Польза живых организмов 5 класс
Инфоурок
›
Биология
›Презентации›Презентация по биологии “Значение живых организмов в природе и жизни человека” 5 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Вопрос №1. Сожительство двух организмов, полезное обоим
2 слайд
Описание слайда:
Вопрос № 2. Процесс образования органических веществ в зеленых частях растения на свету
3 слайд
Описание слайда:
Вопрос № 3. Плесень, из которой впервые получили лекарство
4 слайд
Описание слайда:
Вопрос № 4. Организмы, которые питаются органическими веществами других живых организмов
5 слайд
Описание слайда:
Вопрос № 5. Доядерные организмы
6 слайд
Описание слайда:
Вопрос № 6. Грибы – это растения или животные?
7 слайд
Описание слайда:
Вопрос № 7. Организмы, которые питаются органическими веществами отмерших организмов
8 слайд
Описание слайда:
Вопрос № 8. Грибы, которые используют в хлебопечении
9 слайд
Описание слайда:
Можно ли однозначно утверждать, что растения приносят только пользу, а грибы только вред?
10 слайд
Описание слайда:
Тема урока: Значение живых организмов в природе и жизни человека
11 слайд
Описание слайда:
Мы часто слышим разную информацию, как влияют живые организмы на природу и жизнь человека. Что знаем? Что должны узнать?
12 слайд
Описание слайда:
Утверждения: 1.Животные приносят только пользу. 2.Бактерии вызывают различные заболевания,но среди них есть и полезные. 3.Среди растений есть паразитические организмы. 4.Все грибы можно употреблять в пищу. 5.Без растений нет жизни на Земле.
13 слайд
Описание слайда:
Вред или польза? Вред Укусы могут вызвать аллергическую реакцию Порча ягодных культур Польза Опыление растений Мед, воск, яд (апитоксин) – обладают целебными свойствами. Тутовый шелкопряд
14 слайд
Описание слайда:
Вред или польза? Вред Вред картофелю, томатам, баклажанам, Вред Вредители лиственных пород деревьев и кустарников (дуб, береза, тополь, клен, ива, из плодовых —груша, яблоня, слива), не отказываются даже от сосны и лиственницы. Польза Пища кротов, скворцов
15 слайд
Описание слайда:
Наша пища
16 слайд
Описание слайда:
Наша пища
17 слайд
Описание слайда:
Вред или польза? Вред Сорняки Яды Польза Лекарство Важное звено в цепи питания
18 слайд
Описание слайда:
Декоративные растения
19 слайд
Описание слайда:
Вывод: Живые организмы приносят человеку и пользу и вред, а в природе только пользу!!!
20 слайд
Описание слайда:
« Выбери меня» Перед вами чудо-полка. На нем предметы, продукты, изображения организмов, гербарий,влажный препарат. Участник отбирает на полке все, что связано с представителем своего царства и объясняет свой выбор.
21 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание: Изучить параграф 16 В рабочей тетради № 1,2,3 Подготовить сообщение «Дикие животные нашей местности»
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии и химии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Вопрос №1. Сожительство двух организмов, полезное обоим
Вопрос
№ 2. Процесс образования органических веществ в зеленых частях растения на
свету
Вопрос
№ 3. Плесень, из которой впервые получили лекарство
Вопрос № 4. Организмы, которые питаются органическими веществами других живых организмов
Вопрос
№ 5. Доядерные организмы
Вопрос
№ 6. Грибы – это растения или животные?
Вопрос
№ 7. Организмы, которые питаются органическими веществами отмерших организмов
Вопрос
№ 8. Грибы, которые используют в хлебопечении
Можно
ли однозначно утверждать, что растения приносят только пользу, а грибы только
вред?
Проверен экспертом
Общая информация
К учебнику:
«Биология», Пономарева И.Н. и др.
К уроку:
§ 16. Значение живых организмов в природе и жизни человека 69
Номер материала:
ДБ-1064508
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Значение живых организмов в природе и жизни человека.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Организация начала урока
Распределить учащихся на пять групп.
Знакомство.
Вытягивают карточку с названием группы:
Растения
Животные
Грибы
Бактерии
Лишайники
Мотивация
( самоопределение)
к учебной деятельности
фрагмент фильма
Целеполагание
Как вы думаете, какую тему мы будем сегодня изучать?
Обсуждаем и корректируем.
Мы закончили изучать тему « Многообразие живых организмов». А сегодня еще раз убедимся, как многообразен мир этих живых организмов, как велико их значение в природе и какую важную роль они играют в жизни человека.
Работа будет проходить в группах, которые называются «Животные», «Растения», «Бактерии», «Грибы» и «Лишайники»
Выдвигают предположения.
тема: «Значение живых организмов в природе»,
цель: изучить роль живых организмов в природе,
задачи:
Изучение нового материала
1 этап (15 мин.)
Ребята, вы уже много знаете, у нас имеется информация в параграфе 16. Поэтому мы можем рассмотреть всю, имеющуюся информацию и достичь цели урока: изучить роль живых организмов. Но, чтобы достичь этой цели организуем свою работу в группах.
План деятельности изложен в технологической карте.
-прочитать текст учебника, рассмотреть рисунки в параграфе и найти ответы на вопросы;
-ответы проговорить и обсудить в группе и записать в листах вопросниках;
-каждая группа должна защитить.
1. «Бактерии»
Животные и растения, вредные для человека.
2. «Грибы»
Животные и растения, вредные для человека.
3. «Лишайники»
Живые организмы, полезные для человека.
4. «Растения»
Живые организмы, полезные для человека.
5. «Животные»
Жизнь живых организмов в тесной связи друг с другом.
Учащиеся работают в группах по технологическим картам.
Физкультминутка.
Учитель предлагает выполнить физкультминутку.
Физкультминутка
Дышим носом глубоко –
Дышим носом глубоко,
Поднимаемся легко.
Наклоняемся вперёд,
Прогибаемся назад.
Как деревья ветер гнёт,
Так качаемся мы в лодке
(Наклоны взад-вперёд).
Головой теперь покрутим –
Так мы лучше думать будем.
Поворот и поворот,
А потом наоборот –
(Вращения головой в стороны).
Встанем, дети, на носочки –
(Потягивания – руки вверх).
На зарядке ставим точку.
2 этап (15 мин.)
На следующем этапе учитель направляет деятельность учащихся при защите результатов групповой работы.
Защищают результаты своей работы.
Закрепление знаний о вредных и полезных для человека живых организмах, о роли живых организмов в природе. (5 мин.)
Читает стихотворение Б.В. Заходера:
Нужны все подряд –
Кто делает мёд
И кто делает яд.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников –
Злых и свирепых.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
Да если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы всё-таки ОЧЕНЬ
Друг другу нужны,
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется…
Все-все, все
На свете
На свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!
Формулирование вывода о том, что в природе организмы не делятся на вредные и полезные: все виды растений, животных, грибов, бактерий и вирусов необходимы природе.
Домашнее задание
(2 мин.).
Изучить текст §16, ответить на вопросы параграфа.
Повторить § 8-15, разобрать задания с. 73, 74.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
(2 мин.).
Учащимся предлагается выбрать смайлик с которым у них ассоциируется содержание урока.
После этого учитель проводит краткий анализ полученных результатов.
Инфоурок
›
Биология
›Конспекты›Открытый урок по биологии в 5 классе “Значение живых организмов в природе и жизни человека” по учебнику Н.И. Пономаревой (Реализация ФГОС)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Каково значение живых организмов в природе и жизни человека? Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме 2 «Многообразие живых организмов»
2 слайд
Описание слайда:
«ЗАРЯДКА ДЛЯ УМА» Этап 1.
3 слайд
Описание слайда:
Вопрос №1. Сожительство двух организмов, полезное обоим
4 слайд
Описание слайда:
Вопрос № 2. Процесс образования органических веществ в зеленых частях растения на свету
5 слайд
Описание слайда:
Вопрос № 3. Плесень, из которой впервые получили лекарство
6 слайд
Описание слайда:
Вопрос № 4. Организмы, которые питаются органическими веществами других живых организмов
7 слайд
Описание слайда:
Вопрос № 5. Доядерные организмы
8 слайд
Описание слайда:
Вопрос № 6. Грибы – это растения или животные?
9 слайд
Описание слайда:
Вопрос № 7. Организмы, которые питаются органическими веществами отмерших организмов
10 слайд
Описание слайда:
Вопрос № 8. Грибы, которые используют в хлебопечении
11 слайд
Описание слайда:
«БАКТЕРИИ» Туктарова Даша Фадеев Максим «РАСТЕНИЯ» Фаттахова Лилия Степанов Александр «ГРИБЫ» Субаева Динара Руссков Кирилл «ЖИВОТНЫЕ» Федорова Анастасия Якимова Кристина Организаторы: Игнатьева Т. и Нагаев Р.
12 слайд
Описание слайда:
«БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЛОТО» Этап 2.
13 слайд
Описание слайда:
«ВЫБЕРИ МЕНЯ» Этап 3.
14 слайд
Описание слайда:
«БАКТЕРИИ»
15 слайд
16 слайд
Описание слайда:
«РАСТЕНИЯ»
17 слайд
Описание слайда:
«ЖИВОТНЫЕ»
18 слайд
Описание слайда:
Мой главный помощник в изучении биологии – учебник Этап 4.
19 слайд
Описание слайда:
Что такое «БИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ»? Л, Ш, Н, К. Ж, В, Т, Н. Р, С, Т, Н.
20 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание: Читать § 16, ответить на вопросы 1-4, стр. 72. По желанию: написать краткое сочинение об участии в мероприятиях по охране природы Своего села
21 слайд
Описание слайда:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии и химии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Оставьте свой комментарий
Урок-игра. «Значение живых организмов в природе и жизни человека»
1.Приветствие.
-Я рада приветствовать вас сегодня на увлекательном уроке-игре. Сегодня не понадобятся ни учебники ни тетради, а только ваши знания. Присаживайтесь на свои места!
2.Ход урока.
-Необходимо будет разделиться на команды по рядам (1ряд -1 команда,2 ряд- 2 команда, 3 ряд- 3 команда), посовещайтесь и решите следующее: как будет называться ваша команда, а так же выберете капитана команды.
-Итак, ребята на доске написаны категории и баллы за правильные ответы в данной категории:
22 января
Классная работа
Угадай-ка 1балл
Растения 1 балл
Загадки 2 балла
Экология 2 балла
Вредители 1балл
Соответствия 2 балла
Животные 1 балл
-Сейчас я расскажу вам правила.
«В каждой категории по 3 вопроса, разрешается обсуждать вопрос в команде, но отвечает на вопрос и выбирает категорию всегда капитан команды. Если ответ не верный, право предоставляется следующей команде. За выкрики в команде отвечающих отнимается балл. За выкрики в командах при ответе другой команды, – минус балл. Если никто из капитанов не знает ответ, можно воспользоваться подсказкой ведущего, но за это игрок получит всего половину балла.»
Угадай-ка (вопросы)
1.Вредителями обычно называют те виды, которые наносят человеку материальный ущерб или те, которые помогают людям в сельском хозяйстве?
2. Мухомор это лекарственное растение или нет? И почему
3. Комары это вредный вид или нет? Почему
Экология (вопросы)
1.Мы знаем, что в природе нет вредных или ненужных растений, насекомых , приведите пример вредного насекомого для человека и полезного для окружающего мира(комар)
2. Почему важно охранять биологическое разнообразие?
3. Благодаря учёным люди умеют поддерживать численность рыб, как?
Животные (вопросы)
1.Каких животных научился разводить человек?(хорёк)
2. Что сделал человек для борьбы с вредителями-грызунами?
3. Какие меры можем принять мы с вами, чтобы сохранить и помочь животным в суровое время?
Растения(вопросы)
1.Лекарственные виды растений это…(примеры, определение)
2.Сорняки это? Чем они вредны для человека
3. Множество сортов тканей сделано человекам из растений, каких?
Вредители
1. Вредители— растения, животные, повреждающие культурные растения или вызывающие их гибель (определение, примеры)
2.Какие насекомые могут испортить ткань?
3.Какие насекомые разрушают древесные постройки?
Загадки
1. Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? – Запах… (мяты)
2. Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
3. Если стебель отломить,
Руки трудно уж отмыть!
Желтый сок в листочках,
В маленьких цветочках –
Тот сок для добрых чистых дел,
А что за травка? (Чистотел)
Соответствия
1.Лекарственное растение
1.Подорожник
1. Чистотел
1.Облепиха
1.Валериана
2 Вредные растения
2.Сорняк
2.Ежовник
2.Репейник
2.Вьюнок
3.Подведение итогов.
-Давай –те же подсчитаем баллы каждой команды…
-Мне хотелось выделить активных игроков, помимо капитанов, а именно …
-Команда победителей получает за урок оценку «5», призеры – оценку «4»
-Надеюсь урок вам понравился! До новых встреч! Спасибо за вашу работу!
Тема: Значение живых организмов в природе и жизни человека.
Автор, разработчик: Учитель Талицких М.В.
(рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по биологии И.Н. Пономаревой и ориентирована на использование учебника под ред. И.Н. Пономаревой «Биология. 5 класс»)
Цели урока:
Обучающие:
• актуализировать знания учащихся о вредных и полезных для человека живых организмов; раскрыть важность сохранения природного разнообразия; охарактеризовать значение живых организмов для человека и природы. Развивающие:
• развивать понятия о многообразии живых организмов;
• продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к природе;
• развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей;
Технологическая карта урока
Содержание
ДУ
Методы
УУД
I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент
Звенит звонок и учащиеся готовятся к уроку
Приветствие учителя. (Ответ учащихся)
Учитель организует работу учащихся на уроке. Активизирует деятельность учеников, просит их прочитать отрывок из стихотворения Б.В. Заходера:
Все-все,
Все на свете
На свете нужны,
И мошки
Не меньше нужны,
Чем слоны.
Нужны все на свете!
ДУ 1
Д 1
Л4
Р1
II. Актуализация имеющихся знаний учащихся
Фронтальный опрос:
1. Какая наука изучает лишайники?
2. Почему лишайник называют симбиозом?
3. Приведите примеры лишайников с разными типами слоевищ?
4. Какие функции в организме лишайника выполняют гриб и водоросль?
5. Почему лишайники могут жить в самых бесплодных местах?
6. Почему лишайники могут играть роль показателей чистоты воздуха?
ДУ 2
ДУ 8
Д 5
Л4
III. Постановка учебной задачи, формулировка темы урока и целей.
Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока, ставит проблему “Почему некоторые организмы можно назвать спутниками человека?”. (Учащиеся выдвигают гипотезы, обсуждают их).
ДУ 3
ДУ 4
Д 5
Р2
IV. Объяснение нового материала
1. Животные и растения, вредные для человека.
Учитель организует работу учащихся по изучению животных и растений, вредных для человека и предлагает учащимся ответить на вопросы:
1. Какие организмы живут вокруг нас?
2. Каков состав пищи животных и человека?
3. Есть ли среди животных и растений вредные виды?
4. Почему некоторых животных называют вредителями?
5. Что означает слово “сорняк”, когда мы говорим о растениях?
Учащиеся структурируют знания о вредных растениях и животных, отвечают на вопросы, рассматривают коллекции насекомых – вредителей леса, поля, сада и огорода, слайд презентации с изображением сорных растений и животных-вредителей, анализируют текст и рисунки с. 69, 70 о животных-вредителях, ЭОР “Насекомые-вредители”
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b16f3eb-0a01-022a-0128-215d402086e4/%
5BBIO7_07-29%5D_%5BMV_01%5D.WMV
Затем учащиеся изучают текст с.70 о мерах защиты посевов и урожая и делают вывод о важности и необходимости для природы всех видов организмов.
2. Живые организмы, полезные для человека.
Учащиеся анализируют текст с. 70 о лекарственных растениях, их использовании в медицине и ветеринарии, рассматривают рисунок 62 с. 71 “Лекарственные растения”, соответствующий слайд презентации, приводят свои примеры лекарственных растений, произрастающих в нашей местности.
После этого учащиеся просматривают ЭОР “Культурные растения”
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e2d1b-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm
“Домашние животные”
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e2d1a-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm .
Затем учащиеся актуализируют имеющиеся знания о полезной роли бактерий, грибов и лишайников.
После этого учащиеся анализируют текст с. 71 и слайд презентации о разведении ценных видов рыб человеком, восстановлении численности лососевых и осе