Право которое введено преторами для общественной пользы с тем чтобы усилить

Право которое введено преторами для общественной пользы с тем чтобы усилить thumbnail

ДИГЕСТЫ ЮСТИНИАНА

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПЕРЕВОД 1-ГО ТИТУЛА 1-Й КНИГИ ДИГЕСТ «О
ПРАВОСУДИИ И ПРАВЕ»

1. О правосудии и праве

1. Ульпиан в первой книге институций.
Изучающему право надо прежде всего узнать,
откуда происходит слово право (ius); оно получило
свое название от правосудия (iustitia), ибо, как
превосходно определяет Цельс, право есть наука
(ars) о добром и справедливом.

§ 1. По заслугам нас называют жрецами,
ибо мы заботимся о правосудии, возвещаем понятия
доброго и справедливого, обособляя справедливое
от несправедливого, отделяя дозволенное от
недозволенного, желая, чтобы добрые
совершенствовались не только посредством страха
наказания, но и путем поощрения наградами(Здесь и в дальнейшем выделены слова,
относительно которых были высказаны
предположения об их интерполированности),
стремясь к истинной, если я не заблуждаюсь, а не
мнимой философии(С этим
высказыванием можно сопоставить слова Ульпиана
в Д.50.13.1.5 о профессорах цивильного права:
гражданская мудрость является святейшим делом, и
хотя пристойно принимать гонорар, но непристойно
его истребовать).

§ 2. Изучение права распадается на две
части: публичное и частное. Публичное право
есть то, которое относится к положению Римского
государства, тогда как частное относится к
пользе отдельных лиц; существует нечто полезное
в общественном отношении и в частном отношении.
Публичное право включает в себя святыни (sacra),
служение жрецов, положение магистратов. Частное
право делится на три части(Имеется
предположение, что это тройственное деление не
принадлежит Ульпиану), ибо оно составлено из [102] естественных предписаний из
(предписаний) народов, или (предписаний)
цивильных.

§ 3. Естественное право (ius naturale),
которому природа научила всех живых существ, ибо
это право присуще (не только) человеческому роду,
но является общим всем животным, которые
рождаются на земле, в море, а также птицам. Сюда
относится сочетание мужчины и женщины, которое
мы называем браком; сюда же рождение детей, сюда
же воспитание: мы видим, что и животные, даже
дикие, обладают опытом в этом праве.

§ 4. Право народов (ius gentium) — это то,
которым пользуются народы человечества; можно
легко понять его отличие от естественного права:
последнее является общим для всех живых существ,
а первое — только для людей в их отношениях между
собой.

2. Помпоний в отдельной книге
руководства. Подобно тому, как религия требует
почитания бога(В оригинале
было, вероятно, «богов» или «Юпитера»), мы
должны повиноваться родителям и родине.

3. Флорентин в 1-н книге институций. Мы
должны отражать насилие и противоправность, ибо
правом установлено, что если кто-либо сделает
что-либо для защиты своего тела, то он считается
действовавшим правомерно; и так как природа
установила между нами некое родство, то,
следовательно, является преступлением(Nefas — это означает и «нечестие» или
«грех»), когда один человек строит козни
другому.

4. Ульпиан в 14 книге институций.
Отпущение из рабства относится к праву народов.
Manumissio (термин — освобождение от рабства. — И. П.)
происходит от manu missio, то есть дарование свободы,
ибо доколе кто-либо находится в рабстве, он
подчинен власти (manu et potastate), а отпущенный
освобождается от власти. Это(Начиная
с этого слова и до конца фрагмента текст,
возможно, является сочинением компиляторов)
дело ведет свое происхождение от права народов,
так как по естественному праву все рождаются
свободными, и не отмечалось отпущения на свободу,
когда рабство было неизвестно; но после того, как
по праву народов наступило рабство, то за ним
последовало благодеяние отпущения из рабства. И
хотя мы называемся одним естественным именем
«люди», по праву народов возникло три вида
(людей): свободные и [103] противоположные
— рабы и третий вид — отпущенники, то есть те, кто
перестал быть рабами.

5. Гермогениан в 1-й книге юридических
отрывков. Этим правом народов введена война,
разделение народов, основание царств, разделение
имуществ, установление границ, полей, построение
зданий, учреждены торговля, купля-продажа, наймы,
обязательства, за исключением тех, которые были
введены цивильным правом.

6. Ульпиан в 1-й книге институций.
Цивильное право не отделяется всецело от
естественного права или права народов. Итак, если
мы добавляем что-либо к общему праву или
сокращаем из него, то мы создаем наше собственное
право, то есть цивильное. § 1. (Возможно,
что весь этот параграф интерполирован) Таким
образом, наше право является или писанным или
неписанным как у греков: из законов одни
написаны, другие не написаны(Последние
слова: от «из законов» приведены в Дигестах
по-гречески).

7. Папиниан во 2-й книге определений.
Цивильное право — это то, которое приходит из
законов, плебисцитов, сенатусконсультов,
декретов принцепсов, авторитета мудрецов
(имеется в виду «мудрецов права», то есть юристов.
И. П.), § 1. Преторское право — это то, которое
ввели преторы в целях помощи для дополнения или
исправления цивильного права для общественной
пользы. Оно именуется и ius honorarium, будучи названо
так в честь преторов(Честь —
honor. Римские магистраты и, в частности, преторы
нередко назывались honores. Этим названием хотели
подчеркнуть почетный характер деятельности
магистратов).

8. Марциаи в 1-й книге институций. Ибо и
само ius honorarium является живым голосом цивильного
права(Цицерон (О законах, III, 1, 2)
называет магистрата говорящим законом, а закон —
немым магистратом).

9. Гай в 1-й книге институций. Все народы,
управляемые законами н обычаями, пользуются
частью своим собственным, частью правом, общим
всем людям. Ибо то право, которое каждый народ
установил для себя, является собственным правом
государства и называется цивильным правом, как
бы собственным правом самого государства; то же
право, которое естественный разум установил
между всеми людьми, соблюдается у всех одинаково
и называется правом народов, как бы тем правом,
которым пользуются все народы. [104]

10. Ульпиан в 1-й книге правил.
Правосудие есть неизменная и постоянная воля
предоставлять каждому его право. § 1. Предписания
права суть следующие: жить честно, не чинить
вреда другому, каждому предоставлять то» что ему
принадлежит. § 2. Правовая наука (iurisprudentia) есть
познание божественных и человеческих дел, знание
справедливого и несправедливого.

11. Павел в 14-й книге ad Sabimim. Слово
«право» употребляется в нескольких смыслах:
во-первых, «право» означает то, что всегда
является справедливым и добрым,— каково
естественное право. В другом смысле «право» —
это то, что полезно всем или многим в каком-либо
государстве, каково цивильное право. Не менее
правильно в нашем государстве «правом»
называется ius honorarium. Говорится, что претор
высказывает право(То есть
выносит решение), даже если он решает
несправедливо: это (слово) относится не к тому,
что претор сделал, но к тому, что ему надлежало
сделать. В другом смысле «право» означает то
место, в котором выносится решение(Это специфически римское значение слова
«право». In iure — стадии рассмотрения дела перед
претором; in ius vocatio — вызов в суд); здесь
название переносится с того, что делается, на то,
где это делается. Это место мы можем определить
таким образом: везде, где претор, соблюдая
величие своей высшей власти и соблюдая обычаи
предков, установил провозглашение им права — это
место правильно называется «правом».

Читайте также:  В чем польза варенья из лепестков шиповника

12. Марциан в 1-й книге институций.
Иногда мы говорим «право» о родственных связях,
например, «мне принадлежит право родства или
свойства». [105]

ПРИЛОЖЕНИЕ II

ПЕРЕВОД 3-ГО ТИТУЛА КНИГИ 1-Й ДИГЕСТ «О
ЗАКОНАХ, СЕНАТУСКОНСУЛЬТАХ И ДОЛГОВРЕМЕННОМ
ОБЫЧАЕ»

1. Папиниан в 1-й книге определений.
Закон есть предписание (имеется в виду
предписание общего характера — praeceptum — И. П.),
решение мудрых мужей, обуздание преступлений,
совершаемых намеренно или по неведению, общий
обет государства.

2. Марциан в 1-й книге институций. Ибо и
оратор Демосфен(Речь против
Аристогетона. Слова Демосфена приведены в
Дигестах по-гречески) дает такое определение:
«Закон есть то, чему все люди должны повиноваться
в силу разных оснований, но главным образом
потому, что всякий закон есть мысль (изобретение)
и дар бога(В подлиннике должно
быть «богов»), решение мудрых людей и
обуздание преступлений, совершаемых как по воле,
так и помимо воли, общее соглашение общины, по
которому следует жить находящимся в ней». И
философ величайшей стоической мудрости Хризипп
так начинает книгу, которую он составил «О
законах»(Название книги и
цитаты из нее приведены в Дигестах по-гречески):

«Закон есть царь всех божественных и
человеческих дел; нужно, чтобы он стоял во главе
как добрых, так и злых, вождем и руководителем
живых существ, которые по природе принадлежат к
общине, мерилом справедливого и несправедливого;
(закон) приказывает делать то, что должно быть
совершено, и воспрещает совершать то, что не
должно быть совершаемо». [106]

3. Помпоний в 25-й книге ad Sabinum. Как сказал
Феофраст, нужно устанавливать права для тех
случаев, которые встречаются часто, а не для тех,
которые возникают непредвидимо(Слова Феофраста приведены в Дигестах
по-гречески).

4. Цельс в 5-й книге Дигест. Для того, что
может произойти в каком-либо единичном случае, не
устанавливается права.

5. Он же в 17-й книге Дигест. Ибо права
должны быть главным образом приспособлены для
тех случаев, которые происходят часто и легко, а
не очень редко.

6. Павел в 17-й книге ad Plautium. Ибо то, что
совершено в одном или вдвух случаях, как
говорит Феофраст, законодатели обходят(То же).

7. Модестин в 1-й книге правил. Действие
(сила) права: повелевать, запрещать, разрешать,
наказывать,

8. Ульпиан в 3-й книге ad Sabinum. Права
устанавливаются не для отдельных лиц, а общим
образом.

9. Он же в 16-й книге комментария к
эдикту. Нет сомнения, что сенат может создавать
право.

10. Юлиан в 59-й книге Дигест. Ни законы,
ни сенатусконсульты не могут быть написаны таким
образом, чтобы они обнимали все случаи, которые
когда-либо возникнут, но достаточно, чтобы они
включали в себя то, что случается большей частью.

11. Он же в 90-й книге Дигест. И потому о
том, что впервые устанавливается, следует
наиболее надежно’ постановлять на основании
толкования или конституции знатнейшего
принцепса.

12. Он же в 15-й книге Дигест. Не могут все
отдельные случаи быть объяты законами или
сенатусконсультами; но когда в каком-либо деле
смысл их ясен, то осуществляющий юрисдикцию
должен применять их к сходным (обстоятельствам) и
сообразно с этим вынести решение.

13. Ульпиан в 1-й книге комментария к
эдикту курульных эдилов. Ибо, как говорит Педий,
поскольку законом введено то или другое правило,
имеется удобный случай, чтобы было восполнено
путем толкования или определенной судебной
практики и прочее, что направлено к достижению
той же пользы. [107]

14. Павел в 54-й книге комментария к
эдикту. То, что воспринято вопреки началам права,
не может быть распространено на последствия(Фрагмент этот устанавливает
недопустимость распространительного толкования
исключительных норм).

15. Юлиан в 27-й книге Дигест. Тому, что
установлено вопреки смыслу права, мы не можем
следовать как юридическому правилу(Смысл этого фрагмента — такой же, как и
предыдущего).

16. Павел в книге Об особом праве. Особое
право (ius singulare) — это то, которое введено
установившей его властью в отклонение от точного
содержания (общих норм), в удовлетворение
какой-либо потребности.

17. Цельс в 26-й книге Дигест. Знать
законы — это, значит, удержать не их слова, но их
содержание и значение(Vim ае
potestatem буквально — «силу и власть»).

18. Он же в 29-й книге Дигест. Является
более милостивым толкование законов таким
образом, чтобы сохранялась их воля.

19. Он же в 33-й книге Дигест. При
двусмысленности слов закона надо, скорее,
принимать то значение, которое лишено порока, в
особенности когда из этого может быть сделано
заключение о цели закона(Слова,
начиная с «в особенности, являются, вероятно,
глоссемой).

20. Юлиан в 55-й книге Дигест. Не всему,
что установлено предками, может быть приведено
основание.

21. Нераций в 6-й книге Мембран(Membrana — пергамент. Так названо одно из
сочинений Нерация (вероятно, ввиду редкости и
дороговизны использованного материала). Это
сочинение излагает как цивильное, так и
преторское право). И потому не следует
разыскивать оснований того, что устанавливается;
иначе было бы разрушено многое из того, что
является определенным.

22. Ульпиан в 35-й книге комментария к
эдикту. Когда закон что-либо извиняет в прошлом,
то он запрещает это на будущее время.

23. Павел в 4-й книге к Плавцию. В
наименьшей степени следует изменять то, что
всегда толковалось в определенном смысле.

24. Цельс в 9-й книге Дигест. Является
несправедливым, не рассмотрев весь закон, решать
дело и давать ответ(То есть
давать юридическую консультацию) на
основании какой-либо частицы закона. [108]

25. Модестин в 8-й книге ответов. Ни в
каком случае смысл закона или милость
справедливости не терпит того, чтобы то, что
введено для пользы людей, мы обращали путем
жесткого толкования в строгость, идущую в разрез
с благополучием людей.

26. Павел в 4-й книге исследований. Не
является новым то положение, что прежние законы
распространяются на позднейшие.

Читайте также:  Проект по теме косметика польза и вред

27. Тертуллиан в 1-й книге исследований.
Принято, что старые законы находятся в связи с
позднейшими; поэтому следует всегда думать, что в
законы как бы включено правило о том, что они
относятся к тем лицам и к тем делам, которые
когда-либо были сходными.

28. Павел в 5-й книге к закону Юлиеву и
Папиеву. Но и последующие законы относятся к
прежним, разве бы они противоречили последним, и
это доказывается многими аргументами.

29. Он же в особой книге к закону
Цинциеву. Против закона поступает тот, кто делает
то, что запрещено законом; в обход же закона
(поступает тот), кто, сохраняя слова закона,
обходит его смысл.

30. Ульпиан в 4-й книге комментария к
эдикту. Обход закона совершается в тех случаях,
когда делается то, чего закон не желает, чтобы
было сделано, но не запрещает этих действий(То есть нет прямого воспрещения
действий, несоответствующихсмыслу закона),
и как отличается сказанное от мысли, так же
обличается обход от того, что противозаконно.

31. Он же в 13-й книге к закону Юлиеву и
Папиеву. Принцепс свободен от (соблюдения)
законов; Августа(Жена
принцепса) же, хотя и не свободна от
соблюдения закона, однако принцепсы
предоставляют ей те привилегии, которые сами
имеют.

32. Юлиан в 84-й книге Дигест. В тех делах,
когда мы не пользуемся писанными законами, нужно
соблюдать то, что введено нравами и обычаем, и
если в каком-либо деле это отсутствует, тогда
(надо соблюдать) наиболее близкое и вытекающее из
последнего правила, а если и этого не
оказывается, тогда следует [109] принимать
право, которым пользуется город Рим. § 1.
Укоренившийся обычай заслуженно применяется как
закон, и это является правом, которое называется
правом, установленным нравами. Ибо если законы
связывают нас в силу лишь того, что они приняты по
решению народа, то по справедливости и то, что
народ одобрил без каких-либо письмен, связывает
всех: ибо какое имеет значение, объявляет ли
народ свою волю путем голосования или своими
делами и фактами? Поэтому очень правильно
принято, что законы отменяются не только
голосованием законодателя, но и молчаливым
согласием всех путем неприменения.

33. Ульпиан в 1-й книге о должности
проконсула. Длительно соблюдавшийся обычай
следует соблюдать как право и закон в тех
случаях, когда не имеется писанного закона
.

34. Он же в 4-й книге о должности
проконсула. Если видно, что кто-либо опирается на
обычай общины или провинции, то я считаю, что
прежде всего следует выяснить, не был ли этот
обычай закреплен каким-либо решением спора
судом.

35. Гермогениан в 1-й книге юридических
извлечений. Но и то, что одобрено долговременным
обычаем и соблюдалось в течение многих лет,
должно соблюдаться как молчаливое соглашение
граждан не менее, как то право, которое написано.

36. Павел в 7-й книге ad Sabinum. Это право
(обычное право) пользуется тем большим
авторитетом, что доказано, что не было
необходимости скреплять его письменами.

37. Он же в 1-й книге исследований. Если
речь идет о толковании законов, то прежде всего
следует изучить, каким правом община
пользовалась в прошлом в таких же случаях, ибо
обычаи есть лучший толкователь закона.

38. Каллистрат в 1-й книге исследований.
Ибо наш император Север дал раскрипт в том
смысле, что когда из (текста) закона проистекают
сомнения, то следует придавать силу закона
обычаю или авторитету постоянных единообразных
решений судов.

39. Цельс в 23-й книге Дигест. То, что было
введено не в силу разумного основания, но по
ошибке, а затем [110] поддерживалось
путем обычая, — не имеет силы в отношении сходных
случаев.

40. Модестин в 1-й книге правил. Итак, все
право введено соглашением или установлено
необходимостью или закреплено обычаем.

41. Ульпиан во 2-й книге институций. Все
право относится или к приобретению, или к
сохранению, или к умалению; дело идет о том, каким
образом что-либо делается принадлежащим
кому-либо или каким образом кто-либо сохраняет
вещь или свое право, или каким образом кто-либо
отчуждает или утрачивает.

(пер. И. С. Перетерского)
Текст воспроизведен по изданию: Дигесты
Юстиниана. Очерки по истории составления и общая
характеристика. М. Государственное издательство
юридической литературы. 1956

© текст — Перетерский И. С.
1956

© сетевая версия — Тhietmar. 2013
© OCR — Станкевич К.
2013

© дизайн —
Войтехович А. 2001

© Государственное
издательство юридической литературы. 1956

Источник

Право которое введено преторами для общественной пользы с тем чтобы усилитьЮридическая Леус В.А. Хрестоматия по римскому праву. 2-е издание. Учебное пособие

Возрастное ограничение:0+
Жанр:Юридическая
Издательство:Проспект
Дата размещения:12.12.2018
ISBN:9785392290192
Язык:
Объем текста:366 стр.
Формат:

Оглавление

Введение

Законы XII таблиц

Раздел I. Система римского частного права

Раздел II. Иски и лица

Раздел III. Семейные и наследственные правоотношения

Раздел IV. Вещное право

Раздел V. Обязательственное право

Краткий терминологический словарь

Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу

Краткий терминологический словарь

Понятие и источники права

ius publicum [юс пу́бликум] — публичное право (государственное, административное, финансовое, уголовное, культовое и международное). «Публичное право есть то, что обращено к благосостоянию римского общества … включает священнодействия, деятельность жрецов и магистратов» (Ульпиан, D. 1.1.1.2). «Публичное право не может быть изменяемо договорами частных лиц» (Папиниан, D. 2.14.38).

ius privatum [юс прива́тум] — частное право (личные, семейные, имущественные и наследственные отношения отдельных лиц). «частное право есть то, что обращено к пользе отдельных лиц … состоит из трех частей, так как объединено из естественных правил, или общенародных, или цивильных» (Ульпиан, D. 1.1.1.2).

ius civile [юс циви́ле] — цивильное право — римское гражданское право. «Право, которое каждый народ установил сам для себя, является его собственным и называется гражданским правом, как бы собственным правом гражданской общины» (Гай, 1.1).

ius gentium [юс гэ́нциум] — всеобщее право, право народов. Основная задача — защита интересов римлян в юридических связях с чужестранцами-перегринами. Ius gentium — право, которое установил естественный разум (ratio naturalis) среди всех людей, соблюдается одинаково у всех народов (Гай, 1.1).

ius naturale [юс натура́ле] — естественное право. «Естественное право — то, что всегда благо и справедливо (bonum et aequum)» (Павел, D. 1.1.11).

ius honorarium или praetorium [юс хонора́риум / прэто́риум] — право магистратов или преторское право. «Введено преторами для общественной пользы, чтобы усилить цивильное право, дополнить его или исправить» (Папиниан, D. 1.1.7.1).

bona fides [бо́на фи́дэс] — добросовестность. См. D. 16.3.31.

Читайте также:  Семечки вред или польза видео

aequitas [э́квитас] — справедливость, равенство.

receptio [рэцэ́пцио] — рецепция. Восприятие и усвоение норм и принципов римского права в качестве действующего права.

lex [лэкс] в публичном праве — закон, принятый народным собранием и называемый по имени магистрата, предложившего его. Начиная с I века н. э. термин нередко используется применительно к любому императорскому правовому акту. См. D. 1.3, 4. В частном праве — проявление воли частных лиц (lex fundi устанавливал правовой характер земельного участка; lex commissoria — дополнительное соглашение к контракту). «Закон — это общее предписание, решение опытных мужей, обуздание преступлений, совершаемых произвольно или по незнанию, общая клятва республики (Папиниан, D. 1.3.1). Закон состоял из трех частей: praescriptio [прэскри́пцио] вводная часть, rogatio [рога́цио] содержание, sanctio [са́нкцио] санкция, последствия нарушения. Виды законов в зависимости от санкций:

lex perfecta [лэкс пэрфэ́кта] — совершенный — объявлял ничтожными действия, противоречащие закону;

lex minus quam perfecta [лэкс ми́нус квам пэрфэ́кта] — менее чем совершенный — накладывал штраф за нарушение закона;

lex imperfecta [лэкс импэрфэ́кта] — несовершенный — без санкций, именно таких законов было большинство.

Leges duodecim tabularum [лэ́гэс дуо́децим табуля́рум] — Законы XII таблиц, самое раннее собрание законов, традиционно датируемое 451–450 гг. до н. э., не сохранились, но существует множество цитат в более поздних источниках. См. D. 1.2.4. —6.

plebiscitum [плэбисци́тум] — плебисцит — решение плебейских собраний, первоначально обязательны для плебеев, а после закона Гортензия (287 г. до н. э.) — для всех.

senatusconsultum [сэнатусконсу́льтум] — постановление сената. См. D. 1.3.

constitutio [конститу́цио] — конституция — общее обозначение для актов императорского законодательства. См. D. 1.4.

edictum [эди́ктум] — решение общего вопроса из области публичного права.

mandatum [манда́тум] — приказы магистратам или наместникам провинций.

decretum [дэкрэ́тум] — решение императора в рамках экстраординарного процесса.

rescriptum [рэскри́птум] — ответ императорской канцелярии на вопрос магистрата или частного лица по конкретному делу.

edictum praetorium [эди́ктум прэто́риум] — преторский эдикт. Ежегодно издаётся претором при вступлении в должность; в нём формулируется программа деятельности при исполнении судебных функций. Каждый новый претор мог изменять или вносить новые положения в эдикт. Сальвий Юлиан по поручению императора Адриана составил «Вечный эдикт» (Edictum perpetuum [эди́ктум пэрпэ́туум]), который теперь можно было только дополнять, но не исправлять.

iuris prudentes [ю́рис прудэ́нтэс] — юристы, знатоки права. Формы деятельности юристов:

respondere [рэспондэ́рэ] — давать ответы, заключения, консультации.

agere [а́гэрэ] — вести дело в суде.

cavere [кавэ́рэ] — составлять формы сделок и исков.

Corpus Iuris Civilis [ко́рпус ю́рис циви́лис] — Свод гражданского права. Кодификация права в правление императора Юстиниана (527–565 гг.).

Digesta / Pandectae [дигэ́ста / пандэ́ктэ] — Дигесты или Пандекты. Антология мнений юристов классической эпохи; состоит из 50 книг, разделенных на 432 тематических титула. Дигесты объединяют выдержки из 275 сочинений 38 юристов.

Institutiones [институцио́нэс] — Институции. Официальный учебник римского права из 4 книг, составленный в 532 г. на основе «Институций» Гая, Флорентина, Марциана, Ульпиана и др.

Codex [ко́дэкс] — Кодекс. Собрание императорских конституций от Адриана (117–134 гг.) до Юстиниана (по 534 г. включительно) в 12 книгах.

Novellae [новэ́ллэ] — Новеллы. Новые конституции, изданные Юстинианом после 534 г.

Защита нарушенных прав

legis actio [ле́гис а́кцио] — иск из закона. С помощью исков из закона можно было осуществлять только притязания, основывающиеся на цивильном праве. Любое отклонение от предписанных формальностей, которые первоначально знали только понтифики, вело к проигрышу процесса. Всего существовало пять видов legis аctiones, в том числе три — для искового производства:

legis actio sacramento (per sacramentum) [ле́гис а́кцио сакрамэ́нто (пэр сакрамэ́нтум)] — древнейший и основной вид legis аctio для притязаний любого рода. Так, в споре о праве собственности на вещь обе стороны являлись к судебному магистрату вместе со спорной вещью (недвижимость была символически представлена ее частью, напр., участок — куском дерна). Истец, держа в руке прут (vindicta, festuca), брался за вещь и произносил торжественную формулу, в которой утверждал, что вещь принадлежит ему по квиритскому праву, и касался ее прутом (vindicatio). Если ответчик делал то же, магистрат предлагал обоим отпустить вещь (отвести свои прутья). Затем стороны предлагали друг другу внести процессуальный денежный залог (sacramentum). Из-за этих залогов неимущие граждане вообще не могли судиться; однако со временем было признано, что достаточно, если за уплату поручатся. Затем магистрат присуждал владение вещью одной из сторон, которая, однако, должна была дать другой стороне гарантию, что в случае проигрыша процесса выдаст вещь вместе с плодами. После всех этих строго формальных действий магистрат назначал судью, этим спор устанавливался — litis contestatio и производство in iure заканчивалось. Задачей судьи было установить в производстве in iudicio, чей залог справедлив, но именно для этого он вначале должен был решить сам спорный вопрос; залог проигравшей стороны поступал в казну (aerarium). Судья, в нашем случае единоличный, назначался из числа граждан, занесенных в особые списки, утвержденные сенатом. Первонач. судьями были, должно быть, только сенаторы, затем к ним прибавились и всадники. В древнейшее время судей могли выбирать стороны, но если они не договаривались, решение принималось магистратом (консулом, позднее — претором). Для каждого дела назначался только конкретный судья. В делах о разделах, о меже, об оценке имущества назначался arbiter, получавший свободу усмотрения.

legis actio per manus iniectionem [ле́гис а́кцио пэр ма́нус инъекцио́нем]. Этот иск ведет к персональному судебному принудительному взысканию, которое подробно регламентировано Законами XII таблиц: через 30 дней после судебного решения или признания долга кредитор вызывает должника на суд и налагает на него руку (manus iniectio); с этого момента должник теряет право защищаться самостоятельно, но за него может заступиться vindex. Если этого не произойдет, магистрат присуждает должника кредитору, который заключает его на 60 дней в домашнюю темницу и может наложить на него оковы. В конце срока он должен в течение трех базарных дней подряд приводить должника к магистрату и публично объявлять должную сумму. Если в течение этих трех дней никто не выкупит должника, кредитор может продать его в рабство или убить.

Внимание! Авторские права на книгу “Хрестоматия по римскому праву. 2-е издание. Учебное пособие” (
Акимова М.А., Кожокарь И.П., Леус В.А. ) охраняются законодательством!

Источник