Популярное искусство ценно не по пользе которую оно эссе

Автор Yan На чтение 4 мин. Просмотров 129 Опубликовано 22 апреля, 2020
Эссе написано с опорой на теорию по теме массовая культура, изучаемую на уроках обществознания. Сочинение в целом соответствует формату ЕГЭ, поскольку написано по высказыванию одного из авторитетнейших русских историков.
В. О. Ключевский пишет: «Популярное искусство ценно не по пользе, которую оно приносит, а по вреду, от которого спасает, доставляя грубое развлечение». В этом высказывании затрагивается проблема роли и влияния массовой культуры, значение которой в современном мире очень велико ввиду развития телевидения, интернет-технологий, книгопечатания и других средств, позволяющих распространять информацию быстро и в больших объемах. Автор предложенной цитаты отмечает, что массовая культура несёт в себе важную функцию — релаксационную, хотя и несколько принижает её ценность как искусства. Я согласен с автором высказывания, хотя и не во всём.
Так, массовая культура — культура, созданная профессионалами, для широкой аудитории. Ориентированность на большой круг лиц говорит о том, что масскульт способствует стандартизации и унификации. Человеку становится всё сложнее и сложнее делать выбор, поскольку он становится меньше. Может меняться форма популярного искусства, однако его содержание, как правило, отличается однообразием. Например, из года в год в кинотеатрах наиболее кассовыми фильмами становятся киноленты про супер-героев. ТВ-аудитория же предпочитает talk-шоу и юмористические передачи. Любители книг всё чаще покупают фантастику и другую популярную литературу, не прочитав даже самые монументальные классические произведения. Именно таким образом и подавляется индивидуальность человека.
Кроме того, важно отметить, что унификация и стандартизация, подавление индивидуальности человека — это отличные условия для внушения чего-либо. Этим могут воспользоваться недобросовестные политики и маркетологи, которым с развитием масскульта всё легче навязать желание купить ненужный или некачественный товар. Многие СМИ стараются избегать манипуляцию и дезинформацию своих читателей и зрителей. Но существуют и те, кто не хочет нести ответственность за то, что предлагается аудитории. Так, самая большая в мире социальная сеть Facebook недавно понесла большие репутационные потери из-за того, что немаленькая часть информации, распространяемая пользователями, оказалась недостоверной. Высказывались даже предположения, что недобросовестные рекламодатели могли повлиять таким образом на результаты выборов в США. Вспомним и то, что тоталитарные режимы тоже опираются на популярное искусство, подстраивая его под свою идеологию. Выходит, что с помощью масскульта можно манипулировать людьми.
С другой стороны, массовая культура не всегда примитивна и однообразна. Необходимо учитывать, что нельзя чётко разграничить различные типы культур. Массовая культура может проявляться, как и элитарная (но не переходя в неё, в той или иной степени сохраняя свои отличительные характеристики). Например, можно вспомнить многие фильмы советского кинематографа, которые считаются до сих пор одними из лучших. Работы же известного уличного художника Бэнкси, обращающие внимание на такие глобальные проблемы, как загрязнение окружающей среды, продаются на аукционах за огромные суммы. Кроме того, текста музыки жанра рэп теперь становится сложнее отличить от стихотворений классиков: альбом «Горгород» популярного русского репера номинировался на литературную премию как антиутопия. Таким образом, массовая культура способна доступным языком донести до большой аудитории далеко не примитивный информационный продукт.
Помимо этого, важно заметить, что постиндустриальное общество недаром называют информационным: мы практически постоянно учимся, что-нибудь читаем, смотрим, изучаем, пишем, слушаем. Это просто необходимо в современном мире. Масскульт же, как правило, можно потреблять пассивно, он не требует от аудитории большой отдачи и помогает просто отдохнуть и расслабиться. Именно в релаксационной функции В. О. Ключевский видит пользу популярного искусства, и с ним трудно не согласиться.
Таким образом, массовая культура имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, она подавляет индивидуальность человека, с её помощью легко манипулировать людьми, порою она примитивна. С другой же стороны, популярное искусство позволяет расслабиться, с его помощью немаленькое количество работ доносят до аудитории остроумные мысли. Выходит, что для масскульта свойственен такой дуализм, который, скорее всего, можно преодолеть только ответственным отношением к производству и потреблению информации.
Данное сочинение представлено в более расширенной форме, чем того требуют критерии ЕГЭ по обществознанию относительно эссе
|
Êíèãè è èñêóññòâî ó÷àò ïîäíèìàòüñÿ è ðàñòè íàä ñâîèì îáûâàòåëüñêèì “ÿ” – ýòî ïåðâûé è î÷åâèäíûé “æèðíûé ïëþñ”.
 îáûäåííîé æèçíè ÷åëîâåêó ñ óìîì è äóøîé íå î÷åíü-òî èíòåðåñíî – åìó íóæíû ãëóáèíû, âûñîòû, íåèçâåäàííîå; ÷òî-òî, ÷òî äëÿ íåãî íåèçâåñòíî, âåëè÷åñòâåííî, ãëóáîêî. Íèçèíû êàæäûé èç íàñ ïîçíà¸ò âïîëíå óñïåøíî… È êòî-òî íà ýòîì îñòàíàâëèâàåòñÿ, è ìèðíî ïàñåòñÿ íà çëà÷íûõ ïàæèòÿõ áûòîâîãî ñóùåñòâîâàíèÿ.
Îäíàêî, è ñëàâà áîãó, íå âñå.
Êòî-òî ðâåòñÿ ââûñü….
Òóðèñòû ðàäè ýòîãî õîäÿò â ïîõîäû – óâèäåòü âåëè÷èå ïðèðîäû, âûñîòû ãîð, íåîáúÿòíîñòü äîëèí, åñòåñòâåííóþ êðàñîòó æèçíè – èíîãäà ñ äåòüìè. Äåòñêàÿ äóøà ïîä âëèÿíèåì ýòîãî âåëè÷èÿ ïîçíàåò òî, ÷òî âûøå áûëûõ èíòåðåñîâ, óòåõ, ðàäîñòåé – îíà ïîíèìàåò, ÷òî åñòü ÷òî-òî, êóäà ìîæíî è íóæíî ñòðåìèòüñÿ.
Òå æå ñâåðêàþùèå âåðøèíû ìîæíî è íóæíî èñêàòü â èñêóññòâå.
Âîò ãäå ãóëÿþò âåëè÷åñòâåííûå óìû, êàê êîíè ïî ãîðíûì ëóãàì; âîò ãäå íîñèòñÿ äóõ, êàê âåòåð, â âåðøèíàõ ìíîãîâåêîâûõ äåðåâüåâ
Êàæäàÿ êíèãà ýòî ó÷åáíèê ÷åëîâå÷åñêèõ îòíîøåíèé (êàæäàÿ äðàìà ýòî êîíôëèêò ïî ñóòè ñâîåé), ó÷åáíèê èñòîðèè ëþäåé è èõ äóøåâíûõ ñîñòîÿíèé, ïåðå÷åíü ÷óæèõ – è àâòîðñêèõ – îøèáîê… Â êíèãàõ âûñøåãî òîëêà óæå çàëîæåíî ÷óäîâèùíîå êîëè÷åñòâî çíàíèé î ìèðå â ôîðìå “õóäîæåñòâåííîãî âûìûñëà”.
Ñèòóàöèè, ïîñòóïêè, ìíåíèÿ, ñîìíåíèÿ – çà âñåì ýòèì ñòîèò ëè÷íûé îïûò âåëèêîãî ÷åëîâåêà.
Ýòî íå êóõîííî-áûòîâàÿ «íàðîäíàÿ ìóäðîñòü» – ýòî âçãëÿä ñ âåðøèíû Ëè÷íîñòè íà ìèð.
Âåëèêèå ïèñàòåëè ïîòîìó è áûëè âåëèêèìè, ÷òî ñàìè áûëè ëþäüìè ñëîæíûìè, è èç-çà ýòîé ñëîæíîñòè (êàêàÿ áû îíà íå áûëà) èì ïðèõîäèëîñü ëó÷øå ïîíèìàòü îêðóæàþùèé ìèð, “âèäåòü åãî íàñêâîçü”. Ïðîñòîìó ÷åëîâåêó ýòîãî íå íóæíî, ó íåãî äåñÿòîê çàãîòîâîê “íà áóäóùåå” è ïðîñòûå ðåàêöèè íà âñå, óðîâíÿ “ñêóøàë ïëîõîå – ñòàëî äóðíî, â ñëåäóþùèé ðàç íå áóäó åñòü ïîòåìíåâøåå ÿáëî÷êî” – ÷åëîâåê æå òâîð÷åñêèé ýòèõ çàãîòîâîê ÷óðàåòñÿ, è “íàêàòàííîå ðóñëî” äëÿ íåãî ñòðàøíåå ñìåðòè. Ïîýòîìó ïðèõîäèëîñü èñêàòü ïóòè, íåâåäîìûå äðóãèì, “ëåçòü ÷åðåç ÷àùó”, îáðåòàòü “ðåíòãåíîâñêîå çðåíèå” ïóòåì òâîð÷åñêîé ýâîëþöèè – âåäü â ýòîé æèçíè êàæäûé øàã â ÷àùó ÷ðåâàò ïîïàäàíèåì â ÿìó è êàïêàí. Òàê âåëèêèå íà÷èíàëè ïîíèìàòü ðåàëüíîñòü íà íîâîì óðîâíå. È ëó÷øèé îáçîð – ñâåðõó, ëó÷øèé âèä – ñ âåðøèíû ãîð.
Íàì æå, ÷èòàòåëÿì, îñòàåòñÿ òîëüêî âíèìàòü è ñòàðàòüñÿ íàó÷èòüñÿ ó òåõ, êòî óæå “ïîëó÷èë ïîñëàíèå ñâûøå”.
Îñòðîâñêèé ïèñàë î ïðàêòè÷åñêîé ïîëüçå âëèÿíèÿ âåëèêèõ ïèñàòåëåé âåñüìà òî÷íî:
“Ïåðâàÿ çàñëóãà âåëèêîãî ïîýòà â òîì, ÷òî ÷åðåç íåãî óìíååò âñå, ÷òî ìîæåò ïîóìíåòü. Êðîìå íàñëàæäåíèÿ, êðîìå ôîðì äëÿ âûðàæåíèÿ ìûñëåé è ÷óâñòâ, ïîýò äàåò è ñàìûå ôîðìóëû ìûñëåé è ÷óâñòâ. Áîãàòûå ðåçóëüòàòû ñîâåðøåííåéøåé óìñòâåííîé ëàáîðàòîðèè äåëàþòñÿ îáùèì äîñòîÿíèåì. Âûñøàÿ òâîð÷åñêàÿ íàòóðà âëå÷åò è ïîäðàâíèâàåò ê ñåáå âñåõ…. óëó÷øàþòñÿ ïîìûñëû, óòîí÷àþòñÿ ÷óâñòâà. …âñÿêèé æäåò, ÷òî âîò îí ñêàæåò ìíå ÷òî-òî ïðåêðàñíîå, íîâîå, ÷åãî íåò ó ìåíÿ, ÷åãî íåäîñòàåò ìíå; íî îí ñêàæåò, è ýòî ñåé÷àñ æå ñäåëàåòñÿ ìîèì. Âîò îò÷åãî è ëþáîâü, è ïîêëîíåíèå âåëèêèì ïîýòàì; âîò îò÷åãî è âåëèêàÿ ñêîðáü ïðè èõ óòðàòå; îáðàçóåòñÿ ïóñòîòà, óìñòâåííîå ñèðîòñòâî: íå êåì äóìàòü, íå êåì ÷óâñòâîâàòü.”
Äî ÷åãî âåðíî! Òàê íå õî÷åòñÿ ñòàíîâèòüñÿ â ýòîì ìèðå åùå è “óìñòâåííûì ñèðîòîé”…
Èñêóññòâî ðàçâèâàåò ÷óâñòâà è ýìîöèè, ÷òî äåëàåò íàø âíóòðåííèé ìèð áîãà÷å. Ñ ïîìîùüþ òâîð÷åñòâà ìû ñïîñîáíû óëàâëèâàòü áîëüøå îòòåíêîâ âî âçàèìîîòíîøåíèÿõ, òîíüøå âîñïðèíèìàòü áëèæíåãî è îêðóæàþùèé ìèð. Òåì ñàìûì, êðåïíåò íàøà èíòóèöèÿ, çðåíèå íàøåãî âíóòðåííåãî ÷åëîâåêà. Òàê ìû ýâîëþöèîíèðóåì.
Èñêóññòâî ñäåëàëî äëÿ ýòîãî ãëàâíîå – îáåññìåðòèëî äîñòèæåíèÿ ÷åëîâå÷åñêîãî äóõà (èìåííî äóõà), ñäåëàëî ýòè äîñòèæåíèÿ öåííûìè èëè äàæå ñâåðõöåííûìè. Íàêîïëåííîå ãîäàìè, òâîð÷åñòâî ñàìûõ ðàçíîîáðàçíûõ àâòîðîâ – îò ïîýòîâ äî ó÷åíûõ – íàíîñèëî íà êàðòû öåëûå öèâèëèçàöèè. È ÷åãî ñòîèò öèâèëèçàöèÿ, â êîòîðîé íåò êóëüòóðû?… ×åì áîëåå âåëèêà êóëüòóðà – òåì áîëüøå ïîìíÿò öèâèëèçàöèþ, åå ïîðîäèâøóþ. Òàê îáåññìåðòèëà ñåáÿ Åâðîïà – ñëåäîâ òåõ ëþäåé óæå íåò, à òî, ÷òî îíè ñäåëàëè, äî ñèõ ïîð ñ íàìè.
Äà è â öåëîì, áåç èñêóññòâà è êóëüòóðû æèçíü ÷åëîâå÷åñêàÿ áóäåò ñòîèòü íå äîðîæå òðèäöàòè ñåðåáðåííèêîâ…. Åñëè íèçâåñòè êóëüòóðó îáùåñòâà äî óðîâíÿ æèâîòíûõ – ëþäè áóäóò óìèðàòü, êàê æèâîòíûå. Ïðîñòî âñïîìíèì, ãäå ñëó÷àåòñÿ áîëüøå ñìåðòîóáèéñòâ – â ñðåäå äèðèæåðîâ èëè âñå-òàêè â êàêîì-íèáóäü “áåñêîíå÷íîì ãåòòî”? Çäåñü äàæå íå ìîæåò áûòü äâóõ ìíåíèé… ×åëîâåê, íîñÿùèé â ñåáå ìíîãîå, ïîêîÿ âåëèêîå íà äóõîâíîé ãëóáèíå, èçáåãàåò íàñèëèÿ ðàäè ãëóïîñòè èëè èç æèâîòíûõ ïîçûâîâ – íåóæåëè ìû ãäå-òî äåìîíñòðàöèþ ïèñàòåëåé â ðàçíîöâåòíûìè ôëàãàìè èëè áóíò ó÷åíûõ ñ àâòîìàòàìè?…
Èñêóññòâî, âîîáùå, èìååò ñâîè êîðíè â ñàìîì áàçîâîì, åñòåñòâåííîì èíñòèíêòå ÷åëîâåêà – â èíñòèíêòå âå÷íîé æèçíè, áåññìåðòèÿ, â èíñòèíêòèâíîì æåëàíèè çàãëÿíóòü ïî òó ñòîðîíó íàøåãî áûòèÿ. Ýòèì îíî, ñîáñòâåííî, è çàíèìàåòñÿ – ýòî íåêàÿ “êðèîãåííàÿ êàìåðà”, ñîõðàíÿþùàÿ äëÿ íàñ âñå âåëèêîå èç ïðîøëûõ ëåò. È ãëàâíîå, â íàñ ñàìèõ. È ìû ýòî ÷óâñòâóåì…
Áîäëåð ïðåêðàñíî ïèñàë ïî ýòîìó ïîâîäó:
Íåíàñûòíàÿ æàæäà âñåãî íåçäåøíåãî, êîòîðîå îòêðûâàåò íàì æèçíü, ÿâëÿåòñÿ ñàìûì æèâûì äîêàçàòåëüñòâîì íàøåãî ÁÅÑÑÌÅÐÒÈß. Èìåííî â ïîýçèè è ïîñðåäñòâîì ïîýçèè, â ìóçûêå è ïîñðåäñòâîì ìóçûêè äóøå óäàåòñÿ õîòÿ áû ìåëüêîì âçãëÿíóòü íà òå ñîêðîâèùà, êîòîðûå íàõîäÿòñÿ ïî òó ñòîðîíó ìîãèëû…
È äàæå ÷åëîâå÷åñêîå ñòðàäàíèå, ìóêè è áîëü îíî îòëèâàåò â çîëîòóþ ìàñêó áåññìåðòèÿ…
Ó ìíîãèõ âåëèêèõ ïèñàòåëåé Ôîðòóíà îòíèìàëà æèçíü – à èìåííî åå ðàäîñòè, ñâåò, ÷óâñòâà – äëÿ òîãî, ÷òî áû îíè ñîçäàâàëè íîâóþ æèçíü, ñîçäàííóþ èìè ðîâíî ïîòîìó, ÷òî ñâîåé-òî, ñîáñòâåííî, æèçíè ó íèõ è íå áûëî. Îíè îòäàâàëè ñâîèì ìèðàì ÷àñòü ñâîåé äóøè – åñëè íå öåëèêîì…
“Âîçìîæíî, âû ñïðîñèòå ìåíÿ: «À óâåðåí ëè òû, ÷òî òâîÿ ëåãåíäà ïðàâäèâà?» Íî ÷òî ìíå çà äåëî äî òîãî, êàêîé ìîæåò îêàçàòüñÿ äåéñòâèòåëüíîñòü âíå ìåíÿ, åñëè îíà ïîìîãëà ìíå æèòü è ÷óâñòâîâàòü, ÷òî ÿ ñóùåñòâóþ è êòî ÿ åñòü?” – âîïðîøàë â òàêèõ ñëó÷àÿõ Áîäëåð.
Õóäîæåñòâåííàÿ ëèòåðàòóðà, åñëè îíà íàñòîÿùàÿ, ïèøåòñÿ ÷åðåç áîëü. Òû îòêðûâàåøü ñâîé èñòî÷íèê áîëè è òÿãîñòè, è ÷åðåç íåãî âèäèøü ÷óæóþ áîëü, äðóãèå æèçíè… Ýòè îáðàçû èç ïóñòîòû Âå÷íîñòè ñìîòðÿò íà òåáÿ è ïðîñÿò – ðàññêàæè î íàñ, äðóã, ïîâåäàé î íàñ, ñòðàäàþùèõ äóõàõ, îòêðîé íàøó áîëü ëþäÿì, ÷òîáû îíè ìîãëè ñîïåðåæèâàòü íàì… ïóñòü ëþäè ïîìíÿò î íàñ, ñîñòðàäàþò íàì – áûòü ìîæåò, ýòî íàó÷èò èõ ïðîæèòü ñâîþ æèçíü ëó÷øå, ÷åì ñäåëàëè ýòî ìû, ïîêèíóòûå è èñòåðçàííûå ñóùíîñòè òåìíîãî ìèðà áîëè.
 áåëåñîì òóìàíå âîññòàþò îíè èç áåñêîíå÷íîñòè, îáùåé íàøåé ìàòåðè, è ñìîòðÿò íà ïèñàòåëÿ, ïðîòÿãèâàÿ ñâîè ïðèçðà÷íûå ðóêè, êàê áû ãîâîðÿ åìó – “ñïàñèáî, ÷òî íå äàåøü íàì óìåðåòü, íå äàåøü íàì ñòåðåòüñÿ èç ëþäñêîé ïàìÿòè!…”
Âå÷íûå çàñòóïíèêè ïåðåä ëèöîì áåçíà÷àëüíîãî Ìèðîçäàíèÿ, áåçæàëîñòíîãî è áåñïîðî÷íîãî, ñòîÿò îíè âîêðóã ïèñàòåëÿ – è â èõ ëèöàõ îí âèäèò Âå÷íîñòü.
Íî âîò îí êëàäåò ïåðî è âñòàåò ñ ïðèâû÷íîãî ñòóëà, ÷òîáû ïðîòÿíóòü èì ñâîè èññòðàäàâøèåñÿ îò êàòîðãè Âäîõíîâåíèÿ ëàäîíè – íî îíè îòñòóïàþò îò íåãî, ãîâîðÿ – “Åùå íå âðåìÿ! Åùå íå âðåìÿ!”…