Порядок помещения товаров под таможенную процедуру отказ в пользу государства

Зарегистрирован в Минюсте РФ 18 марта 2011 г.
Регистрационный N 20191
В соответствии с частью 4 статьи 224 и статьей 300 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6252) приказываю:
1. Утвердить порядок осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешения на помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства (приложение N 1) и форму разрешения на помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства (приложение N 2).
2. Признать утратившими силу:
1) приказ ГТК России от 27 ноября 2003 г. N 1342 “Об утверждении Инструкции о совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима отказа в пользу государства” (зарегистрирован Минюстом России 26.12.2003, peг. N 5367);
2) приказ ФТС России от 8 сентября 2006 г. N 865 “О внесении изменений в Инструкцию о совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима отказа в пользу государства, утвержденную приказом ГТК России от 27.11.2003 N 1342 “Об утверждении Инструкции о совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима отказа в пользу государства” (зарегистрирован Минюстом России 03.10.2006, peг. N 8346);
3) приказ ФТС России от 3 июля 2007 г. N 801 “О внесении изменений в Инструкцию о совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима отказа в пользу государства, утвержденную приказом ГТК России от 27 ноября 2003 г. N 1342 “Об утверждении Инструкции о совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима отказа в пользу государства” (зарегистрирован Минюстом России 25.07.2007, peг. N9891).
3. Управлению по связям с общественностью (А.В. Смеляков) обеспечить опубликование настоящего приказа в официальных изданиях ФТС России.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России С.О. Шохина.
Руководитель
действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации
А. Бельянинов
Приложение N 1
Порядок осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешения на помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства
1. Решение о разрешении помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства принимает начальник таможни либо лицо, его замещающее, на основании письменного заявления лица, которое в соответствии со статьей 186 Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ “О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст. 2796) (далее – Таможенный кодекс Таможенного союза) может быть декларантом товаров.
2. В заявлении, составленном в произвольной письменной форме и подписанном декларантом или таможенным представителем, выступающим от имени и по поручению декларанта, должны быть отражены сведения, указанные в части 2 статьи 300 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6252) (далее – Федеральный закон).
3. В соответствии с частью 3 статьи 300 Федерального закона к заявлению должны прилагаться документы, подтверждающие заявленные сведения. Также приложенные документы должны подтверждать соблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, установленных пунктом 1 статьи 311 Таможенного кодекса Таможенного союза, Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 375 “О некоторых вопросах применения таможенных процедур”, статьей 301 Федерального закона:
– отсутствие каких-либо расходов для государственных органов Российской Федерации, которые не могут быть возмещены за счет средств, вырученных от реализации товаров;
– сроки годности (потребления, реализации) товаров;
– соответствие товаров государственным стандартам (техническим регламентам) государств – членов Таможенного союза.
4. Заявление подлежит регистрации в соответствии с установленным порядком ведения делопроизводства в таможенных органах.
5. До истечения срока, указанного в части 3 статьи 300 Федерального закона, начальник таможни либо лицо, его замещающее, принимает решение о возможности помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства.
6. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа принимает решение о необходимости проведения таможенного досмотра в рамках системы управления рисками, если необходимость проведения таможенного досмотра установлена профилями рисков. По результатам таможенного досмотра в установленном порядке составляется акт таможенного досмотра, в котором должны содержаться полный и подробный перечень товаров, их ассортиментный ряд, количество, описание, сроки годности (потребления, реализации), имеющиеся дефекты.
7. При представлении в таможенный орган всех необходимых для принятия решения о возможности помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства документов и сведений, указанных в пункте 3 настоящего приложения, и наличии положительного заключения по результатам проведения таможенного контроля функциональных подразделений таможни, в том числе подразделения, в функциональные обязанности которого входит организация взаимодействия с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на распоряжение имуществом, обращенным в собственность государства, заинтересованному лицу выдается письменное разрешение на помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, заверенное подписью начальника таможни либо лица, его замещающего, и оттиском печати таможенного органа.
8. Разрешение на помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства заполняется на печатающем устройстве с использованием листов бумаги формата А4.
9. Решение об отказе в выдаче разрешения на помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства принимает начальник таможни либо лицо, его замещающее, о чем заинтересованное лицо незамедлительно уведомляется в письменном виде с указанием причин отказа.
;
Действует
Дата вступления в силу 30.04.2011
История статусов
О выдаче разрешения на помещение товаров под процедуру отказа в пользу государства
Документ полезен? m n - Комментарии
Редакции скрыты
‘
Приказ ФТС России от 21 февраля 2011 г. N 357
“Об утверждении порядка осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешения на помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства”
В соответствии с частью 4 статьи 224 и статьей 300 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6252) ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить порядок осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешения на помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства (приложение N 1) и форму разрешения на помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства (приложение N 2).
2. Признать утратившими силу:
1) Приказ ГТК России от 27 ноября 2003 г. N 1342 “Об утверждении Инструкции о совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима отказа в пользу государства” (зарегистрирован Минюстом России 26.12.2003, рег. N 5367);
2) Приказ ФТС России от 8 сентября 2006 г. N 865 “О внесении изменений в Инструкцию о совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима отказа в пользу государства, утвержденную Приказом ГТК России от 27.11.2003 N 1342 “Об утверждении Инструкции о совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима отказа в пользу государства” (зарегистрирован Минюстом России 03.10.2006, рег. N 8346);
3) Приказ ФТС России от 3 июля 2007 г. N 801 “О внесении изменений в Инструкцию о совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима отказа в пользу государства, утвержденную Приказом ГТК России от 27 ноября 2003 г. N 1342 “Об утверждении Инструкции о совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима отказа в пользу государства” (зарегистрирован Минюстом России 25.07.2007, рег. N 9891).
3. Управлению по связям с общественностью (А.В.Смеляков) обеспечить опубликование настоящего Приказа в официальных изданиях ФТС России.
4.Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России С.О.Шохина.
Руководитель действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации | А.Ю.Бельянинов |
Приложение N 1
к Приказу ФТС России
от 21 февраля 2011 г. N 357
1. Решение о разрешении помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства принимает начальник таможни либо лицо, его замещающее, на основании письменного заявления лица, которое в соответствии со статьей 186 Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ “О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст. 2796)) (далее – Таможенный кодекс Таможенного союза) может быть декларантом товаров.
2. В заявлении, составленном в произвольной письменной форме и подписанном декларантом или таможенным представителем, выступающим от имени и по поручению декларанта, должны быть отражены сведения, указанные в части 2 статьи 300 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6252) (далее – Федеральный закон).
3. В соответствии с частью 3 статьи 300 Федерального закона к заявлению должны прилагаться документы, подтверждающие заявленные сведения. Также приложенные документы должны подтверждать соблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, установленных пунктом 1 статьи 311 Таможенного кодекса Таможенного союза, Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 375 “О некоторых вопросах применения таможенных процедур”, статьей 301 Федерального закона:
– отсутствие каких-либо расходов для государственных органов Российской Федерации, которые не могут быть возмещены за счет средств, вырученных от реализации товаров;
– сроки годности (потребления, реализации) товаров;
– соответствие товаров государственным стандартам (техническим регламентам) государств – членов Таможенного союза.
4. Заявление подлежит регистрации в соответствии с установленным порядком ведения делопроизводства в таможенных органах.
5. До истечения срока, указанного в части 3 статьи 300 Федерального закона, начальник таможни либо лицо, его замещающее, принимает решение о возможности помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства.
6. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа принимает решение о необходимости проведения таможенного досмотра в рамках системы управления рисками, если необходимость проведения таможенного досмотра установлена профилями рисков. По результатам таможенного досмотра в установленном порядке составляется акт таможенного досмотра, в котором должны содержаться полный и подробный перечень товаров, их ассортиментный ряд, количество, описание, сроки годности (потребления, реализации), имеющиеся дефекты.
7. При представлении в таможенный орган всех необходимых для принятия решения о возможности помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства документов и сведений, указанных в пункте 3 настоящего приложения, и наличии положительного заключения по результатам проведения таможенного контроля функциональных подразделений таможни, в том числе подразделения, в функциональные обязанности которого входит организация взаимодействия с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на распоряжение имуществом, обращенным в собственность государства, заинтересованному лицу выдается письменное разрешение на помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, заверенное подписью начальника таможни либо лица, его замещающего, и оттиском печати таможенного органа.
8. Разрешение на помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства заполняется на печатающем устройстве с использованием листов бумаги формата A4.
9. Решение об отказе в выдаче разрешения на помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства принимает начальник таможни либо лицо, его замещающее, о чем заинтересованное лицо незамедлительно уведомляется в письменном виде с указанием причин отказа.
Приложение N 2
к Приказу ФТС России
от 21 февраля 2011 г. N 357
Наименование таможенного органа
Разрешение
на помещение товаров под таможенную процедуру отказа
в пользу государства
1. Выдано (наименование, адрес и место государственной регистрации
заявителя) ________________________________________________________________
2. Наименование товаров _______________________________________________
3. Классификационный(ые) код(ы) по ТН ВЭД ТС на уровне десяти знаков
___________________________________________________________________________
4. Количество товаров _________________________________________________
5. Стоимость товаров __________________________________________________
6. Фактическое местонахождение товаров на территории Российской
Федерации _________________________________________________________________
7. Место, определенное для размещения товаров _________________________
Подпись начальника таможни,
заверенная печатью
Документ полезен? m n
‘
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1.Характеристика таможенной
процедуры «Отказ в пользу государства»……………………………………………………………………….5
- Выбор таможенной процедуры……………………………………………..5
1.2 Понятие и условия помещения
товаров под таможенную процедуру «отказ
в пользу государства»……………………………………………………7
1.3 Условия помещения товаров
под таможенную процедуру……………..10
1.4 Особенности таможенной
процедуры………………………………..….14
Глава 2. Принципы
таможенной процедуры «отказ в пользу
государства» и его правовое регулирование……………………………………………………16
2.1 Условия помещения
товаров под таможенную процедуру……………16
2.2 Ответственность за
применение таможенной процедуры………………17
2.3 Статус товаров, от
которых лицо отказалось в пользу государства……18
Глава 3.Совершение отдельных
таможенных операций при помещении
товаров под процедуру «отказ
в пользу государства»………………….….22
3.1 Таможенное оформление
товаров, помещенных под процедуруотказа
в пользу государства……………………………………………………………….22
3.2 Таможенный контроль
товаров, помещенных под процедуру
отказа в пользу государства…………………………………………………………..…23
Заключение………………………………………………………….……………25
Библиографический список…………………………………………….……….27
Введение
Таможенным кодексом Таможенного
союза предусмотрено 15 видов таможенных
процедур1.
Одна их них, о чем пойдет речь в данной
работе, процедура «отказ в пользу государства».
Главной целью является раскрытие основных
особенностей таможенной процедуры «отказ
в пользу государства».
С помощью таможенных процедур определяется
сам порядок перемещения товаров
через таможенную границу в зависимости
от их назначения и целей такого
перемещения, условия нахождения товаров
на либо вне таможенной территории России.
Как альтернативный вариант таможенной
процедуре уничтожения в отношении
товаров, использование которых
на таможенной территории ТС, а также
вывоз с этой территории, нецелесообразны
или коммерчески невыгодны, по желанию
декларанта может быть применен таможенная
процедура «отказа в пользу государства».
Отказ в пользу государства ( гл.43 ТК ТС2; и гл.40 Федеральный
закона3) – таможенная процедура, при которой
иностранные товары безвозмездно передаются
в собственность государства – члена таможенного
союза без уплаты таможенных платежей
и без применения мер нетарифного регулирования.
Под таможенную процедуру отказа в
пользу государства, в отличие от
таможенной процедуры уничтожения,
могут быть помещены только иностранные
товары (п. 1 ст. 311 ТК ТС )4.
По сути таможенная процедура отказа
в пользу государства во многом схожа
с процедурой уничтожения. Предприниматель,
передающий товары, находящиеся под таможенным
контролем, в пользу государства обычно
руководствуется теми же мотивами, что
и при уничтожении товаров. Среди них –
возможные высокие расходы на таможенную
очистку товаров, невозможность их реализации
на внутреннем рынке или большие расходы
по обратной транспортировке товаров
через таможенные границы ТС.
Как и в случае уничтожения, декларант,
помещая товары под таможенную процедуру
отказа в пользу государства, утрачивает
права собственности на такие
товары, передавая в последнем
случае такие права государству.
Ответственность перед третьими лицами
за отказ от товаров в пользу государства
несет декларант. Таможенные органы
не возмещают каких-либо имущественных
претензий лиц, обладающих полномочиями
в отношении товаров, от которых
декларант отказался в пользу
государства.
Данная таможеннаяпроцедура предназначена
для использования в ситуациях, когда
продолжение определенной внешнеторговой
операции представляется для участника
ВЭД невозможным или экономически нецелесообразным5.
При помещении товаров под таможенную
процедуру «отказа в пользу государства»
не уплачиваются таможенные пошлины, налоги,
не применяются запреты и ограничения
экономического характера.
Глава 1.Характеристика таможенной
процедуры «Отказ в пользу государства».
1.1 Выбор таможенной процедуры.
Выбор таможенной процедуры предоставляется
в случае, когда ни одна из таможенныхпроцедур
еще не заявлена. Право выбора таможеннойпроцедуры
реализуется лицом, например, при ввозе
товаров и транспортных средств на таможенную
территорию таможенного союза или при
их вывозе с этой территории. Изменение
же одной таможенной процедуры на другую
возможно. Как правило, изменение таможенной
процедуры обуславливается изменением
намерений лица относительно товара, перемещенного
через таможенную границу, либо истечением
срока действия избранной таможеннойпроцедуры6 .
Правовая природа
рассматриваемого таможенной процедуры сходна
по своей сути с гражданско-правовым институтом
договора дарения: одна сторона изъявляет
желание передать другой стороне вещь
на безвозмездной основе, другая сторона
дает свое согласие на принятие дара. Разумеется,
процедура помещения товаров под таможенный
режим отказа в пользу государства значительно более
формализована и подчинена соблюдению
государственных интересов, однако следует
подчеркнуть наличие обоюдной воли двух
сторон – декларанта и таможенного органа
– соответственно передать и принять вещь.
В связи с изложенным таможенный орган
вправе отказать в помещении товаров под
таможенную процедуру отказа в пользу
государства в случае, если товар, помещаемый
под данную таможеннуюпроцедуру, не имеет
установленной ценности. Таким образом,
применительно к процедуре помещения
товаров под таможенный режим отказа в
пользу государства также применяется
общий для всех таможенных процедур разрешительный
порядок.
Определив рентабельность внешнеторговой
сделки в изменившихся условиях с
учетом новых таможенных тарифов, штрафов
транспортным организациям и т. д., импортер
может посчитать нецелесообразной реализацию
товара на российском рынке. Если вывоз
такого товара с таможенной территории
Таможенного союза также оказывается
невыгодным, участник внешнеторговой
деятельности, смерившись с потерей товара,
стремится свести материальные убытки
к минимуму и освободиться от таможенных
платежей. Для этого он может выбрать таможеннуюпроцедуру
отказ в пользу государства или уничтожение
товара7 .
Первый, как правило, выглядит предпочтительней.
Безвозмездная передача товара в
собственность государства может
положительно сказаться на деловой
репутации импортера. Кроме того,
уничтожение товара производится за
счет заинтересованного в этом лица
и приводит при прочих равных условиях
к дополнительным для него расходам.
В отличие от
таможенной процедуры уничтожения, при
котором товары выбывают из экономического
оборота на территории РФ, товары, помещенные
под таможенную процедуру отказа в пользу
государства, напротив, в такой оборот
попадают и впоследствии находятся в нем
без ограничений, установленных законодательством
о государственном регулировании внешнеторговой
деятельности8 .
Использование
процедуры отказа от товара в пользу государства,
также как и процедуры уничтожения товаров,
напрямую связано с невозможностью или
неэффективностью реализации иностранного
товара на Российском рынке. Внешнеторговая
практика чаще всего сталкивается со случаями
отказа от товара в пользу государства
в связи со значительным повышением ставок
таможенных платежей. Резкое увеличение
размера таможенных платежей может сделать
иностранный товар не конкурентно способным
по сравнению с аналогичной продукцией
отечественного производства. К такому
же результату могут привести и непредвиденные
длительные транспортные простои при
морских и железнодорожных перевозках.
1.2 Понятие и условия помещения
товаров под таможенную процедуру «отказ
в пользу государства».
С первого взгляда они даже
могут показаться “бесполезными”
и лишенными для коммерсанта
практического смысла. Не сразу
найдешь примеры таких ситуаций,
когда владелец отказывается от своего
товара, передавая его в одном
случае в собственность государства,
а в другом – вовсе его уничтожая.
Однако во внешнеторговой практике
таможенные процедуры отказа и
уничтожения используются достаточно
часто и приходят на помощь коммерсантам
в самых сложных ситуациях .
Чаще всего импортер выбирает
процедуру уничтожения, когда его
товар после перемещения через
таможенную границу утратил свое
качество или оказался с истекшим
сроком хранения (нередко подобное
случается, когда товар длительное
время хранится на таможенном складе).
Уничтожив под таможенным
контролем такой товар,
коммерсант освобождается одновременно
и от транспортных расходов
по вывозу продукции с российской таможенной
территории, и от уплаты таможенных пошлин
и налогов.
Таможенная процедура уничтожения
применяется также в выставочном
деле: стоимость обратной
транспортировки может оказаться
выше стоимости самих стендов,
рекламного оборудования и даже
некоторых экспонатов, что и
побуждает уничтожать их под таможенным
контролем либо передавать
в собственность государства.
Просто “оставить”, “забыть”
эти предметы участник выставки или
ярмарки не может, так как ввозил
их на российскую таможенную
территорию под обязательство
обратного вывоза, а следовательно,
если не состоится перемещение груза за
пределы таможенной территории
России, его владелец (декларант) должен
будет уплатить причитающиеся
таможенные пошлины, налоги и сборы.
Легальной возможностью не вывозить груз
обратно и в то же время не уплачивать
таможенные платежи является представление
на таможню надлежащим образом
оформленного акта об уничтожении
товара под таможенным контролем либо
отказе от него в пользу государства.
Использование процедуры отказа
в пользу государства, так же как
и процедуры уничтожения,
напрямую связано с
невозможностью или неэффективностью
реализации импортного товара
на российском рынке. Внешнеторговая
практика чаще всего сталкивается
со случаями отказа в пользу государства
в связи со значительным повышением
ставок ввозимых таможенных пошлин. Резкое
увеличение таможенных платежей может
сделать импортный товар неконкурентоспособным
по сравнению с аналогичной
продукцией отечественного производства
.
К такому же результату могут привести
и непредвиденные длительные транспортные
простои при морских и железнодорожных
перевозках. Штрафы железной дороге,
портовой администрации ведут
к значительному удорожанию
товара. Рассчитав рентабельность
внешнеторговой сделки в изменившихся
условиях (с учетом новых
таможенных тарифов, штрафов транспортным
организациям и т. д.),
импортер может посчитать нецелесообразной
реализацию своего товара на российском
рынке. Если вывоз такого товара
с таможенной территории России также
оказывается невыгодным, коммерсант,
смирившись с потерей товара, стремится
свести материальные убытки к минимуму
и освободиться от таможенных платежей.9
Кроме того, уничтожение
товара производится за
счет заинтересованного в этом лица
и приводит при прочих равных условиях
к дополнительным для него расходам.
Как уже отмечалось,
в основание правового регулирования
таможенной процедуры отказа в пользу
государства положен разрешительный
принцип. Для того, чтобы получить
разрешение на помещение товара под режим
отказа, декларант, которым может
быть как лицо, перемещающее товар,
так и таможенный брокер, должен
подать соответствующее заявление
либо заполнить декларацию. В том
случае, если декларант пишет заявление,
таможенный орган все же оформляет
декларацию на помещенный под процедуру
отказа товар в целях ведения таможенной
статистики. Заявление адресуется
начальнику структурного подразделения
таможенного органа (либо лицу,
его замещающему), который вправе
дать разрешение на использование
режима отказа в пользу государства.
В заявлении декларант указывает наименование
товара (транспортного средства), его индивидуальные
признаки и количественные характеристики,
а также причины отказа.
Разрешение на помещение товаров
под режим отказа оформляется
с помощью надписи: “Отказ
разрешен” на заявлении, которое
заверяется подписью начальника
структурного подразделения таможенного
органа и его личной номерной печатью.
Таможня обязана отказать в
предоставлении данной процедуры
в отношении:
1) товаров и транспортных средств,
запрещенных к ввозу в Россию
и вывозу из нее;
2) товаров, выпущенных для
свободного обращения на территории
России или заявленных к реимпорту;
3) вооружения, боеприпасов,
военной техники, ракетнокосмических
комплексов, систем связи военного
назначения, урана, наркотических средств
и ядовитых веществ, отходов радиоактивных
материалов и взрывчатых веществ,
электрической энергии и других
товаров, поименованных в Приложении №
1 к Положению о таможенном режиме отказа.