Пользу не мог составить завещание мусульманин
Согласно исламскому праву, имущество человека может быть распределено не только по наследству. Его часть может быть отдана через такой инструмент, как завещание.
В арабском языке завещание выражается словом «васыять». Его буквальный перевод означает передачу имущества постороннему человеку. В Шариате толкование обрастает дополнительным смыслом, который уточняет первоначальное значение: это договор о передаче одним человеком в пользу другого части собственного имущества.
Священные источники – о завещании
Оставление завещания в исламе признано разрешённым действием, которое нашло своё отражение в тексте Благородного Корана:
«… Именно таким образом должно происходить деление наследства после выплаты того, что было оставлено в завещании…» (4:11)
О завещании также говорится в Пречистой сунне Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.). Приведём следующий хадис: «Мухаммад (с.г.в.), услышав, что Саид ибн Али Ваккас хочет передать через завещание более одной трети своего имущества, сказал: «Лучше, если твои наследники будут богатыми, а не бедными. Вместо того, чтобы они искали подаяние, будет лучше, если они получат хорошее наследство» (Аль-Байхакый).
Как видно из текста хадиса, составление завещание разрешено в исламе, но имущество, которое будет распределено посредством него, не должно превышать одной трети от всего того, что осталось после жизни человека.
При этом важно понимать, что статус материальных благ, переданных через завещание, приравнен к садака джария, то есть к милостыне, которая приносит награду оставившему её человеку после смерти.
Оставление завещания относится к разряду мустахаб, то есть это рекомендуемое действие, за которое человек получит вознаграждение. Если завещание оставлено не будет, то за это никакого наказания верующий не заслуживает. Но если у мусульманина имеются долги, им не возвращены взятые на время вещи, не выплачен закят, то в этих ситуациях составление завещания находится в статусе ваджиб (обязательное действие, отрицание которого не приводит к неверию, но означает погружение человека в серьёзный грех).
Составление завещания в пользу тех родственников, которым не достанется наследство, нуждающимся, учёным, людям, которые погрязли в пучине долговой зависимости, так же имеет статус мустахаб.
Завещание в пользу богатых родственников, посторонним людям оценивается как мубах (действие, которое не запрещается и не разрешается; его эффект определяется изначальным намерением: если оно было совершено с добрыми намерениями, то такое действие находится в статусе халяль; если оно совершается со злостными намерениями, то оно приносит человеку грех).
Направление имущества посредством завещания в пользу испорченных и злых людей, а также составление завещания бедными оцениваются как макрух (греховное действие).
Оставление имущества посредством завещания на греховные дела (например, совершение разбоя, использование имущества в различных махинациях, распространение других религий) оценивается в Шариате как харам.
Правила завещания
В качестве передаваемых материальных ценностей могут выступать следующие категории вещей:
1. Предметы, объём которых определён. Если непонятно, о каком именно имуществе ведётся речь или неясен его размер, объём и т.д., то оставлять его в качестве наследства нельзя.
2. Не допускается передавать по завещанию греховные вещи, типа свиноферму, завод по производству алкоголя и так далее.
3. Имущество отдаётся целиком, а не по частям. Например, если речь идёт о компьютере, то нельзя передать только мышку или монитор, оставив у себя системный блок.
4. Как было отмечено выше, по общему правилу на завещание не закладывается больше одной трети от всего имущества. Но если родственники не имеют ничего против такого распределения, то наследодатель может выйти и за пределы установленной нормы.
5. Имущество, которое предполагается оставить, должно находиться в собственности у составителя завещания.
6. После смерти человека за счёт оставшегося после него имущества сначала погашаются долги, далее выполняются условия завещания. Только после этих действий можно приступать к разделу имущества среди наследников.
7. Оговоренное имущество полностью переходит в собственность лица наследования по завещанию.
8. Если в завещании указано совершение запретных действий, то они не выполняются.
Человек, который оставляет завещание, должен:
- быть совершеннолетним;
- не страдать от отсутствия рассудка;
- иметь право собственности на то имущество, которое он хочет оставить по завещанию.
Получатель имущества по завещанию:
- должен быть живым;
- его должны относительно легко найти наследники умершего человека;
- не должен быть убийцей составителя наследства;
- должен быть мусульманином;
- не должен быть прямым наследником составителя завещания. В этом пункте необходимо привести хадис Пророка Мухаммада (с.г.в.): «Всевышний Творец выделил каждому человеку собственный удел. Предоставляйте людям беспрепятственный доступ к тому, к чему у них есть право. Но наследнику не предоставляется имущество по завещанию» (Ахмад).
Если все вышеупомянутые пункты соблюдены, завещание признаётся верным и его надлежит исполнить.
Когда имущество по завещанию возвращается обратно
Исламские правоведы едины во мнении, что если составитель завещания хочет поменять его содержание, то он может сделать это в любой момент, когда посчитает удобным.
Изменение условий завещания возможно двумя способами:
1. Проговаривание словами того, что условия завещания поменялись или оно вовсе отменяется.
2. Демонстрация действием, то есть предоставление в качестве подарка записанного в завещании имущества третьим лицам либо самостоятельное использование составителем завещания этого имущества.
Отдельные вопросы, касающиеся завещания
– Если лицо, которому передаётся имущество, отказывается от него, то это означает, что завещание в отношении него утратило свою силу.
– Исламские правоведы считают, что передача чего-либо по завещанию в пользу медресе, мечетей, больниц, библиотек является правильным и не противоречащим Шариату.
– Указание в завещании совершения паломничества (хаджа) от имени завещателя предполагает реализацию этого пожелания за счёт материальных благ, которые тот оставил.
– Получатель имущества может отказаться от части завещания.
– Реализация завещания должна проходить в присутствии свидетелей (двух мужчин). Это действие также необходимо утвердить посредством письменного документа.
– Если имущество передаётся родственнику (не прямому наследнику), то требуется заручиться согласием со стороны других родственников.
«Если придет к кому-либо из вас смерть [появятся признаки приближения смерти], а у него остается благо [богатство, имущество], то предписано ему [оставить] завещание. Оно предназначено для родителей и родных, в соответствии с общепризнанными местными нормами [должно быть справедливо, со вниманием к малоимущим родственникам]. Набожные люди серьезно подойдут к этому вопросу» (Св. Коран, 2:180).
*
«…Предназначено для родителей и родных». На начальном этапе ниспослания положений Священного Корана касательно завещания было именно так, но затем волею Творца был ниспослан аят:
«Мужчинам [вне зависимости от возраста[1]] удел (определенная доля, часть) из того, что оставили [в наследство покойные] родители и близкие, и женщинам [вне зависимости от возраста] удел (определенная доля, часть) из того, что оставили [в наследство покойные] родители и близкие, [независимо от того] небольшое [наследство] или богатое. [Наследство является] уделом обязательным [то есть в обязательном порядке все делится на определенные Священным Писанием части и распределяется в зависимости от степени родства]» (Св. Коран, 4:7).
После этого аята были ниспосланы и другие, где четко пояснялось, в каких пропорциях между родными покойного распределяется его наследство. Завещание, которого, кстати, может и не быть, так как обязательным оно было до тех пор, пока не появились в кораническом тексте четкие пропорции раздела наследства, передается только тем, кто не имеет обязательной доли в имуществе покойного. Есть достоверный хадис, где сказано: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) закрепил за каждым [наследником] его часть [наследства]. Наследник [получающий свою долю в соответствии с Писанием] не имеет права на завещание»[2]. Богословы, комментируя хадис, говорят о допустимости этого только в случае общего согласия и разрешения со стороны всех остальных наследников. Также важно отметить, что размер завещанного имущества не может составлять более 1/3 наследства, о чем сказано в достоверном хадисе[3].
Мусульманские ученые единодушны во мнении, что человек до своей смерти может изменить написанное им ранее завещание. Одну треть своего имущества завещатель имеет право адресовать тому, кому пожелает, даже тем, кто не доводится ему родственником. Что же касается того, что больше 1/3, то этим завещатель имеет право распоряжаться лишь с согласия всех его наследников.
Позднее ниспосланные аяты, оговаривавшие доли наследников, установили лишь желательность завещания в случае, когда у человека есть намерение его написать. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Пусть не пройдет и двух ночей, как будет написано завещание, если человек имеет намерение завещать что-либо»[4]. Ибн ‘Умар дал практический комментарий к этому хадису: «После того как я услышал эти слова, если появлялось у меня намерение о завещании, то не проходило и ночи, как я это переводил в письменную форму»[5].
В Коране сказано:
«Верующие, если вы в пути и наступило для вас предсмертное состояние [вы чувствуете, что вот-вот умрете], а собирались оставить завещание [или обозначить, кому принадлежит то ценное, что оказалось вместе с вами в пути], тогда пусть свидетелями этого явятся двое справедливых мужчин из числа мусульман или немусульман.
[По возвращении домой] их [свидетелей] пригласят для свидетельства после [третьей обязательной] молитвы-намаза [когда предположительно человек более сосредоточен, внимателен и ответственен]. И если есть у вас [возникнут] сомнения [в точности их слов], тогда пусть [свидетели] поклянутся Богом, сказав, что «мы не поступимся правдой за [мирскую] плату, даже если это коснется родственника [даже если от наших слов пострадает или выиграет наш родственник]. Мы не сокроем данное свидетельство пред Творцом, а если сделаем подобное, то превратимся в явных грешников [и потому заслужим жесткого наказания со стороны Господа]».
Если выяснится, что они совершили грех [сокрыли завещание, изменили его текст и т. п.], тогда другие двое из числа самых достойных [например, из числа родственников] покойного [лучше, если это будут его наследники] встанут на их место [в вопросе свидетельства перед судом, например] и клянутся Аллахом (Богом), что «наше свидетельство более верно (истинно), чем их. Если же мы перешли границы [солгали], тогда мы, воистину, злодеи (явные грешники) [за что заслуживаем Божьей кары]».
Это [возможность передачи права клятвы самым достойным, например, наследникам, когда есть очевидные сомнения в правдивости спутников, оказавшихся рядом с покойным в момент его смерти] в наибольшей мере способствует тому, чтобы свидетельство было правдивым; чтобы спутники покойного, зная, что их клятва может быть аннулирована, говорили так, как оно есть.
Будьте набожны и покорны [прислушивайтесь к необходимым для вас наставлениям]. Явных грешников Аллах (Бог, Господь) не наставит на верный путь. [Совершая грехи, вредя другим, человек в еще большей степени начинает теряться в себе и во всем том, что его окружает]» (Св. Коран, 5:106–108).
*
«Кто же подменит [изменит] завещание после того, как слышал его [например, был свидетелем], то [пусть знает, что велик] грех на тех, кто подменяет [изменяет] завещания. Воистину, Аллах (Бог, Господь) абсолютно все слышит и обо всем знает.
Кто же опасается ошибочных действий со стороны завещателя или греховного произвола и [постарается] исправить положение дел между завещателем и теми, кому он завещает (поможет им найти взаимопонимание, объяснит им, помирит их), то нет в этом греха [в том, что он проинформирует людей и поможет им сделать все правильно в рамках закона и справедливости]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) Всепрощающ [пока человек жив, у него есть возможность раскаяться и исправиться, вернув то, что ему, например, не принадлежит, или передав тому, кому это должно было быть передано] и Всемилостив» (Св. Коран, 2:181, 182).
Насколько большой грех совершает мусульманин, пишущий завещание, содержание которого не соответствует правилам шариата, и то лицо, которое получает долю наследства не по мусульманским нормам?
Человек может при жизни заблаговременно побеспокоиться и распорядиться 1/3 частью наследства по своему усмотрению, то есть как он сам пожелает. Остальное распределяется в соответствии с четко установленными нормами, прописанными в Священном Коране. И это распределение обязательно пред Богом.
*
«Если у вас есть дети, если у вас есть жилье в совместном владении, если вы являетесь владельцем бизнеса, то у вас должно быть завещание. Иначе в будущем, когда встанет вопрос о наследовании, могут возникнуть конфликтные ситуации. Поэтому стоит составить завещание, даже если до выхода на пенсию вам еще далеко. И обязательно при этом пользуйтесь услугами хорошего адвоката»[6].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Несовершеннолетние получают свой удел из наследства покойного, но не имеют права распоряжаться этим, кроме как по достижении совершеннолетия.
[2] Св. х. Ибн Маджа. См.: Ибн Маджа М. Сунан. С. 295, хадис № 2713, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 110, хадис № 1758, «хасан».
[3] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 842, хадис № 2742; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 1. С. 487.
[4] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 841, хадис № 2738; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 482, хадис № 7893, «сахих».
[5] См., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 1. С. 157, 158.
[6] Цит. по: https://www.forbes.ru/forbeslife-photogallery/pokupki/275213-10-rasprostranennykh-oshibok-pri-upravlenii-lichnymi-finansam.
Что такое завещание (аль-уасыя)?
Завещание – это то, что переходит после смерти человека к его наследникам, и распределяется определенным в шариате способом. И есть разница между добровольным даром и наследством, которое будет поделено после смерти владельца. См. «Кашаф аль-къана’» 4/335, “Хашия Ибн ‘Абидин” 6/648.
Важность завещания в Исламе
Всевышний Аллах сказал: «Предписано вам, когда смерть приближается к кому-либо из вас, и он оставляет после себя добро, оставить завещание родителям и ближайшим родственникам на разумных условиях. Такова обязанность богобоязненных» (аль-Бакъара 2: 180).
От Ибн ‘Умара сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не дозволено мусульманину, владеющему тем, что можно завещать, проводить две ночи, не имея записанного завещания». А Ибн ‘Умар сказал: “Не прошла ночь с тех пор, как я услышал эти слова от посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, чтобы у меня не было готового завещания!” аль-Бухари 2738, Муслим 1/1239.
Самое важное завещание наследникам – это единобожие!
Всевышний Аллах сказал: «Разве вы были свидетелями, когда смерть явилась к Я’къубу? Он сказал своим сыновьям: “Кому вы будете поклоняться после меня?” Они сказали: “Мы будем поклоняться твоему Богу и Богу твоих отцов – Ибрахима, Исма’ила и Исхакъа, Единственному Богу. Ему Одному мы покоряемся!”» (аль-Бакъара 2: 133).
От ‘Абдуллаха ибн ‘Амра сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, когда к пророку Аллаха – Нуху, мир ему, приблизилась смерть, он сказал своему сыну: “Поистине, я делаю тебе завещание! Я повелеваю тебе две вещи, и запрещаю две вещи! Я повелеваю тебе «ля иляха илля Ллах», ибо если семь небес и семь земель положить на одну чашу весов, а слова «ля иляха илля Ллах» — на другую, то перевесит чаша с этими словами, а если бы семь небес и семь земель составили бы кольцо, то слова эти раскололи бы его! И повелеваю тебе произносить слова «Субхана-Ллахи уа бихамдихи». Поистине, эти слова молитва каждой вещи, и посредством них даруется пропитание творениям! И я запрещаю тебе многобожие и высокомерие!”» Ахмад 2/169, аль-Бухари в “аль-Адабуль-муфрад” 548. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” № 134.
Виды завещания
Завещание бывает обязательное, желательное, порицаемое и запретное.
Обязательное и желательное завещание
Всевышний Аллах сказал: «Предписано вам, когда смерть приближается к кому-либо из вас, и он оставляет после себя добро, оставить завещание родителям и ближайшим родственникам на разумных условиях» (аль-Бакъара 2: 180).
Завещание является обязательным для родных, а также может стать обязательным в том случае, если на человеке есть долг, о котором не знает никто из людей, кроме него и того, у кого он занял деньги. Сообщается со слов Али ибн Абу Талиба, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Долг следует выплатить прежде, чем оставлять завещание» аль-Байхакъи. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 3419.
Также завещание может быть как минимум желательным в том случае, чтобы человек предупредил родных не совершать в отношении него запретного после его смерти, и снял с себя тем самым ответственность перед Аллахом. Например, если мусульманин живет в среде невежественных мусульман или же неверных, то он должен оставить им завещание о том, чтобы после его смерти над ним не причитали, не совершали различных нововведений, связанных с обрядами похорон и т.п. Имам ан-Науауи говорил: “Весьма желательно, чтобы мусульманин завещал тем, кто его будет хоронить, чтобы во время похорон, они удалялись от всяких нововведений распространенных в данной местности”. См. “аль-Азкар” 174.
Порицаемое и запретное завещание
Запрещено в Исламе менять доли и части наследства в отношении родных, размер чего определил шариат! Также нельзя завещать неверному родственнику, будь это родители или дети, а также наследовать что-либо убийце завещателя, кем бы он ему не доводился.
Запрещается завещанием вредить кому-либо из наследников. И не будет греха, если в случае неправильно или греховно составленное завещание изменят наследники, ибо Всевышний Аллах говорит: «Если же кто-либо опасается, что завещатель поступит несправедливо или совершит грех, и установит мир между сторонами, то на нем не будет греха. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный» (аль-Бакъара 2: 182).
Даже если человек не завещал ничего перед смертью, его родные автоматически становятся наследниками его состояния, и нет нужды в том, чтобы завещатель распределял свое имуществе между наследниками, так как это распределил Аллах в Коране. От Абу Умамы сообщается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах уже даровал должное каждому, кто имеет на это право, а поэтому не следует составлять завещание для наследника». Ахмад 5/267, Абу Дауд 3/114. Хадис достоверный. См. “Ируауль-гъалиль” 6/87.
Т.е. нет нужды составлять завещание для наследников, ибо его распределил между ними сам Аллах в Коране.
Но человек имеет право завещать часть своего имущества так, как он пожелает, но не больше трети! Сообщается, что когда Са’д ибн Абу Уаккъас заболел, он сказал посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: “Поистине, болезнь уже довела меня до крайности. Я богат, а наследников у меня, кроме дочери нет, так не раздать ли мне две трети своего имущества?” Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нет». Я спросил: “А половину?” Он сказал: «Нет». Я спросил: “А треть?” Он сказал: «Нет», а потом добавил: «Треть, но и трети будет много, ведь тебе лучше оставить своих наследников богатыми, чем лишенными средств и вынужденными просить» аль-Бухари 1295, Муслим 3/1250.
Завещать следует треть своего имущества, но не больше, а еще лучше завещать меньше чем треть, как об этом говорил Ибн ‘Аббас: “Я хотел бы, что бы люди перешли на четверть, ибо посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «и трети будет много»”. Ахмад 2029. Хадис достоверный.
Если завещатель оставляет что-либо постороннему человеку или выделяет долю наследства на благие цели, то эта доля не должна превышать одной трети от всего оставленного в наследство имущества. Если же завещание на вышеупомянутые цели превышает одну треть, то для вступления завещания в законную силу требуется согласие его законных наследников.
Если же человек завещал все свое имущество, то такое завещание является недействительным!
Как удостоверяется завещание?
Завещание завещателя вступает в силу при наличии двух праведных свидетелей или записи завещания.
Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Если к кому-нибудь из вас явится смерть, и он оставит завещание, то его свидетельствуют двое справедливых мужей из вас или двое других не из вас, если смерть постигнет вас, когда вы странствуете по земле» (аль-Маида 5: 106).
В этом аяте довод на то, что в случае отсутствия свидетелей мусульман, свидетелями могут быть при составлении завещания и неверные. См. “Тафсир аль-Багъауи” 3/101.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не дозволено мусульманину, владеющему тем, что можно завещать, проводить две ночи, не имея записанного завещания» аль-Бухари 2738, Муслим 1/1239.
Выполнение завещания обязательно
Завещание, в котором нет ничего греховного и порицаемого необходимо выполнять, как например, если человек завещал что-то для кого-то, или же чтобы обряды похорон по нему провел кто-то определенный, то следует после смерти выполнить его завещание. Имам Ибн Къудама передал единогласное мнение сподвижников, что если человек завещал, чтобы молитву-джаназа над ним провел кто-то определенный, то это завещание следует выполнить. См. “аль-Мугъни” 3/406.