Прав сервитута в пользу лиц

Прав сервитута в пользу лиц thumbnail

КонсультантПлюс: примечание.

О публичных сервитутах, установленных до дня вступления в силу ФЗ от 03.08.2018 N 341-ФЗ, а также о мерах защиты правообладателей земельных участков, обремененных публичным сервитутом, см. ч. 3 ст. 11 указанного ФЗ.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски судебных споров. Ситуации, связанные со ст. 23 ЗК РФ

– Лицо, заинтересованное в установлении сервитута, хочет установить сервитут и определить размер платы

– Лицо, в пользу которого установлен сервитут, хочет устранить препятствия в пользовании сервитутом

– Лицо, заинтересованное в установлении сервитута, хочет признать недействительным отказ органа местного самоуправления в установлении сервитута

– Правообладатель недвижимости хочет взыскать задолженность по оплате сервитута

– Правообладатель недвижимости хочет прекратить сервитут

См. все ситуации, связанные со ст. 23 ЗК РФ

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.07.2020 в пп. 3 п. 4 ст. 23 вносятся изменения (ФЗ от 27.12.2019 N 477-ФЗ). См. будущую редакцию.

3) проведения дренажных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.3 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

Читайте также:  Хоум кредит польза платинум условия

13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”, за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.

19. Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Ст. 23 ЗК РФ. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

Источник

Сервитут предполагает возможность ограниченного пользования участка земли, который находится в чужом пользовании.

ГК РФ, который регламентирует установку этого обременения, выделяет две стороны: собственника сервитута и его обладателя.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-31-84 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Кто может являться обладателем сервитута

В соответствии с 5 статьей Земельного кодексам под обладателями сервитута понимаются граждане, наделенные правом эксплуатации чужого земельного надела с определенными ограничениями.

Согласно сложившейся практике подобное право пользования они приобретают в отношении части земельного участка и гораздо реже оно распространяется на весь надел земли.

Обычно с просьбой установить такое обременение обращается собственник соседнего участка, который имеет границы с тем, на который требуется наложить сервитут.

Но при наличии определенных обстоятельств сервитут определяется на другой

земельный участок, не принадлежащий соседу. По мнению некоторых юристов удаленность участка обладателя сервитута не имеет никакого значения.

Согласно действующему законодательству право требования установки сервитута закреплено не только за собственниками, но и лицами, владеющими участками на правах бессрочного пользования.

При каких обстоятельствах лицо может требовать установки обременений и стать обладателем сервитута

Это:

  • необходимость прохода или проезда по соседскому участку;
  • необходимость прокладки электрокабеля или обслуживания ЛЭП;
  • потребность в проведении коммуникаций, размещении знаков;
  • при проведении научно-исследовательских и дренажных работ;
  • при необходимости выполнения ремонта коммунальных и электросетей;
  • для перегона домашнего скота;
  • эксплуатация линейных объектов;
  • в прочих случаях, если без обременения решить задачу невозможно.

Сервитут может устанавливаться в частных и публичных интересах.

В последнем случае его инициатором становится государство, местная администрация, которые для реализации общественно значимых задач выносят постановление об установке ограничительных мер по отношению к собственнику.

Публичный сервитут устанавливается по отношению к неограниченному кругу лиц (по сути обладателем становятся все жители муниципального образования, которым, например, требуется пройти через определенный участок).

Тогда как обладатель частного сервитута — это конкретное лицо, которое определено

договором и преследующее свои личные интересы. Отличительной чертой частного сервитута является возможность распространения его действия не только на участок земли, но и на иную недвижимость.

Таким образом, обладатели сервитута — это непосредственно те лица, которым предоставили право прохода, проезда или выполнения определенного спектра работ на чужом участке.

Права обладателя сервитута

Лицо имеет право обратиться к собственнику для установки сервитута, а если достичь согласия не удалось – обратится в суд. В последнем случае у обладателя сервитута появляется возможность введения ограничительных мер в принудительном порядке.

Права и обязанности сторон прописываются в соглашении сторон или административном постановлении.

Читайте также:  Польза лаврового листа от кашля

Здесь оговариваются границы обремененной территории, в пределах которых допускается пользоваться условиями сервитута.

Обладатель сервитута наделен правом пользования всех коммуникаций, которые располагаются на предоставленной ему части земли, а также выполнения оговоренных соглашением работ. Собственник участка не вправе создавать ему препятствия для решения поставленных задач, а обладатель сервитута — производить все работы с наименьшими издержками для владельца.

Тогда как действия пользователя не должны выходить за вверенные ему границы участка и не могут создавать помехи для нормального функционирования собственника.

Право использования сервитута не только не предполагает изменение границ в одностороннем порядке, но и несанкционированную смену вида сервитута.

Обязанности обладателя сервитута

В результате установки обременения за собственником сохраняется вся полнота прав по распоряжению имуществом. При этом землевладелец вынужден пользоваться своим участком с некоторыми ограничениями. По причине определенных неудобств владелец земли вправе требовать соразмерной платы за установку сервитута. На этот факт указывает Гражданский и Земельный кодекс.

Какая плата будет считаться соразмерной, определяют стороны.

Обычно она равна размеру убытков, которые вынужден нести собственник из-за ограничения его прав. Размер платы может индексироваться с учетом инфляционных процессов.

Обладатель сервитута должен вносить плату в размерах и в сроки, оговоренные

соглашением. Помимо этого на него ложатся все расходы по оформлению и регистрации обременения в Росреестре.

Обладатель сервитута обязан соблюдать все условия сервитута и добросовестно распоряжаться имуществом. Обременение всегда конкретизируется по сфере действия и не подразумевает изменения назначения и существа вещи. Например, при установке сервитута для прокладки коммуникаций обычно конкретизируются виды работ и используемое для данных целей оборудование, а также количество задействованных работников.

Все свои действия обладатель сервитута должен привести в соответствие с целевым предназначением земельного участка.

Например, если это сельхозземля, то он не вправе наносить урон плодородному слою почвы.

Сервитуарий обязан при необходимости компенсировать собственнику все убытки, связанные с реализацией его права (например, выделить средства на рекультивацию земель). Он должен прекратить осуществление своего права на ограниченное пользование при наступлении определенных обстоятельств и выполнить все необходимые регистрационные действия по снятию обременения в Росреестре.

За несоблюдение своих обязанностей на обладателя сервитута могут быть наложены штрафные санкции.

Обременения обладателя сервитута

Обременения вводятся по отношению к участку собственника, сам обладатель их на себе не ощущает. Принадлежащее ему право на сервитут не подлежит продаже или передач другому лицу.

Для этого нужно расторгнуть старый договор и заключить новый.

Право сервитута не выступает самостоятельным экономическим объектом и его не допускается использовать как залог.

Право на сервитут сохраняются за его обладателем в случае перехода прав

собственности на недвижимость к другому лицу или при перехода участка в пользование других лиц (арендаторов). Данное утверждение справедливо по отношению к любым формам перехода: дарения, мены, продажи и пр. Исключение в данном случае одно: если участок изымается государством или муниципалитетом для собственных нужд, то аннулируются и права на сервитут.

Обременение в виде сервитута прекращается, когда пропадают основания для его дальнейшего действия (были выполнены все поставленные задачи), истекли сроки по договору или же собственник более не может пользоваться своим участком.

Различия между обладателем и собственником сервитута

Приведем ключевые отличия между собственником и обладателем сервитута:

ОсобенностиОбладатель сервитутаСобственник сервитута
Кто может выступатьФизлицо или группа лиц, владеющие или использующие другие участки (соседние и удаленные)Только владелец земельного участка
ПраваОграниченное пользование частью земли, на который установлен сервитут, в соответствии с условиями соглашения/судебного решенияОбременение участка сервитутом не лишает его владельца всей полноты прав владения, пользования и распоряжения
Переход правНе имеет права передачи/продажи сервитутаСервитут не ограничивает права собственности: землевладелец может продавать/дарить/сдавать в аренду участок, обремененный сервитутом по своему усмотрению
Продажа обремененного участкаПрава на сервитут сохраняются за обладателем при смене собственника/пользователяУчасток продается вместе с обременением в виде сервитута
ОбязанностиНе создавать лишние обременения для владельца при реализации своего права, компенсировать ему все издержкиНе препятствовать реализации права на сервитут

Таким образом, обладатель сервитута приобретает законное право ограниченного пользования чужим земельным участком. При этом осуществление такого права должно быть наименее обременительным для собственника.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-31-84. Это бесплатно.

Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей

Источник

Сервиту́т – это получение возможности на ограниченное пользование недвижимостью, вещью или землей, которые находятся в чужой собственности.

Сервитут используется в земельных, вещных и иных отношениях. Исходя из норм закона – это обременение, налагаемое на земельный участок, которое заключается в праве лица (лиц) на ограниченное пользование чужими землями.

Читайте также:  Возбуждение вред и польза и вред

Виды сервитута

В зависимости от оснований и условий возникновения выделяют следующие виды сервитута: частный или публичный, срочный или бессрочный, платный или бесплатный.

Частный сервитут

Устанавливается в интересах конкретных лиц на основании соглашения между владельцем земли и заинтересованным лицом. По общему правилу собственник участка, обремененного частным сервитутом, может требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых он установлен или согласится на безвозмездное пользование.

Основанием установления частного сервитута выступает соглашение между лицом, которое требует установить сервитут, и собственником соседнего участка. В случае не достижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спор разрешается судом по иску лица, которое требует установить частный сервитут.

Частный сервитут может устанавливаться для:

· обеспечения водоснабжения и мелиорации;

· прокладки и эксплуатации линии электропередач, связи и трубопроводов;

· обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок;

· других нужд собственника недвижимости, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Публичный сервитут

Устанавливается в интересах государства, местного самоуправления или местного населения на основании соответствующего решения органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления соразмерную плату. Срок при установления такого обременения определяется уполномоченным органом и указывается в решении о его установлении.

Данное право ограниченного пользования сохраняется при разделе, объединении, перераспределении или выделе обремененных участков в отношении образованных участков. По общему правилу сервитут не прекращается и при переходе прав на обремененный земельный участок, то есть при покупке такого участка вы также будете ограничены в его использовании.

Независимо от вида данное ограничение должно пройти процедуру регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.

Публичный сервитут может устанавливаться для достижения следующих целей:

· проведения дренажных работ на земельном участке;

· обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования;

· прохода или проезда через земельный участок;

· выпаса сельскохозяйственных животных или их прогона через земельный участок;

· временного пользования земельным участком в целях проведения исследовательских работ;

· свободного доступа к прибрежной полосе;

· использования земельного участка в целях охоты и рыболовства.

Классификация сервитута

По своим особенностям сервитуты могут быть классифицированы следующим образом:

· платные – с установлением компенсационных отчислений в пользу лица, обременяющего свое имущество сервитутом;

· бесплатные – по закону или на основе взаимной договоренности предоставляемыми безвозмездно;

· срочные – с установлением фиксированного, продляемого или всегда четко завершаемого срока действия;

· бессрочные – не имеющие определенного срока существования.

Регистрация сервитута

Государственная регистрация сервитута осуществляется Росреестром по заявлению:

· правообладателя недвижимости;

· сторон соглашения;

· по требованию пристава-исполнителя (в случае наличия решения суда).

Вместе с заявлением предоставляются:

· документы, подтверждающие полномочия представителя.

· соглашение, либо решение суда.

При регистрации необходимо учитывать следующее:

  • Если участок, на котором установлено обременение, находится в общей собственности, то для его установления необходимо согласие всех собственников.
  • Если ограничение устанавливается на часть земельного участка, то его регистрация в отношении указанной части осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом (требуется межевой план).
  • Межевой план не требуется в случае заключения соглашения в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до 3-х лет. В таком случае граница действия такого обременения определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.

Заключение

Лицо, которому дается право частичного пользования участком (сервитут) не наделяется правом собственности на эту часть, а лишь может ее использовать в весьма ограниченном смысле.

Как показывается статистика, граждане, наделенные сервитутом, не до конца осознают правовую основу такого соглашения и после его заключения и регистрации пытаются присвоить себе эту часть земли или начинают использовать ее не по назначению. В этом случае законом предусмотрена правовая защита собственника, определяемая гражданским законодательством (пункт 2 ст 276 ГК РФ), что дает ему право аннулировать сервитут посредством подачи искового заявления в судебный орган.

Заказать индивидуальный договор или купить готовый шаблон можно тут

Источник статьи сайт Свои Документы – Составление любых договоров по недвижимости

Похожие статьи:

Что такое межевание, в каких случаях его нужно проводить и с чем его путают

Как отказаться от права собственности на земельный участок

Права и обязанности при пользовании земельным участком

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка

Источник