Посты вред или польза и вред

Посты вред или польза и вред thumbnail

Посты вред или польза и вред

– Реклама –

Посты вред или польза и вред

Великий пост начинается в конце февраля и продолжается до начала апреля. Он длится ровно семь недель, во время которых верующие должны соблюдать значительные пищевые ограничения. Разберемся, полезен или вреден пост не для души, а для вашего здоровья.

Особенности постного рациона

Строгость диеты зависит от вида поста. Кроме этого, в разные дни одного постного периода рацион также отличается. Мы поговорим о самом длинном христианском посте, выдержать который не так просто:

  • придется полностью отказаться от мяса, молочных продуктов и яиц;
  • рыбу разрешено есть всего два дня;
  • нужно ограничить и растительное масло — пища с маслом допускается только на выходных;
  • почти половину поста предписано сухоядение, то есть употребление не приготовленной пищи, в частности хлеба, овощей и фруктов.

Есть можно только раз в день, за исключением выходных, в которые пищу принимают дважды. Также перед Пасхой один день постящиеся голодают полностью. Давайте посмотрим, какие плюсы и минусы могут быть в таком режиме питания.

Польза поста для здоровья

1)   Отсутствие тяжелой белковой пищи

В постном рационе нет тяжелых животных продуктов, в частности красного мяса, зато много овощей и фруктов. Это будет полезно тем, кто в обычной жизни переедает, употребляет преимущественно мясную пищу, в том числе полуфабрикаты и фаст-фуд. Клетчатка сырых овощей и фруктов нормализует процесс пищеварения, помогает при запорах, способствует выводу токсины.

постное меню

Но польза будет, только если выбирать свежие и полезные продукты. Стоит заменить обычный хлеб сладкой, пусть даже несдобной выпечкой — и полезный эффект поста сойдет на нет. Растительная пища относительно низкокалорийна, но далеко не вся. Бобовые и сладкие фрукты, фруктовые соки, картофель, кукуруза содержат много калорий и сахара. Их избыток в рационе может привести к ожирению.

Читайте также: Как есть меньше сахара: 9 практичных советов

2)   Ограничение количества пищи

Надо помнить, что пост ограничивает не только выбор продуктов, но и общее количество еды в сутки. Такие ограничения могут принести пользу при ожирении, жировом перерождении печени, камнях в желчном пузыре, аллергических заболеваниях, нарушениях обмена жиров, малоподвижном образе жизни. Пост способен помочь сбросить лишний вес, восстановить работу кишечника, снизить уровень холестерина крови.

Посты вред или польза и вред

Вред поста для здоровья

1)   Дефицит белка

В меню полностью отсутствует животный белок, а значит — и незаменимые аминокислоты. Именно поэтому пост категорически запрещен детям, беременным и кормящим мамам, людям, занимающимся тяжелым физическим трудом.

Для замены животного белка можно ввести в рацион бобовые и грибы, но, если придерживаться поста строго, то вареная пища доступна только два-три раза в неделю. Это значит, что большую часть времени в рационе будут только сырые растительные продукты, бедные белком, и избежать его недостатка вряд ли удастся.

Строгие вегетарианцы тщательно планируют свое меню и периодичность приема пищи, чтобы минимизировать последствия для здоровья. На сырой еде один раз в день сложно добиться сбалансированности рациона.

2)   Дефицит микроэлементов и витаминов

Отсутствие полноценного питания неизбежно приводит к недостатку витаминов и микроэлементов: железа, цинка, йода, витаминов группы В и других. Вы можете ощутить ухудшение самочувствия, в некоторых случаях развивается анемия. Нужно учесть, что в конце зимы и начале весны организм и без поста испытывает недостаток водорастворимых витаминов — они практически не поступают из пищи даже в обычном режиме. Дополнительные ограничения в еде способны усугубить ситуацию.

постное меню

Также, из-за отказа от животных и растительных масел, организм плохо усваивает жирорастворимые витамины А, Д, Е, К. Как правило, в теле есть их запас, и здоровый человек легко перенесет это в течение недолгого времени. Но — если уже существует дефицит витамина А или Д, то он усугубится, вплоть до развития авитаминоза.

Обязательно проконсультируйтесь с врачом перед тем, как начать пост, в случае необходимости принимайте витаминные добавки.

Читайте также: Правда или миф: витаминные добавки улучшают здоровье

3)   Нарушения работы пищеварения

Постом установлен один прием пищи в сутки. Часто люди, голодающие весь день, в этот разрешенный перекус сильно переедают, что негативно сказывается на пищеварении. Кроме этого, есть один раз в день нельзя при гастритах, язве желудка, хроническом панкреатите, холецистите, застое желчи и некоторых других заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

Избыток сырых овощей и фруктов вреден при гастритах и язвах, а также при заболеваниях кишечника: колитах и гастроэнтеритах. Большое количество углеводов перегружает поджелудочную железу, что опасно для людей с диабетом второго типа и резистентностью к инсулину из-за неправильного питания.

4)   Обострение или появление заболеваний

Пост сказывается не только на пищеварительной системе. При анемии и сахарном диабете первого типа углеводистая диета опасна для жизни. Недостаток жирорастворимых витаминов и ненасыщенных жирных кислот может привести к нарушению репродуктивной функции у женщин. Дефицит белка, микроэлементов и витаминов способствует обострению многих хронических заболеваниях.

Посты вред или польза и вред

Также клетки тела хуже снабжаются кислородом, ухудшается состояние кожи, волос, ногтей, снижается общий тонус. На фоне строгой диеты усугубляется течение ряда психических расстройств, в частности депрессии.

Поститься или не стоит?

Мы разобрались в том, насколько безопасен пост, и сделали следующие выводы:

  1. Пост подходит только для полностью здоровых людей. Им он будет полезен, если выбирать свежие и здоровые продукты, не увлекаться картофелем и фруктовыми соками, отказаться от сладостей. Употребляйте хлеб из муки грубого помола, крупы, бобовые, овощи, фрукты, грибы, орехи, растительные масла, сою и другие продукты, старайтесь максимально разнообразить рацион.
  2. Если вы хотите соблюдать пост, но боитесь навредить организму — попробуйте облегченные версии с включением в меню рыбы, яиц и молочных продуктов, а также с трехразовым питанием в течение дня. Так вы сможете полностью устранить вред постной диеты.
  3. Людям, занимающимся тяжелым физическим трудом, нельзя поститься по тем правилам, которые установлены для строгого поста. Отказ от мяса приведет к анемии, дефициту витаминов, синдрому хронической усталости и другим проблемам.
  4. Ослабленным людям, больным тяжелыми хроническими заболеваниями, беременным и кормящим женщинам, детям — поститься строго запрещено. Даже церковь разрешает им сохранять нормальный рацион. Особенно опасны посты при сахарном диабете первого типа и анемии. При этих заболеваниях постная диета может представлять угрозу для жизни.
  5. В любом случае — перед началом поста стоит проконсультироваться с врачом и узнать, будет ли такая диета полезна вам. Также вместе со специалистом стоит подобрать витаминно-минеральные комплексы, предупреждающие развитие дефицита витаминов и микроэлементов.

Теперь вы знаете все о пользе и вреде поста — и можете принять взвешенное решение.

Если вы все же решили соблюдать пост, то предлагаем несколько простых и вкусных рецептов:

Екатерина Кушнир, высшее медицинское образование

Иллюстрации: Анастасия Леман

Источник

Те, кто посещают православную церковь, наверняка обратили внимание, что в любом храме можно увидеть хоть одного очень располневшего священника. И дело здесь совсем не в чревоугодии, как думают многие, а в основном в… соблюдении постов и нарушении обменных процессов в организме.

Представьте: жил человек, как все вокруг, рос, учился, решил стать священником. Даже если он верующий от рождения, после рукоположения у него начинается совершенно иная жизнь, в которой пост занимает одно из важнейших мест. В миру юноша мог, соблюдая посты, составить распорядок дня, где отведено время для небольших постных перекусов.

Читайте также:  Молотые тыквенные семечки с кожурой польза

Священник такого позволить себе не может. С утра, согласно церковным канонам, есть он не имеет права. Натощак идет служить, потом требы, молебны — и так весь день. Нередко даже пообедать не успевает. А вечером, попав домой, вынужден за весь день наедаться, пусть и постной, пищей. Это не может пройти бесследно для организма, рассуждает протоиерей Олег Стеняев. У человека нарушаются обменные процессы, результатом которых и становится «незапрограммированная» полнота.

С теми, кто ни в чем не отказывал себе в течение года, а потом резко решил держать строгий пост, как правило, происходит то же самое. Причем худшие последствия ожидают наиболее рьяных ревнителей поста. Врач-диетолог Лариса Новомосковская недоумевает: почему в пост некоторые стараются буквально истязать себя голоданием, тогда как в другие дни у них со стола не выводятся мясо, колбасы, копчености, жирные сливки? Организм привык к «адским» нагрузкам, после которых его лишают всего и сразу. Мгновенно перестроиться он не в состоянии, отсюда — сбой, нередко и гормональный, нарушение обмена веществ и как следствие — неконтролируемое увеличение веса.

«Кстати, после поста организм испытывает не меньший стресс: желание побаловать себя вкусненьким после длительного воздержания заставляет людей «мести со стола все подряд». Организм опять не успевает перестроиться, поджелудочной наносится сильнейший удар, пищеварительная система, привыкнув к обезжиренным продуктам, плохо усваивает жирную пищу — нередко это заканчивается больничной палатой» — говорит доктор Новомосковская.

Кстати, сами священнослужители также не в восторге от такой ретивости прихожан. Так, священник храма Рождества Христова из Обнинска Владимир Войтов рассказывает о прихожанах, которые в первые дни поста вообще ничего не едят, «ходят зеленые», «психика у них на нуле», через 5-6 дней их «ветром шатает». Когда священник спрашивает, к чему такой аскетизм, суть ответа сводится к одному: «Я не как все!». А это гордыня, то, с чем борются и с помощью поста в том числе.

О вреде длительных изнурительных постов говорили еще великий русский ученый Михаил Ломоносов и академик Иван Павлов. По мнению первого, «религиозные обряды, связанные с переменным употреблением питья и пищи» ведут не только к возникновению заболеваний, но нередко и к смертности верующих. Если уж без постов не обойтись совсем, то надо хотя бы сократить их сроки — предлагал Михаил Ломоносов. Эту точку зрения он обосновывал тем, что религиозные посты в Россию были перенесены из Греции механически, без учета разницы в климате и обилии растительности. К примеру, во время Великого поста в России, когда еще холодно, зимние припасы на исходе, а до нового урожая еще очень далеко, в Греции уже вовсю разрастается молодая зелень, поспевают ранние плоды, а солнце обогревает людей жаркими лучами. В этом время пост для греков является здоровой очистительной процедурой, а для православных в России — настоящим мытарством, так как в период поздних морозов и авитаминоза организм как никогда нуждается в поддержке качественной калорийной пищей.

Иван Павлов смотрел на эту проблему с медицинской точки зрения:

— При долговременности того или другого пищевого режима вырабатываются определенные и стойкие характеры желез, и быстро изменить их нельзя или нелегко. Вот почему при резких переходах с одной еды на другую, в особенности с менее обильной на более обильную, как, например, в случае перехода к так называемой скоромной еде после продолжительных русских постов, так часто встречаются пищеварительные расстройства как знак временной неприспособленности желез к новой пищеварительной задаче».

Известный русский кулинар, автор книг со множеством уникальных рецептов Вильям Похлебкин писал более конкретно: «В постах вижу лишь цель церкви подчинить себе народ. Для человека естественно зимой есть больше, летом — меньше. Зимой — рыбу, мясо; летом — овощи и фрукты».

Эксперты Российского союза нутрициологов, диетологов и специалистов пищевой индустрии полностью разделяют эту точку зрения. По их мнению, запрещенные в пост продукты, содержащие белок и жиры, вынуждают организм пополнять энергозатраты за счет углеводов. А это все, что можно есть в пост: хлеб, крупы, сладкое, овощи. Таким образом, организм садится на углеводно-овощную диету, которая оборачивается лишними килограммами у женщин — на боках, бедрах, ягодицах, у мужчин — жировыми складками в области живота (вот откуда столько полных священников с большим животом).

Но «испорченный» внешний вид — не самая большая беда. Избыток углеводов неблагоприятно влияет на обмен веществ — в результате повышается выработка холестерина. Поджелудочная железа начинает работать «в бешеном темпе», стараясь произвести как можно больше ферментов для расщепления нахлынувших углеводов, и часто просто надрывается. Количество холестерина в организме растет, а вместе с ним возрастает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний. В конечном итоге, углеводная диета превращает цветущего стройного человека в толстяка или толстуху.

Конкретно для женщин отсутствие сбалансированного питания грозит ослаблением иммунитета, ухудшением состояния волос, ногтей и кожи. Впрочем, уверяют диетологи, возможен и обратный эффект. Нарушение белкового баланса заставляет организм выделять большое количество подкожного жира. Кожа раскрывает поры и начинает лосниться, волосы выглядят жирными и неопрятными — при таком состоянии ни одна косметика не сможет помочь.

Сообщение Религиозный пост: какой вред он может нанести организму появились сначала на Умная.

Источник

Каких плодов ждать от поста? Когда его полезно ослабить? Как бороться со страстями в период говения? На вопросы о смысле поста отвечает игумен Петр (Мещеринов).

— В чём состоит смысл поста? Должен ли он приносить какой-либо духовный плод?

Вопрос, разумеется, риторический. Ответить на него «Нет. Пост ни в коем случае духовного плода приносить не должен», – это, конечно же, нонсенс. А между тем, на практике такое случается нередко.

Я бы рискнул взглянуть на проблему поста с неожиданной стороны, а именно: бывают случаи, когда пост не только не имеет пользы, но, наоборот, приносит вред душе христианина. Происходит это тогда, когда подлинный библейский, христианский, церковный смысл поста подменяется каким-то иным содержанием.

200346649-001Вред этот может быть троякий. Первое – это когда христианство превращается в Религию Еды, и бедный христианин, живя в совершенно ненормальных условиях большого города и чрезвычайных нагрузках, как психологических, так и физических (чего стоят хотя бы поездки в московской подземке на работу и с работы), слабеет и изнемогает и постоянно хочет есть. Результатом бывает то, что центром жизни человека становится Еда.

Таким образом, многие православные во время поста, с одной стороны, думают не о Боге, а о еде, а с другой – черпают в своём отказе от еды уверенность, что именно такое «постничество» угодно Богу. При этом почти невозможно избавиться от чувства «несмь, якоже прочие человецы» (Лк. 18, 11); а то, что эти самые «прочие человецы» едят и пьют в свою меру и в своё удовольствие, вызывает скрытую зависть, что отнюдь не способствует возрастанию в любви к ближнему.

Вдобавок Религия Еды, в отличие от подлинного христианства, учит лицемерию перед самим собою – самое, пожалуй, опасное состояние в духовной жизни. Это лицемерие производит на свет такие, уже прочно вошедшие в наш православный быт явления, как постный майонез, соевую колбасу или соевое же молоко и прочие весьма вредные для здоровья, а при этом и достаточно недешёвые «постные» суррогаты нормальных продуктов. Мы «изнутри» не замечаем уродливой комедийности такого постного времяпровождения; а со стороны очень, увы, заметно, что люди, называющие себя православными христианами, затрачивают массу энергии и сил не на сугубую жизнь по Евангелию, а на то, чтобы соблюсти формальную букву и тем самым уверить себя в том, что они «угождают Богу».

Второй возможный «вред от поста» – это усвоение мысли (часто, надо сказать, являющейся предметом церковной проповеди), что «пост – это такое время, когда нужно больше молиться, больше сосредоточиваться, больше читать Евангелие, делать больше добрых дел и т.п.». Мысль, совершенно дезориентирующая христианина – потому что из неё следует, что вне поста сосредотачиваться, молиться, читать Евангелие и, главное, совершать добрые дела можно меньше.

Читайте также:  Облепиха польза и вред в косметологии

На этот недостаток (правда, под иным углом зрения) указывал ещё святитель Феофан Затворник, неоднократно высказывающий в своих письмах и трудах сожаление, что все духовные плоды, стяжанные во время поста, тут же, за несколько дней после Пасхи или Рождества, куда-то испаряются, и пост, таким образом, пропадает всуе.

Посты вред или польза и вред

Игумен Петр (Мещеринов)

Результатом этой дезориентации является третий вред – самый, на мой взгляд, существенный и одновременно самый тонкий и мало кем замечаемый.

Дело тут вот в чём. Христианская жизнь требует ровности и постоянности – без этих качеств не может быть возрастания в духовной жизни. Это касается и молитвенного правила, и сосредоточенности, и чтения, и меры воздержания, и посещения богослужения, и т.п. Наши же постные уставы, уместные в строгости древнего монастырского ритма жизни, на мой взгляд, мало способствуют этой самой ровности и умеренности в духовном возрастании современных христиан.

У нас получается приблизительно так: как спортсмены тренируются перед ответственным состязанием, или как музыканты усиленно занимаются перед конкурсами, или как студенты перед экзаменами, так и мы постами начинаем сосредотачиваться на внимании к ближним и доброделании, на том, чтобы усиленно молиться, читать духовные книги, чаще ходить в храм и проч. А после постов от всего этого «отдыхаем».

Тем самым расшатывается и утрачивается именно ровность христианского существования, без которой вся наша церковная жизнь превращается в «хождение по кругу» – и даже не «хождение», а какое-то чередование «рывков» и обессиленной усталости.

Всем этим искажается подлинный, библейский смысл поста, который, надо сказать, известен уже по меньшей мере три тысячи лет. Вот что про него говорит Священное Писание.

Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву – на грехи его. Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» – Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.

Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнёт голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днём, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твоё скоро возрастёт, и правда твоя пойдёт пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовёшь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдёт во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождём твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают (Ис. 58, 1-11).

Таков основной смысл поста. И здесь нужно сразу сказать: если поститься «библейски», то на первое место выходит внутренний труд сердца; а ограничения всякого рода являются лишь средством для того, чтобы труд этот был успешным.

-А можно ли такое действие, как «внутренний труд сердца», в какой-то мере расшифровать, или хотя бы привести примеры?

— Пожалуйста. Вот, например, с библейской точки зрения «разрешить оковы неправды» – очень актуально. Что это значит? Нередко христианин живёт в своём семейном окружении или в отношениях с коллегами по работе, совершенно не замечая того, что эти отношения не только нехристианские, но порой и до «общенравственных» не дотягивают. Часто православным на это просто не хватает внимания: всё оно поглощено тем, как правильно поститься, вычитать правило, «защитить Православие» и т.п. Вот «разрешить оковы неправды» в данном случае будет – осознать отношения с ближними, чтобы не быть им в тягость, и исправить то, что требует исправления.

Если идти дальше – стать честнее, человечнее и порядочнее в нашем лживом и бесчеловечном социуме. И именно педагогически всё это осмыслить, научиться этому – чтобы и после поста, как я уже сказал, не оставлять достигнутого, а продолжать и развивать свою христианскую жизнь.

— Но не получается ли из Ваших слов, что аскетическая сторона поста становится вовсе ненужной?

— Совсем нет. Ведь для того, чтобы жить по-евангельски, необходимо стяжать, хоть в какой-то, хоть в начальной мере Духа Святого – духа силы, любви и целомудрия (2 Тим.1, 7). В помощь этому существует воздержание, аскеза.

Но нужно помнить, что любое аскетическое делание в христианстве есть вещь прикладная, то есть является не целью, а средством. Цель наша – стяжать плоды Святого Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23). Аскетические же делания, в числе которых и пост, являются для этого в некотором смысле «рамками».

Но при этом ошибочно думать, что аскетические подвиги сами по себе приводят к стяжанию Святого Духа. Плод духовный стяжевается вот именно что внутренним трудом сердца.

Мы часто видим на практике, что люди начинают усиленно поститься, молиться и проч., а в результате сердце их жестеет, появляется злоба, раздражительность, самомнение и т.п. Почему? Потому что внешние аскетические подвиги сами по себе ничего нам не приносят; они нужны лишь для того, чтобы упорядочить телесное состояние человека, чтобы тело по его тесной связи с душой не мешало бы ей осуществлять внутреннюю работу. Вот в этом и заключается смысл поста: не рассчитывать, что через него можно достичь нечто духовное, но обеспечить душе помощь в духовном труде.

Поскольку мы живем в падшем мире, который, по словам апостола Иоанна Богослова, есть похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1 Ин. 2, 16), то непременной обязанностью христианина является отвращение от этих страстных похотей, которыми пропитана окружающая жизнь. И задачей поста, собственно говоря, и является научить христианина, дать ему навык воздержания от страстей – навык, которым он должен всё с большим и большим успехом пользоваться и во вне-постное время, потому что, как я уже сказал, в христианской жизни важна ровность воздержания, а не «рывки» и расслабления. Неядение же в составе поста есть дело последнее, некий подручный инструмент для упорядочения и облегчения плоти, самая внешняя граница поста, причём – необходимо подчеркнуть – употребляемая индивидуально, по своей мере, по силам.

Читайте также:  Польза гиалуроновой кислоты на лицо

И вот эту мысль нужно усвоить – что пост не есть цель, а есть педагогическое церковное средство. А когда мы это забываем, то христианство превращается в йогу, в которой тоже не едят, не спят и так далее.

— Правильно ли понимать тогда, что есть несколько уровней строгости поста (с маслом, без масла и т.д.), и каждый мирянин выбирает свой уровень соответственно своим силам, оценивая этот уровень если не с точки зрения духовной пользы, то хотя бы с точки зрения отсутствие вреда?

— Да, каждый человек должен определить себе свою меру поста.

Самым актуальным, на мой взгляд, является сегодня воздержание от излишней информации; что же касается гастрономической части поста, то, я считаю, она должна быть шире монастырских уставов, а по условиям жизни в большом городе – предельно смягчённая. Для многих мера здесь – это не готовить дома мясо, и воздерживаться от скоромных продуктов по средам и пятницам и в предпразднество Рождества. У кого больше сил – может прибавить себе к этому минимуму ещё что-то.

— Но каков должен быть здесь критерий? Собственная совесть? Благословение духовника?

— Совесть – несомненно. Господь раз и навсегда определил нам правильный подход ко всем внешним законам и положениям, к которым относится и пост: суббота для человека, а не человек для субботы (Мк. 2, 27). Следовательно, пост должен проходить не в формальном буквализме, а в том, чтобы была польза для души; а эту пользу и определяет наша совесть.

Критерии здесь можно предложить следующие. Первый – чтобы во время поста (как, впрочем, и во всякое время) думать о Боге и ближнем, а не о еде, ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14, 17). Если пост не приносит нам радости и мира, возрастания в любви к Богу и ближнему – то, спрашивается, какой смысл в нашем пощении?

Преподобный Макарий Великий об этом совершенно ясно пишет: «если не находим в себе обильных плодов любви, мира, радости, кротости, смирения, простоты, искренности, веры и долготерпения: то тщетны и напрасны были все наши подвиги; потому что всякое таковое делание и все подвиги должны совершаться ради плодов. Если же не оказывается в нас плодов любви и мира, то вотще и напрасно совершается всё делание» (Духовные беседы. СТЛ, 1994, стр. 349).

Дальше мы должны внимательно смотреть внутрь себя и видеть: если во время поста мы начинаем лучше и тоньше понимать, что такое благодарность Богу, если в нас возрастает желание поучаться в Священном Писании, если в нашу жизнь начинает привноситься та ровность, о которой я уже не раз сказал, причём ровность эта сопровождается некоей тихостью, если – вот, пожалуй, главный признак – мы начинаем видеть себя чуть-чуть «со стороны», с некоторой долей иронии, причём со стороны именно ближних и наших отношений с ними – то мы на верном пути, и пост приносит свои плоды. Если же плодом постного времяпровождения является уныние, слабость, раздражительность, ожесточение – значит, что-то не то с нашим постом.

Духовник? Да, очень хорошо, когда есть такой духовник, с которым можно обговорить все эти вещи, и который воспринимает пришедшего к нему человека не как «винтик», который нужно непременно завернуть в схематически-церковную «гаечку», а индивидуально. К сожалению, так бывает далеко не всегда.

— Икра и морепродукты – это «рыба» или что?

— Возвращаемся к гастрономической теме? Это то, что, вообще-то говоря, дорого. Если организму необходимо, то лучше купить и съесть что-то не слишком строго-постное и тем самым подкрепить свои силы…, а разницу в деньгах отдать нуждающимся.

— Если в пост у человека обостряется ведущая страсть, пресекать которую на подходе просто не получается, это уважительная причина, чтобы ослабить пост? Если нет, то возможно ли дать какой-то универсальный совет?

— Нет, здесь надо смотреть индивидуально. Что за страсть? Не скрывается ли тут то, что вне поста мы «законно» разрешаем ей действовать, а постом это вроде неудобно, и поэтому именно постом она обостряется? Но борьба со страстями совершается у христианина в ежедневном порядке и требует, как я уже говорил, ровности и постоянства, и пост тут вовсе не причём.

— Четыре многодневных поста чем-то отличаются друг от друга по влиянию на жизнь христианина? В частности про Рождественский пост можно сказать что-то особенное?

— Да, я заметил некую особенность.

Вот уже почти двадцать лет мне приходится подвизаться на ниве катехизации, и десять лет я занимаюсь церковной публицистикой. И все эти десятилетия каждый год происходит одно и то же. В начале Рождественского поста начинают спрашивать: в чём смысл поста, как надо поститься, и можно ли встречать Новый год, и если можно, то как. Складывается впечатление, что в течение года контингент церковных людей меняется полностью, и всякий раз приходится говорить ровно одно и то же – как будто за двадцать, десять и даже пять лет церковной жизни человек не может усвоить какие-то очень простые вещи…

Насчёт Нового года – конечно же, можно спокойно отметить Новый Год, который давно стал в нашей стране семейным праздником. Даже если брать Устав, то всегда или 31 декабря или 1 января разрешается вкушать рыбу, так что новогодний стол может быть вполне праздничным, а текущий пост побуждает к умеренности в еде, питии и развлечениях.

Совсем не по-христиански будет гордо отказываться от общения с ближними под предлогом того, что «я пощусь».

Со 2-го января начинается предпразднство Рождества, и все православные из-за выходных дней имеют возможность подвизаться более усердно и посещать храмы (и тем самым противопоставить всероссийскому пьянственному десятидневию пост и молитву) и радостно встретить Рождество, когда во всём мире уже угасла лихорадка хождения по распродажам и покупания подарков.

Так что особенностью Рождественского поста можно считать то, что само устроение внешней жизни подчёркивает нашу христианскую неотмирность, «несовпадение с миром сим». Если эта неотмирность выразится в том, что в период поста мы хоть чуть-чуть научимся любви к Богу и ближнему – тогда цель Рождественского поста будет достигнута.

Беседовала Наталья Смирнова

Читайте также:

Рождественский пост в вопросах и ответах

Рождественский пост. О любви

Гармония Рождественского поста

Рождественский пост

Рождественский пост: Пост №1

Пост: между голодом и чревоугодием

Источник