Помещик всецело овладевал крестьянином в свою пользу и дает ему

Тестовая работа

Первая половина XIX века

Выбери в каждом задании один правильный ответ.

А1. Какое событие произошло 14 декабря 1825 г.:

          А) Бородинское сражение

          Б) восстание декабристов

          В) образование Северного общества

          Г) принят «Указ о вольных хлебопашцах»

А2. Официальной идеологией Российской империи при Николае I была

                   А)  теория общинного социализма

                   Б)  теория официальной народности

                   В)  марксизм

                   Г)  анархизм

А3. Что из названного связано с понятием «аракчеевщина»?

             А) Создание Корпуса жандармов

             Б) учреждение военных поселений

             В) Издание указа о трёхдневной барщине

             Г) Введение циркуляра  «о кухаркиных детях»

А4. Что было одной из причин отступления русской армии в начале Отечественной войны 1812 г.?

            А) ожидание помощи от союзников по антинаполеоновской коалиции

             Б) решение применить тактику «выжженной земли»

             В) надежда на неблагоприятные для противника природные условия

             Г) стремление объединить и сохранить силы для генерального сражения

А5. Прочтите отрывок из исторического очерка и укажите название  войны, о событиях которой рассказано в отрывке

   «Странным и впечатляющим показалось французским солдатам внезапное появление перед их глазами этого великого города… За завоевание этого города было заплачено очень дорого, но (французский император) успокаивал себя тем, что именно здесь он сможет продиктовать условия мира.

       В Москву первым вступил Мюрат, направивший сообщение императору о том, что город кажется вымершим и что войско французов никто не встретил – ни гражданские или военные лица, ни представители местной знати, ни служители церкви. Императору сообщили, что в городе вспыхнули пожары».

             А) Русско-турецкая война                        Б) Отечественная война

             В) Кавказская война                                  Г) Крымская война

А6. В  1826 г. Николай I учредил Третье отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии, которое стало органом, ведавшим:

             А) Управлением государственными крестьянами

             Б) Политическим сыском

             В) Проведением военной реформы

            Г) Сбором государственных податей

А7.  Что из перечисленного было следствием проникновения товарно-денежных отношений в сельское хозяйство в первой половине XIX века?

               А) усиление крепостной зависимости        

               Б) Укрепление сельской общины

               В) Расслоение крестьянства

               Г) Сокращение мануфактур            

А8.  Прочтите высказывание А. И. Герцена о письме и укажите имя его автора.

       ««Письмо» его потрясло всю мыслящую Россию и имело полное право на это. После «Горе от ума» не было ни одного литературного произведения, которое сделало бы такое сильное впечатление. Между ними   —  десятилетнее молчание, 14 декабря, виселицы, каторга, Николай. (…) Император Николай приказал объявить его сумасшедшим и обязать подпиской ничего не писать»

                  А) А. С. Пушкин                        Б) В. Г. Белинский

                  В) Н. Г. Чернышевский             Г) П. Я Чаадаев

А9 . Как называется архитектурный стиль, для которого характерно использование мотивов античного зодчества, стремление к большей строгости и суровой массивности форм,  доминирование военной эмблематики и нейтральных цветов в окраске зданий?

          А) русско-византийский                Б) барокко

          В) модерн                                         Г) ампир

А10.  Начавшийся в России в 30-е гг. XIX в.  промышленный переворот способствовал

            А) укреплению общины

            Б) развитию ярмарочной торговли

            В) уменьшению численности городского населения

            Г) формированию фабричных центров

А11. Прочтите отрывок из записок декабриста Н. И. Лорера и укажите фамилию исторического деятеля, о котором идёт речь.

         «… Во всю длину его немногих комнат тянулись полки с книгами, более политическими, экономическими и вообще ученого содержания… Не знаю. Чего этот человек не прочёл на своём веку на многих иностранных языках. 12 лет он писал свою «Русскую правду».

          А) П. Пестель          Б) Н. Муравьёв                  В) А. Герцен             Г) В. Белинский

А12. Расположи  события  по порядку.     

      1)  министерская реформа                                   2) учреждение Государственного Совета

      3) указ «О вольных хлебопашцах»                     4) отмена крепостного права в Прибалтике

Выбери правильный ответ.

А) 2314               Б) 1324              В) 3142           Г) 1423

А13. Соотнеси имена российских художников  XIX в. и названия их картин

          1.  П. А. Федотов                   А) «На пашне. Весна.»

          2. К. П. Брюллов                   Б) «Явление Христа народу»

          3. А. Г. Венецианов              В) «Свежий кавалер»

          4. А. А. Иванов                     Г) «Последний день Помпеи»

Выбери ответ:

        А) 1В; 2Г; 3А; 4Б           Б)  1А; 2Г;3Б; 4В                     В) 1Г; 2А; 3В; 4Б         Г) 1Б; 2В; 3А; 4Г

А14. Назовите деятелей культуры первой половины XIX века.                   

   1) К. П. Брюллов      2) И. И. Левитан                          3) К. И Росси                                                              

   4) А. С. Пушкин       5) Ф. С. Рокотов                          6) Л. Н. Толстой

Выберите правильный ответ.

А) 1, 5, 6          Б) 1, 3, 4       В) 2, 5, 6              Г) 1, 4, 6

А15. Прочтите отрывок из сочинения М. Е. Салтыкова-Щедрина и напишите, как в XIX в.  называлась повинность, о которой идёт речь.

Читайте также:  Мать может отказаться от ребенка в пользу отца

   «Помещик всецело овладел крестьянином в свою пользу и даёт ему управляться у себя лишь урывками. По праздникам (а в будни только по ночам) мужики и бабы вольны управляться у себя, а затем, пока крепостные крестьяне томятся на полях помещика, мальчики и девочки работают дома лёгкую работу: сушат сено, вяжут снопы… почти нет той минуты в сутках, чтобы в помещичьих полях не кипела работа; три часа в течение дня и немногим более в течение ночи – вот всё, что остаётся крестьянину для отдыха»

             А) барщина                 Б) оброк               В) отработки                  Г) издольщина

А16. Расположи  события Крымской войны  по порядку. Выбери правильный ответ.

 1)  сражение под Балаклавой                             2)  падение Севастополя

 3) Синопское сражение                                      4)  высадка англо-французского десанта под Евпаторией

Ответ:

А) 2143        Б) 3124                В) 3412                   Г) 4132

А17. Установи соответствие между именами общественных деятелей иидеологическими течениями.

         К каждому элементу первого столбца подбери соответствующий элемент из второго.

 А)  С. С. Уваров                             1) западники

 Б)  А. С. Хомяков                           2) славянофилы

 В) К. Д. Кавелин                            3) теория официальной народности

 Г) А. И. Герцен                              4) теория общинного социализма

Выбери правильный ответ.

А)  А4; Б2; В3; Г4          Б)  А1; Б2; В4;  Г3;                   В)  А2; Б1; В4; Г3                  Г)  А3; Б2; В1; Г4

Вторая половина XIX века

А18. Какие из перечисленных ниже государственных деятелей были авторами либеральных реформ в России?

              1) Д. А. Милютин                                                4) Н. М. Карамзин

              2) Я. И. Ростовцев                                                5) Д. А. Толстой

              3) А. Х. Бенкендорф

Выбери правильный ответ.

               А) 12      Б) 25       В) 35          Г) 34

 А19. В результате крестьянской реформы 1861 г.

            А) был разрешен выход крестьян из общины с землёй

            Б) было отменено крепостное право

            В) были созданы военные поселения

            Г) ограничивалось помещичье землевладение

А20. Прочтите отрывок из произведения «Государственность и анархия» и укажите течение в народничестве, лидером которого являлся автор.

«Идите же, идите «в народ», но не с вашей пропагандой, а с прямой революционной агитацией и памятуйте слова великого учителя: «Страсть к разрушению есть в то же время страсть творческая» (…) народ наш глубоко и страшно ненавидит государство, ненавидит всех представителей его, в каком бы виде они перед ним не являлись».

 А) бунтарское      Б) пропагандистское               В) заговорщическое              Г) либеральное

А21. Как назывались участники общественного движения 1870-1880-х гг., руководствовавшиеся  теориями М. А. Бакунина, П. Л. Лаврова, П. Н. Ткачёва?

          А) социал-демократы      Б) славянофилы     В) западники         Г) народники

А22. В результате проведения  Военной реформы в 1874 г. В России

                 А) введён рекрутский набор в армию

                 Б) создана регулярная армия вместо дворянского ополчения

                 В) увеличено число наёмных войск

                 Г) введена всесословная воинская повинность

А23. Определите, какие из перечисленных ниже мероприятий относятся к внутренней политике Александра III:

                    1) судебная  реформа

                    2) ограничение деятельности земств

                    3) издание циркуляра о «кухаркиных детях»

                    4) ликвидация помещичьего землевладения

                    5) отмена временнообязанного положения крестьян

                    6) принятие конституции

Укажите верный ответ:

                        А) 1, 3, 6           Б) 2, 3, 5            В) 3, 4, 6                  Г) 1, 2, 4

А24. О ком идёт речь?

 Выпускник Царскосельского лицея. Светлейший князь, российский дипломат, канцлер (с 1867 г.) . министр иностранных дел. Добился отмены ограничительных статей Парижского мирного договора 1856 г., вернув Россию в разряд ведущих держав. Участник создания «Союза трёх императоров». Обеспечил нейтралитет европейских держав в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.

                 А) П. С. Нахимов                                Б) Н. Г. Чернышевский

                В) А. М. Горчаков                                Г) С. Л. Перовская

А25. Установите соответствие:

   А) В. И. Суриков                  1) физика

   Б) Н. И. Пирогов                   2) музыка

   В) А. С. Попов                       3) живопись

   Г) М. И. Глинка                     4) медицина

   А) А2; Б4; В1; Г3   Б) А3; Б2; В4; Г1      В) А1; Б4; В3; Г2      Г) А3; Б4; В1; Г2

А26. Какие из перечисленных ниже имён художников были связаны с понятием «передвижники»?

                 1) И. П. Брюллов                         4) А. К. Саврасов

                 2) И. Н. Крамской                        5) Д. Г. Левицкий

                3) И. И. Шишкин                          6) А. А. Иванов

                 Укажите верный ответ:

Читайте также:  Касторовое масло вокруг глаз польза

А) 2,5,6                  Б) 2, 3, 4                 В) 1,2, 4       Г) 1,5,6

А27.  Прочтите отзыв Г. Островского о картине, принадлежащей кисти великого русского художника XIX столетия, и назовите  фамилию её автора.

      «В этом пейзаже нет поражающих воображение величественных панорам, ярких красок южных краёв, ничего такого, к чему приучены были тогда ценители «изящной природы»…  Есть околица села Молтвина Костромской губернии, холодный сырой март на дворе, когда ещё стоит зима, но в воздухе, облачном небе с чистыми голубыми просветами уже повеяло предчувствием весны, почерневший снег с проталинами, берёзки – и то не «девицы-красавицы», а искривлённые, но упрямо и жадно тянущиеся ввысь, старые заборы, такие же домишки и церковка с колокольней, равнина, мерно уходящая вдаль, к синеющей на горизонте полоске леса. И первые вестники весны – грачи, деловито хлопочущие над своими гнёздами».

               А) И. И. Шишкин                  Б) В. Г. Перов                В) А. К. Саврасов             Г) И. И. Левитан

А28. В России в конце XIX в. разбогатевший крестьянин, использовавший наёмный труд обедневших односельчан, назывался:

          А) арендатором                  Б) помещиком                       В) кулаком                 Г) купцом

А29. Когда была проведена Земская реформа?

      А) в 1861 г.      Б) в 1864 г.       В) в 1874 г.        Г) в 1881 г.

А30. Установи соответствие между терминами и их определениями.

К каждой букве первого столбца подбери цифру из второго столбца.

1) предприятие, основанное на ручной                         А) ярмарка

     технике и разделении туда                                         Б)  фабрика

2) предприятие, основанное на применении                 В)  мануфактура              

    машин                                                                            Г) отходничество

3) работа крестьянина вне места жительства

4) периодический торг в установленном месте

Выбери правильный ответ:

А) 1В; 2Б; 3Г; 4А                    Б) 1А; 2Б; 3В; 4Г           В) 1Б; 2А; 4В; 4Г               Г) 1Г; 2В; 3А; 4Б

Источник

Êàê ÿ óæå ãîâîðèë, â íàøóìåâøåì (è âñ¸ åù¸ î÷åíü äàæå øóìÿùåì) ñåðèàëå «Êðåïîñòíàÿ» ïîêàçàíû îòíîøåíèÿ â ïîìåùè÷üèõ óñàäüáàõ, íå èìåþùèå íè÷åãî îáùåãî ñ èñòîðè÷åñêîé ðåàëüíîñòüþ. Êîòîðàÿ áûëà ñàìûì íàòóðàëüíûì êîøìàðîì. Àäîì äëÿ êðåïîñòíûõ êðåñòüÿí. Ïîæèçíåííîé êàòîðãîé – è ýòî â ñàìîì ëó÷øåì ñëó÷àå.

Ýòî èçâåñòíî è ïî âîñïîìèíàíèÿì ñîâðåìåííèêîâ… è ïî äîíåñåíèÿì òàéíîé ïîëèöèè (ïîñëå ìÿòåæà äåêàáðèñòîâ èìïåðàòîðû ïî ïîíÿòíûì ïðè÷èíàì çà ïîìåùèêàìè ïðèñìàòðèâàëè).

Êàê èçâåñòíî, âëàñòü ðàçâðàùàåò, à àáñîëþòíàÿ âëàñòü ðàçâðàùàåò àáñîëþòíî. Ýòî ñêàçàë áðèòàíñêèé êàòîëè÷åñêèé èñòîðèê ëîðä Ýêòîí, íî ýòî â ïîëíîé ìåðå îòíîñèòñÿ ê ðîññèéñêèì ïîìåùèêàì ýïîõè êðåïîñòíîãî ïðàâà. Êîòîðàÿ äëèëàñü íåñêîëüêî ñòîëåòèé (!).

Èç ýòîãî ïñèõîëîãè÷åñêîãî ôàêòà è èç âûøåóïîìÿíóòûõ äîíåñåíèé è âîñïîìèíàíèé ìîæíî ñäåëàòü âåñüìà íåóòåøèòåëüíûé äëÿ «êâàñíûõ ïàòðèîòîâ» âûâîä.  êàæäîì ïîìåùè÷üåì èìåíèè ïîìåùèêè íå òîëüêî ïîêóïàëè è ïðîäàâàëè êðåïîñòíûõ (òàêèõ æå ëþäåé, êàê îíè ñàìè) êàê ñêîò, íå òîëüêî èçáèâàëè ïî ïîâîäó è áåç, íå òîëüêî èçäåâàëèñü êàê õîòåëè è êîãäà õîòåëè (äå-ôàêòî ïîìåùèêè áûëè íåïîäñóäíû).

Íî è ñîäåðæàëè öåëûå  ãàðåìû êðåïîñòíûõ äåâóøåê è æåíùèí, êîòîðûõ íàñèëîâàëè êàê õîòåëè, êîãäà õîòåëè è ñêîëüêî õîòåëè. Ïðè÷¸ì íà÷èíàÿ ÷óòü ëè íå ñ 10-ëåòíåãî âîçðàñòà (ïåäîôèëèÿ è â òå ãîäû öâåëà áóéíûì öâåòîì).

Ýòî ê âîïðîñó îá «îñîáîé ðóññêîé äóõîâíîñòè, ìîðàëè è íðàâñòâåííîñòè» è «áåçäóõîâíîì è áåçíðàâñòâåííîì Çàïàäå». Ïîíÿòíî, ÷òî çàïàäíàÿ ýëèòà íå èç àíãåëîâ ñîñòîèò, íî òàì òàêèå «ðàçâëå÷åíèÿ» áûëè, ìÿãêî ãîâîðÿ, íå ïðèíÿòû – â ñèëó îòñóòñòâèÿ êðåïîñòíîãî ïðàâà (ñèðå÷ü ðàáñòâà). À òàì ãäå îíî áûëî (â ÑØÀ) óæå òîãäà äå-ôàêòî ñóùåñòâîâàâøèå «ðàñîâûå çàêîíû», ìÿãêî ãîâîðÿ, íå ïîîùðÿëè ñåêñóàëüíûå îòíîøåíèÿ õîçÿåâ è ðàáûíü.

Ïîýòîìó â ðåàëüíîñòè óðîâåíü è äóõîâíîñòè, è ìîðàëè, è íðàâñòâåííîñòè íà Çàïàäå ïðîñòî íåñîïîñòàâèìî âûøå, ÷åì â Ðîññèè. Èáî íå áûëî òàì òðàäèöèè ïîâàëüíîãî èçíàñèëîâàíèÿ äåâî÷åê, äåâóøåê è æåíùèí ïðàêòè÷åñêèé âñåìè ïðåäñòàâèòåëÿìè ýëèòû îáùåñòâà â òå÷åíèå ñòîëåòèé.

Èñêëþ÷åíèÿ, íàâåðíîå, áûëè, íî îíè ëèøü ïîäòâåðæäàþò êîøìàðíîå ïðàâèëî – èçíàñèëîâàíèå êðåïîñòíûõ áûëî íàñòîëüêî ðàñïðîñòðàíåíî, ÷òî ñ÷èòàëîñü… îòäåëüíûì è îáùåïðèíÿòûì âèäîì áàðùèíû. Ïðè÷¸ì íàñèëèþ ïîäâåðãàëèñü äàæå… äî÷åðè ïîìåùèêîâ, ðîæä¸ííûå èçíàñèëîâàííûìè èìè êðåñòüÿíêàìè. È ðîññèéñêàÿ ýëèòà ñ÷èòàëà ýòî âïîëíå íîðìàëüíûì. 

×òîáû íå áûòü ãîëîñëîâíûì, ïðèâåäó íåñêîëüêî ïðèìåðîâ. Âîîáùå âåñü ñòðîé êðåïîñòíîãî õîçÿéñòâà, âñÿ ñèñòåìà õîçÿéñòâåííûõ è áûòîâûõ âçàèìîîòíîøåíèé ãîñïîä ñ êðåñòüÿíàìè è äâîðîâûìè ñëóãàìè áûëè ïîä÷èíåíû öåëè îáåñïå÷åíèÿ ïîìåùèêà è åãî ñåìüè ñðåäñòâàìè äëÿ êîìôîðòíîé è óäîáíîé æèçíè.

 òîì ÷èñëå, è ñåêñóàëüíîé, êîíå÷íî. Êñòàòè, ïîìåùèöû òîæå äå-ôàêòî íàñèëîâàëè ñâîèõ êðåïîñòíûõ (çà÷àñòóþ îáîåãî ïîëà), ïðèíóæäàÿ èõ ê ïîëîâûì îòíîøåíèÿì. Êîãäà õîòåëè, ñêîëüêî õîòåëè è êàê õîòåëè.

Ìàëî êîìó èçâåñòíî, ÷òî íàñèëîâàëè íå òîëüêî êðåïîñòíûõ. Íî è äî÷åðåé, æ¸í è ñåñò¸ð áîëåå ìåëêèõ äâîðÿí (òîæå âïîëíå ñåáå ñòàíäàðòíàÿ ïðàêòèêà, êîòîðóþ ðîññèéñêàÿ ýëèòà ñ÷èòàëà íîðìàëüíîé).

Ñëó÷àåâ, êîãäà â íàëîæíèöàõ ó êðóïíîãî ïîìåùèêà îêàçûâàëàñü íàñèëüíî óâåçåííàÿ îò ìóæà èäâîðÿíñêàÿ æåíà (èëè ñåñòðà, èëè äî÷ü) â ýïîõó êðåïîñòíîãî ïðàâà áûëî íåìàëî. Ïðè÷èíó ñàìîé âîçìîæíîñòè òàêîãî ïîëîæåíèÿ äåë òî÷íî îáúÿñíÿåò â ñâîèõ çàïèñêàõ íåêàÿ Å. Âîäîâîçîâà.

Ïî åå ñëîâàì, â Ðîññèè ãëàâíîå è ïî÷òè åäèíñòâåííîå çíà÷åíèå èìåëî áîãàòñòâî — «áîãàòûì âñå áûëî ìîæíî». Íè÷åãî íå íàïîìèíàåò? Âïðî÷åì, â ñîâåòñêèå âðåìåíà «âñ¸ ìîæíî» áûëî êðóïíûõ ïàðòèéíûì, ñîâåòñêèì è õîçÿéñòâåííûì ÷èíîâíèêàì, ñèëîâèêàì è òàê äàëåå. Òàê ÷òî äàæå ïîñëå Îêòÿáðüñêîé ðåâîëþöèè íåêîòîðûå êîøìàðíûå ðîññèéñêèå òðàäèöèè íèêóäà íå äåëèñü…

Òàê ÷òî ïîëîæåíèå æ¸í, äî÷åðåé è ñåñò¸ð ìåëêèõ äâîðÿí íå ñèëüíî îòëè÷àëîñü îò ïîëîæåíèÿ êðåïîñòíûõ áàá è äåâîê. Òîëüêî æåíû íåçíà÷èòåëüíûõ äâîðÿí ïîäâåðãàëèñü ãðóáîìó íàñèëèþ ñî ñòîðîíû áîëåå âëèÿòåëüíîãî ñîñåäà, à êðåñòüÿíñêèå äåâóøêè è æåíùèíû ñî ñòîðîíû «ñâîèõ» ïîìåùèêîâ. È â òîì, è â äðóãîì ñëó÷àå ïîëèöèÿ íå ðåàãèðîâàëà íà æàëîáû íèêàê. Îïÿòü – íè÷åãî íå íàïîìèíàåò?

À.Ï. Çàáëîöêèé-Äåñÿòîâñêèé, ñîáèðàâøèé ïî ïîðó÷åíèþ ìèíèñòðà ãîñóäàðñòâåííûõ èìóùåñòâ (íó, è èìïåðàòîðà, åññíî) ïîäðîáíûå ñâåäåíèÿ î ïîëîæåíèè êðåïîñòíûõ êðåñòüÿí (è äåÿíèÿõ ïîìåùèêîâ, ÷òî áûëî íåñêîëüêî áîëåå èíòåðåñíî), îòìå÷àë â ñâîåì îò÷åòå:

«Âîîáùå ïðåäîñóäèòåëüíûå [ïîëîâûå] ñâÿçè ïîìåùèêîâ ñî ñâîèìè êðåñòüÿíêàìè âîâñå íå ðåäêîñòü.  êàæäîé ãóáåðíèè, â êàæäîì ïî÷òè óåçäå óêàæóò âàì ïðèìåðû… Ñóùíîñòü âñåõ ýòèõ äåë îäèíàêîâà: ðàçâðàò, ñîåäèíåííûé ñ áîëüøèì èëè ìåíüøèì íàñèëèåì.

Ïîäðîáíîñòè ÷ðåçâû÷àéíî ðàçíîîáðàçíû. Èíîé ïîìåùèê çàñòàâëÿåò óäîâëåòâîðÿòü ñâîè ñêîòñêèå ïîáóæäåíèÿ ïðîñòî ñèëîé âëàñòè, è íå âèäÿ ïðåäåëà, äîõîäèò äî íåèñòîâñòâà, íàñèëóÿ ìàëîëåòíèõ äåòåé… äðóãîé ïðèåçæàåò â äåðåâíþ âðåìåííî ïîâåñåëèòüñÿ ñ ïðèÿòåëÿìè, è ïðåäâàðèòåëüíî ïîèò êðåñòüÿíîê è ïîòîì çàñòàâëÿåò óäîâëåòâîðÿòü è ñîáñòâåííûå ñêîòñêèå ñòðàñòè, è ñâîèõ ïðèÿòåëåé»

Ïðèíöèï, êîòîðûé îïðàâäûâàë ãîñïîäñêîå íàñèëèå íàä êðåïîñòíûìè æåíùèíàìè, çâó÷àë òàê:

«Äîëæíà èäòè, êîëè ðàáà!»

Ó÷èòûâàÿ, ÷òî è â ñîâðåìåííîé Ðîññèè ðàáñòâî ÷ðåçâû÷àéíî ðàñïðîñòðàíåíî (ìíîãèì æåíùèíàì ïðîñòî ýëåìåíòàðíî íåêóäà áåæàòü îò íà÷àëüíèêà, ñîæèòåëÿ, ïîëèöèè, ìåñòíûõ áîãàòååâ, áàíäèòîâ è ò.ä.), íåóäèâèòåëüíî, ÷òî ýòîò êîøìàð ïðîäîëæàåòñÿ è ïîíûíå. Îñîáåííî â ïðîâèíöèè, ãäå ðîññèéñêèå æåíùèíû ïðàêòè÷åñêè áåççàùèòíû ïåðåä íàñèëüíèêàìè (è íå òîëüêî íåëåãàëüíûå èììèãðàíòêè).

Íàñèëèå â ïîìåùè÷üèõ óñàäüáàõ íîñèëî ñèñòåìàòè÷åñêè óïîðÿäî÷åííûé õàðàêòåð. Ïîñëå îêîí÷àíèÿ ðàáîò â ïîëå ãîñïîäñêèé ñëóãà (èç îñîáî äîâåðåííûõ), îòïðàâëÿåòñÿ êî äâîðó òîãî èëè èíîãî êðåñòüÿíèíà, â çàâèñèìîñòè îò çàâåäåííîé «î÷åðåäè», è óâîäèò äåâóøêó — äî÷ü èëè ñíîõó, ê áàðèíó íà íî÷ü. Ïðè÷åì ïî äîðîãå çàõîäèò â ñîñåäíþþ èçáó è îáúÿâëÿåò òàì õîçÿèíó:

Читайте также:  Польза от изучения истории эссе

«Çàâòðà ñòóïàé ïøåíèöó âåÿòü, à Àðèíó (æåíó) ïîñûëàé ê áàðèíó»…

Ýòî ïðîäîëæàëîñü ñòîëåòèÿìè. Ïîñëå ÷åãî î÷åíü ñòðàííî, ÷òî êòî-òî óäèâëÿåòñÿ ïðîñòî ÷óäîâèùíîé æåñòîêîñòè, ñ êîòîðîé âîññòàâøèå êðåñòüÿíå â Ãðàæäàíñêóþ âîéíó ðàñïðàâëÿëèñü ñ ïîìåùèêàìè è èõ ñåìüÿìè. À òàêæå ñî ñâÿùåííèêàìè, êîòîðûå îïðàâäûâàëè âåñü ýòîò óæàñ è òðåáîâàëè îò êðåñòüÿí ñìèðåíèÿ è ïîêîðíîñòè…

Â.È. Ñåìåâñêèé ïèñàë, ÷òî íåðåäêî âñå æåíñêîå íàñåëåíèå (!!) óñàäüáû èñïîëüçîâàëîñü äëÿ óäîâëåòâîðåíèÿ ãîñïîäñêîé ïîõîòè. Âñ¸ – îò ìàëà äî âåëèêà. Íåêîòîðûå ïîìåùèêè, íå æèâøèå ó ñåáÿ â èìåíèÿõ, à ïðîâîäèâøèå æèçíü çà ãðàíèöåé èëè â ñòîëèöå, ñïåöèàëüíî ïðèåçæàëè â ñâîè âëàäåíèÿ íà êîðîòêîå âðåìÿ òîëüêî äëÿ ãíóñíûõ öåëåé.

 äåíü ïðèåçäà óïðàâëÿþùèé èìåíèåì äîëæåí áûë ïðåäîñòàâèòü ïîìåùèêó ïîëíûé ñïèñîê âñåõ ïîäðîñøèõ çà âðåìÿ îòñóòñòâèÿ ãîñïîäèíà êðåñòüÿíñêèõ äåâóøåê, è òîò çàáèðàë ñåáå êàæäóþ èç íèõ íà íåñêîëüêî äíåé. Êîãäà ñïèñîê èñòîùàëñÿ, îí óåçæàë â äðóãèå äåðåâíè, è âíîâü ïðèåçæàë íà ñëåäóþùèé ãîä – ñ òåìè æå ìåðçêèìè öåëÿìè.

À.È. Êîøåëåâ ïèñàë î ñâîåì ñîñåäå:

«Ïîñåëèëñÿ â ñåëå Ñìûêîâå ìîëîäîé ïîìåùèê Ñ., ñòðàñòíûé îõîòíèê äî æåíñêîãî ïîëà è îñîáåííî äî ñâåæåíüêèõ äåâóøåê. Îí èíà÷å íå ïîçâîëÿë ñâàäüáû, êàê ïî ëè÷íîì ôàêòè÷åñêîì èñïûòàíèè äîñòîèíñòâ íåâåñòû. Ðîäèòåëè îäíîé äåâóøêè íå ñîãëàñèëèñü íà ýòî óñëîâèå.

Òîãäà îí ïðèêàçàë ïðèâåñòè ê ñåáå è äåâóøêó è åå ðîäèòåëåé; ïðèêîâàë ïîñëåäíèõ ê ñòåíå è ïðè íèõ èçíàñèëüíè÷àë èõ äî÷ü. Îá ýòîì ìíîãî ãîâîðèëè â óåçäå, íî ïðåäâîäèòåëü äâîðÿíñòâà íå âûøåë èç ñâîåãî îëèìïèéñêîãî ñïîêîéñòâèÿ, è äåëî ñîøëî ñ ðóê ïðåáëàãîïîëó÷íî».

Èñòîðèêè äî ñèõ ïîð ñïîðÿò, ñóùåñòâîâàëî ëè «ïðàâî ïåðâîé íî÷è» â çàïàäíûõ ñòðàíàõ… à âîò â Ðîññèè îíî ñóùåñòîâàëî î÷åíü äàæå. È íå òîëüêî ïåðâîé – ïîìåùèê ìîã íàñèëîâàòü æ¸í ñâîèõ êðåñòüÿí êîãäà óãîäíî, êàê óãîäíî è ñêîëüêî óãîäíî. È ïîñëå ýòîãî êòî-òî ñ÷èòàåò, ÷òî â Ðîññèè âûøå óðîâåíü äóõîâíîñòè, ìîðàëè è íðàâñòâåííîñòè?

Òåõ êðåñòüÿí, êòî ïûòàëñÿ ñîïðîòèâëÿòüñÿ, áåçæàëîñòíî ïîðîëè, ñäàâàëè â ðåêðóòû, ññûëàëè â Ñèáèðü, îòïðàâëÿëè íà òÿæ¸ëûå ðàáîòû (âûïèñûâàÿ áèëåò â îäèí êîíåö)… à òî è ïðîñòî óáèâàëè. Ôîðìàëüíî íåïîñëóøíûé êðåñòüÿíèí èñ÷åçàë áåññëåäíî, íî âñå ïðåêðàñíî ïîíèìàëè, êóäà.

Ýòà ïðàêòèêà íàøëà îòðàæåíèå äàæå â îðèãèíàëüíîé àâòîðñêîé âåðñèè ïîâåñòè «Äóáðîâñêèé», ïî ïîíÿòíûì ïðè÷èíàì íå ïðîïóùåííîé èìïåðàòîðñêîé öåíçóðîé è äî ñèõ ïîð ìàëîèçâåñòíîé.  íåé Ïóøêèí ïèñàë î ïîâàäêàõ ñâîåãî àíòèãåðîÿ Êèðèëëû Ïåòðîâè÷à Òðîåêóðîâà:

«Ðåäêàÿ äåâóøêà èç äâîðîâûõ èçáåãàëà ñëàñòîëþáèâûõ ïîêóøåíèé ïÿòèäåñÿòèëåòíåãî ñòàðèêà. Ñâåðõ òîãî, â îäíîì èç ôëèãåëåé åãî äîìà æèëè øåñòíàäöàòü ãîðíè÷íûõ… Îêíà âî ôëèãåëü áûëè çàãîðîæåíû ðåøåòêîé, äâåðè çàïèðàëèñü çàìêàìè, îò êîèõ êëþ÷è õðàíèëèñü ó Êèðèëëà Ïåòðîâè÷à.

Ìîëîäûÿ çàòâîðíèöû â ïîëîæåííûå ÷àñû õîäèëè â ñàä è ïðîãóëèâàëèñü ïîä íàäçîðîì äâóõ ñòàðóõ. Îò âðåìåíè äî âðåìåíè Êèðèëëà Ïåòðîâè÷ âûäàâàë íåêîòîðûõ èç íèõ çàìóæ [ñòàíäàðòíàÿ ïîìåùè÷üÿ ïðàêòèêà], è íîâûå ïîñòóïàëè íà èõ ìåñò

Áîëüøèå è ìàëåíüêèå Òðîåêóðîâû íàñåëÿëè ðîññèéñêèå äâîðÿíñêèå óñàäüáû, êóòèëè, íàñèëüíè÷àëè è ñïåøèëè óäîâëåòâîðèòü ëþáûå ñâîè ïðèõîòè, íèìàëî íå çàäóìûâàÿñü î òåõ, ÷üè ñóäüáû îíè ëîìàëè (è ñíîâà – íè÷åãî íå íàïîìèíàåò?). Îäèí èç òàêèõ áåñ÷èñëåííûõ òèïî⠗ ðÿçàíñêèé ïîìåùèê êíÿçü (!) Ãàãàðèí. Äîâîëüíî òèïè÷íûé ïðåäñòàâèòåëü ðîññèéñêîé ýëèòû.

«Â åãî äîìå íàõîäÿòñÿ äâå öûãàíêè è ñåìü äåâîê; ïîñëåäíèõ îí ðàñòëèë áåç èõ ñîãëàñèÿ [ñèðå÷ü èçíàñèëîâàë], è æèâåò ñ íèìè; ïåðâûå îáÿçàíû áûëè ó÷èòü äåâîê ïëÿñêå è ïåñíÿì. Ïðè ïîñåùåíèè ãîñòåé îíè ñîñòàâëÿþò õîð è çàáàâëÿþò ïðèñóòñòâóþùèõ.

Îáõîäèòñÿ ñ äåâêàìè êíÿçü Ãàãàðèí òàê æå æåñòîêî, êàê è ñ äðóãèìè, ÷àñòî íàêàçûâàåò èõ àðàïíèêîì. Èç ðåâíîñòè, ÷òîáû îíè íèêîãî íå âèäàëè, çàïèðàåò èõ â îñîáóþ êîìíàòó; ðàç îòïîðîë îäíó äåâêó çà òî, ÷òî îíà ñìîòðåëà â îêíî».

Äðóãîé ïîìåùèê – ãåíåðàë (!!) Ëåâ Èçìàéëîâ óñòðàèâàë êîëîññàëüíûå ïîïîéêè äëÿ äâîðÿí âñåé îêðóãè, íà êîòîðûå ñâîçèëè äëÿ ðàçâëå÷åíèÿ ãîñòåé ïðèíàäëåæàùèõ åìó êðåñòüÿíñêèõ äåâóøåê è æåíùèí.

Ãåíåðàëüñêèå ñëóãè îáúåçæàëè äåðåâíè è íàñèëüíî çàáèðàëè æåíùèí ïðÿìî èç äîìîâ. Îäíàæäû, çàòåÿâ òàêîå «èãðèùå» â ñâîåì ñåëüöå Æìóðîâå, Èçìàéëîâó ïîêàçàëîñü, ÷òî «äåâîê» ñâåçåíî íåäîñòàòî÷íî, è îí îòïðàâèë ïîäâîäû çà ïîïîëíåíèåì â ñîñåäíþþ äåðåâíþ.

Íî òàìîøíèå êðåñòüÿíå íåîæèäàííî îêàçàëè ñîïðîòèâëåíèå — ñâîèõ áàá íå âûäàëè è, êðîìå òîãî, â òåìíîòå èçáèëè Èçìàéëîâñêîãî «îïðè÷íèêà». Âçáåøåííûé ãåíåðàë, íå îòêëàäûâàÿ ìåñòè äî óòðà, íî÷üþ âî ãëàâå ñâîåé äâîðíè è ïðèæèâàëîâ íàëåòåë íà ìÿòåæíóþ äåðåâíþ.

Ðàñêèäàâ ïî áðåâíàì êðåñòüÿíñêèå èçáû è óñòðîèâ ïîæàð, ïîìåùèê îòïðàâèëñÿ íà äàëüíèé ïîêîñ, ãäå íî÷åâàëà áîëüøàÿ ÷àñòü íàñåëåíèÿ äåðåâíè. Òàì íè÷åãî íå ïîäîçðåâàþùèõ ëþäåé ïîâÿçàëè è æåñòîêî èçáèëè.

Âñòðå÷àÿ ãîñòåé ó ñåáÿ â óñàäüáå, ãåíåðàë, ïî-ñâîåìó ïîíèìàÿ îáÿçàííîñòè ãîñòåïðèèìíîãî õîçÿèíà, íåïðåìåííî êàæäîìó íà íî÷ü ïðåäîñòàâëÿë äâîðîâóþ äåâóøêó äëÿ «ïðèõîòëèâûõ ñâÿçåé», êàê äåëèêàòíî ñêàçàíî â ìàòåðèàëàõ ñëåäñòâèÿ (êîòîðîå ïðåäñêàçóåìî çàêîí÷èëîñü íè÷åì). Íàèáîëåå çíà÷èòåëüíûì ïîñåòèòåëÿì ãåíåðàëüñêîãî äîìà ïî ïðèêàçó ïîìåùèêà îòäàâàëèñü íà ðàñòëåíèå ñîâñåì ìîëîäûå äåâî÷êè äâåíàäöàòè-òðèíàäöàòè ëåò.

×èñëî íàëîæíèö Èçìàéëîâà áûëî ïîñòîÿííûì è ïî åãî êàïðèçó âñåãäà ðàâíÿëîñü òðèäöàòè, õîòÿ ñàì ñîñòàâ ïîñòîÿííî îáíîâëÿëñÿ.  ãàðåì íàáèðàëèñü íåðåäêî äåâî÷êè 10–12 ëåò è íåêîòîðîå âðåìÿ ïîäðàñòàëè íà ãëàçàõ ãîñïîäèíà. Âïîñëåäñòâèè ó÷àñòü èõ âñåõ áûëà áîëåå èëè ìåíåå îäèíàêîâà — Ëþáîâü Êàìåíñêàÿ ñòàëà íàëîæíèöåé â 13 ëåò, Àêóëèíà Ãîðîõîâà â 14, Àâäîòüÿ ×åðíûøîâà íà 16-ì ãîäó.

Îäíà èç çàòâîðíèö ãåíåðàëà, Àôðîñèíüÿ Õîìÿêîâà, âçÿòàÿ â ãîñïîäñêèé äîì òðèíàäöàòè ëåò îò ðîäó, ðàññêàçûâàëà, êàê äâîå ëàêååâ ñðåäè áåëîãî äíÿ çàáðàëè åå èç êîìíàò, ãäå îíà ïðèñëóæèâàëà äî÷åðÿì Èçìàéëîâà, è ïðèòàùèëè åäâà íå âîëîêîì ê ãåíåðàëó, çàæàâ ðîò è èçáèâàÿ ïî äîðîãå, ÷òîáû íå ñîïðîòèâëÿëàñü.

Ñ ýòîãî âðåìåíè äåâóøêà áûëà íàëîæíèöåé Èçìàéëîâà íåñêîëüêî ëåò. Íî êîãäà îíà ïîñìåëà ïðîñèòü ðàçðåøåíèÿ ïîâèäàòüñÿ ñ ðîäñòâåííèêàìè, çà òàêóþ «äåðçîñòü» åå íàêàçàëè ïÿòèäåñÿòüþ óäàðàìè ïëåòè.

Íèìôîäîðó Õîðîøåâñêóþ, èëè, êàê Èçìàéëîâ çâàë åå, Íèìôó, îí ðàñòëèë, êîãäà åé áûëî ìåíåå 14 ëåò. Ïðè÷åì ðàçãíåâàâøèñü çà ÷òî-òî, îí ïîäâåðã äåâóøêó öåëîìó ðÿäó æåñòîêèõ íàêàçàíèé.

Ñíà÷àëà âûñåêëè åå ïëåòüþ, ïîòîì àðàïíèêîì è â ïðîäîëæåíèå äâóõ äíåé ñåìü ðàç åå ñåêëè (íàñòîÿùåå ÷óäî, ÷òî îíà âîîáùå âûæèëà). Ïîñëå ýòèõ íàêàçàíèé òðè ìåñÿöà íàõîäèëàñü îíà ïî ïðåæíåìó â çàïåðòîì ãàðåìå óñàäüáû, è âî âñå ýòî âðåìÿ áûëà íàëîæíèöåé áàðèíà. Ïîñëå ýòîãî, åé îáðèëè ïîëîâèíó ãîëîâû è ñîñëàëè íà ïîòàøíûé çàâîä, ãäå îíà ïðîâåëà â êàòîðæíîé ðàáîòå ñåìü ëåò.

Êñòàòè, î òåëåñíûõ íàêàçàíèÿõ. Âñå êðåïîñòíîå ïðàâî äåðæàëîñü íà ïîðêå. Òàê, çà óêðûâàòåëüñòâî â äåðåâíå êîãî-ëèáî èç áåãëûõ êðåïîñòíûõ ïîäâåðãàëñÿ íàêàçàíèþ ïëåòüìè ñòàðøèé ÷ëåí ñåìüè ñ êàæäîãî äâîðà.

Ïîìåùèê âðåìåí Åêàòåðèíû Áîëîòîâ ðàññêàçûâàë â ñâîèõ âîñïîìèíàíèÿõ î ïîìåùèöå, îòäàâøåé ïðèêàçàíèå ïåðåïîðîòü ñðàçó 80 æåíùèí çà òî, ÷òî îíè… íå íàáðàëè íóæíîãî êîëè÷åñòâà çåìëÿíèêè.

Ïðîñìàòðèâàÿ ñåêðåòíûå äîêëàäû øåôà æàíäàðìîâ Áåíêåíäîðôà çà 20-å ãîäû XIX âåêà, ìîæíî íå åäèíîæäû âñòðåòèòü ñîîáùåíèå î ïîìåùè÷üèõ çâåðñòâàõ… íî ëèøü î òàêèõ, êîòîðûå çàêàí÷èâàëèñü ñìåðòüþ êðåïîñòíûõ âî âðåìÿ èñòÿçàíèé.

Î ñëó÷àÿõ æå æåñòîêîé ïîðêè áåç ñìåðòåëüíîãî èñõîäà, êîíå÷íî, íèêòî íèêîìó íå äîíîñèë; íàêàçàíèå òàêîãî ðîäà áûëî îáûäåííûì è åæåäíåâíûì ÿâëåíèåì. Âïðî÷åì, ïðåäàíèå ñóäó â îòäåëüíûõ ñëó÷àÿõ ïîìåùèêîâ, çàïîðîâøèõ êðåïîñòíûõ íàñìåðòü, åùå íå îçíà÷àëî èõ îñóæäåíèÿ.

Íåèçâåñòíî, ÷åì çàêîí÷èëîñü, íàïðèìåð, ïðåäàíèå ñóäó ïîìåùèöû Áåëîðóêîâîé, êîòîðàÿ çàïîðîëà íàñìåðòü ðîçãàìè è ïðîñìîëåííîþ âåðåâêîþ… äåâÿòèëåòíþþ äåâî÷êó. Âåðîÿòíåå âñåãî, íè÷åì (òèïà öåðêîâíûì ïîêàÿíèåì).

Åù¸ îäíèì ïðèìåðîì òàêîãî «ïðàâîñóäèÿ» ÿâëÿåòñÿ ïðèãîâîð ïî äåëó âäîâû ãåíåðàë-ìàéîðà Åëèçàâåòû Ýòòèíãåð â 1771 ãîäó. Áûëî äîêàçàíî, ÷òî ïî ïðèêàçàíèþ ïîìåùèöû «òàëîâûìè äëèííûìè ïðóòüÿìè» áûë çàñå÷åí íàñìåðòü åå êðåïîñòíîé. Íàêàçàíèå? Ìåñÿö òþðüìû. Êðåñòüÿíèí çà óáèéñòâî – äàæå ìåíåå æåñòîêîå – çàãðåìåë áû íà ôàêòè÷åñêè ïîæèçíåííóþ êàòîðãó…

Ïîýòîìó ó òåõ, êòî çíàêîì ñ ðåàëüíîé èñòîðèåé êðåïîñòíîãî ïðàâà â Ðîññèè, ñåðèàë «Êðåïîñòíàÿ» è åìó ïîäîáíûå ëæèâûå ñêàçêè âûçûâàþò ëèøü îòâðàùåíèå.

Источник