Практика отказа в пользу государства
Отказ в пользу государства – таможенная процедура, встречающаяся в таможенном законодательстве многих стран, в том числе в законодательстве стран-участниц ЕАЭС. В 1973 году была принята Международная (или по месту принятия – Киотская) конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Один из пунктов договора определяет условия, которые необходимо соблюдать сторонам при отчуждении права собственности на товары в пользу государства. В 1999 году Всемирной таможенной организацией была принята обновленная редакция международного договора. Наша страна подписала Киотскую конвенцию в 2010 году, и тем самым вывела свое законодательство в таможенной сфере на новый уровень. Оно стало более прозрачным и понятым для представителей отечественного и иностранного бизнеса.
Передача имущества в пользу государства
При отказе от собственности в пользу государства на таможне участвуют государство и собственник груза (предприниматель, осуществляющий внешнеэкономическую деятельность). Владелец товара вправе отказаться от личного участия в процедуре таможенного оформления товара, для этого он может прибегнуть к услугам таможенного брокера.
От лица государства в процедуре участвуют представители таких ведомств как ФТС, ФССП, Росимущества. Напомним, что передача предпринимателем своих прав на товар происходит добровольно. Только владелец груза дает старт данной таможенной процедуре путем подачи на таможню заявления. Документ составляется декларантом и имеет произвольную форму. В заявлении на передачу товара в пользу государства обязательно должны указываться следующие сведения:
- Характеристики товара (название, количество, таможенная стоимость, код ТН ВЭД);
- Место хранения груза;
- Причины, по которым владелец вынужден отказаться от товара в пользу государства.
Все сведения должны быть подкреплены документально. Вместе с заявлением предоставляются товаросопроводительные документы и разрешение, полученное в Росимуществе. Последний документ содержит оценку экономической целесообразности отчуждения декларируемого имущества для бюджета, а именно какой объем затрат понесет государство, как новый собственник, при хранении и последующей продаже полученных товаров и будут ли при этом возмещены понесенные им расходы.
Проанализировав полученные данные, таможня должна в письменной форме уведомит владельца груза о том, будет ли принят товар, либо государство от него откажется.
Если предоставленных сведений оказалось недостаточно для принятия решения, то таможня может инициировать досмотр товаров. Декларант сможет приступить к оформлению товаров только после получения письменного разрешения таможни! В таможенной декларации в данном случае необходимо указать код 94, именно он присвоен процедуре отказа в пользу государства.
После выпуска таможенными органами товары утрачивают свой статус зарубежных товаров и получают статус товаров Союза. Затем они направляются в Росимущество. На усмотрение экспертов государственного органа товары могут быть направлены на перепродажу, либо уничтожены, или переработаны (утилизированы).
На товары, выпущенные под данной таможенной процедурой, распространяется принцип иммунитета, который защищает государство как нового собственника товаров от возможных претензий со стороны третьих лиц. Вся юридическая ответственность за возможные негативные последствия использования товаров третьими лицами переносится на декларанта.
Особенности таможенной процедуры отказа в пользу государства
Особенности процедуры отказа в пользу государства заключаются в следующем:
- В рамках процедуры можно задекларировать только товары, произведенные за рубежом;
- Не декларируются запрещенные к ввозу товары (наркотики (прекурсоры), оружие, донорские органы, кровь и ее компоненты, специальные технические средства, товары с истекающим сроком годности, товары, не соответствующие действующим регламентам и госстандартам, отходы производства, опасные химические соединения, способные нанести экологии, здоровью людей, озоноразрушающие вещества);
- При процедуре действует принцип материальной выгоды – таможенные органы не выпустят товары, хранение и реализация которых будет стоить государству дороже возможной выгоды.
Процедура отказа в пользу государства является одной из 17 применяющихся сегодня таможенных процедур, но на практике встречается не часто. По статистике, предоставленной ФТС РФ, общий объем поданных под данной процедурой таможенных деклараций (ДТ) занимает менее 0,1% от всей массы выпущенных ДТ.
Суть данной процедуры заключается в том, что участник ВЭД отказывается от прав на товары, ввезенные им ранее из-за рубежа и передает их в собственность государства. Право собственности передается по личной инициативе собственника безвозмездно, при этом на таможне не выплачиваются пошлины и сборы.
Что побуждает компании добровольно передавать свои товары в пользу государства? Некоторые компании переоценивают свои возможности, или недооценивают сформировавшуюся на рынке конъюнктуру. Например, повышение ставок ввозных таможенных пошлин, приводит к повышению розничной цены ввезенных товаров, они становятся менее конкурентоспособными и привлекательными в глазах покупателей. Желая переждать неблагоприятные рыночные условия, предприниматели вынуждены оплачивать складские услуги СВХ, что требует определенных денежных вливаний. Не оплатив услуги СВХ, можно получить штраф. В конце концов встает дилемма, когда отказ от товаров с полным освобождением от таможенных платежей выглядит более выгодным, нежели их декларирование под любыми другими таможенными процедурами для последующей переработки или вывоза за рубеж.
Оформление процедуры отказа в пользу государства
Наша компания «Универсальные Грузовые Решения» является официальным таможенным представителем. В качестве таможенного брокера мы выполняем оформление товаров под процедурой отказ в пользу государства на всех таможнях и таможенных постах страны: в аэропортах, на железнодорожных станциях, автомобильных СВХ, морских портах. Работаем со всеми участниками ВЭД:
- Физическими лицами
- Юридическими лицами
- Индивидуальными предпринимателями
Сроки и стоимость оформления процедуры отказ в пользу государства
Срок оформления процедуры отказ в пользу государства в течение нескольких часов!
Стоимость таможенного оформления товаров под таможенной процедурой отказ в пользу государства в нашей компании является одной из минимальных на рынке. Цена таможенного оформления данной процедуры зависит от поставленных клиентом задач.
Мы уверены, что станем надежным партнером на таможне!
Узнать стоимость оформления таможенной процедуры
Законы и кодексы » Закон о таможенном регулировании в РФ » Раздел VI. Таможенные процедуры » Глава 40. Таможенная процедура отказа в пользу государства » Статья 299. Содержание таможенной процедуры отказа в пользу государства и условия помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства » Дело NВАС-11605/12 по делу N А40-87159/11-139-740. О пересмотре в порядке надзора судебных актов по делу о взыскании солидарно за счет казны Российской Федерации убытков.
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 сентября 2012 г. N ВАС-11605/12
ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
История рассмотрения дела
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Ксенофонтовой Н.А., судей Балахничевой Р.Г. и Воронцовой Л.Г. рассмотрела в судебном заседании заявление Федеральной таможенной службы от 14.08.2012 N 15-38/40853 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 20.10.2011 по делу N А40-87159/11-139-740, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2012, постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 14.05.2012 по иску компании “BISCOM International AG” (далее – компания) к Федеральной таможенной службе Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации о взыскании солидарно за счет средств казны Российской Федерации 19 423 840 рублей 26 копеек убытков.
Суд
установил:
решением Арбитражного суда города Москвы от 20.10.2011, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2012, исковое требование компании удовлетворено за счет ФТС России из средств казны Российской Федерации; в иске к прокуратуре отказано.
Удовлетворяя исковое требование за счет ФТС России, суды исходили из доказанности совокупности условий, необходимых для возложения на ФТС России ответственности за причиненные компании убытки, составляющие расходы на хранение товара, оплату услуг погрузки и выгрузки товара, сюрвейерские услуги, оплату фрахта и демереджа.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 14.05.2012 решение от 20.10.2011 и постановление суда апелляционной инстанции от 12.01.2012 оставлены без изменения.
Заявитель (ФТС России) просит о пересмотре принятых по делу судебных актов в порядке надзора, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении норм права, выразившееся во взыскании убытков при недоказанности вины таможни и причинно-следственной связи между действиями таможни и наступившим вредом и непривлечении к участию в деле Ростовской таможни.
Рассмотрев заявление и материалы надзорного производства, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В обоснование искового требования компания ссылается на причинение ей убытков в виде расходов по хранению товара вследствие незаконных действий таможни и прокуратуры.
Противоправность действий и причинно-следственная связь их с убытками являются условиями, необходимыми для взыскания убытков, поэтому должны устанавливаться судом в рамках данного дела на основании имеющихся доказательств.
Согласно статьям 168 , 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установление фактических обстоятельств спора и оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что убытки компании возникли вследствие признанных незаконными в судебном порядке действий таможни, выразившихся в вынесении постановлений о возбуждении уголовного дела, дела об административном правонарушении и принятии в рамках указанных дел обеспечительных мер в виде ареста, изъятия и помещения на ответственное хранение товара.
Противоправности в действиях прокуратуры РФ судами не установлено.
Довод о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права в связи с непривлечением к участию в деле в качестве третьего лица Ростовской таможни неоснователен, поскольку незаконность действий Ростовской таможни установлена вступившими в законную силу решением Арбитражного суда Ростовской области от 09.09.2010 по делу N А53-16126/2010, постановлением Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону от 19.08.2010, в то время как при рассмотрении настоящего дела судами устанавливалась причинно-следственная связь между незаконными действиями Ростовской таможни и возникшими у компании убытками.
При этом возмещение убытков возложено на государственный орган, действиями должностных лиц которого причинен вред, на основании положений статей 16 , 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 25 Федерального закона от 27.11.2010 N 311- ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации”.
Руководствуясь статьями 299 , 301 , 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А40-87159/11-139-740 Арбитражного суда города Москвы для пересмотра в порядке надзора решения от 20.10.2011, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 14.05.2012 отказать.
Председательствующий судья
Н.А.КСЕНОФОНТОВА
Судья
Р.Г.БАЛАХНИЧЕВА
Судья
Л.Г.ВОРОНЦОВА
История рассмотрения дела
Автор статьи
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет;
Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Основополагающей задачей информационных таможенных технологий в таможенных органах Российской Федерации является управление информацией, циркулирующей в таможенных органах, с целью автоматизации, ускорения проведения таможенных операций и таможенных процедур, а также создания максимально благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности.
Согласно Комментарию в ФЗ от 27.11.2010 №311 “О таможенном регулировании в РФ” С 2008 года по настоящее время ФТС России продолжает совершенствование технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров. Использование данной технологии позволяет участникам внешнеэкономической деятельности предоставлять сведения в электронном виде через сеть Интернет в любой таможенный орган, наделенный компетенцией по принятию деклараций на товары на основе спецификации интерфейсов и альбома форматов.
В соответствии с Комментарием к ТК ТС Глава.4 “Информационные системы и информационные технологии” в 2014 – 2016 г. ФТС России проведены работы по созданию и внедрению информационного портала электронного представления сведений. Создание портала направлено на расширение практики применения информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей предварительного информирования о товарах и транспортных средствах, планируемых к ввозу на территорию ТС, и максимального привлечения к использованию данной технологии всех категорий заинтересованных лиц [15].
В настоящее время электронное декларирование через Интернет в России осуществляется путем прямого взаимодействия информационной системы участника ВЭД и системы ФТС России на основе спецификации интерфейсов и альбома форматов электронных документов. В перспективе стоит задача реализовать спецификацию интерфейса в виде портальных технологий. В этом случае заинтересованным лицам (в первую очередь участникам ВЭД) будет обеспечена возможность как интерактивного заполнения форм электронной таможенной декларации, так и передачи этой информации в виде файлов соответствующего формата и правил заполнения.
На территории ТС и электронное декларирование, и удаленный выпуск находятся в зоне особого внимания. Соответственно остаются также задачи, стоящие перед российскими информационно-техническими службами, которые касаются информационных систем, сопряженных с системами белорусских и казахстанских сторон. Переход к электронному декларированию на всей территории ТС – это комплексный вопрос, требующий доработки всех информационных систем трех стран, организация их взаимодействия на всех уровнях.
В ФТС России проведена организация и проведение работ по расширению применения WEB-технологий в отношении представления декларантами юридически значимых сведений в таможенные органы в электронной форме для целей производства таможенных операций, а также создание и ввод в опытную эксплуатацию специализированных программных средств, реализующих данную технологию. В результате будет обеспечена реализация подачи всех форм таможенных деклараций в электронном виде [16]
Существуют проблемы в законодательстве применения процедуры отказ в пользу государства. Российскому законодательству нужно стать более прозрачным и либеральным в условиях ТС. Также существуют пробелы в таможенном администрировании. Предстоит унифицировать техническое урегулирование.
Формирование единого сквозного информационного массива сведений о товарной партии, начиная с её прибытия на таможенную территорию и заканчивая отказом в пользу государства. Следующая задача – это создание и внедрение перспективных информационных таможенных технологий. С этой целью внедряются и обеспечиваются технические и технологические условия для проверки заявляемых в декларации сведений о товарах на основе автоматического их сопоставления с массивом информации о товарах, о внешней торговой сделке, массивах информации, имеющихся в распоряжении иных федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, внедряются безбумажные информационные технологии взаимодействия с участниками ВЭД, перевозчиками товаров, таможенными службами на всех этапах совершения таможенных операций.
Создание перспективных интегрированных технологий совершения отказа товаров в пользу государства, которые базируются на основе открытого интерфейса с использованием сетей Интернет
Заключение
В ходе написания курсовой работы выполнены все задачи, которые были поставлены: исследовали особенности применения таможенной процедуры отказ в пользу государства, рассмотрели порядок помещения товаров под таможенную процедуру отказ в пользу государства. Объектом выступают иностранные товары.
Проанализировав изложенный материал можно сделать вывод, что таможенные процедуры являются серьезным инструментом в руках государства, позволяющие ему выстраивать внешнеэкономические и политические отношения с окружающим миром, во многом определять направление развития внешней торговли и ее качественное содержание, особенно в условиях мировой интеграции.
Под таможенную процедуру отказа в пользу государства могут помещаться иностранные товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию таможенного союза, а также запрещенных к обороту на территориях государств – членов таможенного союза.
Использование процедуры отказа в пользу государства напрямую связано с невозможностью или неэффективностью реализации иностранного товара на российском рынке. Внешнеторговая практика чаще всего сталкивается со случаями отказа от товара в пользу государства в связи со значительным повышением ставок таможенных платежей. Резкое увеличение размера таможенных платежей может сделать иностранный товар неконкурентоспособным по сравнению с аналогичной продукцией отечественного производства. К такому же результату могут привести и непредвиденные длительные транспортные простои при морских и железнодорожных перевозках. Штрафы, уплачиваемые железной дороге, портовой администрации, ведут к значительному удорожанию товара. Определив рентабельность внешнеторговой сделки в изменившихся условиях (с учетом новых таможенных тарифов, штрафов транспортным организациям и т.д.), импортер может посчитать нецелесообразной реализацию товара на российском рынке.
В этой связи законодательные усилия государства, направленные на углубление юридической регламентации порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, позволяют создать более понятную и эффективную систему таможенного декларирования, упорядочивают и стимулируют внешнеэкономическую деятельность, снижают количество правонарушений, связанных с уплатой таможенных платежей, обеспечивают достойное представление страны в современном мире, которое так актуально из-за происходящих мировых интеграционных процессов.