Правление большинства в интересах общей пользы
а) первое, высшее место в мире
б) среднее положение между миром богов и духов
в) низшее положение
10. Согласно представления философии древней Индии положение каждого социального слоя символизировал определенный цвет . Соотнесите цвет и социальное положение:
а) землевладельцы и скотоводы – вайшья
б) слуги – шудры
в) мудрецы – брахманы
г) воины, правители – кшатрии
1) белый цвет благости и святости
2) красный цвет – цвет власти
3) желтый цвет – цвет трудолюбия
4) черный цвет – цвет невежества
11. Закончите определение: «В древнеиндийской философии учение о чвечном круговороте жизни и законе воздаяния – это …»:
а) «йога» б) «дао» в) карма
12. В представлениях древних китайцев человек:
а) занимает срединное положение в мире
б) должен следовать естественному ходу вещей
в) тесно связан с природой
г) все перечисленное выше
Что означает понятие «дао»?
а) эквивалент бога
б) свод законов и норм поведения человека на Востоке
в) установленный миропорядок, находящийся в пути, движении, изменении
14. Назовите положения, которые характерны для конфуцианства:
а) гуманность, милосердие должны пронизывать отношения между людьми
б) высшей ценностью считался индивид
в) необходимо следовать строгому порядку, нормам, включающим этикет
г) государство – большая семья, где государь и «сын Неба», и «отец и мать народа»
15. Платон считал идеальным государственным устройством:
а) демократию б) тиранию в) аристократию
Какие взгляды на общественное устройство развивал Платон? Какие – Аристотель?
1) создал учение об идеальном справедливом государстве, в котором правят философе
2) считал, что индивидуальное должно быть подчинено всеобщему
3) не отрицал частную собственность
4) разделил людей в обществе на три группы: мудрецы, воины, крестьяне и ремесленники
5) считал, что государству предшествует семья
6) считал, что опорой государства должны быть средние слои общества
7) не признавал рабов гражданами государства
8) наилучшей формой правления считал «политию»
Платон — ? Аристотель — ?
Какие высказывания принадлежат Аристотелю?
а) «… всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого – то блага …»
б) «… пока в государствах не будут царствовать философы … государствам не избавиться от зол …»
в) «… средний вид государственного строя наилучший, ибо только он не ведет к внутренним распрям …»
18. По мысли Аристотеля, правление большинства в интересах общей пользы – это:
а) аристократия б) демократия в) полития
Что такое «общественный договор»?
а) переход общества от естественного состояния к «гражданскому обществу»
б) юридическое определение процедуры заключения международных соглашений
в) философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми
Кто из мыслителей развивал теорию «общественного договора»?
а) А. Смит, Р. Оуэн, Т. Гоббс
б) т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо
в) А. Сен-Симон, Ш. Фурье, р. Оуэн
Кто внес наиболее существенный вклад в теорию разделения законодательной, исполнительной и судебной власти?
а) Т. Гоббс б) Т. Мор в) Ш. Монтескье
Как назывался трактат Т. Гоббса о государстве?
а) «Государство»
б) «Об общественном договоре»
в) «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского»
23. Какие взгляды на общественный договор высказывал Т. Гоббс, какие –
Дж. Локк?
1) причиной перехода к гражданскому обществу считал необходимость защиты естественных прав человека
2) естественное состояние общества характеризовал как «войну всех против всех»
3) причиной перехода к гражданскому обществу определял стремление установить мир
4) правительство, не соблюдающее «общественный договор», незаконно, что дает право гражданам на его смещение (но не в революционных формах)
5) идеалом государственного устройства после заключения общественного договора считал неограниченную власть монарха
6) являлся сторонником ограниченной монархии, полагал, что государство должно следовать законам
7) утверждал, что личность обладает естественными и неотчуждаемыми правами на жизнь, свободу, собственность
8) считал, что народ, заключив общественный договор, не может и не должен претендовать на ограничение власти монарха, что воля монарха – высший закон
Т. Гоббс — ? Дж. Локк — ?
Кто автор книги «Об общественном договоре»?
а) Дж. Локк б) Ж.Ж. Руссо в) А. Смит
Mon, Jan. 30th, 2012, 10:38 am
Классификация Аристотеля и классовый подход
Аристотель в своей классификации форм государства в “Политике” отличал правильные формы государства от неправильных следующим образом :
Итак, ясно, что только те государственные устройства, которые имеют в виду общую пользу, являются, согласно со строгой справедливостью, правильными; имеющие же в виду только благо правящих – все ошибочны и представляют собой отклонения от правильных: они основаны на началах господства, а государство есть общение свободных людей.
“Общая польза” здесь, как нетрудно понять – это полный аналог и даже, в сущности, то же самое, что res publica. Учрежденное с целью прекращения войны всех против всех и (или) для достижения общего блага, государство по самой своей природе есть “общее дело”, res publica. И поэтому, какой бы ни была в нем форма правления – монархия, аристократия или демократия – государство является достоянием всех и служит общим интересам. В случае же, если те, кто наделен властью, начинают использовать власть в своих интересах, а не для общего блага, суть государства немедленно искажается и принимает неправильные формы: монархия вырождается в тиранию, аристократия – в олигархию, а демократия – в охлократию. При этом, естественно, такое государство уже перестает быть результатом “общения свободных людей”, и в нем начинает доминировать “начало господства” – то есть суверенитет res publica подменятся своей противоположностью – суверенитетом насилия.
Но не лишним будет напомнить и классическое определение форм государства, данное Аристотелем:
Государственное устройство означает то же, что и порядок государственного управления, последнее же олицетворяется верховной властью в государстве, и верховная власть непременно находится в руках либо одного, либо немногих, либо большинства. И когда один ли человек, или немногие, или большинство правят, руководясь общественной пользой, естественно, такие виды государственного устройства являются правильными, а те, при которых имеются в виду выгоды либо одного лица, либо немногих, либо большинства, являются отклонениями. Ведь нужно признать одно из двух: либо люди, участвующие в государственном общении, не граждане, либо они все должны быть причастны к общей пользе.
Монархическое правление, имеющее в виду общую пользу, мы обыкновенно называем царской властью; власть немногих, но более чем одного – аристократией (или потому, что правят лучшие, или потому, что имеется в виду высшее благо государства и тех, кто в него входит); а когда ради общей пользы правит большинство, тогда мы употребляем обозначение, общее для всех видов государственного устройства, – полития.
И такое разграничение оказывается логически правильным: один человек или немногие могут выделяться своей добродетелью, но преуспеть во всякой добродетели для большинства – дело уже трудное, хотя легче всего – в военной доблести, так как последняя встречается именно в народной массе. Вот почему в такой политии верховная власть сосредоточивается в руках воинов, которые вооружаются на собственный счет.
Отклонения от указанных устройств следующие: от царской власти – тиранния, от аристократии – олигархия, от политии – демократия. Тиранния – монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя; олигархия блюдет выгоды состоятельных граждан; демократия – выгоды неимущих; общей же пользы ни одна из них в виду не имеет.
Нетрудно заметить, что в этой аристотелевской классификации есть нарушение определенной логики: правильные формы здесь классифицированы по тому, правит ли один, немногие или все (и при этом под аристократией понимается вовсе не знать или земельная аристократия, а “лучшие”), а в неправильных формах явным образом присутствует момент имущественной состоятельности, и поэтому олигархия оказывается правлением богатых в своих интересах, а демократия – правлением в своих интересах бедных. Поэтому классификацию Аристотеля сегодня приводят как бы к более понятной и более логически завершенной форме, и, назвав аристотелевскую политию – демократией, демократию – охлократией, а под олигархией понимая любую “власть немногих”, правящих не для общей пользы, а в своих интересах, получают следующую классификацию: монархия – тирания, аристократия – олигархия, демократия – охлократия. Но Аристотель проводит такую свою классификацию вовсе не случайно, и дает по этому поводу следующее разъяснение:
Тиранния, как мы сказали, есть деспотическая монархия в области политического общения; олигархия – тот вид, когда верховную власть в государственном управлении имеют владеющие собственностью; наоборот, при демократии эта власть сосредоточена не в руках тех, кто имеет большое состояние, а в руках неимущих.
И вот возникает первое затруднение при разграничении их: если бы верховную власть в государстве имело большинство и это были бы состоятельные люди (а ведь демократия бывает именно тогда, когда верховная власть сосредоточена в руках большинства), с другой стороны, точно так же, если бы где-нибудь оказалось, что неимущие, хотя бы они и представляли собой меньшинство в сравнении с состоятельными, все-таки захватили в свои руки верховную власть в управлении (а, по нашему утверждению, олигархия там, где верховная власть сосредоточена в руках небольшого количества людей), то показалось бы, что предложенное разграничение видов государственного устройства сделано неладно.
Но допустим, что кто-нибудь, соединив признаки: имущественное благосостояние и меньшинство и, наоборот, недостаток имущества и большинство и, основываясь на таких признаках, стал бы давать наименования видам государственных устройств: олигархия – такой вид государственного устройства, при котором должности занимают люди состоятельные, по количеству своему немногочисленные; демократия – тот вид, при котором должности в руках неимущих, по количеству своему многочисленных. Получается другое затруднение: как мы обозначим только что указанные виды государственного устройства – тот, при котором верховная власть сосредоточена в руках состоятельного большинства, и тот, при котором она находится в руках неимущего меньшинства, если никакого иного государственного устройства, кроме указанных, не существует?
Итак, из приведенных соображений, по-видимому, вытекает следующее: тот признак, что верховная власть находится либо в руках меньшинства, либо в руках большинства, есть признак случайный и при определении того, что такое олигархия, и при определении того, что такое демократия, так как повсеместно состоятельных бывает меньшинство, а неимущих большинство; значит, этот признак не может служить основой указанных выше различий. То, чем различаются демократия и олигархия, есть бедность и богатство; вот почему там, где власть основана – безразлично, у меньшинства или большинства – на богатстве, мы имеем дело с олигархией, а где правят неимущие, там перед нами демократия. А тот признак, что в первом случае мы имеем дело с меньшинством, а во втором – с большинством, повторяю, есть признак случайный. Состоятельными являются немногие, а свободой пользуются все граждане; на этом же и другие основывают свои притязания на власть в государстве.
Таким образом, мы видим, что классификация Аристотеля вовсе не является линейной, и олигархия у него вовсе не противостоит аристократии как ее вырожденная форма, как и демократия не противостоит политии в качестве ее вырожденной формы. Олигархия и демократия у Аристотеля являются вырожденными потому, что власть при них основана на принципе имущественного состояния (на классовом принципе, как сказали бы марксисты). А сама классовость государства – уже есть вырожденная форма государства, независимо от того, правят ли в нем бедные или богатые. И понятно, что при олигархии и демократии в аристотелевском их понимании, государство уже перестает быть общим благом, и начинает действовать не в общих интересах, а в интересах только богатых (при олигархии) или бедных (при демократии) – но это уже просто следствие того, что государство стало “классовым”.
С другой стороны, и аристократию у Аристотеля не следует понимать просто как правление “немногих”, которое этим именно и отличается от монархии и политии. Здесь важно не то, что правит не один и не все, а лишь немногие, а то, что правят лучшие. И аристократия отлична от политии опять-таки не столько по численной характеристике(немногие в отличие от всех), а по тому принципу, по которому этот правящий класс формируется: при аристократии важен принцип качественного отбора, а при политии – принцип равенства. Понятно, что при аристократии все править не могут, так как все не могут быть лучшими – потому они и лучшие, что они лучше всех остальных. А при политии как раз важен принцип равенства, когда признак “лучшести” отодвигается на задний план.
То есть в классификации Аристотеля линейная связь есть только между монархией и тиранией. Все же остальные формы выстраиваются на отдельном принципе, каждая на своем, и количественная составляющая у Аристотеля определяющей не является. А вырожденные формы олигархии и демократии вовсе не являются просто результатом деградации, соответственно, аристократии и политии. Логически прямой связи между аристократией и олигархией у Аристотеля нет, олигархии скорее противостоит не аристократия, а демократия. Точно так же нет такой логической связи между аристотелевской политией и демократией, как правильной формой и противостоящей именно ей вырожденной ее формой.
Mon, Jan. 30th, 2012 07:28 am (UTC)
garden_vlad
-И понятно, что при олигархии и демократии в аристотелевском их понимании, государство уже перестает быть общим благом, и начинает действовать не в общих интересах, а в интересах только богатых (при олигархии) или бедных (при демократии) – но это уже просто следствие того, что государство стало “классовым”.-
– Но что из этого на деле следует? – Как представляется, только то, что общим идеалом античности был идеал замкнутой самодостаточности, т.е. полное тождество формы с содержанием. Любая идеальная форма государства оказывается тождественной с “общим благом” (рес-публикой).
Но в реальности, в том числе и античной, внеклассовых государств никогда не существовало, это был всего лишь идеал некоего недостижимого совершенства. Однако для нашего времени этот идеал мало пригоден. В нём явно безраздельно преобладает Целое над частями (государства над гражданами или классами) даже в самой “демократической” интерпретации. Причём это преобладание осознаётся строго статично и неподвижно.
У нашего времени совершенно иные идеалы и характеристики.
Mon, Jan. 30th, 2012 08:05 am (UTC)
runo_lj
Нет, Аристотель здесь как раз исходит скорее из реальности греческих форм государства и из идеи, что целое господствует над частями.И эти государства классовыми (в нашем – то есть марксистком – понимании) как раз не были.
План
1. Введение. Краткая биография Аристотеля.
2. Сущность государства в философии Аристотеля. Назначение государства.
3. Формы государственного правления как проблема государственной власти.
4. Правильные формы правления.
5. Неправильные формы правления.
6. Проект идеального государства
7. Заключение
Введение
Аристотель – знаменитый древнегреческий философ (384 г. до Р.-Х. – 322 г.) сочинения которого затрагивают все области бытия и познания, в том числе и нравственность, политику, право, мысль которого оказала сильнейшее влияние на все дальнейшее развитие научных и философских идей.
Сын врача и естествоиспытателя Никомаха, он происходил из г. Стагирры в Халкиде, в течение ряда лет являлся учеником Платона в Афинах, затем воспитателем царя Александра Македонского, потом главой Афинской философской школы перипатетиков. Аристотель оставил после себя не менее 400 сочинений, по большей части до нас не дошедших – по логике, физике, анатомии, психологии, философии, этике, политике.
Политическое учение Аристотеля изложено им главным образом в двух его работах: в «Политике» и в «Этике».
Сущность государства в философии Аристотеля. Назначение государства.
Значительная часть текста «Политики» посвящена рассмотрению проблем государства, а также проекту идеального государства.
Государство Аристотель понимает как некий «вид общения» – его высшую форму.
Низшей формой человеческого общения согласно Аристотелю является семья, экономически представляющая единое домохозяйство.
Семейные отношения мыслятся Аристотелем так же, как отношения господства, как привилегия отца по отношению к детям, которых он, однако, обязан воспитывать, и как авторитет мужа по отношению к жене, которая все же рассматривается, как свободная личность.
Совокупность семей образует селение, а затем следует наивысшая ступень современной ему древнегреческой общественной организации – государство-город (полис).
При этом он подчеркивает, что «государство не есть ни топографическое общение, ни охранительный союз против несправедливостей, ни общение ради хозяйственного обмена. Все это необходимо должно быть, чтобы создалось государство, но пока есть только это, государство еще не возникает.
Оно возникает только тогда, когда создается «общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для самой себя жизни».
Государство предстает в его сочинении как естественный и необходимый способ существования людей – «общение подобных друг другу людей в целях возможно лучшего существования».
Но для такого общения необходимыдосуг, внешние блага, такие как богатство и власть, а также определенные личные качества – здоровье, справедливость, мужество и т.д. В государство, в качестве равноправных граждан, входят только свободные люди.
К нему не принадлежат, согласно учению Аристотеля, рабы.
Институт рабства привлекает внимание Аристотеля. Сама пристальность этого внимания показывает, что в эту эпоху отношения рабовладения становятся большим вопросом общественной мысли. Уже некоторые софисты, как было указано выше, не только высказали сомнение в правомерности отношений рабовладения, но прямо утверждали, что по природе все люди рождаются равно свободными. Аристотель – решительный противник этого взгляда и сторонник рабовладельческой системы.
Аристотель различает в политическом устройстве три части: законодательную, административную и судебную.
При этом главное в государстве – это гражданин. Государство состоит именно из граждан. Отмечая, что каждое политическое устройство имеет свое понятие о гражданине, сам Аристотель определяет гражданина как того, кто участвует в суде и в управлении, несет военную службу и служит богам.
Важно то, чтогосударство Аристотель ставит «впереди» семьи и индивида. Это значит, что совершенство гражданина обусловливается качеством общества, которому он принадлежит: кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство.
Формы государственного правления как проблема государственной власти.
Классифицируя виды политического устройства, философ делит их по количественному, качественному и имущественному признакам.
Государства различаются:
1) прежде всего тем, в чьих руках власть – у одного лица, у меньшинства или у большинства. Таков количественный критерий.
2) Однако, и одно лицо, и меньшинство, и большинство могут править “правильно” и “неправильно”. Таков качественный критерий.
3) Кроме того, меньшинство и большинство может быть богатым и бедным. Но так как обычно бедные в большинстве, а богатые в меньшинстве, то деление поимущественному признаку совпадает с количественным делением.
Критерием для определения правильных форм государственного строя Аристотель признает способность формы правления служить делу общественной пользы. Если правители руководствуются общественной пользой, то, согласно Аристотелю, такие формы государственного устроения, независимо от того, правит ли один, или немногие, или большинство, – формы правильные, а те формы, при которых правящие имеют в виду личные интересы – или одного лица, или немногих, или большинства, – являются неправильными.
Поэтому получается всего шесть форм политических устройств:
три правильных – монархия, аристократия и полития;
три неправильных – тирания, олигархия и демократия.
Правильные формы правления.
· Монархия (или царская власть) – это правление одного
· Аристократия – правление немногих, но более одного
· Полития – правление большинства.
Монархия – это тот вид единодержавия, который имеет целью общую пользу. Аристократия – правление немногих, при котором правящие – «лучшие» – также имеют в виду высшее благо государства и входящих в него элементов. Наконец, полития – правление, когда в интересах общей пользы правит большинство. Но высшая степень добродетели для большинства может проявляться в народной массе в отношении к военной доблести. Поэтому в политии высшей верховной властью пользуются лица, имеющие право владеет оружием.
Согласно Аристотелю, монархия – первоначальная и самая божественная из всех форм государственного строя. Если она не звук пустой, а существует реально, то она может основываться только на высоком превосходстве монарха.
С большой симпатией Аристотель относится и к политии. Именно в политии достижим тот строй, при котором власть находится в руках «среднего элемента».
Учение о государственной власти Аристотель строит на понятии «среднего элемента».
«В каждом государстве, – считает Аристотель, – мы встречаем три части граждан; очень зажиточные, крайне неимущие и третьи, стоящие в середине между теми и другими».
Термин «средний» означает в устах Аристотеля средний размер имущественного состояния по отношению к богатейшей и беднейшей частям рабовладельцев.
Аристотель находит, что государство, состоящее из «средних» людей, где средний элемент представлен в большем количестве, где он «пользуется большим значением сравнительно с обоими крайними элементами», будет иметь наилучший государственный строй, а составляющие его граждане будут в наибольшей безопасности. Они не стремятся к чужому добру, как бедняки, а другие люди не посягают на то, что этим «средним» принадлежит.
Именно среднее состояние, и только оно одно, может благоприятствовать цели государства, каковое есть общение родов и селений ради достижения совершенно самодостаточного существования, состоящего в счастливой и прекрасной жизни и деятельности. Ни самые богатые, ни самые бедные не способны вести государство к этой цели.
Люди, принадлежащие обоим этим полюсам, не способны повиноваться доводам разума: трудно следовать за этими доводами человеку сверхпрекрасному, сверхсильному, сверхзнатному, сверхбогатому, или, наоборот, человеку сверхбедному, сверхслабому, сверхнизкому по своему политическому положению.
Люди первой категории чаще всего становятся наглецами и крупными мерзавцами; люди второй категории – подлецами и мелкими мерзавцами. Люди сверхбогатые не способны и не желают подчиняться; люди слишком бедные живут униженно, не способны властвовать, а подчиняться умеют только той власти, которая проявляется у господ над рабами. В результате вместо государства из свободных людей получается государство, состоящее из господ и рабов, или государство, где одни полны зависти, другие – презрения.
Кроме того, как считает Аристотель, человек должен научиться повиновению, прежде чем он научится повелевать и властвовать. Проявлять государственную власть правитель должен научиться, пройдя сам школу подчинения; нельзя хорошо начальствовать, не научившись повиноваться.
Именно в политии это двойное умение повелевать и повиноваться достигается всего лучше.
Однако идеальный государственный строй, описываемый в “Политике”, в целом близок к аристократии. Согласно Аристотелю, полноправные граждане ведут в таком полисе образ жизни, способствующий развитию добродетели и, следовательно, обеспечивающий государству счастливую жизнь.
Неправильные формы правления.
Но все правильные формы государственного устройства могут при известных условиях отклоняться и вырождаться в неправильные.
Таких – неправильных – форм существует три:
· тирания
· олигархия
· демократия
При этом тирания – в сущности та же монархическая власть, но имеющая в виду интересы одного лишь правителя; олигархия отстаивает и соблюдает интересы зажиточных «классов», а демократия – интересы неимущих «классов» Одинаковой чертой всех форм Аристотель считает то, что ни одна из них не имеет в виду общей пользы.