Причины религиозного выбора владимира сделанного в пользу православия
Анонимный вопрос · 15 июня 2019
49,7 K
Автор вопроса считает этот ответ лучшим
Согласно Повести временных лет, к князю Владимиру отправились посольства от мусульман из Волжской Булгарии, иудеев из Хазарского каганата, католиков из немецких земель и православных из Византии. Мусульмане привлекли Владимира обещаниями плотских удовольствий на том свете с гуриями, однако прочие бытовые ограничения, вроде обрезания, отказа от свинины и, особенно, алкоголя заставили князя отказаться: «Есть на Руси веселье пить, и без этого не быть».
Немецкая проповедь католицизма натолкнулась на ответ: «Идите откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого», – вероятно Владимир отсылал к тому, что во времена Ольги часть русской элиты приняла именно православную версию христианства, а не католическую.
Диалог с иудеями выглядел следующим образом: «А где же земля ваша?». «В Иерусалиме». «Точно ли там?» “Разгневался Бог на отцов наших и расточил нас по странам из-за наших грехов». Со словами: «Если бы любил Бог вас и закон ваш, то не расточил бы вас по чужим странам. Или и нам вы того же хотите?» – Владимир отправил иудейских послов восвояси.
Православным миссионерам Владимир задал каверзный вопрос, мол “как так ваш Бог был распят иудеями, не сумев защитить себя?”. Те нашлись, что ответить, заявив, что Христос воскрес спустя три дня, и несколько десятилетий спустя наказал иудеев, послав римлян на их города, те опустошили Палестину и изгнали евреев за пределы исторической родины. Таким образом, важный для славян нарратив Бога, способного постоять за себя, был соблюдён.
Позже, когда уже русские посланники отправились в различные государства, их поразила красота и пышность православного богослужения, убранства и архитектуры, в отличие от аскетичного католицизма.
Таков летописный рассказ. Если же говорить о действительных политических и экономических причинах, то религия Византии более всего подходила Руси, так как мощная и сильная империя располагалась относительно недалеко, в случае чего могла оперативно прийти на помощь, являлась ключевым торговым партнёром, в русских городах уже несколько поколений существовали влиятельные православные общины.
А этого хватит для реферата первого курса в техникум?
Путешествую, учусь каждый день, готовлю, интересуюсь, общаюсь с детьми и…
В летописях есть подробное описание того, как князь Владимир делал выбор религии. Он принимал у себя представителей из различных стран и выслушивал их рассказы о религии: болгары (мусульманство), римляне (католицизм), хазарские евреи, греческий философ (православие). Пишут о том, что разговор именно с греческим философом убедил Владмира, что Истина в православии.
Но… Читать далее
Лучше бы они обратились к первоисточнику, к слову Бога, к истине, чем пришли к разделению. но Сатана сделал свое… Читать дальше
Владимир принял греко-кафолическое ортодоксальное христианство. Слово ортодоксия означает: прямо исходящее из учения (доктрины). Никакого Православия в слове ортодоксия нет. Даже слово правоверие будет слишком уж упрощённым переводом с искажением смысла. Подмена понятий нужна была для завоевания доверия православного по сути народа.
Православие – это прославление… Читать далее
Князь Владимир был иудей. Незаконнорожденный сын князя Святослава от жидовки Малки.
Для правильного выбора веры… Читать дальше
Владимир не мог принять католицизм, поскольку разделения церквей на православие и католицизм еще не было. Оно произойдет через столетие по политическим причинам. Иудаизм? Принять веру Хазарского каганата, с которым воевал его отец Святослав? Глупость. Ислам? Как его принять при радикальном различии культурных корней, а особенно по причине военного столкновения ислама с… Читать далее
Абсолютно, в корне неверное рассуждение, забывающее о главноем: У Владимира была вера отцов, которая полностью… Читать дальше
Продажа автомобильных масел, автохимии и расходных материалов в Крыму…
Все просто. Он сделал православие официальной религией, если так можно сказать, потому что большинство простого населения Киева и вся верхушка поголовно были православными. Есть мнение, что Аскольд и Дир (если таковой был), были крещены. Поэтому они не вышли как олухи, потому что их обманул Олег, а местная поганская элита организовала заговор против православных князей… Читать далее
А зачем вообще надо было принимать чью-то, чуждую русскому народу религию ???
Была же своя, РУССКАЯ, СЛАВЯНСКАЯ… Читать дальше
Думаю причиной была Византия. Вообще – это стечение обстоятельств, которые конечно же от Бога. Если открыть карту мира Авраамических религий, то можно убедится в том, что они проповеданы по всей земле. Могут писать про 1000 религий из которых многие это чуточку видоизмененные Авраамические. Реально же христианство и ислам – самые увесистые. Бог Араама – это истина… Читать далее
Вопрос утвердительный? Вся история славян, русских, парусов, шведов, финнов, и др. описана в ПВЛ, Ипатьевской, Радэивиловской? По моему, в то время христианское учение было распространено по всей территории Европы, Азии, северной Африки. Все народы молились одному богу. Оригиналом летописей нет. Одни списки. ПВЛ толкует о каких-то Авраамах, Иосифах, затем о истории… Читать далее
Ответ прост, если немного подумать.
Почему не иудаизм? Потому что иудаизм – главная религия недавнего врага славян Хазарского каганата, уничтоженного славянами же за тридцать лет до принятия славянами православия.
Почему не ислам? Тогда Руси пришлось бы стать одной из территорий Исламского халифата, раскинувшегося от Инда до Гибралтара.
Почему не католицизм? Здесь две… Читать далее
Хороший, летописный рассказ. Тольк вы в нем не сказали самого главного. Когда к Владимиру пришел — Грек. Он не стал ему ничего говорить, но он показал ему картину Страшного суда! *А хорошо, тем, кто стоит по правую сторону? Крестись и ты будешь с ними*! И как он заболел слепотой и по крещении он прозрел! Видя это чудо, он уверовал! И потом бояре ему сказали — Не… Читать далее
Писатель. Вело путешественник. Философ.
Ответ на этот вопрос кроется в захвате иудеями Хазарии. Был в то время такой метод – подкладывать под правителя своих женщин, и, пока тот воюет, женщина воспитывала ребёнка в иудейской вере. Дети выростали, убивали отцов, и меняли веру своего народа на удобную именно иудеям ( любую, основанную на ТОРЕ).
Крайне показательно, как скрывается в сети происхождение отца… Читать далее
Чем иудаизм отличается от христианства? И почему евреи в различные промежутки мировой истории подвергались гонениям?
Являюсь специалистом по темам – политология, социология, история. Увлекаюсь как…
Иудаизм – это монотеизм этически-обрядового типа и современный иудаизм отличается от христианства прежде всего следующими вещами:
Учение о Божестве. Бог в христианстве Един и Троичен (тринитаризм). В иудаизме Бог Един и Один (унитаризм).
Учение о человеке. В христианстве изначально человек сотворен добрым, а потом его предки пали (грехопадение) и он отошел от первоначального замысла Бога о себе. В иудаизме человечество заблуждалось не зная истинного Бога, но потом появился Завет Бога с избранным народом и через этот народ (евреи) Бог спасает все человечество. При этом человек в иудаизме не “падал”, он как обладал изначально свободой выбора между добром и злом, так и обладает.
Учение о спасении. В христианстве спасает Бог через Богочеловека Христа – Его жизнь, смерть и воскресение из мертвых. В иудаизме Мессия – это человек, родившийся в избранном еврейском народе который принесет народу Израиля процветание и через него народ Израиля принесет другим народам мир. Требование христианина – любовь к Богу и ближнему, требования иудаизма – соблюдение заповедей и обрядовых предписаний Закона (св. 600 заповедей) без которых спасение невозможно
Учение о миссии спасения. В христианстве миссия спасения Христом возложена на Церковь (Невеста Христа), которая после вознесения Христа обязана вести людей к свету, нести им дары Св. Духа и проч. Внутри христианской Церкви стираются различия между мужчиной и женщиной, разными национальностями, расами, социальными статусами и проч. – любой может быть христианином и членом Церкви и все они братья друг другу. В иудаизме современном миссия спасения возложена на Израиль (богоизбранный еврейский народ) до прихода Мессии (Машиаха), Израиль должен нести миру свет истинной веры своим примером.
Отношение к прозелитизму. Христиане стремятся проповедовать свою веру, т.к. считают, что несправедливо будет оставлять людей без помощи в падшем состоянии, иудеи не стремятся к прозелитизму, т.к считают, что остальные народы тоже могут спастись и вне иудаизма (соблюдая т.н. “семь законов Ноя”), а иудеем может стать не каждый, а только осознающий миссию человек. Обращение в иудаизм возможно, но оно сложно и редко. Обычно раввины даже отговаривают от обращения. А как обязанность “быть иудеем” налагается только на членов богоизбранного народа (то есть евреев).
Отношение к концу земной истории. Если в конце земной истории согласно христианству происходит полное преображение Вселенной и человека, то иудеи скорее мыслят будущую жизнь по образцу современной (земной) жизни, только без войн, насилия и греха.
Что касается гонений, то каждый раз были свои причины гонений, нельзя сказать, что они какие-то универсальные. В религиозном смысле иудеями гонения воспринимаются как наказания за грехи народа обычно, в христианстве есть мнение, что евреи наказаны как народ, отвергший Христа.
P.S. Если что я не иудей. Есть и другие различия, например в источнике Откровения, даваемого Богом и проч.
Прочитать ещё 4 ответа
Во время правления Сталина было запрещено только православие или ещё и мусульманство?
Во время сталинской власти религия запрещена не была – никакая)
В первой Конституции РСФСР 1918 года статья 13 гласит: “В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами.”
Как видим, нет ни уничтожения церкви (лишь отмена слияния церкви с государством), ни запрета.
Конституция 1925 года сохранила этот текст, только теперь это стало ст.4.
Конституция 1937 года вопросу религии отвела ст. 128. Текст звучит так: “В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в РСФСР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами.”
То есть всего лишь слова “религиозная пропаганда” заменяется на “отправление религиозных культов”. Но тем не менее нигде нет прямого запрета религии. И, как понимаем, принять закон, противоречащий Конституции, в РСФСР было немыслимо.
Да, антирелигиозная пропаганда была. Да, открыто верующему человеку был заказан путь на высокий уровень власти. В отдельные периоды были гонения на священников всех религий, но это было в более ранние годы. Уже во время гражданской войны священники подвергались гонениям не в принципе за веру, а за поддержку белого движения (и заметим, что так и было). Однако уже к середине правления Сталина давление на религию заметно ослабевает. А после того, как церковь объявила о том, что долг христианина – защитить страну от гитлеровской агрессии, после того, как десятки священников помогали бороться с врагом, отношение к церкви открыто потеплело.
Единственное, что было открыто запрещено в СССР в плане религии – это всевозможное сектантство. Основная причина такого запрета – это тот факт, что все секты того времени брали исток на Западе, а в ходе Холодной войны любой человек с начальником на Западе сразу считался вражеским агентом.
Отношение к исламу и буддизму было ровно таким же, как и к православию. Возможно, даже немного попроще – ведь православие стойко ассоциировалось с царизмом, а ислам и буддизм больше походили на местные верования. Вполне неплохо отношение к исламу показано в легендарном фильме “Белое солнце пустыни”.
Чуть более негативным было отношение к иудаизму. Но тут вопрос был скорее не к религии, а к евреям, потому как других иудеев в Союзе не было.
Прочитать ещё 1 ответ
Князь Владимир Святославич — одна из ключевых фигур в истории русского народа. При его правлении Киевская Русь стала православным государством. В статье рассмотрим кто такой князь Владимир, жизнь на Руси до принятия православия, причины выбора христианства князем Владимиром.
Дата рождения князя достоверно неизвестна, датируют ее примерно 960 годом. Владимир — сын князя Святослава Игоревича и служанки Малуши, которая была раздатчицей милостыни при княгине Ольге.
Причина 1: Его бабушка Ольга приняла христианство
Будущего правителя в Киеве предположительно воспитывал его дядя, воевода Добрыня. Несмотря на то, что он жил при княжеском дворе Ольги, его долго обзывали «робибич» (сын служанки).
Ольга в 955 году приняла христианство в Константинополе. При крещении ей было дано имя Елена. Она стала первой крещенной правительницей Руси. Очевидно, религиозное мировоззрение княгини наложило отпечаток на воспитание Владимира.
Княгиня Ольга — первая правительница Руси, принявшая крещение. Бабушка князя Владимира
В 969 году князь Святослав, отец Владимира, разделил свои владения между братьями Владимира. Ярополку отдал Киев, а Олегу — Древлянскую землю. В это же время новгородцы приехали просить князя для своих земель. По совету Добрыни, князем новгородцев стал несовершеннолетний Владимир.
В 972 году отец князя погиб. В 977 году между старшими братьями Владимира начались междоусобные войны, в которых погиб Олег. Владимир, испугавшись подобной участи, сбежал. Предположительно, в Скандинавию или Прибалтику. Через некоторое время он вернулся в Новгород и одержал победу в войне со своим братом. В 978 году Владимир стал править в Киеве.
Князь Владимир — правитель Киевской Руси
До крещения Руси на ее территории главенствовало язычество или многобожие. Язычество тесно связано с поклонением природным силам. Богом Солнца был Ярило, богом огня – Сварог, богом войны — Перун. Традиционным для язычников было жертвоприношение во имя богов. Иногда в жертву приносили людей.
Придя к киевскому престолу, Владимир не сразу принял христианство. Этому предшествовали его попытки укрепить язычество. Он установил статуи главных языческих богов на главных площадях Киева и Новгорода, куда могли приходить все жители, чтобы отдать хвалу богам. Были установлены идолы Перуна — бога войны, Стрибога — бога вехра, Даждьбога — сына бога огня, Мокоши — богини женского рукоделия.
Причина 2: Принятие христианства в европейских странах
Когда на территории Руси главенствовало язычество, в других странах языческие верования отошли на второй план. К тому моменту широкое распространение приобрели мировые религии: буддизм, христианство и ислам. Они значительно отличались от язычества. Все эти религии проповедуют монотеизм – веру в единого Бога.
К моменту, когда Владимир пришел к правлению, Русь уже была хорошо знакома с христианством. Народы, что жили по соседству уже были христианами. Поэтому религия была не чужда жителям Руси.
Изменение международного положения Руси, а именно тесное сотрудничество со многими зарубежными государствами, заставило князя пересмотреть свои религиозные взгляды. Это впоследствии стало одной из причин почему Владимир принял христианство. Он стал выбирать среди мировых религий ту, которая должна стать государственной.
То, как Владимир выбирал религию, описано в летописи «Испытание вер». Согласно ему, правитель вызывал проповедников всех религий и общался с ними, чтобы сделать свой выбор. На это у князя ушло примерно 2 года. Он отнесся к выбору вероисповедания очень ответственно.
В 986 году он принял волжских булгар, представителей ислама. Когда он узнал об обрядах, традициях и запретах религии, он отказался. Особенно его смутил запрет на распитие вина. Однако, не только это повлияло на решение отказать гостям мусульманам.
Причина 3: вражеские отношения с Хазарией и Волжской Болгарией
С Хазарией и Волжской Болгарией у Владимира были вражеские отношения. К тому же они приняли ислам и построили свою культуру на основе традиций и обрядов, которые были чужды русскому народу и самому Владимиру.
Не нашел общего языка князь и с представителями католицизма из Рима.
Отказ получили и иудеи. Причиной было отсутствие собственной земли у хазарских евреев, которая была разгромлена отцом Владимира, Святославом.
Причина 4: Духовные поиски Владимира
Далее состоялась встреча князя с византийцем. Философ (так он был назван летописцем за проявленную мудрость) из Греции рассказал ему о вере христиан и о Библии. Самой удачной оказалась встреча с греческим гостем.
Кроме прочих причин почему Владимир выбрал православие, им двигало стремление познать истину. Он часто руководствовался совестью и честью в своих поступках, в принятии решений и в правлении. Поэтому, выбирая религию, он основывался на собственных принципах, схожих с теми, что описывались в Библии.
Тем не менее князь Владимир выбрал православие не сразу. После совещаний с приближенными, он принял решение посетить богослужение мусульман, иудеев, немцев и греков. Посланники князя, посетив Константинополь высказали свой восторг: «Не ведали, где мы есть – на небе или на земле». В итоге, Владимир выбрал христианство.
Причина 5: Политический интерес в сотрудничестве с Византией
Владимир был хорошим правителем, который беспокоился и о благополучии своих подданных. Он знал, что союзничество с Византией – выгодное решение. Один из способов его достижения – принятие византийской религии. Это обеспечивало Киевской Руси торговлю с Константинополем, Крымом и Балканами. Также Византия имела большое влияние на боевые действия печенегов. И это было веской причиной для сотрудничества с ней.
988
в этом году состоялось принятие христианства
Владимира окрестили в Константинопольском храме. После чего, в этом же году окрестили жителей Киева. К сожалению, о самом процессе крещения князя известно крайне мало. Даже о дате крещения некоторые ученые все еще спорят. Некоторые утверждают, что его крестили в 987 году, другие настаивают на 988 году.
Крещение князя Владимира — 988 год
Причина 6: люди имели доступ к книгам о богослужении на русском языке
Другой причиной почему Владимир принял христианство стало то, у русских была возможность читать богослужебные книги на родном языке. Примерно веком ранее, до княжения Владимира, священные книги были переведены на славянский язык Кириллом и Мефодием. К моменту выбора религии князем, народу уже хорошо было известно и духовно близко христианство и его основные постулаты.
Князь Владимир Святославич утвердился в Киеве как победитель после кровавой междоусобной войны летом 978-го, но тогда он еще не помышлял о христианстве…
В ту пору киевский правитель был мало того, что язычник, так еще и сторонник самых жестоких древних обычаев язычества. Нерастраченная сила бурно играла в нем. Владимир Святославич одновременно владел пятью женами. К ним впридачу он расселил по трем княжеским городкам несколько сотен наложниц… Под рукою великого князя распростерлась вся языческая Русь. В ней не существовало единства: одни области почитали своих «божеств», другие — своих. На первом же году правления Владимир Святославич задумал большую религиозную реформу. Он решил свести всех главных языческих «божеств» в единый пантеон, желая тем самым избавить Русь от вероисповедного раздробления.
Летопись сообщает: «Постави [Владимир] кумиры на холму вне двора теремного. Перуна древяна, а главу его сребрену, а ус злат, и Хорса Даждьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И жряху им нарицающе их «боги». И привожаху сыны своя и дщери и жряху (приносили в жертву) бесом. И осквернаху землю требами своими, и осквернися кровьми земля Русская…» Киевским кумирам приносили, среди прочих, и человеческие жертвы. Если жребий падал на отрока или девицу из христианской семьи (а на Руси уже были к тому времени христиане), и члены семьи противились языческому обычаю, то их убивали вместе с потомством.
На протяжении 980-х годов Владимир одерживает несколько больших побед. Он отбивает у поляков города Перемышль и Червен, дважды разбивает вятичей, не пожелавших платить дань, а затем завоевывает землю балтского племени ятвягов. Воевода его Волчий Хвост нанес поражение радимичам. Война с волжскими болгарами далась тяжелее, но закончилась почетным миром. Счастливый в военных предприятиях, великий князь терпит поражение в любимой своей затее — религиозной реформе. Механическое соединение разных языческих «божеств» выглядит как попытка сделать салат из селедки, сливы и сметаны. Киевский пантеон никого не объединяет.
Тогда Владимир Святославич задумывается о том, чтобы заимствовать для своих подданных веру, которая уже стала великим объединителем иных народов и в наибольшей степени подходила бы для жизни и быта Киевской Руси. Киев — перекресток торговых путей. Здесь сильна иудейская община. Здесь знают ислам по восточным соседям, принявшим его относительно недавно. Тут живут, пусть и в невеликом количестве, христиане. Летопись отразила искания князя в религиозной сфере: что избрать ему для Руси? От кого принять учителей? И, конечно, кого напрочь не отвергнет дружина, бояре, приближенные, семья…
Почему его выбор остановился на восточном христианстве? Некоторые причины совершенно очевидны. Во-первых, в семье князя уже имелся удачный опыт крещения. Бабка Владимира Святославича, княгиня Ольга, приняла его, а примеру госпожи, очевидно, последовала и ее свита. В отсутствии отца, вечно занятого войнами, походами, битвами, мальчик, надо полагать, испытал влияние бабки, учившей его азам Христовой веры.
Во-вторых, князя Владимира интересовал стратегический союз с Византией. Добрые отношения с греческой державой обеспечивали гарантию самых благоприятных условий для русской торговли, связанной с Крымом, Константинополем, Балканами. Кроме того, византийцы умело направляли своим серебром боевую активность печенегов, и уже одно это давало очень серьезный повод ладить с Империей. Иными словами, выбор веры был накрепко связан с выбором важного направления внешней политики.
Очевидно, у Владимира Святославича имелась и другая, не столь очевидная причина остановить выбор на христианстве. Ислам приняли поздняя Хазария и Волжская Болгария — его противники, и, главное, государства, построенные на совершенно чужой этнической основе. А в Европе того времени продолжалось триумфальное шествие христианства. Южные и западные славяне давно приняли его. В Скандинавии оно исподволь набирало силу, что не могло быть совсем уж безразличным делом для потомка Рюрика. Изо всех соседей-христиан самые впечатляющие культурные достижения могла продемонстрировать Византия и связанный с нею мир южных славян. Ни поляки, ни чехи, ни моравы, ни иные западнославянские народы, ни хорошо знакомые венгры столь высокой, столь сложной культурой ко второй половине X века не располагали. Особое неудобство представляло западно — христианское богослужение, которое велось на непонятной латыни. В восточном же христианстве к тому времени огромная часть церковной литературы получила перевод на язык, который сейчас называют церковно-славянским; это делало более легкими и приобщение к новой вере, и богослужебную практику. Проще говоря, у Византии было что взять в духовном плане, а связанные с нею славянские народы уже создали инструменты, с помощью которых нетрудно было передать Руси новые культурные навыки. Можно сделать вывод: восточное христианство оказалось для Руси ближе прочих вариантов этнически и по языку.
Договорившись о союзничестве с Империей, Владимир отправил на помощь Константину VIII и Василию II многотысячное войско. С его помощью законные правители подавили мятеж полководца Варды Фоки. Ради укрепления союза великий князь изъявил желание взять в жены византийскую «принцессу» — сестру императоров-соправителей Анну. А брак с христианкой мог быть заключен лишь в одном случае: если сам Владимир Святославич примет христианство. Как оказалось, среди бояр и воевод Владимира, хватало сторонников христианства. От них князь получил поддержку, когда по долгом размышлении решил креститься. Если нужно продать квартиру быстро, то важно качественно и профессионально её оценить. Есть такое агентство, которое и оценивает по рыночной цене и потом быстро по ней продаёт. Достаточно позвонить или оставить заявку на сайте квартет-м.рф и оценщик приедет в течении часа. Агенты очень профессиональные, арботают на клиента и только на результат, зарание никаких денег не берут и договор подписывать не надо. Если найдёте покупателя на квартиру сами, то никто не помешает вам её продать самим. А то есть агентства требующие эксклюзив.
Из Константинополя прибыл в Киев священник по имени Павел, совершивший обряд крещения. Новообращенный получил христианское имя Василий. Вместе с ним приняли новую веру дети, жены, слуги, часть бояр и дружинников. Вот только… невесту не спешили отправлять из Константинополя. Владимир Святославич начал было переговоры с правителем Корсуня-Херсонеса — богатого византийского города в Крыму, располагавшегося на территории нынешнего Севастополя. Демонстративно пренебрегая «принцессой» Анной, он предложил отдать ему в жены дочь корсунского «князя». Ведь церковное устроение на Руси могло быть налажено и через Корсунь, а не через далекий Константинополь. Но ответом на предложение киевского правителя стал издевательский отказ.
При всей благожелательности Владимира Святославича, у него оставался лишь один вариант, как получить своё по соглашению, оплаченному воинской помощью. Он осадил Корсунь. Долгая блокада города сделала свое дело: среди горожан нашлись те, кто счел сдачу более приемлемой, нежели мучительные условия осады. Владимиру помогли. По одной из версий, это сделал некий священник Анастас. По другой — варяг на греческой службе Жадьберн. Возможно, в лагере осажденных сложилась целая «партия» сторонников русского князя.
В итоге Владимир Святославич вошел в город. Не сдержав гнева, он казнил тамошнего стратига с женой, а дочь его отдал замуж за одного из своих сторонников. Печально, что мир между христианскими правителями удалось заключить лишь после того, как одна сторона пошла на обман, а другая добилось своего силой… Византия вернула себе Корсунь, а Владимир получил Анну в жены. Остальным женам Владимира пришлось его покинуть, ибо многоженство для христианина непозволительно. Некоторые из них вышли замуж вновь — за представителей киевской знати, другие приняли монашеский постриг. Он не сразу покинул Корсунь, но лишь получив сначала уроки христианского «закона». В исторической литературе бытует легенда, согласно которой именно здесь великий князь принял новую веру. Это не соответствует действительности: крещение совершилось еще в Киеве. Но именно корсунское духовенство обучало Владимира Святославича как новообращенного.
Вернувшись в Киев, князь с позором ниспроверг языческих идолов, а потом крестил свой народ в реке Почайне, у впадения в Днепр. Сейчас же началось строительство нескольких небольших церквей. На Руси утвердилась церковная иерархия, возглавленная с архиереем в сане митрополита. Вероятнее всего, первый из митрополитов Киевских имел имя Леон. Архиепископ оправился к Новгороду Великому, епископы — к другим крупным городам. Там произошло то же самое, что и в Киеве — ниспровержение «кумиров» и крещение горожан.
Огромный шаг в судьбах Руси совершался с необыкновенной быстротой. На первых порах распространение христианства не вызвало сопротивления. Какое-то недовольство проявили новгородцы, но оно, судя по всему, оказалось незначительным. Его подавление обошлось малыми жертвами. В Ростове епископа не приняли, и там новая вера распространялась гораздо дольше, чем где бы то ни было, и с большим трудом. В целом, христианство по всей стране принимали добровольно. Его не пришлось навязывать «огнем и мечом» — это поздний миф. Слабость и пестрота язычества, уверенная поддержка Церкви правителем, давнее знакомство с христианством в больших городских центрах сделали свое дело: Христова вера утвердилась на Руси скоро и почти бескровно.
На протяжении нескольких веков рядом с ней, то тайно, то явно, продолжало существовать язычество. Оно уходило медленно, борясь и прекословя, но в конечном итоге исчезло. По словам историка и религиоведа С. В. Алексеева, «справедливо считать Владимира отцом Русской цивилизации. Введя христианство вместо разноголосицы племенных культов, он дал русской культуре сердцевину, ту высшую ценность, без которой цивилизации нет».
Большинство историков считают, что Крещение произошло в интервале между 987 и 992 годами. Летописный текст и свидетельства иных источников позволяют разные толкования. Историческая традиция называет 988 год, и это весьма вероятная дата. Процесс массовой христианизации страны, начавшийся при Владимире Святом, главные свои вехи отсчитывает от нее.
Дмитрий Володихин