Поведение целиком определяемое мыслью о собственной пользе выгоде

Поведение целиком определяемое мыслью о собственной пользе выгоде thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 декабря 2019;
проверки требуют 4 правки.

Запрос «Эгоист» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Эгои́зм (др.-греч. Εγώ, лат. ego — «я») — поведение, целиком определяемое стремлением человека к собственной пользе, выгоде. В настоящее время (начало XXI века) в психологии различают две степени эгоизма. Сильной формой эгоизма считается преследование и отстаивание исключительно собственной выгоды, при этом человек может помогать другому, если это приносит пользу лично ему[1].

На преступность эгоистической любви к себе, при том, что в человеке нет ничего, чем можно было бы гордиться, указывали Кальвин и Лютер. Подобная точка зрения оказала значительное воздействие на формирование отношения в западной культуре к стремлению к собственному счастью, которое не должно быть главной целью. И. Кант считал нацеленность на собственное благополучие естественным для человеческой природы, следовательно, не имеющим, в отличие от любви к другим, «этической ценности». Тем не менее, по мысли Канта, человек не должен отказываться от личного счастья, так как его благополучие может быть полезным для исполнения общественного долга[2]. По Гоббсу эгоизм есть врождённое свойство индивидуума, которое может ограничить лишь суверен[3]. Гельвеций защищал право индивидуума на личное счастье. В его понимании, если, стремясь к личному счастью, человек причиняет другим вред, то он становится источником зла. Тот же, чьи собственные интересы увязываются с интересом общественным, творит добро. Эта согласованность личного с общественным есть «рациональный эгоизм»[4].

Впоследствии Штирнер, ещё позднее Ницше отстаивали право личности на счастье, при этом эгоизм представляли противоположностью любви к другим, альтруизму, считая последнее проявлением слабости[5]. Современными психологами такое противопоставление считается некорректным. В настоящее время допускается, что альтруистический образ действия может быть основан на эгоистических устремлениях, возможно, не осознаваемых человеком[6].

Думать о себе не есть эгоизм. Тот, кто не думает о себе, вообще не способен мыслить. Но крайне эгоистично требовать от ближнего мыслей и суждений, подобных своим. Зачем? Если тот способен мыслить, скорее всего он мыслит иначе. Если не способен, недопустимо требовать от него проблеска мысли.

Философия. Принцип эгоизма[править | править код]

А нынче все умы в тумане,
Мораль на нас наводит сон,
Порок любезен — и в романе,
И там уж торжествует он.
Британской музы небылицы
Тревожат сон отроковицы,
И стал теперь её кумир
Или задумчивый Вампир,
Или Мельмот, бродяга мрачный,
Иль Вечный Жид, или Корсар,
Или таинственный Сбогар.
Лорд Байрон прихотью удачной
Облек в унылый романтизм
И безнадежный эгоизм.

А. С. Пушкин. Евгений Онегин Глава 3, XII

Принцип эгоизма в качестве универсального начала человеческой активности был признан в эпоху Просвещения. Сам термин “эгоизм” появился в XVIII веке. Французские мыслители XVIII века сформулировали теорию «рационального эгоизма», полагая, что основой морали являются правильно понятые собственные интересы («разумное себялюбие», Гельвеций)[7].

Опираясь на построения Л. Фейербаха, Н. Г. Чернышевский разработал в статье «Антропологический принцип в философии» («Современник», 1860, № 4) свою версию теории разумного эгоизма. Её иллюстрацией отчасти стал роман Чернышевского «Что делать?» (1863):

— Стало быть, правду говорят холодные практические люди, что человеком управляет только расчёт выгоды?

— Они говорят правду. То, что называют возвышенными чувствами, идеальными стремлениями, — всё это в общем ходе жизни совершенно ничтожно перед стремлением каждого к своей пользе, и в корне само состоит из того же стремления к пользе.

— Н. Г. Чернышевский. Что делать? Из рассказов о новых людях. Издание подготовили Т. И. Орнатская и С. А. Рейсер. Ленинград: Наука, 1975 (Литературные памятники), С. 68.

Советский генетик В. П. Эфроимсон полагал, что разумный эгоизм передаётся на генетическом уровне, так как сформирован в процессе длительной борьбы за существование и естественного отбора не одной особи, но группы людей, связанных общей целью[8]:

Естественно, что… среди очень многих человекоподобных видов, с которыми человек находился в борьбе за жизнь, выжил тот вид, в котором было сильнее развито чувство взаимной поддержки, тот, где чувство общественного самосохранения брало верх над чувством самосохранения личного, которое могло иногда влиять в ущерб роду или племени.

Эгоизм иногда отождествляют с индивидуализмом и противопоставляют его альтруизму и соборности.

Эгоизм может быть рациональным и иррациональным. В первом случае эгоист оценивает возможные последствия своих действий и действует в соответствии с целесообразностью. Во втором случае эгоист действует импульсивно и недальновидно.[источник не указан 1659 дней]

Формы[править | править код]

  • Этический эгоизм — доктрина, которая утверждает, что люди должны делать то, что находится в их собственных интересах.
  • Психологический эгоизм (англ.)русск. — доктрина, в которой утверждают, что люди всегда мотивированы своими интересами.
  • Рациональный эгоизм — убеждение, что разумно действовать в личных интересах.

Термины «эгоизм» и «эготизм» также могут означать:

Эготизм — чрезмерное или преувеличенное чувство собственной важности.

Солипсизм (иногда называемый эгоизмом) — вера в то, что существует только собственное «я», или что только свои переживания можно проверить.

Эгоистический анархизм (англ.)русск. — форма анархизма, о которой чаще всего говорит Макс Штирнер.

Эгоцентризм — отсутствие эмоциональной потребности «войти в положение другого человека».

З. Фрейд об эгоизме[править | править код]

Зигмунд Фрейд полагал, что эгоизм заложен в человеке природой. При этом он расширял понятие эгоизма, подразумевая под ним абсолютно обыденное стремление каждого индивида удовлетворить свои естественные потребности, присущее любому животному. Психоаналитик утверждал, что наиболее эгоистичными являются маленькие дети, ибо практически вся их жизнь посвящена их собственному “Я” и удовлетворению его потребностей. Дети отчаянно желают, чтобы их интенсивные желания были непременно удовлетворены, а кроме того, по мнению Фрейда, первоначально у детей формируется привязанность к близким людям только из-за эгоистических побуждений, потому что именно они наиболее полно удовлетворяют его потребности. [9]

Читайте также:  Каша из ячневой крупы польза и вред

Философы, изучавшие устройство эгоизма[править | править код]

  • Фридрих Ницше
  • Айн Рэнд
  • Макс Штирнер

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. Ильин Е. П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. — СПб: Питер, 2013. — С. 150. — ISBN 978-5-496-00234-9.
  2. Фромм Э. Человек для себя. — С. 157—158.
  3. Уэст Д. Континентальная философия. Введение. — М.: Издательский дом “Дело” РАНХиГС, 2015. — С. 55.
  4. ↑ История философии / Под редакцией Ч. Кривеля. — Минск: Новое знание, 2001.
  5. Фромм Э. Человек для себя. — С. 158—159.
  6. Ильин Е. П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. — СПб: Питер, 2013. — С. 135, 139—140. — ISBN 978-5-496-00234-9.
  7. ↑ Философский энциклопедический словарь. Москва: Советская энциклопедия, 1983. С. 787.
  8. Эфроимсон, В. П. Родословная альтруизма (этика с позиций эволюционной генетики человека) : [арх. 21 декабря 2015] / Предисловие Б. Л. Астаурова // Новый мир : Журнал. — 1971. — № 10. — С. 194. — ISSN 0130-7673.
  9. Московский Государственный Социально-гуманитарный Институт. Проблема эгоизма в работах З. Фрейда. Е. В. Омельчанко // Практическая психология образования XXI века: развитие личности в образовании. Сборник научных статей и материалов XII – ой Всероссийской научно-практической конференции. — Коломна, 2014. — С. 91-99.

Литература[править | править код]

  • Лапшин И. И.,. Эгоизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • И. А. Рудзит. Эгоизм как внутренний нравственно-этический фактор развития самосознания человека // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. № 1. — СПб., 2006, с. 56-65

Источник

Эгоизм – хорошо или плохо?

«Эгоизм – это не значит жить так, как хочешь, это требование к другим жить так, как вы этого хотите».  Оскар Уайльд.

«Почему ты такой эгоист?! Как ты мог так поступить?» – в сердцах восклицает мать, отчитывая нерадивого сына, съевшего последний кусочек торта. Мальчик стоит, потупив взгляд. Ему невероятно стыдно за свой поступок. Когда он вырастет, никто больше не назовет его эгоистом. Он всегда будет помнить о других, делиться с ними даже самыми любимыми своими вещами. И этот кусочек торта, съеденный второпях, сейчас кажется  таким горьким. Или это от слез? Ужасно, теперь сестренке не достанется лакомства. Но тортик был таким вкусным…
В детстве мы часто слышим от родителей: не будь эгоистом, почему ты не такой, как Саша, Аня из соседнего дома? Ведь надо делиться своими вещами. Правильно ли это? Об этом поговорим с практикующим психологом Анатолием Малиш.

– Что такое эгоизм? Так ли  он вреден? Это действительно черта, которой нужно стыдиться, всеми силами пытаться искоренить? Эгоизм (от лат. ego — «я») — Себялюбие.  Поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтение своих интересов интересам других людей и животных.

Эгоизм может быть рациональным и иррациональным. В первом случае эгоист оценивает возможные последствия своих действий и действует в соответствии с целесообразностью. Во втором случае эгоист действует импульсивно и недальновидно, руководствуясь исключительно своими желаниями и целями.  Крайней степенью эгоизма является эгоцентризм и в этой ипостаси он несомненно вредоносен. Как и в любых проявлениях характера и деятельности человека определяющим является не наличие чего- либо,  а его количество, своевременность и дозировка. Так и с эгоизмом. Необходимо бороться с его «передозировкой».

– Должен ли иметь место в жизни «здоровый эгоизм»? Эгоизм является прежде всего порождением природного инстинкта самосохранения; с точки зрения этики -необходимость эгоизма обусловливается ценностью жизни. Он необходим для осознания и реализации ценностей, заложенных в личности, необходим для исполнения морального долга, состоящего в доведении до наибольшего совершенства собственных задатков и способностей. Эгоизм становится недопустимым с этической точки зрения, когда чужой жизни и чужой личности придается меньше значения, чем собственной, когда попираются права других. Эгоизмом не обладают только мертвые и сумасшедшие. Поэтому, в определённых случаях, не стоит чувствовать вину, когда ставите свои интересы превыше других. Конечно, если это не превращается в привычку. Во всем следует соблюдать меру. Будьте самодостаточным человеком, Ваша самооценка не должна зависеть от похвалы или осуждения окружающих.

– Можно ли считать эгоизм следствием неправильного воспитания в детстве? Как правило, эгоизм – это, действительно, следствие неправильного воспитания в семье. Если ребенку прививают сознание собственной исключительности, поддерживают завышенную самооценку и эгоцентризм личности, то у него может сформироваться стойкая ценностная ориентация, при которой принимаются в расчет лишь его собственные интересы, потребности, переживания. Когда ребенок становится взрослым, то его концентрация только на самом себе, собственных желаниях и полное равнодушие к другим, может привести к одиночеству, к ощущению враждебности окружающего мира. Такие же чувства и эгоизм может возникнуть и у ребенка, который с детства сталкивается с равнодушием родителей и окружающих. Он начинает думать, что, кроме него самого, никто не позаботится о его потребностях. И в дальнейшем провозглашает именно их основным жизненным принципом , основывающимся на противопоставлении частных, своекорыстных интересов личности интересам других людей, на стремлении удовлетворить свои потребности , желания за счет общества. Человека можно считать эгоистом в том случае, если он, руководствуясь соображениями личной выгоды и пользы, живет только для себя , оставаясь безучастным к судьбам других. Эгоизм проявляется в себялюбии, равнодушном отношении к окружающим, в пренебрежении их интересами, во взгляде на другого человека как на средство для достижения личных целей. Эгоизм находит свое законченное выражение в эгоцентризме , утверждающем абсолютное превосходство «я» над другими. Как моральное качество эгоизм формируется из условий жизни людей, и зависит от их уровня культуры, образования и  воспитания.

Читайте также:  Несквик какао польза и вред

– В чем разница между себялюбием и эгоизмом?Эгоисты всегда самолюбивы?  Себялюбие, это, скорее ощущение, чем система поведения. Оно является неотъемлемой частью эгоизма. Именно оно определяет поведение, которое целиком основано на  мыслях о собственном Я, собственной пользе, выгоде, предпочтении своих интересов интересам других людей. Эгоисты болезненно самолюбивы, поскольку обладают крайними степенями самооценки, и крайне критичны к тем, кто пытается оспаривать их превосходство.

– Что хуже эгоизм или альтруизм? Альтруизм (лат. Alter — другой) — нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение интересов другого человека (людей). Как правило, используется для обозначения способности приносить свою выгоду в жертву ради общего блага.

Альтруистическое стремление оказать помощь совершенно постороннему человеку издавна считается доказательством особенно изысканного благородства. Подобные бескорыстные порывы альтруизма котируются в нашем обществе чрезвычайно высоко и даже, как утверждают знатоки, как бы сами несут в себе моральное вознаграждение за причинённые хлопоты. Но альтруизм в социуме может быть и  выгоден, так как приводит к повышению репутации. Другим преимуществом альтруизма может служить самореклама. Это ли не признаки эгоистичности?

«Каким бы эгоистичным ни казался человек, в его природе явно заложены определённые законы, заставляющие его интересоваться судьбой других и считать их счастье необходимым для себя, хотя он сам от этого ничего не получает, за исключением удовольствия видеть это счастье» — Адам Смит

Альтруизм и эгоизм – это естественный механизм перераспределения сил в обществе, если его рассматривать как поглощение и отдачу энергии. Он действует везде, где имеется перепад этих энергий (различие в благосостоянии, разность интеллекта, разность потенциалов и др.). Этот механизм препятствует образованию чрезмерной вовлечённости людей в те или иные системы отношений.

Из сказанного можно сделать следующие выводы:

Если эгоизм – перекос в сторону себялюбия, своих интересов и потребления, становится чрезмерным, т.е. превращается в сверх- эгоизм, то это плохо. Если альтруизм – перекос в сторону любви к другим, интересов других и отдачи собственной энергетики, превосходит меру, т.е. превращается в сверх- альтруизм, то и это плохо.

Хорошо, если обмен энергиями является взаимным и эквивалентным, хорошо, когда не нарушается равновесие.  Это очень точно отражено в общеизвестной заповеди:

 “Полюби ближнего своего как самого себя”.

Следовательно, не больше себя, но и не меньше себя!

– Как лучше общаться с эгоистом, если вы в силу каких-либо обстоятельств вынуждены это делать, например по работе?

Разговаривать с такими людьми необычайно трудно, ведь Ваш собеседник не слышит Вас, он поглощен только собственными мыслями, только самим собой. Ему нужен слушатель, а не собеседник, причем, слушатель восхищенный, во всем соглашающийся и поддерживающий его позицию. Часто эгоисты – это лидеры, сильные натуры, способные увлечь за собой тех, кто имеет более слабый характер. Они могут  взять Вас в оборот, выдать собственные интересы за Ваши, и даже вполне удачно манипулировать Вашим мнением.

При этом, эгоисты – очень уязвимые люди, они болезненно самолюбивы, но настолько сконцентрированы на самих себе, что могут не замечать неприязни, иронии или даже издевок окружающих. Если Вы вынуждены общаться с таким человеком, то у Вас два варианта развития отношений. Первый позволит Вам избавиться от эгоцентричного собеседника надолго, если не навсегда – всего-то достаточно начать обсуждать его просчеты и недостатки. Как только Ваш коллега начинает расхваливать свои достижения и заниматься самолюбованием, тут же напомните ему о тех ошибках, которые он сделал, и о последствиях, к которым эти ошибки привели. После такого замечания Ваш собеседник сразу захочет прервать неприятный ему разговор. Более того, он еще долго не пожелает вообще вступать с Вами в беседу.

Если же Вы не хотите портить отношения, но уже устали от разговора, начните расхваливать таланты и достижения своего собеседника, не жалея слов и сил. Лесть и комплименты – бальзам на душу эгоиста. Убедив такого коллегу в своем исключительно почтительном отношении, Вы можете прекращать разговор, сославшись на срочные дела – он надолго запомнит Вас, как человека приятного, умного и интересного.

– Что делать, если вы влюблены в эгоиста? Если у вас есть силы, бегите от него, потому что в противном случае Вам придется полностью раствориться в нем, потеряв себя, как личность. Эгоист не потерпит рядом с собой человека с собственными взглядами, интересами, принципами или критично настроенного. Если же Вы уверовали в исключительность своего партнера, то не будете замечать, что вся Ваша жизнь крутится вокруг него и его желаний. Такие люди не способны на настоящую любовь и самопожертвование, они считают себя очень умными и способными и всегда во всем правы, а все люди вокруг них всегда не правы, во всём виноваты и им должны. Эгоисты не способны на близкие, доверительные отношения с другими людьми, а без близких отношений – невозможна настоящая любовь и дружба. Потому-то они и лишены семейного счастья и даже этого не понимают.      

Читайте также:  Есть от польза от арбуза жить здорово

-Можно ли перевоспитать эгоиста? Возможно, если он испытает сильное потрясение или, даже, горе, и поймет, что вокруг него тоже живые люди со своими желаниями, чувствами, заботами и проблемами. Переделать взрослого человека практически невозможно, разве что он сам приложит все силы и старание. Так что, даже если ваш партнер, боясь Вас потерять и действительно полюбив, готов избавиться от эгоизма, рецидивы обязательно будут, а потому набирайтесь терпения!

Источник

Ñàìûå ÷àñòûå ñëîâà, êîòîðûå ÿ ïîâòîðÿþ âî âðåìÿ êîíñóëüòàöèé:

– Ýòî íîðìàëüíî.

×àùå âñåãî îíè çâó÷àò âî âðåìÿ îáñóæäåíèÿ ÷óæèõ æåëàíèé. ß ïîâòîðÿþ èõ ïîòîìó, ÷òî áîëüøèíñòâî ëþäåé ïîñòîÿííî ñîìíåâàþòñÿ â òîì, ÷òî ïîñòóïàþò ïðàâèëüíî, ïîñòîÿííî ïåðåæèâàþò, ÷òî èç-çà èõ æåëàíèé íà íèõ ìîãóò îïîë÷èòüñÿ ðîäèòåëè, ìóæüÿ, æ¸íû èëè ïðîäàâùèöû.

Ê ñîæàëåíèþ, áîëüøèíñòâî èç íàñ ñ äåòñòâà ïðèó÷èëè ê òîìó, ÷òî ïîñòóïàòü òàê, êàê íàì ãîâîðÿò, – ýòî ïðàâèëüíî, à ïîñòóïàòü òàê, êàê íàì õî÷åòñÿ, – íåïðàâèëüíî èëè ýãîèñòè÷íî, è íóæíî êàê ìèíèìóì ñïðîñèòü ðàçðåøåíèÿ. Ïðîáëåìà â òîì, ÷òî âûðàñòàÿ, îñòàâàÿñü ñ òàêèìè óáåæäåíèÿìè, ìû íà÷èíàåì èñêàòü òåõ, êòî ðàçðåøèò íàì, óêàæåò ïóòü è áóäåò ãîâîðèòü, êàê ïðàâèëüíî, à êàê íåò. Òàê ìû ïîïàäàåì â çàâèñèìîñòü îò ÷óæèõ æåëàíèé è óæå ïåðåñòà¸ì ðàçáèðàòüñÿ â ñîáñòâåííûõ.

Íà êîíñóëüòàöèÿõ ÿ ÷àñòî äàþ ÷åëîâåêó çàäàíèå, ÷òîáû îí â òå÷åíèå íåäåëè ïîñòàðàëñÿ äîâîäèòü êàæäîå ñâî¸ æåëàíèå äî êîíöà. Ïðè÷¸ì âñåãäà ïðîøó íà÷àòü ñ ïðîñòîãî, íàïðèìåð, âûáîðà ïðîäóêòîâ â ìàãàçèíå. Åñëè âû ïðèøëè â ìàãàçèí, çàõîòåëè ñëàäåíüêîãî è óâèäåëè ïðÿíèêè, âîçüìèòå. Åñëè ðÿäîì áóäóò åù¸ âàôëè, ïàñòèëà è êîíôåòû, êîòîðûå çàñòàâÿò âàñ ñîìíåâàòüñÿ, äîâåäèòå ïåðâîå æåëàíèå äî êîíöà, ïðèäèòå äîìîé, ñúåøüòå ïðÿíèê è ïîéìèòå, ñòîèò ëè â ñëåäóþùèé ðàç âçÿòü ÷òî-òî äðóãîå, íî òîëüêî íå îñòàíàâëèâàéòåñü è íå ñïðàøèâàéòå ñåáÿ: «Ìîæåò, âñ¸-òàêè âàôëè?».

Ïîñòåïåííî òàêàÿ ïðèâû÷êà ïåðåíîñèòñÿ íà áîëüøèå ðåøåíèÿ, è ýòî ïîìîãàåò íàó÷èòüñÿ äîâåðÿòü ñâîèì âíóòðåííèì æåëàíèÿì, ñðàçó ïðîâåðÿòü èõ íà ïðàêòèêå, è â èòîãå ïîíÿòü, ÷òî îíè ìîãóò áûòü íåçàâèñèìûìè îò äðóãèõ ëþäåé.

Äîâîëüíî ÷àñòî, êîãäà ÿ îáúÿñíÿþ ñóòü çàäàíèÿ, âîçíèêàåò âîïðîñ:

– À âäðóã ÿ çàõî÷ó ÷åãî-òî ïëîõîãî? Ìíå âñ¸ ðàâíî ñëåäîâàòü ñâîåìó æåëàíèþ?

Èìåííî â ýòèõ ñëîâàõ ÿ ñëûøó òó ñàìóþ äåòñêóþ òðåâîãó, êîòîðóþ êîãäà-òî çàðîäèëè â ÷åëîâåêå ðîäèòåëè, ñïðàøèâàÿ åãî:

– À òû òî÷íî ýòîãî õî÷åøü? Ìîæåò, åù¸ ïîäóìàåøü? Åñòü è äðóãèå âàðèàíòû.

Ñ òåõ ïîð ðåá¸íîê ïåðåñòà¸ò ïîíèìàòü, ÷åãî îí õî÷åò, íà÷èíàåò ñîìíåâàòüñÿ è èñêàòü òåõ, êòî ñêàæåò åìó, ÷òî ýòîò âûáîð ïðàâèëüíûé è íàä¸æíûé. Âñ¸ ìûñëè î òîì, ÷òî ìû ìîæåì çàõîòåòü ïëîõîãî èëè ñäåëàòü íåïðàâèëüíûé âûáîð – ïðèçíàê òðåâîæíîñòè.

Ìû ïûòàåìñÿ ñîçíàòåëüíî ïîíÿòü, ÷åãî õîòèì, âìåñòî òîãî, ÷òîáû ïîñëåäîâàòü æåëàíèÿì, êîòîðûå îïðåäåëÿþòñÿ ïîäñîçíàíèåì. Ñàìîå çàáàâíîå òî, ÷òî îïðàâäûâàåì ìû ýòî «ðàöèîíàëüíîñòüþ». Ìû äóìàåì, ÷òî íàøå ñîçíàíèå, êîòîðîå íå ïîìíèò, êàê ìû ïðîâåëè óòðî íåäåëþ íàçàä, ñìîæåò îòâåòèòü íà ñóäüáîíîñíûå âîïðîñû, âðîäå:

– Îñòàòüñÿ èëè óõîäèòü?

– Ñêàçàòü èëè ïðîìîë÷àòü?

– Ïðÿíèêè èëè âàôëè?

Íàøå ïîäñîçíàíèå õðàíèò îïûò âñåé íàøåé æèçíè. Íî îíî íå ìîæåò ïðÿìî äàòü íàì ïðàâèëüíûé îòâåò, îíî ìîæåò äàòü òîëüêî ýìîöèîíàëüíûé èìïóëüñ, ñàìûé ïåðâûé èìïóëüñ, ê êîòîðîìó ÿ ïðåäëàãàþ ïðèñëóøàòüñÿ. Ïî÷åìó ìû íå ïðèñëóøèâàåìñÿ? Ïîòîìó ÷òî ñ÷èòàåì, ÷òî «ðàöèîíàëüíûå» ïðàâèëà ñèëüíåå ýìîöèé. Îïðîâåðãàÿ ýòó èäåþ, ÿ ëþáëþ ïåðåñêàçûâàòü îäèí ïðèìåð íåéðîó÷¸íîãî Ñýìà Õàððèñà.

Âîçüì¸ì ãðóïïó îáû÷íûõ, çäîðîâûõ äåòåé èç ìëàäøèõ êëàññîâ. Ïðåäñòàâèì, ÷òî âû ãîâîðèòå èì:

– Âû ìîæåòå áèòü ñâîþ ó÷èòåëüíèöó ïî ëèöó.

 ýòîì ñëó÷àå äåòè òîëüêî íåäîóìåííî ïîñìîòðÿò íà âàñ, ïîòîìó ÷òî âàøå ðàçðåøåíèå íå äà¸ò èì ïðàâà íàðóøàòü ñâîè âíóòðåííèå ïðåäñòàâëåíèÿ î õîðîøåì è ïëîõîì. Ñ äðóãîé ñòîðîíû, åñëè ñðåäè ýòèõ äåòåé îêàæåòñÿ õîòÿ áû îäèí ïñèõîïàò, îí ïîäîéä¸ò è óäàðèò ó÷èòåëüíèöó ïî ëèöó. Ïîòîìó ÷òî ïðè îòñóòñòâèè ýìïàòèè åãî íîðìû îïðåäåëÿþòñÿ òîëüêî ïðàâèëàìè îêðóæàþùèõ.

ß ñ÷èòàþ, ÷òî ãäå-òî âíóòðè ìû òîæå ñ÷èòàåì ñåáÿ ïñèõîïàòàìè. Ñ÷èòàåì, ÷òî, åñëè íàì íå ðàçðåøèëè ÷òî-òî äåëàòü, çíà÷èò ýòî ìîæåò êîìó-òî íàâðåäèòü. Íî ýòî íå òàê. Âû çíàåòå, ÷òî õîðîøî, à ÷òî ïëîõî, âàø ìîçã ñïðàâèòñÿ ñ ýòîé çàäà÷åé ãîðàçäî ëó÷øå ëþáûõ íîðì è ïðàâèë, êîòîðûå äëÿ âàñ óñòàíîâèëè ðîäèòåëè è ó÷èòåëÿ.

Ïîêà ìû íå íàó÷èìñÿ äîâåðÿòü ñâîèì æåëàíèÿì, ìû íå ñìîæåì æèòü ñ÷àñòëèâî, è òîëüêî òàê ìû ìîæåì ïîíÿòü, êàê ïîñòóïàòü ïðàâèëüíî è íåïðàâèëüíî. ß íå ãîâîðþ, ÷òî âñå âàøè æåëàíèÿ ïðèâåäóò ê èñõîäó, êîòîðûé âàì ïîíðàâèòñÿ. Íî äàæå åñëè îí âàì íå ïîíðàâèòñÿ, âû ñìîæåòå ñäåëàòü âûâîäû è ÷åìó-òî íàó÷èòüñÿ.

Âû íå áóäåòå æèòü ó ñåáÿ â ãîëîâå. Âû íå áóäåòå æäàòü ðàçðåøåíèÿ. Âû áóäåòå ñ÷àñòëèâû.

Èñòî÷íèê.

Источник