Право которое относится к пользе отдельных лиц это право

Правовые
системы стран мира 5658.Зач.01;ЭЗ

Свода
Юстиниана– это Дигесты, что в переводе с латинского
означает «собранное»Ве́щное пра́во (лат. jus in rem)
— субъективное гражданское право, объектом которого является вещь.Публичное право, которое (относится) к положению
римского государства, частное,которое (относится) к пользе отдельных лиц; существует полезное вобщественном отношении и полезное в частном отношенииНОРМА ПРАВА-
это формально определенное общеобязательное правило поведения,
рассчитанное на неоднократное применение, установленное или
санкционированное. –
презентация.

Отрасль права – совокупность однородных правовых норм,
обособившихся внутрисистемы права и регулирующих определенный род общественных отношений.Правовой институт
– это совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений.
Например, в
сфере трудовых отношений выделяются отношенияправовая
система свободная от влияния римского права и основанная по своему
происхождению и источникам на процентном праве, создаваемом судами в процессе
осуществления своей деятельности это общее право

Индусское право — это
право сообщества,объединяемого брахманизмомШииты — представители одного из двух
направлений ислама; чтут только
коран,отвергают устные предания (сунны), не признают первых
трехРомано-германская
традиция в США сохраняется в штате – Луизианачастное право – это право
которое относится к положению римского государства Дуализм английского
права заключается в делении его наобщее право и право справедливостиЮстиция –
Правосудие; система судебных учрежденийКияс – мусульманское право
включающее религиозные предписания нормы уголовного гражданского и
процессуального праваРомано-германская – российская федерация входит в правовую
семьюСравнительное правоведение как учебная
дисциплина — это предмет преподаванияв высших учебных
заведенияхОрдалия – это способ выяснения виновности лица путем
пыток (огнем, водой, раскаленным железомДуализм
английского права заключается в делении его на – общее право и право
справедливостиСборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний
Магомета, – это – СуннаСовокупность правовых систем, выделенная на основе
общности источников, структуры права и исторического пути ее формирования, –
это – правовая семьяСборник традиционных правил, касающихся действий и
высказываний Магомета, – это – СуннаСудебные
функции в странах халифата исполнялись – кадиями.Наука
мусульманского права или доктринальное изложение мусульманских законов
– фикхСравнительное правоведение как
наука – это совокупность научных знаний оправовых системах
современности, материально представленная множеством
книг, брошюр, статей, научных
докладовВ Англии с XIX века существует
правило прецедента, которое обязывает судей вданных конкретных
условиях следовать нормам права, вытекающим Конкретно-историческая
совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии
отдельного государства – это – правовая система обществаКогда-то римское право
называли “писаным разумом” (ratio scripta)

Источник

Титул I. О правосудии и праве

(De iustitia et iure)

1.(Ульпиан). Изучающему право надо
прежде всего узнать, откуда произошло слово
«право» (ius). Право получило свое название от
«правосудия» (iustitia), ибо, согласно превосходному
определению Цельса, право есть наука о добром и
справедливом. § 1. По заслугам нас назвали
жрецами, ибо мы заботимся о правосудии, возвещаем
понятия доброю и справедливого, отделяя
справедливое от несправедливого, отличая
дозволенное от недозволенного, желая, чтобы
добрые совершенствовались не только путем
страха наказания, но и путем поощрения наградами,
стремясь к истинной, если я не заблуждаюсь,
философии, а не к мнимой. § 2. Изучение права
распадается на две части: публичное и частное
(право). Публичное право, которое (относится) к
положению римского государства, частное, которое
(относится) к пользе отдельных лиц; существует
полезное в общественном отношении и полезное в
частном отношении. Публичное право включает в
себя святыни (sacra), служение жрецов, положение
магистратов. Частное право делится на три части,
ибо оно составляется или из естественных
предписаний, или (из предписаний) народов, или (из
предписаний) цивильных. § 3. Естественное право (ius
naturale) — это то, которому природа научила все
живое: ибо это право присуще не только
человеческому роду, но и всем животным, которые
рождаются на земле и в море, и птицам; сюда
относится сочетание мужчины и женщины, которое
мы называем браком, сюда же порождение детей,
сюда же воспитание; мы видим, что животные даже
дикие, обладают знанием этого права. § 4. Право
народов (ius gentium) — это то, которым пользуются
народы человечества; можно легко понять его
отличие от естественного права: последнее
является общим для всех животных, а первое — лишь
для людей (в их отношениях) между собой (Ввидуособой важности этого
фрагмента отмечу все высказанные предположения
об имеющихся в этом фрагменте интерполяциях
(хотя эти предположения и не могут быть признаны
достаточно обоснованными): а) § 1. «желая…
наградами» (Ленель); б) § 2. «Изучение… частное»
(Пернис); «существует… частном отношении»
(Пороний); «Частное право… цивильных» (Он же); в) §
3. «Естественное право… птицам» (Он же)). [24]

2. (Помпоний). Подобно почитанию
бога(Следует думать, что у
Помпония было написано не «бога», а «богов» или
«Юпитера»), мы должны повиноваться родителям
и родине.

3. (Флорентин). Мы должны отражать
насилие и противоправность, ибо правом
установлено, что если кто-либо сделает что-либо
для защиты своего тела, то считается совершившим
правомерный поступок; и так как природа
установила между нами некое родство, то
последовательно, что является преступлением(Nefas означает также «нечестие», «грех»),
когда один человек строит козни другому.

4. (Ульпиан). Освобождение от
рабства относится к праву народов. Manumissio
происходит от manu missio (отпущение из-под власти), т.
е. дарование свободы(Возможно,
слова «т. е. дарование свободы» являются
доюстиниановой глоссемой, равно как и ряд других
аналогичных элементарных пояснений в различных
местах Дигест); ибо доколе кто-либо находится
в рабстве, он подчинен власти (manu et potestate),
отпущенный же на волю освобождается из-под
власти. Это дело ведет свое происхождение из
права народов; так как по естественному праву все
рождаются свободными, не было освобождения,
когда было неизвестно рабство; но после того как
по праву народов возникло рабство, за ним
последовало благодеяние отпущения из рабства. И
хотя мы носим единое наименование «люди», но,
согласно праву народов, возникло три категории;
свободные, и в противоположность им рабы, и
третья категория — отпущенные на волю, т. е. те,
кто перестали быть рабами.

Читайте также:  Спор закрыт в мою пользу а товар пришел

5. (Гермогениан). Этим правом
народов введена война, разделение народов,
основание царств, разделение имуществ,
установление границ полей, построение зданий,
торговля, купли и продажи, наймы, обязательства
за исключением тех, которые введены в силу
цивильного права.

6. (Ульпиан). Цивильное право не
отделяется всецело от естественного права или от
права народов и не во всем придерживается его;
если мы что-либо прибавляем к общему праву или
что-нибудь из него исключаем, то мы создаем
собственное, т. е. цивильное, право [§ 1. Это наше
право состоит или из писаного (права), или из
неписаного].

7. (Папиниан). Цивильное право — это
то, которое происходит из законов, плебисцитов,
сенатусконсультов, декретов принцепсов, мнений
мудрецов. § 1. Преторское право — это то, которое
ввели преторы для содействия цивильному праву
или для его дополнения или исправления в целях
общественной пользы; оно называется также в
честь преторов «ius honorarium» (Честь —
honor; римские магистраты, в частности преторы,
назывались «honores». Этим хотели подчеркнуть
почетный, безвозмездный характер деятельности
магистратов.).

8. (Марциан). Ибо и само преторское
право является живым голосом цивильного права (Цицерон (О законах, III, 1, 2) называет
магистрата говорящим законом, а закон —
магистратом. См.: Цицерон. Диалоги. О
государстве. О законах. М., 1966, с. 133).

9. (Гай). Все народы, которые
управляются на основании законов я обычаев,
пользуются частью своим собственным правом,
частью правом общим для всех людей. Ибо то право,
которое каждый народ установил для себя,
является собственным правом государства и
называется цивильным правом, как бы собственным
правом самого государства; то же право, которое
естественный разум установил между всеми людьми,
соблюдается у всех одинаково и называется правом
народов, как бы тем правом, которым пользуются
все народы. [25]

10. (Ульпиан). Правосудие есть
неизменная и постоянная воля предоставлять
каждому его право. § 1. Предписания права суть
следующие: жить честно, не чинить вред другому,
каждому воздавать то, что ему принадлежит. § 2.
Правосудие есть познание божественных и
человеческих дел, наука о справедливом и
несправедливом.

11. (Павел). Слово «право»
употребляется в нескольких смыслах: во-первых,
«право» означает то, что всегда является
справедливым и добрым — каково естественное
право. В другом смысле «право» — это то, что
полезно всем или многим в каждом государстве —
каково цивильное право. Не менее правильно в
нашем государстве «правом» называется «ius
honorarium». Говорится, что претор высказывает право
(выносит решение), даже если он решает
несправедливо; это (слово) относится не к тому,
что претор сделал, но к тому, что ему надлежало
сделать. В другом смысле «право» означает то
место, в котором выносится решение (Слово
«ius» (право) имеет иногда значение, близкое к
значению слова «суд»); здесь название
переносится с того, что делается, на то, где это
делается…

12. (Марциан). Иногда мы говорим
«право» о родственных связях; например: «мне
принадлежит право родства или свойства».

Источник

  • ГОСПОДИНА НАШЕГО СВЯЩЕННЕЙШЕГО ПРИНЦЕПСА ЮСТИНИАНА
    ПРАВА ОЧИЩЕННОГО И СОБРАННОГО ИЗ ВСЕЙ ДРЕВНЕЙ ЮРИСПРУДЕНЦИИ

  • ДИГЕСТЫ, или ПАНДЕКТЫ КНИГА ПЕРВАЯ

  • Титул I. О спра­вед­ли­во­сти и пра­ве

  • 1. Уль­пи­ан в 1-й кни­ге «Инсти­ту­ций».

  • (pr.) Изу­чаю­ще­му пра­во надо преж­де все­го узнать, откуда про­изо­шло сло­во «пра­во». Пра­во полу­чи­ло свое назва­ние от (сло­ва) «спра­вед­ли­вость», ибо соглас­но пре­вос­ход­но­му опре­де­ле­нию Цель­са, пра­во есть искус­ство доб­ро­го и спра­вед­ли­во­го.

  • (1) По заслу­гам нас назва­ли жре­ца­ми, ибо мы забо­тим­ся о пра­во­судии, воз­ве­ща­ем поня­тия доб­ро­го и спра­вед­ли­во­го, отде­ляя спра­вед­ли­вое от неспра­вед­ли­во­го, отли­чая доз­во­лен­ное от недоз­во­лен­но­го, желая, чтобы доб­рые совер­шен­ст­во­ва­лись не толь­ко путем стра­ха нака­за­ния, но и путем поощ­ре­ния награ­да­ми, стре­мясь к истин­ной, если я не заблуж­да­юсь, фило­со­фии, а не к мни­мой.

  • (2) Изу­че­ние пра­ва рас­па­да­ет­ся на два поло­же­ния: пуб­лич­ное и част­ное (пра­во). Пуб­лич­ное пра­во, кото­рое (отно­сит­ся) к поло­же­нию Рим­ско­го государ­ства, част­ное, кото­рое (отно­сит­ся) к поль­зе отдель­ных лиц; суще­ст­ву­ет полез­ное в обще­ст­вен­ном отно­ше­нии и полез­ное в част­ном отно­ше­нии. Пуб­лич­ное пра­во вклю­ча­ет в себя свя­щен­но­дей­ст­вия, (слу­же­ние) жре­цов, (поло­же­ние) маги­ст­ра­тов. Част­ное пра­во делит­ся на три части, ибо оно состав­ля­ет­ся или из есте­ствен­ных пред­пи­са­ний, или (из пред­пи­са­ний) наро­дов, или (из пред­пи­са­ний) цивиль­ных.

  • (3) Есте­ствен­ное пра­во — это то, кото­ро­му при­ро­да научи­ла все живое: ибо это пра­во при­су­ще не толь­ко чело­ве­че­ско­му роду, но и всем живот­ным, кото­рые рож­да­ют­ся на зем­ле и в море, и пти­цам; сюда отно­сит­ся соче­та­ние муж­чи­ны и жен­щи­ны, кото­рое мы назы­ваем бра­ком, сюда же порож­де­ние детей, сюда же вос­пи­та­ние; мы видим, что живот­ные, даже дикие, обла­да­ют зна­ни­ем это­го пра­ва.

  • (4) Пра­во наро­дов — это то, кото­рым поль­зу­ют­ся наро­ды чело­ве­че­ства; мож­но лег­ко понять его отли­чие от есте­ствен­но­го пра­ва: послед­нее явля­ет­ся общим для всех живот­ных, а пер­вое — лишь для людей (в их отно­ше­ни­ях) меж­ду собой1.

  • DO­MI­NI NOSTRI SAC­RA­TIS­SI­MI PRIN­CI­PIS
    IUS­TI­NIA­NI
    IURIS ENUC­LEA­TI EX OM­NI VE­TE­RE IURE COL­LEC­TI

  • DI­GES­TO­RUM SEU PAN­DEC­TA­RUM LI­BER PRI­MUS

  • I. De ius­ti­tia et iure

  • 1. Ul­pia­nus lib­ro pri­mo insti­tu­tio­num

  • B. 2, 1, 1. Ep. 1, 1 — 3. 6. 40

    (pr.) Iuri ope­ram da­tu­rum pri­us nos­se opor­tet, un­de no­men iuris des­cen­dat est autem a ius­ti­tia ap­pel­la­tum: nam, ut ele­gan­ter Cel­sus de­fi­nit, ius est ars bo­ni et aequi.

  • (1) Cui­us me­ri­to quis nos sa­cer­do­tes ap­pel­let: ius­ti­tiam nam­que co­li­mus et bo­ni et aequi no­ti­tiam pro­fi­te­mur, aequ­um ab ini­quo se­pa­ran­tes, li­ci­tum ab il­li­ci­to dis­cer­nen­tes, bo­nos non so­lum me­tu poe­na­rum, ve­rum etiam prae­mio­rum quo­que ex­hor­ta­tio­ne ef­fi­ce­re cu­pien­tes, ve­ram ni­si fal­lor phi­lo­sophiam, non si­mu­la­tam af­fec­tan­tes.

  • (Ep.) I. 1, 1, 4. 1, 2, 1 (2) Hui­us stu­dii duae sunt po­si­tio­nes, pub­li­cum et pri­va­tum. pub­li­cum ius est quod ad sta­tum rei Ro­ma­nae spec­tat, pri­va­tum quod ad sin­gu­lo­rum uti­li­ta­tem: sunt enim quae­dam pub­li­ce uti­lia, quae­dam pri­va­tim. pub­li­cum ius in sac­ris, in sa­cer­do­ti­bus, in ma­gistra­ti­bus consti­tit. pri­va­tum ius tri­per­ti­tum est: col­lec­tum ete­nim est ex na­tu­ra­li­bus prae­cep­tis aut gen­tium aut ci­vi­li­bus.

  • (3) Ius na­tu­ra­le est, quod na­tu­ra om­nia ani­ma­lia do­cuit: nam ius is­tud non hu­ma­ni ge­ne­ris prop­rium, sed om­nium ani­ma­lium, quae in ter­ra, quae in ma­ri nas­cun­tur, avi­um quo­que com­mu­ne est. hinc des­cen­dit ma­ris at­que fe­mi­nae co­niunctio, quam nos mat­ri­mo­nium ap­pel­la­mus, hinc li­be­ro­rum proc­rea­tio, hinc edu­ca­tio: vi­de­mus ete­nim ce­te­ra quo­que ani­ma­lia, fe­ras etiam is­tius iuris pe­ri­tia cen­se­ri.

  • (I.) (4) Ius gen­tium est, quo gen­tes hu­ma­nae utun­tur. quod a na­tu­ra­li re­ce­de­re fa­ci­le in­tel­le­ge­re li­cet, quia il­lud om­ni­bus ani­ma­li­bus, hoc so­lis ho­mi­ni­bus in­ter se com­mu­ne sit.

Читайте также:  Польза от муки из проросшего зерна

Источник

Титул I. О справедливости и праве

1. Ульпиан в 1-й книге «Институций». Изучающему право надо прежде всего узнать, откуда произошло слово «право». Право получило свое название от (слова) «справедливость», ибо согласно превосходному определению Цельса право есть искусство доброго и справедливого. § 1. По заслугам нас назвали жрецами, ибо мы заботимся о правосудии, возвещаем понятия доброго и справедливого, отделяя справедливое от несправедливого, отличая дозволенное от недозволенного, желая, чтобы добрые совершенствовались не только путем страха наказания, но и путем поощрения наградами, стремясь к истинной, если я не заблуждаюсь, философии, а не к мнимой. § 2. Изучение права распадается на два положения: публичное и частное (право). Публичное право, которое (относится) к положению Римского государства, частное, которое (относится) к пользе отдельных лиц; существует полезное в общественном отношении и полезное в частном отношении. Публичное право включает в себя священнодействия, служение жрецов, положение магистратов. Частное право делится на три части, ибо оно составляется или из естественных предписаний, или (из предписаний) народов, или (из предписаний) цивильных. § 3. Естественное право – это то, которому природа научила все живое: ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицам; сюда относится сочетание мужчины и женщины, которое мы называем браком, сюда же порождение детей, сюда же воспитание; мы видим, что животные, даже дикие, обладают знанием этого права. § 4. Право народов – это то, которым пользуются народы человечества; можно легко понять его отличие от естественного права: последнее является общим для всех животных, а первое-лишь для людей (в их отношениях) между собой 1.

2. Помпоний в книге «Пособия». Подобно почитанию Бога 2, мы должны повиноваться родителям и родине.

3. Флорентин в 1-й книге «Институций». Мы должны отражать насилие и противоправность, ибо правом установлено, что если кто-либо сделает что-либо для защиты своего тела, то считается совершившим правомерный поступок; и так как природа установила между нами некое родство, следовательно, является преступлением 3, когда один человек строит козни другому.

4.Ульпиан в 1-й книге «Институций». Освобождение от рабства относится к праву народов. Manumissio происходит от manu missio (отпущение из-под власти), то есть дарование свободы 4; ибо, доколе кто-либо находится в рабстве, он подчинен власти (manu et potestate), отпущенный же на волю освобождается из-под власти. Это дело ведет свое происхождение из права народов; так как по естественному праву все рождаются свободными, не было освобождения, когда было неизвестно рабство; но после того как по праву народов возникло рабство, за ним последовало благодеяние отпущения из рабства. И хотя мы носим единое наименование «люди», но, согласно праву народов, возникло три категории; свободные и, в противоположность им, рабы и третья категория – отпущенные на волю, то есть те, кто перестали быть рабами.

Читайте также:  Исследование телефон вред или польза

5. Гермогениан в 1-й книге «Краткого изложения права». Этим правом народов введены война, разделение народов, основание царств, разделение имуществ, установление границ полей, построение зданий, торговля, купли и продажи, наймы, обязательства, за исключением тех, которые введены в силу цивильного права.

6. Ульпиан в 1-й книге «Институций». Цивильное право не отделяется всецело от естественного права или от права народов и не во всем придерживается его; если мы что-либо прибавляем к общему праву или что-нибудь из него исключаем, то мы создаем собственное, т.е. цивильное право [§ 1. Это наше право состоит или из писаного (права), или из неписаного], как и у греков сказано: «из законов одни являются писаными, другие неписаными».

7. Папиниан во 2-й книге «Определений». Цивильное право – это то, которое происходит из законов, плебисцитов, сенатусконсультов, декретов [87] принцепсов, мнений мудрецов. § 1. Преторское право – это то, которое ввели преторы для содействия цивильному праву или для его дополнения или исправления в целях общественной пользы; оно называется также в честь преторов ius honorarium 5.

8. Марциан в 1-й книге «Институций». Ибо и само преторское право является живым голосом цивильного права 6.

9. Гай в 1-й книге «Институций». Все народы, которые управляются на основании законов и обычаев, пользуются частью своим собственным правом, частью правом, общим для всех людей. Ибо то право, которое каждый народ установил для себя, является собственным правом государства и называется цивильным правом, как бы собственным правом самого государства; то же право, которое естественный разум установил между всеми людьми, соблюдается у всех одинаково и называется правом народов, как бы тем правом, которым пользуются все народы.

10. Ульпиан в 1-й книге «Правил». Правосудие есть неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его право. § 1. Предписания права суть следующие: жить честно, не чинить вред другому, каждому воздавать то, что ему принадлежит. § 2. Юриспруденция есть познание божественных и человеческих дел, наука о справедливом и несправедливом.

11. Павел в 14-й книге «Комментариев к Сабину». Слово «право» употребляется в нескольких смыслах: во-первых, «право» означает то, что всегда является справедливым и добрым, – каково естественное право. В другом смысле «право» – это то, что полезно всем или многим в каждом государстве, – каково цивильное право. Не менее правильно в нашем государстве правом называется ius honorarium. Говорится, что претор высказывает право (выносит решение), даже если он решает несправедливо; это (слово) относится не к тому, что претор сделал, но к тому, что ему надлежало сделать. В другом смысле «право» означает то место, в котором выносится решение 7; здесь название переносится с того, что делается, на то, где это делается. Это место мы можем определить следующим образом: везде, где претор нерушимым величием своей власти и нерушимым обычаем предков устанавливает судоговорение, то место и называется по справедливости словом «право». [89]

12. Марциан в 1-й книге «Институций». Иногда мы говорим «право» о родственных связях, например: «мне принадлежит право родства или свойства».

Комментарии

1. Ввиду особой важности этого фрагмента отметим все высказанные предположения об имеющихся в этом фрагменте интерполяциях (хотя эти предположения и не могут быть признаны достаточно обоснованными): а) § 1. «желая… наградами» (Ленель); б) § 2. «Изучение… частное» (Пернис); «существует… в частном отношении» (Пороний); «Частное право… цивильных» (Он же); в) § 3. «Естественное право… птицам» (Он же).

2. Следует думать, что у Помпония было написано не «Бога», а «богов» или «Юпитера».

3. Nefas означает также «нечестие», «грех».

4. Возможно, слова «то есть дарование свободы» являются доюстиниановой глоссемой, равно как и ряд других аналогичных элементарных пояснений в различных местах Дигест.

5. Честь – honor; римские магистраты, в частности преторы, назывались honores. Этим хотели подчеркнуть почетный, безвозмездный характер деятельности магистратов.

6. Цицерон (О законах, III. 1,2) называет магистрата говорящим законом, а закон – магистратом.

7. Слово ius («право») имеет иногда значение, близкое к значению слова «суд».

Источник