Правило фазовых реакций польза вред

Правило фазовых реакций польза вред thumbnail

Закон
толерантности или терпимости

(В.Шелфорд, 1913г.): лимитирующим фактором
благополучия организма может быть как
минимум, так и максимум биологического
или экологического воздействия, диапазон
между которыми определяет величину
выносливости (толерантности) организма
к данному фактору.

Выносливость
организма зависит от возраста и пола.
Это значимо в текущей жизни и в процессе
эволюции: женский организм более чуток
к факторам среды обитания в ходе эволюции
вида, чем мужской. Эта закономерность
известна, как правило Геодекяна или
правило меньшей эволюционно-экологической
толерантности женского организма.

Закон
физико-химического единства живого
вещества

(В.И.Вернадский): все живое вещество
Земли физико-химически едино. Вредное
для одной части живого вещества не может
быть безразлично для другой его части,
или вредное для одних видов существ,
вредно и для других. Вся разница состоит
лишь в степени устойчивости видов к
данному фактору (агенту).

Закон
минимума

(Ю.Либих)

Основной
закон
:
выносливость организма определяется
самым слабым звеном в цепи его биологических
или экологических потребностей, т.е.
жизненные возможности лимитируются
экологическими факторами, количество
и качество которых близки к необходимому
организму или экосистеме минимуму,
дальнейшее их снижение ведет к гибели
организма.

Дополнительное
правило взаимодействия факторов
:
организм в определенной мере способен
заменить дефицитное вещество или другой
действующий фактор иным функционально
близким веществом или фактором (например,
одно вещество другим функционально или
химически близким).

Закон
эффективной компенсации (взаимозаменяемости)
факторов
.
Этот закон Рюбеля (1930г.), который углубляет
закон минимума Либиха: отсутствие или
недостаток некоторых экологических
факторов может быть компенсирован
другим близким (аналогичным) фактором.
Пример: недостаток света может быть
компенсирован для растений большим
объемом углекислого газа СО2.
Для
человека потеря зрения, как правило,
сопровождается повышением слуховой и
тактильной чувствительности.

Стремлению
сузить сферу действия закона «минимума»
противостоит закон
независимости фундаментальных факторов
Вильямса
(1949г.):
полное отсутствие в среде фундаментальных
физиологических (экологических) факторов
(свет, вода и т.п.) не может быть заменен
ничем.

Закон
равнозначности всех условий жизни
:
все условия среды, необходимые для
жизни, играют равнозначную роль (сюда
входят как факторы природной, так и
социальной среды).

Закон
неоднозначного (селективного) действия
фактора на различные функции организма
:
любой фактор среды обитания неодинаково
влияет на функции организма, оптимум
для одних процессов, например, дыхания,
не есть оптимум для других, например,
пищеварения, и наоборот.

Закон
или правило фазовых реакций («польза –
вред»)
:
малые концентрации вредного вещества
(токсиканта) действуют на организм в
направлении усиления его функций (их
стимулирования), тогда как более высокие
концентрации угнетают, повреждают или
даже приводят его к гибели (нашатырный
спирт, уксус, синильная кислота). Эта
токсикологическая закономерность
справедлива для многих, но не всех
вредных веществ, и особенно спорна для
радиоизотопов.

Благоприятное
воздействие малых доз вредных экологических
(физиологических) факторов называют
гормезисом.

Закон
«Все или ничего» – «вин»

(Х.Боулич, 1871г.): подпороговые раздражения
не вызывают нервного импульса («ничего»)
в возбуждаемых тканях, а пороговые
стимулы (раздражители) или суммирование
подпороговых воздействий создают
условия для формирования максимального
ответа («все»).

Физиологический
в своей основе закон «вин» при перенесении
на широкий круг систем в формулировке
«слабые воздействия могут не вызывать
у природной системы ответных реакций
до тех пор, пока наконец, они не приведут
к развитию бурного динамического
(ответа) процесса», полезен в экологическом
прогнозировании. Даже подпороговые
воздействия иногда вызывают
непропорционально сильные ответные
реакции (например, воздействие радиации
на живую клетку). Однако надо иметь в
виду, что между воздействиями нет
линейной пропорциональности и
интегрироваться могут различные факторы
(температура и влажность, радиация и
нервный стресс и т.д.).

Закон
Вебера – Фехнера

(1860г.) – закон субъективной оценки
раздражителя. Хотя слабые раздражения
по принципу закона Боулича «ничего» не
воспринимаются, но по закону Вебера –
Фехнера: «чем сильнее раздражитель, тем
труднее субъективно оценивать его
количественно». Чем чувствительнее
принимающее устройство (анализатор),
тем ниже предел, за которым наступает
насыщение, и перестают различаться
оттенки раздражителя.

Все
анализаторы человека обладают
дифференциальной или контрастной
чувствительностью, т.е. обладают
способностью устанавливать различие
по интенсивности между раздражителями.
Эта функция анализатора определяется
наименьшей величиной (называемой
разностными или дифференциальным
порогом), на которую следует изменить
силу раздражителя, чтобы вызвать едва
заметное минимальное изменение ощущения.

Данное
положение впервые было введено немецким
физиологом Э. Вебером и подвергнуто
математическому анализу Г. Фехнером,
который показал, что интенсивность
наших ощущений пропорциональналогарифму
интенсивности раздражителя. Данное
положение вошло в физиологию как основной
психофизический закон Вебера-Фехнера.
Поэтому и возникла другая формулировка
закона Вебера-Фехнера: “Наши органы
чувств устроены так, что наши ощущения
(реакции организма) прямо
пропорциональныотносительному изменению
раздражителя”. Это определение было
положено в основу разработки допустимых
значений некоторых факторов (шума,
вибраций и др.) в децибелах.

Источник

áÚÙ üËÏÌÏÇÉÉ õÒÏË #7


óÌÕÖÂÁ òÁÓÓÙÌÏË Subscribe.Ru
ÐÒÏÅËÔÁ Citycat.Ru

áúù üëïìïçéé * õÒÏË #7

ïô á÷ôïòá

õ×ÁÖÁÅÍÙÅ ÐÏÄÐÉÓÞÉËÉ!

èÏÞÕ ÐÏÂÌÁÇÏÄÁÒÉÔØ ×ÓÅÈ, ËÔÏ ÏÔËÌÉËÎÕÌÓÑ É ×ÙÓÌÁÌ ÁÎËÅÔÕ Ó
ÏÔ×ÅÔÁÍÉ ÎÁ ×ÏÐÒÏÓÙ ÏÔÎÏÓÉÔÅÌØÎÏ ÓÏÄÅÒÖÁÎÉÑ ÒÁÓÓÙÌËÉ. ëÁË ÏËÁÚÁÌÏÓØ,
ÂÏÌØÛÉÎÓÔ×Ï ÞÉÔÁÔÅÌÅÊ ÄÏ×ÏÌØÎÙ ÓÔÉÌÅÍ É ÏÂßÅÍÏÍ ÒÁÓÓÙÌËÉ, ÈÏÔÑ ×
ÎÅËÏÔÏÒÙÈ ÁÎËÅÔÁÈ ÄÁÖÅ ÂÙÌÉ ÐÒÏÓØÂÙ ÓÄÅÌÁÔØ ÑÚÙË ÒÁÓÓÙÌËÉ ÂÏÌÅÅ
ÎÁÕÞÎÙÍ É ÎÁÓÙÝÅÎÎÙÍ ÓÐÅÃÉÁÌØÎÏÊ ÔÅÒÍÉÎÏÌÏÇÉÅÊ. òÁÚÂÒÏÓ ÔÅÍ,
ÉÎÔÅÒÅÓÕÀÝÉÈ ÐÏÄÐÉÓÞÉËÏ×, ËÁË É ÓÌÅÄÏ×ÁÌÏ ÏÖÉÄÁÔØ, ÏÞÅÎØ ×ÅÌÉË.
âÏÌØÛÉÎÓÔ×Ï ÏÔ×ÅÔÉ×ÛÉÈ ÎÁ ×ÏÐÒÏÓÙ ÁÎËÅÔÙ ÐÒÏÑ×ÉÌÉ ÉÎÔÅÒÅÓ Ë ÐÒÉËÌÁÄÎÙÍ
×ÏÐÒÏÓÁÍ ÜËÏÌÏÇÉÉ, ÓÏÃÉÁÌØÎÏÊ ÜËÏÌÏÇÉÉ É ÏÂÝÅÊ ÂÉÏÜËÏÌÏÇÉÉ, ÈÏÔÑ ÂÙÌÏ
É ÎÅ ÍÁÌÏ ÐÒÏÓØ ÐÕÂÌÉËÏ×ÁÔØ ÍÁÔÅÒÉÁÌÙ ÐÏ ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÊ ÖÕÒÎÁÌÉÓÔÉËÅ,
ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÍÕ ÐÒÁ×Õ, ÜËÏÎÏÍÉËÅ ÐÒÉÒÏÄÏÐÏÌØÚÏ×ÁÎÉÑ. ðÏ ÍÅÒÅ ÓÉÌ É
×ÏÚÍÏÖÎÏÓÔÅÊ Ñ ÂÕÄÕ ÓÔÁÒÁÔØÓÑ ÕÔÏÌÑÔØ ÜÔÏÔ ÉÎÆÏÒÍÁÃÉÏÎÎÙÊ ÇÏÌÏÄ É
ÐÕÂÌÉËÏ×ÁÔØ ÍÁÔÅÒÉÁÌÙ ÎÁ ×ÏÌÎÕÀÝÉÅ ÞÉÔÁÔÅÌÅÊ ÔÅÍÙ.

ëÁË ×ÓÅÇÄÁ ÐÒÅÄÌÁÇÁÀ ×ÏÓÐÏÌØÚÏ×ÁÔØÓÑ ÉÎÔÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔØÀ ËÕÒÓÁ É
ÎÁÐÉÓÁÔØ ÍÎÅ ÏÂÏ ×ÓÅÈ ×ÁÛÉÈ ÐÒÅÄÌÏÖÅÎÉÑÈ É ÚÁÍÅÞÁÎÉÑÈ ÐÏ ÐÏ×ÏÄÕ
ÒÁÓÓÙÌËÉ “áÚÙ ÜËÏÌÏÇÉÉ”. íÏÊ ÁÄÒÅÓ: eco@green.urc.ac.ru.

åÓÌÉ ×ÁÍ ÐÏÎÒÁ×ÉÌÓÑ ÜÔÏÔ ×ÙÐÕÓË ÒÁÓÓÙÌËÉ – ÐÅÒÅÛÌÉÔÅ ÅÇÏ Ó×ÏÉÍ
ÄÒÕÚØÑÍ, ÐÒÅÄÌÏÖÉÔÅ ÉÍ ÐÏÄÐÉÓÁÔØÓÑ. ëÏÄ ÒÁÓÓÙÌËÉ:job.education.ecology.

ó ÐÒÅÄÙÄÕÝÉÍÉ ×ÙÐÕÓËÁÍÉ ÒÁÓÓÙÌËÉ ÍÏÖÎÏ ÏÚÎÁËÏÍÉÔØÓÑ ÐÏ ÁÄÒÅÓÕ:
https://subscribe.ru/archive/job.education.ecology.

äÏÍÁÛÎÑÑ ÓÔÒÁÎÉÞËÁ ÒÁÓÓÙÌËÉ “áÚÙ ÜËÏÌÏÇÉÉ” ÎÁÈÏÄÉÔÓÑ ÚÄÅÓØ:
https://subscribe.ru/catalog/job.education.ecology.

ôåïòéñ

ïÂÏÂÝÁÀÝÉÊ ÕÒÏË ÐÏ ÁÕÔÜËÏÌÏÇÉÉ
(úÁËÏÎÏÍÅÒÎÏÓÔÉ ÓÉÓÔÅÍÙ “ÓÒÅÄÁ-ÏÒÇÁÎÉÚÍ”)

óÅÇÏÄÎÑÛÎÉÊ ÕÒÏË Ñ×ÌÑÅÔÓÑ ÎÅËÉÍ ÏÂÏÂÝÅÎÉÅÍ ×ÓÅÇÏ ÔÏÇÏ, ÞÔÏ ÍÙ ÕÖÅ
ÕÓÐÅÌÉ ÕÚÎÁÔØ Ï ÁÕÔÜËÏÌÏÇÉÉ É ×ÚÁÉÍÏÏÔÎÏÛÅÎÉÑÈ ÏÒÇÁÎÉÚÍÏ× ÓÏ ÓÒÅÄÏÊ
ÏÂÉÔÁÎÉÑ.

ú×ÕÞÉÔ ÂÁÎÁÌØÎÏ, ÎÏ ÓÁÍÁÑ ÇÌÁ×ÎÁÑ É ×ÁÖÎÁÑ ÚÁËÏÎÏÍÅÒÎÏÓÔØ ×
ÓÉÓÔÅÍÅ “ÓÒÅÄÁ-ÏÒÇÁÎÉÚÍ” – ÜÔÏ ÎÅÒÁÚÒÙ×ÎÁÑ Ó×ÑÚØ É ×ÚÁÉÍÎÏÅ ×ÌÉÑÎÉÅ
ÓÒÅÄÙ É ÏÒÇÁÎÉÚÍÁ
. ëÁË ÏÒÇÁÎÉÚÍ ÉÓÐÙÔÙ×ÁÅÔ ×ÏÚÄÅÊÓÔ×ÉÅ ÓÒÅÄÙ (ÄÅÊÓÔ×ÉÅ
ËÏÍÐÌÅËÓÁ ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÈ ÆÁËÔÏÒÏ×), ÔÁË É ÓÒÅÄÁ ÐÒÅÔÅÒÐÅ×ÁÅÔ ÉÚÍÅÎÅÎÉÑ
× ÒÅÚÕÌØÔÁÔÅ ×ÏÚÄÅÊÓÔ×ÉÑ ÖÉ×ÙÈ ÏÒÇÁÎÉÚÍÏ×. íÙ ÕÖÅ ÏÂÓÕÖÄÁÌÉ, ÞÔÏ ÏÂÌÉË
úÅÍÌÉ ÂÙÌ ÂÙ ÓÏ×ÓÅÍ ÉÎÙÍ, ÅÓÌÉ ÂÙ ÎÁ ÐÌÁÎÅÔÅ ÎÅ ÂÙÌÏ ÖÉÚÎÉ (×
ÁÔÍÏÓÆÅÒÅ ÎÅ ÂÙÌÏ ÂÙ ËÉÓÌÏÒÏÄÁ, ÎÅ ÂÙÌÏ ÂÙ ÔÁËÏÇÏ Ñ×ÌÅÎÉÑ ËÁË ÐÏÞ×Á É
ÔÁË ÄÁÌÅÅ). ðÏÄÒÏÂÎÅÅ ÜÔÉ ×ÏÐÒÏÓÙ ÍÙ ÂÕÄÅÍ ÒÁÓÓÍÁÔÒÉ×ÁÔØ ÎÁ ÕÒÏËÁÈ ÐÏ
ÇÌÏÂÁÌØÎÏÊ (ÂÉÏÓÆÅÒÎÏÊ) ÜËÏÌÏÇÉÉ.

Читайте также:  Польза и противопоказания радоновых ванн

õËÁÚÁÎÎÁÑ ×ÙÛÅ ÏÓÎÏ×ÎÁÑ ÚÁËÏÎÏÍÅÒÎÏÓÔØ ÓÉÓÔÅÍÙ “ÓÒÅÄÁ-ÏÒÇÁÎÉÚÍ”
ÂÙÌÁ ÓÆÏÒÍÕÌÉÒÏ×ÁÎÁ ÅÝÅ ÷. é. ÷ÅÒÎÁÄÓËÉÍ É ÐÏÌÕÞÉÌÁ ÎÁÚ×ÁÎÉÅ ÚÁËÏÎÁ
ÅÄÉÎÓÔ×Á ÏÒÇÁÎÉÚÍÁ É ÓÒÅÄÙ ÅÇÏ ÏÂÉÔÁÎÉÑ
:

ÖÉÚÎØ ÒÁÚ×É×ÁÅÔÓÑ × ÒÅÚÕÌØÔÁÔÅ ÐÏÓÔÏÑÎÎÏÇÏ ÏÂÍÅÎÁ ×ÅÝÅÓÔ×ÏÍ
É ÉÎÆÏÒÍÁÃÉÅÊ ÎÁ ÂÁÚÅ ÐÏÔÏËÁ ÜÎÅÒÇÉÉ × ÓÏ×ÏËÕÐÎÏÍ ÅÄÉÎÓÔ×Å ÓÒÅÄÙ
É ÎÁÓÅÌÑÀÝÉÈ ÅÅ ÏÒÇÁÎÉÚÍÏ×.

îÅ ÓÍÏÔÒÑ ÎÁ ÎÅËÏÔÏÒÕÀ ÓÌÏÖÎÏÓÔØ ÑÚÙËÁ ÷ÅÒÎÁÄÓËÏÇÏ, ÓÍÙÓÌ ÜÔÏÊ
ÚÁËÏÎÏÍÅÒÎÏÓÔÉ ÏÞÅ×ÉÄÅÎ: × ÓÏ×ÏËÕÐÎÏÍ ÅÄÉÎÓÔ×Å ÓÒÅÄÙ É ÎÁÓÅÌÑÀÝÉÈ ÅÅ
ÏÒÇÁÎÉÚÍÏ× (× ÇÌÏÂÁÌØÎÏÍ ÍÁÓÛÔÁÂÅ – × ÂÉÏÓÆÅÒÅ) ÐÒÏÉÓÈÏÄÉÔ ÐÏÓÔÏÑÎÎÙÊ
ÏÂÍÅÎ ×ÅÝÅÓÔ×ÏÍ É ÉÎÆÏÒÍÁÃÉÅÊ, ÞÔÏ É ÄÅÌÁÅÔ ×ÏÚÍÏÖÎÙÍ ÓÕÝÅÓÔ×Ï×ÁÎÉÅ
ÖÉÚÎÉ.

éÚ ÜÔÏÇÏ ÓÌÅÄÕÅÔ ÐÒÏÓÔÏÊ Ü×ÏÌÀÃÉÏÎÎÏ-ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÊ ÐÒÉÎÃÉÐ: ×ÉÄ
ÏÒÇÁÎÉÚÍÏ× ÍÏÖÅÔ ÓÕÝÅÓÔ×Ï×ÁÔØ ÄÏ ÔÅÈ ÐÏÒ É ÐÏÓÔÏÌØËÕ, ÐÏÓËÏÌØËÕ
ÏËÒÕÖÁÀÝÁÑ ÅÇÏ ÓÒÅÄÁ ÓÏÏÔ×ÅÔÓÔ×ÕÅÔ ÇÅÎÅÔÉÞÅÓËÉÍ ×ÏÚÍÏÖÎÏÓÔÑÍ
ÐÒÉÓÐÏÓÏÂÌÅÎÉÑ ÜÔÏÇÏ ×ÉÄÁ Ë ÅÅ ËÏÌÅÂÁÎÉÑÍ É ÉÚÍÅÎÅÎÉÑÍ
. íÙ
ÎÅÏÄÎÏËÒÁÔÎÏ ÇÏ×ÏÒÉÌÉ Ï ÐÒÏÑ×ÌÅÎÉÉ ÜÔÏÊ ÚÁËÏÎÏÍÅÒÎÏÓÔÉ, ËÏÇÄÁ
ÕËÁÚÙ×ÁÌÉ ÎÁ ËÏÍÐÌÅËÓ ÓÐÅÃÉÆÉÞÅÓËÉÈ ÁÄÁÐÔÁÃÉÊ Ë ÔÅÍ ÉÌÉ ÉÎÙÍ ÕÓÌÏ×ÉÑÍ
ÓÒÅÄÙ (ÓÍ. Ä×Á ÐÒÅÄÙÄÕÝÉÈ ÕÒÏËÁ).

÷ÏÚÄÅÊÓÔ×ÉÅ ×ÉÄÁ ÎÁ ÓÒÅÄÕ Ñ×ÌÑÅÔÓÑ ×ÁÖÎÏÊ ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÊ
ÚÁËÏÎÏÍÅÒÎÏÓÔØÀ. ÷ÅÒÎÁÄÓËÉÊ ÏÔÍÅÞÁÌ, ÞÔÏ ÔÁËÏÅ ×ÏÚÄÅÊÓÔ×ÉÅ Ü×ÏÌÀÃÉÏÎÎÏ
×ÏÚÒÁÓÔÁÅÔ. üÔÁ ÚÁËÏÎÏÍÅÒÎÏÓÔØ ÂÙÌÁ ÓÆÏÒÍÕÌÉÒÏ×ÁÎÁ × ×ÉÄÅ ÚÁËÏÎÁ
ÍÁËÓÉÍÕÍÁ ÂÉÏÇÅÎÎÏÊ ÜÎÅÒÇÉÉ (ÜÎÔÒÏÐÉÉ) ÷ÅÒÎÁÄÓËÏÇÏ-âÁÕÜÒÁ
:

ìÀÂÁÑ ÂÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÁÑ ÓÉÓÔÅÍÁ, ÎÁÈÏÄÑÓØ × ÐÏÄ×ÉÖÎÏÍ ÒÁ×ÎÏ×ÅÓÉÉ Ó
ÏËÒÕÖÁÀÝÅÊ ÅÅ ÐÒÉÒÏÄÎÏÊ ÓÒÅÄÏÊ É Ü×ÏÌÀÃÉÏÎÎÏ ÒÁÚ×É×ÁÑÓØ, Õ×ÅÌÉÞÉ×ÁÅÔ
Ó×ÏÅ ×ÏÚÄÅÊÓÔ×ÉÅ ÎÁ ÓÒÅÄÕ. äÁ×ÌÅÎÉÅ ÎÁ ÓÒÅÄÕ ÒÁÓÔÅÔ ÄÏ ÔÅÈ ÐÏÒ, ÐÏËÁ
ÎÅ ÂÕÄÅÔ ÓÔÒÏÇÏ ÏÇÒÁÎÉÞÅÎÏ ×ÎÅÛÎÉÍÉ ÆÁËÔÏÒÁÍÉ: ÎÁÄÓÉÓÔÅÍÁÍÉ ÉÌÉ
ÄÒÕÇÉÍÉ ËÏÎËÕÒÅÎÔÎÙÍÉ ÓÉÓÔÅÍÁÍÉ.

÷ ÄÅÊÓÔ×ÉÉ ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÈ ÆÁËÔÏÒÏ× ÎÁ ÏÒÇÁÎÉÚÍ ÍÙ ÏÔÍÅÞÁÌÉ ËÁË
ÇÌÁ×ÎÕÀ ÚÁËÏÎÏÍÅÒÎÏÓÔØ ×ÏÚÍÏÖÎÏÓÔØ ×ÙÄÅÌÅÎÉÑ ÏÐÔÉÍÁÌØÎÙÈ É
ÐÅÓÓÉÍÁÌØÎÙÈ (ËÒÉÔÉÞÅÓËÉÈ) ÄÏÚ ÄÅÊÓÔ×ÉÑ ÆÁËÔÏÒÁ. ïÄÎÁËÏ Ë ÔÁËÏÍÕ
ÐÏÎÑÔÉÀ ËÁË “ÏÐÔÉÍÕÍ ÆÁËÔÏÒÁ” ÎÅÌØÚÑ ÐÏÄÈÏÄÉÔØ Ó ÍÅÈÁÎÉÓÔÉÞÅÓËÉÈ
ÐÏÚÉÃÉÊ, × ÐÒÉÒÏÄÅ ×ÓÅ ÎÁÍÎÏÇÏ ÓÌÏÖÎÅÅ. üÔÏ ÎÁÛÌÏ ×ÙÒÁÖÅÎÉÅ × ÚÁËÏÎÅ
ÎÅÏÄÎÏÚÎÁÞÎÏÓÔÉ ÄÅÊÓÔ×ÉÑ ÆÁËÔÏÒÁ ÎÁ ÏÒÇÁÎÉÚÍ
: ÌÀÂÏÊ ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÊ
ÆÁËÔÏÒ ÎÅÏÄÉÎÁËÏ×Ï ×ÌÉÑÅÔ ÎÁ ÆÕÎËÃÉÉ ÏÒÇÁÎÉÚÍÁ; ÏÐÔÉÍÕÍ ÆÁËÔÏÒÁ ÄÌÑ
ÏÄÎÉÈ ÆÉÚÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÈ ÐÒÏÃÅÓÓÏ× ÍÏÖÅÔ ÏÔÌÉÞÁÔØÓÑ ÏÔ ÔÁËÏ×ÏÇÏ ÄÌÑ
ÄÒÕÇÉÈ ÐÒÏÃÅÓÓÏ×. ôÁË, ÌÀÂÏÊ ÓÐÅÃÉÁÌÉÓÔ ÐÏ ÆÉÚÉÏÌÏÇÉÉ ÒÁÓÔÅÎÉÊ ÓËÁÖÅÔ,
ÞÔÏ ÔÅÍÐÅÒÁÔÕÒÎÙÊ ÏÐÔÉÍÕÍ ÄÌÑ ÆÏÔÏÓÉÎÔÅÚÁ É ÄÙÈÁÎÉÑ ×Ï ÍÎÏÇÉÈ ÓÌÕÞÁÑÈ
ÒÁÚÌÉÞÅÎ.

ôÏ, ÞÔÏ ÍÙ ÇÏ×ÏÒÉÌÉ ÎÁ ÐÒÅÄÙÄÕÝÉÈ ÕÒÏËÁ Ï ×ÚÁÉÍÏÄÅÊÓÔ×ÉÉ
ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÈ ÆÁËÔÏÒÏ×, ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÏ ÄÏÐÏÌÎÉÔØ ÐÒÅÄÓÔÁ×ÌÅÎÉÅÍ ÏÂ
ÏÔÎÏÓÉÔÅÌØÎÏÊ ËÏÍÐÅÎÓÁÃÉÉ (×ÚÁÉÍÏÚÁÍÅÎÑÅÍÏÓÔÉ) ÆÁËÔÏÒÏ×. îÅÄÏÓÔÁÔÏË
ÎÅËÏÔÏÒÙÈ ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÈ ÆÁËÔÏÒÏ× ÍÏÖÅÔ ÂÙÔØ ËÏÍÐÅÎÓÉÒÏ×ÁÎ ÄÒÕÇÉÍ
ÆÁËÔÏÒÏÍ. îÁÐÒÉÍÅÒ, ÎÅËÏÔÏÒÙÊ ÎÅÄÏÓÔÁÔÏË Ó×ÅÔÁ ÍÏÖÅÔ ÂÙÔØ
ËÏÍÐÅÎÓÉÒÏ×ÁÎ ÄÌÑ ÒÁÓÔÅÎÉÊ ÏÂÉÌÉÅÍ ÕÇÌÅËÉÓÌÏÇÏ ÇÁÚÁ. ïÄÎÁËÏ ÔÁËÁÑ
ËÏÍÐÅÎÓÁÃÉÑ ×ÏÚÍÏÖÎÁ ÌÉÛØ × ÏÐÒÅÄÅÌÅÎÎÙÈ ÐÒÅÄÅÌÁÈ. óËÏÌØËÏ ÂÙ
ÕÇÌÅËÉÓÌÏÇÏ ÇÁÚÁ ÎÉ ÂÙÌÏ, ÎÏ × ÐÏÌÎÏÊ ÔÅÍÎÏÔÅ ÆÏÔÏÓÉÎÔÅÚ ×ÓÅ ÒÁ×ÎÏ ÎÅ
ÐÏÊÄÅÔ.

óÕÝÅÓÔ×Ï×ÁÎÉÅ ÌÉÍÉÔÉÒÕÀÝÉÈ ÆÁËÔÏÒÏ×, ÏÐÉÓÁÎÎÏÅ ìÉÂÉÈÏÍ, ÎÁÛÌÏ Ó×ÏÅ
ÏÔÒÁÖÅÎÉÅ × ÚÁËÏÎÅ ÏÇÒÁÎÉÞÉ×ÁÀÝÉÈ ÆÁËÔÏÒÏ× âÌÜËÍÁÎÁ É ÚÁËÏÎÅ
ÔÏÌÅÒÁÎÔÎÏÓÔÉ ûÅÌÆÏÒÄÁ. æÁËÔÏÒÙ ÓÒÅÄÙ, ÉÍÅÀÝÉÅ × ËÏÎËÒÅÔÎÙÈ ÕÓÌÏ×ÉÑÈ
ÐÅÓÓÉÍÁÌØÎÏÅ ÚÎÁÞÅÎÉÅ, ÏÓÏÂÅÎÎÏ ÚÁÔÒÕÄÎÑÀÔ (ÏÇÒÁÎÉÞÉ×ÁÀÔ) ×ÏÚÍÏÖÎÏÓÔØ
ÓÕÝÅÓÔ×Ï×ÁÎÉÑ ×ÉÄÁ × ÄÁÎÎÙÈ ÕÓÌÏ×ÉÑÈ, ×ÏÐÒÅËÉ É ÎÅÓÍÏÔÒÑ ÎÁ
ÏÐÔÉÍÁÌØÎÏÅ ÓÏÞÅÔÁÎÉÅ ÄÒÕÇÉÈ ÏÔÄÅÌØÎÙÈ ÆÁËÔÏÒÏ×. çÌÁ×ÎÏÅ ÏÔÌÉÞÉÅ
ÚÁËÏÎÏ× âÌÜËÍÁÎÁ É ûÅÌÆÏÒÄÁ ÏÔ ìÉÂÉÈÏ×ÓËÉÈ ÐÒÁ×ÉÌ ÓÏÓÔÏÉÔ × ÔÏÍ, ÞÔÏ
ÜÔÉÍÉ ÕÞÅÎÙÍÉ ÂÙÌÏ ÐÏËÁÚÁÎÏ: ÎÅ ÔÏÌØËÏ ÎÅÄÏÓÔÁÔÏË (ÍÉÎÉÍÕÍ) ÆÁËÔÏÒÁ,
ÎÏ É ÅÇÏ ÉÚÂÙÔÏË (ÍÁËÓÉÍÕÍ) ÍÏÇÕÔ ÚÁÔÒÕÄÎÑÔØ (ÏÇÒÁÎÉÞÉ×ÁÔØ) ÒÁÚ×ÉÔÉÅ
ÏÒÇÁÎÉÚÍÁ.

é × ÚÁËÌÀÞÅÎÉÉ ÈÏÞÅÔÓÑ ÕËÁÚÁÔØ ÎÁ ÅÝÅ ÏÄÎÕ ÚÁËÏÎÏÍÅÒÎÏÓÔØ ÄÅÊÓÔ×ÉÑ
ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÈ ÆÁËÔÏÒÏ× ÎÁ ÏÒÇÁÎÉÚÍ, ÉÍÅÀÝÕÀ ×ÁÖÎÏÅ ÐÒÉËÌÁÄÎÏÅ ÚÎÁÞÅÎÉÅ.
ëÁË ÍÙ ÏÔÍÅÞÁÌÉ × ÏÄÎÏÍ ÉÚ ÐÒÅÄÙÄÕÝÉÈ ÕÒÏËÏ×, ÔÅÏÒÅÔÉÞÅÓËÉÍ ÏÓÎÏ×ÁÎÉÅÍ
ÄÌÑ ÒÁÓÞÅÔÁ ðäë Ñ×ÌÑÅÔÓÑ ÐÒÅÄÓÔÁ×ÌÅÎÉÅ Ï ÌÉÍÉÔÉÒÕÀÝÉÈ ÆÁËÔÏÒÁÈ. ÷ÁÖÎÏÊ
ÐÒÏÂÌÅÍÏÊ Ñ×ÌÑÅÔÓÑ ÎÅ ÔÏÌØËÏ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÏÓÔØ ÕÞÅÔÁ ×ÚÁÉÍÏÄÅÊÓÔ×ÉÑ
ÆÁËÔÏÒÏ×, ÉÈ ÓÉÎÅÒÇÅÔÉÞÅÓËÏÇÏ (×ÚÁÉÍÎÏ ÕÓÉÌÉ×ÁÀÝÅÇÏ) ÄÅÊÓÔ×ÉÑ.
îÅÏÂÈÏÄÉÍÏ ÏÐÒÅÄÅÌÉÔØÓÑ Ó ÐÏÎÑÔÉÅÍ ÐÏÒÏÇÁ ×ÒÅÄÎÏÇÏ ÄÅÊÓÔ×ÉÑ, ÔÏ ÅÓÔØ
ÎÁÞÉÎÁÑ Ó ËÁËÉÈ ÄÏÚ ÆÁËÔÏÒÁ ÍÏÖÎÏ ÇÏ×ÏÒÉÔØ Ï ÅÇÏ ×ÒÅÄÎÏÍ ×ÏÚÄÅÊÓÔ×ÉÉ
ÎÁ ÚÄÏÒÏ×ØÅ.

÷ ÜÔÏÊ Ó×ÑÚÉ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÏ ÉÍÅÔØ × ×ÉÄÕ ÓÌÅÄÕÀÝÉÅ ÚÁËÏÎÏÍÅÒÎÏÓÔÉ.
ðÒÁ×ÉÌÏ ÆÁÚÏ×ÙÈ ÒÅÁËÃÉÊ (“ÐÏÌØÚÁ-×ÒÅÄ”) ÇÌÁÓÉÔ, ÞÔÏ ÍÁÌÙÅ ËÏÎÃÅÎÔÒÁÃÉÉ
ÔÏËÓÉËÁÎÔÁ ÄÅÊÓÔ×ÕÀÔ ÎÁ ÏÒÇÁÎÉÚÍ × ÎÁÐÒÁ×ÌÅÎÉÉ ÕÓÉÌÅÎÉÑ ÅÇÏ ÆÕÎËÃÉÊ
(ÓÔÉÍÕÌÉÒÏ×ÁÎÉÑ)
. üÔÏ ÄÁÌÏ ÏÓÎÏ×ÁÎÉÅ ÄÌÑ ÕÔ×ÅÒÖÄÅÎÉÊ Ï ÐÏÌÅÚÎÏÓÔÉ
ÎÅËÏÔÏÒÙÈ ÆÁËÔÏÒÏ× × ÍÁÌÙÈ ÄÏÚÁÈ (ÎÁÐÒÉÍÅÒ, ÒÁÄÉÁÃÉÉ). ïÄÎÁËÏ ÜÔÏ
ÄÏ×ÏÌØÎÏ ÓÐÏÒÎÏÅ ÕÔ×ÅÒÖÄÅÎÉÅ. ôÁË, îÉËÏÌÁÊ æÅÄÏÒÏ×ÉÞ òÅÊÍÅÒÓ
ÕËÁÚÙ×ÁÅÔ, ÞÔÏ ×Ù×ÏÄ ÂÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÈ ÓÉÓÔÅÍ ÉÚ ÓÏÓÔÏÑÎÉÑ ÒÁ×ÎÏ×ÅÓÉÑ Ó
ÐÏÍÏÝØÀ ÓÌÁÂÙÈ ÄÏÚ ÔÏËÓÉËÁÎÔÏ× ÎÅ ÍÏÖÅÔ ÉÄÔÉ ÉÍ ÎÁ ÐÏÌØÚÕ. îÁÐÒÉÍÅÒ,
ÜÔÏÌÏÇÉ ÚÎÁÀÔ, ÞÔÏ Õ×ÅÌÉÞÅÎÉÅ ÐÌÏÄÏ×ÉÔÏÓÔÉ ÍÏÖÅÔ ÂÙÔØ ÓÉÇÎÁÌÏÍ
ÂÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÇÏ ÎÅÂÌÁÇÏÐÏÌÕÞÉÑ. õ ÆÉÚÉÏÌÏÇÏ× ÅÓÔØ ÐÏÎÑÔÉÅ Ï “ÃÅÎÅ
ÁÄÁÐÔÁÃÉÉ”; ÅÓÌÉ ÒÁÓÓÍÁÔÒÉ×ÁÔØ ÓÔÉÍÕÌÉÒÏ×ÁÎÉÅ ÆÕÎËÃÉÊ ÏÒÇÁÎÉÚÍÁ ÍÁÌÙÍÉ
ÄÏÚÁÍÉ ÔÏËÓÉËÁÎÔÏ× ËÁË ÁÄÁÐÔÁÃÉÀ Ë ÔÏËÓÉÞÅÓËÏÍÕ ×ÏÚÄÅÊÓÔ×ÉÀ, ÔÏ
ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÏ ÕÞÉÔÙ×ÁÔØ É ÃÅÎÕ ÔÁËÏÊ ÁÄÁÐÔÁÃÉÉ: ÉÚÎÁÛÉ×ÁÎÉÅ ÁÄÁÐÔÁÃÉÏÎÎÙÈ
ÍÅÈÁÎÉÚÍÏ×, ÕÓËÏÒÅÎÉÅ ÓÔÁÒÅÎÉÑ É ÔÁË ÄÁÌÅÅ.

÷ ÔÏ ÖÅ ×ÒÅÍÑ ÐÒÁ×ÉÌÏ ÆÁÚÏ×ÙÈ ÒÅÁËÃÉÊ ÎÁÈÏÄÉÔ Ó×ÏÅ ÐÒÉÍÅÎÅÎÉÅ ×
ÍÅÄÉÃÉÎÅ, ÓÏÂÓÔ×ÅÎÎÏ, ÎÁ ÓÔÉÍÕÌÉÒÕÀÝÅÍ ÄÅÊÓÔ×ÉÉ ÒÁÚÌÉÞÎÙÈ ×ÅÝÅÓÔ× É
ÁÇÅÎÔÏ× ÏÓÎÏ×ÁÎÙ ÍÎÏÇÉÅ ÍÅÄÉËÁÍÅÎÔÏÚÎÙÅ ÍÅÔÏÄÙ ÌÅÞÅÎÉÑ. ðÏÜÔÏÍÕ ÚÁËÏÎ
ÆÁÚÏ×ÙÈ ÒÅÁËÃÉÊ ÓÌÅÄÕÅÔ ÕÞÉÔÙ×ÁÔØ É ÐÒÉÍÅÎÑÔØ ÄÌÑ ÌÅÞÅÎÉÑ, ËÏÇÄÁ ÉÎÏÇÏ
ÂÏÌÅÅ ÏÐÔÉÍÁÌØÎÏÇÏ ×ÙÈÏÄÁ ÎÅÔ.

îÅÏÂÈÏÄÉÍÏ ÔÁËÖÅ ÉÍÅÔØ × ×ÉÄÕ, ÞÔÏ ÐÒÁ×ÉÌÏ ÆÁÚÏ×ÙÈ ÒÅÁËÃÉÊ
ÓÐÒÁ×ÅÄÌÉ×Ï ÄÌÑ ÍÎÏÇÉÈ, ÎÏ ÎÅ ÄÌÑ ×ÓÅÈ ÑÄÏ×ÉÔÙÈ ×ÅÝÅÓÔ×. îÁÐÒÉÍÅÒ, ×
ÄÅÊÓÔ×ÉÉ ÃÉÁÎÉÄÁ, ÂÌÏËÉÒÕÀÝÅÇÏ ÄÙÈÁÔÅÌØÎÙÅ ÃÅÐÉ É ÐÒÉ×ÏÄÑÝÅÇÏ Ë
ÐÒÁËÔÉÞÅÓËÉ ÍÇÎÏ×ÅÎÎÏÊ ÓÍÅÒÔÉ, ×ÒÑÄ ÌÉ ÔÁËÉÅ ÆÁÚÙ ÍÏÖÎÏ ×ÙÄÅÌÉÔØ.
ïÓÏÂÅÎÎÏ ÓÐÏÒÎÏ ÂÌÁÇÏÐÒÉÑÔÎÏÅ ÄÅÊÓÔ×ÉÅ ÍÁÌÙÈ ÄÏÚ ÒÁÄÉÁÃÉÉ, Á
ÓÏÏÔ×ÅÔÓÔ×ÅÎÎÏ, É ×ÙÔÅËÁÀÝÉÅ ÉÚ ÅÇÏ ÐÒÉÚÎÁÎÉÑ/ÎÅÐÒÉÚÎÁÎÉÑ ÐÏÒÏÇÏ×ÁÑ É
ÂÅÓÐÏÒÏÇÏ×ÁÑ ËÏÎÃÅÐÃÉÉ. òÁÄÉÏÂÉÏÌÏÇÉ ÄÏ ÓÉÈ ÐÏÒ ÂØÀÔÓÑ ÎÁ ÓÍÅÒÔØ,
ÏÔÓÔÁÉ×ÁÑ ÔÕ ÉÌÉ ÉÎÕÀ ËÏÎÃÅÐÃÉÀ.

ôÁË, ÏÄÎÉ ÕÞÅÎÙÅ ÕÔ×ÅÒÖÄÁÀÔ Ï ÂÌÁÇÏÐÒÉÑÔÎÏÓÔÉ ×ÏÚÄÅÊÓÔ×ÉÑ ÍÁÌÙÈ
ÄÏÚ ÒÁÄÉÁÃÉÉ ÎÁ ÔÅ ÉÌÉ ÉÎÙÅ ÆÕÎËÃÉÉ (ÎÁÐÒÉÍÅÒ, ÎÁÂÌÀÄÁÌÏÓØ Õ×ÅÌÉÞÅÎÉÅ
ÐÌÏÄÏ×ÉÔÏÓÔÉ ÍÙÛÅÊ ÐÒÉ ÏÂÌÕÞÅÎÉÉ 0,1-1,5 çÒ). óÏÏÔ×ÅÔÓÔ×ÅÎÎÏ, ÜÔÉ
ÕÞÅÎÙÅ Ñ×ÌÑÀÔÓÑ ÓÔÏÒÏÎÎÉËÁÍÉ ÐÏÒÏÇÏ×ÏÊ ËÏÎÃÅÐÃÉÉ: ÍÏÖÎÏ ×ÙÑ×ÉÔØ ÐÏÒÏÇ
×ÒÅÄÎÏÇÏ ÄÅÊÓÔ×ÉÑ ÒÁÄÉÁÃÉÉ. äÒÕÇÉÅ ÕÞÅÎÙÅ ÚÁÎÉÍÁÀÔ ÐÒÏÔÉ×ÏÐÏÌÏÖÎÕÀ
ÔÏÞËÕ ÚÒÅÎÉÑ É ÕËÁÚÙ×ÁÀÔ ÎÁ ÔÏ, ÞÔÏ ÌÀÂÏÅ, ÄÁÖÅ ÎÅÚÎÁÞÉÔÅÌØÎÏÅ,
ÄÐÏÌÎÉÔÅÌØÎÏÅ Ë ÆÏÎÕ ÏÂÌÕÞÅÎÉÅ ÐÒÉ×ÏÄÉÔ Ë ÄÏÐÏÌÎÉÔÅÌØÎÙÍ ÍÕÔÁÃÉÑÍ É
ËÁÎÃÅÒÏÇÅÎÅÚÁÍ. éÚ ÜÔÏÇÏ ÉÍÉ ×Ù×ÏÄÉÔÓÑ ÂÅÓÐÏÒÏÇÏ×ÁÑ ËÏÎÃÅÐÃÉÑ: ÎÅÌØÚÑ
ÕÓÔÁÎÏ×ÉÔØ ËÁËÏÊ-ÔÏ ÐÏÒÏÇ É ÌÀÂÏÅ ÄÏÐÏÌÎÉÔÅÌØÎÏÅ (Ë ÆÏÎÕ) ÏÂÌÕÞÅÎÉÅ
ÓÌÅÄÕÅÔ ÐÒÉÚÎÁ×ÁÔØ ×ÒÅÄÎÙÍ. ïÐÒÅÄÅÌÅÎÎÕÀ ÓÌÏÖÎÏÓÔØ ÐÒÅÄÓÔÁ×ÌÑÅÔ É ÔÏÔ
ÆÁËÔ, ÞÔÏ ÌÀÄÉ ÇÅÎÅÔÉÞÅÓËÉ ÒÁÚÎÏËÁÞÅÓÔ×ÅÎÎÙ, É ÔÅ ÄÏÚÙ, ËÏÔÏÒÙÅ ÄÌÑ
ÐÏÄÁ×ÌÑÀÝÅÇÏ ÂÏÌØÛÉÎÓÔ×Á ÍÏÇÕÔ ÏËÁÚÁÔØÓÑ ÄÏÐÏÒÏÇÏ×ÙÍÉ, ÄÌÑ ÏÔÄÅÌØÎÙÈ
ÉÎÄÉ×ÉÄÕÕÍÏ× ÍÏÇÕÔ ×ÙÚ×ÁÔØ ÒÁÚÌÉÞÎÙÅ ÜÆÆÅËÔÙ.

Читайте также:  Каша в микроволновке польза и вред

òÅÊÍÅÒÓ ÐÉÛÅÔ, ÞÔÏ ÓÐÏÒÙ ÓÔÏÒÏÎÎÉËÏ× ËÏÎÃÅÐÃÉÉ ÐÏÒÏÇÏ×ÏÓÔÉ É
ÂÅÓÐÏÒÏÇÏ×ÏÓÔÉ ÂÅÓÓÍÙÓÌÅÎÎÙ, ÔÁË ËÁË ×ÓÅ ÚÁ×ÉÓÉÔ ÏÔ ÎÁÞÁÌØÎÙÈ ÕÓÌÏ×ÉÊ
É ÉÎÄÉ×ÉÄÕÁÌØÎÙÈ ÒÅÁËÃÉÊ. õÓÐÏËÏÉÔÅÌØÎÁÑ ÓÔÁÔÉÓÔÉËÁ ÄÌÑ ÐÏÒÁÖÅÎÎÏÇÏ
ÂÏÌÅÚÎØÀ É ÅÇÏ ÂÌÉÚËÉÈ ÍÁÌÏ ÕÔÅÛÉÔÅÌØÎÁ. ó ÜÔÉÍ ÔÒÕÄÎÏ ÎÅ ÓÏÇÌÁÓÉÔØÓÑ,
ÈÏÔÑ ÔÒÕÄÎÏ É ÏÔÒÉÃÁÔØ ÎÁÌÉÞÉÅ ÏÐÒÅÄÅÌÅÎÎÏÇÏ (× ÔÏÍ ÞÉÓÌÅ,
ÐÏÌÉÔÉÞÅÓËÏÇÏ) ÓÍÙÓÌÁ × ÓÐÏÒÅ ÐÏÒÏÇÏ×ÏÊ É ÂÅÓÐÏÒÏÇÏ×ÏÊ ËÏÎÃÅÐÃÉÊ.
ðÏÄÒÏÂÎÅÅ ÍÙ ÐÏÇÏ×ÏÒÉÍ Ï ÜÔÏÊ ÓÌÏÖÎÏÊ ÓÏÃÉÁÌØÎÏÊ É ÂÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÊ
ÐÒÏÂÌÅÍÅ × ÏÄÎÏÊ ÉÚ ÓÐÅÃ×ÙÐÕÓËÏ× ÐÏ ÓÏÃÉÁÌØÎÏÊ ÜËÏÌÏÇÉÉ.

çìïóóáòéê

äùèáôåìøîáñ ãåðø
ÐÏÓÌÅÄÏ×ÁÔÅÌØÎÏÓÔØ ÆÅÒÍÅÎÔÁÔÉ×ÎÙÈ ÒÅÁËÃÉÊ, × ÈÏÄÅ ËÏÔÏÒÙÈ ÐÒÏÉÓÈÏÄÉÔ
ÏËÉÓÌÅÎÉÅ ÏÒÇÁÎÉÞÅÓËÉÈ ×ÅÝÅÓÔ× Ó ×ÙÓ×ÏÂÏÖÄÅÎÉÅÍ ÜÎÅÒÇÉÉ.
çÒÅÊ (çÒ)
ÅÄÉÎÉÃÁ ÐÏÇÌÏÝÅÎÎÏÊ ÄÏÚÙ, ÔÏ ÅÓÔØ ÄÏÚÙ, ÐÏÇÌÏÝÅÎÎÏÊ ÔÅÍ ÉÌÉ ÉÎÙÍ
ÏÂßÅËÔÏÍ.
1 çÒ = 100 ÒÁÄ.
1 ÒÁÄ. = 0,1 äÖ/ËÇ
üôïìïçéñ
ÎÁÕËÁ Ï ÐÏ×ÅÄÅÎÉÉ ÖÉ×ÏÔÎÙÈ
ðïòïç ÷ïúäåêóô÷éñ
ÎÁÉÍÅÎØÛÅÅ ×ÏÚÄÅÊÓÔ×ÉÅ, ÏÝÕÝÁÅÍÏÅ ÏÒÇÁÎÉÚÍÏÍ
ôïìåòáîôîïóôø
ÓÐÏÓÏÂÎÏÓÔØ ÏÒÇÁÎÉÚÍÏ× ÏÔÎÏÓÉÔÅÌØÎÏ ÂÅÚÂÏÌÅÚÎÅÎÎÏ ×ÙÎÏÓÉÔØ ÏÔËÌÏÎÅÎÉÑ
ÆÁËÔÏÒÏ× ÓÒÅÄÙ ÏÔ ÏÐÔÉÍÁÌØÎÙÈ ÄÌÑ ÎÉÈ

úáäáîéå

ðÒÉÚÎÁÔØÓÑ, ÐÒÅÄÙÄÕÝÉÊ ×ÏÐÒÏÓ, ËÁËÁÑ ÉÚ ÖÉÚÎÅÎÎÙÈ ÆÏÒÍ –
ÔÒÁ×ÑÎÉÓÔÁÑ ÉÌÉ ÄÒÅ×ÅÓÎÁÑ – Ñ×ÌÑÅÔÓÑ Ü×ÏÌÀÃÉÏÎÎÏ ÐÅÒ×ÉÞÎÏÊ, ÍÏÖÎÏ
ÓÞÉÔÁÔØ ÐÒÏ×ÏËÁÃÉÏÎÎÙÍ. üÔÏ ÄÏ ÓÉÈ ÐÏÒ ÏÂÓÕÖÄÁÅÍÙÊ × ÎÁÕËÅ ×ÏÐÒÏÓ,
ÈÏÔÑ ÍÎÏÇÉÅ ÕÞÅÎÙÅ ÓÈÏÄÑÔÓÑ × ÔÏÍ, ÞÔÏ ÐÅÒ×ÉÞÎÏÊ ÄÏÌÖÎÁ ÂÙÌÁ ÂÙÔØ
ÎÅÓÐÅÃÉÁÌÉÚÉÒÏ×ÁÎÎÁÑ ÖÉÚÎÅÎÎÁÑ ÆÏÒÍÁ, ÎÅÞÔÏ ÓÒÅÄÎÅÅ ÍÅÖÄÕ ÔÒÁ×ÑÎÉÓÔÏÊ
É ÏÄÒÅ×ÅÓÎÅ×ÁÀÝÅÊ.

ðÏ ÓÅÇÏÄÎÑÛÎÅÍÕ ÕÒÏËÕ ÄÏÍÁÛÎÅÇÏ ÚÁÄÁÎÉÑ ÎÅ ÂÕÄÅÔ. ÷ÍÅÓÔÏ ÜÔÏÇÏ Ñ
ÐÒÉ×ÅÄÕ ÓÐÉÓÏË ×ÏÐÒÏÓÏ× ÄÌÑ ÓÁÍÏËÏÎÔÒÏÌÑ. åÓÌÉ ×Ù ÞÕ×ÓÔ×ÕÅÔÅ, ÞÔÏ ÎÁ
ËÁËÏÊ-ÔÏ ×ÏÐÒÏÓ ÎÅ ÍÏÖÅÔÅ ÄÁÔØ ÏÄÎÏÚÎÁÞÎÏÇÏ ÏÔ×ÅÔÁ – ÏÂÒÁÔÉÔÅÓØ Ë
ÐÒÅÄÙÄÕÝÉÍ ÕÒÏËÁÍ.

÷ÏÐÒÏÓÙ ÄÌÑ ÓÁÍÏËÏÎÔÒÏÌÑ ÐÏ ÔÅÍÅ “áÕÔÜËÏÌÏÇÉÑ”.

  1. þÔÏ ÔÁËÏÅ ÜËÏÌÏÇÉÑ? þÔÏ Ñ×ÌÑÅÔÓÑ ÐÒÅÄÍÅÔÏÍ ÜÔÏÊ ÎÁÕËÉ?
  2. ÷ ÞÅÍ ÏÔÌÉÞÉÅ ÜËÏÌÏÇÉÉ É ÏÈÒÁÎÙ ÐÒÉÒÏÄÙ?
  3. ëÁËÏ×Á Ó×ÑÚØ ÜËÏÌÏÇÉÉ É ÏÈÒÁÎÙ ÐÒÉÒÏÄÙ?
  4. þÔÏ ÉÚÕÞÁÅÔ ÁÕÔÜËÏÌÏÇÉÑ?
  5. þÔÏ ÎÁÚÙ×ÁÅÔÓÑ ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÍ ÆÁËÔÏÒÁÍ?
  6. ëÁËÏ×Á ÇÌÁ×ÎÁÑ ÚÁËÏÎÏÍÅÒÎÏÓÔØ ÄÅÊÓÔ×ÉÑ ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÈ ÆÁËÔÏÒÏ×?
  7. ëÁËÉÅ ×ÉÄÙ ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÈ ÆÁËÔÏÒÏ× ×ÁÍ ÉÚ×ÅÓÔÎÙ?
  8. þÔÏ ÔÁËÏÅ ÓÉÇÎÁÌØÎÏÅ ÄÅÊÓÔ×ÉÅ ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÇÏ ÆÁËÔÏÒÁ?
  9. ÷ ÞÅÍ ×ÙÒÁÖÁÅÔÓÑ ×ÚÁÉÍÏÄÅÊÓÔ×ÉÅ ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÈ ÆÁËÔÏÒÏ×? ðÏÞÅÍÕ
    ÅÇÏ ×ÁÖÎÏ ÕÞÉÔÙ×ÁÔØ ÐÒÉ ÒÁÓÞÅÔÅ ðäë?
  10. þÔÏ ÔÁËÏÅ ÌÉÍÉÔÉÒÕÀÝÉÊ ÆÁËÔÏÒ?
  11. ëÔÏ ÔÁËÉÅ ÓÔÅÎÏÂÉÏÎÔÙ É Ü×ÒÉÂÉÏÎÔÙ?
  12. ëÁËÉÅ ÐÕÔÉ ÁÄÁÐÔÁÃÉÉ ×ÁÍ ÉÚ×ÅÓÔÎÙ?
  13. þÔÏ ÔÁËÏÅ ÓÕÍÍÁ ÁËÔÉ×ÎÙÈ (ÜÆÆÅËÔÉ×ÎÙÈ) ÔÅÍÐÅÒÁÔÕÒ?
  14. ëÁËÉÅ ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÅ ÇÒÕÐÐÙ ÏÒÇÁÎÉÚÍÏ× É ÂÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÅ
    ÏÓÏÂÅÎÎÏÓÔÉ ÉÈ ÐÒÅÄÓÔÁ×ÉÔÅÌÅÊ ×ÁÍ ÉÚ×ÅÓÔÎÙ?
  15. îÁÚÏ×ÉÔÅ ÞÅÔÙÒÅ ÓÒÅÄÙ ÖÉÚÎÉ. ðÏÞÅÍÕ ÎÅ ÐÒÉÎÑÔÏ ×ÙÄÅÌÑÔØ ÏÔÄÅÌØÎÏ
    ×ÏÚÄÕÛÎÕÀ ÓÒÅÄÕ ÖÉÚÎÉ?
  16. îÁÚÏ×ÉÔÅ ÇÌÁ×ÎÙÅ ÏÓÏÂÅÎÎÏÓÔÉ ÐÏÞ×Ù ËÁË ÓÒÅÄÙ ÖÉÚÎÉ.
  17. þÔÏ ÔÁËÏÅ ÖÉÚÎÅÎÎÁÑ ÆÏÒÍÁ?

óóùìëé

óÅÇÏÄÎÑÛÎÉÊ ÕÒÏË ×Ï ÍÎÏÇÏÍ ÏÓÎÏ×ÁÎ ÎÁ ÍÁÔÅÒÉÁÌÅ ËÎÉÇÉ
ÚÁÍÅÞÁÔÅÌØÎÏÇÏ ÏÔÅÞÅÓÔ×ÅÎÎÏÇÏ ÜËÏÌÏÇÁ îÉËÏÌÁÑ æÅÄÏÒÏ×ÉÞÁ òÅÊÍÅÒÓÁ. üÔÕ
ËÎÉÇÕ ÍÏÖÎÏ ÓÞÉÔÁÔØ ÏÄÎÉÍ ÉÚ ÌÕÞÛÉÈ ÏÂÚÏÒÏ× ÔÅÏÒÅÔÉÞÅÓËÉÈ ÏÓÎÏ×
ÜËÏÌÏÇÉÉ. ÷ÙÈÏÄÎÙÅ ÄÁÎÎÙÅ ËÎÉÇÉ:

òÅÊÍÅÒÓ î.æ. üËÏÌÏÇÉÑ: ôÅÏÒÉÉ, ÚÁËÏÎÙ, ÐÒÁ×ÉÌÁ, ÐÒÉÎÃÉÐÙ É
ÇÉÐÏÔÅÚÙ. – í.: òÏÓÓÉÑ ÍÏÌÏÄÁÑ, 1994. – 367 Ó.

é ÔÒÁÄÉÃÉÏÎÎÏ ÏÄÉÎ ÏÎ-ÌÁÊÎÏ×ÙÊ ÉÓÔÏÞÎÉË. ïÆÉÃÉÁÌØÎÙÊ ÒÅÓÕÒÓ –
òÏÓÓÉÊÓËÏÅ ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÅ ÆÅÄÅÒÁÌØÎÏÅ ÉÎÆÏÒÍÁÃÉÏÎÎÏÅ ÁÇÅÎÓÔ×Ï.

https://www.refia.ru

îÁ ÜÔÏÍ ÓÁÊÔÅ ÓÏÂÒÁÎÁ ÐÒÁËÔÉÞÅÓËÉ ×ÓÑ ÄÏÓÔÕÐÎÁÑ ÏÆÉÃÉÁÌØÎÁÑ
ÉÎÆÏÒÍÁÃÉÑ, ÉÍÅÀÝÁÑ ÏÔÎÏÛÅÎÉÅ Ë ÜËÏÌÏÇÉÉ É ÏÈÒÁÎÅ ÐÒÉÒÏÄÙ.

îÁ ÓÅÇÏÄÎÑ ×ÓÅ. öÄÕ ×ÁÛÉÈ ÚÁÍÅÞÁÎÉÊ É ËÏÍÍÅÎÔÁÒÉÅ×.

÷ÓÅÇÏ ÄÏÂÒÏÇÏ!
ó Õ×ÁÖÅÎÉÅÍ,
×ÅÄÕÝÉÊ ÒÁÓÓÙÌËÉ
üÄÕÁÒÄ íÅÊÌÁÈ

Источник

  • Закон (ы) минимума Ю. Либиха
  • Правило взаимодействия факторов
  • Закон относительности действия лимитирующих факторов, или закон Лундегарда — Полетаева
  • Закон неоднозначного (селективного) действия фактора на различные функции организма
  • Закон (эффект) компенсации (взаимозаменяемости) факторов Э. Рюбеля
  • Эффект Лундегарда — Стиберга — Якобсона
  • Правило замещения экологических условий В. В. Алехина
  • Закон незаменимости фундаментальных факторов В. Р. Вильямса
  • Закон (правило) фазовых реакций («польза — вред»)
  • Закон «все или ничего» Г. П. Боулича
  • Закон субъективной количественной оценки раздражителя Э. Вебера — Г. Фехнера

Только что упомянутые законы минимума Ю. Либиха, безусловно, лежат в основе всех выявленных частных закономерностей во взаимоотношениях типа организм — среда. В простейшем виде основной закон минимума Ю. Либиха касается успешности роста и величины урожая сельскохозяйственного растения, зависящих от вещества, находящегося в почве в минимуме по сравнению с другими агрохимически необходимыми веществами. Этот закон был сформулирован в 1840 г. задолго до возникновения экологии как таковой. Позже закон минимума был истолкован как действие любого экологического фактора, находящегося в минимуме по сравнению с другими экологическими воздействиями. Иногда закон минимума расширяют до правила, указывающего на роль экологических факторов в распространении и количественном развитии организмов. Это внешние условия. Но возможна трактовка закона минимума и «со стороны» организма: его выносливость определяется самым слабым звеном в цепи его экологических потребностей — жизненные возможности лимитируются экологическими факторами, количество и качество которых близко к необходимому организму минимуму. Дальнейшее снижение или ухудшение этих факторов ведет организм к гибели. Это «краевая» трактовка закона минимума, довольно далеко уклоняющаяся от первоначального его смысла, но имеющая более широкое экологическое значение.
Дополнительное правило взаимодействия факторов в законе минимума: организм в определенной мере способен заменить дефицитное вещество или другой действующий фактор жизни функционально близким веществом или фактором (например, одно вещество другим, химически близким) — вызвало поток аналогичных постулатов. Среди них закон относительности действия лимитирующих факторов, или закон Лундегарда — Полетаева: форма кривой роста численности популяции (ее биомассы) зависит не только от одного вещества с минимальной концентрацией, а от концентрации и свойств других ионов, имеющихся в среде. Они как лимитирующие факторы составляют «системы Либиха» или «L-систему» (такое обозначение введено, по Дедю, вторым автором закона в 1973 г., а закон сформулирован Лундегардом в 1957 г.). Важной поправкой и дополнением служит закон неоднозначного (селективного) действия фактора на различные функции организма: любой экологический фактор неодинаково влияет на функции организма, оптимум для одних процессов, например, дыхания, не есть оптимум для других, например, пищеварения, и наоборот.
Дополнительное правило замещения дефицитных веществ закона минимума Ю. Либиха было углублено Э. Рюбелем в 1930 г. в виде закона (эффекта) компенсации (взаимозаменяемости) факторов: отсутствие или недостаток некоторых экологических факторов может быть компенсирован другим близким (аналогичным) фактором. Например, недостаток света может быть компенсирован для растения обилием углекислого газа. Частным случаем закона относительности действия лимитирующих факторов Лундегарда — Полетаева и закона компенсации факторов Рюбеля служит эффект Лундегарда — Стиберга — Якобсона: увеличение биомассы растения при постоянном или даже пониженном содержании какого-либо питательного элемента.
В. В. Алехин сформулировал близкое к изложенным правило замещения экологических условий: любое условие внешней среды в некоторой степени может замещаться другим; внутренние причины экологических явлений при аналогичном внешнем проявлении могут быть различными.
Например, макроклиматические воздействия могут быть компенсированы биоклиматическими — вечнозеленые виды растут под защитой верхних ярусов растительности, многие виды животных находят микроусловия для существования. Это не агрохимическая и гидробиологическая, а широкоэкологическая и даже биогеографическая трактовка дополнительного правила закона минимума Ю. Либиха.
Стремлению сузить сферу действия закона минимума противостоит закон незаменимости фундаментальных факторов, связываемый с именем В. Р. Вильямса. В 1949 г. он жестко сформулировал ограничение: полное отсутствие в среде фундаментальных экологических (физиологических) факторов (света, воды, биогенов и т. п.) не может быть заменено другими факторами. Совершенно очевидно, что любой из экологических компонентов до конца не может быть заменен — при отсутствии энергии нет жизни, то же при полном безводье и так далее. Для элементарных потребностей это очевидно, но в более сложных ситуациях, особенно когда речь идет о фундаментальных, но не столь известных и осознанных факторах, например, в системе потребностей человека (см. главу 7), такая очевидность исчезает. Это ведет к ошибкам, иногда роковым.
Пока речь шла об общем длительном воздействии на организмы. К этой группе примыкает несколько отличное от других правило или закон фазовых реакций («польза — вред»): малые концентрации токсиканта действуют на организм в направлении усиления его функций (их стимулирования), тогда как более высокие концентрации угнетают или даже приводят его к смерти. Эта токсикологическая закономерность справедлива для многих, но не для всех ядовитых веществ и особенно спорна для малых доз радиации. Благоприятное воздействие малых доз вредных экологических факторов называют гормезисом. Радиационное воздействие пороговых, малых и даже запороговых доз пока однозначно не известно.
Есть сведения, что пагубно воздействуют на человека даже запороговые дозы радиации, характерные для естественного фона. Однако есть и противоположное мнение. Общее число исследований и публикаций на эту тему достигло многих тысяч, но вопрос остается открытым. Ясно лишь, что нет линейной закономерности в ряду доза — эффект, а величина генетического риска на единицу радиоактивной дозы в первых двух поколениях составляет примерно 1/3 от величины канцерогенного риска для облученных индивидуумов*.

Читайте также:  Кислое молоко польза для организма

* Barnaby F. The controversy over low-level radiation//AMBIO. 1980. 9. № 2. P. 74—80. ** Wachsmann F. Sind kline Strahendosen wirklich so detahrlich? Em Bericht uber Beobachtungen, die in der Fachwelt diskuiert werden//Atotnwirt -Atomtechn 1986. 31. № 10. P. 499—502.

Статистика исследований такова: в 135 публикациях утверждается, что плодовитость млекопитающих (особенно мышей и крыс) повышалась на 15 — 100% при облучении 0,1 — 1,5 Гр, а длительность их жизни увеличивалась при 0,2 — 200 мГр/сут; вредное же действие наблюдалось лишь при 1 — 2 Гр**. В то же время существует немало публикаций, в которых утверждается, что добавление к естественной радиации всего лишь нескольких процентов от ее величины может привести к потоку мутаций. Так, в результате Чернобыльской катастрофы якобы могут заболеть раком до 1 млн. человек вне зараженной зоны, а общий летальный эффект аварии в цепи поколений может достигнуть 20 млн. человек. Повышенная сексуальность мужчин при слабом облучении известна, как и известна их половая слабость, наступающая впоследствии. Увеличение плодовитости может быть и сигналом биологического неблагополучия. Теоретически вывод биологических систем из состояния равновесия с помощью слабых доз токсикантов не может идти на пользу. Закон фазовых реакций следует учитывать и применять для лечения, когда иного более оптимального выхода нет, но в ряду поколений малые дозы токсикантов нельзя считать благом.
Особенно это важно учитывать в свете закона «все или ничего»: под-пороговые раздражения не вызывают нервного импульса («ничего»), а пороговые стимулы или суммирование подпороговых воздействий создает условия для формирования максимального ответа («все»), или в общесистемном смысле — слабые воздействия могут не вызвать у природной системы ответных реакций до тех пор, пока, накопившись, они не приведут к развитию бурного динамического процесса. При этом между воздействиями нет линейной пропорциональности, и могут интегрироваться различные факторы (температура и влажность, радиация и нервный стресс и т. п.). Закон «все или ничего» был сформулирован американским физиологом Г. (X.) П. Боуличем в 1871 г., однако до сих пор очень слабо изучен в его действии вне нервной системы. Между тем на нем базируется концепция пороговых значений системных воздействий. Наличие порогов несомненно, но и континуум нарастания воздействия очевиден. Это общее свойство систем — их прерывистость и непрерывность. Споры сторонников концепции пороговости и беспороговости бессмыслены. Все зависит от начальных условий и индивидуальных реакций. Успокоительная статистика для пораженного болезнью мало утешительна, общественно более приемлема концепция разумного риска (разд. 3.15).
Хотя слабые раздражения по принципу «ничего» не воспринимаются, чем сильнее раздражитель, тем труднее субъективно оценить его количественно; это положение называют законом субъективной количественной оценки раздражителя Э. Вебера — Г. Фехнера. Чем контрастней фон, тем легче улавливаются и оцениваются раздражения при их слабости, но сильные источники раздражения уже могут не давать эффекта разницы в восприятии. Закон определяет достаточность развития какого-то признака (яркости окраски самцов в половом отборе и т. п.). Видимо, в теории информации при приложении ее к биосистемам и экологии имеются значительные пробелы в знании действия этого закона. Тут есть большое поле для будущих исследований. Пока эмпирических данных под углом зрения обсуждаемого обобщения практически нет. Во всяком случае, они мне не известны.
Теоретико-экологическое значение группы лимитирующих закономерностей очень высоко в связи с тем, что именно отсутствие превентивных лимитов в использовании природных ресурсов и изменении естественных условий жизни поставило человечество перед угрозой экологического краха, втянув в затяжной экологический кризис. В этом разделе были обсуждены природные закономерности, выявленные уже достаточно давно. Подобные обобщения в приложении к человеческому обществу, особенно не на индивидуальном, а системно-коллективном уровне, начали делать сравнительно недавно. Мы к ним вернемся в последних разделах этой главы.

Источник