Польза знаний в современном мире

Польза знаний в современном мире thumbnail

На днях известная телеведущая «приписала» Михаилу Булгакову роман «Молодая гвардия». Может, оговорилась, но успела огрести от публики изрядную долю яда: мол, вот они каковы нынешние пропагандисты. При этом все больше представителей новых поколений не только не читали ни Булгакова, ни Фадеева, ни про белую гвардию, ни про молодую, но и вообще знать не знают, кто это такие. Так что как пропагандист она как раз адекватна аудитории. «Стандартные наборы» знаний, которыми приличествует обладать т.н. образованным человеку, давно не совпадают у разных.

Я по привычке ужасаюсь, сколь дремуч и несведущ нынче среднестатистический молодой человек. У него Ленин может быть и полководцем, и математиком. Кутузов мог вполне сражаться с фашистами. Американцы — выступать союзниками Гитлера. Про революцию 1917 года не знают вообще ничего, как и про отмену крепостного права. Вообще про историю в головах нет ни малейшего понятия. По нашим временам, «десять сталинских ударов» (операций Красной армии в годы Великой Отечественной) были из категории must know, а в зачет по географии в 9-м классе входило знание всех столиц мира. Однако если вы смелости и проверите на знание истории, географии или литературы выпускников школ или студентов, то готовьтесь к культурному шоку. Который выливается в инвективы в адрес системы образования, которая «готовит дебилов», ибо именно послушные дебилы сегодня только и нужны. Зато они отлично ориентируются в мобильных приложениях, соцсетях и агрегаторах, используя их для решения разных жизненных задач. И сразу крамольный вопрос: а может, и ничего, что они не знают про Ленина?

И еще подбросим на вентилятор:

проблема нынешней системы образования не столько в том, что она готовит дебилов (не станем оспаривать сей тезис), а в том, что она не понимает, кого именно, как и к чему она должна готовить. Не имея перед собой образа будущего, как и вся остальная страна. Впрочем, с аналогичными проблемами сталкивается не только наше образование, а «дебилизация» носит всемирный характер.

Чаще всего в ответ на изумление — «как же можно не знать таких элементарных вещей», недоросль (не зная, с каким «ненужным» произведением ассоциируется это слово) парирует — а зачем мне это знать, если: а) мне это не пригодится, б) всегда можно посмотреть в интернете.

Еще одна крамольная мысль: а может, все большая часть как советской литературы, так и, страшно сказать, русской классической будет уже не столь «актуальна» в обозримом будущем? Она не резонирует с современной жизнью или (что вернее) современные учителя просто не способны объяснить такой «резонанс», сами не обладая достаточным кругозором и интеллектом. Примерно как «устаревает» (или идет дальше) классический балет Чайковского-Петипа, становясь чем-то вроде японского театра Кабуки (дань архаике, не имеющая к современной жизни никакого отношения), может ли «устареть» Толстой с его морализаторством? Достоевский с его духовными исканиями, все менее созвучными (так кажется новым поколениям, все больше представителей которых его не прочтут никогда) темпу и проблемам современного мира? А главное – системе восприятия, когнитивным способностям нынешних людей.

Какая «польза», недоумевает какой-нибудь хипстер, от знания даты что Куликовской битвы, что Грюнвальдской.

По мере отдаления в прошлое, даже история священной для нас Великой Отечественной войны будет размываться в деталях и героях, сохраняясь как эпос, где толком уже непонятно, кто с кем воевал и как так случилось, но наши всех победили. А зачем знать законы Ньютона успешному менеджеру по продажам?

Раньше, скажем, хотя бы из курса химии стоило запомнить, что куда нельзя лить – воду в кислоту или, наоборот, кислоту в воду. А теперь все автомобильные аккумуляторы – необслуживаемые. Зачем уметь считать в столбик, если есть калькулятор? Зачем уметь писать от руки, если есть компьютер? Все большее число молодых людей убеждены, что вовсе не обязательно уметь держать в руках топор, молоток и отвертку, если даже на акцию по повешению картины современные «дядюшки Поджеры» (это не из школьной программы) зовут «мужа на час».

Нынешняя школа по-прежнему вдалбливает в головы «обязательный набор» знаний, который не менялся десятилетиями. Разве что его все больше адаптируя для все более ленных мозгов, преследуя единственной целью сдачу ЕГЭ. А потом все можно забыть, ведь это «не нужно в жизни».

Читайте также:  Польза ягод годжи для детей

В свое время вдоволь посмеялись над Андреем Фурсенко, который сказал, что школа должна воспитывать потребителя. Вот, мол, главный лозунг дебилизаторов русского народа. А что, если добавить к этой формуле еще пару слов? Потребителей чего? – Потребителей /пользователей (грамотных) современного мира. И уже станет не так смешно.

В 70-х годах ХХ века в Америке провели любопытный эксперимент над учащимися колледжей. Был тест на осведомленность в сфере «случайных знаний», которые встречаются/описываются масс-медиа. Типа теста по политинформации. Оказалось, что те, кто лучше ориентируется в таких «обывательских» знаниях, не описанных ни в одном школьном предмете, гораздо лучше сдают экзамены в университетах, чем те, кто сильнее преуспевает лишь по части «обязательного набора знаний» из учебной программы.

В ближайшие десятилетия на рынке труда будут востребованы совсем другие компетенции и способности, нежели в прошлом.

В дополнение к традиционной литературной и математической грамотности (от этого никуда не уйдешь) важную роль будут играть креативность, умение сотрудничать, умение решать неструктурированные задачи, анализировать, в том числе критически, информацию и самостоятельно ее искать. Учит этому современная школа? Нет.

Способны ли нынешние учителя, замордованные нищетой — материальной и духа – и бюрократическим маразмом тотальной отчетности, привить, прости господи, креативность? Смешно даже говорить.

Это, повторим, общемировая проблема. Несколько лет назад Давосский форум провел исследование качества современной рабочей силы. Так вот, более трети мировых компаний испытывают сложности с наймом квалифицированных работников. Да-да, «кругом неучи и идиоты». В России недостаточная квалификация – одна из самых сильных озабоченностей бизнеса наряду с административным произволом и налоговым гнетом. Согласно другому исследованию, проведенному в 24 странах «Программой оценки компетентности совершеннолетних» (Programme for the International Assessment of Adult Competencies), 16% взрослых не обладают элементарной литературной грамотностью, 19%, почти каждый пятый, безграмотны в математическом плане. Лишь 6% людей показали высокий уровень способности решать сложные задачи с использованием современных технологий. Их этому в школе не учили.

По мере распространения современных технологий, человеческий мозг адаптируется под компьютерные игры, мобильные приложения, чаты, мессенджеры и пр. Прежние «технологии эссеистики», условно, длинных текстов уходят в прошлое. Толстых книг и длинных текстов полно (все еще), однако способность воспринимать длинные тексты все ниже на массовом уровне. Сам текст заменяется «гипертектсом» — набором интернет-ссылок, которые предоставляют разную глубину и направленность вроде бы одной и той же информации. Контекстная подача информации в интернете приводит ко все большей индивидуализации ее потребления. Старая система образования под это совершенно не заточена, оперируя «универсальным набором знаний».

Исходя из развития поисковых систем, в какой мере нужно сохранять эту старую систему, основанную на получении стандартного набора? Какие из этих знаний по-прежнему актуальны, если отбросить сакральность некоторых прежних блоков: нужно ли изучать, скажем, в школе Шолохова и того же Фадеева, вообще основной массив советской литературы, т.е. ушедшей цивилизации failed Soviet state?

В какой мере актуален набор произведений литературы классической? Каким образом на привычный набор знаний должно накладываться привитие учащимся способности критически мыслить, самостоятельно искать информацию? Как они поймут, что именно и где надо искать? Нужны отдельные уроки умению пользоваться поисковиками, анализу баз данных? Как привить людям пожизненную привычку к самообразованию, как научить их учиться? Не стоит ли уделять гораздо больше внимания тому, что называется «случайный набор знаний» о мире, не принадлежащих ни к одному из школьных предметов? Такие знания имеют куда больше практической пользы для поведения человека в реальной жизни, в том числе потребительского, экономического и финансового.

Как построить обучение, чтобы, придя в самостоятельную жизнь, люди не оказывались функционально беспомощными перед лицом таких явлений, как безработица, экологические проблемы, общественные движения, гражданские свободы, растущее социальное неравенство, толерантность и наоборот нетерпимость. Как добиться того, чтобы молодые люди лучше понимали политические и экономические процессы? Как научить их совершать обдуманные, а не иррациональные инфантильные поступки?

Возможно, пора проводить отдельные уроки по медиа-грамотности. Чтобы люди умели анализировать потоки информации. Умели отличать пропаганду от информирования, отделять новости от «фейков». Как подготовить людей к тому, что в условиях глобализации они будут все чаще сталкиваться с разными культурами и традициями? Информирования на уровне турагентствах о том, что где-то нельзя ходить в шортах и употреблять алкоголь, уже мало. Должны ли быть уроки поведения в соцсетях?

Читайте также:  Лапчатка белая в чем польза

«Слово о полку Игореве», конечно, — замечательный памятник древнерусской литературы, а Пушкин вообще наше все. Но как сделать так, чтобы они, уживаясь в голове с чтением Instagram очередной светской дуры (миллионы подписчиков), не остались бы бесполезным «информационным шумом» для новых поколений то ли вечных инфантильных невежд, то ли дебилов, то ли просто послушных инструментов наступающего неототалитаризма? Или оставить все как есть, потому что будет проще? Остальное сделает искусственный интеллект, придуманный и настроенный американцами и китайцами.

Источник

Роль химии в современном мире очень велика. На самом деле, химические процессы окружают нас постоянно, это касается не только промышленного производства или бытовых моментов. Химические реакции в нашем собственном организме протекают ежесекундно, разлагая органические вещества до простых соединений вроде углекислого газа и воды, в результате чего мы получаем энергию на совершение элементарных действий.

Параллельно создаем новые вещества, необходимые для жизнедеятельности и работы всех органов. Останавливаются процессы только после смерти человека и его полного разложения. Источником питания для многих организмов, в том числе и человека, являются растения, обладающие способностью вырабатывать органические вещества из воды и углекислого газа. Этот процесс включает цепь сложных химических превращений, итогом которой становится образование биополимеров: клетчатки, крахмала, целлюлозы.

Химия в быту

Химия в быту человека присутствует ежедневно, мы сталкиваемся с осуществлением целой цепочки химических превращений при:

– использовании мыла;

– приготовлении чая с лимоном; гашении соды;

– поджигании спички или газовой конфорки;

-приготовлении квашеной капусты; -использовании порошков и других моющих средств.

Все это химические реакции, в ходе которых из одних веществ образуются другие, а человек получает от этого процесса какую-то пользу. Современные порошки содержат ферменты, которые при высоких температурах разлагаются, поэтому стирка в горячей воде нецелесообразна. Эффект отъедания пятен будет минимальным. Действие мыла в жесткой воде тоже значительно снижается, зато появляются хлопья на поверхности. Смягчить воду можно кипячением, но иногда это возможно только с помощью химических веществ, которые как раз и добавляют в средства для стиральной машины, снижающие процесс образования накипи.

Все это химические реакции, в ходе которых из одних веществ образуются другие, а человек получает от этого процесса какую-то пользу. Современные порошки содержат ферменты, которые при высоких температурах разлагаются, поэтому стирка в горячей воде нецелесообразна. Эффект отъедания пятен будет минимальным. Действие мыла в жесткой воде тоже значительно снижается, зато появляются хлопья на поверхности. Смягчить воду можно кипячением, но иногда это возможно только с помощью химических веществ, которые как раз и добавляют в средства для стиральной машины, снижающие процесс образования накипи.

Химия и организм человека.

Роль химии в жизни человека начинается с дыхания и переваривания пищи. Все процессы, происходящие в нашем организме, осуществляются в растворенном виде, а универсальным растворителем выступает вода. Ее волшебные свойства позволили когда-то возникнуть жизни на Земле, и сейчас очень важны. Основой химического строения человека выступает пища, которую он потребляет. Чем она качественнее и полноценнее, тем лучше работает слаженный механизм жизнедеятельности. При недостатке какого-либо вещества в питании, тормозятся протекающие процессы, и работа организма нарушается. Чаще всего, такими важными веществами мы считаем витамины. Но это наиболее заметные вещества, недостаток которых проявляется быстро. Нехватка других компонентов может быть не так видна.

К примеру, вегетарианство имеет негативные стороны, связанные с непоступлением с пищей некоторых полноценных белков и, содержащихся в них, аминокислот. В такой ситуации организм не может синтезировать некоторые собственные белки, что приводит к различным нарушениям. Даже поваренная соль должна обязательно входить в рацион, поскольку ее ионы помогают осуществлять осмотическое давление, входят в состав желудочного сока, помогают работе сердца. При различных отклонениях в деятельности органов и систем человек в первую очередь, обращается в аптеку, выступающую в качестве главного пропагандиста достижений человечества в области химии.

Более 90 процентов медикаментов, выставленных на полках аптек, являются искусственно синтезированными, даже если они присутствуют в природе, сегодня проще создать их на заводе из отдельных компонентов, чем вырастить в естественных условиях. И хотя многие из них имеют побочный эффект, положительное значение от устранения заболевания намного выше.

Химия на службе промышленности.

Изначально науку химию двигали люди любопытные, а также жадные. Первым было интересно узнать из чего все состоит и как превращается во что-то новое, вторым хотелось научиться создавать нечто ценное, позволяющее приобрести материальные блага. Одним из самых ценных веществ является золото, а за ним идут и другие металлы. Именно добыча и переработка руды для получения металлов – первые направления развития химии, они и сегодня очень важны. Поскольку позволяют получать новые сплавы, использовать более эффективные способы очистки металлов и так далее. Производство керамики и фарфора тоже очень древнее, оно постепенно совершенствуется, хотя превзойти некоторых старинных мастеров сложно. Переработка нефти сегодня показывает огромное значение химии, ведь помимо бензина и других видов топлива, из этого природного сырья создается несколько сотен различных веществ:

  • каучуки и резины;
  • синтетические ткани, такие как нейлон, лайкра, полиэстер;
  • детали автомобилей;
  • пластмассы;
  • моющие средства и бытовая химия;
  • сантехника;
  • канцелярские товары;
  • мебель;
  • игрушки;
Читайте также:  Утяжелители для ног польза вред

и даже пища.

Лакокрасочная промышленность полностью основана на достижениях химии, все ее разнообразие создается учеными, синтезирующими новые вещества. Даже строительство сегодня вовсю применяет новые материалы, обладающие свойствами, нехарактерными природным веществам. Их качество постепенно улучшается, доказывая, что химия в жизни человека необходима.

Две стороны медали.

Роль химии в современном мире огромна, жить без нее мы уже не сможем, она дает нам массу полезных веществ и явлений, но в то же время и наносит определенный вред.

Вредное воздействие химии.

Как негативный фактор, химия в жизни человека появляется постоянно. Чаще всего мы отмечаем последствия в экологической сфере и здоровье населения. Изобилие материалов, чужеродных нашей планете приводит к тому, что они засоряют почву и воду, не подвергаясь естественным процессам гниения. При этом в ходе разложения или горения они выделяют большое количество токсичных веществ, дополнительно отравляющих окружающую среду. И тем не менее, вопрос этот вполне разрешим с помощью той же самой химии. Значительную часть веществ можно повторно переработать, снова превратив в нужные товары. Проблема, скорее, связана не с недостатками химии как науки, а с ленью человека, и его нежеланием потратить дополнительные усилия на переработку продуктов жизнедеятельности.

Такая же проблема связана и с отходами промышленного производства, которые сегодня редко перерабатываются качественно, отравляя окружающую среду и здоровье человека. Второй момент, говорящий, что химия и организм человека несовместимы, это искусственная пища, которой нас пытаются пичкать многие производители. Но здесь вопрос не столько достижений химии, сколько жадности людей. Химические успехи позволяют сделать жизнь человека проще и возможно, роль химии в решении продовольственной проблемы окажется бесценной, особенно в сочетании с достижениями генетики. Неумение пользоваться этими достижениями и желание заработать – вот главные враги здоровья человека, а вовсе не химическая промышленность.

Применение большого количества консервантов в пище стало проблемой в некоторых странах, где жители настолько пропитались этими веществами, что после смерти процессы разложения в них сильно заторможены, в результате умершие просто не сгнивают, а долгие годы лежат в земле. Бытовая химия часто становится источником аллергических реакций и отравлений организма. Минеральные удобрения и средства для обработки растений от вредителей тоже опасны для человека, да и на природу они оказывают негативное воздействие, постепенно разрушая ее.

Польза химии.

В психологии существует такое понятие – сублимация, заключающееся в снятии внутреннего напряжения через перераспределение энергии, для достижения результата в какой-то доступной области. В химии этот термин используют как обозначение процесса получения из твердого вещества газообразного без жидкой стадии. Однако и в данной отрасли можно применить подход психологии. Перенаправление энергии на достижения в разных отраслях, связанных с химией приносит много пользы обществу.

Говоря о том, зачем нужна химия в быту человека или промышленном производстве мы вспоминаем многие ее достижения, сделавшие нашу жизнь комфортной и более долгой:

-лекарства;

-современные материалы с уникальными свойствами;

– удобрения;

-источники энергии;

-источники пищи и многое другое.

Заключение.

Роль химии в современном мире неоспорима, она заняла важное место в системе знаний человечества, накопленных в течение тысячелетий. Ее активное развитие в 20 веке несколько пугает и заставляет людей задуматься о конечной цели применения своих знаний. Но без знания человечество – только отдельная группа индивидуумов, обладающая не самыми лучшими характеристиками.

Источник