Правовое регулирование таможенной процедуры отказ в пользу государства

Правовое регулирование таможенной процедуры отказ в пользу государства thumbnail

Отказ в пользу государства

Отказ в пользу государства – таможенная процедура, встречающаяся в таможенном законодательстве многих стран, в том числе в законодательстве стран-участниц ЕАЭС. В 1973 году была принята Международная (или по месту принятия – Киотская) конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Один из пунктов договора определяет условия, которые необходимо соблюдать сторонам при отчуждении права собственности на товары в пользу государства. В 1999 году Всемирной таможенной организацией была принята обновленная редакция международного договора. Наша страна подписала Киотскую конвенцию в 2010 году, и тем самым вывела свое законодательство в таможенной сфере на новый уровень. Оно стало более прозрачным и понятым для представителей отечественного и иностранного бизнеса.

Передача имущества в пользу государства

При отказе от собственности в пользу государства на таможне участвуют государство и собственник груза (предприниматель, осуществляющий внешнеэкономическую деятельность). Владелец товара вправе отказаться от личного участия в процедуре таможенного оформления товара, для этого он может прибегнуть к услугам таможенного брокера.

От лица государства в процедуре участвуют представители таких ведомств как ФТС, ФССП, Росимущества. Напомним, что передача предпринимателем своих прав на товар происходит добровольно. Только владелец груза дает старт данной таможенной процедуре путем подачи на таможню заявления. Документ составляется декларантом и имеет произвольную форму. В заявлении на передачу товара в пользу государства обязательно должны указываться следующие сведения:

  • Характеристики товара (название, количество, таможенная стоимость, код ТН ВЭД);
  • Место хранения груза;
  • Причины, по которым владелец вынужден отказаться от товара в пользу государства.

Все сведения должны быть подкреплены документально. Вместе с заявлением предоставляются товаросопроводительные документы и разрешение, полученное в Росимуществе. Последний документ содержит оценку экономической целесообразности отчуждения декларируемого имущества для бюджета, а именно какой объем затрат понесет государство, как новый собственник, при хранении и последующей продаже полученных товаров и будут ли при этом возмещены понесенные им расходы.

Проанализировав полученные данные, таможня должна в письменной форме уведомит владельца груза о том, будет ли принят товар, либо государство от него откажется.

Если предоставленных сведений оказалось недостаточно для принятия решения, то таможня может инициировать досмотр товаров. Декларант сможет приступить к оформлению товаров только после получения письменного разрешения таможни! В таможенной декларации в данном случае необходимо указать код 94, именно он присвоен процедуре отказа в пользу государства.

После выпуска таможенными органами товары утрачивают свой статус зарубежных товаров и получают статус товаров Союза. Затем они направляются в Росимущество. На усмотрение экспертов государственного органа товары могут быть направлены на перепродажу, либо уничтожены, или переработаны (утилизированы).

На товары, выпущенные под данной таможенной процедурой, распространяется принцип иммунитета, который защищает государство как нового собственника товаров от возможных претензий со стороны третьих лиц. Вся юридическая ответственность за возможные негативные последствия использования товаров третьими лицами переносится на декларанта.

Особенности таможенной процедуры отказа в пользу государства

Особенности процедуры отказа в пользу государства заключаются в следующем:

  • В рамках процедуры можно задекларировать только товары, произведенные за рубежом;
  • Не декларируются запрещенные к ввозу товары (наркотики (прекурсоры), оружие, донорские органы, кровь и ее компоненты, специальные технические средства, товары с истекающим сроком годности, товары, не соответствующие действующим регламентам и госстандартам, отходы производства, опасные химические соединения, способные нанести экологии, здоровью людей, озоноразрушающие вещества);
  • При процедуре действует принцип материальной выгоды – таможенные органы не выпустят товары, хранение и реализация которых будет стоить государству дороже возможной выгоды.

Процедура отказа в пользу государства является одной из 17 применяющихся сегодня таможенных процедур, но на практике встречается не часто. По статистике, предоставленной ФТС РФ, общий объем поданных под данной процедурой таможенных деклараций (ДТ) занимает менее 0,1% от всей массы выпущенных ДТ.

Суть данной процедуры заключается в том, что участник ВЭД отказывается от прав на товары, ввезенные им ранее из-за рубежа и передает их в собственность государства. Право собственности передается по личной инициативе собственника безвозмездно, при этом на таможне не выплачиваются пошлины и сборы.

Что побуждает компании добровольно передавать свои товары в пользу государства? Некоторые компании переоценивают свои возможности, или недооценивают сформировавшуюся на рынке конъюнктуру. Например, повышение ставок ввозных таможенных пошлин, приводит к повышению розничной цены ввезенных товаров, они становятся менее конкурентоспособными и привлекательными в глазах покупателей. Желая переждать неблагоприятные рыночные условия, предприниматели вынуждены оплачивать складские услуги СВХ, что требует определенных денежных вливаний. Не оплатив услуги СВХ, можно получить штраф. В конце концов встает дилемма, когда отказ от товаров с полным освобождением от таможенных платежей выглядит более выгодным, нежели их декларирование под любыми другими таможенными процедурами для последующей переработки или вывоза за рубеж.

Оформление процедуры отказа в пользу государства

Наша компания «Универсальные Грузовые Решения» является официальным таможенным представителем. В качестве таможенного брокера мы выполняем оформление товаров под процедурой отказ в пользу государства на всех таможнях и таможенных постах страны: в аэропортах, на железнодорожных станциях, автомобильных СВХ, морских портах. Работаем со всеми участниками ВЭД:

  • Физическими лицами
  • Юридическими лицами
  • Индивидуальными предпринимателями
Читайте также:  В чем польза черной редьки для беременных

Сроки и стоимость оформления процедуры отказ в пользу государства

Срок оформления процедуры отказ в пользу государства в течение нескольких часов!

Стоимость таможенного оформления товаров под таможенной процедурой отказ в пользу государства в нашей компании является одной из минимальных на рынке. Цена таможенного оформления данной процедуры зависит от поставленных клиентом задач.

Мы уверены, что станем надежным партнером на таможне!

Узнать стоимость оформления таможенной процедуры

Источник

Как правило, рассматриваемая таможенная процедура избирается в тех случаях, когда реализация товаров на внутреннем рынке государств – членов Таможенного союза оказывается невозможной либо малоэффективной. Так, в результате длительных транспортных простоев, уплаты штрафов при международных авиа-, автомобильных, морских и железнодорожных перевозках импортируемые товары могут существенно подорожать. С другой ситуацией чаще всего сталкиваются участники ВЭД. Это изменение ставок таможенных пошлин в сторону их увеличения, которое влечет удорожание иностранного товара, что в свою очередь делает его неконкурентоспособным с аналогичной продукцией, имеющей обращение на внутреннем рынке государств – членов Таможенного союза. Кроме того, на практике нередко возникают ситуации, когда вывозить иностранные товары за пределы таможенной территории Таможенного союза также оказывается экономически невыгодно, и, чтобы избежать уплаты таможенных платежей, владелец таких товаров обычно принимает решение отказаться от них в пользу государства.

При сравнении таможенных процедур уничтожения товаров и отказа в пользу государства с позиции хозяйственной целесообразности, в большинстве случаев, предпочтительнее оказывается остановить свой выбор на таможенной процедуре отказа в пользу государства, поскольку, напомним, таможенная процедура уничтожения производится за счет средств заинтересованного лица и приводит при прочих равных условиях к дополнительным издержкам. Кроме того, отказ в пользу государства может повлиять на формирование положительного имиджа участника ВЭД.

В соответствии с п. 1 ст. 310 ТК ТС под таможенной процедурой отказа в пользу государства понимается таможенная процедура, при которой иностранные товары безвозмездно передаются в собственность государства – члена Таможенного союза без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования.

Правовое регулирование процедуры отказа в пользу государства осуществляется:

  • • ст. 310-311 ТК ТС;
  • • ст. 299–302 Закона о таможенном регулировании[1];
  • • решением КТС от 20.09.2010 № 375.

Под таможенную процедуру отказа в пользу государства не могут подпадать товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, а также запрещенные к обороту на территориях государств – членов Таможенного союза.

Решением КТС от 20.09.2010 № 375 был утвержден “Перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру отказа в пользу государства”. В него были включены следующие товары:

  • 1) в отношении которых применение таможенной процедуры отказа в пользу государства может повлечь для государственных органов государств – членов Таможенного союза расходы, которые не могут быть возмещены за счет средств от реализации таких товаров;
  • 2) с просроченным сроком годности (потребления, реализации);
  • 3) не соответствующие государственным стандартам (техническим регламентам) государств – членов Таможенного союза.

Порядок отказа от товаров в пользу государства определяется законодательством государств – членов Таможенного союза.

Товары, помещенные под таможенную процедуру отказа в пользу государства, передаются в Российской Федерации Росимуществу – федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному Правительством РФ на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) имущества, обращенного в собственность государства.

Под таможенную процедуру отказа в пользу государства помещаются исключительно иностранные товары, которые, будучи помещенными под рассматриваемую таможенную процедуру, приобретают статус товаров Таможенного союза.

В соответствии с положениями ст. 300 Закона о таможенном регулировании помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства допускается с разрешения таможенного органа. Для получения такого разрешения декларант товаров подает письменное заявление, в котором указывает наименование и код товаров по ТН ВЭД, их количество, стоимость, место нахождения, а также краткое изложение причин, по которым декларант отказывается от товаров в пользу государства.

Таможенный орган рассматривает заявление на помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства и приложенные к нему документы и в течение 10 дней со дня принятия заявления принимает решение о выдаче разрешения или об отказе в ней.

Помещение иностранных товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства осуществляется без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования.

Ответственность за правомерность распоряжения товарами путем их помещения под таможенную процедуру отказа в пользу государства несет декларант. Таможенные органы не возмещают каких-либо имущественных претензий лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, от которых декларант отказался в пользу государства.

Источник

Понятие и условия помещения товаров под таможенную процедуру отказ в пользу государства. Принципы таможенной процедуры отказ в пользу государства

Отказ в пользу государства – таможенная процедура, при которой иностранные товары безвозмездно передаются в собственность государства – члена таможенного союза без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования Таможенный кодекс Таможенного Союза ( приложение к договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11. 2009 № 17)// «Собрание законодательства РФ» – 13.12.2010. – № 50 – ст. 310..

Читайте также:  О пользе запекать картофель в духовке

Под таможенную процедуру отказа в пользу государства могут помещаться иностранные товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию таможенного союза, а также запрещенных к обороту на территориях государств – членов таможенного союза. Товары, помещенные под таможенную процедуру отказа в пользу государства, приобретают статус товаров таможенного союза.

Однако решением Комиссии таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 375 установлен перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру отказа в пользу государства. Это товары, в отношении которых применение таможенной процедуры отказа в пользу государства может повлечь для государственных органов государств-членов Таможенного союза расходы, которые не могут быть возмещены за счет средств от реализации таких товаров, в том числе товары с просроченным сроком годности (потребления, реализации), а также товары, не соответствующие государственным стандартам (техническим регламентам) государств – членов Таможенного союза. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 375 (ред. от 21.10.2014) «О некоторых вопросах применения таможенных процедур» // «Таможенный вестник», № 20, октябрь 2010г.

Согласно Классификатору видов таможенных процедур, процедуре отказа в пользу государства присвоен код 94. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 г. № 378 (ред. от 25.02.2014) «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций» ( с изм. и доп., вступ. в силу с 01. 07. 2014).

Помещение товаров под таможенную процедуру уничтожения регулируется главой 43 «Таможенная процедура отказа в пользу государства» Таможенного кодекса Таможенного союза, главой 40 «Таможенная процедура отказа в пользу государства» Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», приказом Федеральной таможенной службы России от 21.02.2011 г. № 357 «Об утверждении Порядка осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешения на помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства».

Также как и таможенная процедура уничтожения, таможенная процедура отказа в пользу государства может применяется в выставочном деле: стоимость обратной транспортировки может оказаться выше стоимости самих стендов, рекламного оборудования и даже некоторых экспонатов, что и побуждает передавать их в собственность государства.

Необходимость использования таможенной процедуры отказа в пользу государства может обуславливаться и длительными задержками при транспортировке, а также штрафными санкциями, применяемыми перевозчиками. Рассчитанная с учетом таких затрат стоимость товаров может оказаться выше, чем сложившаяся на рынке. Суммирование уже понесенных расходом с планируемыми затратами по обратной транспортировке товаров может показать целесообразность принятия решения об отказе в пользу государства, фиксируя понесенные убытки на минимальном уровне и отказываясь от дополнительных расходов.

По суммарной стоимости планируемых затрат наиболее выгодной является процедура отказа в пользу государства. К тому же передача товаров в государственную собственность может благоприятно сказаться на выстраивании деловой репутации импортера. В данном случае реализация товаров ложится на плечи государственных органов посредством передачи в торговые предприятия, либо организации аукциона. Часть товаров, перешедших в пользу государства, может использоваться и для благотворительных целей, передаваться в различные учреждения социальной поддержки, такие как дома престарелых или детские дома.

Кроме того таможенная процедура уничтожения может быть применена к товарам, которые были утрачены вследствие действия непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств) или аварий Козырин А.Таможенные процедуры отказа в пользу государства и уничтожения товара // Хозяйство и право. – 2007. – № 7. – С. 121-123..

Таким образом, таможенная процедура отказа в пользу государства применяется в отношении товаров, использование которых на таможенной территории таможенного союза, а также вывоз с этой территории, нецелесообразны или коммерчески невыгодны.

Декларант, помещая товары под таможенную процедуру отказа в пользу государства, утрачивает права собственности на такие товары, передавая такие права государству.

Выделяется несколько принципов таможенной процедуры отказа в пользу государства:

1. Принцип материальной выгоды означает, что таможенный орган отказывает в предоставлении процедуры отказа в пользу государства, если:

а) выручка от продажи товаров не сможет покрыть расходов таможенного органа, связанных с их реализацией;

б) возможность реализации товаров таможенными органами невозможна либо ограничена (оборудование узкоспециализированного назначения; товары, сроки реализации которых менее 6 месяцев, и т.п.).

2. Принцип иммунитета нового собственника – государства от возможных претензий к нему со стороны третьих лиц.

Этот принцип означает, что:

– во-первых, всю ответственность за правомерность распоряжения товарами путем их помещения под таможенную процедуру отказа в пользу государства несет только декларант;

– во-вторых, таможенные органы не возмещают каких-либо имущественных претензий лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, от которых декларант отказался в пользу государства.

Так, любые претензии собственников товаров, перевозчиков, владельцев складов, на которых товар хранился, и т.п. могут быть предъявлены только декларанту.

Читайте также:  Кукурузные хлопья без сахара польза и вред при похудении

3. К специальным принципам процедуры отказа в пользу государства относят:

а) запрет изменения процедуры отказа в пользу государства на любой другой таможенной процедуре;

б) принцип материальной выгоды для государства от использования процедуры отказа;

в) освобождение таможенных органов от удовлетворения каких-либо имущественных требований третьих лиц в отношении товаров и транспортных средств, от которых декларант отказался в пользу государства.

Также, среди общих принципов отказа, можно выделить следующие:

– во-первых, использование этой процедуры не должно повлечь для государства каких-либо расходов(ст. 310 ТК ТС);

– во-вторых, декларирование процедуры отказ в пользу государства допускается только с разрешения таможни (ст.311 ТК ТС);

– в-третьих, всю ответственность за правомерность заявления процедуры отказ пользу государства несет декларант.

Следует отметить и нечеткое правовое урегулирование вопроса, о возможности помещения товара под процедуру отказа в пользу государства с указанием на конкретный орган или цель, ради которой происходит фактическая уступка товара. Необходимость устранения пробелов законодательства по этому вопросу объясняется тем, что сейчас наряду с таможенными аукционами могут использоваться и другие способы реализации товаров, в отношении которых состоялся отказ в пользу государства Медведев В.Н., Янчуков Д.А. Административно-правовые отношения в сфере государственного контроля в таможенном деле: проблемы и перспективы модернизации // Административно-правовые отношения в условиях модернизации Российского государства. – М.: Ин-т гос. и права РАН. – 2011. – С.59 – 65..

В основание правового регулирования таможенной процедуры отказа в пользу государства положен разрешительный принцип. Для того чтобы получить разрешение на помещение товара под процедуру отказа, декларант, которым может быть как лицо, перемещающее товар, так и таможенный брокер, должен подать соответствующее заявление либо заполнить грузовую таможенную декларацию (ФТС). В том случае, если декларант пишет заявление, таможенный орган все же оформляет государственную таможенную декларацию на помещенный под процедуру отказа товар в целях ведения таможенной статистики. Заявление адресуется начальнику структурного подразделения таможенного органа (либо лицу, его замещающему), который вправе дать разрешение на использование процедуры отказа в пользу государства. В заявлении декларант указывает наименование товара (транспортного средства), его индивидуальные признаки и количественные характеристики, а также причины отказа. Разрешение на помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства оформляется с помощью надписи: «Отказ разрешен» – на заявлении, который заверяется подписью начальника структурного подразделения таможенного органа и его личной номерной печатью. Таможня обязана отказать в предоставлении данной процедуры в отношении:

1) товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию таможенного союза и вывозу из нее;

2) товаров, выпущенных для свободного обращения на таможенной территории таможенного союза или заявленных к реимпорту;

3) вооружения, боеприпасов, военной техники, ракетно-космических комплексов, систем связи военного назначения, урана, наркотических средств и ядовитых веществ, отходов радиоактивных материалов и взрывчатых веществ, электрической энергии и других веществ. таможенный орган может не предоставить процедуру отказа в пользу государства.

Таможенники имеют право действовать фактически по собственному усмотрению, ссылаясь на «наличие достаточных оснований» для отказа в предоставлении процедуры. Лицо, отказавшееся от своих товаров в пользу государства, обязано за свой счет доставить эти товары в место, определенное таможенным органом. Свидетельством, подтверждающим факт смены собственника товара, выступает акт передачи. Он является документом строгой финансовой отчетности и составляется по просьбе декларанта в двух экземплярах, один из которых хранится в таможенном органе, а другой передается лицу, отказавшемуся от товаров в пользу государства. Акт должен содержать следующие сведения:

1) дату составления документа;

2) наименование организации, предприятия, передавших товар;

3) наименование таможенного органа, принявшего товар;

4) наименование, индивидуальные признаки и количественные характеристики передаваемых товаров. Акт заверяется подписями и печатями принимающей и передающей сторон, при этом акт от имени таможенного органа подписывает лицо, занимающее материально ответственную должность. К финансово-правовым особенностям процедуры отказа следует отнести право декларанта требовать возврата некоторых денежных сумм.

Во-первых, возвращаются суммы, внесенные на депозит таможенного органа в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов.

Во-вторых, государство должно вернуть декларанту импортные пошлины, налог на добавленную стоимость и акцизы, уплаченные при помещении товаров под таможенные процедуры реэкспорта и переработки на таможенной территории.

В-третьих, возврату подлежат суммы экспортных таможенных пошлин, уплаченные при помещении товаров под процедуру переработки вне таможенной территории.

Наконец, декларант вправе рассчитывать на получение сумм экспортных пошлин, уплаченных им при заявлении процедуры экспорта и временного вывоза в случае, если товары не были фактически вывезены с таможенной территории таможенного союза. При этом импортные пошлины, НДС и акцизы с временно ввезенных товаров, помещенных впоследствии под процедуру отказа, не подлежат возврату товары, помещаемые под таможенную процедуру отказа, с учетом соблюдения всех требований, установленных в отношении таких товаров, обращаются в федеральную собственность.

Источник