Презентация на ему ломоносов польза стекла

Презентация на ему ломоносов польза стекла thumbnail

1. «М.В.Ломоносов о пользе стекла»

Выполнила ученица 9 «Б» класса
Мохова Екатерина

2.

Современная наука о стекле могла бы и не
появиться на свет без русского гения, ученогоестествоиспытателя мирового значения, Михаила
Васильевича Ломоносова (1711 – 1765).
Стекло было известно человечеству с давних
времен. Бусы и кольца, вазы и чаши – их делали
тысячелетия назад из непрозрачного, часто
окрашенного стекла. Изготовить цветное стекло
проще, чем прозрачное. Для получения
прозрачного стекла необходимы чистые
материалы, а стеклоделы древности
пользовались тем, что имелось. В результате
стекло получалось грязно-зеленого цвета из-за
примесей различных металлов, которые
находятся в песке, мраморе и других материалах,
применяемых при варке стекла. Если в стекло
добавляли некоторые металлы, то оно
приобретало какую-либо другую окраску и
становилось красивым, как драгоценный камень.
Способы производства цветного стекла
держались в секрете и переходили по наследству.
Стеклодувам было безразлично, почему
получается тот или иной цвет, им необходимо
было только знать рецепт варки для получения
равномерной окраски стекла.

3.

Но вечно так продолжаться
не могло. Этой проблемой
очень заинтересовался М. В.
Ломоносов. Причиной его
интереса считаются
впечатления, полученные им
от итальянских мозаичных
картин, которые он увидел в
1746 году. Ученый приходит
к решению создать нечто
подобное не из природных
материалов, а из стекла. В
«Письме о пользе стекла»,
написанного М. В.
Ломоносовым графу
Шувалову в 1752 году, он
говорит:

4.

Неправо о вещах те думают,
Шувалов,
Которые Стекло чтут ниже
Минералов,
Приманчивым лучом блистающих в
глаза:
Не меньше польза в нем, не
меньше в нем краса.
Нередко я для той с Парнасских
гор спускаюсь;
И ныне от нее на верьх их
возвращаюсь,
Пою перед тобой в восторге
похвалу
Не камням дорогим, ни злату, но
Стеклу.

5.

В 1748 году была создана и
получила необходимое
оборудование химическая
лаборатория. Ученому это
стоило трех лет
титанических усилий. Все
приборы и оборудование
изготовлено по чертежам М.
В. Ломоносова, и он начал
проводить в ней различные
опыты, связанные с химией,
технологией силикатов,
теорией растворов и
обжигом металлов. Кроме
этого, в лаборатории
осуществлялись пробы руд.

6.

Для понимания и объяснения различных
существующих зависимостей необходимо было
последовательно провести определенные
эксперименты, обнаруженные закономерности
привести к строгой системе. И это все смог сделать
М. В. Ломоносов, который был прекрасным
систематизатором. В течение четырех лет
исследователь изучал в лаборатории химию стекла.
Фундаментальные научные исследования,
потребовавшие более четырех тысяч опытов, можно
разделить на три крупных этапа:

7.

1.Увеличение количества исходных материалов. Имелся весьма
ограниченный набор компонентов, который применяли при
изготовлении стекла, их было не более 15. При подготовке к
экспериментам М.В. Ломоносов различными путями подготовил –
обработал и очистил от примесей – около 60 компонентов.
2.Получение, с помощью химической очистки, достаточно чистых
минеральных красителей.
3.Проверка и систематизация взаимодействия красителей и стекла.
К этому этапу можно было перейти только после окончания
предыдущих. Ученый считал, что факторы, влияющие на
окрашивание стекла, следующие:
природа происхождения красителя;
методика приготовления красителя и состояние при его добавлении;
концентрация компонентов красителя и стекла.
Во всем этом великий ученый проявился как прекрасный
систематизатор.

8.

Несокрушимая энергия М. В.
Ломоносова, который в то время
уже был профессором Академии и
ученым с мировым именем,
помогла в создании мозаичной
мастерской на Васильевском
острове, в специальной пристройке
к его дому. В ней он начинает
заниматься с первыми учениками,
Матвеем Васильевичем
Васильевым и Ефимом
Тихоновичем Мельниковым.
Благодаря безошибочному
художественному чутью, этот
великий творец очень быстро
становится руководителем
коллектива художников,
прославившихся созданием
прекрасных мозаичных картин.

9.

По отзывам современников,
набранный из крупных,
неправильной формы, кусков
смальты в 1754 году, портрет
Петра I «является драгоценной
реликвией» и «дает один из
самых выразительных,
одухотворённых образов
Петра». Из мастерской М. В.
Ломоносова вышло множество
мозаичных полотен, самое
известное из которых «Полтавская баталия»находится в Санкт-Петербурге, в
здании Академии Наук.

10.

Изучая свойства и способы
производства стекла, гений М.
В. Ломоносова создал новую
науку – физическую химию в
современном ее понимании.
Кроме того, им была
разработана и успешно
внедрена научная методика
эксперимента со строгим
постоянством условий
проведения опытов, хранением
образцов и ведением
лабораторного журнала. Он
провел уникальное для своего
времени научное исследование
влияния различных веществ на
свойства стекла и внедрил
методику варки цветных стекол.

Источник

Слайд 1

МБОУ «Пречистенская средняя школа им. И.И.Цапова» «Удивительное стекло» презентацию подготовила учитель химии Корешкова И.А.

Слайд 2

В 2011 году исполнится 300 лет со дня рождения великого русского ученого, основателя Московского государственного университета Михаила Васильевича Ломоносова. М.В. Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 в деревне Мишанинская (ныне – село Ломоносово , близ Холмогор) Архангелогородской губернии Российской империи. .

Слайд 3

Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец – он все испытал и все проник. А.С. Пушкин Михаил Васильевич Ломоносов

Слайд 5

Удивительное стекло Невозможно представить жизнь современного человека без стеклянной посуды, стеклянных окон и зеркал, фотоаппаратов, телекамер, микроскопов, телескопов, световолоконных линий связи и многих других оптических систем и приборов. Как человечество создавало великое чудо, которое мы называем стеклом?

Слайд 6

Первым, кто начал изучение цветного стекла и заложил научную основу в его производство, был наш великий русский ученый — Михаиле Васильевич Ломоносов. Цветное стекло, по словам самого Ломоносова, было одним из его главных увлечений. Цели, к которым стремился великий Ломоносов, были совсем другими, чем те, которые преследовали его предшественники за границей. Изучая стекло, он никогда не думал использовать результаты в своих интересах. Наоборот, он стремился как можно скорее поделиться с другими плодами своих трудов, сделать их достоянием народа и принести пользу своей Родине.

Слайд 7

В химической лаборатории Ломоносов провёл более 4-х тысяч опытов! Им разработана технология цветных стёкол (прозрачных и «глухих» — смальт). Эту методику он применил в промышленной варке цветного стекла и при создании изделий из него. Работы Ломоносова по цветному стеклу очень много дали для всей дальнейшей науки о стекле. Он глубже, чем все другие стеклотехники до него, изучил процессы окрашивания стекла различными металлами и способы получения прозрачных и непрозрачных цветных стекол.

Читайте также:  Польза растений для здоровья человека

Слайд 8

Строилась фабрика около двух лет. За это время Ломоносов подготовил хороших мастеров, послав их учиться на другие стекольные заводы.

Слайд 9

Фабрика начала работать и выпускать продукцию весной 1754 года. На ней изготовлялась разноцветная столовая и парфюмерная посуда: графины, кружки, блюдечки, чашки, стаканы, песочницы, чернильницы, цветники и т. д. Часть этих изделий украшали дополнительно гранением и резьбой. Там же изготовляли в больших количествах разноцветный бисер и стеклярус, запонки и серьги.

Слайд 10

Наука о стекле. Стекольное производство того времени имело в своём распоряжении весьма скудный ассортимент реактивов, что, конечно, сказывалось на окраске изделий: производившееся Санкт-Петербургским стеклянным заводом было в основном бесцветно, или окрашено в синий и зелёный цвета. Немецкий стеклодел Иоганн Кункель ещё в XVII веке обладал секретом красного стекла — «золотого рубина» (известен ещё в Древнем Риме — включение золота при варке). Но и Кункель унёс в могилу свою тайну. М. В. Ломоносов был одним из первых, кто разгадал эту рецептуру. Учёный работал со стёклами и другими силикатными расплавами ещё в процессе изучения им технологии горнорудного и металлического дела в Германии. В 1751 году Санкт-Петербургский Стеклянный завод через Академию наук заказал исследования по разработке цветных стёкол М. В. Ломоносову. Эмпирическая технология стеклоделия тогда применялась только практиками, не владевшими никакими научными методами. М. В. Ломоносов и его однокашник Дмитрий Виноградов, создатель русского фарфора, первыми заявляют о необходимости знания химии для создания стёкол. М. В. Ломоносов сумел доказать необходимость лабораторного и производственного персонала.

Слайд 11

На фабрике Ломоносова изготовлялись витражи, которые на Руси не столь распространены, хотя стекло производят у нас более 1000 лет. В XIX веке уже можно было увидеть витражи в светских и церковных зданиях. Вспомним, например, витражные панно Зимнего дворца, Пажеского корпуса, Академии художеств, Петропавловской крепости, гостиницы « Астория » в Санкт-Петербурге. Натуральный витраж сегодня, как и в прошлом уникален, долговечен и дорог.

Слайд 12

Наука о стекле. В четырёхлетних фундаментальных научных исследованиях по химии стекла, проводившихся М. В. Ломоносовым, и потребовавших упомянутых четыре тысячи опытов, можно наблюдать три крупных этапа: 1. Расширение ассортимента исходных материалов. 2. Получение сравнительно чистых разных минеральных красителей — посредством химической обработки природных и искусственных соединений. 3. Изучение действия красителей на Стекло. Собственноручная запись М. В. Ломоносова в лабораторном журнале.

Слайд 13

Наука о стекле. Множество разнообразно окрашенных стёкол было получено М. В. Ломоносовым при весьма ограниченном наборе элементов, использовавшихся в качестве включений, влиявших на цветность – очень искусно варьируя приёмы химической обработки в восстановительных и окислительных условиях при изменении состава стекла за счёт введения свинца, олова, сурьмы и некоторых других веществ. Ныне применяющиеся с этой целью хром, уран, селен, кадмий попросту ещё не были открыты в то время. Ломоносовым были получены такие стёкла, рецептуры которых нашли применение впоследствии, при создании его мозаичных работ. Богатейшие красные тона получены в результате добавки меди для смальт, называемых мастерами мозаики «скарцетами» и «лаками». Очень большого умения требует их варка, которая до сих пор не всегда бывает успешной. Медь использовалась учёным также для получения зелёных и бирюзовых оттенков. И поныне знатоки мозаичного искусства очень высоко ценят полихромные качества ломоносовских смальт, и многие считают, что таких замечательных красных и зелёных оттенков крайне редко и мало кому удавалось получить.

Слайд 14

И вот слова Л. Эйлера, подтверждающие признание роли М. В. Ломоносова в основании науки о стекле — и не только в его отечестве: «Как я всегда удивляюсь счастливому твоему остроумию, которым в толь разных науках превосходствуешь и натуральные явления с особливым успехом изъясняешь, так приятно было мне известие… Достойное вас дело есть что вы стеклу возможные цвета дать можете. Здешние химики сие изобретение за превеликое дело почитают».

Слайд 15

Ломоносов интересовался не только прозрачным окрашенным стеклом; он страстно увлекался также смальтами — непрозрачными цветными стеклами для выкладывания мозаичных картин. Заинтересовался мозаикой Ломоносов так. Однажды у графа Шувалова он увидел привезенный из Италии мозаичный портрет. Его восхитила эта чудесная, составленная из разноцветных стеклянных кубиков картина. Неужели нельзя делать такие же прекрасные вещи у нас в России? И Ломоносов решил сам взяться за составление мозаики.

Слайд 16

Цветные стёкла – смальты

Слайд 17

Первой мозаикой Ломоносова была икона, сделанная из четырех тысяч стеклянных кубиков. Затем он сделал мозаичные портреты Петра I, Елизаветы и Екатерины II. И здесь Ломоносов проявил себя талантливым художником. В 1764 году он был избран почетным членом Болонской (Италия) Академии художеств за его заслуги в мозаичном искусстве. После мозаичных портретов Ломоносов, уже вместе со своими учениками, взялся за огромную — в 42 квадратных метра — мозаичную картину «Полтавская баталия». Этой картиной хотели украсить стену Петропавловского собора.

Слайд 18

Знаменитые мозаики М.В. Ломоносова. Мозаика Полтавская битва. Академия наук в Санкт-Петербурге. Мозаичный портрет Петра I . Эрмитаж.

Слайд 19

Стекольное производство. В 1753—1754 годах недалеко от Ораниенбаума в деревне Усть Рудицы М. В. Ломоносов получает для строительства стекольной фабрике земельный надел, а в 1756 году земли были ему жалованы в вечное пользование. При постройке этой фабрики учёный проявляет свои инженерные и конструкторские способности, начиная с выбора места строительства, расчётов строительных материалов и ориентации на первоклассные ямбургские пески и достаточное количество леса для стеклоплавильных печей и пережигания на золу, до проектирования цехов завода, детальной разработки технологического процесса, конструирования лабораторных и производственных печей, оригинальных станков и инструментов. Жалованная грамота М. В. Ломоносову на владение землями в Ораниенбаумском уезде. 1756.

Читайте также:  Наушники для детей вред или польза и вред

Слайд 20

Стекольное производство. Первоначально на фабрике выпускался только бисер, пронизка, стеклярус и мозаичные составы (смальты). Через год появляются различные «галантерейные изделия»: гранёные камни, подвески, броши и запонки. С 1757 года фабрика начинает выпускать столовые сервизы, туалетные и письменные приборы — всё из разноцветного стекла, по большей части бирюзового. Постепенно, по прошествии нескольких лет, было налажено производство крупных вещей: дутых фигур, цветников, украшений для садов, литых столовых досок. Ваза Санкт-Петербургского стеклянного завода. Вторая половина XVIII века.

Слайд 21

Письмо о пользе стекла. Но и сим не исчерпывается многосторонняя творческая натура — М. В. Ломоносов написал беспрецедентное поэтическое произведение, единственное в своём роде; имеется в виду объём версификации, посвящённой одному предмету, в данном случае, веществу и материалу — стеклу — почти 3 тысячи слов (около 15 тысяч знаков) составило его « Письмо о пользе Стекла» к высокопревосходительному господину генералу-поручику действительному Ея Императорскаго Величества камергеру, Московскаго университета куратору, и орденов Белаго Орла, Святаго Александра и Святыя Анны кавалеру Ивану Ивановичу Шувалову, писанное в 1752 году»… Неправо о вещах те думают, Шувалов, Которые Стекло чтут ниже Минералов, Приманчивым лучом блистающих в глаза: Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса…. Далече до конца Стеклу достойных хвал , На кои целый год едва бы мне достал. Затем уже слова похвальны оставляю И что о нем писал, то делом начинаю.

Слайд 22

В нее вошел, достойный славы Россов, Как беломорский ветер молодой, Крестьянский сын Михайло Ломоносов, Родившийся под северной звездой.

Источник

Источник