокфеллера-младшего был сифилис
Произведение Диего Риверы «Человек, управляющий Вселенной» — одно из заметных творений в мексиканском искусстве живописи. Первоначально фреска была написана по заказу для Рокфеллер-центра, но позже реконструирована в Мехико, после того как Нельсон Рокфеллер уничтожил фреску.
Ему не понравилось, что на ней был изображен Ленин. Восстановление изображения стало также монументальным актом мести. Фреска утверждает, что у отца Нельсона Рокфеллера был сифилис.
Одними из ключевых элементов росписи стали эпизоды последних научных открытий. Галактики, взрывающиеся звезды, множество бактерий, плавающих над головами мужчин и женщин…
После того как Нельсон Рокфеллер уничтожил оригинальную версию, Ривера нарисовал его отца, Дж. Д. Рокфеллера-младшего, в окружении бактерий — возбудителей сифилиса.
Это еще не все. Несмотря на то что Дж. Д. Рокфеллер-младший был на протяжении всей своей жизни трезвенником, Ривера нарисовал его с мартини в руке и женщинами, похожими на проституток. Для усиления эффекта он поместил Ленина на переднем плане.
3. На картине «Изабелла» мужчина скрывает свою эрекцию
Один из корифеев движения прерафаэлитов Джон Эверетт Милле, вероятно, наиболее известен сегодня картиной «Офелия». По крайней мере, так было до 2012 года, пока исследователи не обнаружили нечто неожиданное в его картине «Изабелла». На ней изображена сцена из «Декамерона» Боккаччо, и на пиршественном столе явно просматривается тень от эрегированного члена.
«Декамерон» — одна из самых эротических книг, когда-либо написанных, и картина полна ссылок на сексуальность. Вытянутая нога персонажа представляет собой фаллический символ, а кучка просыпанной соли около тени от пениса, вероятно, символизирует семя. Это выглядит непристойно, но вместе с тем совсем не как обычная порнография.
4. La Primavera выражает любовь к садоводству
Это одно из самых известных произведений Боттичелли в галерее Уффици во Флоренции. La Primavera также одна из самых загадочных картин Боттичелли. Из-за того, что на ней изображена группа женщин, которые ходят по небу, как по лугу, эксперты по-прежнему утверждают, что у картины есть аллегорический смысл.
Но есть одна теория, выделяющаяся из всех остальных своей доказательностью и странностью, которая утверждает, что картина — о садоводстве.
Эта версия выглядит правдоподобной из-за умопомрачительной скрупулезности, с какой автор выписывает каждое растение. По официальным оценкам, на картине изображено, по крайней мере, 500 тщательно отрисованных различных растений почти 200 различных видов.
Некоторые полагают, что это были все растения, которые произрастали в 15-м веке во Флоренции и цвели с марта по май. Другие утверждают, что эти растения Боттичелли придумал сам, специально для этой картины.
5. «Урок музыки» наполнен сексуальностью
Созданный Йоханнесом Вермеером в 1660-е годы «Урок музыки» считается одной из величайших картин, изображавших голландскую жизнь 17-го века. Молодую девушку учит играть на клавесине красивый репетитор.
Это фотореалистичное изображение типичного дня высшего общества во времена Вермеера. По крайней мере, это стандартное объяснение. Некоторые же считают, что картина пронизана сексом и скрытой страстью.
Согласно этой теории картина наполнена маленькими ключиками к пониманию сексуальной напряженности между девушкой и ее наставником. Неудивительно, что образ девушки связан с девственностью, но зеркало над клавесином показывает, что девушка на самом деле во время игры смотрит на учителя.
Кувшин для вина — афродизиак, в то время как инструмент на полу интерпретируется как огромный фаллический символ. Если рассматривать картину с такой точки зрения, то возможно даже предположить, что зритель — это вуайерист.
И это не только в случае с этой картиной. Некоторые искусствоведы утверждают, что присутствие музыки на картинах Вермеера всегда символизирует сексуальность, что делает его творчество очень странным.
6. «Ночная терраса кафе» напоминает о «Тайной вечере»
Нарисованная в 1888 году «Ночная терраса кафе» — одна из наиболее важных работ Ван Гога, полностью раскрывающих особый стиль художника. Она также одна из самых его любимых. Но некоторые утверждают, что в ней имеется гораздо более глубокий подтекст. Согласно недавней теории «Ночная терраса кафе» отсылает нас к «Тайной вечере».
С раннего возраста Ван Гог был чрезвычайно религиозным. Его отец был протестантским священником, и влиятельные арткритики утверждают, что картины художника наполнены христианской образностью.
В случае с «Ночной террасой кафе» эта образность проявляется в виде Иисуса, пришедшего поесть со своими учениками. Если внимательно посмотреть на обедающих, то можно увидеть, что их двенадцать и они сидят вокруг центральной фигуры с длинными волосами.
Что характерно, есть даже ряд крестов, спрятанных на картинке, в том числе один непосредственно над фигурой Христа. Есть и другие доказательства в поддержку этой теории.
Когда Ван Гог писал брату о живописи, он утверждал, что мир испытывает «огромную потребность» в религии. Он был также глубоко увлечен Рембрандтом и выражал желание оживить свой стиль тонкой христианской символикой. «Ночная терраса кафе» вполне может служить доказательством того, что, в конечном счете, ему это удалось.
7. «Аллегория с Венерой и Амуром» предупреждает о сифилисе
Картина, которая показывает Венеру и Амура, собирающихся заняться сексом на фоне лысого мужчины, всегда тревожит воображение. Даже по меркам своего времени картина Аньоло Бронзино «Аллегория с Венерой и Амуром» темновата.
Несмотря на восторженные отзывы о произведении как об эротический картине «особой красоты», есть много доказательств, что это действительно предупреждение о сифилисе. Об этом свидетельствует кричащая фигура в левой части картины.
Хотя в классическом описании картины сказано, что это метафора ревности или отчаяния, внимательное изучение показывает, что ей на самом деле очень плохо. Пальцы фигуры опухли, как у больных сифилисом, на них не хватает ногтей, а волосы имеют признаки сифилитической аллопеции. Беззубые дёсны предполагают отравление ртутью, которой пытались лечить сифилис в Италии эпохи Возрождения.
У одного из персонажей в ногу впился шип розы, но он этого не замечает. Такое отсутствие ощущений будет непосредственным результатом сифилитической миелопатии. Иными словами, на картине изображены страдания, которые ожидают в будущем тех, кто пойдет на поводу у страстей.
8. El Autobus рассказывает об ужасной катастрофе
Картина мексиканской художницы Фриды Кало El Autobus, написанная в 1929 году, показывает жизнь мексиканского сообщества. Домохозяйка, рабочий, мать-индианка и богатый бизнесмен-гринго, несмотря на социальные различия, ожидают автобус рядом с девушкой, которая, вероятно, означает саму Фриду. Все персонажи этой картины не знают, что их ожидает ужасная авария.
В 1925 году Кало ехала на автобусе, который врезался в трамвай. Столкновение было настолько сильным, что тело Кало насквозь проткнуло металлическим поручнем.
Ее более поздние работы часто ссылаются на эту аварию, подразумевая, что то, что она выжила в катастрофе, чудо. El Autobus также не является исключением. Есть предположение, что рабочий на картине — как раз тот человек, который спас жизнь Кало, вытащив сломанный поручень из её тела.
9. Картины голландской школы живописи — картины в картинах
Голландский золотой век живописи уступает, пожалуй, только итальянскому Возрождению. Как и в другие эпохи, в это время также были свои собственные причуды в моде и в живописи, одной из которых стало то, что художники рисовали «картины в картинах».
Эти «картины в картинах» рисовали не только Вермеер и его товарищи по кисти. Некоторые считают, что такие картины содержат специальный символьный код. Одним из примеров такого стиля является картина «Тапочки» Самуэля ван Хугстратена.
На первый взгляд, на картине показан пустой зал с двумя парами тапочек, которые лежат посреди него. На стене зала висит картина Каспара Нетшера «Отец отчитывает свою дочь».
На первый взгляд, ничего необычного. Но современным ценителям голландского искусства известно, что картина Нетшера была нарисована в борделе. По-видимому, эти тапочки принадлежат мужчине и женщине, но так как зал пуст — возможно, они ушли заниматься сексом.
В других случаях код был тоньше. На картинах «Мужчина, пишущий письмо» и «Женщина, читающая письмо» (на фото) Габриэль Метсю изобразил молодого человека, пишущего письмо своей возлюбленной, и его прочтение.
На второй картине изображение корабля в бушующем море символизирует бурную природу их дальнейшей связи. На картине «Любовное письмо» Вермеера корабль под зловещими тучами внушает мысль о возможных плохих новостях.
Вы можете найти сотни примеров таких голландских картин «внутри картины», которые тонко изменяют смысл основного изображения.
10. Работы Л. С. Лоури полны скрытых страданий
Этот художник середины 20-го века известен картинами, изображающими северо-запад Англии. Л. Лоури часто рисовал огромные городские сцены с толпами «аферистов». Хотя он был популярен, мир искусства в течение длительного времени не признавал его картины, считая их тривиальными. На самом деле картины Лоури наполнены скрытыми человеческими страданиями.
На полотне 1926 года «Несчастный случай» нарисована толпа людей, которые собрались возле озера и смотрят на него. На самом деле художника вдохновила сцена самоубийства в этом месте, а толпа собралась поглазеть на труп утопленника.
На других картинах Лоури изображены персонажи, смотрящие кулачные бои, несчастные, которых выселяют из дома, или просто люди, глядящие из окон в подавленном настроении.
Ни в одной картине трагедия никогда не выпячивается. Все остальные люди продолжают жить своей повседневной жизнью, не подозревая о страданиях своих ближних. В этом мире мы совершенно одни, и наша боль ничего не значит для других. И это, наверное, самое страшное скрытое послание.
В этом ТОПе я решила привести 5 самых ярких, на мой взгляд, произведений искусства разных времён, повлиявших на этот мир и изменивших его. Как считает наука образности, в этом и есть сила и главная цель искусства и не только его – создавать образы, способные влиять на окружающую реальность и менять её к лучшему. В подтверждение этому – следующие примеры.
1. Сергей Эйзенштейн. «Броненосец Потёмкин».
Этот фильм я считаю самым ярким примером из кинематографа, подтверждающим, что образы, создаваемые в искусстве, могут влиять на реальность и изменять её. Снятый в 1925 году и посвящённый восстанию матросов на царском броненосце, фильм стал огромным событием в мировой культуре. Исторически достоверные события режиссёр показал в своей картине так, что они предстали перед зрителем как обобщённый образ революции 1905 года. Из-за своей мощной агитационной силы фильм во многих странах запада был даже запрещён к показу.
Постановщик фильма удивил всех не только новаторством своих художественных кинематографических решений, но также и убедил в подвластной искусству кино всепреобразующей силе. Благодаря Эйзенштейну и советской школе кинематографа 20-х годов кино стало не просто развлечением, а действительно настоящим искусством, воздействующим на миллионы людей в разных странах.
2. Мария Ермолова. Роль Лауренсии в «Овечьем источнике».
Самым ярким примером влияния театра на социальную реальность я считаю пьесу Лопе де Вега «Овечий источник», в которой актриса Мария Ермолова сыграла роль Лауренсии – испанской девушки, поднявшей народ на восстание против тирана. Актриса сыграла свою роль так талантливо, что произвела на зрителей неизгладимое впечатление и на долго стала кумиром молодёжи тех времён. Вот, что писал о ней литературовед и театральный критик Н. И. Староженко:
«Бывшим на этом спектакле до сих пор памятно то глубокое, потрясающее впечатление, которое произвели и пьеса, и игра Марии Николаевны в роли Лауренсии… Когда Лауренсия, бледная, с распущенными волосами, дрожащая от стыда и негодования, прибегает на площадь и сильной речью возбуждает народ к восстанию против губернатора, восторг публики дошёл до энтузиазма… В этой роли вылилась вполне страстная любовь к свободе и не менее страстная ненависть к тирании, которая охватила собой юную душу артистки. Словно электрическая цепь соединила на этот раз сердце артистки с сердцами тысячи зрителей, и они слились с ней в одном чувстве».
Зрители, живущие в переломное историческое время на стыке 19-го и 20-го веков, когда весь воздух был пропитан революционными идеями, вкладывали в этот спектакль политический смысл, а воодушевление их и восторг не знали предела. Режиссёр Станиславский в своё время называл великую актрису «героической симфонией русской сцены».
3. Марсельеза.
Изначально эта песня называлась совсем по-другому – «Военный марш Рейнской армии», и была написана в ночь на 25 апреля 1792 года военным инженером Клодом Жозефом Руже де Лилем, спустя несколько дней после того, как революционная Франция объявила войну «королю Богемии и Венгрии» Францу Второму. Впервые Руже де Лиль пропел песню в доме своего друга Дитриха (что и изображено на картине выше французским художником И. Пильсом). А 30 июля 1792 года Марсельский добровольческий батальон вошёл с этой песней в Париж. Немногим больше, чем через год, 24 ноября 1793 года, «Марсельеза» была выбрана в качестве государственного гимна Франции, коим является и по нынешнее время.
Когда в 1848 году революционная борьба прокатилась по всей Европе, Марсельеза становится песней революционеров всего мира, олицетворяя борьбу с тиранией и стремление к свободе. Звучит она на полях сражений и во время Парижской коммуны 1871 года. Во время Второй Мировой войны, когда Северная Франция была оккупирована фашистской Германией, немецкая оккупация запретила песню, однако в Южной Франции, которую фашисты оккупировать не успели, она продолжала оставаться гимном.
Русский текс на музыку Марсельезы был написан в 1875 году публицистом и революционером П. Л. Лавровым. Текст не был переводом с французского и назывался «Рабочая Марсельеза». В течении некоторого времени после февральской революции 1917 года эта песня использовалась в качестве гимна России наряду со знаменитым «Интернационалом».
4. Жан Рене. «Морщины города».
А это – уже современный французский уличный художник, рисующий в стиле граффити. В 2011 году он был удостоен известной премии TED Awards, которую вручают за «желание изменить мир».
Стиль у этого художника необычный – вместо простых рисунков он наносит на стены домов увеличенные копии фотографий. Проекты его призваны привлекать внимание людей к проблемам современного общества, давя на самые больные его точки. Так, в 2006 году он покрыл дома буржуазных кварталов Парижа гигантскими портретами членов пригородных подростковых банд, назвав своё творение «Портрет одного поколения». А в 2007 году он придумал другой проект – самую крупную в мире нелегальную фотовыставку: развесил портреты арабов и евреев на стене, разделяющей Израиль и Палестину.
Премия застала художника в Шанхае, во время работы над очередным проектом «Морщины города». Жан размещал на стенах домов, ждущих сноса, большие полотнища с фотографиями пожилых людей. Шанхай – не первый город, где он это делал: до этого были ещё Лос-Анжелес, Берлин, Стамбул и Гавана. Но именно в Шанхае художнику пришлось сложнее всего: каждый день он опасался ареста, так как разрешения китайских властей на подобные действия получить невозможно. Проект «Морщины города», по задумке граффитиста, был призван привлечь внимание к исчезающему прошлому современных мегаполисов.
5. София Константинопольская.
Последнее произведение в этом ТОПе – из архитектуры. Это – знаменитый собор Святой Софии в греческом городе Константинополе.
Как говорится в повести временных лет, в 987 году перед князем Владимиром стоял выбор, какую религию ему принять. Для этого он отправил 10 послов в разные страны, чтобы они на месте изучили разные религии и решили, какая из них больше всего подходит для русской земли. В итоге самое большое впечатление на послов произвела именно греческая религия, во многом – благодаря красоте греческих соборов, самым главным из которых была София. Вот, как рассказали они об этом Владимиру:
“И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, – знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать”.
Возможно, если бы не этот шедевр греческой архитектуры, религия сейчас в России была бы совершенно другой. Правда, потом захватившие Константинополь турки переделали её в мечеть, поэтому сейчас София выглядит несколько иначе, чем 1000 лет назад.
* * *
Многих произведений я тут не назвала. Так, я ничего не сказала о литературе, скульптуре, хореографии, а также других современных видах искусства, которые, бесспорно, тоже имеют своё влияние на реальность. Однако мне было трудно выбрать какое-то одно конкретное яркое произведение из той же литературы или скульптуры. Так, очень хотелось вспомнить о поэтах-декабристах и футуристах, о художниках-передвижниках, о многих произведениях литературы русского критического реализма, об известной тройке мексиканских художников начала 20 века, о западном и советском искусстве политического плаката, а также о современной рок-, поп- и хип-хоп культуре, влияющей на молодёжь и о многом другом. Однако, думаю, расскажу об этом в следующий раз, когда буду писать о науке образности, так как всё это к ней относится. А пока ограничусь тем, что назвала.