Презентация на ему ломоносов польза стекла
1. «М.В.Ломоносов о пользе стекла»
Выполнила ученица 9 «Б» класса
Мохова Екатерина
2.
Современная наука о стекле могла бы и не
появиться на свет без русского гения, ученогоестествоиспытателя мирового значения, Михаила
Васильевича Ломоносова (1711 – 1765).
Стекло было известно человечеству с давних
времен. Бусы и кольца, вазы и чаши – их делали
тысячелетия назад из непрозрачного, часто
окрашенного стекла. Изготовить цветное стекло
проще, чем прозрачное. Для получения
прозрачного стекла необходимы чистые
материалы, а стеклоделы древности
пользовались тем, что имелось. В результате
стекло получалось грязно-зеленого цвета из-за
примесей различных металлов, которые
находятся в песке, мраморе и других материалах,
применяемых при варке стекла. Если в стекло
добавляли некоторые металлы, то оно
приобретало какую-либо другую окраску и
становилось красивым, как драгоценный камень.
Способы производства цветного стекла
держались в секрете и переходили по наследству.
Стеклодувам было безразлично, почему
получается тот или иной цвет, им необходимо
было только знать рецепт варки для получения
равномерной окраски стекла.
3.
Но вечно так продолжаться
не могло. Этой проблемой
очень заинтересовался М. В.
Ломоносов. Причиной его
интереса считаются
впечатления, полученные им
от итальянских мозаичных
картин, которые он увидел в
1746 году. Ученый приходит
к решению создать нечто
подобное не из природных
материалов, а из стекла. В
«Письме о пользе стекла»,
написанного М. В.
Ломоносовым графу
Шувалову в 1752 году, он
говорит:
4.
Неправо о вещах те думают,
Шувалов,
Которые Стекло чтут ниже
Минералов,
Приманчивым лучом блистающих в
глаза:
Не меньше польза в нем, не
меньше в нем краса.
Нередко я для той с Парнасских
гор спускаюсь;
И ныне от нее на верьх их
возвращаюсь,
Пою перед тобой в восторге
похвалу
Не камням дорогим, ни злату, но
Стеклу.
5.
В 1748 году была создана и
получила необходимое
оборудование химическая
лаборатория. Ученому это
стоило трех лет
титанических усилий. Все
приборы и оборудование
изготовлено по чертежам М.
В. Ломоносова, и он начал
проводить в ней различные
опыты, связанные с химией,
технологией силикатов,
теорией растворов и
обжигом металлов. Кроме
этого, в лаборатории
осуществлялись пробы руд.
6.
Для понимания и объяснения различных
существующих зависимостей необходимо было
последовательно провести определенные
эксперименты, обнаруженные закономерности
привести к строгой системе. И это все смог сделать
М. В. Ломоносов, который был прекрасным
систематизатором. В течение четырех лет
исследователь изучал в лаборатории химию стекла.
Фундаментальные научные исследования,
потребовавшие более четырех тысяч опытов, можно
разделить на три крупных этапа:
7.
1.Увеличение количества исходных материалов. Имелся весьма
ограниченный набор компонентов, который применяли при
изготовлении стекла, их было не более 15. При подготовке к
экспериментам М.В. Ломоносов различными путями подготовил –
обработал и очистил от примесей – около 60 компонентов.
2.Получение, с помощью химической очистки, достаточно чистых
минеральных красителей.
3.Проверка и систематизация взаимодействия красителей и стекла.
К этому этапу можно было перейти только после окончания
предыдущих. Ученый считал, что факторы, влияющие на
окрашивание стекла, следующие:
природа происхождения красителя;
методика приготовления красителя и состояние при его добавлении;
концентрация компонентов красителя и стекла.
Во всем этом великий ученый проявился как прекрасный
систематизатор.
8.
Несокрушимая энергия М. В.
Ломоносова, который в то время
уже был профессором Академии и
ученым с мировым именем,
помогла в создании мозаичной
мастерской на Васильевском
острове, в специальной пристройке
к его дому. В ней он начинает
заниматься с первыми учениками,
Матвеем Васильевичем
Васильевым и Ефимом
Тихоновичем Мельниковым.
Благодаря безошибочному
художественному чутью, этот
великий творец очень быстро
становится руководителем
коллектива художников,
прославившихся созданием
прекрасных мозаичных картин.
9.
По отзывам современников,
набранный из крупных,
неправильной формы, кусков
смальты в 1754 году, портрет
Петра I «является драгоценной
реликвией» и «дает один из
самых выразительных,
одухотворённых образов
Петра». Из мастерской М. В.
Ломоносова вышло множество
мозаичных полотен, самое
известное из которых «Полтавская баталия»находится в Санкт-Петербурге, в
здании Академии Наук.
10.
Изучая свойства и способы
производства стекла, гений М.
В. Ломоносова создал новую
науку – физическую химию в
современном ее понимании.
Кроме того, им была
разработана и успешно
внедрена научная методика
эксперимента со строгим
постоянством условий
проведения опытов, хранением
образцов и ведением
лабораторного журнала. Он
провел уникальное для своего
времени научное исследование
влияния различных веществ на
свойства стекла и внедрил
методику варки цветных стекол.
Слайд 1
МБОУ «Пречистенская средняя школа им. И.И.Цапова» «Удивительное стекло» презентацию подготовила учитель химии Корешкова И.А.
Слайд 2
В 2011 году исполнится 300 лет со дня рождения великого русского ученого, основателя Московского государственного университета Михаила Васильевича Ломоносова. М.В. Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 в деревне Мишанинская (ныне – село Ломоносово , близ Холмогор) Архангелогородской губернии Российской империи. .
Слайд 3
Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец – он все испытал и все проник. А.С. Пушкин Михаил Васильевич Ломоносов
Слайд 5
Удивительное стекло Невозможно представить жизнь современного человека без стеклянной посуды, стеклянных окон и зеркал, фотоаппаратов, телекамер, микроскопов, телескопов, световолоконных линий связи и многих других оптических систем и приборов. Как человечество создавало великое чудо, которое мы называем стеклом?
Слайд 6
Первым, кто начал изучение цветного стекла и заложил научную основу в его производство, был наш великий русский ученый — Михаиле Васильевич Ломоносов. Цветное стекло, по словам самого Ломоносова, было одним из его главных увлечений. Цели, к которым стремился великий Ломоносов, были совсем другими, чем те, которые преследовали его предшественники за границей. Изучая стекло, он никогда не думал использовать результаты в своих интересах. Наоборот, он стремился как можно скорее поделиться с другими плодами своих трудов, сделать их достоянием народа и принести пользу своей Родине.
Слайд 7
В химической лаборатории Ломоносов провёл более 4-х тысяч опытов! Им разработана технология цветных стёкол (прозрачных и «глухих» — смальт). Эту методику он применил в промышленной варке цветного стекла и при создании изделий из него. Работы Ломоносова по цветному стеклу очень много дали для всей дальнейшей науки о стекле. Он глубже, чем все другие стеклотехники до него, изучил процессы окрашивания стекла различными металлами и способы получения прозрачных и непрозрачных цветных стекол.
Слайд 8
Строилась фабрика около двух лет. За это время Ломоносов подготовил хороших мастеров, послав их учиться на другие стекольные заводы.
Слайд 9
Фабрика начала работать и выпускать продукцию весной 1754 года. На ней изготовлялась разноцветная столовая и парфюмерная посуда: графины, кружки, блюдечки, чашки, стаканы, песочницы, чернильницы, цветники и т. д. Часть этих изделий украшали дополнительно гранением и резьбой. Там же изготовляли в больших количествах разноцветный бисер и стеклярус, запонки и серьги.
Слайд 10
Наука о стекле. Стекольное производство того времени имело в своём распоряжении весьма скудный ассортимент реактивов, что, конечно, сказывалось на окраске изделий: производившееся Санкт-Петербургским стеклянным заводом было в основном бесцветно, или окрашено в синий и зелёный цвета. Немецкий стеклодел Иоганн Кункель ещё в XVII веке обладал секретом красного стекла — «золотого рубина» (известен ещё в Древнем Риме — включение золота при варке). Но и Кункель унёс в могилу свою тайну. М. В. Ломоносов был одним из первых, кто разгадал эту рецептуру. Учёный работал со стёклами и другими силикатными расплавами ещё в процессе изучения им технологии горнорудного и металлического дела в Германии. В 1751 году Санкт-Петербургский Стеклянный завод через Академию наук заказал исследования по разработке цветных стёкол М. В. Ломоносову. Эмпирическая технология стеклоделия тогда применялась только практиками, не владевшими никакими научными методами. М. В. Ломоносов и его однокашник Дмитрий Виноградов, создатель русского фарфора, первыми заявляют о необходимости знания химии для создания стёкол. М. В. Ломоносов сумел доказать необходимость лабораторного и производственного персонала.
Слайд 11
На фабрике Ломоносова изготовлялись витражи, которые на Руси не столь распространены, хотя стекло производят у нас более 1000 лет. В XIX веке уже можно было увидеть витражи в светских и церковных зданиях. Вспомним, например, витражные панно Зимнего дворца, Пажеского корпуса, Академии художеств, Петропавловской крепости, гостиницы « Астория » в Санкт-Петербурге. Натуральный витраж сегодня, как и в прошлом уникален, долговечен и дорог.
Слайд 12
Наука о стекле. В четырёхлетних фундаментальных научных исследованиях по химии стекла, проводившихся М. В. Ломоносовым, и потребовавших упомянутых четыре тысячи опытов, можно наблюдать три крупных этапа: 1. Расширение ассортимента исходных материалов. 2. Получение сравнительно чистых разных минеральных красителей — посредством химической обработки природных и искусственных соединений. 3. Изучение действия красителей на Стекло. Собственноручная запись М. В. Ломоносова в лабораторном журнале.
Слайд 13
Наука о стекле. Множество разнообразно окрашенных стёкол было получено М. В. Ломоносовым при весьма ограниченном наборе элементов, использовавшихся в качестве включений, влиявших на цветность – очень искусно варьируя приёмы химической обработки в восстановительных и окислительных условиях при изменении состава стекла за счёт введения свинца, олова, сурьмы и некоторых других веществ. Ныне применяющиеся с этой целью хром, уран, селен, кадмий попросту ещё не были открыты в то время. Ломоносовым были получены такие стёкла, рецептуры которых нашли применение впоследствии, при создании его мозаичных работ. Богатейшие красные тона получены в результате добавки меди для смальт, называемых мастерами мозаики «скарцетами» и «лаками». Очень большого умения требует их варка, которая до сих пор не всегда бывает успешной. Медь использовалась учёным также для получения зелёных и бирюзовых оттенков. И поныне знатоки мозаичного искусства очень высоко ценят полихромные качества ломоносовских смальт, и многие считают, что таких замечательных красных и зелёных оттенков крайне редко и мало кому удавалось получить.
Слайд 14
И вот слова Л. Эйлера, подтверждающие признание роли М. В. Ломоносова в основании науки о стекле — и не только в его отечестве: «Как я всегда удивляюсь счастливому твоему остроумию, которым в толь разных науках превосходствуешь и натуральные явления с особливым успехом изъясняешь, так приятно было мне известие… Достойное вас дело есть что вы стеклу возможные цвета дать можете. Здешние химики сие изобретение за превеликое дело почитают».
Слайд 15
Ломоносов интересовался не только прозрачным окрашенным стеклом; он страстно увлекался также смальтами — непрозрачными цветными стеклами для выкладывания мозаичных картин. Заинтересовался мозаикой Ломоносов так. Однажды у графа Шувалова он увидел привезенный из Италии мозаичный портрет. Его восхитила эта чудесная, составленная из разноцветных стеклянных кубиков картина. Неужели нельзя делать такие же прекрасные вещи у нас в России? И Ломоносов решил сам взяться за составление мозаики.
Слайд 16
Цветные стёкла – смальты
Слайд 17
Первой мозаикой Ломоносова была икона, сделанная из четырех тысяч стеклянных кубиков. Затем он сделал мозаичные портреты Петра I, Елизаветы и Екатерины II. И здесь Ломоносов проявил себя талантливым художником. В 1764 году он был избран почетным членом Болонской (Италия) Академии художеств за его заслуги в мозаичном искусстве. После мозаичных портретов Ломоносов, уже вместе со своими учениками, взялся за огромную — в 42 квадратных метра — мозаичную картину «Полтавская баталия». Этой картиной хотели украсить стену Петропавловского собора.
Слайд 18
Знаменитые мозаики М.В. Ломоносова. Мозаика Полтавская битва. Академия наук в Санкт-Петербурге. Мозаичный портрет Петра I . Эрмитаж.
Слайд 19
Стекольное производство. В 1753—1754 годах недалеко от Ораниенбаума в деревне Усть Рудицы М. В. Ломоносов получает для строительства стекольной фабрике земельный надел, а в 1756 году земли были ему жалованы в вечное пользование. При постройке этой фабрики учёный проявляет свои инженерные и конструкторские способности, начиная с выбора места строительства, расчётов строительных материалов и ориентации на первоклассные ямбургские пески и достаточное количество леса для стеклоплавильных печей и пережигания на золу, до проектирования цехов завода, детальной разработки технологического процесса, конструирования лабораторных и производственных печей, оригинальных станков и инструментов. Жалованная грамота М. В. Ломоносову на владение землями в Ораниенбаумском уезде. 1756.
Слайд 20
Стекольное производство. Первоначально на фабрике выпускался только бисер, пронизка, стеклярус и мозаичные составы (смальты). Через год появляются различные «галантерейные изделия»: гранёные камни, подвески, броши и запонки. С 1757 года фабрика начинает выпускать столовые сервизы, туалетные и письменные приборы — всё из разноцветного стекла, по большей части бирюзового. Постепенно, по прошествии нескольких лет, было налажено производство крупных вещей: дутых фигур, цветников, украшений для садов, литых столовых досок. Ваза Санкт-Петербургского стеклянного завода. Вторая половина XVIII века.
Слайд 21
Письмо о пользе стекла. Но и сим не исчерпывается многосторонняя творческая натура — М. В. Ломоносов написал беспрецедентное поэтическое произведение, единственное в своём роде; имеется в виду объём версификации, посвящённой одному предмету, в данном случае, веществу и материалу — стеклу — почти 3 тысячи слов (около 15 тысяч знаков) составило его « Письмо о пользе Стекла» к высокопревосходительному господину генералу-поручику действительному Ея Императорскаго Величества камергеру, Московскаго университета куратору, и орденов Белаго Орла, Святаго Александра и Святыя Анны кавалеру Ивану Ивановичу Шувалову, писанное в 1752 году»… Неправо о вещах те думают, Шувалов, Которые Стекло чтут ниже Минералов, Приманчивым лучом блистающих в глаза: Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса…. Далече до конца Стеклу достойных хвал , На кои целый год едва бы мне достал. Затем уже слова похвальны оставляю И что о нем писал, то делом начинаю.
Слайд 22
В нее вошел, достойный славы Россов, Как беломорский ветер молодой, Крестьянский сын Михайло Ломоносов, Родившийся под северной звездой.
1
Наука о стекле в творчестве М. В. Ломоносова презентация в честь 300-летия М.В. Ломоносова
2
СОДЕРЖАНИЕ Краткая биография М.В. Ломоносова Наука о стекле Лаборатория 3 крупных этапа в исследованиях Стекольная фабрика Процесс изготовления художественных изделий из стекла Письмо о пользе стекла Литература
3
Михаил Васильевич Ломоносов ( ) ( ) – великий русский учёный-энциклопедист, естествоиспытатель и филолог, поэт и художник, философ естествознания, организатор отечественной науки и естествознания. По его инициативе и проекту создан в 1755 г. Московский университет. Михаил Васильевич Ломоносов родился в деревне Денисовка (по другим данным – в деревне Мишанинская) близ села Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина- помора. В 19 лет он ушел из дома в Москву, где под вымышленным дворянским именем поступил в Славяно-Греко-Латинскую академию. В числе лучших учеников Ломоносов был направлен для продолжения образования в университет при Петербургской академии наук, а затем за границу, где совершенствовался в химии, физике, металлургии. В 34 года он стал одним из первых русских академиков. Круг его интересов и исследований в естествознании охватывал самые различные области фундаментальных и прикладных наук (физика, химия, география, геология, металлургия, астрономия). Ломоносов глубоко проник в материалистическую сущность природы, пропагандировал и развивал её основные физические и философские принципы: закон сохранения материи и движения, принципы познаваемости, закономерности законов природы.
4
НАУКА О СТЕКЛЕ Наука о стекле один из наиболее важных разделов в естественнонаучном наследии Михаила Васильевича Ломоносова. Настоящая дисциплина, в современном понимании научно-исследовательских теории и практике, была основана именно им. Наука эта родилась на стыке химии и физики, как область физико-химических исследований, то есть в пределах новой же науки физической химии. Подход, который свойственен деятельности учёного в контексте исследований силикатов и, в частности стёкол, мало чем отличается от того, на протяжении более чем ста последовавших лет. Здесь имеется в виду и теоретическая сторона и особенности лабораторной практики, хорошо разработанной технологической базы. М. В. Ломоносовым проведено огромное количество исследований стёкол, он заложил основы производства цветных разновидностей этих материалов, им выработана методика варки смальт, которые получили применение в создании возрождённых им мозаик.
5
ЛАБОРАТОРИЯ В своей Химической лаборатории В. Ломоносов в годах впервые за всю историю науки читал курс физической химии студентам академического университета. А разрешение на строительство этой лаборатории он смог получить только после трёхлетних усилий это была первая научно-исследовательская и учебная лаборатория в России. «… без лаборатории принуждён только одним чтением химических книг и теориею довольствоваться, а практику почти вовсе оставить и для того от ней со временем отвыкнуть. М. В. Ломоносов » Здесь он провёл более 4-х тысяч опытов! Разрабатывая день за днём, месяц за месяцем технологию цветных стёкол прозрачных и непрозрачных. Эту методику он применил в промышленной варке цветного стекла и при создании изделий из него.
6
ЛАБОРАТОРИЯ Собственноручная запись М. В. Ломоносова в лабораторном журнале. Прошение М. В. Ломоносова об учреждении химической лаборатории, его план этой лаборатории и её макет. Музей М. В. Ломоносова. Санкт- Петербург.
7
Возможную причину особого интереса учёного к стеклу высказывает Н. Н. Качалов, отмечая, что большинство исследователей склоняется к мнению об увиденных М. В. Ломоносовым в 1746 году итальянских мозаичных картинах, которые возбудили в нём желание во что бы то ни стало воспроизвести их. Другое мнение о природе этого интереса указывает: к решению задачи по изготовлению цветных стёкол его побудили увиденные в 1734 году в Киеве мозаики, однако Н. Н. Качалов напоминает, что сама эта поездка факт недостоверный. В то же время, по его мнению, нельзя оставить без внимания близкое знакомство учёного со стёклами и другими силикатными расплавами в процессе изучения им технологии горнорудного и металлического дела, где шлаки занимают очень важное место ведь именно в этой области он специализировался во время своей учёбы за границей.
8
3 крупных этапа в исследованиях В четырёхлетних фундаментальных научных исследованиях по химии стекла, проводившихся М. В. Ломоносовым, и потребовавших упомянутых четыре тысячи опытов, можно наблюдать три крупных этапа: Расширение ассортимента исходных материалов. Расширение ассортимента исходных материалов. Получение сравнительно чистых разных минеральных красителей посредством химической обработки природных и искусственных соединений. Получение сравнительно чистых разных минеральных красителей посредством химической обработки природных и искусственных соединений. Изучение действия красителей на стекло
9
Расширение ассортимента исходных материалов. В доломоносовский период применялось при варке стёкол не более полутора десятков компонентов шихты: Стеклообразующие материалы (состав шихты): песок, щелочи (зола растений), селитра, известь, свинцовый сурик, бура; Красители: «магнезия пьемонтская» (с включением марганца), медная окалина, железная окалина (крокус, железная руда), сера (сульфиды), уголь, «сафра» (кобальтовая руда), хлорное золото; Глушители: окись, олова, костяная мука. Первой и основной, на начальном этапе, была потребность расширения этого набора реактивов в такой степени, в которой позволяло это сделать современное ему состояние химической промышленности и горного дела. Учёный всеми доступными путями, иногда преодолевая большие трудности, приобретал различные искусственные и минеральные вещества, подготавливая их к предстоящим экспериментам обрабатывая, очищая от примесей. К началу работ он имел в своём распоряжении около 60-ти различных материалов.
10
Получение сравнительно чистых разных минеральных красителей посредством химической обработки природных и искусственных соединений.
11
Изучение действия красителей на стекло К этому этапу основному во всех исследованиях, возможным становилось перейти только по окончании двух предшествующих. С необычайной для того времени широтой плана приступает к нему учёный. Его исследования явления окрашивания стекла подразумевает влияние на него таких факторов: Происхождение и природа красителя; Способ его приготовления; Состояние, в котором он вводится; Концентрации самого красителя и каждого его компонента, входящего в состав стекла; В данном случае с особой ясностью сказались упомянутые качества учёного как систематизатора работы проводились на чрезвычайно высоком методическом уровне: для каждого из вышеозначенных факторов производилась большая самостоятельная серия опытов, когда количественное участие его систематически изменялось в очень широких пределах.
12
СТЕКОЛЬНАЯ ФАБРИКА В годах недалеко от Ораниенбаума в деревне Усть Рудицы Копроского уезда М. В. Ломоносов получает для строительства стекольной фабрики земельный надел, а в 1756 году земли были ему жалованы в вечное пользование. При постройке этой фабрики учёный проявляет свои инженерные и конструкторские способности, начиная с выбора места строительства, расчётов строительных материалов и ориентации на первоклассные ямбургские пески и достаточное количество леса для стеклоплавильных печей и пережигания на золу; проектирования цехов завода, детальной разработки технологического процесса, конструирования лабораторных и производственных печей, оригинальных станков и инструментов; и кончая оформлением графических материалов, которые выполняются им также собственноручно или при непосредственном его руководстве. Усть- Рудицкая фабрика представляла собой своеобразное и в полной мере новое стекольное промышленное предприятие, и поскольку руководил ею создатель науки о стекле, ведущее место отведено было лаборатории, причём находившейся в процессе эксперимента и в постоянном совершенствовании.
13
Процесс изготовления художественных изделий из стекла Начинается производство с приготовления шихты. Шихта – смесь различных материалов, подобранных в соответствии с видом вырабатываемого стекла, которую подвергают тщательной обработке.
14
Процесс изготовления художественных изделий из стекла Затем следует процесс варки стекла. Это очень важная операция. От нее во многом зависит качество готовых изделий. Варят стекло в стекловаренных печах при постепенном повышении температуры в них от 700° до 1450° 1480 °С. После этого массу охлаждают.
15
Процесс изготовления художественных изделий из стекла Далее следует выработка или формование изделий.
16
Процесс изготовления художественных изделий из стекла После формования изделия обжигают (выдерживают в печах при °С) и медленно охлаждают для повышения их термической и механической устойчивости.
17
Процесс изготовления художественных изделий из стекла Затем обрабатывают (обрезают верхушки изделий, примыкающие к выдувной трубке, выравнивают шлифовкой края, донья, горловину) и украшают. Украшения наносят на горячее изделие или на готовое изделие.
18
ПИСЬМО О ПОЛЬЗЕ СТЕКЛА М. В. Ломоносов, ища поддержки и субсидий для развития исследований стёкол, написал беспрецедентное поэтическое произведение «Письмо о пользе Стекла к высокопревосходительному господину генералу-поручику действительному Ея Императорскаго Величества камергеру, Московскаго университета куратору, и орденов Белаго Орла, Святаго Александра и Святыя Анны кавалеру Ивану Ивановичу Шувалову, писанное в 1752 году»…
19
ПИСЬМО О ПОЛЬЗЕ СТЕКЛА « Неправо о вещах те думают, Шувалов, Которые Стекло чтут ниже Минералов, Приманчивым лучем блистающих в глаза: Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса…. Так в бисере Стекло, подобясь жемчугу, Любимо по всему земному ходит кругу. Им красится народ в полунощных степях, Им красится Арап на южных берегах. В Америке живут, мы чаем, простаки, Что нам драгой металл из сребряной реки Дают Европскому купечеству охотно И бисеру количество несчотно, Но тем, я думаю, они разумне нас, Что гонят от своих бедам причину глаз…. Потом Гугении, Кеплеры и Невтоны, Преломленных лучей в Стекле познав законы, Разумной подлинно уверили весь свет, Коперник, что учил, сомнения в том нет…. Во зрительных трубах Стекло являет нам, Колико дал Творец пространство небесам. Толь много солнцев в них пылающих сияет, Недвижных сколько звезд нам ясно ночь являет…. Далече до конца Стеклу достойных хвал, На кои целый год едва бы мне достал. Затем уже слова похвальны оставляю И что о нем писал, то делом начинаю. »
20
Литература Качалов Н. Н. Стекло. М.: Издательство АН СССР Безбородов М. А. М. В. Ломоносов и его работа по химии и технологии силикатов. К двухсотлетию первой научной химической лаборатории в России ~ М. Л.: Издательство Академии Наук Любимов Н. Жизнь и труды Ломоносова. Часть первая. Москва. Университетская типография (Катков и К°), на Страстном бульваре Будилович А. С. Ломоносов как натуралист и филолог. СПб Михаил Васильевич Ломоносов. Избранные произведения в 2-х томах. М.: Наука Сайт artglass.kiev.ua