Польза животных для человека 1 класс
Юлия Полякова
Конспект занятия «Домашние животные. Польза для человека» (1 класс школы-интерната VIII вида)
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Домашние животные. Польза для человека
Цель: Расширение представлений детей о домашних животных (собаки)
Задачи:
1. Обобщить представления детей о домашних животных;
2. Познакомить с различными породами собак, с историей приручения собаки человеком;
3. Закрепить представления о пользе, приносимой людям;
4. Прививать любовь к домашним животным.
Ход
I. Организационный момент
Чтение стихотворения «Домашние животные»:
– Кони, кони, как живёте?
Кони, кони, что жуёте?
– Хорошо пока живём,
На лугу траву жуём.
– Козы, козы, как живёте?
Козы, козы, что клюёте?
– Хорошо пока живём,
Но, простите, не клюём,
А дерём мы поутру
С молодых осин кору.
– Как вы, кролики, живёте?
Что вы, кролики, дерёте?
– Хорошо пока живём,
Но, простите, не дерём,
А грызём мы ловко
Свежую морковку.
– Вы, котята, как живёте?
Что, котята, вы грызёте?
– Хорошо пока живём,
Но, простите, не грызём.
Пьём мы понемножку
Молоко из плошки.
II. Введение в тему.
Дефектолог: – О ком говорится в стихотворении? (О животных)
– О каких животных? (Домашних животных)
К нам в гости пришло одно домашнее животное. Нам нужно отгадать какое это животное.
Я верный человека друг.
Имею множество заслуг.
На цепь привязан во дворе.
Зимою сплю я в конуре.
Охочусь с другом на волков.
Пасу на пастбище коров.
Бегу по тундре вековой
в упряжке, снежною зимой.
Я в мире лучшая служака.
Кто я? Ты угадал –
(Собака)
-О ком эта загадка? Правильно, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о собаках, наших четвероногих друзьях и помощниках.
И к нам в гости пришла собачка Клякса. Она будет помогать нам на занятии. Мы покажем ей, как много знаем про собак.
III. Основная часть.
1. История приручения собак
– В древние времена предки собак были частью дикой природы, жили в лесу и охотились для своего пропитания.
– А вы знаете, кто был предком собаки? (волк)
– В древние времена люди стали приручать волков. Подумайте, с какой целью человек стал приручать волков? (Охранять жилье, ходить на охоту.)
Вот дали собаке работу –
Жилье охранять и ходить на охоту.
Собака о дне не скучала вчерашнем
И стала хорошим животным домашним.
– Собаки почувствовали доброту людей, поверили им и стали впоследствии верными, преданными друзьями.
2. Беседа о пользе, приносимой людям
– Скажите, как собака помогает человеку в жизни? (охраняет жилье и гра-ницу, находят преступников, спасают людей из-под обломков и снежных лавин, помогают на охоте, помогают пасти стадо). – Молодцы, правильно!
3. Физминутка «Кто же это?»
Отгадайте, кто же это? Загибают по одному пальцу на обеих
Уха два, а рожек нету. руках на каждое выделенное слово.
Есть короткий толстый хвост,
Есть холодный черный нос,
Есть четыре сильных лапы,
Очень сильных, как у папы.
И еще хочу сказать:
Очень умные глаза.
Я бы угадать бы смог! Машут рукой.
Кто же это? Мой щенок! Пожимают плечами. Прижимают руки
Н. Нищева к сердцу.
4. Беседа «Заботимся о собаке дома»
-Кому хотелось иметь дома собаку? Как бы ты её назвал?
– Взяв домой маленькую собачку, надо о ней заботиться, а не только с ней играть. Надо найти в квартире определенное место, где она будет спать и есть. С собакой необходимо гулять 2 раза в день – утром и вечером, убирать в квартире за собакой. Ходить в ветеринарную лечебницу и делать прививки, чтобы она не заболела. Соблюдать режим, вовремя кормить щенка. Воспитывать, обучать его, чтобы он понимал ваши команды. И, конечно же, соблюдать гигиену. После общения с собакой обязательно мыть руки с мылом.
5. Просмотр иллюстраций с изображение различных пород собак.
Наша собачка Клякса принесла фотографии. На них изображены собаки разных пород. Давайте, мы с вами их посмотрим и выясним, как они помогают человеку.
– Первая фотография: посмотрите, на ней изображена овчарка. Она – охраняет нашу границу, в милиции – помогает находить преступников и обезвреживать их. Как называется эта порода собак?
– Теперь переходим ко второй фотографии. Это – лайка. Она перевозит грузы и людей на холодном севере. Как называется эта порода собак?
– На третьей фотографии изображена такса. Она является хорошим помощником охотников. Как называется эта порода собак?
– На четвертой фотографии изображен Ньюфаундленд или Водолаз. Его специально обучают помогать людям в спасении утопающих. Повторим, это водолаз.
– И на последней фотографии, пятой, изображен пудель – он прекрасный артист, выступает в цирке и радует людей. Как называется эта порода собак?
– Замечательно!
IV. Рефлексия
– Кто был предком собаки?
– Какой породы собака вам больше всего понравилась?
– Молодцы! Нашему гостю понравилось у нас, но ему пора уходить домой и наше занятие заканчивается! Давайте попрощаемся с собачкой Кляксой!
Животные – это дар природы для человечества. Некоторые из них тесно связаны с нами в повседневной жизни. Они вносят большой вклад в жизни людей, возможно даже больше, чем растения, и сложно представить наше существование без животных.
Молоко
Животные обеспечивают нас молоком. Для получения молока используются коровы, буйволицы, козы, верблюды, яки, хайнаки и т.д. Молочные продукты широко употребляются во всем мире людьми разных возрастов – от младенцев до стариков.
Шерсть и волосы
Шерсть многих животных пользуется большим спросом, особенно это касается коз и овец. Из нее изготовляют шерстяную одежду, платки и одеяла. Аналогичным образом, из конских волос делают кисти, а из перьев некоторых птиц производят подушки.
Медикаменты
Животные служат источником полезных лекарственных веществ. Хотя в последнее время этот метод в основном заменен биотехнологиями, все же есть некоторые лекарства, которые получают от животных. К примеру, гепарин известный как антикоагулянт, используется для препятствия свертывания крови и синтезируется из внутренних органов животных.
Мясо
Во всем мире ежедневно потребляется огромное количество мяса. Хотя вегетарианский рацион хорошо подходит для здорового образа жизни, мы по-прежнему потребляем мясо различных животных по индивидуальным причинам. Животные, используемые для этой цели включают: коз, овец, верблюдов, коров, свиней, кроликов, рыб и т.д. Мы потребляем яйца птиц, таких как куры, перепела, индейка и т.п., которые очень питательны и полезны для человека.
Кожа и мех
Животные – отличный источник кожи и меха, которые применяются для изготовления обуви, ремней, кошельков, сумок, шуб, ковриков и т.д. Возможно, такое использование братьев наших меньших не совсем гуманно, но в некоторых регионах – это вопрос выживания.
Транспорт
Ранее животные широко использовались для перевозки людей и грузов. Однако, сейчас такое применение ограничено некоторыми частями мира.
Для этих целей хорошо подходят лошади, быки, буйволы, ослы и т.д. В пустынях популярностью пользуются верблюды, которые приспособлены для жизни в сложных климатических условиях.
Служба
Собаки отлично выслеживают различные предметы и людей, участвуют в спасательных операциях, а также являются хорошими компаньонами и помогают людям с ограниченными способностями.
Развлечение и отдых
Животные также используются для развлечения и отдыха. Конные скачки являются популярным видом спорта.
Сельское хозяйство
Обработка земель и перевозка
В некоторых странах животные помогают обрабатывать сельскохозяйственные угодья, перевозить воду и урожай.
Удобрение
Экскременты животных являются эффективными органическими удобрениями, повышающими плодородие почв.
Образование
Изучение животного мира является частью нашего образования. В научных дисциплинах, мы используем образцы живых или даже мертвых особей для определения функций и структуры тела. Кроме того, изучая животных мы лучше понимаем физиологию нашего тела. В образовательных целях используются такие животные: насекомые, земноводные, дождевые черви, грызуны, рептилии и т.п.
Медицинские исследования
Любое новое лекарство подвергается доклиническим исследованиями перед тестами на человеке. При этом эффективность препарата, как правило, оценивается на животных. Благодаря этому способу можно изучить токсический эффект, механизм действия, побочные эффекты, максимальную переносимую дозировку и т.д. Для этих целей используются мелкие животные, особенно грызуны, такие как крысы, мыши, кролики, морские свинки. Однако, исследователи должны соблюдать некоторые строгие правила, чтобы минимизировать страдания животных.
Изготовления противоядий
Животные, такие как лошади используются для производства основных лекарственных средств, а именно противоядий от укуса змей, которое может спасти жизнь человека.
Экономическое значение
Животные вносят большой вклад в экономику стран. Есть много отраслей промышленности, которые существуют благодаря животным и обеспечивают важные потребности человечества.
Благодаря гибридизации и биотехнологиям стало возможным выращивание более продуктивные виды животных, особенно КРС, обеспечивающие людей мясом и молоком. Это также касается домашних собак. Они выращиваются с целью продажи по выгодной цене.
Вышеупомянутые преимущества животных доказывают, что мы должны чтить и защищать братьев наших меньших.
Не нашли, то что искали? Используйте форму поиска по сайту
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Мотивация к учебной деятельности.
Цель этапа:
включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Ребята, сегодня у нас много гостей, в начале урока окажем им внимание.
Покажите, с каким настроением вы начинаете урок.
Мы рады приветствовать вас в классе нашем. Возможно, есть классы и лучше и краше, но пусть в нашем классе вам будет светло, пусть будет уютно и очень легко.
Показывают смайлики соответствующие настроению.
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Цель этапа:
готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
Для того, чтобы узнать о чем пойдет речь сегодня на уроке, я предлагаю вам поиграть. У вас на столах конверты. Давайте посмотрим, что в них.
Как вы думаете, в чем заключается наша игра?
Какое задание вы могли бы предложить?
Предлагаю остановиться на одном из ваших вариантов, а именно разделить данных животных на группы.
Анализируют иллюстрации. Выбирают критерии для классификации.
Предлагают различные варианты заданий.
3.Выявление места и причины затруднения.
Цель этапа:
выявление и фиксация места и причины затруднения.
Ребята, у нас с вами возникло затруднение. Мнение класса разделилось. Для того чтобы узнать на сколько же групп можно разделить этих животных ответьте на следующие вопросы.
Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами себе устраивают жилье, выводят потомство, называются…
Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются …
А теперь еще раз посмотрите на картинки. Так на сколько групп можно разделить этих животных?
Назовите эти группы.
Продолжают фразу.
Всех животных можно разделить на две группы.
Домашние и дикие животные.
4.Формулирование темы и цели урока.
Цель этапа:
постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.
Предположите, какова будет тема сегодняшнего урока?
Слайд №2
Попробуйте сформулировать цель нашего урока.
Слайд №3.
Ставят цели, формулируют тему урока.
5. Знакомство с новым материалом.
Цель этапа:
фиксация нового знания.
1. Рассказ учителя о приручении животных. А вы когда-нибудь задумывались, когда и почему одних животных человек приручил и стал держать дома, а других нет?
Сегодня мы узнаем, откуда появились домашние животные.
Давным-давно, когда еще не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, очень редко находили они себе пищу. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки (слайд №4). Они научились охранять человека от врагов, помогать ему, искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.
Уже не одну тысячу лет домашние животные живут с нами. А знаем мы о них иногда меньше, чем о диких. Мир домашних животных очень интересен.
Подробнее поговорим о домашних животных.
Выгоняли рога погулять на луга.
И рога вечерком
Прибрели с молочком (слайд №5).
Учитель обобщает высказывания детей.
Вол является предком коровы, т.к. это первое из одомашненных рогатых животных. Это произошло потому, что волы очень послушные животные. Их можно использовать на тяжёлой работе. А самки волов дают много молока – больше, чем нужно их телятам. Мы не знаем точно, когда был приручён вол. Но уже в каменном веке люди имели домашний рогатый скот.
С бородой, а не старик,
С рогами. А не бык,
Доят, а не корова (слайд №6).
Для чего человек приручил коз?
Коз разводят главным образом ради шерсти, пуха и молока. Пух не стригут, а вычёсывают, затем прядут и вяжут тонкие, тёплые и очень красивые изделия. Ценную шерсть — мохер даёт ангорская порода коз. Издревле известны целебные свойства козьего молока.
Домашний заяц? (слайд№7).
Учитель обобщает высказывания детей, дополняя новой информацией.
Какую пользу приносят кролики?
Предком домашнего кролика является – заяц. У кролика длинные, подвижные уши, большие круглые глаза, короткий хвост. Задние ноги короче передних. Кролик не ходит, а прыгает.
Кролик любит овощи: морковь, вареный картофель, свеклу. Корм дают вечером, так как питается кролик в основном ночью.
Крольчата рождаются слепыми, голыми. За первые 6 дней жизни масса их удваивается, они покрываются шерсткой.
Кроликов разводят ради тёплого, красивого меха, лёгкого пуха и вкусного, питательного мяса.
Кто не прядёт, не ткёт,
А людей одевает? (слайд №8)
Учитель обобщает высказывания детей, дополняя новой информацией.
Овцы – это мелкий рогатый скот. Разводят овец ради шерсти, особенно ценятся породы овец с тонкой шерстью — тонкорунные. Из их шерсти на фабриках делают лучшие шерстяные ткани. Стада овец называют отарами. Большие отары пасутся на степных, пустынных и горных пастбищах.
Хвост крючком,
Нос пятачком (слайд №9)
Учитель обобщает высказывания детей, дополняя новой информацией.
Когда говорят о свиньях, некоторые ребята морщатся: фи, эти грязнули… Но свиньи совсем не грязнули, они, наоборот, очень чистоплотны. Тот, кто видел, как в жару свинья ложится в грязь, должен знать: она делает это для того, чтобы охладить кожу и избавиться от надоедливых насекомых. Свиней нужно почаще чистить и мыть. Содержать их надо в чистых помещениях.
Кто не кузнец, не плотник,
А первый на селе и в поле работник? (слайд №10)
Учитель обобщает высказывания детей, дополняя новой информацией.
В прошлом лошадь была незаменимой помощницей человека. Она помогала крестьянину в поле, когда не было тракторов. Она перевозила людей и грузы, потому что не было автомобилей. Лошадь участвовала и в военных битвах…
Современная техника во многих делах заменила лошадь. Во многих, но не во всех. Лошадь по-прежнему необходима лесникам, пастухам, пограничникам. На лошадях удобно перевозить грузы на небольшие расстояния. Немало людей увлекаются конным спортом. И конечно, как и раньше, люди не перестают восхищаться красотой лошадей. Общаясь с лошадью, человек учится понимать живое, учится доброте.
Люди вывели много пород лошадей. Породистых лошадей разводят на конных заводах.
Как вы думаете, а птицы домашние бывают?
Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами (слайд №11)
Учитель обобщает высказывания детей, дополняя новой информацией.
В далёком прошлом, много тысяч лет назад, люди приручили, одомашнили диких кур.
И не просто одомашнили, а вывели множество пород этих животных. Дикие куры имели жёсткое мясо, откладывали по 5—6 яиц в год.
Людям удалось вывести породы кур с нежным, вкусным мясом и несушок, которые радуют своих хозяев свежими яйцами почти весь год.
А есть и домашние насекомые.
Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
И поделится медком (слайд №12).
Учитель обобщает высказывания детей, дополняя новой информацией.
В далёком прошлом люди ходили за мёдом на охоту! В лесах было тогда очень много диких пчёл. Они жили в дуплах деревьев. Найдя пчелиные жилища, люди полностью их разоряли, пчелиная семья погибала. Со временем люди стали разумнее. Они одомашнили пчёл, стали выносить улья на пасеки.
Пока одни пчелы собирают нектар, другие заняты сбором пыльцы. Из нектара получается мед, а из пыльцы корм, его называют хлеб, для личинок.
Все лето, не зная отдыха, трудились пчелки и запасли столько меда, что хватит не только на зимовку, но и для нас постарались.
Как вы думаете, а домашние бабочки бывают?
Оказывается, да. Уже много веков люди разводят особых бабочек – тутовых шелкопрядов (слайд №13).
Каких еще домашних животных вы знаете? Какую пользу они приносят? Как человек за ними ухаживает?
Мы сейчас с вами услышали много интересной и полезной информации о домашних животных.
Давайте сделаем вывод: каких животных называют домашними?
Для чего человек приручил домашних животных? Чем же полезны эти животные? (слайд №14).
Доказывают свой выбор. На основе личного опыта рассказывают для чего человек разводит коров, как ухаживает за ними, какую пользу они приносят человеку.
Досказывают свой выбор. На основе личного опыта рассказывают для чего человек разводит коз, как ухаживает за ними, какую они приносят пользу.
Досказывают свой выбор. На основе личного опыта рассказывают для чего человек разводит кроликов, как ухаживает за ними, какую они приносят пользу.
Досказывают свой выбор. На основе личного опыта рассказывают для чего человек разводит овец, как ухаживает за ними, какую они приносят пользу.
Досказывают свой выбор. На основе личного опыта рассказывают для чего человек разводит свиней, как ухаживает за ними, какую они приносят пользу.
Досказывают свой выбор. На основе личного опыта рассказывают для чего человек разводит лошадей, как ухаживает за ними, какую они приносят пользу.
Досказывают свой выбор. На основе личного опыта рассказывают для чего человек разводит домашнюю птицу, как ухаживает за ними, какую они приносят пользу.
Досказывают свой выбор. На основе личного опыта рассказывают для чего человек разводит пчел, как ухаживает за ними, какую они приносят пользу.
Обобщают информацию, выделяют существенные признаки животных разных групп, формулируют вывод.
6. Физкульт-
минутка.
Цель этапа:
Снятие утомления через физическое напряжение.
– Мы поработали. Пора отдохнуть, снять напряжение.
Вышли уточки на луг
Кря-кря-кря!
(Шагаем)
Пролетел веселый жук,
Ж-Ж-Ж
(Машем крыльями-руками)
Гуси шеи выгибают
Га-га-га!
(Наклоны головы)
Клювом перья расправляют
Га-га-га!
Ветер ветки раскачал
(Качаем поднятыми вверх руками)
Шарик тоже зарычал
Р-р-р!
Зашептал в воде камыш,
Ш-ш-ш!
(Подняли руки вверх, потянулись)
И опять настала тишь,
Ш-ш-ш! (Пальцы к губам)
Выполняют движения.
8. Практическая работа.
Цель этапа: закрепление изученного через практическую деятельность.
- Определение этапов работы.
Мы узнали, для чего человек разводит домашних животных, какую они приносят пользу. А сейчас я предлагаю вам заполнить двор домашними животными (ил-ция на доске). Что нам для этого понадобится и кто будет жить во дворе, вы узнаете когда откроете конверты.
У всех вас одинаковый набор шаблонов с помощью которого вы все сделаете разных животных, поможет в выполнении работы технологическая карта.
В какой технике вы будете работать?
С чего начнем работу?
Давайте вспомним правила т.б. при работе с ножницами.
Мы определили последовательность работы, теперь вы можете приступить к работе. Выполняя работу помним, что….
- Самостоятельное выполнение работы.
- Оформление «Дворика»
Какой замечательный дворик у нас получился, я думаю ваши питомцы будут жить дружно. Как можно назвать всех этих животных?
Для чего человек их разводит?
У меня есть маленькая мышка, можно я поселю ее во двор к другим животным?
Почему мышку мы не можем назвать домашним животным, ведь она живет в доме?
Открывают конверты, рассматривают шаблоны, делают предположения по поводу предстоящей работы.
Планируют предстоящую работу.
Повторяют правила т.б. при работе с ножницами.
Выполняют работу по плану. Осуществляют самоконтроль в процессе изготовления изделия.
Обобщают информацию, выделяют существенные признаки животных разных групп, формулируют вывод.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель этапа:
соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
Подведём итог нашего урока. Вернёмся к нашим целям. Достигли ли мы поставленной цели?
А теперь я хочу, чтобы каждый из вас оценил свою деятельность на уроке (с помощью смайликов).
А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что у вас были на начало урока; теперь – левую ладошку, с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке – соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке. Вы замечательно потрудились. Спасибо вам! Урок окончен.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности