Повинности крестьян в пользу господина
Крепостное право – прикрепление крестьян к земле. То есть они должны были постоянно жить на одном месте и работать на одного хозяина.
Прав у крепостных практически не было, а вот обязанностей много, назывались они – повинности. Разберём, какие основные повинности приходилось выполнять. Самые известные: барщина и оброк.
Барщина
Смысл в том, что крестьянин, арендуя землю у господина, должен был расплачиваться своим трудом, работая личными орудиями труда. Эта работа не оплачивалась.
Некоторым землевладельцем барщина была невыгодна, ведь никто не хочет хорошо работать на чужого дядю, а помещик был обязан кормить в дни отработки. Бывало так, что работники съедали больше, чем наработали.
Крестьяне должны были пахать, убирать урожай, косить сено, строить, ухаживать за садом, выпекать хлеб, заниматься перевозками, рыбалкой или охотой и многое другое. Сначала это был один день в неделю, а если уплатить подать, то можно было освободиться от этого бесплатного труда. Со временем условия ужесточались, дошло до 30-40 дней в год отработки за каждый земельный участок. Барщиной занимались все мужчины от 18 до 55 лет и женщины от 17 до 50. Кстати, барщину могли отрабатывать в пользу государства, церкви, учебных заведений.
Кроме этой повинности крепостных, был другой эффективный способ эксплуатации крестьянства – оброк. Многое зависело от региона. Дело в том, что в Нечерноземье было больше барщинных, а в черноземной полосе – оброчных крестьян. Но натуральное хозяйство приносило мало «живых» денег, поэтому оброчная система занимала большое значение в экономике страны.
Оброк (натуральный, денежный)
Если крестьянин не мог отработать в поле, то платил помещику тем, что сам производил: сельхозпродуктами или вещами. Был ещё денежный оброк – часть заработанного на промыслах отдавалось хозяину и тоже зависело от размера земельного надела.
Для крестьянина денежный оброк был не столь обременителен как барщина.
Вспомним Евгения Онегина: «ярем он барщины старинной оброком легким заменил; и раб судьбу благословил…».
Просто надо было заплатить определённые деньги хозяину и дальше заниматься своим делом, например, поехать в город на заработки или заняться извозом. Помещикам тоже выгодно – гарантированная прибыль. Такие взаимоотношения в основном были в нечерноземных районах страны. Впрочем, придумывались новые поводы для сбора оброка: испечь хлеб на Рождество, сварить яйца на Пасху, могли забрать определённую часть урожая и т.д.
Выбор между этими способами своеобразного налога делал господин, исходя из своей выгоды, например, один год был урожайным, надо работать в поле, а на другой, всё залило дождями, в полях пусто, тогда соглашался на денежный оброк.
Другие повинности
Самые тяжёлые повинности в пользу господина. Крестьяне их называли «дурными обычаями». Здесь помещик мог развернуться во всю, придумывая всё новые и новые платежи. Наиболее распространённые: сбор с дыма, со двора и т.п. Кроме этого, господин имел полное право на имущество крестьянина.
Но наиболее мерзким было так называемое «право первой ночи», когда крестьянка выходила замуж. Эта повинность не была даже обычаем, шедшим с древних времен, а стала результатом полной вседозволенности дворян. Вообще-то за половое насилие над крепостными закон предписывал карать даже помещиков, но этого не происходило.
Крепостных в России могли покупать, чтоб в дальнейшем отдать в рекруты. При продаже крестьян или их высылке в Сибирь, разрешалось разлучать с детьми.
К концу XVIII в. крепостное право в России полностью оформилось, крепостные крестьяне стали полной собственностью помещиков и аристократов.
Между прочим, по закону помещики обязаны были помогать своим крестьянам в трудные времена, ведь мёртвые души не могли работать. Особенно выгодно было поощрять крестьян-предпринимателей, ведь чем больше он зарабатывал, тем больше платил хозяину. В истории есть примеры, когда крестьяне становились богаче помещиков.
Официально крепостное право в России отменили в 1861 г., но некоторые элементы сохранялись до начала XX века.
Определение 1
Повинности крестьян – это обязанности крестьян по отношению к их хозяину – помещику или государству.
Все жители государства были обязаны нести повинности, основная часть которых ложилась на крестьян – самую многочисленную часть населения.
Со времен Киевской Руси все население делилось на зависимых и свободных. Зависимое население, состоявшее из смердов, холопов и проч., должно было отрабатывать повинности в пользу своих хозяев.
Смердами называлась категория лично свободных крестьян, которые жили в общине. Они платили дань натурой или деньгами, а также несли подводную, воинскую и другие повинности. Дань, которая называлась полюдьем, поначалу собирал лично князь со своей дружиной, которые иногда учиняли произвол, поскольку размер дани не был четко установлен. После восстания древлян в 945 году, княгиня Ольга учредила уроки (точные размеры дани), погосты (места сбора дани) и специальную должность для сбора дани.
Рост частных земельных владений князей и бояр привел к тому, что дань начала превращаться в феодальную ренту, которая сначала в большинстве случаев была представлена отработочной рентой. С первой половины XI века стала активно распространяться уплата повинностей продуктами, а с XIV-XV веков большую популярность приобрела денежная рента.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Основными формами повинности крепостных крестьян были:
- барщина;
- оброк.
Барщина
В XI в. на Руси уже существует барщина, которая в XVI веке стала одним из главных видов феодальных повинностей, что было обусловлено организацией феодалами своих хозяйств за счет захваченных крестьянских земель.
Замечание 1
Этот вид повинности представлял собой принудительный труд зависимого крестьянина на земле своего хозяина. Размер барщины определялся продолжительностью отработанного времени или объемом работ.
Появление барщины было обусловлено экономическими условиями, когда в руках одного человека сосредотачивались многие земли, а у других ее было мало, в результате чего, эти факторы объединяются, и со временем свободный труд оказывается заменен зависимым. Поначалу барщина существовала в форме просто повинности с правом свободного отказа, которую крестьянин выполнял добровольно, и которая не была необходимым условием для пользования чужой землей (за это крестьянин мог отдавать лишь часть урожая).
default/handbook/article/yandexContextRtb.twig
В XVII в. размеры барщины все еще определялись старыми традициями заключения порядных записей между помещиком и крестьянином, несмотря на усиление крепостничества в виде введения «урочных лет». Прежние права оставались и у черносошных крестьян.
Значительно же изменили экономические отношения между помещиком и крестьянином указы из Соборного Уложения, отменяющие урочные лета и вводящие бессрочных сыск беглых крестьян, что фактически прикрепило их к помещику и земле.
В начале XVIII в. все еще не существовало закона, который четко определял бы размеры барщины. Законом предусматривалось лишь количество земли помещика, на которой можно было работать. В правление Петра I помещики свободно пользуются крестьянским трудом в любое время, тем самым, не давая крестьянину времени и возможности обрабатывать его собственную землю. В течение XVIII в. положение крестьян становится все более тяжелым.
Некоторые изменения в определении размеров барщины произошли в царствование Павла I. Он в 1797 году издает Манифест о трехдневной барщине, по которому барщина должна ограничиваться тремя днями в неделю. Кроме того, запрещалось принуждать крестьян к работе в воскресные дни.
После отмены крепостного права в 1861 году барщина сохранялась некоторое время как повинность временнобязанных крестьян. Ее размер должен был быть определен по договору крестьянина и помещика. Кроме того, некоторым крестьянам или сельским обществам разрешалось переходить с барщины на оброк. Замена барщины оброком была выгодна и одним, и другим, так как отдавать деньги или часть урожая было проще, нежели тратить время на обработку помещичьей земли. Выбор – барщина или оброк – делал помещик.
Замечание 2
Такая форма отношений была ликвидирована в 1883 году после указа о переводе крестьян на обязательный выкуп
Оброк
Оброк – это форма повинности крестьян, состоявшая в выплате помещику дани деньгами или продуктами. Оброк делился на:
- денежный;
- натуральный;
- отдельные виды работ.
Крестьяне должны были отдавать часть своего урожая помещику. Размер оброка зависел от размера крестьянского надела. Впоследствии оброк принял форму постоянного денежного платежа, но существовал и более тяжелый натуральный оброк, который платился различными продуктами. Помещики придумывали различные поводы для сбора нового оброка: хлеб на Рождество, яйца на Пасху и пр.; также выплачивалась часть урожая – десятый сноп, девятой ведро винограда и т.д. При такой повинности крестьянин не мог, например, убирать с поля снопы, пока помещик не определит размер оброка, вследствие чего мог портиться урожай.
Замечание 3
Денежный оброк мог заменяться натуральным, но это имел право решать только помещик.
Существовали и другие обязательства, которые подразумевали повинности личного характера. Ими могли быть поголовные платежи, сборы со двора, с дыма, раскладочный сбор и пр. Помещик мог распоряжаться всей собственностью крестьянина, а также им самим: решение о женитьбе крестьянина принимал хозяин.
Итак, барщина носила двоякий характер. С одной стороны, помещики использовали крепостных как бесплатную рабочую силу, что приводило к угнетению последних, не оставляя времени на обработку своей земли. С другой стороны, барщина не была очень выгодна, ибо крестьяне не были заинтересованы в результатах своего труда и не особо старались работать на землях помещика. К тому же, на помещика ложились обязанности по кормлению крестьян, что было тоже затратно. Оброк был более легкой формой повинности для крестьян, однако, его размер также не был законодательно определен. Однако самую большую форму эксплуатации крестьян представляли прочие виды повинностей, в которых ярко проявлялись самые некрасивые формы крепостничества, и крестьянин был фактической собственностью хозяина.
default/handbook/article/googleContextBlock.twig
Зависимых людей в усадьбах помещика было много. Каждый из них выполнял возложенные на него обязательства. Самыми многочисленными жильцами в поместье были крестьяне. Повинности крепостных крестьян были обширны: строительные работы, подати натуральными продуктами, работа на фабриках и заводах, переезд с хозяевами на новые места и т.д.
Перечислите повинности и виды оброка крепостных крестьян
Крепостные крестьяне выполняли следующие виды повинностей:
барщина;
оброк
натуральный;
денежный;
другие обязательства.
Крестьяне должны были отдавать часть выращенных продуктов помещику, а так же работать на его полях. Позже повинности перевели на деньги. Феодалу было удобно: он получал доход в удобной форме, а отданные крестьянами продукты часто были плохого качества.
Величина оброка за землю зависела от надела крестьянина. Позже он приобретал форму постоянного денежного платежа. Обесценивание денег было выгодно крестьянам. Однако тяжелее оказывался натуральный оброк – он платился различными продуктами. Помещики все время придумывали новые поводы для собирания натурального оброка: хлеб на Рождество, яйца на Пасху и т.п. Иногда денежный оброк заменялся натуральным. Выплачивалась часть урожая: десятый сноп, девятое ведро винограда и т.д. При такой повинности крестьянину запрещалось убирать с поля сжатые снопы, пока приказчик не укажет размер оброка. Часто урожай портился от дождя или ветра. Развитие товара-денежных отношений улучшило положение крестьян – они могли откупаться деньгами. Однако право выбора формы уплаты оброка выбирал помещик.
Барщина – работа на земле феодалов. Сильная эксплуатация крепостных приводила к угнетению крестьянских хозяйств. Крестьянам не оставалось времени хорошо обрабатывать свои наделы. Другим феодалам, наоборот, барщины была не выгодна. Крестьяне плохо работали на чужих землях, так как не заинтересованы были в результате труда. На помещика ложились обязательства кормления в дни отработки крепостных. В некоторые дни работники съедали больше, чем наработали.
Замена барщины деньгами стала выгодна обеим сторонам. Конечно к этому подходили постепенно. Вначале ограничили количество отрабатываемых дней (3-4 дня в неделю). За пропущенные дни полагался штраф – начало формирование тарифов за различные работы. Со временем крестьянам стало выгоднее выплачивать штрафы, чем тяжело работать на помещика. Так барщина заменилась денежным оброком.
Как и с натуральным оброком, выбор между барщиной и деньгами делал помещик. Позже откупаться стали не индивидуально, а коллективно – целыми селами. Один год феодал мог согласиться на денежный оброк, но во второй ему может потребоваться рабочая сила.
Откупиться могли зажиточные крестьяне, малоземельным это было не под силу. Их часто использовали для уборки урожая, в сенокос, когда нужно было много работников. Поэтому только часть ручных работ заменялась деньгами.
В некоторых Европейских странах барщина исчезла совсем (Фландрия, селения Шампани, Орлеан). В других сохранили общественные работы и сторожевую службу. В Германии в конце XIII века началась сильная раздробленность феодальных земель. Помещик уже не имел больших наделов, рабочая сила ему была не нужна, и он предпочитал денежные выплаты. Барщину крестьяне отрабатывали несколько дней в году.
Под другими обязательствами понимали повинности личного характера. Население часто называла их «дурными обычаями». Это были пережитки рабовладельческого строя. В первую очередь это поголовные платежи: сборы со двора, с дыма, раскладочный сбор и т.п.
Помещик имел право на все имущество крепостного. После его смерти он мог все забрать себе. Все, чем обладал крестьянин, было только в пожизненном пользовании, исключая любое распоряжение. Позже за любой переход земли помещик получал определенные денежные взносы. Аналогичная ситуация была и с движимым имуществом. Но позже помещику стали отдавать лучшую корову, рой пчел и т.д.
Кроме имущества крепостного феодал имел право на его жену – право первой ночи. В последующие столетия это право заменилось на одобрение помещиком заключения брака среди крепостных, который сопровождался внесением денежных средств в пользу помещика.
Крепостные крестьяне обязаны были молоть зерно на мельнице помещика, использовать пресса хозяина, печь хлеб в его печах и т.д. За все это так же бралась немалая для невольных людей плата. При посещении помещиком определенной поселения крестьян, последние должны были кормить хозяина с сопровождающими его людьми. Многие помещики кормились подобным образом целый год.
Картина «Косцы (Страдная пора)». Художник Г. Г. Мясоедов. 1887 г.
В Московском государстве (напомню, что речь идет о XIV-XVI вв.) основной массой населения вообще и зависимого населения в частности были крестьяне.
Зависимость выражалась в экономическом принуждении крестьянина к труду на феодала (князя, боярина, дворянина, церкви), который захватил основное в те времена средство производство — землю.
Правовой статус крестьян
Крестьяне делились на две категории: черносошных (или чернотяглых) и владельческих. Отличия были не только в названии, но и в правовом статусе.
Чернотяглые крестьяне жили на землях, не отданных какому-либо феодалу. Эта категория земель принадлежала непосредственно князю. Иными словами, чернотяглые крестьяне жили во владениях великих и удельных князей.
Владельческие крестьяне жили на землях, принадлежащих помещикам и вотчинникам.
На протяжении всего XV века шел процесс прикрепления к земле чернотяглых крестьян и усиленное закрепощение владельческих.
Черносошные крестьяне прикреплялись к земле через заключение договоров между князьями о непринятии на свои земли чужих тяглых людей.
Закрепощение владельческих крестьян осуществлялось через прикрепление их к определенной вотчине или поместью, постепенное ограничение возможности выбора господина и перехода от одного хозяина к другому.
Читайте также:«Хроники крепостного права: от установления до отмены».
Особенно на окончательном закрепощении крестьян настаивали мелкие феодалы.
Крестьяне, имея возможность переходить от одного владельца к другому, старались найти место, где жить было бы полегче. Такими местами обычно оказывались крупные вотчины. Соответственно мелкие феодалы страдали от оттока крестьян со своих земель.
Организованное закрепощение началось с того, что князья особыми грамотами закрепляли за определенными владельцами определенные группы крестьян.
Одними из первых были прикреплены старожильцы — крестьяне, долгие годы жившие на земле одного феодала, платившие в его пользу стандартные феодальные повинности и тягло государству. Старожильцы пользовались уважением и почетом, осуществляли суд по мелким делам.
В спокойные и тихие времена уходить с насиженного место у них не было повода.
Противоположность старожильцам — новопорядчики (новоприходцы). Чаще всего это были крестьяне, бежавшие от других феодалов. Поскольку феодалы нуждались в притоке рабочей силы, таких крестьян они охотно принимали в свои вотчины и поместья.
Новопорядчики были освобождены от государственного тягла, а иногда даже от феодальных повинностей. Новоприходцы иногда получали от помещика подмогу или ссуду. Перейти к другому феодалу они могли только расплатившись с прежним. После многолетнего проживания на одном месте новопорядчик становился старожильцем.
Еще была группа крестьян, которых называли серебряниками. Это были люди, которые взяли у феодала ссуду деньгами — «серебром». Расплачиваться с такими долгами часто было трудно из-за высоких процентов. Поскольку серебряник до уплаты долга не мог уйти от хозяина, то выход к другому владельцу был практически невозможен. Если только новый владелец, переманивший крестьянина, не уплатит за него серебро и тем самым «откажет» у предыдущего господина.
Другой группой крестьян были половники. Это были бедняки, которые не имели своей земли и поэтому пахали на своих лошадях господскую землю, отдавая взамен половину урожая (отсюда и название).
Виды крестьянских повинностей
Можно выделить два традиционных вида повинностей — уплата оброка и отработка на барщине.
Оброк — это плата за пользование землей. Могла носить как денежный характер, так и натуральный. В разных землях оброк был разный. Он мог состоять либо из части урожая, либо из определенного количества продуктов с выти (тяглой единицы).
Барщина — это личная работа крестьянина в хозяйстве вотчинника или помещика. Она могла быть либо дополнением к оброку, либо его заменой. В основном барщина имела место на плодородных землях.
Митрополит Киприан в грамоте Константиновскому монастырю 1391 г. писал, что крестьяне, отбывая барщину,
«…церковь наряжали, двор тынили, хоромы ставили, пашню пахали на монастырь взгоном, убирали хлеб и сено, прудили пруды, сады оплетали, на невод ходили, хлебы пекли, пиво варили, лен пряли».
Судебник считал барщину явлением общим и вполне законным, обозначая ее термином «боярское дело».
Жизнь крестьян была тяжелой, но самое трудное их ждало впереди.
———————————-
Понравилась статья?
- Ставьте лайк и подпишитесь на канал «Российская юридическая история», чтобы не пропустить новые материалы.
- Тех, кто интересуется современным правом, я приглашаю в мою группу «ВКонтакте». Там мы ищем правовые смыслы современности.