Познай себя какая польза в том познаю а куда бежать потом

Познай себя какая польза в том познаю а куда бежать потом thumbnail

Цели:

    обобщить полученные на занятиях знания о
    процессе самопознания, об уникальности и
    богатстве внутреннего мира человека;

  • показать приемы и формы работы с учащимися в
    данном курсе.
  • Задачи:

      обучать приемам саморегуляции своих
      эмоциональных состояний;

    • воспитывать бережное отношение к собственному
      Я и Я – другого;
    • формировать навыки самоанализа, самовыражения
      в процессе самопознания, группового выступления;
    • формировать навыки культурного общения.
    • Методы и приемы: релаксация, игровой
      тренинг, сенситивный (тренировка межличностной
      чувствительности – способность понимать друг
      друга), убеждение – беседа, личный пример,
      рассказ, доказательство.

      Ход занятия

      I.Организационная часть

      Поскольку данное занятие является
      заключительным в курсе “Сокровища моего Я”
      вспомним те шаги, которые мы совершали, познавая
      себя, свой внутренний мир.

      1. Настроимся на взаимопонимание, доверительные
      отношения, ощущение комфорта упражнением по
      саморегуляции своего эмоционального состояния.

      Использование дыхательных методов разгрузки
      связано с воздействием органической обратной
      связи между частотой, ритмом дыхания и
      эмоциональным состоянием. Легко заметить, что
      взволнованный человек дышит совсем иначе, чем
      спокойно – дыхание при волнении прерывисто,
      аритмично. Если правильно менять характер
      дыхания, то это скажется на динамике
      эмоциональных реакций человека. Дыхательные
      приемы удобны и просты. Дыхание при их выполнении
      медленное и глубокое, с обязательной мысленной
      концентрацией – сосредоточением внимания на
      выдохе и пауза после него, равной по длительности
      выдоху. Время этого упражнения всего 30 – 60
      секунд.

      Дыхание с замедленным выдохом и коротким
      вдохом оказывает успокаивающее действие; с
      удлиненным вдохом и коротким резким выдохом –
      активизирующее. 10 минут дыхательных упражнений
      помогают нам хорошо отдохнуть в условиях
      напряженной работы.

      Данные методы психологической разгрузки
      позволяют снижать утомляемость, улучшать
      самочувствие, регулировать эмоциональное
      состояние, повышать работоспособность.

      2. Упражнения на релаксацию.

      Задача: снятие скованности, эмоционального
      напряжения на фоне музыкального сопровождения.

      1. Дыхательное (свободная посадка, глаза закрыты;
        сделать 10 медленных вдохов и выдохов, вдох –
        считая про себя до 7, выдох замедлить – считая до
        9).
      2. Зрительно-образное (представить образ, который
        дает ощущение внутренней радости, удовольствия
        – 3 минуты).Обсуждение своих ощущений, чувств при
        выполнении этих упражнений.
      3. Упражнения со свечой (для расслабления
        зрительного напряжения) – зажженная свеча
        находится на расстоянии примерно 1,5 метров:
        смотреть сквозь пламя, максимально расслабить
        глаза, (если видим два пламени свечи, то это
        говорит о правильном выполнении данного
        упражнения).

      II. Беседа о роли самопознания в жизни человека

      На первом занятии мы говорили о том, что природа
      наделила человека огромным даром – способностью
      понимать себя и мыслить.

      Самопознание – это то, что происходит со мной,
      собственные душевно-духовные изменения; это
      источник нашего Я, внутренний потенциал. Процесс
      самопознания помогает найти ответы на волнующие
      человека вопросы: “Кто Я?”, “Где Я?”, “Какой Я?”.

      Личность человека как айсберг: лишь небольшая
      часть открыта для восприятия окружающим.
      Основная же часть запрятана в такие тайники души,
      что порой неведома даже самому человеку. Поэтому
      так важно открытие для себя своего внутреннего
      мира, знание своих возможностей, умение
      пользоваться этими знаниями, чтобы осознанно
      строить свое будущее. Понимание себя необходимо
      и для того, чтобы становиться лучше, проявлять
      свои достоинства и преодолевать свои недостатки.

      Путь самопознания может длиться всю жизнь. Наш
      первый шаг на этом пути это и есть понимание
      значения, важности познания человеком себя.

      В какой момент, на каких заданиях, упражнениях
      вы это смогли понять? Возможно это: “Визитная
      карточка”, “Надпись на футболке”, “Что я хочу о
      себе рассказать людям” и другие.

      III. Работа с текстом

      Следующий шаг размышление об
      уникальности, богатстве внутреннего мира
      человека. Перед вами стихотворный текст, который
      сочинил подросток вашего возраста, наверное, в
      тот момент, когда хотел разобраться в своей
      внутренней жизни. Созвучны ли его мысли с вашими?

      Задача: осознать богатство внутреннего
      мира человека, палитру его чувств, эмоций,
      душевных состояний.

      Я – Мир

      Вот Я! И вот мой Мир, мы похожи и разные.
      Мой личный мир не тот, что передо мной.
      Могу в своем мире взлететь на красочные облака
      фантазии.
      Могу я ссору предугадать, и не случится она.
      Могу я человеку “здравствуй” сказать, и друга
      обрету.

      1) Прочитать текст, определить, на чем здесь
      автор акцентирует внимание. Почему?

      Разбор текста:

      • мой Мир (с большой буквы) – показ
        значимости, уникальности, важности;
      • мы похожи и разные – индивидуальность
        каждого человека;
      • личный мир – где он находится? (это
        внутренний мир);
      • красочные облака фантазии – богатство и
        разнообразие нашего воображения;
      • не случится она – если почувствовать и
        понять другого человека;
      • и друга обрету – необходимо воспитывать в
        себе коммуникативные качества.

      Вывод: Я – это одна из самых больших загадок
      для человека.

      2) Как вы думаете, сколько нужно времени, чтобы
      познать свой внутренний мир?

      IV. Составление коллажа на тему “Богатство и
      разнообразие внутреннего мира человека”

      Внутренняя жизнь человека – это особый мир: мир
      мыслей, переживаний, отношений, желаний,
      стремлений. Это мир сложно организован, он
      безграничен, в пространстве, включает все
      изменения во времени: прошлое, настоящее,
      будущее. Мир явлений внутренней жизни богат и
      разнообразен.

      1. Задание: составить коллаж из различных
        картинок, рисунков на листе ватмана; выбрать по
        содержанию то, что считаете подходит для
        выполнения данного задания; дать название
        творческой работе. (работа в группах)
      2. Презентация групповых мини-проектов;
        обсуждение, анализ проделанной работы, что самое
        главное хотели отразить в коллаже?

      Вывод: внутренний мир человека многообразен,
      безграничен, незавершен во времени, так как еще
      можно добавлять, что-то изменять в данном
      процессе.

      V. Работа с психологической картой Я

      Наше “Я” одно из самых больших загадок. Иногда
      это Я обладает большим здравым смыслом, иногда в
      нем звучит голос обиды, иногда – это проявление
      собственного самолюбия, иногда – это проявление
      собственного самолюбия, иногда – это голос
      озарения и творческой фантазии. А бывает – это
      проявление беззаботности и безрассудства. И
      следующий шаг на пути к своему Я – это
      самораскрытие. В различных упражнениях, играх
      раскрывались ваши увлечения, недостатки и
      достоинства, желания, качества и другие
      характерные особенности.

      Читайте также:  Есть ли польза в кипяченом молоке

      1. Задание: составить карту, в центре листа “Я”,
      далее по желанию любым цветом написать слова
      характеристики о себе с учетом расстояния: чем
      важнее качество, тем ближе к “Я”. Выделить в
      цвете новые качества, старые, а так же которые
      проявляются часто, либо редко, устраивают, не
      устраивают.

      Задача: развивать объективное отношение к себе,
      умение определить ближнюю и дальнюю перспективы,
      показать индивидуальность каждого.

      2. Рефлексия: “Я” – высказывания по
      выполненному заданию.

      Что получилось? Какие были ощущения при
      составлении психологической карты? Какие были
      для себя сделаны выводы?

      VI. Игра “Листок на спине”

      1. Каждый выбирает по желанию, чтобы он хотел
        узнать о себе: достоинства, недостатки, а может
        быть и достоинства и недостатки (игра проводится
        на фоне музыки).
      2. Обсуждение: высказать свои ощущения – когда
        писали другие ребята; когда писали сами. Выбрать,
        что можно добавить в психологическую картину
        вашего Я.

        Самопознание происходит через
        взаимодействие человека с окружающим миром,
        прежде всего с людьми. Психолог Мелибруда
        утверждает “Именно посредством общения
        создаются условия для открытия своего
        внутреннего мира”. И еще один важный шаг взаимопонимание.

      VII. Заключительная часть

      “Познай себя!” – это призыв древнегреческого
      философа представляет трудную задачу для
      каждого. Ведь в мире нет двух одинаковых Я, даже
      среди близнецов.

      “Нет более плодотворного занятия, как познание
      себя” – писал французский философ Р. Декарт. Но
      нет и “вопроса более темного”, добавлял
      английский философ Д. Юм.

      “Познай себя…
      Какая польза в том?
      Познаю,
      А куда бежать потом?”

      Этим ироничным четверостишием И. В. Гете хотел
      подчеркнуть, что самопознание не дает человеку
      успокоения. Человек делает новые шаги на пути к
      своему Я.

      Принятие себя, понимание, что необходимо в себе
      что-то изменить, какую- то часть своего Я, для
      этого надо искать внутренние и внешние стимулы.
      Познавая свой внутренний мир, развивая и
      реализуя свои возможности, человек становится
      успешной личностью (примеры из жизни).

      Чтобы не тускнели сокровища, не теряло своей
      ценности собственное Я, а становилось еще более
      ярким, уникальным, еще более бесценным надо его
      улучшать и совершенствовать. И следующий шаг – самосовершенствование.

      VIII. Домашнее задание

      Выполнить творческую работу по теме:
      “Путешествие в сокровища своего Я”.
      Использовать материалы упражнений, тестов, игр.
      Сравнить произошли ли за данный период времени
      изменения и какие. Что надо улучшить, подумать,
      как это сделать.

      Источник

      ×åëîâåê: ïîäîïûòíàÿ «êðûñà» ñîöèîëîãîâ èëè áîã âî Õðèñòå?

      Øèðîê ÷åëîâåê, ñëèøêîì øèðîê. Âîò è ïûòàþòñÿ çàïàäíûå ïîëèòòåõíîëîãè ñóçèòü åãî, ñâåñòè ê ôóíêöèè ñîöèàëüíîãî ìåõàíèçìà, ÷òîáû íå ìåøàë ñèëüíûì ìèðà ñåãî ñâîèìè ïðåòåíçèÿìè íà áîãà[1]. Äà ÷òî òàì — ïðåòåíçèÿìè íà ÷åëîâåêà òîæå, èáî ÷åëîâåê ýòî òîò, êòî ñâÿçàí ñ Áîãîì. Òàêèì îáðàçîì ïîñò÷åëîâåê — íåîáõîäèìàÿ ñòóïåíüêà ê àáñîëþòíîìó áåçáîæèþ, èáî ÷åëîâå÷åñêîå â ÷åëîâåêå — ïóòü ê Áîãó.

      Äëÿ ñîâðåìåííûõ ñîöèîëîãîâ ëè÷íîñòü — ëèøü íàáîð ñòàòóñîâ è ðîëåé. Ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî ïîñðåäñòâîì èõ èçìåíåíèÿ ìîæíî èçìåíèòü è âíóòðåííåå ñîäåðæàíèå ëè÷íîñòè. Åñëè ñî çíàíèåì äåëà óäàðèòü â íóæíîå ìåñòî, ïðèðîäíàÿ èäåíòè÷íîñòü, êàæóùàÿñÿ íåîòòîðæèìîé, ðàññûïåòñÿ. Âåäü ÷åëîâåêó ìîæíî âíóøèòü ëþáóþ èäåþ, äàæå ñàìóþ çëîâðåäíóþ è ïðîòèâîåñòåñòâåííóþ, ïðè óñëîâèè åãî äîâåðèÿ è íåêðèòè÷íîñòè ìûøëåíèÿ.

      Ìû æèâ¸ì âî âðåìÿ, êîòîðîå äîäóìàëî äî êîíöà äâå èäåè, äâå êîíöåïöèè ÷åëîâåêà: ÷åëîâåê ñ Áîãîì è ÷åëîâåê áåç Áîãà. Ïîñòìîäåðí, äåòèùå ïîñëåäíåãî, îïîë÷èëñÿ ïðîòèâ ïåðâîãî, è îíè ñîéäóòñÿ â ñõâàòêå — êàê Àâåëü è Êàèí.

      Àâåëü, ðàçóìååòñÿ, íå ãîòîâ, îí è íå ïîìûøëÿåò îá óãðîçå. Îí äàæå íà÷àë çàáûâàòü, ÷òî ïî-íàñòîÿùåìó áûòü ÷åëîâåêîì — ýòî ñòàíîâèòüñÿ ÷åëîâåêîì ñíîâà è ñíîâà, äåëàÿ ñîîòâåòñòâóþùèé âûáîð, è ÷òî áûòü ÷åëîâåêîì ìîæíî òîëüêî íà ïóòè ê Áîãó, â àêòèâíîì äâèæåíèè ê Íåìó. Äëÿ Àâåëÿ âàæíåå âñåãî — ñîõðàíèòüñÿ Àâåëåì.

      Ïðèðîäà ÷åëîâåêà ïëàñòè÷íà è äèíàìè÷íà, îí âñ¸ âðåìÿ äâèæåòñÿ, è ñòàíîâèòñÿ òåì, êóäà íàïðàâëåí.  ýòîì ñèëà ÷åëîâåêà, â ýòîì è åãî óÿçâèìîñòü.

      «Åñìü». Íî ÷òî ýòî çíà÷èò? ×åì áûë ÿ, óæ òî ìèíîâàëî.
      Íûíå — èíîé è èíûì áóäó, åñëè áóäó è âïðÿìü.
      Íåñòü ïîñòîÿíñòâà. ß ñàì — ðå÷íîé ïîòîê çàìóòí¸ííûé,
      Âå÷íî òåêó ÿ âïåð¸ä è íèêîãäà íå ñòîþ…
      Äâàæäû ïîòîêà ðåêè íå ïðåéä¸øü òîãî æå, ÷òî ïðåæäå,
      È ñíîâà ñìåðòíîãî ïðåæíèì òû íå óçðèøü âîâåê.

      (Ñâò. Ãðèãîðèé Áîãîñëîâ).

      Åù¸ Ãåðàêëèò (6 âåê äî Ð.Õ), êîòîðûé «èñêàë ñàìîãî ñåáÿ», ïîíÿë: «âñ¸ òå÷¸ò, âñå èçìåíÿåòñÿ». Ýòî âèäåíèå òåêó÷åñòè è èçìåí÷èâîñòè âåùåé ïðèíÿëè â ñåáÿ ïîñëåäóþùèå ôèëîñîôû, îñîáåííî Ïëàòîí è Ãåãåëü, è äàæå ìíîãèå îòöû Öåðêâè.

      Íàóêà ëèøü óòî÷íèëà, ïðîðàáîòàëà â äåòàëÿõ è äîêàçàëà äðåâíþþ èäåþ òåêó÷åñòè: êâàíòîâàÿ òåîðèÿ — â ôèçèêå, ôåíîìåíîëîãèÿ — â ôèëîñîôèè. Ôèëîñîôñêèå èíòóèöèè íûíå ïåðåâîïëîòèëèñü â ñîöèàëüíûå òåõíîëîãèè, ñ ïîìîùüþ êîòîðûõ ïûòàþòñÿ èçìåíèòü è ìèð, è ÷åëîâåêà. Òâîðèòñÿ ÷òî-òî æóòêîå, êàìíÿ íà êàìíå íå îñòàëîñü îò óñòîé÷èâîé ïîçèòèâèñòñêîé êàðòèíû ìèðà, íî â ãîëîâàõ-òî ó íàñ èìåííî îíà öàðñòâóåò, äàæå â ãîëîâàõ õðèñòèàíñêèõ.

      Íó, æèëè æå ìû êàê-òî ðàíüøå â ïðîñòîòå íåâåäåíèÿ, è âïîëíå ñïðàâëÿëèñü ñ ðåàëüíîñòüþ. Ïî÷åìó ñåãîäíÿ òàê îñòðî âñòàëà ïðîáëåìà èäåíòè÷íîñòè? Íåóæåëè âîçìîæíî ðàçóìíîìó ÷åëîâåêó ïðèâèòü ëîæíóþ èäåíòè÷íîñòü, åñëè äàæå áåð¸çêà íå ìîæåò ïåðåñòàòü áûòü áåð¸çêîé è ïðåâðàòèòüñÿ, ê ïðèìåðó, â åëü? Äæóëüåòòà ãîâîðèò, ÷òî «ðîçà ïàõíåò ðîçîé, õîòü ðîçîé íàçîâè å¸ õîòü íåò» — ïðàâà ëè îíà? Ðàçâå ïðèïèñûâàíèå ëîæíûõ èì¸í, ñâîéñòâ è ñâÿçåé ïðèâåä¸ò ê òîìó, ÷òî ïðåäìåò ïåðåñòàíåò áûòü ñàìèì ñîáîé?

      Читайте также:  Творог с чесноком польза для похудения

      ×òî âåðíî äëÿ ðîçû, íå âñåãäà âåðíî äëÿ ÷åëîâåêà, îáëàäàþùåãî ñîçíàíèåì. Ëîæíàÿ èäåíòè÷íîñòü, ïðåæäå âñåãî, ñèìóëÿêð åñòåñòâåííîé, îíà âûòåñíÿåò è çàìåùàåò ñîáîé ïðèðîäíóþ. Ïîòîìó íåëüçÿ èãíîðèðîâàòü ïîïûòêè ïðîçàïàäíûõ òåõíîëîãîâ èñïîðòèòü ðóññêèé äóõ, ïðèêëåèâàíèåì ëæèâûõ ÿðëûêîâ è ïåðåïèñûâàíèåì ðóññêîé èñòîðèè. Íà ýòîò âûçîâ âðåìåíè ñëåäóåò îòâåòèòü.

      Óæàñ ïîñòìîäåðíèñòñêèõ íîâøåñòâ è òåõíîëîãèé, äåðçêî ëîìàþùèõ âñå åñòåñòâåííûå èäåíòè÷íîñòè, íå ñòîëüêî â íèõ ñàìèõ, ñêîëüêî â íàøåé íåãîòîâíîñòè ê íèì. Áîëüøèíñòâî ëþäåé îêàçûâàåòñÿ â ïàññèâíîé ðîëè ïîäîïûòíûõ êðûñ, êîòîðûì ïðèâèâàþò òó èëè èíóþ ëæåðåàëüíîñòü, è, êàê âèäíî ïî Óêðàèíå, — ýêñïåðèìåíò ïðîõîäèò óñïåøíî.

      Íî âîçìîæíà è äðóãàÿ — àêòèâíàÿ ïîçèöèÿ, êîòîðàÿ äîëæíà çàêëþ÷àòüñÿ íå ñòîëüêî â ïàññèâíîì ñîïðîòèâëåíèè, ñêîëüêî â àêòèâíîì òâîð÷åñòâå, â ïðîòèâîäåéñòâèè õàîñó ìåòîäîì ñîçèäàíèÿ ïîëîæèòåëüíîé ðåàëüíîñòè. Ê ýòîìó, êñòàòè ãîâîðÿ, ïðèçâàíû õðèñòèàíå, è ãëàâíîå îïðåäåëåíèå âåðû — «îñóùåñòâëåíèå îæèäàåìîãî» — òîìó ñâèäåòåëüñòâî. Êòî íå ñòðîèò, òîò ðàçðóøàåò. «Êòî íå ñî Ìíîþ, òîò ïðîòèâ Ìåíÿ; è êòî íå ñîáèðàåò ñî Ìíîþ, òîò ðàñòî÷àåò» (Ìô. 12:30). Ñîáèðàíèå áëàãîäàòè — íåîáõîäèìîå óñëîâèå ïðåáûâàíèÿ âî Õðèñòå, ò.å. ïîñòîÿííîå àêòèâíîå äåéñòâèå, à íå ïàññèâíîå ïðîçÿáàíèå. Õðèñòèàíñêèå îáðàçû «ñîëü ìèðà», «çàêâàñêà» — óêàçûâàþò íà ôóíêöèè ñîõðàíåíèÿ è ïðåîáðàæåíèÿ ìèðà, âðó÷¸ííûå â õðèñòèàíñêèå ðóêè.  ñâåòå âèäåíèÿ ìèðà è ÷åëîâåêà êàê âå÷íî ñòàíîâÿùèõñÿ, ñîçèäàþùèõ ñâîþ äàííîñòü íà ôóíäàìåíòå çàäàííîñòè ñ ïîìîùüþ Õðèñòîâîé áëàãîäàòè, ñêàçàííîå îáðåòàåò ñîâðåìåííûé ñìûñë è àêòóàëüíîñòü.

      Èòàê, ãëàâíàÿ íàó÷íàÿ ïðàâäà î ìèðå è ÷åëîâåêå çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî íåò íè÷åãî ñòàòè÷íîãî è áåçóñëîâíî äàííîãî, äàæå ñàì ÷åëîâåê — òåêó÷ è ïîäâèæåí íàñòîëüêî, ÷òî ìîæåò ïåðåñòàòü áûòü ñîáîé. Ëþáîå ñîäåðæàíèå ÷åëîâåêà, êîòîðîå íàì êàæåòñÿ íåîòúåìëåìîé äàííîñòüþ è äîñòîâåðíîñòüþ, ìîæíî èçâëå÷ü èç ôîðìû, çàïîëíèâ å¸ èíûì ñîäåðæàíèåì. ×åëîâåê ìîæåò èñ÷åçíóòü èç ÷åëîâåêà, âûòå÷ü, êàê âîäà âûòåêàåò èç äûðÿâîé êàñòðþëè.

      Ïîçíàé ñåáÿ — êàêàÿ ïîëüçà â òîì:
      ïîçíà;þ, à êóäà áåæàòü ïîòîì?

      (øòå)

      «Æèäêîãî» ÷åëîâåêà ìîæíî (è íóæíî) «êðèñòàëëèçîâàòü» ñ ïîìîùüþ òåõ èëè èíûõ èäåé. Òåêó÷åñòü ñâîþ îí äîëæåí îòäàòü â óñëóæåíèå âûñøèì èäåàëàì, ÷òîáû îôîðìèòüñÿ â ÷åëîâåêà. Íà ÷òî ìû íàïðàâëÿåì ñâîþ òåêó÷åñòü, êóäà áåæèì, òåì è ñòàíîâèìñÿ.  ýòîì òâîð÷åñêàÿ ìîùü âîëåâîãî óñèëèÿ ëè÷íîñòè, îãðàíè÷åííîé ìíîãèìè óñëîâíîñòÿìè.

      Âàæíî íå òîëüêî îáðåñòè â ñåáå íåêîå èñòèííîå ñîñòîÿíèå èëè êà÷åñòâî, íî è ñîõðàíèòü åãî â óñëîâèÿõ òåêó÷åñòè. «Ïàìÿòü — ýòî ñëåäû, ñïîñîáíîñòü âîñïðîèçâåñòè, ñïîñîáíîñòü æèâîé ñèñòåìû âîçâðàùàòüñÿ ê ñâîèì ïðîøëûì ñîñòîÿíèÿì è âîñïðîèçâîäèòü èõ, — îáúÿñíÿåò äîêòîð ìåäèöèíñêèõ íàóê, ó÷¸íûé-íåéðîáèîëîã Êîíñòàíòèí Àíîõèí. — Ïàìÿòü âñåãäà òâîð÷åñêè àêòèâíà è ôîðìèðóåòñÿ íà îñíîâå íàøåãî îòíîøåíèÿ. Âîñïîìèíàíèå — íå ñ÷èòûâàíèå èíôîðìàöèè ñ ôëýøêè, à âñåãäà ðåêîíñòðóêöèÿ. Ìóòàöèÿ ïðîèñõîäèò, êîãäà â ïàìÿòü âìåñòî ïðåäûäóùåé èíôîðìàöèè çàïèñûâàåòñÿ ðåêîíñòðóêöèÿ ñ èçìåíåíèÿìè».

      Êàæåòñÿ, òîëüêî ó õðèñòèàí äåéñòâèòåëüíî åñòü âîçìîæíîñòü îñòàíîâèòü ðàçðóøåíèå ìèðà îáíîâëåíèåì è âîññîçäàíèåì åãî ïî õðèñòèàíñêîé öåííîñòíîé ìàòðèöå. Ìèð, êàê è íàø ìîçã íà êëåòî÷íîì óðîâíå, êàê è âñ¸ òåëî íàøå, ïîñòîÿííî èçìåíÿåòñÿ, ñòàíîâèòñÿ èíûì — íîâûì; îí êàê áû ïåðåçàïèñûâàåòñÿ ñíîâà è ñíîâà, êàê ýòî áûâàåò ñ CD-RW[2] äèñêîì. «Ïåðåçàïèñü» ýòà äà¸ò âîçìîæíîñòü ïðèâíåñåíèÿ èëè, íàîáîðîò, óñòðàíåíèÿ îøèáîê, ïîòîìó ó ÷åëîâå÷åñêîãî äîáðà è çëà ðàâíûå âîçìîæíîñòè, íî èñòîðè÷åñêè ïîáåäèò áîëåå àêòèâíîå íà÷àëî, ïîòîìó ÷òî ïàññèâíîå íå áóäåò âîñïðîèçâîäèòüñÿ ïðè «ïåðåçàïèñè».

      Õðàíåíèå õðèñòèàíñêèõ ñîñòîÿíèé ìèðà â ñåáå è ïåðåäà÷à èõ áóäóùèì ïîêîëåíèÿì — âàæíåéøàÿ çàäà÷à: íå ìèð îñîëèâàåò ñîëü, à ñîëü îñîëèâàåò ìèð. Íàäî óñìîòðåòü â àêòèâèçàöèè çëà ïðèçûâ Áîæèé ê àêòèâèçàöèè â ñåáå ïîäëèííî õðèñòèàíñêîãî äåëàíèÿ. À îíî â òîì, ÷òîáû ñâåòèòü ìèðó. Ëèøü íåäîñòàòîê ýòîãî ñâåòà ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî òüìà ñãóùàåòñÿ.

      ______________

      [1] Èìåþòñÿ â âèäó ëþäè, â êîòîðûõ æèâ¸ò Áîã. Ñðàâí. «ß ñêàçàë: âû — áîãè, è ñûíû Âñåâûøíåãî — âñå âû» (Ïñ. 81:6).

      [2] CD-RW — ïåðåçàïèñûâàåìûé êîìïàêò-äèñê
      Ðàäîíåæ

      Источник

      Широк человек, слишком широк. Вот и пытаются западные политтехнологи сузить его, свести к функции социального механизма, чтобы не мешал сильным мира сего своими претензиями на бога[1]. Да что там — претензиями на человека тоже, ибо человек это тот, кто связан с Богом. Таким образом постчеловек — необходимая ступенька к абсолютному безбожию, ибо человеческое в человеке — путь к Богу.

      Для современных социологов личность — лишь набор статусов и ролей. Считается, что посредством их изменения можно изменить и внутреннее содержание личности. Если со знанием дела ударить в нужное место, природная идентичность, кажущаяся неотторжимой, рассыпется. Ведь человеку можно внушить любую идею, даже самую зловредную и противоестественную, при условии его доверия и некритичности мышления.

      Мы живём во время, которое додумало до конца две идеи, две концепции человека: человек с Богом и человек без Бога. Постмодерн, детище последнего, ополчился против первого, и они сойдутся в схватке — как Авель и Каин.

      Авель, разумеется, не готов, он и не помышляет об угрозе. Он даже начал забывать, что по-настоящему быть человеком — это становиться человеком снова и снова, делая соответствующий выбор, и что быть человеком можно только на пути к Богу, в активном движении к Нему. Для Авеля важнее всего — сохраниться Авелем.

      Читайте также:  Черное море в чем его польза

      Природа человека пластична и динамична, он всё время движется, и становится тем, куда направлен. В этом сила человека, в этом и его уязвимость.

      «Есмь». Но что это значит? Чем был я, уж то миновало.
      Ныне — иной и иным буду, если буду и впрямь.
      Несть постоянства. Я сам — речной поток замутнённый,
      Вечно теку я вперёд и никогда не стою…
      Дважды потока реки не прейдёшь того же, что прежде,
      И снова смертного прежним ты не узришь вовек.

      (Свт. Григорий Богослов).

      Ещё Гераклит (6 век до Р.Х), который «искал самого себя», понял: «всё течёт, все изменяется». Это видение текучести и изменчивости вещей приняли в себя последующие философы, особенно Платон и Гегель, и даже многие отцы Церкви.

      Наука лишь уточнила, проработала в деталях и доказала древнюю идею текучести: квантовая теория — в физике, феноменология — в философии. Философские интуиции ныне перевоплотились в социальные технологии, с помощью которых пытаются изменить и мир, и человека. Творится что-то жуткое, камня на камне не осталось от устойчивой позитивистской картины мира, но в головах-то у нас именно она царствует, даже в головах христианских.

      Ну, жили же мы как-то раньше в простоте неведения, и вполне справлялись с реальностью. Почему сегодня так остро встала проблема идентичности? Неужели возможно разумному человеку привить ложную идентичность, если даже берёзка не может перестать быть берёзкой и превратиться, к примеру, в ель? Джульетта говорит, что «роза пахнет розой, хоть розой назови её хоть нет» — права ли она? Разве приписывание ложных имён, свойств и связей приведёт к тому, что предмет перестанет быть самим собой?

      Что верно для розы, не всегда верно для человека, обладающего сознанием. Ложная идентичность, прежде всего, симулякр естественной, она вытесняет и замещает собой природную. Потому нельзя игнорировать попытки прозападных технологов испортить русский дух, приклеиванием лживых ярлыков и переписыванием русской истории. На этот вызов времени следует ответить.

      Ужас постмодернистских новшеств и технологий, дерзко ломающих все естественные идентичности, не столько в них самих, сколько в нашей неготовности к ним. Большинство людей оказывается в пассивной роли подопытных крыс, которым прививают ту или иную лжереальность, и, как видно по Украине, — эксперимент проходит успешно.

      Но возможна и другая — активная позиция, которая должна заключаться не столько в пассивном сопротивлении, сколько в активном творчестве, в противодействии хаосу методом созидания положительной реальности. К этому, кстати говоря, призваны христиане, и главное определение веры — «осуществление ожидаемого» — тому свидетельство. Кто не строит, тот разрушает. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30). Собирание благодати — необходимое условие пребывания во Христе, т.е. постоянное активное действие, а не пассивное прозябание. Христианские образы «соль мира», «закваска» — указывают на функции сохранения и преображения мира, вручённые в христианские руки. В свете видения мира и человека как вечно становящихся, созидающих свою данность на фундаменте заданности с помощью Христовой благодати, сказанное обретает современный смысл и актуальность.

      Итак, главная научная правда о мире и человеке заключается в том, что нет ничего статичного и безусловно данного, даже сам человек — текуч и подвижен настолько, что может перестать быть собой. Любое содержание человека, которое нам кажется неотъемлемой данностью и достоверностью, можно извлечь из формы, заполнив её иным содержанием. Человек может исчезнуть из человека, вытечь, как вода вытекает из дырявой кастрюли.

      Познай себя — какая польза в том:
      позна́ю, а куда бежать потом?

      (Гёте)

      «Жидкого» человека можно (и нужно) «кристаллизовать» с помощью тех или иных идей. Текучесть свою он должен отдать в услужение высшим идеалам, чтобы оформиться в человека. На что мы направляем свою текучесть, куда бежим, тем и становимся. В этом творческая мощь волевого усилия личности, ограниченной многими условностями.

      Важно не только обрести в себе некое истинное состояние или качество, но и сохранить его в условиях текучести. «Память — это следы, способность воспроизвести, способность живой системы возвращаться к своим прошлым состояниям и воспроизводить их, — объясняет доктор медицинских наук, учёный-нейробиолог Константин Анохин. — Память всегда творчески активна и формируется на основе нашего отношения. Воспоминание — не считывание информации с флэшки, а всегда реконструкция. Мутация происходит, когда в память вместо предыдущей информации записывается реконструкция с изменениями».

      Кажется, только у христиан действительно есть возможность остановить разрушение мира обновлением и воссозданием его по христианской ценностной матрице. Мир, как и наш мозг на клеточном уровне, как и всё тело наше, постоянно изменяется, становится иным — новым; он как бы перезаписывается снова и снова, как это бывает с CD-RW[2] диском. «Перезапись» эта даёт возможность привнесения или, наоборот, устранения ошибок, потому у человеческого добра и зла равные возможности, но исторически победит более активное начало, потому что пассивное не будет воспроизводиться при «перезаписи».

      Хранение христианских состояний мира в себе и передача их будущим поколениям — важнейшая задача: не мир осоливает соль, а соль осоливает мир. Надо усмотреть в активизации зла призыв Божий к активизации в себе подлинно христианского делания. А оно в том, чтобы светить миру. Лишь недостаток этого света приводит к тому, что тьма сгущается.

      koppel.pro

      Источник