Пользы от автосервисов еще не было

Бывший владелец автосервиса раскрыл 4R.ru профессиональную кухню изнутри. Все истории абсолютно реальны!

Разводка N1: вписать в счет процедуры, которых не было

Насчитать в заказ-наряде лишних работ или запчастей, убедить клиента в том, что его проблема намного масштабнее, чем на самом деле. Например, приезжает в сервис лопух с характерным клапанным стуком из двигателя, и ему с порога приговаривают гидрокомпенсаторы, да не один-два, а все, да ещё «Давай маслосъёмные колпачки поменяем, чего два раза «голову» вскрывать?» Хорошо, если обходится без снятия-установки ГБЦ с сопутствующей обязательной заменой нескольких прокладок, масла и антифриза — на многих моделях иначе поменять маслосъёмные колпачки просто нельзя.

Если лопух соглашается и оставляет машину, хитрый мастер для начала доливает в двигатель масла, и если это не помогло и стук сохраняется — вскрывает клапанную крышку и действительно меняет один-два стучащих «гидрика». Если сработал первый вариант, то выгода от такой операции может составить несколько десятков тысяч рублей, если второй — то тысяч 5-7 вполне может «прилипнуть»!

Как можно лучше знать устройство своего автомобиля и симптомы неисправностей, задавать наводящие вопросы, и если мастер начинает плавать — отказываться от ремонта. В случае с гидрокомпенсаторами уместен будет вопрос «Что, все?» — в 4-цилиндровом двигателе их от 8 до 16 штук, и они очень редко выходят из строя одновременно.

Разводка N2: дешевое вместо дорогого

Это один из самых популярных вариантов. Практикуется везде — от гаража до дилерского центра. Вам говорят, что поставят «оригинал» (и даже, может быть, положат в багажник упаковку от оригинальной детали), а в автомобиль установят либо поделку дядюшки Ляо, либо хорошо отмытое б/у в состоянии чуть лучше вашего. Разница в стоимости запчастей может составлять 10 раз и больше, а кроме того — может иметь для сервиса отсроченную выгоду — об этом чуть позже.

Мониторить цены на запчасти, понимать, на каких деталях и расходниках возможно такое мошенничество, и заниматься их закупкой самостоятельно. Имеет смысл также узнать, в каких именно случаях необходим оригинал, а в каких можно обойтись лицензионными запчастями — вам это поможет сэкономить, а разводиле сильно уменьшит пространство для маневра.

Разводка N3: отдать на аутсорс

Практикуется в дилерских сервисах и просто крупных автоцентрах – главное, чтобы у сервиса был как можно более дорогой фасад и высокая стоимость нормо-часа.Автомастерская принимает в ремонт дорогой автомобиль с серьезной проблемой – мАсштабными кузовными работами, капиталкой двигателя или АКП. Клиент подписывает заказ-наряд, уезжает, после чего… автомобиль грузят на эвакуатор и отправляют в какую-нибудь гораздо более дешёвую мастерскую, где починка обойдется в 3-4 раза дешевле (с примерно такой же разницей в качестве ремонта, хоть и не всегда это видно на глаз). Разница в цене — в карман изобретателям схемы.

Если вашему автомобилю предстоят масштабные работы и машину придется оставлять в сервисе надолго, старайтесь контролировать этапы ремонта под любыми благовидными предлогами:

  • «Забыл в салоне зарядку для планшета, через полчаса заеду, заберу»
  • «Веду свой блог, и мне нужны фото этапов ремонта»
  • «Хочу пообщаться с мастером по поводу использования нового антикоррозийного грунта»…

В конце концов, это ваш автомобиль, и вы имеете право в любой момент справиться о его состоянии и лично убедиться в том, что все хорошо. У добросовестных мастеров такой клиент не вызовет ничего, кроме уважения (если не будет придираться по пустякам), недобросовестные начнут юлить и придумывать отмазки типа «Застрял в лифте».

Если вы приехали и выясняется, что машины нет на территории техцентра, лучше сразу проконсультируйтесь с проверенным автоюристом и смело затевайте скандал, он может быть для вас весьма выгоден.

Разводка N4: ремонт вместо замены

Тоже характерна скорее для крупных дорогих сервисов, которые любят говорить «Мы автоматы (суппорты, приводы, мосты, стойки, рулевые рейки, стартеры, генераторы — нужное подчеркнуть) не перебираем, только замена!»

«Не перебираем» не означает «не умеем перебирать», это уж точно. И если выгода будет достаточно существенной, то такой вариант вполне возможен.

По возможности знать, какие запчасти возможно восстановить, а какие нет, какова разница в ценах — и при малейших сомнениях спрашивать мастеров, почему они не предлагают ремонт. Убедительные варианты ответов (особенно, когда они сопровождаются наглядной демонстрацией и подтверждаются в других источниках, например, в сервисе конкурентов): 

  • «Шаровая уже стучит, если я поменяю только пыльник — ничего не изменится»
  • «Вам не повезло: именно на этой модели внешний ШРУС невозможно снять с вала, поэтому максимум, что мы можем — поставить неоригинальный резиновый пыльник, заменить ШРУС получится только в сборе»

Неубедительные варианты звучат примерно так:

  • «Пусть вам в гаражах перебирают»
  • «Мы не можем гарантировать работоспособность после переборки» (в случае если этот аргумент не сопровождается демонстрацией того, как был определен износ)
  • «Это противоречит политике нашего сервиса»
Читайте также:  Польза тыквы во время беременности

От таких лучше сразу бежать сломя голову, не испытывая никаких угрызений совести за их якобы потраченное бесценное время (а уж поверьте, они постараются этот комплекс вины на вас повесить).

Разводка N5: экономия на спичках

Заметите ли вы, что вам чуть-чуть недолили масла? Правда, совсем немного: даже риску минимального уровня закрывает! Или вместо двух слоев лака положили один? Или что антифриз разбавили водой? Вряд ли, по крайней мере, пока масло внезапно не кончится, лак при полировке не протрется до «базы», а замёрзший антифриз не сломает помпу. А автосервису — небольшая, но приятная «прибавка к пенсии»… за ваш счёт.

Если с маслом все понятно (проверять уровень и просить долить), то с остальными… Ну, может быть, только над душой стоять и следить да процессом ремонта детально, и то не всегда помогает. Обязательно поменять сервис, если такой обман вскроется — но, как правило, сервисы, где все настолько плохо, долго не живут в любом случае.

Разводка N6: сорок+сорок=рупь сорок

Просто вписать в заказ-наряд работы, которые не проводились, запчасти, которые не использовались, написать две одинаковых по сути работы разными словами или существенно увеличить количество каких-нибудь мелких расходников в надежде на невнимательность клиента. Развод простейший, но работает до сих пор, иногда с вариациями «А у нас в программе написано, что замена рычага производится только со снятием стабилизатора поперечной устойчивости».

Внимательно изучать документы. И опять же — постоянно прокачивать свои знания в области авторемонта, знать технологии и значения терминов… А то придется долго платить «за краскопульт, потому что он одноразовый» и другие подобные глупости.

Разводка N7: не называть итоговую сумму сразу

Вторая древнейшая уловка, на которую до сих пор пачками ведётся автомобильный люд в автосервисах любого уровня: сказать одну сумму, но с приставкой «от», а при расчетах — внезапно выяснится, что ремонт будет стоить в… 2,3, 10 раз больше! Особую пикантность приобретает при крупных ремонтах или когда автомобиль уже разобран и собрать все «как было» тоже стоит (по версии сервиса) неадекватных денег.

В небольших мастерских, где все по понятиям, обязательно спрашивать: «Хорошо, от 10 тысяч – и до…?» Узнавать, в зависимости от чего может вырасти смета. Например, если при покраске ковши вам предлагают оплатить покупку лобового стекла – это нормальная практика, но по-хорошему мастер должен предупредить: «Мы постараемся срезать аккуратно, но оно все равно может треснуть – тогда придется заменить стекло». Кроме того, список работ и цены желательно подтверждать хоть как-то письменно – например, в смс или мессенджере.

У официальных дилеров стопроцентный вариант застраховаться от подобных неприятностей всего один. Он действенный, но очень неудобный ни для сервиса, ни для клиента.

Нужно просто поставить в заказ-наряде галочку или отдельно написать пункт «Согласование допработ только при личном присутствии под подпись». В этом случае вам придется либо сидеть и ждать, пока сделают вашу машину, либо по любому звонку срываться в сервис и согласовывать дополнительные траты. По умолчанию действует вариант «согласовывать по телефону», но доказать, что вам не звонили (или звонили совсем не по этому поводу), может быть довольно непросто.

Можно записывать звонки, можно потом распечатывать детализацию и долго-муторно судиться за свои кровные, но, по факту, если подобный развод предотвратить не удалось, то его последствий можно избежать, только имея серьезные рычаги давления на руководство сервиса. Но мы вам этого не говорили…

Разводка N8: помощь угонщикам

Это уже не просто развод, а самое настоящее уголовное преступление. Сотрудники автосервиса — это люди, которые имеют доступ ко всему самому интимному в вашем средстве передвижения: сигнализации, ключам, документам. Сделать необходимые копии, поставить «жучок», блокирующий сигналку, проще, чем вы себе можете представить. Со всеми вытекающими…

Не покупать угоняемые модели и стараться избегать сервисов с сомнительной репутацией. Если все-таки пришлось заехать для экстренного ремонта в «гараж-монтаж», то не стоит светить документами, лучше не показывать всех «секреток» и постараться ограничить доступ к ключам. Кстати, это же касается не только сервисов, но и автомоек, шиномонтажей и т. п.

Разводка N9: было ваше — стало наше

Распространена у дилеров, хотя иногда встречается и на обычных сервисах: скрутить у клиента новую запчасть, а ему поставить старую. Как вариант — списать по гарантии вполне исправный агрегат, клиенту поставить новый, а снятый — продать. Или вообще ничего не трогать — тут уж как получится выкрутиться.

Следить за ремонтом, внимательно осматривать замененные делали, требовать положить старые детали в багажник вместе с упаковками от новых.

В случае с гарантийным мошенничеством (если вы его тем или иным образом обнаружили) — вам решать, стоит ли вообще обращать на это внимание.

Читайте также:  Ручной массажер для тела польза

Разводка N10: операция «Имитация»

Вариант предыдущей схемы – вместо вполне исправной запчасти вами ставят такую же, только в состоянии «вот-вот сломается», причем сделать это можно так, что комар носа не подточит! Например, при замене загудевшего подшипника ступицы походя поменять привод на более старый. Да еще сказать с умным видом:

Знаете, я попутно посмотрел привод — что-то там во внешнем шарнире люфты сильные…

С подшипником все будет тип-топ, а вот привод через две-три тысячи километров начнёт хрустеть, и вам снова придется ехать в сервис. Скорее всего, в тот же, в котором работает такой провидец-диагност.

В первую очередь — внимательно следить за процессом ремонта (конечно, с пониманием того, зачем и почему делается та или иная операция, без этого вам на голубом глазу поменяют полмашины, а вы и глазом не моргнете). Но лучше всего, конечно, поискать честный сервис.

Источник

Десять лет назад Олег Владимирович открыл свой собственный автосервис. До этого у него уже был опыт ведения бизнеса: в конце девяностых, к примеру, он организовал небольшое предприятие по производству бильярдной фурнитуры. Но мечтой его жизни было автодело. Наконец в 2005 году мечта осуществилась. Мужчина приобрел помещение с боксами, набрал штат опытных работников, при этом в промежутках между бумажно-хозяйственной волокитой руководителя и сам не гнушался залезть под капот. Трудился семь дней в неделю — и в праздники, и в выходные. Но финансовые и моральные инвестиции себя не оправдали. Сегодня предприниматель мечтает об одном — продать свой бизнес. О том, как планы и мечты разбиваются о реальность нашей жизни, читайте в репортаже Onliner.by.

В 15 километрах от Гомеля расположена деревня Лопатино.

В самом ее центре — между магазином и церквушкой — офис «домашнего доктора» многих местных автовладельцев. Да что там местных! К Владимировичу едут автомобилисты из Гомеля, Речицы, Ветки и даже далекого Октябрьского. Потому что знают: в этом автосервисе не обманут и не подведут.

Владимировича ценят за редкую отзывчивость и готовность прийти на помощь в любое время. Случись беда на дороге, знакомому автодоктору можно набрать даже ночью — по телефону он даст консультацию, поможет советом, а в тяжелых случаях приедет и на собственной машине отбуксирует заглохшее авто, в считаные дни отремонтирует и вернет уже выздоровевшего железного друга его владельцу. Причем денег возьмет ровно столько, сколько стоит услуга по ремонту. Не придется платить ни за срочность, ни за буксировку, ни за ночные часы…

Нужно ли говорить, что за десять лет работы в книге замечаний и предложений предприятия Олега Владимировича лишь одна запись? Да и та появилась в дни, которые психиатры обычно называют днями сезонных аффективных расстройств.

— Вот твоя порядочность тебя же и губит, — пеняет Владимировичу сын Антон. Он вместе с отцом уже несколько лет работает в автосервисе.

— Ну вот вам наглядный пример, — продолжает мысль автослесарь. — Приехала к нам девушка, ей нужно было поменять лямбда-зонд. Ребята потратили десять минут — взяли с нее 30 тыс. Она чуть не расплакалась, говорит, в одном городском сервисе с нее за работу просили $100. Видно, подумали, что блондинка, не разбирается, вот и решили нагреться. Отец же — тот всегда старается войти в положение человека. Часто в долг просят работу выполнить, он не отказывает.

В лучшие времена в автомастерской у Владимировича трудились десять человек, были свои электрик и кузовщик. Теперь людей в два раза меньше. Коллектив пришлось распустить.

Как же так получилось, что когда-то прибыльное дело перестало приносить доход? Причин множество. И каждая из них сыграла свою особую роль в текущем положении дел.

Бесконечные поборы и распоряжения, говорит Владимирович, душили давно:

— Требования к нам — как к большому заводу. И с каждым годом все новые и новые. Проверяющих каких только не приходит. Экологи, санстанция, МЧС, охрана труда, налоговая, Госстандарт, энергонадзор… При этом не важно, что нет в графике проверок. Это называется мониторинг. Недавно вот позвонили из организации, оказывающей услуги в разработке нормативных документов: «Вам надо разработать инструкцию по обращению с отходами». Услуга стоит 4 млн. А где их взять? Только недавно поверка всех необходимых приборов и инструментов вместе с ежегодным инспекционным контролем Госстандарта обошлись более чем в 10 млн.

Но с этими бедами, признается директор автосервиса, можно было худо-бедно мириться. Пока как снежный ком не посыпались другие:

Читайте также:  Еще раз о пользе видеорегистратора

— В 2013 году налогами стала облагаться выполненная работа независимо от того, оплачен ремонт вовремя или нет. Мой автосервис оказывает услуги многим предприятиям, в том числе сельскохозяйственным, которые часто рассчитываются не вовремя. С ноября одно из хозяйств задолжало 30 млн. Отдали только в феврале. Но что такое эти деньги в ноябре и что такое сейчас? А от некоторых обанкротившихся оплаты не будет уже никогда, но налоги уплачены.

Совсем невмоготу стало с прошлого года, когда начал действовать налог на вмененный доход. В предпринимательской среде его (то ли от «душа», то ли от «душить») окрестили «подушным». С 1 января 2014 года его обязаны платить предприятия по ремонту и обслуживанию автомобилей, где работает не более 15 человек.

— Кто-то умный подсчитал, что каждый работник автосервиса ежемесячно может приносить предприятию 26 млн рублей выручки. С этой суммы и берется 5%-ный налог. Вот смотрите. У меня был коллектив из десяти человек. Из них четыре работника (это я (директор), бухгалтер, приемщик-кассир и снабженец, занимавшийся подбором и заказом запчастей), по сути, не приносили прибыли, не говоря уже о двух учениках, но, согласно документу, их тоже считают. В итоге за месяц десять работников, по подсчетам министерства, могли принести моему автосервису 260 млн. Могли?! Но таких сумм у нас сроду не было и не будет. Даже в лучшие времена общая выручка сервиса не превышала 120 млн в месяц, и это вместе со стоимостью запасных частей. Но никого это не волнует. От этих призрачных 260 млн я должен был исправно отстегивать 5%. В итоге моим приемщику-кассиру и снабженцу пришлось пойти на биржу труда. Уволить директора и главного бухгалтера за то, что они не приносят выручки, я не могу, в ООО должны быть и директор, и бухгалтер, — объясняет Владимирович. — Самое странное, что налог этот нужно платить, даже если работник в отпуске или на больничном. У меня молодой работник собрался в армию: два месяца проходил медкомиссию, клали в больницы на разные обследования — не работал ни дня. Какую выручку он принес предприятию? Но никого это не волнует — плати! А ведь еще есть платежи за свет, за газ, налоги на имущество, на землю, в ФСЗН и прочие расходы.

Начались проблемы с кадрами. Поработав пару лет и набравшись опыта, автослесари увольнялись и шли работать в гаражи. Там — свобода! Ни тебе налогов, ни проверок. Вместо уволившихся приходили новые неопытные ученики.

— Каждого надо научить, подсказать, помочь, проконтролировать. Приходилось дневать и ночевать в сервисе. Ведь за все промахи отвечаю я. За каждый болт и гайку… Поработав «вчерную», кто-то уже себе квартиру купил, кто-то хорошие машины приобретает. А я за десять лет отпуск себе позволить не мог, и машина у меня, как видите, не шикарная, — кивает в сторону 22-летнего Chrysler Владимирович.

Из шкафа Владимирович достает увесистый альбом и показывает, о каком сервисе еще несколько лет назад он мечтал. Уже и проект сделал. На нем пристройка 15×24 м на пять подъемников, станция электродиагностики…

— С 1 января 2008 года по 31 декабря 2012 года, согласно декрету №9, предприятие получило льготу по налогу на прибыль и налогу на имущество. В этот период было желание развиваться и расширяться. Все заработанные деньги ушли на проектно-изыскательские работы. Проектная документация даже прошла экспертизу. Оставалось только построить и работать, зарабатывая больше. И при этом выросли бы отчисления в бюджет. Но… На сегодня понимаешь, что это невозможно, потому что чиновники заботятся, как бы получить много денег в бюджет сегодня, не думая о том, что с таким отношением завтра платить налоги будет некому.

Я думал, это бизнес моей жизни, потом детям передам, но приходится от него избавляться. Потому что устал бороться с постоянными сюрпризами от государства. Я давал людям рабочие места, исправно платил налоги. Но, оказывается, проще уйти в гаражи и тихонечко там работать. Сейчас я мечтаю о том, о чем еще несколько лет назад и не помышлял, — продать автосервис. Да только вот покупать его никто не хочет. За все время лишь два звонка было. По осени заинтересовались какие-то москвичи, но потом изучили вопрос и дали задний ход. Говорят, лучше мы где-нибудь под Воронежем сервис откроем да горя знать не будем, чем с вашими чиновниками дела иметь. Желающих приобрести предприятие среди белорусов пока нет.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Источник