Польза знаний в наше время

Польза знаний в наше время thumbnail

Почти каждый слышал пословицу «Ученье свет, а неученье -тьма». Начиная с детства, родители постоянно твердят нам «Учись! Учись! Чтобы обеспечить себя успешной и красивой жизнью, необходимо учиться». Неужели это действительно так? Какова для нас роль знаний в жизненном укладе? Однозначно для получения профессии, выстраивания карьеры, необходимо черпать знания в обучении.

Также знания нужны для себя, для общего развития. Чтобы не задаваться вопросами на разные темы, а просто знать. И гордиться этим. Вероятно, каждый из нас замечал, что на многие вопросы, ответы есть у нас в голове. Это и происходит, потому что мы учимся, потому что получаем все новые и новые знания.

«Почему идет град?» «Где берет свое начало река?» « Почему за летом всегда следует осень?» Наверное, в детстве любой ребенок обращается с вопросами к маме или папе, а родители с легкостью объясняли почему так , а не иначе, доступным, простым языком. Все знания у них появлялись с самого раннего детства, с момента обучения в школе, также опыт наших предков.

Чтобы получить профессию, которая необходима для дальнейшей жизни, также нужно обладать достаточными знаниями и умениями. Со временем знания расширяются, их становится все больше и больше. Это аксиома, этого нам не изменить, да и нет смысла, нужно беречь, накопленные во времени знания и подкреплять, преумножать их свежими, вновь открытыми.

Человек без знаний, без способности мышления, просто существо, неприспособленное к жизни. Жить, а значит делать открытия, исследовать, познавать новое, т.е. получать знания. Жизнь становится бессмысленной без знаний. Поэтому нужно в полном объеме черпать знания, пока имеется эта возможность – время обучения в школе, пока человек молод и полон сил, а учителя со всей ответственностью и умением доносят их до вас.

Роль знаний имеет огромное значение в нашей жизни. Они помогают жить здоровой, счастливой жизнью, взращивая поколение за поколением, стоит помнить всегда об этом и с ответственностью относиться к их достижению. Знания творят чудеса! Со знаниями мы открываем мир и, главное, познаем самих себя, что является непосредственным звеном в существовании , наполненном смыслом.

Сочинение 2

В формировании личности многое зависит от знаний человека. От них зависит работа мозга и то насколько умные решения может принимать человек. Знания – это бесценный багаж, который необходимо постоянно пополнять. Все это нам обязательно понадобится в будущем.

Познавать новое можно из книг. Читая, мы увеличиваем словарный запас, улучшаем ораторские способности. Благодаря литературе мы учимся сочувствовать героям, понимать, где добро, а где зло. Книги можно считать нашими учителями и советниками. 

В современном мире в моде умные и грамотные люди. Времена неграмотного Митрофанушки из комедии «Недоросль» Фонвизина уже давно прошли. Молодой парень не хотел учиться, развиваться, поэтому вырос невеждой и хамом. Человек должен стремиться к лучшему иначе может наступить деградация.

В книгах таится много знаний. Начитанный человек может правильно высказать свое мнение, его интересно слушать. Он может принимать мудрые решения даже в самых неожиданных ситуациях. К книгам необходимо относиться с уважением и беречь их. Полученные знания необходимо с каждым днем приумножать.

Но, не только такие знания нужны. Человек может много знать, но на деле ничего не уметь. Поэтому важны знания в совокупности с навыками и умениями. Для парня или мужчины это наиболее важно. Собирая в лесу грибы, нужно понимать какой гриб съедобный, а какой нет. Эти знания необходимы, что бы ни отравиться. Потому что подобная ошибка может стоить нескольких жизней.

Мальчикам необходимо владеть знаниями по оказанию первой медицинской помощи. Потому, что они часто бегают, прыгают. Мужской пол должен знать, что делать при растяжении, ушибе или кровотечении. Правила дорожного движения, правильного поведения на воде и так далее необходимо применять постоянно в своей жизни.

Красиво и правильно излагать свои мысли это очень важно. Но, менее важно знать правила, которые могут спасти жизнь. Помимо этого мальчики должны уметь ремонтировать предметы, забивать гвозди в стену. Всему этому их учат в школе на простом предмете под названием труд.

 Умные люди вызываю восторг и достойны уважения. Мальчика, который умеет хорошо говорить и делать, что то своими руками всегда похвалят и отметят в любой компании. Не стоит стоять на месте, необходимо идти вперед и постоянно учиться.

Вариант 3

С созданием мира появляется и человек. С самого рождения человек начинает бороться. Он проходит через множество испытаний, чтобы построить себя как личность. В течение многих лет он обзаводится мудростью и становится разумным существом, готовым нести ответственность за свои действия и преодолевать все препятствия, которые Бог посылает ему.

Человек не рожден наученым, но жизнь учит его. Чем мудрее человек, тем лучше поведение. Мудрый человек не только применяет свои знания в жизни, но и создает эти знания. Он знает причины происходящего в мире. Он предвидит конечные результаты, влияющие на развитие событий.

Человек живет в мире и в то же время находится над миром. Он может отдалиться от него, взглянуть на него сверху или откуда угодно, он может обдумать это.

Мудрость помогает нам ориентироваться в реальности, в которой мы живем, и соблюдать принципы сообщества. Разум, в котором есть знания, может помочь нам в решении определенных ситуаций.

Своим умом мы можем спасти человеческую жизнь, завоевать доверие определенных людей, добиться успеха в жизни: в личном и профессиональном плане, ум, который обретает знания может служить нам в школе, в университете, на работе и так далее. Мы должны быть осторожны, как мы используем наши умы.

Знание является высокой целью для людей, потому что оно обеспечивает им разумную и успешную жизнь. Стремление к знаниям мотивируется не только полезностью знаний, но и моральными соображениями. Особенно важны цели, для которых будут использоваться знания. Приобретению знаний должен предшествовать рост – морально и интеллектуально, с четким восприятием последствий человеческих поступков.

Погоня за знаниями иногда связана с пылом неблагодарного человека. И больше эта гордость развивается, когда он приобретает широкое знание, поэтому само знание – это сила.

Знание – это огромная сила, которая может превратить глупца в гордого и уверенного в себе человека. Со знаниями нельзя сравнивать ни драгоценные камни, ни великолепие королевских дворцов, потому что все эти ценности украшают тело человека, а знание является вечным украшением бессмертного духа.

Сочинение Роль знаний в жизни человека

В чём именно измеряется качество и полноценность человеческой жизни – извечный вопрос, касающийся чуть ли не всех. Каждый из нас хоть раз за своё существование задумывался об этом. Являются ли несметные материальные богатства тем истинным критерием, сопутствующим действительно счастливого человека? Либо же это нечто духовное, незыблемое, не имеющее материального воплощения чем, к сожалению, пренебрегает большинство? Заранее склоняясь ко второму варианту, хочется заметить, что синтез материального и духовного и есть платформа, фундамент, протоплазма нашего мироздания, наделённого специфическими характеристиками. Отвергать это – значит отвергать существование человека и поддавать его скепсису в той или иной мере.

Читайте также:  Польза свиного сала для поджелудочной железы

Знание, таким образом, выступает в роли определённой категории, влияющей на всё моральное состояние человека и в каком-то роде предопределяя его. Определение морально-этических принципов и нормативов, возможность полноценной адаптации и интеграции, максимизация успешного сценария жизни и много чего сопряженного. Именно благодаря знаниям «человек разумный» акцентирует своё кардинальное отличие (уже более убедительное) от всего биологического массива, наделённого лишь инстинктами.

Таким образом, знания базируются на опыте и интеллектуальном развитии. Исходя из этого положения, подспорьем знаний есть возможность их прикладного использования, а не банальное их нагромождение. Учитывать это, значит обрести базис, с помощью которого можно регулировать своей вектор развития в нужном направления, избегать нелепых ошибок и ставить на путь истинный всё человечество. Приобретать их необходимо, особенно в сегодняшних условиях тотальной безграмотности и безответственности. Читать книги, смотреть познавательные фильмы, общаться с мудрыми и опытными людьми, наблюдать и фиксировать динамику тех или иных процессов. Выстраивая такую парадигму и чётко следуя ей, мы препятствуем вырождению интеллектуального человеческого потенциала, множим их популяцию и созидаем плоды. В ином случае мы обречены на деградацию и умственное вымирание, которые сейчас стоят у нас на повестке дня.

`

Роль знаний в жизни человека

Роль знаний в жизни человека

Популярные сочинения

  • Анализ произведения Невский проспект Гоголя

    «Невский проспект» является одной из повестей времён посещения Гоголем Академии Искусств . Замысел создания данного произведение был навеян общением с большим количеством известных людей

  • Сочинения по творчеству Маяковского

    Маяковский Владимир Владимирович – это не просто советский поэт, это певец революции, человек, благодаря которому идеи перемен были приняты многими людьми. Революция застала его в тот момент, когда он учился

  • Сочинение Помогите птицам зимой

    В холодное время года многие птицы, которые не улетают в теплые края, вынуждены бороться за свое выживание. Но существуют простые вещи, которые вы можете сделать, чтобы увеличить их шансы выживания этой зимой.

Источник

                Àíàòîëèé  Ëåíü

Çíàíèé  çíà÷åíèå âàæíîñòü ïîëüçà öåííîñòü ýôôåêò ñâîéñòâà âëèÿíèå ñîõðàíåíèå íàäåæíîñòü

ÓÑËÎÂÍÛÅ ÎÁÎÇÍÀ×ÅÍÈß

à – íà÷àëî íîâîãî íè÷åì íåïðèìå÷àòåëüíîãî àôîðèçìà
⠖ âàæíîå
ä – áàíàëüíîå
ç – ïîçíàâàòåëüíîå
è – èíòåðåñíîå
ê – êðûëàòîå
ë – ëó÷øåå
í – íå âàæíîå
ï – ïîó÷èòåëüíîå
ñ –  ñëîæíîå äëÿ ïîíèìàíèÿ
þ – þìîð

 Çíàíèé  çíà÷åíèå, ñâîéñòâà
 

ë Äëÿ ÷åëîâåêà ñóùåñòâóåò ëèøü òî, ÷òî îí çíàåò.
ë Çíàíèÿ – ëþäåé î÷åëîâå÷èâàþò.
êë ×åì âûøå ÷åëîâåê ïîäíèìàåòñÿ â ñâîèõ ïîçíàíèÿõ – òåì äàëü-
øå âèäèò.
êë Çíàíèÿ îñâåùàþò íåâèäèìîå.
ï Çíàíèÿ ïîìîãàþò îâëàäåòü ñîáîé.
ïç Çíàíèÿ íóæíû íå ðàäè çíàíèé, à ðàäè èõ ïðèìåíåíèÿ è ïåðåäà÷è.
à Çíàíèÿ ïîäíèìàþò ÷åëîâåêà íàä äðóãèìè ëþäüìè.
ç Òîëüêî çíàíèÿì äàíî âîçáóäèòü èñòèííûé èíòåðåñ ê æèçíè.
à Çíàíèÿ âàæíû – íàñêîëüêî óìåñòíû.
à ×åì áîëüøå çíàíèé – òåì èíòåðåñíåé îòêðûòèÿ.
ç Çíàíèÿ äåëàþò ÷åëîâåêà ñèëüíåå è ïðèâëåêàòåëüíåå.
à Îò çíàíèé ÷åëîâåê ïðîçðåâàåò.
à Çíàíèÿ ïîìîãàþò óñòàíîâèòü ïðè÷èíû áåä è ìåòîäû ïðîòèâî-
ñòîÿíèÿ èì.
à Çíàíèÿ – óáèâàþò ñòðàõ.
à Äëÿ ïî-íàñòîÿùåìó ìûñëÿùåãî ñóùåñòâà íåò íè÷åãî âàæíåå è ïðèÿòíåå – ÷åì îáðåòåíèå íîâûõ çíàíèé.
ïç Åñëè ïðåíåáðåãàòü ìåíåå âàæíûìè çíàíèÿìè, òî ìåæäó áîëåå âàæíûìè îáðàçóþòñÿ ïóñòîòû, êîòîðûå ìåøàþò óâÿçûâàíèþ çíàíèé â öåëîì.
ç Áåñïîðÿäî÷íûå, íå óâÿçàííûå, íå îñìûñëåííûå, ïðîòèâîðå÷èâûå çíàíèÿ – ðàññòðàèâàþò ìûøëåíèå.
ç Ëüâèíàÿ äîëÿ çíàíèé â ãîëîâå ÷åëîâåêà ëåæàò íå ïîä ðóêîé, íå óâÿçàíû ìåæäó ñîáîé, íåò ÿñíîñòè èõ ïîíèìàíèÿ – ÷òî ñâîäèò íà íåò, âîçìîæíîñòü èõ ïðàêòè÷åñêîãî ïðèìåíåíèÿ.
à Çíàíèÿ ìåíÿþò ÷åëîâåêà äî ïðÿìîé ïðîòèâîïîëîæíîñòè.
ç Òîò, êòî íè÷åãî íå çíàåò – âñåãî áîèòñÿ.
à Çíàíèÿ – åäèíñòâåííîå èç áîãàòñòâ, êîòîðîå ó ÷åëîâåêà íåâîçìîæíî îòíÿòü, êîòîðîå âñåãäà ñ íèì è íå òðåáóåò îõðàíû.
à Çíàíèÿ áåç ìûøëåíèÿ – ìåðòâû.

 ÇÍÀÍÈß

ïâ Íåçíàíèå ëó÷øå, ÷åì ëîæíûå è ïëîõî óñâîåííûå çíàíèÿ.
ïç ×åëîâåê ëó÷øå óñâàèâàåò çíàíèÿ, åñëè äåëèòñÿ èìè ñ äðóãèìè.
ê Ó÷åíèå áåç äåéñòâèÿ – ÷òî ñûðîé ïèðîã.
ï Òîëüêî îñìûñëåííàÿ èíôîðìàöèÿ ìîæåò ÿâëÿòüñÿ çíàíèåì.
ï Ãëàâíûå çíàíèÿ íå â ñëîâàõ, à â äåëàõ.
à Áåñïîðÿäî÷íûå, íåóâÿçàííûå, íåîñìûñëåííûìè, ïðîòèâîðå÷èâûå çíàíèÿ – ðàññòðàèâàþò ìûøëåíèå.
à ×åì ñèëüíåå ñâåò çíàíèÿ – òåì äàëüøå îí îñâåùàþò ïðîñòðàíñòâî íåçíàíèÿ.
ï Çíàíèÿ, íå ìîäíûå ùåáëåòû – êîòîðûå, âñåì äåìîíñòðèðóþò.
ï Èñòèíà äîâåðÿåò òîëüêî ïðàêòèêå.
ç Ïðàêòèêà áåç òåîðèè – ìîæåò áûòü æèçíåñïîñîáíîé, òåîðèÿ áåç ïðàêòèêè – íåò.
à Âîîáðàæåíèå è äîãàäëèâîñòü âàæíû íå ìåíåå ÷åì çíàíèÿ.
à Äëÿ êà÷åñòâà ïîçíàíèÿ – î÷åíü âàæíî íåäîâåðèå.
ê Çíàíèÿ ÷åëîâåêà íå óâÿçàííûå ìåæäó ñîáîé – ÷òî ðàçáðîñàííûå ëèñòû ïîðâàííûõ êíèã.
ï Ýôôåêò çíàíèé íå ñòîëüêî â èõ êîëè÷åñòâå, ñêîëüêî â ïîíèìà-
íèè è ïðèìåíåíèè.
ï Çíàíèÿ, ïîëó÷åííûå áåç èíòåðåñà, – ìåðòâû.
ïçâ ×åëîâåê, ñòðåìÿùèéñÿ ê çíàíèÿì, äîëæåí, ïðåæäå âñåãî, íà-
ó÷èòüñÿ âûäåëÿòü èç îáùåé èíôîðìàöèè íóæíóþ, ïîëåçíóþ,
ïðàâäèâóþ…
ï Ãëóïî ñòðåìèòüñÿ ê ïîçíàíèþ âûñøèõ ìàòåðèé, íå èìåÿ ïîíÿ-
òèÿ îá ýëåìåíòàðíîì.
ï Çíàíèå æèçíè íàäî ïðåäïî÷èòàòü äðóãèì çíàíèÿì.
ï Öåííûå çíàíèÿ – îò ïîçíàíèÿ ñàìîãî ñåáÿ.
ï ×åëîâåê, íå ïîçíàþùèé èñòèíû æèçíè, íèêîãäà íå ñòàíåò ïî-
íèìàþùèì.
ï Ñàìûå öåííûå è íóæíûå çíàíèÿ íàäî ïîñòîÿííî ïîäâåðãàòü ðå-
âèçèè è ïåðåîöåíêå.
à Ïîëó÷åííûå çíàíèÿ, êàê ñîáðàííûé óðîæàé ÷òîáû ñîõðàíèòü –  íàäî èìåòü äîñòîéíîå õðàíèëèùå.
ïçâ Ãîëàÿ ïàìÿòü, íå îêóòàííàÿ ðàçìûøëåíèåì – íå ñïîñîáíà äàòü çíàíèÿ.
ï Ëþáîçíàòåëüíîñòü – ïðÿìàÿ äîðîãà ê ïîçíàíèþ.
à Óì ýòî ëèøü ïî÷âà äëÿ ðîñòà çíàíèé.
ïçâ Ñàìàÿ êîðîòêàÿ äîðîãà ê çíàíèþ – ÷åðåç èñòèíó.
à Íîðìàëüíîìó ÷åëîâåêó äîëæíî áûòü ïîòðåáíî íå òîëüêî ïîëó-
÷àòü çíàíèÿ, íî è îòäàâàòü.
à Áåñêîðûñòíàÿ ïåðåäà÷à çíàíèé äðóãèì – åñòü ãðàæäàíñêèé ïîäâèã è ïðèçíàê áëàãîðîäñòâà.
à Çíàíèÿ – íå óì, à ëèøü åìó – ïîäñïîðüå.
ï Î÷åíü âàæíûå çíàíèÿ î çàêîíàõ ïðèðîäû, æèçíè è ïñèõîëîãèè ëþäåé.
ïçâ Çíàíèÿ ïðèîáðåòàþò èñòèííóþ öåííîñòü ëèøü òîãäà – êîãäà îíè èñïîëüçóþòñÿ äëÿ ïîèñêà èñòèíû.
ç Ëüâèíóþ äîëþ çíàíèé ÷åëîâåê ïîëó÷àåò ñàìîñòîÿòåëüíî ÷åðåç ãðàìîòó, âñêðûâàþùóþ èíòåðåñíóþ è íåîáõîäèìóþ èíôîðìàöèþ.
à Íå âñå êòî óìååò ÷èòàòü – ñïîñîáíû äóìàòü.
à Ýðóäèöèÿ – òîëüêî ìûñëÿùåìó â ïðîê.
à Ýðóäèöèÿ – ñàìàÿ òîíêàÿ ïîääåëêà ïîä ìóäðîñòü.
þ Âñå óæå äî íàñ èçâåñòíî – íî ìíîãèì íåèçâåñòíî ÷òî.

Читайте также:  Массажная кровать польза или вред

à Èñòèííûå çíàíèÿ òå, – êîòîðûå ÿñíî îñìûñëåíû è ïîíÿòíû.
à Ó êàæäîãî ÷åëîâåêà, åñòü ÷åìó ïîó÷èòñÿ.
à Çíàíèÿ – ýòî îñìûñëåííàÿ èíôîðìàöèÿ, êîòîðûé òû óæå îáëàäàåøü.
ï Îøèáî÷íûå çíàíèÿ – õóæå íåçíàíèÿ.
ï Íàäî ó÷èòüñÿ ó òåõ, êòî íàñ óâëåêàåò, ïîäáàäðèâàåò, íàñòàâëÿ-
åò, ñíèìàåò óñòàëîñòü è ðàçî÷àðîâàíèå.
à Çíàíèÿ ìîæíî äîáûâàòü èç ëþáîãî ìàòåðèàëà.
à Ìû ìíîãîå çíàåì, íå ïîìíÿ, îòêóäà ýòè çíàíèÿ ê íàì ïðè-
øëè.

Áîëåå ïîëíóþ èíôîðìàöèþ íà ýòó è äðóãèå 1200 òåì
Âû ìîæåòå íàéòè â êíèãå Àíàòîëèÿ Ëåíü «Ïîâîäûðü» (1536 ñòðàíèö).
Êíèãó ìîæíî ïðî÷åñòü íà ñàéòå àâòîðà
https://lanik-3.narod.ru/index.html

Источник

В наш век компьютеризации, век научно-технического прогресса знания необходимы каждому из нас. Еще в семнадцатом веке английский философ Ф. Бэкон утверждал: «Знание – сила».  Для чего же нужны знания человеку?

Стремление к знанию  одна из основных черт человека. Еще в древности человек стремился познавать окружающую природу. Сначала это была практическая необходимость, нужно было добывать себе пищу, защищаться от диких животных. И люди начали изучать мир, в котором они жили. Первые знания имели очень большое значение для человечества: изобретение огня, календаря, выплавка металлов, приготовление пищи.

Итак, в первую очередь развивались естественные науки, которые имели практическое значение для жизни человека -география, физика, биология. Кроме того, людям всегда было интересно знать про самих себя. Законы взаимоотношений между людьми описываютгуманитарные науки: литература, обществоведение, право. Люди всегда стремились знать о своем прошлом – так появилась история. Эти знания часто бывают очень полезны: опыт наших предков помогает и в современной жизни. Стоит сказать и о математике. Эта наука является одним из самых важных достижений культуры и цивилизации. Без нее развитие технологий и познание природы были бы немыслимыми вещами! 

 Знать необходимо не для того, чтобы только знать, а для того, чтобы научиться что-то делать, чтобы получить профессию и заниматься любимым делом. Знания должны обязательно найти область применения, иначе они никакой пользы не принесут. Кто приобретает знания, но не пользуется ими, подобен тому, кто пашет, но не сеет«Мудр не тот, кто знает, а тот, чьи знания полезны», –  сказал древний философ Эсхил. А И.В. Гёте по этому поводу думал, что … «недостаточно только получить знания; надо найти им приложение. Недостаточно только желать; надо делать».

В современном мире есть много источников знаний. Это и интернет, и телевидение, и радио, и журналы. Фома Аквинский писал,  что знание – столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника. Но книга по-прежнему остаётся одним из самых главных источников знаний. Интересно общаться с людьми, которые много читают. Если человек не любит читать, он не может достигнуть высот духовного совершенства. Ведь читать – это не только узнавать о каких-то фактах, сведениях. Читать – это вырабатывать свой вкус, постигать прекрасное.

В истории человечества были люди, которые показали нам, каких высот можно достичь благодаря знаниям. Высокообразованными, эрудированными людьми были художник, архитектор, ученый и инженер Леонардо да Винчи, полководец Суворов, ученый и поэт Ломоносов, великий Пушкин и многие другие.

Всего знать никто не может. Но человек устроен так, что он всю жизнь стремится что-то узнать, расширить свои познания. Останавливаться на достигнутом никогда нельзя. И мы уверены, что наши знания принесут пользу стране, потому что, как считал М. В. Ломоносов, «может собственных Платонов и быстрых разумов Невтонов Российская земля рождать».

Знания не так легко достичь. Нужно очень стараться, приложить все силы. Иногда возникают преграды: сложно решить задачу, выучить что-то, найти нужную книгу, просто нет желания учиться… Но все эти трудности можно преодолеть. Главное собраться и немного потрудиться, ведь в итоге ты соберёшь ценные плоды.  Наши знания – это путь  к успеху.

Тот мощи достигнет,  кто знанья достиг;

От знанья душой   молодеет старик.

Лишь первых познаний блеснёт тебе свет,

Узнаешь: предела для знания нет.                    (Фирдоуси)

Источник

На днях известная телеведущая «приписала» Михаилу Булгакову роман «Молодая гвардия». Может, оговорилась, но успела огрести от публики изрядную долю яда: мол, вот они каковы нынешние пропагандисты. При этом все больше представителей новых поколений не только не читали ни Булгакова, ни Фадеева, ни про белую гвардию, ни про молодую, но и вообще знать не знают, кто это такие. Так что как пропагандист она как раз адекватна аудитории. «Стандартные наборы» знаний, которыми приличествует обладать т.н. образованным человеку, давно не совпадают у разных.

Я по привычке ужасаюсь, сколь дремуч и несведущ нынче среднестатистический молодой человек. У него Ленин может быть и полководцем, и математиком. Кутузов мог вполне сражаться с фашистами. Американцы — выступать союзниками Гитлера. Про революцию 1917 года не знают вообще ничего, как и про отмену крепостного права. Вообще про историю в головах нет ни малейшего понятия. По нашим временам, «десять сталинских ударов» (операций Красной армии в годы Великой Отечественной) были из категории must know, а в зачет по географии в 9-м классе входило знание всех столиц мира. Однако если вы смелости и проверите на знание истории, географии или литературы выпускников школ или студентов, то готовьтесь к культурному шоку. Который выливается в инвективы в адрес системы образования, которая «готовит дебилов», ибо именно послушные дебилы сегодня только и нужны. Зато они отлично ориентируются в мобильных приложениях, соцсетях и агрегаторах, используя их для решения разных жизненных задач. И сразу крамольный вопрос: а может, и ничего, что они не знают про Ленина?

И еще подбросим на вентилятор:

проблема нынешней системы образования не столько в том, что она готовит дебилов (не станем оспаривать сей тезис), а в том, что она не понимает, кого именно, как и к чему она должна готовить. Не имея перед собой образа будущего, как и вся остальная страна. Впрочем, с аналогичными проблемами сталкивается не только наше образование, а «дебилизация» носит всемирный характер.

Чаще всего в ответ на изумление — «как же можно не знать таких элементарных вещей», недоросль (не зная, с каким «ненужным» произведением ассоциируется это слово) парирует — а зачем мне это знать, если: а) мне это не пригодится, б) всегда можно посмотреть в интернете.

Еще одна крамольная мысль: а может, все большая часть как советской литературы, так и, страшно сказать, русской классической будет уже не столь «актуальна» в обозримом будущем? Она не резонирует с современной жизнью или (что вернее) современные учителя просто не способны объяснить такой «резонанс», сами не обладая достаточным кругозором и интеллектом. Примерно как «устаревает» (или идет дальше) классический балет Чайковского-Петипа, становясь чем-то вроде японского театра Кабуки (дань архаике, не имеющая к современной жизни никакого отношения), может ли «устареть» Толстой с его морализаторством? Достоевский с его духовными исканиями, все менее созвучными (так кажется новым поколениям, все больше представителей которых его не прочтут никогда) темпу и проблемам современного мира? А главное – системе восприятия, когнитивным способностям нынешних людей.

Читайте также:  Рео цветок польза и вред

Какая «польза», недоумевает какой-нибудь хипстер, от знания даты что Куликовской битвы, что Грюнвальдской.

По мере отдаления в прошлое, даже история священной для нас Великой Отечественной войны будет размываться в деталях и героях, сохраняясь как эпос, где толком уже непонятно, кто с кем воевал и как так случилось, но наши всех победили. А зачем знать законы Ньютона успешному менеджеру по продажам?

Раньше, скажем, хотя бы из курса химии стоило запомнить, что куда нельзя лить – воду в кислоту или, наоборот, кислоту в воду. А теперь все автомобильные аккумуляторы – необслуживаемые. Зачем уметь считать в столбик, если есть калькулятор? Зачем уметь писать от руки, если есть компьютер? Все большее число молодых людей убеждены, что вовсе не обязательно уметь держать в руках топор, молоток и отвертку, если даже на акцию по повешению картины современные «дядюшки Поджеры» (это не из школьной программы) зовут «мужа на час».

Нынешняя школа по-прежнему вдалбливает в головы «обязательный набор» знаний, который не менялся десятилетиями. Разве что его все больше адаптируя для все более ленных мозгов, преследуя единственной целью сдачу ЕГЭ. А потом все можно забыть, ведь это «не нужно в жизни».

В свое время вдоволь посмеялись над Андреем Фурсенко, который сказал, что школа должна воспитывать потребителя. Вот, мол, главный лозунг дебилизаторов русского народа. А что, если добавить к этой формуле еще пару слов? Потребителей чего? – Потребителей /пользователей (грамотных) современного мира. И уже станет не так смешно.

В 70-х годах ХХ века в Америке провели любопытный эксперимент над учащимися колледжей. Был тест на осведомленность в сфере «случайных знаний», которые встречаются/описываются масс-медиа. Типа теста по политинформации. Оказалось, что те, кто лучше ориентируется в таких «обывательских» знаниях, не описанных ни в одном школьном предмете, гораздо лучше сдают экзамены в университетах, чем те, кто сильнее преуспевает лишь по части «обязательного набора знаний» из учебной программы.

В ближайшие десятилетия на рынке труда будут востребованы совсем другие компетенции и способности, нежели в прошлом.

В дополнение к традиционной литературной и математической грамотности (от этого никуда не уйдешь) важную роль будут играть креативность, умение сотрудничать, умение решать неструктурированные задачи, анализировать, в том числе критически, информацию и самостоятельно ее искать. Учит этому современная школа? Нет.

Способны ли нынешние учителя, замордованные нищетой — материальной и духа – и бюрократическим маразмом тотальной отчетности, привить, прости господи, креативность? Смешно даже говорить.

Это, повторим, общемировая проблема. Несколько лет назад Давосский форум провел исследование качества современной рабочей силы. Так вот, более трети мировых компаний испытывают сложности с наймом квалифицированных работников. Да-да, «кругом неучи и идиоты». В России недостаточная квалификация – одна из самых сильных озабоченностей бизнеса наряду с административным произволом и налоговым гнетом. Согласно другому исследованию, проведенному в 24 странах «Программой оценки компетентности совершеннолетних» (Programme for the International Assessment of Adult Competencies), 16% взрослых не обладают элементарной литературной грамотностью, 19%, почти каждый пятый, безграмотны в математическом плане. Лишь 6% людей показали высокий уровень способности решать сложные задачи с использованием современных технологий. Их этому в школе не учили.

По мере распространения современных технологий, человеческий мозг адаптируется под компьютерные игры, мобильные приложения, чаты, мессенджеры и пр. Прежние «технологии эссеистики», условно, длинных текстов уходят в прошлое. Толстых книг и длинных текстов полно (все еще), однако способность воспринимать длинные тексты все ниже на массовом уровне. Сам текст заменяется «гипертектсом» — набором интернет-ссылок, которые предоставляют разную глубину и направленность вроде бы одной и той же информации. Контекстная подача информации в интернете приводит ко все большей индивидуализации ее потребления. Старая система образования под это совершенно не заточена, оперируя «универсальным набором знаний».

Исходя из развития поисковых систем, в какой мере нужно сохранять эту старую систему, основанную на получении стандартного набора? Какие из этих знаний по-прежнему актуальны, если отбросить сакральность некоторых прежних блоков: нужно ли изучать, скажем, в школе Шолохова и того же Фадеева, вообще основной массив советской литературы, т.е. ушедшей цивилизации failed Soviet state?

В какой мере актуален набор произведений литературы классической? Каким образом на привычный набор знаний должно накладываться привитие учащимся способности критически мыслить, самостоятельно искать информацию? Как они поймут, что именно и где надо искать? Нужны отдельные уроки умению пользоваться поисковиками, анализу баз данных? Как привить людям пожизненную привычку к самообразованию, как научить их учиться? Не стоит ли уделять гораздо больше внимания тому, что называется «случайный набор знаний» о мире, не принадлежащих ни к одному из школьных предметов? Такие знания имеют куда больше практической пользы для поведения человека в реальной жизни, в том числе потребительского, экономического и финансового.

Как построить обучение, чтобы, придя в самостоятельную жизнь, люди не оказывались функционально беспомощными перед лицом таких явлений, как безработица, экологические проблемы, общественные движения, гражданские свободы, растущее социальное неравенство, толерантность и наоборот нетерпимость. Как добиться того, чтобы молодые люди лучше понимали политические и экономические процессы? Как научить их совершать обдуманные, а не иррациональные инфантильные поступки?

Возможно, пора проводить отдельные уроки по медиа-грамотности. Чтобы люди умели анализировать потоки информации. Умели отличать пропаганду от информирования, отделять новости от «фейков». Как подготовить людей к тому, что в условиях глобализации они будут все чаще сталкиваться с разными культурами и традициями? Информирования на уровне турагентствах о том, что где-то нельзя ходить в шортах и употреблять алкоголь, уже мало. Должны ли быть уроки поведения в соцсетях?

«Слово о полку Игореве», конечно, — замечательный памятник древнерусской литературы, а Пушкин вообще наше все. Но как сделать так, чтобы они, уживаясь в голове с чтением Instagram очередной светской дуры (миллионы подписчиков), не остались бы бесполезным «информационным шумом» для новых поколений то ли вечных инфантильных невежд, то ли дебилов, то ли просто послушных инструментов наступающего неототалитаризма? Или оставить все как есть, потому что будет проще? Остальное сделает искусственный интеллект, придуманный и настроенный американцами и китайцами.

Источник